[:ru]
За чашкой кофе именинник сегодняшнего дня Мэтт Деймон рассказал Esquire о ранней славе, карьерных неудачах и о том, почему он не собирается в ближайшем будущем баллотироваться в президенты.
Открыв дверь, он входит внутрь. Один. Ни водителя, ни бегущего рядом помощника рядом. Он одет просто: ливайсы и ботинки, сверху – спортивная куртка практичного черного цвета. Juice and Java – модная кофейня в районе Бичес в Торонто, внутри почти пусто, лишь несколько студентов и небольшая группа мамочек со детьми проводят здесь свой послеобеденный отдых. Он проходит мимо и садится за столик неподалеку как ни в чем не бывало, как будто под этой серой шапкой с логотипом Guinness никак не может скрываться кинозвезда Мэтт Деймон.
«Отличный райончик, не правда ли? – говорит он. – Я тут остановился неподалеку, в квартале от озера. Здесь все напоминает пляжную коммуну, ни у кого нет отдельного, закрепленного места. Вокруг все общее, люди могут сидеть на головах друг у друга. И мне это нравится! Мы часто ходим сюда с детьми».
«Ты ходишь с детьми на людный пляж?!»
«Ну да, а почему нет?»
Может, все дело в самих канадцах? Люди здесь особенно милы, вежливы и просты в общении – эдакие американцы без оружия в руках, но с отличной системой здравоохранения и хорошими манерами. За все время полуторачасового общения нас прервали всего два раза, и то, не приставая с просьбами сделать селфи или дать автограф, а просто похлопали по плечу со словами «Добро пожаловать в Торонто!».
Но Дэймон утверждает, что с ним так происходит абсолютно везде. Его никто нигде не преследует, даже в Нью-Йорке. «Конечно, если тебя занесло в Сохо в отель Mercer, где тусуются все знаменитости, тогда совсем другое дело, получается, ты просто сам напрашиваешься на то, чтобы тебя узнали, – объясняет он. – Но когда я жил в верхнем Вест-сайде, на меня никто не обращал внимания. Просто не надо ходить севернее 72-й улицы». Даже у себя дома, в Лос-Анджелесе, он умудряется передвигаться по окрестностям, как рядовой житель, на зависть всем своим звездным друзьям.
«Я рассказываю Джорджу Клуни о Нью-Йорке, а он мне: «Я там вообще боюсь появляться». Речь даже не идет о его фанатах. Его повсюду преследуют папарацци». Брэд Питт долгое время жил, не выходя на улицу. И Бену Аффлеку, лучшему другу Мэтта, вот уже последние 35 лет нелегко от выходок желтой прессы, особенно во времена его романа с Джей Ло.
У меня есть своя теория на этот счет и она связана не столько с тем, насколько милы канадцы, сколько сам Мэтт. Просто, как отзывается Мэтт о людях, так и окружающие отзываются о нем. Он рассказал мне один из его любимы жизненных эпизодов: «Как-то я, Роберт де Ниро и Анджелина Джоли пришли на передачу к Ларри Кингу по случаю выхода фильма «Ложное искушение». Ларри тогда отыскал слова в интернете, характеризующие каждого из нас. Про Роберта сказали, что он «глубокий», Энджи – «восхитительная», а я «хороший». Да я в общем-то и не против!».
И по сей день так и есть. Когда я пытался выудить несколько историй о Мэтте у его друзей и коллег, все они были на один лад, лишь подтверждающие это непреложную истину – насколько хороший парень Мэтт Деймон.
Такие слова как «милый, умный, работящий, скромный» от Джулии Стайлс или «настоящий, талантливый, уморительный, хотя и не знает об этом» по словам Кристен Уиг, Джордж Клуни говорит, что «он потрясающий актер и прекрасный человек, но вы и так об этом знаете». Да, мы это знаем, но все равно спасибо. Это еще одно подтверждение тому, что быть хорошим парнем – это главный стержень бренда под названием Мэтт Деймон.
«Ну я даже не знаю! – восклицает он, будучи слишком хорошим чтобы согласиться. – Я думаю, все дело в том, что я женат на женщине, которая далека от шоу-бизнеса».
Возможно, так и есть. В 2005 году он женился на Люсьяне Баррозо, девушке родом из Аргентины, которая работала барменом, когда они познакомились в Майами. Это вам не Джей Ло.
