[:ru]
В преддверии празднования 20-летия столицы автор известных архитектурных проектов Астаны Сагындык Жанболатов рассказал о секретах их создания.
Обилие необычных архитектурных сооружений это первое, что отмечают приезжающие в Астану гости. За это многие её называют городом будущего. Одними из необычных сооружений столицы являются мечеть «Хазрет Султан», «Триумфальная Арка» и Казахский национальный университет искусств, здание которого построено в виде рояля. Немногие знают, но автор всех этих проектов дизайнер Сагындык Жанболатов. Сегодня он руководит частной компанией по проектированию объектов. В начале 2000-х годов Сагындык Жанболатов был главным дизайнером молодой столицы независимого Казахстана. Сегодня он автор сотен проектов не только по всему Казахстану, но и в Сирии, Якутии, Горном Алтае и Египте. Он рассказал, как менялась и преображалась архитектура Астаны за 20 лет, за что он любит внешний облик города и почему в Казахстане нужно развивать свой неповторимый национальный казахский стиль архитектуры.
Сагындык Смаилович родился в Акмолинской области в селе Рождественка (ныне аул Кабанбай батыра – прим. ред.) С самого детства он проявлял интерес к искусству и живописи. Преподаватели замечали талант школьника и поэтому часто привлекали его к рисованию стенгазет и другой творческой работе. После школы, как и многие молодые люди, он ушёл в армию, а после поступил в Целиноградский сельскохозяйственный институт на архитектурный факультет. После получения диплома он остался работать в вузе преподавателем до 1991 года. Сагындык Жанболатов рассказывает, что после развала Советского Союза были непростые времена. Тогда бывший преподаватель ушёл в бизнес: открыл частную компанию, которой руководит по сей день.
«Нашей проектно-производственной компанией на сегодня сделано свыше 100 проектов. Это жилые дома, гостиницы, мечети, производственные здания самого разного направления. Одна из важных фишек в том, что мы занимаемся национальной архитектурой. Мы ищем национальные формы, ищем национальные образы», — говорит Сагындык Смаилович.
Архитектор поведал историю рождения одного из своих проектов – здания Казахского национального университета искусств. Этот объект построен в стиле символизма и имеет форму рояля.
«Было обыкновенное четырёхэтажное здание детской музыкальной школы Астаны. Как-то сюда приехала Айман Мусаходжаева со своей командой музыкантов. Нурсултан Назарбаев эту маленькую музыкальную школу отдал ей и поручил сделать реконструкцию. Она попросила меня сделать концертный зал снаружи. Позже Президент подарил белое пианино, и тут мне сразу пришла идея. Я сделал пристройку — рояль с ножками. Окна мы сделали в виде клавиш – белыми, верхнюю крышу как у рояля. Уже позже справа другая компания построила органный зал. И это стало полноценной композицией», — рассказывает Сагындык Жанболатов.
Сегодня Сагындык Смаилович не только практикующий специалист, он долгие годы изучал историю казахской архитектуры, древних сооружений. Благодаря этому ему удалось воплотить в жизнь один из необычных объектов молодой столицы — мечеть «Хазрет Султан». Сегодня эта мечеть входит в ТОП-10 лучших в мире, и гости города с удовольствием посещают этот объект.
«Мне приятно, что наша компания занималась этим проектом, ведь сегодня эта мечеть входит в 10-ку лучших наравне с арабскими. Когда объявили конкурс, мы подготовили два проекта – в классике и в современном стиле. Президент выбрал наш классический проект, он занял первое место. В чём суть классики? Мы хотели, чтобы эта мечеть была образцом, на который должны ориентироваться другие классические специалисты. Особенность мечети в том, что у нас особые минареты. Турецкие – остроконечные, татарские тоже остроконечные, узбекские минареты не имеют завершения, они будто отрезанные. Мы поняли, что в Казахстане строились мечети таким образом: на юге — похожие на узбекские, а на севере — на татарские», — рассказывает архитектор.
Сагындыку Жанболатову удалось воплотить в жизнь классический казахский тип мечети, здание которой на 70% состоит из национального орнамента.
«Купола мечетей южного Казахстана, Узбекистана и Ирана — голубые, в Татарстане — зелёные. У нас купола белые, для нас ориентиром стал мавзолей Тадж-Махал. Но главная особенность в том, что мечеть сделана таким образом, что практически все формы, пропорции, орнаменты — казахские, 70% — казахские, 30% — общемусульманские», — говорит Сагындык Смаилович.
Еще одной особенностью мечети является то, что издалека она кажется белой, но стоит подойти к зданию ближе, оно становится цветным.
«Мы сделали хамелеон, перспективное усиление цвета. Когда обходишь мечеть вокруг, то купола и минареты кажутся цветными. Почему мы так сделали? Казахская степь весной имеет яркие цвета, летом она начинает засыхать и степь кажется белёсой, засохшей. Но если поедете в степь и присмотритесь, увидите, что трава на самом деле цветная, пастельных тонов: сиреневые, голубоватые, розовые оттенки. Степная трава цветная. Такой приём я применил здесь. Это чисто степная казахская национальная архитектура в классическом стиле», — отметил архитектор.
