[:ru]
За последние недели – и до президентских выборов, и после них мы узнали немало нового о Кыргызстане и его политической элите. Горько было наблюдать, как действующий президент дружественной нам страны своими неосторожными высказываниями попытался бросить тень на отношения между братскими странами.
Безусловно, со временем пыль уляжется и, история всё расставит по своим местам. Однако уже сейчас можно сделать ряд выводов, а также обратить внимание на серьезные проблемы, которые оставляет уходящий президент своему преемнику — состояние экономики и социальной сферы, проблемы религиозного экстремизма и терроризма, эффективность системы государственного управления и «издержки демократии» и др.
Является ли Кыргызстан «островком демократии»?
На протяжении многих лет мы не раз слышали от кыргызских политиков слова о том, что Кыргызстан является «островком демократии» в Центральной Азии. Однако так ли это на самом деле?
Реальность такова, что попытка быстро преодолеть пропасть между тоталитаризмом и демократией обернулась для кыргызского народа двумя переворотами, которые, по существу, поставили под вопрос легитимность государственной власти и верховенство закона в стране. Тот факт, что два бывших президента (А.Акаев и К.Бакиев) оказались в эмиграции, не украшает кыргызскую демократию.
В Кыргызстане по сегодняшний день не преодолены последствия «революционных» событий 2005 и 2010 годов, на примере которых мы убедились в том, насколько опасно игнорировать фундаментальные законы истории. Народ и общество должны созреть для демократических преобразований, а политическая элита не должна экспериментировать над собственным народом, выдавая свои иллюзии и миражи за реальность.
Об истинном уровне развития демократии в Кыргызстане говорит и тот факт, что 31 августа 2016 года, выступая по случаю 25-летия провозглашения государственного суверенитета Кыргызстана, президент А.Атамбаев обрушился с нападками на третьего президента страны Розу Отунбаеву, которая ранее критиковала президента за его стремление изменить Конституцию вопреки обещанию не трогать её до 2020 года.
В итоге Р.Отунбаева покинула торжество, а в декабре 2016 года все-таки состоялся референдум, на котором были одобрены изменения в Конституцию. При этом сторонники изменений заявляли, что менять Конституцию целиком нельзя, а по частям – можно. Примечательно, что ОБСЕ не прислала наблюдателей на данный референдум.
Президентские выборы 15 октября 2017 года также были далеки от демократических стандартов – имели место и однобокое освещение избирательной кампании, и применение административного ресурса, и прямое вмешательство главы государства в избирательный процесс.
Поэтому и говорить о современном Кыргызстане, как устоявшейся демократической стране, наверное, преждевременно. Неясно, какие еще кульбиты может выкинуть наш сосед.
Алтынорда.
[:]