АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru] Народы …не равны (из книги «История и психология казахов»)[:]

[:ru]

Народ как кровнородственная и культурно-историческая общность людей вполне может рассматриваться как единый, состоящий из отдельных  «клеток»-индивидуумов сознательный организм со своим «Я», т.е. этническим самосознанием, исторической памятью, биографией (героическим, трагическим, обывательским, криминальным или другим прошлым; заслугами, победами и поражениями), состоянием психической наследственности, нравственными и физическими характеристиками, в том числе набором «хронических заболеваний» и «вредных привычек».

Народы как коллективные социальные организмы могут и должны сосуществовать друг с другом, образуя единую антропосистему, планетарную метаэтническую общность людей. Согласно духовным прозрениям великих мыслителей, народы бывают молодыми и старыми, энергичными и вялыми, по психологии экстравертами и интравертами; бывают этнически родственные народы-братья, народы-единоверцы, народы-друзья, народы-враги. Л. Гумилев писал о положительной или отрицательной комплиментарности народов. Этносы могут в прошлом или в настоящий  момент истории враждовать, убивать друг друга, но могут и мириться, прощать, помогать. Они трудятся, торгуют, развиваются умственно, духовно, экономически, увеличиваются или уменьшаются количественно.

И, что любопытно, народы (страны) ведут себя или как мужчины или как женщины, вступая в «брак». Бывают, когда народы-агрессоры насильно овладевают женскими «половинками». Недаром английские колонизаторы  шутливо сравнивали Индию с принадлежащей им подневольной женщиной-рабыней. Немецкие нацисты также хорошо знали эзотерику,  духовные практики и парапсихологию. Поэтому они цинично провозглашали, что Германия – единственный в мире «мужчина», все остальные народы – «женщины».

Один проницательный русский автор, оставивший историко-этнографическое описание казахского народа конца XIX в., заметил, что когда-то воинственные и мужественные казахи теперь «обабились». В то же время некоторые мыслители считали, что многие беды России, отставание от Европы, разброд и шатания в ее истории, если смотреть вглубь – тоже от недостаточной мужественности, организованности, слабости личностного начала. Николай Бердяев, сожалея, что Россия в отличие от Западной Европы в своей истории не знала рыцарства, писал о «вечно бабьем в русской душе».  

Несмотря на расхожее мнение обывателя о том, что «в каждой нации есть и хорошие, и плохие люди», все же можно утверждать о различиях народов и стран, порой весьма серьезных. Как и отдельные индивиды, этносы характеризуются особым строем ума, уровнем интеллекта, вкладом в общечеловеческую цивилизацию. При всем уважении к правам человека и народов никто не будет ставить в один ряд, скажем, эскимосов и французов. Национальная ментальность и этническая картина мира  включают такие показатели, как темперамент, особенности восприятия окружающего мира, себя и соседние страны (оппозиция «мы–они»), степень интегрированности и сплоченности сообщества, отношение к сакральным ценностям, понятиям Родина, Бог и др. Все это в науке носит название коллективной ментальности, национального характера (менталитета).

В наиболее общем виде можно сказать, что на формирование коллективной ментальности первоначальное влияние оказывают климат, ландшафт, природные условия, тип хозяйства, а в дальнейшем возрастает значение меняющихся социально-культурных факторов, истории. Комплекс благоприятных или, наоборот, неблагоприятных обстоятельств, те или иные повороты исторической судьбы (например, выгодное расположение страны, рождение талантливых харизматических лидеров и гениев, фортуна, победы, стихийные бедствия, эпидемии, поражение от врагов, длительное рабство, геноцид, апартеид и т.д.) могут сделать одни народы и страны успешными и процветающими, а других – оставить прозябать в нищете, вымирать от болезней, хронически оставать в развитии…

 

 

Авор: Н. Нуртазина

Из книги « История и психология казахов»

 

[:]