[:ru]
Для проекта «100 новых лиц Казахстана». Часть 1. Официальная справка.
С именем Туякбая Рысбекова связана почти 20-летняя истории Уральского пединститута с главной ее вехой – коренного обновления и преобразования в современный Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова. Еще в 1991 г. Т. Рысбеков стал ректором УПИ им. А. С. Пушкина. Вскоре он возглавляет реорганизованный Западно-Казахстанский гуманитарный университет, с 2003 г. избран ректором уже ЗКГУ имени Махамбета Утемисова. «Такого срока ректорства не имел ни один из его предшественников. После В.К.Сидорова никто из ректоров не внес такого существенного вклада в развитие института (университета), какой пришелся на долю Т. Рысбекова», – отмечается в книге «Туякбай Зейтович Рысбеков. (См.Материалы к библиографии ученых Казахстана) / Состав.: к.и.н. Калменов М.Д. – Уральск: 2017).
Итак, почти два десятилетия, с 1991 по 2011 гг. Туякбай Рысбеков был «отцом» и «капитаном корабля» главного вуза Западного Казахстана, самоотверженно посвятив себя реформе, модернизации университета в самый судьбоносный и сложный период становления независимого Казахстана. Руководитель крупного вуза прошел путь от ассистента до заведующего кафедрой, от декана до ректора. Как единодушно признают коллеги, это «человек недюжинных организаторских способностей», который блестяще справился с огромными трудностями постсоветской ситуации в системе образования, отразившейся в судьбе конкретного вуза.
Под руководством Т. З. Рысбекова ЗКГУ им. М. Утемисова, 85-летие которого отмечается в этом году, стал динамично развивающимся современным университетом, вышел на новый качественный уровень и статус, открылись новые специальности, обновилась материально-техническая база, внедрены интерактивные и информационные технологии обучения, система менеджмента качества, многократно повысилась конкурентоспособность, были установлены прочные международные связи и т.д. В числе первых вузов Казахстана в 2005 г. Западно-Казахстанский государственный университет им. М.Утемисова подписал в Болонье (Италия) Магна Хартию. В апреле 2006 г. Рысбеков Т.З. был участником Хельсинского Европейского Форума, где принял активное участие при обсуждении проблемы создания единого образовательного пространства с Европейским Союзом.
Ныне Т. З. Рысбеков – зав. кафедрой истории Казахстана ЗКГУ и советник ректора. Доктор наук, профессор, известный историк (советского периода истории РК), автор свыше 600 научных трудов, из них 30 монографий («Советы Казахстана (1938-1986 гг.)», «Очерки по истории Казахстана», «Из истории народного образования Западного Казахстана», «История Западно-Казахстанской области», «Этюды истории», «История родного края», «История Бокеевской орды», «Мой Казахстан», «Историческое познание и истина» и др.), почетный член Национальной Академии наук РК, академик многих общественных научных ассоциаций и учреждений постсоветской Евразии. Был членом политсовета Международного Евразийского движения, членом клуба европейских вузов, Совета ректоров МОН РК. Награжден орденами «Парасат», «За особые заслуги и научные исследования» (Германия), «Наполеон» (Франция), обладатель сертификата победителя в номинации «Лучший ученый» Оксфорда, заслуженный работник просвещения Казахстана, «Лучший преподаватель ВУЗа – 2013», Почетный гражданин г. Уральска. Неоднократно избирался депутатом областного и городского маслихатов, являлся организатором значимых международных научно-практических конференций, как Этнополитический Шалкарский форум (2004 г.) и др.
Часть 2. Каким должен быть лидер и руководитель? (мои личные воспоминания о Т. З. Рысбекове).
Это было в августе-нач. сентября 1987 года. Мы, группа молодых специалистов, бывшие сокурсники истфака КазГУ, из солнечного города-сада Алматы приехали в областной центр Уральск – небольшой провинциальный казахстанский городок советской эпохи. Как человек, который еще в 80-е годы, в студенческие годы активно интересовался родной историей, пройдя специализацию по кафедре истории КазССР (защитила дипломную работу под рук. д.и.н, проф. Д.И. Дулатовой), я всегда с большим уважением и даже трепетом относилась к священной земле Ақ Жайық, яркой и бурной истории Западного Казахстана.
Поэтому я понимала, что судьба дала мне шанс непосредственно соприкоснуться к духу этого свободолюбивого края, духу Исатая и Махамбета, пройтись по берегам Яика-Урала, по улицам, переулкам, музеям исторического города, который помнит немало драм, революций, великих свершений…Также я знала, что УПИ им. А. Пушкина является относительно сильным вузом республики, в нем традиционно чувствуется близость России, развитых интеллектуальных центров Поволжья и Москвы. Поэтому, конечно, было стремление взять отсюда все хорошее и полезное, пообщаться с умными учеными, получить импульс к самореализации.
