АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Единым фронтом: Литва и Польша вышибают российскую пропаганду[:]

[:ru]

В середине октября вильнюсский Польский дискуссионный клуб провел встречу с Агнежкой Ромашевской — основателем и директором независимого беларуского телевизионного канала «Белсат», транслируемого из Польши. В мероприятии приняли участие также представитель Министерства иностранных дел Литвы, вице-министр Дарюс Скусявичюс и глава новостной службы общественного телевидения ЛРТ Аудрюс Матонис. Темой обсуждения стал вопрос о том, что именно Литва и Польша могли бы сделать вместе, чтобы противостоять агрессивному информационному воздействию со стороны Кремля.

Проблема очевидна

В Литве и Польше сегодня излишне объяснять то, что такое современная российская пропаганда и какие опасности она несет для общества каждой из этих стран. При этом вице-министр Скусявичюс отметил, что основная проблема состоит в том, что Россия на информационном фронте воюет со всей Европой в целом, а страны, подвергающиеся влиянию, пытаются бороться с этой напастью в одиночку.

Вести борьбу с агрессивной кремлевской пропагандой нелегко. Глава новостной службы ЛРТ Матонис напомнил, что в Литовской Республике первыми на упомянутый вызов постарались ответить местные СМИ.

«Мы смогли помочь нашему обществу не потеряться. В свое время практически все мейнстримные литовские средства массовой информации встали на сторону своей страны и народа, закрыв свои ресурсы для распространения российских информационных диверсий», — рассказал он.

По его словам, политические элиты отреагировали на упомянутую опасность уже чуть позже. Фактически же политики стали активнее говорить об этой проблеме лишь после аннексии Крыма и последовавшими за ней геополитическими потрясениями.

Не секрет, что основным каналом распространения кремлевской пропаганды в Литве являются российские телевизионные каналы, которые можно встретить в сетке всех кабельных операторов, работающих в стране. Во время дискуссии отмечалось, что ситуация в Польше в этом смысле намного лучше, поскольку государственные российские СМИ не оказывают влияния на умы жителей этой страны. Впрочем, это не значит, что Москва не старается оказывать свое информационное воздействие на Польшу другими методами.

«В нашей стране все выгляди несколько по-иному. Порой нет четкого осознания опасности пропаганды. Лично я называю это явление даже не пропагандой, а информационной агрессией. Пропагандистские войны предполагают, что есть как минимум две стороны, которые при помощи пропаганды пытаются убедить друг друга в своей правоте. В данном же случае мы видим лишь целенаправленную агрессию со стороны Кремля», — отметила Ромашевска.

Она подтвердила, что вопрос воздействия российского телевидения для Варшавы действительно не актуален, но кремлевская пропаганда распространяется в стране другими способами: она замечает проникновение соответствующих пропагандистских нарративов в нишевые маргинальные медиа.

Сделано много, но…

Регион, к которому относится и Литва, и Польша, первым ощутил обрушившуюся на Европу волну новой российской пропаганды. Она была замечена здесь раньше, чем об этом начали говорить в глобальном геополитическом измерении.

«Ни у кого не осталось иллюзий о том, существует ли такое явление (пропаганда — Newsader). Понимание того, что происходит в информационном поле, позволяет нам анализировать эти процессы», — отметил представитель МИД Литвы Скусявичюс, отметив, что именно Литве, Латвии, Эстонии и Польше пришлось объяснять всей остальной Европе, что же все-таки представляет собой современная кремлевская пропаганда.

Скусявичюс подчеркнул, что за период, когда этой проблеме стало уделяться особое внимание, Литве удалось сформировать соответствующие структуры, которые теперь профессионально занимаются борьбой с российской пропагандой. При этом, борьба ведется не только на государственном уровне.

«У нас активное гражданское общество, которое само начинает бороться с этим явлением», — отметил во время дискуссии представитель литовского МИДа.

В то же время Ромашевска отметила, что в Польше понимание и оценка пропагандистской угрозы все-таки существенно ниже, чем в Литве. По ее словам, часть польского общества еще слабо осведомлена об опасности враждебного коммуникационного воздействия и поэтому попросту не замечает этой проблемы.

«Существует опасность того, что мы все-таки реагируем с опозданием. Насколько это опасно — реагировать с опозданием — показал и пример Украины», — акцентировала Ромашевска.

О том, как повысить качество противодействия российской пропаганды, говорил и Аудрюс Матонис .

«Я оптимист, но я вижу намного больше не сделанных дел, чем сделанных», — отметил он.

По словам Матониса, кроме всего прочего, литовские власти еще крайне мало сделали для того, чтобы оградить от враждебного информационного воздействия национальные меньшинства. Главе новостной службы ЛРТ осталось лишь сожалеть о том, что все еще нет должных шагов по усилению адекватных русскоязычных и польскоязычных СМИ в Литве.

Матонис также отметил, что еще одной неудачей он считает то, что нет возможности сквозь толщу пропаганды донести достоверную информацию до самого российского общества.

«Мы живем в глобальном мире. Мы смогли достучаться до евроатлантического сообщества, но у нас нет возможности достучаться до российского общества, которое намного в большей мере отравлено пропагандой», — констатировал он.

Совместными усилиями

Ромашевская подчеркнула, что кремлевская пропаганда в Польше особо старается в тех сферах, где «можно вбить клин в общество». Эти старания касаются и международных отношений. По словам Ромашевской, целью кремлевской информационной агрессии нередко является стремление вбить клин в отношения Польши и Украины, Польши и Литвы, а в последнее время в пропагандистском прицеле оказались и беларуско-польские отношения.

Про важность согласия и единой позиции пред лицом информационной угрозы говорили и другие участники дискуссии. В контексте литовско-польских отношений это замечание особо актуально, поскольку между Вильнюсом и Варшавой уже не первый год наблюдаются некоторые разногласия, которые никак не удается преодолеть. Так, польское меньшинство в Литве хотело бы, чтобы в национальных паспортах можно было бы дублировать написание имени и фамилии гражданина с использованием специфических букв латинского алфавита, которые не используются в литовском языке (например, W). Вильнюс давно обещал разрешить этот вопрос, но в политическом плане мало продвинулся в нужном направлении. В свою очередь Варшава видит в упомянутой проблеме ущемление права польского меньшинства.

Вне всяких сомнений, Кремлю вполне сподручно использовать разногласия Литвы и Польши в своих целях. По этой причине преодоление разногласий становится вопросом не только добрососедства, но и общей информационной безопасности. Стоит лишь отметить, что участники дискуссии были единодушны во мнении, что вместе Литва и Польша могут сделать для сопротивления агрессивному кремлевскому воздействую намного больше, чем порознь. Причем основная деятельность должна быть направлена не напрямую на борьбу с пропагандой, что во многом является проигрышной позицией, а на усиление информационного иммунитета жителей обеих стран в целом.

Как указал в своем заключительном слове Аудрюс Матонис, деконструкция пропагандистских мифов — долгий процесс, в то время, как создание подобных мифом происходит быстро и без особых усилий.

«За время, пока ты будешь кидать ресурсы на деконструкцию пропагандистских нарративов, их будет создано еще десятки, а то и сотни. Кремль пытается втянуть нас в эту игру и заставить действовать по их логике. Решение же кроется в том, что у людей должны просто появиться новые навыки использования информации», — заключил глава новостной службы ЛРТ. Это должна быть общая цель и Литвы, и Польши, и других стран, для которых актуальна опасность враждебного информационного воздействия, уверен он.

 

Виктор Денисенко, специально для Newsader

http://newsader.com/mention/edinym-frontom-litva-i-polsha-vyshibayu/

[:]