[:ru]
Внешняя политика Республики Казахстан и ее Лидера Н.А.Назарбаева в 2000-ые годы была направлена на решение следующих внешнеполитических задач: по делимитации государственной границы; по разрешению и согласованию правового статуса Каспийского моря; миротворческая роль Казахстана в ООН; дальнейшее развитие СВМДА; активное и позитивное участие в становление и работе ШОС как международной организации; активное и конструктивное участие в экономической интеграции: ЕврАзЭС – ТС – ЕЭП; Казахстан в ОДКБ и партнерство с НАТО; братское сотрудничество стран тюркского мира; укрепление отношений со странами Запада; Казахстан – Россия: союзничество, наполненное конкретными делами; стратегическое партнерство Казахстана и Китая; Казахстан – США: стратегическое партнерство для глобального мира; Казахстан и Турция: новый уровень отношений; взаимоотношения с братскими государствами Центральной Азии; председательство Казахстана в ОБСЕ.
Елбасы в своем фундаментальном труде «Эра независимости» так пишет о важном вопросе внешней политики страны на начала 2000 года: «В начале XXI столетия наступило время решения проблемы юридической делимитации между новыми независимыми государствами, оставшейся неурегулированной со времен Советского Союза. В октябре 2000 года, выступая на коллегии Министерства иностранных дел, я обратил особое внимание на необходимость скорейшего урегулирования данного вопроса со всеми заинтересованными государствами, так как накопилось множество трансграничных хозяйственных вопросов, требующих разрешения в духе дружбы и взаимного доверия. Во время переговоров имели место и серьезные дискуссии. Но в конечном счете стороны проявляли взаимоуважение и добрую волю, что способствовало разрешению даже самых сложных, запутанных вопросов. К чести сторон, политизация вопроса о границе не была допущена ни одной из сторон, участвовавших в процессе делимитации, проходившем на двустороннем уровне. Последовательно и конструктивно решал Казахстан стоявшую перед ним масштабную задачу. Государство делало это для мирной жизни народа и для блага будущих поколений, чтобы быть со всеми странами-соседями в мире и согласии. Первоначально МИД Республики Казахстан планировал завершить сложнейшую работу по делимитации государственной границы не ранее 2007–2008 годов. Однако благодаря нашим в буквальном смысле титаническим усилиям эта громадная многолетняя работа была завершена уже к 2005 году».
Прежде всего для Казахстана была важен вопрос по границе с Россией, поскольку как отмечает Президент: «Наиболее протяженная граница у Казахстана с Россией – 7 591 кило метр. Эта самая длинная сплошная сухопутная граница в мире. Первый раунд казахстанско-российских переговоров начался в августе 1999 года. Сразу выяснилось, что административная граница между Казахской ССР и РСФСР была оформлена менее четко, нежели граница с Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном. В этой экстраординарной ситуации исключительную роль сыграл высокий уровень доверия, который был установлен с новым руководством России. Уже в июне 2000 года в первой совместной декларации главы государств высказались за наращивание темпов двустороннего делимитационного процесса. Учитывая значимость границы для государств, мы проявили решимость урегулировать вопрос, не допуская осложнений. Переговоры между Казахстаном и Россией продолжались до конца 2004 года. Чтобы прочертить линию границы, пришлось провести более 50 раундов переговоров. В Москве 18 января 2005 года я совместно с В. В. Путиным подписал Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О казахстанско-российской государственной границе», который вступил в силу 12 января 2006 года. Таким образом, Казахстан завершил юридическое оформление сухопутной части границы по всему ее периметру. Началась демаркация на местности. Чтобы лучше понять значимость наших усилий по установлению государственной границы, следует вспомнить, что далеко не все новые независимые государства смогли это сделать, не все они имеют взаимоутвержденные государственные границы. Казахстан – единственное государство в Центрально-Азиатском регионе, которое полностью разрешило вопрос делимитации и демаркации. Государственная граница Республики Казахстан, установленная в 2000-е годы, абсолютно корректна. Таким образом Казахстан завершил юридическое оформление своей государственной границы по всему периметру. Впервые в истории наши государственные рубежи получили международно-правовое оформление и стали действенным инструментом обеспечения мира и стабильности в регионе. С этого момента суверенитет Казахстана имел юридически оформленные более 14 тысяч километров сухопутной части государственной границы, из них: с Россией – 7 591 километр; с Узбекистаном – около 2 351 километра; с Китаем – 1 783 километра; с Кыргызстаном – 1 242 километра; с Туркменистаном – 426 километров. Историческое значение политического согласования, правового оформления и международного признания государственной границы Казахстана трудно переоценить. Утверждение государственной границы, открытой для друзей и закрытой для недругов, подтвердило суверенитет Республики Казахстан, обеспечило стабильный мир на долгосрочную перспективу».
