[:ru]
Сразу и не поймешь, как назвать этот жанр журналистики: это и не репортаж, и не событийка, и не журналистское расследование. Просто журналист решил вывести свою семью в Хоргос, чтобы купить китайские шмотки.
Причем закупаться мы решили в Международном Центре приграничного сотрудничества, представляющего собой уже целый казахстанско-китайский город, со своими торговыми домами, гостиницами и столовыми.
А заодно, я хотел рассказать об этом читателям, чтобы они имели более или менее наглядное представление, куда движется сегодня поезд казахстанско-китайской дружбы. И как на этом можно сделать или сэкономить деньги простому гражданину РК.
И потом, не даром же казахи говорят: — Не смотришь за хозяйством – скотина разбежится. Не смотришь за домом – жена убежит.
Еще одна цель этой поездки, даже ее главная задача – это дать домашним развеется и отойти от быта, поехав в небольшое путешествие — приключение. И вот что из этого вышло.
Почему мы не Европа
Из Алматы мы выехали вчетвером, я, моя супруга, и две дочери: средняя и младшая. Маршрут наш пролегал через Кульджинку на Шилек и дальше на Хоргос. 365 километров до конечного пункта нашего путешествия. Что оказалось на самом деле ошибкой. Где-то между девяностым и сотым километром нашего пути, между поселками Лавар и Шилек мы натолкнулись на участок плохой дороги, с кочками и потрескавшимся асфальтом. На что я выругался с негодованием в адрес асфальтоукладчиков дороги «Западная Европа – Западный Китай». – Какого лешего, — сказал я жене: — они нам трубят, что построили современную магистраль, когда тут сам черт ногу сломит.
А оказывается-то в-о-он оно как, а оказывается-то я с самого начала поехал не по той дороге. И новая автотрасса на Хоргос начинается с Капчагайки, а не Кульджинки. И там уже все нормально, и с бетонным покрытием, и с асфальтом. По которому легко разгоняться до скорости в сто сорок и сто шестьдесят километров в час. Но это дошло до меня только на обратном пути, уже полностью проделанному нашим семейным экипажем по трассе «Западная Европа – Западный Китай». И это, скажу я вам: шик, блеск и красота.
Так что перед строителями этой автомагистрали я извиняюсь.
Но вот ассенизаторов, которые отвечают за откачку туалетов вдоль этой дороги, я бы казнил без малейшего сожаления.
Представьте себе такую картину. Современная бетонная автострада, с развилками и дорожными указателями, уходящая к горизонту. Обустроенные места отдыха для водителей и их пассажиров. Ремзоны, на которых вы можете проверить состояние своего автомобиля. Через каждые пятнадцать километров придорожные туалеты.
И все это торжество автомобильно-дорожной мысли портит один только несчастный ассенизатор, дядя Ваня, или Берик – ага, решивший, видимо для себя, что зарплату можно получать и так, на халяву, не занимаясь очисткой придорожных туалетов. Благо начальство далеко, и проверять его работу никто не будет.
И тут же все это великолепие автодорожной мысли начинает блекнуть и скукоживаться под напором суровой прозы жизни, с ее переполненными дерьмом туалетами. Когда невольно осознаешь: — Да, мы еще не Европа. И даже не передовая Азия. Из-за таких вот раздолбаев бериков и дяди вань.
МЦПС
На территорию Международного Центра приграничного сотрудничества Хоргос мы прибыли к часу дня. На наше счастье к тому времени очереди в пунктах пропуска не было. Как выяснилось, загранпаспорта тоже не нужны для перехода на китайскую сторону. Достаточно обычного удостоверения личности. Вы оставляете машину на стоянке, проходите через КПП, где вам выдают бумажный квиток, затем проходите пограничный контроль, покупаете за полторы тысячи тенге билет на автобус в оба конца, и отправляетесь на китайскую сторону. Как говорит водитель автобуса: — Здесь можно купить все, за исключением птичьего молока. –
Но птичье молоко нам и не нужно. А еще водитель автобуса жалуется, что их достали уже всякими проверками самые разные контролирующие органы.
