[:ru]
15 минут, которые потрясли татарский мир, — так можно охарактеризовать итоговое заседание Госсовета РТ по «языковому вопросу» в среду. После того как прокурор РТ Илдус Нафиковрасставил все точки над i, за преподавание татарского языка исключительно на добровольных началах, в заявительном порядке единогласно проголосовали народные избранники. «Не открывая прений и не задавая вопросов», — как выразился спикер Фарид Мухаметшин.
Теперь в частных разговорах некоторые депутаты признаются, что чувствуют себя обманутыми. Все произошло так быстро, что они не успели понять, за что, собственно, голосуют. Они жалеют, что не подошли к микрофону и не выступили, не оказали никакого сопротивления. Задается вопрос, зачем вообще нужно было устраивать этот публичный акт капитуляции с участием парламентариев, ведь никакой юридической необходимости в этом не было.
Впрочем, выступать с покаянием публично, а тем более сдавать мандат в знак протеста никто не торопится. Кроме того, по некоторым данным, потенциальным «трибунам» сделаны недвусмысленные намеки и предостережения со стороны правоохранительных органов — вплоть до начала доследственной проверки по факту «экстремистских высказываний». Еще слово — и проверка легко превращается в уголовное дело.
В шоковом состоянии находятся многие представители татарской интеллигенции, крайне обескуражены лидеры национальных диаспор за пределами Татарстана. С их точки зрения, власти Татарстана, публично и твердо пообещав «разрулить вопрос» с Москвой, обещания не выполнили. Понятно, что не от нежелания, а в силу объективных причин — сколько ни ночуй у дверей кабинета министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, против лома нет приема. Тем не менее национальное ядро получило сигнал, что рассчитывать только на власть теперь нельзя. Нужно действовать и самим.
При этом никого не вводит в заблуждение цифра в 70% родителей, согласившихся на «добровольный» татарский. Сегодня — 70%, завтра — 50%, послезавтра — 5%. Особенно когда в качестве альтернативы ребенку предлагают легкую и непринужденную «болтологию» — риторику. Опросы, проведенные ЦАИР по заказу «БИЗНЕС Online», подтверждают, что при нынешнем подходе число заявлений на изучение татарского будет каждый год скорее таять, чем расти.
Как говорят наши собеседники, речь идет о вещах более серьезных, чем политика и экономика. Политики приходят и уходят, собственность переходит из рук в руки. А язык исчезает один раз и навсегда вместе с нацией. Соответственно, шаг, на который пошел федеральный центр, воспринимается как часть цивилизационного вызова. В духе Арнольда Тойнби — либо народ на него отвечает, либо исчезает с карты.
Именно так, к слову, проблему понимает и президент РТ Рустам Минниханов. На этой неделе он выступил с малозамеченной речью в Елабуге, призвав собравшихся на форуме «Деловые партнеры Татарстана» выступать на татарском, «пусть даже с ошибками, в этом нет ничего постыдного». «Есть проблемы глобализации. Сколько языков исчезает. Если такие люди, как вы, не скажут: „Сохраним нацию, язык“, — то они исчезнут. Почему уйгуры, живущие в Китае, сохранили свой язык, а мы в Татарстане не можем?»
Поиск адекватного ответа в национальном сообществе уже запущен. После голосования в Госсовете РТ возможности для борьбы за права государственного языка республики не исчерпаны. Например, один из обсуждаемых вариантов — проведение референдума. Для того чтобы запустить процедуру на уровне Татарстана, достаточно инициативной группы от 20 человек, которой нужно собрать порядка 60 тыс. подписей. Однако процесс может быть заблокирован, если формулировку вопроса можно будет счесть противоречащей федеральному законодательству.
В таком случае остается следующий шаг — перенос инициативы на федеральный уровень. Татары живут по всей стране, к тому же вокруг идеи можно объединить и другие малые народы России — башкир, марийцев, чувашей, коми. Всего нужно 2 млн подписей. Неважно, удастся ли их собрать, сам процесс сбора будет иметь огромный пропагандистский эффект. И в любом случае это цивилизованный правовой путь, а не бесперспективное стояние с плакатами на улице.
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/365697
[:]