Это далеко не единственная мечеть, которую проектировал Сагындык Смаилович. После того, как проект «Хазрет Султан» был реализован, специалисту буквально посыпались предложения. Он строил мечети в разных регионах страны. А в преддверии священного месяца Рамазан в Астане открылось еще одно архитектурное чудо — «умная» мечеть, которую в народе прозвал «Алланың гүлі». Выполнена она в виде огромного алмаза. Её автором так же является наш собеседник.
«Сейчас время меняется, всё движется семимильными шагами, я предложил заказчику сделать современную нетрадиционную мечеть. Она сделана в виде алмаза. Там необычный интерьер, экстерьер, минарет похож на «калам» — «священное перо». Самое необычное то, что мечеть энергоэффективная. После «ЭКСПО» по городу стали применять альтернативную энергию. Мы применили солнечные батареи, австрийские. Благодаря им мечеть на 100% обеспечена энергией, а часть отдаёт городу. От этого мечеть имеет прибыль. Там всё автоматизировано, поэтому можно её назвать «умной мечетью», — говорит специалист.
В мечети установлена современная система вентиляции, которая считывает выбросы углекислого газа за счёт датчиков, и начинает прогонять воздух. Чем больше людей в мечети, тем вентиляция работает активнее.
По мнению Сагындыка Смаиловича, застраиваемая Астана является городом со свежей разнообразной архитектурой, которой нет во многих постсоветских странах.
«Над проектированием Астаны работали многие зарубежные специалисты. Мы работали под иностранцами, они делали проект, а мы выполняли рабочие моменты. Но когда мы начали замечать недостатки, к нам пришла уверенность в своих силах, и мы сами начали проектировать. Почему мне нравится архитектура Астаны?» Водный бульвар», «Байтерек», «Изумрудный квартал» – всё сделано в авангардном стиле. В других странах всё делается в тяжёлом стиле, однообразная архитектура, у нас она свежая, разнообразная», — считает Сагындык Жанболатов.
Архитектор постоянно говорит о том, что строительство Астаны – это воплощение национальной идеи, ведь казахи испокон веков жили в степи.
«Астана – это центр страны, здесь очень хорошая земля. Мы знаем, что столицами были Сарайшык, Туркестан и другие города, но мы считаем, что центр изобилия и кочевья был именно здесь. Национальная идея состоит в том, что кочевники строят свой город в степи. Алматы – это горы, реки. Мы делаем свой город в степи – это очень оригинально, ведь такого нет нигде. (…) Я считаю, что Астана должна так же развиваться, все объекты должны быть необычные. В одно время критиковали, мол, всё вычурно делается. Со временем все выравнивается, но я считаю, если сейчас пойдут однотипные здания, как в Советском Союзе, будет очень плохо. Президент, его команда дали нам свободу: мы проектировали так, как мы видим и понимаем с творческой точки зрения», — говорит он.
Астана по развитию архитектуры не уступает Эмиратам, говорит Сагындык Смаилович.
«Необходимо развивать казахский стиль, об этом говорят многие. В области архитектуры мы движемся к национальной архитектуре, но нельзя, чтобы было развитие коммерческой архитектуры, ради прибыли. Мы не должны потерять тот огромный энтузиазм и те фантазии, которые воплощаем. Я считаю, должна быть свобода. Мы должны не отставать от футуристической архитектуры. Современная архитектура должна двигаться в национальном направлении, должна быть казахская классика, новые казахские рестораны, новые казахские парки, у нас должна быть своя зона отдыха, казахские базары, кинотеатры, филармонии – всё, что угодно. Я считаю, будущее за современной архитектурой, но с учётом национального стиля», — добавил Сагындык Жанболатов.
Сегодня архитектура Астана – это воплощение самых разных стилей. Здания замысловатых форм кого-то восхищают, а кто-то считает это воплощением чего-то неживого. Сагындык Смаилович же говорит, что каждый город становится живым спустя время: через 20-30 лет это будет уже совсем другая столица.
«Город становится живым, когда проходит время. Город становится уютным со временем. Один алматинец сказал, что ему нравится простор Астаны после алматинской тесноты, другие 50% сетуют на ветер, скучную архитектуру. Но город будет расти, он становится более «человечным». Появляются новые формы, появляются цветники, деревья. Пройдёт 20-30 лет и вы увидите, что всё будет живое. Я думаю, мы идём в правильном направлении», — подытожил спикер.
Напоследок Сагындык Смаилович назвал ТОП-5 архитектурных сооружений Астаны, которые должен посетить каждый гость. Это сфера «Нур Алем» на территории выставочного комплекса «ЭКСПО», монумент «Байтерек», Триумфальная арка «Мәңгілік Ел», ТРЦ «Хан Шатыр» и киноконцертный зал «Казахстан».
[:]