АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Камилля Фаттахова. Добро пожаловать, или… Как развивается туристическая отрасль Казахстана. [:]

[:ru]

        Туристический кластер – одна из приоритетных задач и , в то же время, головных болей современного Казахстана. Объективности ради, стоит отметить, что пока «туристический патриотизм»  зачастую держится только на словах, поскольку конкурировать всерьез и не очень с известнейшими мировыми курортами эконом-класса по уровню сервиса, соотношению цен и качеству и степени развитости инфраструктуры Казахстан не может. Шаги для изменения данной ситуации предпринимаются, но пока они выглядят весьма неуверенно и малоэффективно. Правда, время от времени на свет появляется инициатива, способная подарить надежду, что отечественный туризм станет в Казахстане нормой.

         Одной из самых свежих новостей в этой теме можно считать информацию о выделении 15,7 миллиарда тенге из республиканского бюджета на очистку и санацию водоемов Щучинско-Боровской курортной зоны, в частности,  озер Щучье, Боровое и Карасу. Планируется осуществление проекта в период с 2017 по 2020 годы. Согласно плану развития курортной зоны на 2017-2020 годы, планируется строительство сетей водоснабжения и водоотведения к здравницам, расположенным вокруг озера Щучье. Именно на эту часть проекта выделяется 1819,7 миллионов тенге. На строительство водопроводных сетей в детских оздоровительных центрах, расположенных в районе озера Катарколь, из бюджетов направят 2624,4  миллиона тенге, на благоустройство туристских маршрутов от озера Щучье до смотровой площадки «Ракушка» из средств республиканского бюджета выделят  еще 1135,4 миллиона тенге.

      Кроме того, в планы благоустройства входит озеленение 233 гектар курортной зоны озер Большое Чебачье и Текеколь, на что планируется потратить еще 1225 миллиона тенге. Авторы проекта также заявляют о строительстве в поселке Бурабай парка Абылай хана на сумму 2106,3 миллиона тенге, а также парка отдыха за 3100 миллионов тенге. Реализация последних двух проектов предполагает разработку проектно-сметной документации и непосредственно строительство самих объектов.

      Однако, увы, пока подобные способы развития туристических объектов можно считать каплей в море. Проблема слабого развития транспорта и низкое качество дорог в направлениях отечественных курортов, а также, как уже говорилось ранее, не объективное соотношение цен и качества услуг остаются основной проблемой в казахстанской туристической отрасли. Хватает и других проблем. Какие же более глобальные вопросы планируется решить  в этом направлении?

      Начнем с того, что летом нынешнего года была создана национальная компания «Казахтуризм», бюджет которой составил  635 миллиона тенге. Кроме того, стало известно, что на следующий год из республиканского бюджета планируется выделить 1,1 миллиард тенге на формирование национального туристического продукта и его продвижения на международном и внутреннем рынке. Согласно информации от представителей самой компании, ее будут активно продвигать на веб-портале BBC World News, что обойдется в 124 миллиона тенге. Кстати, вице-министр культуры и спорта Актоты Раимкулова, говоря о новой нац. Компании, подчеркнула, что в 2017 году в туристической отрасли произошло увеличение рабочих мест до 417 тысяч,  а увеличение турпотока возрос на 30 процентов. Правда, во многом, благодаря выставке Экспо.

       Довольно любопытно выглядят результаты исследования туристической картины в 2016 году компанией «Sabre Travel Network Central Asia». По словам директора данной компании Павла Спицына, внутреннему туризму в Казахстане поспособствовало обесценивание национальной валюты в 2015 году, что вызвало резкое падение доходов население и сокращение числа выезжающих за рубеж на отдых. То есть, «не было бы счастья, да несчастье помогло».

— Многие игроки рынка переключились на внутренний продукт и довольно успешно его продавали, отметил господин Спицын, — В прошлом году выросло количество «внутренних туристов». Согласно статистике, за первое полугодие 2016 года рост составил порядка 6 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.  Популярными направлениями по-прежнему были Алматы, Алаколь, Бухтарма, Боровое. Кстати, на озере Алаколь в 2016 году наблюдался настоящий бум. В пик сезона невозможно было забронировать места в отелях, расположенных на побережье озера. Прошлым летом там отдохнули около 300 000 человек, тогда как в 2015 году —  около 200 000 человек.

     Кроме того, по данным компании «Sabre Travel Network Central Asia»,  заметно выросло и число авиа направлений внутри страны. В частности, были запущены авиарейсы в города Балхаш, Урджар и Зайсан.

     Наблюдались позитивные изменения и в гостиничном бизнесе: За 9 месяцев 2016 года гостиничные предприятия РК приняли порядка 3,2 миллиона постояльцев, или на 328 тысячи человек больше, чем годом ранее. Основной вклад в увеличение притока клиентов в отрасли обеспечили хостелы – они приняли на 162 тысяч человек, больше, чем за аналогичный период прошлого года.

