[:ru]
Оксана Шоканова в прошлом аудитор EY, а ныне серийный предприниматель и мама троих детей
Уйдя из корпоративного сектора в декретный отпуск, Оксана Шоканова основала информационный портал по уходу и воспитанию детей Pandaland, на сегодняшний день это единственное в Казахстане нишевое интернет-издание для родителей. С развитием медиапроекта Оксана увидела потребность рынка в натуральных продуктах и запустила онлайн-экомаркет FreshU. Помимо ведения интернет-бизнеса и воспитания детей бизнес-леди совместно с партнерами успела открыть в Казахстане шесть пиццерий по франшизе международной сети «Додо Пицца» и не намерена останавливаться на достигнутом.
— Бизнес можно просчитать. Самое главное – после того как ты запустил продукт, нужно всё время подогревать веру в свой бизнес, – поделилась с Forbes Woman Kazakhstan Оксана Шоканова.
F: Когда вы решили запустить Pandaland, вы изначально рассчитывали на развитие полноценного СМИ?
– Это был порыв души без какого-либо бизнес-плана. У меня был информационный голод – как ухаживать за ребенком? Старшее поколение советовало одно, в интернете писали другое. Так пришла идея создать интернет-портал, который будет выпускать полезную информацию для родителей. Изначально мы с супругом решили, что Pandaland будет неким социальным проектом. Но так как я финансист, аудитор, я знаю: дело не может постоянно существовать на дотациях. Так что через полтора года мы начали продавать рекламу. Трафик на тот момент составлял около 1 000 уникальных посещений в день. Помню, тогда я мечтала хотя бы о 10 тысячах визитов в сутки. На сегодняшний день Pandaland читает в месяц полмиллиона родителей. За четыре года Pandaland развился в медиабизнес, который приносит доход.
F: Какие у вас планы по развитию Pandaland? Будет ли он трансформирован во что-то большее или издание на своём прочно занятом месте?
– Задача Pandaland – быть помощником для родителей, мы создаём полезный контент. В этом году мы начнём освещать темы подростковой агрессии и школьного буллинга, суицидов школьников. Мы хотим образовывать родителей в том, как слышать и понимать своего ребёнка. Родители могут влиять на детей, и мы в силах построить здоровое общество. Сейчас мы заняты редизайном – контент на Pandaland будет поделён по циклам жизни ребёнка: до года, дошкольный возраст, школа и так далее.
Кроме того, редизайн необходим и для адаптации сайта под мобильные устройства. Когда мы только начинали Pandaland, 90% трафика приходилось на десктоп. Сейчас порядка 75–80% посещений осуществляется с мобильных устройств. У нас также в планах за два года удвоить трафик и довести его до миллиона посетителей в месяц.
F: Кроме Pandaland у вас ещё два проекта – один в интернет-коммерции, второй в сегменте HoReCa. Как быть успешным серийным предпринимателем и всё успевать?
– Сейчас, имея опыт в бизнесе, я поняла, что моя основная работа – собрать правильную команду, основа которой – профессионализм и общие ценности. Если в команде заводится токсичный человек, мы не будем с ним работать, каким бы крутым профессионалом он ни был. Человеческий ресурс очень важен.
В нашем обществе иногда неправильно понимают, когда новый начальник меняет команду. Люди думают, что это так называемое кумовство. Но, например, у меня свой стиль управления, и коммуникация легче идёт с определенным типом людей. Более того, я так или иначе принимаю участие в каждом из своих проектов. Для Pandaland, например, я сама иногда беру интервью, меня вдохновляют истории успеха. Pandaland – мой любимый проект, который даёт пищу для размышлений, всегда есть инсайдерская информация о том, какой вид бизнеса развивается.
К слову, FreshU логично вышел из Pandaland. Мы обсуждали с читательницами экологически чистую продукцию, организовали клуб мам-экспертов, сами тестировали продукты, изучали составы. Во время развития Pandaland я глубоко погрузилась в интернет-маркетинг, и было решено запустить онлайн-экомаркет FreshU под Новый год – 31 декабря 2017 состоялся официальный запуск.
FreshU, в отличие от Pandaland, изначально был задуман как коммерческий проект. В интернет-магазине главным показателем является посещение сайта целевой аудиторией. За два года мы выросли ровно в 2 раза, достигнув 1200 заказов в месяц. Это только онлайн-продажи, без учёта офлайн-продаж.
Планы на этот год – вырасти ещё на 50%. В 2019 количество сделок в месяц пока увеличить не удалось, однако средний чек вырос на 25% за счёт расширения ассортимента, с 7 500 тенге до 10 000 тенге.
Сейчас на FreshU можно приобрести не только органическую косметику и экологически чистые продукты, но и бытовую «нехимию», принадлежности для бани и кухонные гаджеты. Так, на данном этапе проект FreshU вышел в небольшой плюс. Ранее мы два года активно инвестировали в развитие сайта: в интернет-маркетинг, поисковую оптимизацию и так далее.
Возвращаюсь ко второй части вопроса – как все успевать: мне помогает планирование. Я изучала различные методики тайм-менеджмента, но так и не дочитала ни одну книгу. Исходя из опыта, поняла, что нужно планировать свои дела за месяц вперед. Расписываю все: семейные дела, задачи, встречи по проектам. Использую программу Asana, очень удобно для трекинга прогресса.
