[:ru]
Госдолг, теневая экономика, проблемы с эффективностью освоения бюджетных средств стали ключевыми темами при обсуждении отчёта правительства об исполнении республиканского бюджета за 2017 год на совместном заседании палат парламента в пятницу в Астане
Как и ожидалось, в целом отчёт правительства депутаты утвердили. Несмотря на то что претензий и замечаний нашлось немало, причём не только у самих депутатов, но и у главных «контролёров» — Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Так, председатель Счётного комитета Наталья Годунова в своём выступлении прямо указала: несмотря на то что «долговая устойчивость остаётся стабильной, имеют место недостатки в управлении госдолгом».
Об эффективной работе по реализации зарубежных займов говорить не приходится: по данным Счётного комитета, в настоящее время на стадии реализации находится 13 проектов. Из них по 7 проектам сложилось большое неосвоение в общей сумме $1,7 млрд. При этом не осуществляется оценка эффективности реализации институциональных проектов на предмет достижения поставленных целей.
— На наш взгляд, недостатки в управлении госдолгом во многом обусловлены отсутствием его консолидированного учёта, — заявила Годунова. — В соответствии с Бюджетным кодексом, комплексная оценка долга должна проводиться ежегодно, однако она была проведена только один раз, в 2014 году. Возможно, целесообразно вменить это в функции одного госоргана.
Есть и проблемы с эффективностью освоения бюджетных средств. По оценке Счетного комитета, в 2017 неэффективно было использовано 508 млрд тенге. При этом в 2016 эта сумма составляла 268 млрд тенге. К слову, именно суммы неосвоения ежегодно становятся поводом для резкой критики работы правительства, и члены кабмина так же ежегодно обещают работать над устранением проблем. Это признал и премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, заметив, что «год из года этот вопрос ставится перед нами».
— Безусловно, эффективность расходования бюджетных средств — это приоритет работы правительства, — заверил он и объяснил, что нынешние 508 млрд тенге, по сути, не являются нарушениями: — Если посмотреть глубже, получается, что более 80% всех этих нарушений — это технические ошибки наших бухгалтеров. Это не само финансовое нарушение, а техническое. Остальное носит системный характер. Поэтому принят закон о госаудите, нами проводится работа по повышению квалификации наших бухгалтеров, сертификация аудиторов. Это большая работа, которая сейчас началась.
Ещё одна проблема, выявленная отчётом, это рост ненефтяного дефицита. Несмотря на закреплённый ранее порог 9,3% к ВВП, фактически показатель составил 11,2%. И даже в бюджете на 2018 год при установленном пороге 7,4% прогноз ненефтяного дефицита заложен в размере 7,6% к ВВП.
Отрицать очевидное члены правительства не стали. Премьер-министр объяснил, что превышение установленных пороговых значений случилось потому, что «в конце 2016 — в начале 2017 года некоторые системные вещи произошли в банковской сфере, и необходимо было срочно вмешаться, и было принято решение о выделении дополнительных средств на то, чтобы стабилизировать банковскую систему». Источником этих необходимых средств стали Национальный фонд и республиканский бюджет, что повлекло увеличение дефицита.
— Это была вынужденная мера, мы вместе с Нацбанком провели большую работу, и она была доведена до логического конца. Но другой вопрос, вторая сторона — что дальше будет и какие меры. Да, задача поставлена о дальнейшем снижении ненефтяного дефицита, к 2025 году у нас цель — довести до 6%. И мы уверены, что этого показателя мы достигнем, — заверил Сагинтаев.
Произойдет это за счет снижения размеров трансфертов из Нацфонда страны и диверсификации экономики. Именно второе направление вызывает у правительства особые надежды. Премьер уверен, что цифровизация экономики позволит вывести из тени отечественные компании в реальный сектор.
— У нас, по разным расчётам, почти 38% (компаний) находится в тени. Переход к цифровизации, к электронной коммерции приведёт к тому, что мы всё больше и больше те компании, которые работают в тени, будем выводить в реальный сектор, — уверен Сагинтаев.
Депутаты в целом обещаниям правительства поверили. Но на недостатки указали. Так, мажилисмен Альберт Рау подчеркнул, что «перевыполнение доходной части бюджета происходит не вследствие эффективного налогового администрирования, не за счёт качественного планирования поступления в бюджет, но больше за счёт внешних факторов, таких как увеличение цен на нефть, объёма импорта товаров, а также продолжающейся практики авансирования».
