[:ru]
«Нам не нужна свобода без души,
Если она бездуховная…»,
«…Все эти майклы джексоны и прочие
филиппы киркоровы стали в сто раз
популярнее гигантов мысли и
духа всех времен и народов»
(Мухтар Шаханов.
«Заблуждение цивилизации
(сага о нравах эпохи)», 1999 г.
Мы получили на рубеже XX-XXI веков от Всевышнего Аллаха великий дар, бесценное благо и уникальный исторический шанс – Независимость и возможность жить в условиях Свободы. Но куда идти и для чего все это дано? Кем мы были задуманы стать? (как говорил религиозный философ В. Соловьев, «идея нации – это то, что Бог думает о ней в вечности». При этом у каждого народа – своя историческая судьба и национальная идея). Каков должен был быть конечный идеал освобожденного и обновленного Казаха, социальной модели этой многострадальной страны в XXI веке – этого никто не знал и не знает до сих пор, но можно и нужно размышлять и искать ответ…
Вопрос можно ставить шире: в чем был смысл наших беспрецедентных страданий в истории на протяжении последних почти 300 лет?! В своих патриотических стихах, рожденных в 90-е годы, поэт-философ Мухтар Шаханов, справедливо бичуя явления моральной деградации казахов, культа денег, секса и пр. с болью и гневом восклицает: «Неужели все наши стремления Только ради наживы, Только ради живота? Нет, сто раз нет! Нам не нужна свобода без души, Если она бездуховная. За такую свободу Наши предки И мы не боролись. Ведь и для Абая только тот истинный человек, у которого есть душа!».
Кажется даже алогичным и смехотворно абсурдным, чтобы «тысяча раз умиравший и воскрешавшийся» (как метафорически выразился другой народный трибун, поэт Жубан Молдагалиев) казахский народ оказывается (типа) терпел необъяснимые и страшные мучения ради… банальной модернизации по западному образцу и превращения его в сообщество мещански настроенных, самодовольных материалистов и технократов. И что этот народ – единственный полноценный наследник Золотой Орды и Казахского Султаната – в конце концов якобы так и не выйдет из своего последнего исторического образа «зайца» (согласно вещему сну Аблай хана этническая деградация казахов представлена в образах Тигр, Волк, Лис, Заяц) или же «барана» (как любят нас обзывать русские).
Действительно, если поразмыслить над этим вопросом, как-то совершенно непонятны и несоизмеримы итог, плод нашего коллективного Испытания и глубина, размах и масштабы принесенной исторической Жертвы в течение долгих веков. В целом, человеку, более или менее знающему Казахскую Душу и Казахскую Традицию как культа Нравственности, Веры и Совести (ар-намыс, ұждан, имандылық), с выпестованным в ней ярким идеалом доблести, стойкости, терпения, благородства и прощения, совершенно не верится (а вера, как говорят некоторые ученые – это интуитивное знание), что архетип Воина-Победителя и Героя, а также «мистичность» казахской души и многое другое исчезли безвозвратно.
И что все это обречено остаться лишь в Прошлом, никак не повлияв на Будущее, и оно (на самом деле, истинная суть нашей национальной Души) больше не проявится в нашей Ментальности (хотя это противоречит даже глубинной психологии Юнга), в Национальной Идее и социальном устройстве, в содержании нашей деятельности в международном и глобальном контексте в столь поворотный момент истории человечества, точнее, в эру беспрецедентного кризиса Либерализма и начала нового Антропологического поворота?
В нашем Казахском Мусульманском Героическом Эпосе («батырлар жыры», «каһармандык эпос»), в котором на самом деле предками-суфиями закодированы все законы бытия и истории, повторяется один и то же сюжет и мотив: трудная судьба Героя и его страны, мучительные испытания, массовые унижения, войны и геноцид (враги – в образе иноверцев- калмыков), испытания на уровне семьи и рода, всей нации, мольбы бездетных, уже поседевших старых родителей о ребенке, стон, молитвы и плач всего народа, джут, бури и другие природные катаклизмы – все это обычно выступают (истолковываются) именно предвестниками и признаками прихода Великого Героя, зарождения чего-то масштабного, яркого, прихода невообразимого Света, Свободы и Счастья.