Следующим успехом молодой дипломатии Казахстана Президент считает: «успешный ход пятисторонних переговоров по определению правового статуса Каспийского моря, которое имеет исключительное стратегическое, экономическое и военно-политическое значение для всех прикаспийских стран – Казахстана, России, Азербайджана, Туркменистана и Ирана. На Каспии располагаются богатейшие запасы углеводородного сырья. Предметом переговоров между Казахстаном и Россией в 1990-х годах прежде всего стали районы месторождений Тенгиз и Кашаган в северо-восточной части Каспия. В результате основная часть, примерно две трети, Прикаспийской нефтегазоносной провинции стала принадлежать нашей стране. Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского моря было подписано 29 ноября 2001 года (вступил в силу в июле 2003 года). Также между Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 года было заключено Соглашение о точке стыка сопредельных участков дна Каспийского моря (вступило в силу 7 января 2004 года). 4 ноября 2003 года в Тегеране (Иран) представителями пяти прикаспийских стран подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, включая использование биологических ресурсов, которая вступила в силу в августе 2006 года. В 2006 году я выдвинул идею Пакта стабильности на Каспии, который смог бы охватить новые вызовы в регионе».
Как замечает Елбасы в своей работе «Эра независимости»: «Сотрудничество с ООН является одним из приоритетных направлений внешней политики нашей страны. Став 168-м государством – членом ООН, Казахстан принимает активное участие в работе организации. Полноправное членство в ООН позволило нашему государству более плотно общаться с ведущими фондами, агентствами и программами этой многосторонней организации, успешно отстаивать национальные интересы в области ядерного нераспространения, экономики, здравоохранения, образования, экологии, социальной защиты, привнося накопленный положительный опыт страны в данных сферах международного взаимодействия. Своим личным участием в саммитах, сессиях и конференциях я хотел подчеркнуть, какое важное значение Казахстан уделяет этой всемирной организации. В 2000-е годы, как и прежде, Казахстан активно участвовал во всех главных мероприятиях ООН – в Саммите тысячелетия (2000 год), где были приняты декларация и Цели развития тысячелетия, в саммите 2005 года, по итогам которого были утверждены основные направления реформы ООН, в других крупных конференциях. Важной вехой в развитии сотрудничества стал официальный визит в Казахстан Генерального секретаря ООН Кофи Аннана в октябре 2002 года. Миссия руководителя ООН в Астану закрепила результаты десятилетнего сотрудничества между Казахстаном и ООН, а также обозначила новые перспективы его дальнейшего развития. Являясь членом ООН, Казахстан принял на себя ряд обязательств в области борьбы с терроризмом и наладил тесное сотрудничество с Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности ООН. В мае 2003 года Совбез ООН принял резолюцию о помощи иракскому народу в восстановлении страны. Миротворческая миссия Казахстана началась в августе 2003 года. В течение пяти лет казахстанские офицеры и солдаты занимались разминированием территории Ирака, обучением саперному делу местных курсантов, оказывали медицинскую помощь населению. Я убежден, что в решении сложных международных проблем существенную роль должны играть региональные организации. Поэтому в октябре 2004 года на встрече министров иностранных дел СВМДА я выдвинул инициативу о создании Совета региональных организаций при Генеральном секретаре ООН. Признанием успехов Казахстана и его роли в деятельности ООН стало избрание нашей страны в ноябре 2006 года в один из главных органов ООН – Экономический и Социальный совет. Казахстан стал первым государством Центральной Азии, избранным в число 54 членов ЭКОСОС. В сентябре 2007 года я принял участие в 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, выступив на общих дебатах и четко выразив позицию Ка- захстана по актуальным международным проблемам. В этот же период состоялась моя встреча с новым Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном. Особенно значим для меня был вопрос о глобальной ядерной безопасности. Слишком сильный «ожог» оставила в Казахстане в ХХ веке гонка ядерных вооружений. Поэтому закономерно, что по инициативе нашей страны 2 декабря 2009 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об объявлении 29 августа – даты закрытия Семипалатинского полигона – Международным днем действий против ядерных испытаний. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, посетивший в апреле 2010 года Казахстан, отмечал, что закрытие Семипалатинского полигона, нанесшего огромный ущерб природе и населению страны, дало Казахстану особое моральное право на инициативы по снижению ядерной угрозы во всем мире».
Алтынорда
[:]