[:ru]
После нескольких лет кризиса казахстанская экономика пошла в рост. Сегодня наблюдается оживленный интерес к нашей стране со стороны международных инвесторов. Кроме того, новый импульс развития получила казахстанская промышленность.
Если верить официальным сообщениям, это только начало. А впереди нас непременно ждет светлое будущее промышленно-развитой державы с большими объемами производства продукции перерабатывающего сектора, предназначенной не только для внутреннего потребления, но и для экспорта. Не зря ведь, в конце концов, мы ЭКСПО проводим. Как говорят в высоких кабинетах, оно непременно даст ощутимый толчок развитию промышленности и технологий будущего в нашей стране.
Без реального индустриально-инновационного развития страна всегда будет сырьевым придатком более сильных экономик. Это аксиома. Потому и приняты все эти государственные Стратегии и Программы, направленные на социализацию государства, сокращение разрыва между богатыми и бедными, между столицами и регионами, между городом и остатками деревни.
Это, безусловно, сложный и не быстрый процесс, требующий от власти филигранного умения балансировать на грани фола и компромисса, эффективного сочетания кнута и пряника, использования где-то давления, а где-то поисков консенсуса. А от нас — отказа от многих укоренившихся в нашем обществе привычек и предрассудков, существующих зачастую в пику законности.
И, чтобы реализовать намеченные планы, нужно не только согласно кивать головами во время выступлений президента, но и реально что-то делать. А для этого прислушиваться к мнению тех, кто знает, как это делать. То есть самих самых что ни на есть индустриализаторов — тех, кто в годы потрясений и перемен сумел сохранить и поддержать на плаву остатки всего того, что некогда составляло огромный промышленный потенциал республики.
Огромную роль в экономическом развитии республики играют инвестиции. В том числе и иностранные. Стоит отметить, что зарубежные инвесторы проявляют к Казахстану все больший и больший интерес. Об этом свидетельствуют статистические данные.
По данным аналитической группы EnergyProm, лидером по объему капиталовложений стала Алматинская область – 3,6 миллиардов инвестиционных тенге с начала года. На этот регион приходится четверть от общего объема продовольственного производства республики. Здесь сосредоточены молочный, мясной, птицеводческий и плодоовощной кластеры, а также четыре крупнейших завода по выпуску продуктов питания.
В лидеры инвестиционно привлекательных регионов выбилась и Жамбылская область. За первые пять месяцев текущего года в здешнюю пищевую промышленность было вложено 2,5 миллиардов тенге. Область поставляет на внутренний и внешний рынки мясную продукцию, колбасы, консервы, сахар и кондитерские изделия.
иностранные и отечественные инвесторы всерьез заинтересовались пищевой промышленностью Казахстана. За пять месяцев этого года в нее было вложено 19 миллиардов тенге. Это на 37 процентов больше, чем в прошлом году. Наиболее привлекательными для частного капитала в этом плане становятся южные регионы.
К слову, за год производство продуктов питания в Казахстане выросло на 18 процентов и в валовом отношении составило 571 миллиардов тенге.
Напомним, что долгосрочные цели развития агропромышленного комплекса определены в Стратегии «Казахстан-2050» и Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года. В соответствии со стратегическими документами, к 2020 году производительность труда в агропромышленном комплексе должна увеличиться не менее чем в 4 раза. Урожайность пшеницы составит 1,4 тонны с 1 гектара; доля отечественного производства продовольственных товаров в общем объеме ресурсов составит 80 процентов. Для достижения этих показателей реализуется Программа по развитию агропромышленного комплекса РК на 2013–2020 годы «Агробизнес-2020». В целом на реализацию Программы за 8 лет предусмотрено более 3 триллиона тенге, которые, как ожидается, позволят привлечь в отрасль более 10 триллионов тенге частных инвестиций.
Это подтверждается на деле. Приток инвестиций в сельское хозяйство Казахстана за прошлый год вырос на 62 процентов, до 152 миллиардов тенге. Вообще надо сказать, что, начиная с прошлого года сельскохозяйственная отрасль Казахстана переживает рост инвестиционного интереса. Хотя при этом стоит признать, что отрасли требуется еще больше вливаний для модернизации всех своих фондов. Уровень износа основных средств в агропромышленном комплексе составляет 40 процентов.
Но работа в этом направлении ведется. И уровень ввода в эксплуатацию основных средств в сельском хозяйстве меняется. Опять же, в прошлом году на предприятиях Агропрома было введено основных средств на сумму 116 миллиардов тенге, что на 55 процентов больше уровня 2015 года.
Напомним, что в рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов» были внесены изменения в законодательства Республики Казахстан в части увеличения срока аренды земель, облегчения налогового администрирования и предоставления инвестиционных преференций для иностранных инвесторов. Срок аренды земель для иностранных компаний увеличен с 10 лет до 25 лет. В рамках программы «Агробизнес-2020» субсидируется инвестиционные вложения в размере 30-80 процентов по приоритетным направлениям
Если проследить за ситуацией в разрезе отраслей, то тут тоже есть, от чего испытывать удовлетворение. Так, после нескольких лет спада вновь набирает обороты казахстанская автомобильная промышленность, переживающая, по некоторым оценкам, бурный рост. За пять месяцев этого года с конвейера сошло почти семь тысяч легковушек, грузовиков и автобусов более чем на 40 млрд тенге, то есть объем производства вырос сразу на 440 процентов.
Вместе с производством увеличиваются и продажи. В мае на долю отечественного автопрома пришлось 36 процентов от общего объема реализованных автомобилей. Тогда как в прошлом году этот показатель был на уровне всего 24 процентов. По статистике Союза предприятий автомобильной отрасли «КазАвтоПром», чаще всего казахстанцы приобретают собранные в стране «Тойоты», «Лады» и «Рено». С начала года казахстанцы купили более 14 тысяч «железных коней» местной сборки на сумму 369,4 миллионов долларов.
Помимо автомобильной и пищевой отрасли Казахстан способен зарабатывать на авиатранзите пассажиров ежегодно сотни миллионов долларов. По словам министра по инвестициям и развитию Жениса Касымбека, каждый транзитный пассажир оставляет в Казахстане минимум 200–250 долларов в сутки. Министр назвал это «золотым дном.
Количество транзитных полетов через воздушное пространство Казахстана ежегодно увеличивается на 6–7 процентов. Ключевые пассажиропотоки транзитом через Казахстан наблюдаются по направлениям из Китая в Европу, Россию и Турцию, между Европой и Юго-Восточной Азией. В планах у государства к 2020 году довести количество транзитных пассажиров, следующих через нашу республику, до 1,6 миллионов человек в год.
– В этом году мы ожидаем, что порядка 130 тысяч воздушных судов иностранных государств пролетят через Казахстан, – отметил Женис Касымбек.
По словам министра, во время «ЭКСПО» на некоторых международных маршрутах уже увеличилось количество рейсов. Например, в Пекин и Лондон самолеты из Астаны стали летать ежедневно. Кроме того, Женис Касымбек сообщил, что со следующего года авиабилеты в Казахстане будут дешеветь. Дело в том, что треть стоимости авиабилетов составляет топливо, и сейчас наши НПЗ производят лишь 300 тысяч тонн авиационного керосина в год при необходимых 800 тысячах. А через год весь необходимый нашему авиапарку объем топлива будет производиться в Казахстане.
Алтынорда
[:]