А вот мы, в нашей коллективной судьбе-истории, претерпев такую же мучительную прелюдию в биографии Народа-Батыра, выстрадав и отвоевав право на биологическую жизнь и политическое самоопределение к 1991 году, право на свое «место под солнцем» на планете Земля, в итоге рождаем … нувориша с психологией мелкого лавочника, циничного технократа или куртизанок, «покоряющих» Лондон и Дубай и пр. Кажется, про такой случай обычно говорят «гора родила мышь»?! Так вот, этого не может быть! Даже вот этим словом, заклинанием от Мухтара Шаханова «Нет, сто раз нет!» и «не может этого быть!» мы уже даем ответ и отрицаем этот совершенно абсурдный вариант (итог) нашей Истории и Независимости.
И тогда получается, как хочет и правильно интерпретирует смысл наших страданий и многотрудной борьбы М. Шаханов и вслед за ним здоровое, мыслящее ядро казахского народа, следующее: вся прошлая История и нынешняя наша Пред-Независимость – это лишь предыстория и прелюдия к чему-то еще большему и великому, героическому и славному… Дай Бог. А ведь и у Президента РК в книге «В потоке истории» есть глубокая идея о беспрецедентности страданий Казахского народа и уместная аллегория о народе-Йове (См. Н. Назарбаев. В потоке истории. Алматы, «Атамура», 1999. стр. 23). А Йову Бог потом вернул ВСЕ и дал в десятки раз больше потерянного…
И тут нельзя не вспомнить и такую парадоксальную идею из наследия мировой эзотерики: глубина морального падения может свидетельствовать о возможной, потенциальной высоте подъема (личности, сообществ). А мы так низко пали! Мы были на грани уничтожения физического и ментального, пережили массовый психоз и шизофрению. Мы ели человеческие трупы и даже, особенно в степной части Казахстана, убивали на мясо собственных детей во время Голодомора (и, пожалуйста, не надо из ложного стыда скрывать страшное лицо главной Национальной Трагедии).
Мы также – первые и последние из глобального сообщества мусульман, которые, с черными от позора и греха лицами подняли знамя Коммунизма и Атеизма и вступали в ряды «обществ безбожников», разрушая мечети и сжигая Коран… Мы дошли за 25 лет Пред-Независимости до крайностей Пьянства, Прелюбодения, Злословия и пр. – того морального дна, о котором, например, чинные арабы-саудиты, иранцы, турки и другие мусульмане, а также европейцы и японцы даже не могут додуматься или увидеть это в самом страшном сне.
Но в том-то и дело, что мы же, именно мы – бывшие безбожники и развратники СССР, одновременно и ВОПРЕКИ всему, покаявшись (!), можем показать в будущем такую духовную и моральную высоту и Силу Духа, которую никогда не смогут взять арабы и турки. И не потому что они – плохие; просто есть разные индивидуальные судьбы народов и стран, есть испытания разной тяжести, за некоторыми из которых по закону Природы и Космоса, по Обетованию Бога обязательно должен быть Ослепительный Свет в конце тоннеля!
Также у наших зарубежных братьев-единоверцев все лучшее было в прошлом: и подвиги, и достижения, и цивилизация. Есть в культурфилософии и сакральной географии понятие «старых» и «молодых» народов, уходящих в «историческую спячку» и энергетически пробуждающихся стран и регионов. Арабы и турки когда-то уже сказали человечеству свое слово, построили арабскую средневековую и османскую цивилизации и т.д. Так же, как и Китай, Индия, на наш взгляд, эти выдохшиеся и выполнившие свои цивилизационные задачи «старики», уже не могут быть лидерами и выступать с новыми цивилизационными проектами (еще Чокан Валиханов удивлялся тому, что Китай почему-то до сих пор не рухнул, ибо Китай – это «древний Рим» Востока).
Мы, казахи и вся многострадальная Евразия, включая и часть России (возможно, таинственную и величественную русскую Сибирь и могучий Урал с их особенным, ценным типом русского человека), а также братская постсоветская Центральная Азия, т.е. кыргызы, узбеки, туркмены, уйгуры, таджики – потенциально можем стать кем-то и чем-то большим, чем просто вернуться на круги своя и стать банальными капиталистами, замкнутыми, этнически ориентированными сообществами и государствами и пр. Это называется в трудах по философии истории «цивилизационной инициативой».