Я благодарна судьбе и Богу, что в этот важный, начальный период моей педагогической деятельности на моем пути встретился такой наставник и умелый руководитель, как историк Туякбай Зеитович Рысбеков – ученый и общественный деятель, ныне известный и уважаемый не только в Приуралье и Западном Казахстане, но и во всей республике и даже за ее пределами, в ближнем и дальнем зарубежье. Тогда, в 1987-89 гг. Туякбай Зеитович работал зав. кафедрой истории СССР, и позже стал деканом исторического факультета УПИ им. А. С. Пушкина.
Мне хотелось бы набросать пару штрихов к психологическому портрету Т. Рысбекова, поскольку я всегда, даже в молодости, имела хорошую интуицию и быстро схватывала суть человека. Туякбай Зеитович произвел на меня интересное и исключительно положительное впечатление. Прежде всего я отметила для себя такие сильные качества этой личности (именно личности в полном смысле этого слова, ведь не каждый человек является личностью), как внутренняя организованность и собранность, холодный аристократизм, умение владеть собой, своими эмоциями, нервами, корректность и умение держать дистанцию, высокая внутренняя культура, культура речи, жестов, взгляда и т.д.
Мне кажется, именно за счет умения внутренне концентрироваться и сознательно направлять энергию, Туякбай Зеитович был достаточно властным и харизматичным; в сущности он был прирожденным лидером. Я помню, что он всегда говорил мало и негромко; выражался лаконично. А ведь это – на самом деле считается драгоценным качеством у всех народов и во все времена («Слово – серебро, молчание – золото», хадис Пророка «Мало говорите, мало смейтесь»). У казахов образцовый джигит характеризуется как серьезный, немногословный и владеющий своими эмоциями. Я думаю, Туякбай аға являлся в этом смысле образцом казахской модели мужчины.
Вообще, как человек, уже 30 лет изучающий казахскую культуру, ментальность, религиозную традицию и психологию, могу сказать, что казахский народ целиком является народом-аристократом. В каждом казахе в его генетической памяти, в ДНК записан аристократизм, сила духа, воля и собранность, иными словами, мужественность номадов и мусульман. Однако 70 лет дегенерации и хаоса, атеизма, алкоголизма, русификации и пр. нанесли большой вред нашей коллективной ментальности и национальному характеру. К счастью, не все потеряно, и можно разбудить дух и восстановить наш истинный культурный код, к чему призывает нас Лидер нации, Президент РК Н. А. Назарбаев в программной статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру».
Не знаю, быть может, в случае характера и привычек Туякбая Зеитовича мы имеем дело с хорошей наследственностью и полученным воспитанием в семье, каким-то образом не утратившей связи с мудростью казахской мусульманской традиции (мне известно, что он вырос в Жамбылской области, на юге Казахстана). Так или иначе, бесспорна его харизма, на мой взгляд, обусловленная именно нашими национальными традициями, бессознательно присутствующим в этнической памяти кодексом чести кочевников-мусульман, суфийскими «адабами» и т.д.
И здесь важно одно пояснение: у немцев, например, понятие аристократизма мало связано с духовностью и верой, а всегда больше ассоциировалось с суровым разумом, железной волей, высокомерием и расовым превосходством, моральным индифферентизмом (отсюда — ницшеанство) и пр. Тогда как у казахов аристократ духа – это человек одновременно большого доброго сердца и сострадания, гуманизма и милосердия, жертвенности, и наши ханы, батыры, алаш-ордынцы – яркий тому пример. Казахский аристократ духа всегда связан с Богом, он не живет «по ту сторону добра и зла», а ищет «сауап», принципиален и неумолим с врагами и злодеями, но сострадает слабым и нижестоящим. Помните, у Олжаса Сулейменова строки: «Будь с гордым горд – он не отец пророка, будь с робким робок – он тебе не раб!».
Однако милосердие, любовь к человеку, забота по отношению к младшим и уважение к старшим (үлкенге – құрмет, кішіге – іззет) не требует постоянного выражения эмоций и любезничания, чувственности, слащавости, произнесения красивых комплиментов и пр. Обычно это – ошибочное понимание обывателей, когда священный дух путают с чувствами и низшими эмоциями. Моральный кодекс может и должен быть (особенно у мужчины) спрятан глубоко в сердце, а проявляться лишь в делах, конкретной помощи, великодушных жестах и т.д. С этой точки зрения ученый и руководитель Т.З. Рысбеков в моем восприятии и понимании был и остается человеком морального долга и чести. Я лично столкнулась с этими замечательными чертами его характера в случаях, когда он не раз сдерживал обещание, оказывал реальную помощь и уважал нижестоящих, молодых, был великодушен, не ругал, а наоборот, выслушивал и понимал и т.д.