F: Как вам удаётся конкурировать с крупными ретейлерами, в ассортименте которых также есть натуральная косметика, экопродукты?
– FreshU – это нишевой проект со своими конкурентными преимуществами и целевой аудиторией. Мы выручаем тех клиентов, у которых нет времени или возможности выбираться в классические магазины, поэтому мы доставляем товар в любое удобное место для клиента. Исходя из анализа, наш основной покупатель – женщины в возрасте от 24 до 36 лет. На них приходится 86% покупок, остальные 14% – это мужчины. Кстати, мужчины более благодатный сегмент клиентов, они быстро принимают решения. Если женщина до совершения покупки может раз пять зайти на сайт, то мужчины заходят максимум два раза. Кроме того, им нужна экспресс-доставка, и они готовы переплачивать за это.
80% продаж приходится на Алматы. На втором месте Нур-Султан, далее Атырау. К сожалению, сложно осуществлять доставку по всей стране, так как нет хорошей клиентоориентированной курьерской компании. Мы поменяли уже четыре, и всё ещё в поиске. На пути от нас до клиента происходят какие-то сложности. И отсутствие определенной инфраструктуры по доставке очень тормозит развитие интернет-коммерции в целом. Люди не хотят долго ждать свой заказ, особенно зимой, когда вместо пяти-семи дней курьерская компания доставляет его две недели.
F: Помимо недостаточно развитой инфраструктуры доставки, тормозящей развитие интернет-коммерции, какие ещё есть сложности в продаже экокосметики?
– Сезонность бизнеса. У нас авральный период – с декабря по март. Кстати, если в прошлом году у нас к 8 Марта было больше онлайн-заказов, то в этом году большую часть заказов мы получали по телефону, кол-центр был сильно загружен. После праздника ажиотаж утихает, и мы активно начинаем продвигать такие товары, как бытовая «нехимия» и питание, которые не зависят от сезона. Эти товары дают нам возможность балансировать – поддерживать объём продаж на необходимом уровне. Напомню, FreshU — это не только интернет-магазин косметики, мы позиционируем себя как экомаркет, где собраны товары, активным компонентом которых являются натуральные продукты – косметика, средства для уборки дома, органическое питание.
F: А как вы пришли в сегмент HoReCa и почему решили заняться пиццерией, что совсем не связано с интернетом и медиа?
– Три года назад в Казахстане не было ни одной международной крупной сети пиццерий, и как раз тогда очень активно развивалась российская сеть «Додо Пицца». Стоимость франшизы была недорогой, первоначальный взнос составлял 300 тыс. рублей, и мы с партнёрами решили попробовать себя в этом деле.
Нам понравилась лёгкая модель управления «Додо Пиццы» – высокоавтоматизированная, каждый процесс контролируется онлайн, что позволяет предоставлять продукт высокого качества.
F: Но в сегменте HoReCa не каждый проект выстреливает. С какими сложностями вы столкнулись?
– Основная проблема – поиск локации с учётом трафика и населённости вокруг. Все интересные места на рынке были уже заняты. Более того, локацию надо согласовать с головным офисом, который не всегда согласен с выбранным местоположением по тем или иным причинам. Так что долгий и тщательный поиск локации – основной фактор, который может тормозить развитие бизнеса.
Первую пиццерию мы открыли три года назад в Костанае. Дело в том, что сначала «Додо Пицца» даёт тебе возможность попробовать, открыть пиццерию в небольшом городе. Костанай мы выбрали, исходя из проведённого маркетингового анализа, а ещё – наши близкие друзья живут там, они помогали советами на этапе старта. Первая пиццерия окупилась через два года. На сегодняшний день в Костанае у нас уже две пиццерии, что покрывает потребность города.
Два года назад мы приняли участие в тендере франшизы на Алматы. Первую локацию мы открыли на пересечении улиц Кунаева и Алимжанова. Сейчас у нас в Алматы уже три пиццерии, и по контракту мы должны открыть ещё три.
F: У «Додо Пиццы» есть доставка. При этом не все субъекты HoReCa это делают, учитывая, что относительно недавно появился отдельный сервис по доставке еды. Насколько доставка важна в этом бизнесе и какие есть сложности в этом деле?
– Для нас важно быть быстрыми, что отражается в нашем правиле доставки за 60 минут. Если в течение 60 минут пицца не доставлена, мы дарим сертификат на пиццу среднего размера. Быстрая доставка для нас важна по двум причинам: во-первых, заказчик голодный, во-вторых, пицца должна быть горячей, что называется, только из печи. И для обеспечения оперативности у нас в штате есть свои курьеры. Часто курьеров не хватает. Это случается в авральные моменты – обед, вечер. Бывает, курьеры простаивают. Но для нас курьер в штате – ключевой фактор, так как ни одна курьерская компания не сможет доставить пиццу за час. Средний чек заказа на доставку составляет 5000–5200 тенге, в ресторане – 2700–2900 тенге; это в Алматы, в регионах на 15-20% ниже.
Мы сейчас активно рассматриваем возможность выхода на другие рынки. Хочу добавить, что в этом проекте мне очень повезло с партнёрами. Это случай, когда мы можем совмещать крепкую дружбу с работой.
https://forbes.kz/
[:]