АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Ностальгия по совку — это то, что тянет Казахстан назад. По капле будем выдавливать из себя комсомольцев.[:]

[:ru]

Комсомольцы в СССР

Наверное, надо почаще расшифровывать для простых казахстанцев в городах и аулах, и особенно для подрастающего поколения Независимого Казахстана такие забытые советские аббревиатуры, как, например, КОМСОМОЛ. Звучащее безобидно, даже загадочно (и впрямь, как будто пришедшее из французского языка) это сокращенное слово на самом деле расшифровывается не иначе, как Коммунистический Союз Молодежи (Ком-Со-Мол). Вообще, саму организацию официально называли ВЛКСМ, где буква Л означает Ленин.   

А как относятся во всем мире нормальные люди и народы к коммунизму? С какими политическими режимами и какими  странами,  событиями глобального и регионального масштаба это слово справедливо ассоциируется?  Ответ: это – бывший Советский Союз с его скандально знаменитыми революционерами-экстремистами и жестокими диктаторами Лениным и Сталиным, массовым мором людей, гражданской войной и разрухой, расстрелами лучших сыновей всех этносов, борьбой с религией и громогласным объявлением миру, что «Бога не существует», ядерными полигонами, подавлением свободы слова и печати, русификацией подвластных народов, запрещением частной собственности и предпринимательства, любых контактов с зарубежными странами  и т.д. Красный флаг и коммунистические лозунги ассоциируются также с такими недемократическим странами, как Китай, Северная Корея, в общем, государствами, мягко говоря, с сомнительной международной репутацией.

Теперь пусть подумают ностальгирующие в РК по ком-со-молу и ком-партии: какой имидж Казахстана (а на дворе – XXI век!) они формируют своими полными анахронизма и безвкусицы,  политически и морально некорректными выходками, типа шумного празднования 100-летия молодежной коммунистической организации бывшего СССР? Между прочим, в постсоветских республиках Прибалтики в 90-е годы было даже такое, что те, кто при СССР были партийными и комсомольскими активистами, секретарями и пр., от стыда не могли выйти на улицу. И было у них немало случаев суицида (сами эти функционеры или их дети) на почве глубокого осознания ими позора от какой бы то ни было связи с преступным коммунистическим режимом Советов, соотношение вреда и эфемерной пользы от которого (было заученное словечко «прогресс») даже для относительно благополучной и свободной в советский период Прибалтики считается примерно 90:10. Какие же это серьезные, думающие, кающиеся и самоочищающиеся нации, оказывается! Свою модель «Рухани жаңғыру – Духовное возрождение и модернизация общественного сознания» они, видать, давно претворили, пережили и прочувствовали.   

Страны Балтии в силу близости Европы и быстрого распространения демократических ценностей успешно, что называется, десоветизировались, в отличие от нашей «вечно отсталой Средней Азии». Даже в России в основном только глубинки, окраинные регионы Федерации все еще ноют по поводу распада «великой державы», потери вождя Ленина, ностальгируют по комсомолу и пионерии, млеют от  старых советских пропагандистских фильмов, тогда как развитый Центр – Питер, Москва, Екатеринбург и другие города, мегаполисы демонстрируют в лице своей интеллектуальной и деловой элиты другие вкусы, нормальную, современную ментальность (конечно, эту ментальность и инакомыслие стараются не пропагандировать по официальным каналам ТВ и т.д.).  

Те, кто отмечал 100-летний юбилей комсомола, должны также самокритично понять одну вещь: проблема этих «предпенсионников» и пенсионеров даже не в идеологии (моноидеологии давно нет, да и никто из них всерьез не воспринимает коммунистические идеи). Мы бы их зауважали, если бы эта когорта выдвинула и обосновала какое-то достойное (пусть альтернативное официальной, но именно привлекательное, живое, конкурентоспособное) видение  мира (Vision, Point of view и пр.), комплекс идей и ценностей, новую парадигму. Но здесь явно пахнет лишь нафталином.

И вот, на самом деле проблема людей с «комсомольскими» наклонностями заключается в  определенном, вызывающем во всем мире презрение и усмешку складе мышления, ущербной групповой ментальности, которую передает слово «совок». «Образ «совка» — это образ отсталого глупого человека, полностью лишенного самостоятельности и собственного мнения, слепо следующего партийной указке и верящим в массовую пропаганду» (первое попавшее определение, взятое из интернета).

 Ностальгия по совку –  это то, что тянет Казахстан назад и наносит огромный ущерб его имиджу как динамично развивающейся страны с передовым мышлением и глобальным видением. Нашу столицу Астану называют уже «Северным Дубаем», мы объявляем Технологическую модернизацию экономики, у нас передовой Nazarbayev University, КазНУ им. аль-Фараби динамично продвинулся в топ-220 среди 800 лучших вузов мира в международном рейтинге QS «World University Rankings» (куда сумели войти только два университета на постсоветском пространстве – КазНУ и МГУ им. Ломоносова), мы переходим на латиницу и повышаем имидж нашего языка и  национальной культуры…Можно перечислять еще очень многое. И вдруг – этот неприятный пассаж с «Коммунистическим Союзом Молодежи»,  с красным флагом с серпом и молотом, маршами и застольными советскими песнями… Казахстану надо смотреть и двигаться вперед, а не вместе с  ностальгирующими по ВЛКСМ чудаками оглядываться назад. Вместе с тем, конечно, не стоит яростно обвинять и проклинать друг друга, т.к. это скорее не вина, а беда определенной части общества, которая еще не в полной мере выдавила из себя раба и красного (или серого?) совка.

 

Н.Д. Нуртазина,

профессор КазНУ им. аль-Фараби

[:]