[:ru]
Корни казахских традиций ушли глубиной в древность. Проходят века, а многие традиции никуда не уходят. Так и соблюдаются. У всех у них имеются смыслы, и значения. Для народа традиции и обычаи до сих пор имеют большую ценность. Один из известных обычаев — это сватовство, и жертвоприношение в доме у невестки. Есть ли какая-то взаимосвязь между этой традицией и религий?
«Если богач сватается с богачом, то между ними пробегают лошади. Если бедняк сватается с бедняком, то между ними проходят сумки. А если богач и бедняк посватаются, то это к беде», — это народное изречение прекрасно демонстрирует, насколько сильны были в казахской среде различия между социальными группами. Богачи старались не иметь ничего общего с бедняками. А бедняк боялся связываться с богачом.
У казахов сватовство проходит 2 раза:
Поначалу это просто знакомство. Во второй раз, это целенаправленное сватовство.
Из фильма «Биржан сал»
Сначала родственники со стороны парня встречаются с родственниками девушки. Обговаривают, как будут устраивать той, сумму калыма. Для обозначения точной даты сватовства, отец парня посылал своего верного помощника или друга. Представитель отца не шел с пустыми руками. Он нес подарки для семьи невесты. Девушке на голову одевали шапочку с перьями.
По обычаю, родственники парня относили в дом девушки что-то из одежды и другие виды подарков. Этот обычай был обязательным. Он служил мостом для дальнейшего знакомства. Для установления доверительных связей. Цель была обговорить точную дату сватовства и определить стоимость затрат на свадьбу.
После того как две стороны приходили к общему решению, в доме девушки устраивалось жертвоприношение. Родственники мужа привозили в дом барана. Баран должен был быть жирным, здоровым и не старым.
Почему девушка не ела принесенного в жертву барана?
Обряд этот называется “өлтірі”? Скот привозили живым в дом невесты. Традиционный договор между родственниками заключался перед лицом бога. Барана привозили живым, (означает жизнь), а потом резали его (смерть). Договор, заключенный на стыке жизни и смерти, нельзя было нарушать. Жертву не приносила семья девушки. Приносил человек со стороны. Этот человек являлся свидетелем договора, заключенного между семьями. Он подтверждал тем самым, что договор имеет законные основания.
После обряда жертвоприношения, две стороны называли друг друга “құда-құдағи». Сватьи устраивали ас, угощая гостей за праздничным дастарханом. Согласно мусульманским традициям, вкусный ас считался признаком доброго поступка.
Как мы уже упоминали выше, скот должен был быть жирным и не старым. Потому, что жертва приносилась в честь предков девушки, чтобы получить их одобрение на брачный союз. И это же была демонстрация благодарности богу.
«Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог — Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным,» ( сура 22, 34 аят)
Этот обряд сам по себе, благодарность богу. Все мясо скотины полностью отправлялось на стол. Правда, девушка не должна его есть. Это считалось плохой приметой.
После обряда, семья жениха приносила в семью девушки определенный подарок. Кто-то мог позволить себе подарить коня. Главное, было пометить подарок совьими перьями. Это признак того, что сторона жениха принимает ее в свою семью.
Из кинофильма Биржан сал
«Если мертвый не благодарен, то и живым не будет хорошо»
Скот надо было принести в жертву со всеми положенными молитвами. Скот приносился в жертву по мусульманским обычаям, и распределялся так же.
У казахов есть суеверие, что если девушка не прошла через этот обряд, то она много будет болеть. Есть даже пословица «Нет жертвоприношения, нет и здоровья». Это пословица отсылает нас в казахскую историю. Не зная истории, нельзя сделать выводы, и извлечь уроки из прошлого. Мы должны учитывать путь наших предков, их ошибки, недостатки, брать пример с хороших поступков. Без прошлого, нет будущего!
Ақжарқын Қыдырханова
Бари бар.кз
[:]