«Может, потому что на самом деле я довольно скучный. Вы когда-нибудь задумывались об этом?».
Возражаю, ваша честь! Это не имеет отношение к делу! (возражение принято).
«Думаю, мне просто крупно повезло. Меня никто не достает, но у меня есть работа, которую я люблю. И мне достаются все сливки моей профессии».
На самом деле, возможно, Деймон – самый известный в мире киноактер, который меньше всего страдает из-за своей славы. Кажется, что обычные правила здесь не работают. Нет в нем ничего тайного или компрометирующего, кроме того, что он просто наслаждается своей жизнью. И его нисколько не беспокоят пристальные взгляды редких прохожих, которые все-таки узнают его на улице.
«Я долго тренировался, – признается он. – Потому что, когда кто-то смотрит на тебя, первая реакция увести взгляд, а потом гадать, откуда ты можешь знать этого человека. Но после нескольких сотен подобных случаев ты понимаешь, что эти люди тебе абсолютно незнакомы. А теперь я так к этому привык, что иногда увожу взгляд от тех, кого на самом деле знаю, и тогда начинается: «Похоже, что слава и тебе вскружила голову». А я говорю (и тут он начинает смеяться): «Прости, мама!».
Сегодня Мэтту Деймону можно только позавидовать. Он – мужчина в самом расцвете сил. В свои без малого пятдесят он выглядит почти так же, как и в молодости – все тот же мальчишеский взгляд и немного перекошенная улыбка, появились лишь пара морщин. У него большая семья – жена и четверо дочерей, трем из которых он приходится биологическим отцом – они живут в просторном доме с семью спальнями на берегу океана. Он может в любой момент позвонить кому угодно: своим друзьям Джорджу, Брэду, Бэну, Дону Чиддлу, Стивену Содербергу, Полу Гринграссу или Боно. Он рассуждал о политике с Обамой и общался с Нельсоном Манделой. Его жизнь стала настолько успешной, что сейчас он наслаждается тем, что помогает другим – его организация Water.org обеспечивает чистой водой миллионы жителей по всему миру.
И, возможно, в данный момент, помимо всего прочего, он на самой вершине своей актерской карьеры. В 2001 году после головокружительного успеха «Одиннадцати друзей Оушена» он и Джордж Клуни думали, что успешная 10-летняя карьера актера – это выше их возможностей: «Мы смотрели на популярные фильмы 10-летней давности и понимали, что те актеры уже не были такими популярными». Теперь же, смотря с высоты 2016 года, «это за всеми разумными пределами возможного, на что мы могли когда-то надеяться». И эти последние несколько лет являются ярким тому подтверждением. Он работает с самыми сливками кино-индустрии: четверо самых успешных режиссеров и фильмы разного масштаба, и калибра, снимающиеся по крайней мере в шести странах. Сегодня у него едва ли есть свободный момент, чтобы остановиться и перевести дух.
«Это правда, у нас у всех сейчас довольно плотный график». И под «всеми» он подразумевает всю свою семью, которую он возит за собой на съемки по всему свету, дав себе правило никогда не разлучаться на период более чем полмесяца (он даже как-то привез целый класс своей дочери, включая учителей, в Южную Африку, пока работал над фильмом «Непокоренный» (2009). «В тот момент я был ненасытен. Я не снимался больше года, а затем мне представилась возможность работать с Риддли Скоттом, Чжаном Имоу, Полом Гринграссом и Александром Пэйном. Отказаться было не в моих силах».
Самое веселье началось в ноябре 2014 года в Иордании, где снимался «Марсианин» (2015) Риддли Скотта, который затем принес Деймону его четвертую номинацию на «Оскар». Потом была 5-месячная командировка в Китай на съемки фильма режиссера Чжано Имоу «Великая стена» (2016), «блокбастер гигансткого мастштаба, сюжет которого происходит в 1100 н.э.». После, лето в Тенерифе, работая на фильмом о Джейсоне Борне, который также включал в себя съемки в таких местах, как Греция, Берлин, Лондон и Лас-Вегас. И наконец, после ничтожно короткого 6-дневного отпуска, он здесь, в Торонто, ради съемок в драме Александра Пэйна «Уменьшение», которая должна выйти на экраны уже в следующем году.
«Это большое кино в жанре артхаус, чем-то напоминающее фильмы Чарли Кауфмана. Возможно, он станет лучшим фильмом за всю мою карьеру», — рассказывает Деймон.
