[:ru]
Четыре из 72-х мини-спутников, запущенных в космос 14 июля на российской ракете «Союз-2.1а» вместе с аппаратом «Канопус-V-IK», не реагируют на запросы наземных служб, а еще два кубсата (сверхмалых спутника) не были выведены на целевые орбиты. Таким образом, за один вылет Россия потеряла фактически 6 аппаратов, говорится в материале издания Space News. В то же время Газета.RU со ссылкой на экспертов заявляет о том, что речь может идти об отказе 19 аппаратов.
Еще 29 августа компания «Даурия Аэроспейс» — первая в России частная компания по производству спутников — объявила о том, что не смогла установить контакт с двумя спутниками типа МКА-Н, спроектированными и построенными по заказу Роскосмоса. Изданию Space News удалось выяснить, что на этом потери космической отрасли РФ не заканчиваются: признаков жизни не подает «Искра-МАИ-85» Московского авиационного института и «Космо Маяк» Московского государственного университета, а Lemur и Flock 2 не вышли на заданные орбиты. Неясно, что стало причиной провала — внутренний аппаратный либо программный сбой самих спутников, или же проблема связана с неудачным запуском ракеты.
В настоящее время четыре потерпевших неудачу аппарата вращаются на 600-километровой высоте. Один из них, «Маяк» стоимостью $30 тыс., разработанный студентами МГУ за счет краудфандинговых сборов, так и не смог развернуть светоотражатель Майлара, который должен был выполнить функцию гигантского солнечного рефлектора. Данный элемент призван был обеспечить «Маяку» выполнение уникальной миссии: разработчики планировали, что он сможет стать четвертым по яркости объектом в небе после Солнца, Луны и Венеры.
Впрочем, еще до запуска этого спутника далеко не все астрономы готовы были аплодировать проекту.
«Мы отчаянно боремся с паразитической засветкой неба, как в нижних слоях атмосферы, так и на орбите, — говорил Ник Хоус, астроном и бывший заместитель директора Кельдерской обсерватории в Нортумберланде, слова которого приводил ресурс Likeni. — И то, как это может глупо разрушиться группой краудфандеров, заставляет мое сердце разрываться на куски».
Теперь, после фактической потери аппарата, лидер команды молодых разработчиков из МГУ Александр Шаенко сообщил 18 августа на RadioReference.com о том, что в ходе расследования попытается выяснить, как обстоят дела с другими спутниками, которыми была гружена ракета «Союз».
«Если большинство из них потерпели фиаско, надо задать Роскосмосу вопросы по поводу нештатной ситуации во время восхождения на орбиту», — писал Шаенко на форуме, добавляя, что, к его сожалению, «Маяк» не оснащен радиоаппаратурой, которая могла бы облегчить решение задачи.
«По словам Шаенко, в том случае, если многие из 19 кубсатов, выведенных на одну орбиту, отказали, то это повод обратиться в «Роскосмос» с запросом о возможной нештатной ситуации при выведении, — пишет в свою очередь Газета.RU. — Шаенко утверждает, что, по статистике, кубсаты — спутники, часто собираемые из коммерчески доступных компонентов, отказывают довольно часто, но при отказе многих в одном пуске есть повод задуматься об общей причине их неисправности. Что случилось с «Маяком», его конструкторы попытаются узнать, получив макет аппарата и проведя его испытания».
По данным Space News, владельцы соседей «Маяка» откликнулись без энтузиазма. Часть из них вообще не стала комментировать ситуацию, а Алекс Солтман из GeoOptics, аппарат которой был в числе запущенных 14 июля спутников, сообщил по электронной почте: «Политика нашей компании такова, что мы не комментируем ситуацию с отдельными спутниками или запусками».
В то же время компания Planet — владелец упомянутого выше Flock 2k — пообещала «сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами для сбора телеметрии и других данных с тем, чтобы лучше понять ситуацию» и найти свой потерянный спутник. Об этом написала пресс-секретарь Рэйчел Холм по электронной почте.
С другой стороны, подавляющее большинство спутников, запущенных 14 июля на «Союзе», находятся на своих предполагаемых орбитах и работают.
«С нашей точки зрения, «Союз» — прекрасное транспортное средство», — сказал в электронном сообщении Роберт Зе, директор Лаборатории космических полетов Университета Торонто, разработчик дух норвежских спутников.
Не жалуется и компания Spire Global, несмотря на то, что один из ее аппаратов на «Союзе» не был выведен на запланированную орбиту. Из слов представителей фирмы следует, что потеря не является критической для миссии.
Тем временем «Даурия Аэроспэйс» пытается понять, почему кубсаты МКА-Н так и не вышли на связь.
