[:ru]
На прошлой неделе Первомайским районным судом Бишкека был вынесен обвинительный приговор гражданину Казахстана Адилу Тойганбаеву. Зятю первого президента Киргизии и бизнесмену, имевшему активы в этой стране.
Юристы могут многое сказать (и непременно скажут) о правовой несостоятельности и элементарной безграмотности этого документа. Хотя его безграмотность очевидна не только специалистам: достаточно отметить грубые грамматические несогласования в предложениях.
Суд обвиняет казахского гражданина в стандартом ряде т.н. «экономических преступлений». (Это давняя советская традиция расправ над несогласными). При этом дело, начатое в 2005 году, закончено только спустя двенадцать лет. И срок, назначенный судом — двадцать лет — обычно применяется в исключительных случаях, в тяжелых уголовных процессах. Например, такой на прошлой же неделе получил Заур Дадаев, за организацию, подготовку и совершение убийства известного общественного деятеля. То есть одно из двух: либо такой срок назначается за людоедство, либо сам он назначается людоедами.
Фактически те, кто вынесли приговор, проговариваются в этом. «При назначении наказания суд принимает во внимание личность подсудимого». Это существенная оговорка, признание того, что затеянный с экономическими обвинениями процесс превращен в политическое судилище. И судят на нем не за поступки, судят — за личность.
И эта личность судилищем дорого оценена. Виновникам криминального переворота необходимо свести счеты если не с президентом, которого они свергли, то хотя бы с его родственниками. На Акаева распространяется президентский иммунитет, и предъявить претензии ему невозможно.
Международные правоохранные организации, руководства государств и лидеры общественного мнения будут поставлены в известность о факте использования судебной инстанции для сведения счетов, лживых манипуляций и политических преследований. Мы призываем обратить на этот прецедент особое внимание киргизские оппозиционные партии, независимые СМИ и НПО, которые должны отдавать себе отчет: теми же методами правящий режим будет «бороться» и с ними.
Киргизскому суду одновременно можно посоветовать учиться беспристрастности и правописанию. Беспристрастности — потому что он обязан составлять собственное мнение по существу дела, а не цитировать мнение следствия, что открыто в нарушение закона делается в его приговоре. С правописанием еще сложнее. Обычно людей с таким уровнем грамотности оставляют на второй год. Здесь же они сами грозятся отправить в застенок других — на двадцать лет.
Пресс-служба Казахского Национального Конгресса
Информация к размышлению.
Только в прошлом году я трижды побывал в Бишкеке. Беседовал с разными людьми. И практически все они сходятся во мнении: первый президент Кыргызстана Аскар Акаев был на две головы выше того же Курманбека Бакиева и нынешнего Алмазбека Атамбаева. Профессор, ученый, интеллектуал, собственно он и является отцом демократических преобразований в своей стране. С него начались реформы в Кыргызстане, которые сегодня, спустя годы, начинают давать свои плоды.
Как вспоминает редактор «Литературного Киргизстана» Александр Иванов, «когда я писал про него критическую статью, он звонил мне и благодарил за указание на ошибки». Что говорит о его умении прислушиваться к голосу своего народа.
А следовательно, что бы, и кто бы не говорил об Акаеве, но народная память на хорошие дела оказывается сильнее. Аскара Акаева кыргызы все еще любят.
Что несет скрытую угрозу ныне действующей власти.
Поэтому его политическим оппонентам не остается иного выбора, кроме как попытаться опорочить ближний круг людей президента Акаева. Что мы и видим в данном случае.
Главный редактор информационно-аналитического ресурса «Алтынорда» Серик Малеев.
[:]