[:ru]
Знаменитая сказка Льюиса Кэрролла до сих пор захватывает не только читателей любого возраста, но и ученых-неврологов, которые на ее страницах находят важные данные об особенностях работы нашего мозга.
Чтобы узнать больше, корреспондент BBC Future Дэвид Робсон ныряет в кроличью нору.
Сам Льюис Кэрролл удивительно скромно рассказывал о своем шедевре. «Героиня находится час под землей, встречает разных птиц и животных, которые умеют разговаривать (и это не феи), — писал от в сатирическом журнале Punch. — Все это сон, но я не открываю правду до конца рассказа».
В этом году исполнилось 150 лет с тех пор, как Алиса впервые отправилась в путешествие по кроличьей норе. А «скромный» рассказ Льюиса Кэрролла вдохновил на создание бесчисленного количества фильмов, картин и хореографических постановок.
Менее изученным остается влияние произведения на исследования в области психологии. Фантазия писателя предлагает полезный материал для размышлений не только фрейдистам и психоаналитикам, но и современным неврологам.
Память, речь и сознание. Прежде чем технологии позволили нам проникнуть в страну чудес человеческого мозга, гений писателя позволил заглянуть в его тайны с помощью игривых интеллектуальных экспериментов.
«Сказка исследует много научных концепций современной неврологии — существование непрерывного «я», наши воспоминания о прошлом и восприятие будущего. Она — большой источник знаний о когнитивных свойствах человеческого разума», — говорит Элисон Гопник из Калифорнийского университета в Беркли.
«Алиса в стране чудес» дает возможность каждому из нас узнать что-то о себе. 150-летний юбилей книги — прекрасная возможность отправиться вместе с ней в путешествие таинственными путями нашего разума.
«Выпей меня»
В одной из первых приключений Алиса находит зелье с надписью «Выпей меня» на бутылке, которое уменьшает девочку до размера всего 10 дюймов (25 см). А волшебный пирог, которой она съедает сразу после этого, имеет прямо противоположное свойство — Алиса становится настолько большой, что достает головой до потолка. Это одна из самых известных частей рассказа, которая первой привлекла внимание не только Уолта Диснея, но и ученых.
В 1955 году психиатр Джон Тодд открыл психическое расстройство, при котором пациенты чувствовали, что их тело «открывается, как телескоп».
Расстройство, которое заслуженно получило название синдром Алисы в Стране Чудес, чаще всего встречается у детей. «Дети рассказывали, что вещи вокруг кажутся им перевернутыми с ног на голову, или когда их мать стояла в другой части комнаты, они чувствовали, что она рядом», — рассказывает Грант Лью, невролог из Пенсильванского университета в Филадельфии, который изучает этот феномен.
Дневники Кэрролла свидетельствует, что сам писатель страдал мигренью, которая часто вызывает подобный синдром. Итак, некоторые считают, что Кэрролл описал собственные ощущения. По мнению профессора Лью, этот синдром может вызвать повышенная активность в теменных долях, которые отвечают за восприятие перспективы и расстояния.
Несмотря на то, что эти галлюцинации могут быть тревожными, они, как правило, безвредны.
«Мы объясняем пациентам, что такие ощущения не являются признаком сумасшествия, и здоровые люди также испытывают подобные вещи», — говорит доктор Лью. Сегодня неврологи в рамках экспериментов вызывают такую иллюзию у здоровых людей, чтобы узнать больше о том, как мозг создает ощущение нашего присутствия здесь и сейчас.
Герцогиня и Чеширский Кот
Страна Чудес полна персонажей, которые легко меняют форму — например, гротескная герцогиня и ее младенец.
Пока Алиса держит малыша на руках, его нос становится более вздернутым, а глаза сближаются, и он начинает хрюкать. Прежде чем Алиса осознает, что случится, ребенок превращается в свинью. Позже Алиса знакомится с Чеширским котом, чья улыбка странным образом остается, даже когда сам кот исчезает.
Предметы в наших снах часто обретают причудливые метаморфозы. Писателю удалось тонко подметить особенности наших снов, в частности странное ощущение времени во сне.
Неврологи объясняют эти явления тем, что во время сна мозг обрабатывает информацию — объединяет воспоминания, создает связи между различными событиями, чтобы построить целостную историю нашей жизни. Когда в памяти сразу возникают образы, например ребенка и свиньи, мозг может объединить их в сюрреалистическую картинку.
Шалам-Балам и Бурмоковт
Приключения «Алисы в Зазеркалье» продолжают исследования нашего разума и ныряют, в частности, в изучении природы человеческой речи.
Они начинаются с первых страниц второй книги об Алисе, когда героиня читает поэму «Бурмоковт». Первые строки поэмы «…Воркалось, хливкие шорьки пырялись по мове/И хрюкотали зелюки как мюмзики в наве…» заставляют девочку воскликнуть: «Она хорошая, но ее трудно понять!»
Алиса права. Мы воспринимаем стихотворение как грамматически правильное, хотя сами слова не имеют никакого смысла. Сегодня поэма Льюиса Кэрролла стала настоящей находкой для неврологов, которые изучают механизмы создания речи.