«Несмотря на предпринимаемые меры, специалистам «Даурия Аэроспейс» пока не удаётся войти в связь со спутниками МКА-Н, — признали они в сообщении от 29 августа. — Перед стартом космические аппараты МКА-Н и транспортно-пусковые контейнеры прошли весь комплекс наземной экспериментальной отработки, который подтвердил полную готовность космических аппаратов к пуску и работе в условиях космоса… Сотрудниками компании проделан значительный объём работ по вхождению в связь с космическими аппаратами. Проведена модернизация наземных станций связи компании. К работе привлекаются как наши штатные и нештатные средства управления, так и дополнительные средства наших партнёров и коллег. Мы им благодарны за оказываемую поддержку и содействие. Однако с сожалением должны констатировать, что связь с МКА-Н установить не удается. Спутники находятся на штатной солнечно-синхронной орбите, поэтому работа по вхождению в связь с ними будет продолжаться».
В связи с этим «Даурия» обратилась к другим компаниям, задав им вопрос о том, не были ли «выявлены какие-либо отклонения от нормы» в работе их спутников, отправленных в космос 14 июля.
«Эта информация очень помогла бы «Даурии Аэроспейс» в определении причин проблемы с МКА-Н. Мы приглашаем к диалогу и обсуждению в той форме, какая устроит все стороны», — заявила компания, выражая понимание, что «соображения коммерческой тайны или авторитета организации не располагают к полной открытости».
Спутники МКА-Н — аппараты нанокласса, разработанные российской компанией «Даурия Аэроспейс» по заказу «Роскосмоса». В обеих структурах не дали внятных комментариев по поводу инцидента. Подобные спутники имеют малые размеры (от 10 до 30 см), сами по себе не слишком надежны и часто дают сбои в работе.
Как сообщалось ранее, руководитель Института космической политики Иван Моисеев высказал предположение в беседе с газетой «Известия», что для «Даурии» потеря спутников — это «сильный удар, поскольку они не так много запускают аппаратов».
«Подобная нештатная ситуация может еще сильнее усложнить отношения между частными космическими компаниями и «Роскосмосом», которые и так складываются не очень радужно», — высказал он мнение.
В Роскосмосе от комментариев пока отказались, однако уже поспешили заявить, что могут предъявить к «Даурии» претензии финансового характера.
Газета.RU подчеркивает, что запуск ракеты «Союз-2-1А» 14 июля был рекордным по количеству выведенных за раз аппаратов на орбиту. От себя добавим, что и поставлен и другой «рекорд» — по числу потерянных спутников.
«В тот день в космос были отправлены аппарат «Канопус-В-ИК» и еще 72 малых космических спутника, в частности TechnoSat, Corvus-BC 1, Corvus-BC 2, «МКА Маяк», два МКА-Н, Ecuador-UTE-ЮЗГУ, Flying Laptop, «Искра-МАИ-85», NORSAT-1, NORSAT-2, WNISAT-1R, CICERO-1, CICERO-2, CICERO-3, NanoACE, Flock 2k (48 штук), Lemur-2 (8 штук). Такое количество выводимых за один раз спутников стало рекордным для России, прежний рекорд — почти 40 аппаратов — принадлежал ракете-носителю «Днепр»», — пишет российское издание.
Компания «Даурия Аэроспейс» была основана в 2011 году предпринимателями Михаилом Кокоричем, Дмитрием Ханом и Сергеем Ивановым. Частная фирма занимается разработкой и производством малых космических аппаратов нового поколения.
Ранее стало известно, что компания SpaceX — один из главных конкурентов Роскосмоса на рынке космических запусков — обошла Россию по количеству отправленных в космос ракет и стала мировым лидером в этой области: в 2017 году она осуществила 12 запусков, тогда как Роскосмос — 11.
Согласно открытым данным, SpaceX стремительно отвоевывает у России ее долю на рынке космических запусков: если два года назад на SpaceX приходилось примерно 15 процентов коммерческих пусков на мировом рынке, то в 2016-м — 30 процентов. В этом году, по всей видимости, эта доля составит 45 процентов, у ЕС останется около 40 процентов, а у России — всего 15. Планы на следующий год еще более амбициозны: 60 процентов мирового рынка коммерческих пусков перейдут к SpaceX, у ЕС останется 30 процентов, у России — менее 10. Такие данные привел старший вице-президент SpaceX Тим Хьюз на слушаниях в подкомитете сената США.
Материал подготовил Александр Кушнарь, Newsader
http://newsader.com/39011-roskosmos-v-iyule-poteryal-shest-sputni/
[:]