— Хочу также отметить возросшую роль современных технологий в отечественной туристической отрасли, добавил Павел Спицын, — Появление в 2016 году в Казахстане такого крупного игрока как Uber, изменило рынок пассажирских перевозок и вывело сервис такси на новый уровень. Поездки становятся безопаснее, удобнее, проще и более персонализированными. Ну и услуги Uber хорошо знакомы иностранным туристам.

      Также стоит упомянуть, что летом в Казахстане, параллельно к уже имеющимся, была принята новая концепция развития туризма, нацеленная на развитие до 2023 года. Как известно, реализовать ее планируется в два этапа. Первый начнет свою работу уже со следующего года, и в течение трех лет — до 2020 года — должны будут подготовить шесть региональных культурно-туристских кластеров: “Астана — сердце Евразии”, “Алматы — свободная культурная зона Казахстана”, “Жемчужина Алтая”, “Возрождение Великого Шелкового пути”, “Каспийские ворота” и “Единство природы и кочевой культуры”. По мнению министра культуры и спорта РК Арыстанбека Мухамедиулы, эти направления в республике сегодня самые перспективные, причем идеи Шелкового пути и кочевой культуры рассматриваются в качестве новинки.

      Второй этап обновленной концепции рассчитан на 2021 — 2023 годы. Согласно ему планируется создание новых семи направлений внутреннего туризма, согласно специфике того или иного региона. Это культурно-познавательный и этнографический туризм, событийный, детско-юношеский и медицинский, кемпинговый, автотуризм и караванинг, охотничье-трофейный и спортивный. Правда, его реализация потребует потребуют не только финансовых вложений, но и внесения изменений в законодательство республики.

      Кстати, стоит отметить, что развитию туристического кластера большое внимание уделено в программе «План нации – «100 шагов». Предусмотренные там реформы смогут вывести туристическую сферу Казахстана на принципиально новый уровень.  Еще в апреле 2015-го года Указом Главы государства Нурсултаном Назарбаевым была утверждена Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы. Благодаря инициативе казахстанского президента, одной из ключевых задач программы стало развитие туризма, играющего во многих странах значительную роль в формировании ВВП, создании дополнительных рабочих мест, а также активизации внешнеторгового баланса.

     К концу материала хотелось бы рассмотреть несколько примеров успешного развития бизнеса в странах мира. Например, для экономики Израиля туризм — одна из основных отраслей государства. Доходы от туризма составляют около 4 процентов  от валового национального продукта страны. В туристской индустрии Израиля непосредственно занято 83 тысяч человек, не считая сферы обслуживания. Отличительной чертой израильского туризма является организация делового туризма. Достижения израильского менеджмента в премиальном туризме достойны мирового признания. Для услуг иностранных организаторов выставок и конференций в крупных городах имеются специализированные центры с огромными площадями крытого и открытого выставочного пространства. Сфера туризма в Израиле построена таким образом, что здесь четко отслеживаются все поступления от туристской деятельности. Всяческое содействие государства развитию туризма в Израиле наряду с жестким контролем способствует повышенной заинтересованности туристских компаний и добросовестному отношения к своему бизнесу.

      Еще одним туристическим прорывом последних лет можно считать опыт Хорватии. Известно, что страна переживала не лучшие времена в период Балканской войны после распада Югославии, однако хорватам довольно быстро удалось реанимировать национальную экономику во многом за счет развития туризма. В Хорватии участники туристического кластера представлены Министерством туризма страны, гостиничными комплексами, туроператорами, ресторанами, концессионерами, транспортными организациями, владельцами магазинов, музеями, образовательными учреждениями, сопутствующими отраслями. Рабочие группы кластера созданы по вопросам: маркетинг и брендинг, разработка продукта, кадровые вопросы, инфраструктура, законодательная и регулятивная среда. Стратегией развития кластера туризма в Хорватии является стратегия диверсификации экономики. Путем диверсификации, индустрия предоставляет уникальную и высококачественную ценность хорватскому сообществу (населению Хорватии) и посетителям Хорватии через высокое качество продукции, а также конкурентные преимущества продуктов индустрии.

     Правда, специалисты утверждают, что Казахстану, прежде всего, следует ориентироваться на опыт Чехии. Там действует система государственной поддержки развития туризма. В этой области одной из основных  бюджетных  организаций  является Чешский  Центр туризма  при Министерстве местного развития Чешской Республики. Основной задачей ЧЦТ является пропаганда Чехии за рубежом, предоставление заграничным туристам информации о культурных, исторических и природных достопримечательностях ЧР, проведение общественных и других акций по мотивации иностранных гостей страны к длительному пребыванию в стране и росту экономической доходности от туризма.

 

Алтынорда

[:]