[:ru]
Какое значение сыграли тюрки в формировании китайской нации? За что империю Тан не признают китайские националисты? И откуда родом основные символы Китая – дракон и нефрит? |
Находки Андерсона
На встрече общественного объединения “Ұлы Дала Әлемі – Мир Великой степи” (Даларух) в Алматы историк Жумажан БАЙЖУМИН выдвинул предположение, что скотоводы-прототюрки стояли в основе народности, развитие которой впоследствии привело к появлению современного Китая.
– Самое любопытное заключается в том, что ключевая роль в создании этой цивилизации принадлежит нашим дальним предкам, – говорит Жумажан Байжумин. – Достаточно сгруппировать существующие археологические материалы, результаты имеющихся исследований и осуществить простой анализ, чтобы к этому прийти. Раньше этот вопрос таким образом не стоял и никем не ставился, но в начале XX века шведский ученый, геолог и археолог Юхан Андерсон обнаружил в долине реки Хуанхэ существование древней неолитической культуры. Его заключение – ее создателями были не местные протокитайские племена, а пришельцы с северо-запада.
В дальнейшем изучение антропологического материала – в частности, достаточно большой серии черепов из могильника Сибейган Луншаньского энеолитического комплекса III тысячелетия до нашей эры – показало, что луншаньцы – это европеоиды с определенной примесью монголоидной расы.
В дометаллургическую эпоху племена, которые пришли в Китай с северо-запада, создали так называемую культуру яншаоского типа, названную так по первому неолитическому поселению, которое исследовал Андерсон. Яншаоских культур несколько, они различаются по возрасту, к ним относится и культура Баньпо, отличительной чертой которой была крашеная керамика. Это разноцветная керамика, в художественном отношении достаточно качественная, эстетичная, с элементами животного орнамента. Интересно, что эта керамика получила распространение в Европе, Азии, Северной Африке, Центральной Америке.
Андерсон, как археолог-палеолитчик, определил следующее: на территории самого Китая и всей Юго-Восточной Азии до неолита не существовало сменяющих друг друга верхнепалеолитических культур, которые затем смогли бы эволюционировать в мезолитические, а впоследствии в неолитические. Вплоть до Яншао облик каменной индустрии Китая был раннепалеолитическим, то есть использовались самые примитивные галечные орудия, в основном чопперы. В самой китайской историографии к такому подходу очень негативное и крайне болезненное отношение.
Получается, что китайцы оказались не в состоянии сформировать свое государство, для этого понадобился некий внешний импульс. Все это отягощается еще тем, что создателями Китая были представители совершенно другой расы.
Но уже и среди крупных китайских ученых появилось немало тех, кто поддержал такой подход. Китайский ученый Вэй Цзюйсянь говорит, что в создании китайской нации участвовало два потока – южный, протокитайский, монголоидный, который сформировался на юге Китая, условно в Сычуане, и северо-западный, европеоидный. Они двигались друг другу навстречу и в долине Хуанхэ, в современной провинции Хайнань образовали ядро современных китайцев в результате смешения европеоидов и монголоидов протокитайского происхождения. Что представляли собою протокитайские племена, которые пришли с северо-запада, и на каком уровне развития они находились? Во-первых, эти пришельцы были скотоводами, поэтому во всех китайских легендах явно читается их северное скотоводческое происхождение. Мать легендарного императора Хуан-ди якобы была птица-феникс с западных гор. Автор Цзян Жун пишет, что Хуан-ди благодаря своему происхождению от кочевых народов имел характер дикого зверя, похожий на волчий. В целом в соответствии со взглядами китайских историков, которые опираются на свою непрерывную тысячелетнюю письменную традицию, Хуан-ди не этнический китаец, а вождь одного из скотоводческих племен с северо-запада. Эти северо-западные племена именуются ся. Ся напоминает китайское наименование саков, они называли их сэ, думаю, это одно и то же. Хуан-ди пришел, принес законы, научил ремеслам.
Легендарная династия Ся
– У Хуан-ди был брат Ян-ди – основатель рода цзян. А кто такие цзян? Это племя в составе жунов – кочевников, предки которых были цяны, еще более древние скотоводы, их называли бэй-цяны (северные цяны) или же ма-цяны (лошадиные цяны). От ма-цянов произошли и Ян-ди, и Хуан-ди.
Говорят, что гунны – потомки жунов. В то же время предками гуннов являются основатели династии Ся. Она для европейцев является легендарной, но для китайцев это реальная династия.
И в 90-е годы прошлого века нашли материальные подтверждения этому, китайские археологи обнаружили древнее поселение между культурным слоем Луншаньского неолитического комплекса и Шанским. Между ними был найден еще один культурный слой, который принадлежал Ся. После династии Шан возникает Чжоу – это первое образование имперского типа на территории Китая. Российский ученый Грумм-Гржимайло говорил, что создателями Чжоу были кочевники ди, другие ученые говорят, что ди – скорее всего, часть жунов. Они утверждают, что ди появились на исторической арене в VIII веке до нашей эры, другие считают, что они были раньше. По всем китайским генеалогиям получается… что они скотоводы. В данном случае этот вопрос исторически не принципиален.