Сюжет разворачивается в недалеком будущем в штате Небраска, где герой Деймона – врач по профессиональным заболеваниям, чей брак с Кристен Уиг на гране распада: они не могут себе позволить жить в их большом доме и еле сводят концы с концами. Тем временем, норвежские ученые научились уменьшать людей до роста в 13 см, чтобы те могли преодолеть кризис глобального потепления (маленькие люди потребляют меньше). Герой Деймона и его жена решаются уменьшить себя, потому что им больше не нужен будет их большой дом с такими размерами. Но в последний момент, героиня Кристен Уиг выходит из игры, бросая Деймона с его ростом в 13 см – и требует развода. «В одной сцене, мне нужно подписать документы о разводе и я буквально стою на столе на этих бумагах. Какая потрясающая метафора!» – смеется он.
Дополнительным бонусом для Деймона является и то, что съемки ведутся в той же студии, где когда-то снимался «Умница Уилл Хантинг» (1997). Фильм, где началась история успеха Мэтта и Бэна, двух молодых ребят из Кембриджа, штата Массачусетс, которые выросли в одном районе, последовали за своей мечтой в Голливуд и написали сценарий, принесший им первый «Оскар», сделав их тем самым самыми молодыми сценаристами, когда-либо получившими высшую награду от Киноакадемии.
На первый взгляд кажется, что все шло довольно гладко, но те времена были самыми напряженными в его жизни – «постоянно возникали какие-то проблемы и наши шансы выглядели довольно слабыми». В то время Мэтт был вовсе не таким расслабленным, как тот парень, что сидит передо мной сейчас. В молодости он был полон целей, убеждений и готовности порвать глотку за свой фильм. У него даже возникали проблемы с вспышками гнева. «Да, в то время было довольно трудно держать себя в руках», — соглашается он, — «Но я быстро понял, что кинобизнес – не место для истерик».
Он не вырос в актерской среде. Его мать – профессор по дошкольному обучению, а отец – брокер на бирже.
(Не смотря на то, что родители развелись, когда Мэтту было всего два года, он одинаковое количество времени проводил и с отцом, и с матерью, поэтому сейчас у него близкие отношения с ними обоими). По его словам, он вырос в «стабильной среде среднего класса», воспитавшая в нем стойкие либеральные ценности – он описывает свою мать как ярую активистку, которая принимала участие во всех мероприятиях, проходивших в их районе, и встречалась с парнем – водителем школьного автобуса для детей из неблагополучных семей. Она до сих пор отказывается верить своим глазам, увидев сына на обложках глянцевых журналов – ей непонятно, как ему все же удалось обмануть капиталистическую систему.
Его детство было счастливым, но Мэтт, еще будучи подростком мечтал об актерской карьере. Он был довольно смышленым малым, учился в Гарварде на факультете английского языка, но его сердце всегда принадлежало Голливуду. Его путь к славе не был легким. У него было несколько незначительных ролей – «Школьные узы» (1992) с Бренданом Фрейзером, «Мужество в бою» (1996) с Дензелом Вашингтоном, он даже снялся в фильме «Благодетель» Фрэнсиса Форд Копполы. Но все же такие успехи его не впечатляли. «Когда ты молодой безработный актер, ты становишься злым. По крайней мере я был таким. Меня мучало чувство неполноценности. Я чувствовал, что у меня есть, что дать миру, но эта индустрия была устроена так, чтобы постоянно мне мешать. Каждое прослушивание давалось с боем».
Кое-что от того поведения проявляется в нем и сейчас. Даже когда он внимательно слушает, улыбается мне с такой легкостью, не перебивает при каждом удобном случае, я вижу в нем ту скрытую ярость, отсутствие которой было бы противоестественным для его конституции борца. Когда он отрицает, что его отношение к деньгам изменилось за все эти годы, я пытаюсь на него надавить и он отвечает мне тем же: «Почему ты отрицаешь это? Неужели ты думаешь, что деньги превратят тебя в сумасбродного консерватора?». Он – хороший, но далеко не простой, как может показаться с первого взгляда. Кто-то даже заметил, что он терпеть не может простаков. Как-то он заявил журналу Hollywood Reporter, что раньше скуривал по две пачки сигарет в день, и даже прошел курс гипноза, чтобы избавиться от этой пагубной привычки. «Не думаю, что я курил из-за нервов, просто я склонен к разного рода зависимостям».