Что касается казахов, то это вообще – уникум и тайна тайн, то ли это коллективный бедолага Йов (Айюб пайгамбар), то ли «Мессия Иисус Христос»… Известно, что только у нас родились многочисленные страшные генетические мутанты, уроды и калеки после атомной радиации в районе Семипалатинского испытательного полигона. И этой страшной болью и бедой, представьте себе, казахи могут гордиться (конечно, поблагодарив мысленно этих глубоко несчастных получеловеческих существ. Пусть Аллах даст им избавление от страданий на небесах и наградит их своим чудесным Раем). Если чуть перефразировать цитату из Библии, из пророчеств древнего провидца Исайи, то можно сказать, что эти несчастные, ни в чем не повинные казахские создания-уроды скорее всего «изъязвлены были за грехи наши (казахов, а быть может и всего человечества – Н.Н.) и мучимы за беззакония наши; наказание мира нашего было на них, и ранами их мы исцелились»… (Исаия 53:5).
И вот еще другая, уже вполне научная гипотеза: в духовных учениях Востока, а также и современной генетике можно найти знание о том, что генетическое и ментальное вырождение в ряде случаев может быть знаком, предвестником своей противоположности – духовного возрождения или духовной трансформации (науке известен закон рождения гениев в условиях наследственной дегенерации). Вот что пишет об этом Николай Баженов, русский психиатр XIX века: «…Термин «дегенерация» следует понимать здесь не в ходячем смысле «вырождения», а в смысле известной дисгармонии, неустойчивости, происходящей, быть может, не от прирожденного убожества (дегенерация), а от неполноты, незавершенности создания высшего психического типа (прогенерация, конечно, неполная, несовершенная)».
В философско-антропологическом дискурсе уместен вопрос о дихотомии и взаимосвязи «недочеловека» и «сверхчеловека». А еще, помните, миф о происхождении тюрков от человеко-волков? О страшном геноциде древности; знаменитая легенда об оставшемся единственным в живых гуннском мальчике-калеке, который через сексуальную связь с волчицей героически оставляет потомство, а они (будущие тюрки) потом торжествующе выходят из Эргенекона и, расселяясь по Великой степи, завоевывают полмира. Сказка – ложь, да в ней намек…
Казахия, этот объект фашистских пыток со стороны царской и коммунистической России, объект вековых моральных изнасилований и унижений, насмешек и анекдотов (от шовинистических баек про «калбитов» до современного «Бората»), а сегодня – спокойная, дружная полиэтническая «мини-планета» с уникальным географическим расположением и др. вполне может – при санкции от Бога – стать основой для духовной трансмутации, антропологической трансформации людей в новую расу Золотого Человека (мы всегда хвастались «Золотым Человеком» из кургана Иссык, не понимая идущий через это слово духовный, глубокий символ для будущего цивилизационного развития)…
Конечно, Бог дает людям и народам свободу выбора, и путь к Новой Жизни и Счастью должен быть пройден обычными «ногами и руками человеческими» (завет Христа); ждать свыше манну небесную в Третьем Тысячелетии уже нельзя. Хотя философ Арнольд Джозеф Тойнби сказал, что «История – дело рук Творца», он имел в виду божественный процесс, совершаемый через субъективную волю и разум людей: правителей, духовных лидеров и элит. В этом процессе присутствует личная моральная и интеллектуальная ответственность и свобода, право людей корректировать, ускорять, улучшать свои социальные порядки.
В индивидуальной и народной судьбе есть свобода и возможность творчества, цивилизационной и формационной инициативы – в отличие от царства растений и животных, где все заранее запрограммировано и движется под влиянием слепой необходимости. Разумеется, нам нельзя опять пытаться волюнтаристски грубо перепрыгивать что-то («…минуя капитализм»), и все же образ мудрого Скачка (Прыжка Барса) как раз в нашем конкретном, уникальном случае и в это время (эпоху), возможно, был бы уместен. На самом деле речь идет о формировании более «культурологизированной» модели модернизации (синтез модернизации и традиционализма), этнически и духовно более содержательной модели социального развития. Стоит ли повторять чужие ошибки, бездумно пытаясь играть чужую роль? Не задумываясь о том, что Бог и аруахи «думают о нас в вечности»? Разве нельзя умно минимизировать негативные духовные последствия глобализации, то есть, как сказал опять казахский поэт Мухтар Шаханов, «облагородить даже капитализм»?
Н. Нуртазина,
профессор КазНУ им. аль-Фараби.
(из книги «История и психология казахов»)
[:]