– Вот и вчера, — рассказывает он, целый день шла проверка. Запарили уже —
Но вот мы уже на китайской стороне. Наш автобус «Пазик» оставляет нас на остановке, а дальше мы идем пешком. Благо, недалеко. Из самого ближнего торгового дома звучит китайская музыка.
Я был в разных городах Китая, и скажу, то что китайцы понастроили на своей стороне границы мало чем отличается от торговых центров Урумчи, Кульджи и Пекина. Хотя как посмотреть. В Пекине есть такие современные торговые центры, которые могут дать фору лучшим торговым домам Франции.
И здесь все дешево. К примеру, классные автомобильные чехлы на свою машину я купил на территории МЦПС за пятнадцать тысяч тенге, тогда как у нас в Алматы такие же чехлы стоят и все тридцать тысяч. Жена так и вовсе была в восторге, сравнивая цены на обувь, постельное белье и одежду с ценами в Алматы. Разница в цене в полтора, два раза. Ну, и конечно, нужно время, чтобы все это великолепие обойти.
Из минусов – это духота в китайских торговых домах, по крайней мере в том, в котором мы были, и неработающие эскалаторы. А так, в принципе, бизнес здесь делать можно. И наши предприниматели его делают. Да так успешно, что сегодня МЦПС становиться очень крутым конкурентом алматинской барахолке.
А еще здесь выгодно закупаться тем же алматинцам и жителям области, если они хотят сэкономить свои деньги. Так, если мы семьей потратили сто тысяч тенге на покупку необходимых предметов одежды и обуви, и это с учетом дороги и затрат на горючее, то в Алматы бы нам все это «удовольствие» обошлось не меньше ста пятидесяти тысяч по самым скромным подсчетам. Причем, подсчетами занималась моя жена, а уж она то в ценах профессор.
Нет коррупции.
Возвращались мы на казахстанское КПП с четырьмя огромными китайскими баулами, туго набитыми всякой всячиной, начиная от носков и заканчивая джинсами. И все это добро на весах вытянуло на двадцать шесть килограмм. Так что при желании мы могли еще спокойно докупить товаров на сто семьдесят килограмм, чтобы провести их к себе в страну беспошлинно. И это бы не считалось контрабандой. Но такого желания у нас не было, как и денег на их покупку.
В конце-концов, мы с семьей пришли сюда не ради бизнеса, а просто посмотреть, что тут и как происходит. Из обычного житейского любопытства, и вопросов экономии семейного бюджета.
И еще замечу. Никакой коррупции мы тут не видели. Хотя я не готов утверждать, что ее нет. Но с ней, вероятнее всего, приходиться сталкиваться тем, кто имеет дело с крупными поставками грузов в Казахстан из Китая. А наша семья под эту категорию ну никак не подпадает. Словом, поездка удалась, и впечатлений хватило.
И вместо заключения.
Я бы, конечно, мог привести целую кучу цифр, поясняющих выгоды межгосударственного сотрудничества Казахстана с Китаем, но они как-то плохо ложатся в канву моего повествования. Ведь это совершенно иная тема. Я же ставил перед собой куда более важную задачу. Перед вами рассказ об увиденном глазами обычного казахстанца, которому до цифр межгосударственного товарооборота нет никакого дела. И которого интересуют только его личные дела, и заботы его семьи.
А вот тут-то и есть для него тема. Поскольку пятьдесят тысяч тенге, сэкономленных на одной только поездке в МЦПС, это нормальная сумма для семейного бюджета любого среднестатистического казахстанца. За исключением наших олигархов.
И второй вопрос. Автострада «Западная Европа – Западный Китай», (это я об увиденном мной казахстанском участке пути, лежащим между Хоргосом и Алматы), при всей ее совершенности и современности, поражает своим безлюдьем. Хотелось бы вдоль этой трассы видеть многочисленные СТО, столовые, те же базарчики, с торгующими там старушками. Хотелось бы видеть вдоль дороги оживленные поселки и населенные пункты. Но пока ничего этого нет. Хотя надеюсь, в скором времени появиться. Ведь дорога – это сама жизнь.
Алматы-Хоргос-Алматы.
Литер
[:]