Археолог Александр Бернштам, большая величина в мировой науке, прямо заявил, что “…жуны и ди были, несомненно, тюркоязычными.” Поэтому мы их относим к древнейшим скотоводам.
Создатели империи Чжоу в плане материальной культуры сильно связаны с ди через карасукскую позднебронзовую культуру Южной Сибири. Но вместе с тем многие ученые говорят, что карасукская культура – основа всей классической скифской культуры, известной нам по древней истории степей Северного Причерноморья.
Что касается письменности, тоже интересный вопрос: чжоусцы, по сведениям многих ученых, имели свою письменность. Но когда они пришли в Китай и свергли предыдущую династию Шан, то не стали ее навязывать, а переняли уже существующее китайское иероглифическое шанское письмо.
Что за письмо было у шанцев, уж не орхонские ли руны – задаются вопросом отдельные российские ученые. И у них есть основания для таких предположений. Еще известный рунолог Алтай Аманжолов отмечал, что древнетюркская руника похожа на протоханаанскую письменность ближневосточных народов. Наш ученый Каржаубай Сарткожаулы имел возможность, проживая в Монголии, работать с китайскими материалами. По его данным, на территории Северного Китая была обнаружена медная дощечка эпохи Шан (XVIII – конец XII столетия до нашей эры). Это тюркские руны. Из 35 порядка 29 полностью соответствовали орхоно-енисейским рунам.
Юрты в эпоху Тан
– Теперь о крупнейших империях Цин, Хань и Тан, – продолжает историк. – От империи Цин идет Сина, Чайна – современное название Китая. Ее называют «варварской». Почему? Потому что она была тюркской. Империя Хань тоже значилась «варварской». Написано, что ханьцы в казанах варят баранью похлебку и едят ее. Но самая любопытная – это империя Тан. Отношение к ней в Китае двойственное. С одной стороны, утверждают, что это вершина всей древнекитайской истории. Таким мощным в военном и культурном плане, как при империи Тан, Китай никогда не был.
В эпоху Тан было завоевано 70 городов на западе – от Кашгара до Бухары. Но что это были за войска? Там не было ни одного этнического китайца, это была конная тюркская армия.
Даже известны каганы, которые принимали участие в этих походах, сами себя они считали тюрками, и об этом писал еще Лев Гумилев. При встрече с енисейскими кыргызами, которые приехали к нему за помощью, он говорит о том, что они одного рода. Видимо, они по-тюркски и общались. В эпоху Тан во дворах ставились юрты, которые стояли рядом с домами.
Откуда вообще появились эти китайские политические рассуждения на тему того, что часть Казахстана до Балхаша – это китайская территория?
Это как раз связано с эпохой Тан, которые были этническими тюрками. Они помогли разгромить и Западный, и Восточный тюркский каганаты. Большинство подданных этой империи, этнических китайцев, ненавидели Тан. Ненавидели Тан до последнего времени и китайские националисты – они всегда утверждали, что она не китайская. Известный факт, что все кочевые соседи рассматривали верхушку Тан не как китайских императоров, а как тюркских каганов.
Откуда прилетели драконы?
По мнению историка Байжумина, образ дракона в китайской культуре также возник не на пустом месте, а связан с ранней историей взаимоотношений с тюрками.
– Дракон – некий универсальный символ могущества. Задобрить дракона – китайский обычай, представьте простых земледельцев с их очень трудной жизнью, вдобавок страдавших от постоянных набегов кочевников. В Авесте тюркских кочевников называют аждаха (это змей или дракон в мифологии иранских, тюркоязычных и других народов. – Прим. авт.). Почему – сейчас становится понятно, поскольку на знаменах кочевников были изображены драконы. Есть китайские источники, где говорится о том, что город заняли гунны и всюду развивались их знамена с изображением драконов. Известно, что скифы сшивали из кожи и раскрашивали драконов. Когда они мчались в атаку, драконы наполнялись воздухом и издавали неприятный свист.
Этот развевающийся дракон наводил на врага дополнительный ужас. Отсюда же пошла традиция запуска воздушных змеев. К слову, изображение трезуба символизирует дракона, у целого ряда казахских родов есть тамга трезуб. Трезуб и у рода Чингисхана.
– Сейчас уже понятно, что культ нефрита, считающийся одним из главных символов китайской цивилизации, изначально тоже не был китайским. Культ нефрита был отмечен еще у курганных племен, которые кочевали в Приуралье в IV тысячелетии до нашей эры. Они его добывали на уральских месторождениях, нефрит у них считался священным камнем. Афанасьевская культура, карасукская культура – это все потомки курганных племен. Обычаи жунов и ди – это тоже обычаи курганных племен.
[:]