За мое относительно кратковременное общение и совместную работу с Туякбаем Зеитовичем Рысбековым в 1987-1990 гг., я имела возможность сформировать о нем исключительно хорошее мнение. В целом, следует признать, что несмотря на все наши жалобы о повсеместной порче нравов и людей, благородство никуда не исчезло, и добрые, уважительные отношения даже в наши тяжелые времена могут быть основаны на чувстве справедливости, равенстве и взаимной симпатии интеллигентных людей, друзей и коллег, а не обязательно на принципах землячества, родства, кумовства и пр., как обычно, к сожаленью, многие думают о современных казахах. Несмотря ни на что нация развивается, модернизируется, приобр.
Вспоминая уникальные качества Туякбая Зеитовича как лидера и руководителя, могу заметить, что этот человек никогда не разменивался на мелочи, в работе не давал распространяться вредным эмоциям, изначально пресекал интриги, сплетни, конфликты, подхалимаж и пр. Он был человеком дела, очень серьезным, аккуратным и дисциплинированным, потому и требовательным к другим. Сейчас в Казахстане много говорят о медиаторстве, важности развития института медиаторов как посредников в содействии разрешению спорных конфликтов и приходу к консенсусу. Т.З. Рысбеков как раз – личность, обладающая природным даром медиации, а с годами и жизненным опытом наверняка этот дар, конечно, еще усилился и обогатился.
Т.З. Рысбеков – человек толерантный, умеющий ладить, прекрасно организовывать работу в командах и творческих коллективах, в своем окружении вообще. Например, в те годы, конец 80-х-начало 90-х гг., в Приуралье была сложная межэтническая ситуация, впервые стали поднимать вопросы «белых пятен» истории, казачества и др. И именно такие личности, ученые и руководители, как Туякбай Зеитович Рысбеков, вносили вклад в укрепление гражданского согласия, сохранение стабильности в приграничных регионах Казахстана.
Я видела, что Туякбай-аға никогда не поддается эмоциям и скоропалительным решениям, умеет сохранять баланс и равновесие во всем, в том числе в национальном вопросе. Мы всегда слышали, как он высказывался корректно, справедливо в случаях споров или диалога на острые темы исторического прошлого среди студентов, молодежи, краеведов, призывая к взаимоуважению, сохранению богатого культурного наследия полиэтнического края. В то же время Т.З. Рысбеков уже в преддверии Независимости сразу проявил себя как патриот Казахстана, активно поддерживал возрождение национальной истории и освобождение ее от партийных догм. В целом, если честно, мы тогда гордились, что в данном вузе, носящем тогда имя русского классика и во многом ориентирующимся в то время (негласно, в лице большинства педагогического коллектива) на Москву и Саратов, нашим деканом был Туякбай Рысбеков – красивый, интеллигентный, импозантный казах, разрушающий шовинистический стереотип о ничего не умеющих делать «баранах».
Руководитель и наставник молодежи Т.З. Рысбеков был человеком целеустремленным, сосредоточенным, смотрящим далеко вперед, дальновидным стратегом, его интеллект мог легко отделить главное от второстепенного, расставить приоритеты, отличить хорошего работника от слабого, оценить членов коллектива справедливо и подходить к каждому дифференциированно. От слов Т.З. Рысбеков переходил к делу, умел обобщать и быстро находить решение, организовывать и требовать. Главное для него всегда были, как я поняла, – результат, итог, коэффициент полезного действия, идеи, научная продукция, выпуск хороших специалистов. И никогда не забывал Туякбай-аға, как я уже подчеркнула, о человеческом факторе (в отличие от бездушных формалистов и руководителей чисто чиновничьего склада). Это и есть качества настоящего лидера, умного организатора и успешного политика, которые нужно усвоить сегодня каждому.
И действительно, как показали дальнейшие годы, Туякбай Зеитович Рысбеков достиг блестящих успехов в своей профессиональной карьере за годы Независимости родного Казахстана, в своей научной, педагогической и общественной деятельности (о чем говорилось выше). Т. Рысбеков оказался одним из самых «долговечных» ректоров казахстанских университетов, и это вовсе не случайно: харизма плюс целеустремленность сделали его любимцем подопечных и ценным руководителем. В тяжелые десятилетия постсоветской реальности, кризиса и деградации системы образования Т.З. Рысбеков был в числе тех руководителей, в частности, ректоров вузов, которые смогли не только удержать от развала вузы и другие структуры, но и вывести их из кризиса, реорганизовать и дать толчок развитию нового менеджмента, многим инновациям, в том числе международной интеграции вузов, воспитать новое поколение специалистов и руководителей. А самое главное, Туякбай Рысбеков заслужил любовь, искреннее уважение и доверие многих тысяч своих соотечественников – коллег, учеников, земляков, друзей.
Профессор Назира Нуртазина
[:]