Качество и эффективность исполнения бюджета у депутатов вызывает массу вопросов.
— Притом что бюджет уточнялся дважды, неоднократно корректировался, всё же 21 млрд тенге остался неиспользованным, — заметил Рау. — По неэффективности 508 млрд тенге – действительно, это много приходится на бухгалтерский и методологический (учёт), но сумма увеличилась в два раза почти. И по эффективности можно говорить. И, как пример, согласно отчету правительства, на оплату консалтинговых услуг и исследований 2017 году — 42 млрд тенге. Это бюджет города Караганды или 4 годовых бюджета Жезказгана. Это почти вся сумма, которая тратится на лекарства и питание. Между тем по итогам проведения исследования не проводится оценка эффективности этих затрат, какова вообще от них отдача для экономики и бюджета страны?
Вопросы вызывает и качество планирования при реализации программы поддержки малого бизнеса. По словам Рау, «в мажилис поступают многочисленные обращения от тех предпринимателей практически со всех областей, которые получили кредиты по программе «Дорожная карта бизнеса», сейчас они начали получать «письма счастья» от областных акиматов, что больше денег нет и прекращается финансирование тех проектов, которые уже находятся на стадии реализации. Когда начали на рабочей группе разбираться, выяснилось, что недостаток средств на субсидирование проектов малого и среднего бизнеса уже сложился на сегодняшний день 12 млрд тенге, в том числе по принятым ранее обязательствам. Такое планирование трудно назвать эффективным. В конечном итоге от этого страдает бизнес.
При этом нет отдачи и от вложений государства в банковский сектор. Рау напомнил, что правительство последние годы регулярно «спасает банки», однако кредитный портфель банков второго уровня составляет 47% от их активов, вторая же половина средств аккумулируется в обязательства Нацбанка.
— В результате за последние несколько лет банки почти на 6% сократили кредитование юридических лиц. Кредитование физических лиц увеличилось на 10%, то есть кредитование реального сектора экономики снижается, в основном развивается потребительское кредитование, — констатировал он.
Депутат сената Ерболат Мукаев тоже обратил внимание на качество планирования, заметив, что с точки зрения исполнения по доходам и освоению бюджет 2017 года выглядит успешным по сравнению с 2016. Сумма неосвоенных средств сократилась с 36 млрд тенге в 2016 до 15 млрд тенгев 2017.
— Темпы роста валового внутреннего продукта в целом и в отдельных отраслях выглядят весьма обнадёживающими — объём валового внутреннего продукта вырос по сравнению с 2016 годом на 4%, что на 0,6% выше прогнозируемого уровня. Однако этот результат назвать успешным и характеризовать его как всестороннее развитие не стоит. Во-первых, неплохой показатель роста ВВП, а также добывающей и обрабатывающей промышленности за год был достигнут с учетом низкой базы 2016 года, когда выпуск экономики увеличился всего на 1%. Во-вторых, главной движущей силой экономического роста остается нефтяной сектор, так как добыча нефти увеличилась на 10,5%, — сказал депутат.
При этом в республиканском бюджете снижается доля налоговых поступлений, тогда как растут трансферты из Национального фонда. И «сложившаяся ситуация напрямую указывает, что правительство не имеет как такового видения в целом по оптимальной структуре доходной части бюджета и налоговых поступлений, и, соответственно, отсутствует концептуальный подход по реализации данного вопроса», волнуется сенатор.
Настораживает депутатов и «устойчивая тенденция роста суммы долга правительства и внешнего долга крупных субъектов квазигосударственного сектора,который превысил $55,5 млрд и составил 96,2% валютных активов Национального фонда.
— Поскольку практически его уровень подошел к предельному значению (100%) и может создать значительные риски финансовой нестабильности страны, правительство должно усилить мониторинг и контроль за долгом квазигосударственного сектора, — считает сенатор.
Несмотря на замечания, отчёт депутаты обеих палат утвердили. На прощание премьер-министр поблагодарил их за конструктивную работу и пообещал, что правительство будет работать над своими ошибками.
https://forbes.kz/process/economy/sagintaev_508_mlrd_tenge_neeffektivno_ispolzovannyih_sredstv_na_80_oshibki_buhgalterov/
[:]