[:ru]
Индекс потребительского доверия в Казахстане вырос до 84 пунктов, показав традиционное улучшение настроения покупателей к середине года
Значение индекса отличается от страны к стране, он зависит от местных особенностей и отношения покупателей к экономической ситуации. Например, в Индии индекс потребительского доверия зачастую самый высокий в мире и больше связан с культурной составляющей отношения к проблемам.
Индекс учитывает три параметра — готовность жителей страны тратить деньги, оценку их перспектив на трудоустройство и состояние личных финансов. Треть казахстанских потребителей (32%) ожидает «хороших» или «отличных» личных финансовых перспектив в ближайшие 6 месяцев (в начале года этот показатель составлял 25%). 42% уверены в своей финансовой стабильности, впрочем, этот показатель неизменен вот уже два года.
44% потребителей полагают, что Казахстан не выйдет из экономической рецессии в ближайшие 12 месяцев. 48% ответили на этот вопрос: «Я не знаю», и всего 8% оптимистично оценивают экономику страны. Для сравнения, в России число тех, кто считает, что улучшений не произойдет, составляет 56%,а на Украине так считает абсолютное большинство жителей – 73%.
Казахстанцы хотят обновить гардероб и раздать долги
Доля казахстанских потребителей, у которых есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), составила 74% во втором квартале 2018 года. Этот показатель относительно стабильный уже несколько лет и варьируется незначительно.
При появлении свободных денег большинство людей (37%) обновят гардероб, 34% отдадут долги и кредиты, 29% потратят деньги на развлечения вне дома, 21% отправятся в отпуск.
Только 20% опрошенных предпочитают копить и сберегать свободные денежные средства.
Основным источником беспокойств стал рост цен на продукты питания (27%). На второе место вышла озабоченность здоровьем (21%). По поводу сохранности рабочих мест, образования детей и выплаты долгов и кредитов беспокоятся 18% потребителей.
Режим экономии стал привычным
68% покупателей сообщили, что живут в режиме экономии, говорится в исследовании, проведённом в первом квартале 2018. Половина (51%) сказали, что экономят на одежде, 46% стараются сокращать развлечения вне дома, 40% сократили траты на отпуск, 36% перешли на более дешёвые торговые марки (FMCG) и ещё 33% решили повременить с покупкой новой бытовой техники, смартфонов и планшетов. 27% экономят на газе и электричестве, и 26% стараются не питаться вне дома, в кафе и ресторанах.
Стагнация уровня реальных доходов в совокупности с низкой потребительской уверенностью приводит к тому, что люди с осторожностью тратят деньги. Даже если экономическая ситуация улучшится и свободные деньги будут, 22% продолжат экономить на развлечениях, 16% — на одежде, 15% — на газе и электричестве, 15% — на отпуске, и 14% — на еде вне дома.
У кого есть деньги
Самым платёжеспособным населением сейчас становятся так называемые миллениалы, люди моложе 35 лет (59,8% от всего населения страны). В ближайшие 5-10 лет они буду иметь самую высокую покупательскую способность. И они же являются самыми нелояльными к рекламным уловкам, предпочитая акции и получая мало удовольствия от шопинга.
Если же говорить о форматах, близких казахстанским потребителям, то очевидна тенденция развития больших супермаркетов с широким ассортиментом. За три квартала 2018 выросли продажи в супермаркетах (+15%) и гипермаркетах (+4%), в то время как упала доля продаж в магазинах «у дома» (3,4%), в аптеках (9,6%) и на открытых рынках (6,4%).
https://forbes.kz/stats/nielsen_bolshinstvo_kazahstantsev_privyikli_ekonomit/
[:]