Сканирование головного мозга при чтении стиха показывают, что семантические значения и грамматические формы обрабатываются в нем отдельно. (Интересно, что и другие авторы успешно использовали эффект грамматически правильной ерунды, в частности Курт Кобейн в песне Smells Like Teen Spirit).
К более глубоким лингвистическим наблюдениям о природе слов Алиса прибегает во время разговора с Шалам-Баламом. Разве возможно передать более прекрасную форму этого существа с помощью других слов? Вопросы Шалам-Балама касаются философских размышлений еще во времена Платона. Ранее ученые считали, что связь между формой слова и его значением вполне произвольна. Но сейчас, кажется, сказочный герой Кэрролла прав.
Возьмем, например, вымышленные слова «кики» и «буба». Если предложить людям назвать с помощью этих слов различные формы, большинство выберет «кики» для острых предметов, а «буба» для округлых. «Звуковой символизм» становится сейчас популярным направлением исследований, хотя его причины не совсем понятны.
Одна теория утверждает, что ассоциации между определенными предметами и звуками речи возникают через форму губ, которую они принимают при произношении определенных звуков.
Независимо от причины явление «звукового символизма» означает, что иногда можно догадаться о значении иноязычного слова только по его звучанию. Прозвища, которые получают люди, также часто отражают нашу внешность, как в случае с Шалам-Баламом.
Еще интереснее мнение некоторых ученых, что подобные слова — это своеобразные «лингвистические ископаемые», которые отражают первые высказывания человечества.
Белая королева и путешествие во времени
Позже в своем путешествии Алиса знакомится с Белой Королевой, с которой ведет долгие беседы. Это самое загадочное в творениях Кэрролла — с удивительной способностью предсказывать будущее. Впрочем, размышления королевы об особенностях памяти самые удивительно пророческие.
«С середины 2000-х годов ученые-неврологи пришли к мнению, что память на самом деле касается не только прошлого — она помогает вам действовать соответствующим образом в будущем, — объясняет Элеонора Магуайр из Университетского колледжа Лондона, которая часто использует Белую Королеву для иллюстрации своей идеи. – Чтобы выработать наилучший курс действий, вы смотреть на себя в проекции».
Когда мы представляем себе будущее, то обычно раскладываем наши воспоминания на части, а затем монтируем их в новый сценарий. Память и предсказания используют одинаковый способ «путешествия в умственном времени» в одной и той же области мозга.
Профессор Магуайр, например, выяснила, что люди с повреждением гиппокампа, которые не способны вспомнить свое прошлое, имеют определенные трудности и с представлением будущего.
«Мы попросили их представить встречу с другом на следующей неделе — и они просто не могли это сделать», — говорит ученый. Эти люди также не могли представить будущее путешествие к морю. «Они понимали, что там будет песок и море, но просто не могли визуализировать это в мозгу».
Иными словами, в отличие от Белой Королевы, они навсегда застряли в вечном настоящем.
Разве возможны невозможные мысли?
Продолжая исследования человеческого воображения, королева отмечает важность мыслей о невозможном. Эта часть рассказа особенно нравится доктору Гопнику, которая впервые прочитала Алису в три года, а затем посвятила свою карьеру изучению того, как мы строим наши фантазии.
Она открыла, например, что дети, которые часто фантазируют и верят в «невозможные» вещи, имеют, как правило, более развитые когнитивные способности. Они способны на гипотетическое мышление и более проникновенно понимают мотивы и намерения других людей. «То, что они делают во время воображаемой игры, на самом деле, это разработка гипотезы и доведения ее до логического завершения», — рассказывает исследовательница.
Приключения Алисы изобилуют сюрреалистическими встречами, которые помогут любому потренировать фантазию.
Ученый из Тилбургского университета в Нидерландах Трэвис Прулкс исследует то, как литература абсурда, типа произведений Кэрролла, влияет на наши когнитивные способности.
Исследователь делает вывод, что нарушение ожидаемого в странном необычном мире фантастической литературы делает наш ум более гибким, творческим и способным к быстрому восприятию новых идей. Итак, если вы чувствуете, что завязли в рутине и ваш разум требует свежей струи, проведите вечер за чтением «Алисы».
«Я не сомневаюсь, что это произведение стимулирует умственную деятельность, повышает мотивацию и способность к обучению», – говорит профессор Прулкс.
Элисон Гопник отмечает, что некоторые галлюциногенные препараты, конечно, также помогают достичь состояния свободных детских ассоциаций, но чтение — безусловно, безопасный способ повернуть время вспять и увидеть мир с новой перспективой.
Как пишет Льюис Кэрролл: «Так много необычных вещей произошло в последнее время, что Алиса начала думать, что на самом деле мало чтоо в жизни может быть невозможным». И с ней трудно не согласиться.
Прочитать оригинал этой статьи на английском вы можете на сайте BBC Future
https://www.bbc.com/ukrainian/vert_fut_russian/2015/07/150709_ru_s_vert_fut_alice_in_wonderland_psychology
[:]