Но именно «Умница Уилл Хантинг» в какой-то степени охладил его пыл. Побывав на другой стороне процесса отбора актеров, он осознал, что «ты всегда пытаешься поддержать актеров, это вовсе не поле боя, как мне раньше казалось». Во время нашего разговора, он часто упоминает этот фильм. Он называет его «важнейшем фильмом в моей карьере». Когда я спросил его, какое его решение изменило всю его жизнь, он ответил: «В то время у нас была возможность снимать фильм со студией Castle Rock, но нам не понравился выбранный ими режиссер. И мы отказались работать с ними» (фильм в итоге ушел к Харви Вайнштайну, который предложил Гаса Ван Сента в качестве режиссера).
«Умница Уилл Хантинг» помог доказать, что мы можем писать то, что захотим, а не то, что нам навязывают. И я вижу, что и Бэн придерживается этого в своей карьере». Благодаря этому фильму Деймон получил роль рядового Джеймса Райана: «Я познакомился со Стивеном Спилбергом через Робина Уиллиамса. Думаю, мне просто повезло!».
Фильм «Умница Уилл Хантинг» также помог Деймону справиться с аэрофобией (хотя на других страхах, как боязнь высоты и змей, это никак не отразилось). «Когда мне было 19, я сыграл сына Брайана Дэннехи в фильме «Сын – восходящая звезда» (1990). Мне пришлось лететь из Бостона в Атланту авиакомпанией Delta. Я помню, как мне было страшно во время турбуленции, я боялся, что мы во-вот разобьемся, и никто никогда не увидит, какой я хороший актер. Теперь же я настолько привык видеть себя в фильмах, что мне уже все равно», — смеется он.
– По крайнее мере, знаешь, с каких слов бы началась твоя панихида…
– «Он сам этого хотел?»
– Я вообще-то собирался сказать «Заслуженный актер обладатель четырех «Оскаров»…
Его лицо искривляется в улыбке: «Джордж Клуни рассказал мне одну историю. Как-то он, Крис О’Доннел и Ума Турман летели на частном самолете Warner Bros на съемки фильма «Бэтмен и Робин». Во время полета у самолета возникли какие-то серьезные проблемы и им пришлось совершить экстренную посадку. Когда они приземлились, Крис воскликнул: «О боже! Завтра бы все газеты пестрили заголовками «Крис О’Доннел, Джордж Клуни и Ума Турман разбились в автокатастрофе!». После недолгой паузы Джордж заметил: «Ты уверен, что именно в этом порядке?».
Не все было гладко после успеха «Умницы Уилла Хантинга». Были и взлеты, и падения. После ряда таких успешных проектов 90-х, как «Талантливый мистер Рипли» и «Догма», в начале нулевых Деймон совершал ошибки одну за другой, снявшись в фильмах «Неукротимые сердца», «Легенда Баггера Ванса» и «Джерри», которые стали откровенным провалом. В то время он переживал, что его карьера подходит к концу, и он уже никогда не сможет подняться на прежний уровень. «Я заметил, как сильно изменилось отношение ко мне», — говорит он. – «Но я понимал, что здесь не было ничего личного, всего лишь голые цифры. Дружба не приносит новых ролей. Мои друзья переживали, что не могут предложить мне роль, потому что меня не было в списке актеров».
Борн пришел, как спаситель. Деймон как будто заново родился, или вернее сказать переродился… в Джеймса Борна. Спасение пришло к нему с отпечатками Брэда Питта (Питт отказался от проекта в пользу съемок фильма «Шпионские игры»). И тогда режиссер Даг Лайман обратился к Деймону. Лайман приобрел права на экранизацию книги о Борне у Роберта Ладлума и хотел снимать актеров, не работавших до этого в боевиках. «В то время боевики были похожи на порно-фильмы», — заявляет Лаймон. – «Минимум диалогов, которые просто связывают одну сцену с другой. Я хотел снять такой боевик, где можно было бы убрать все экшн-сцены и оставить лишь диалоги, и он все равно бы был хорошим фильмом».
Деймон пришелся как раз кстати — актер, которого зритель будет любить, даже если он перейдет на «темную» сторону. Более того, Деймон был абсолютно свободен в то время. «Он сказал: «Даг, вся моя карьера будет зависеть от этого фильма», — вспоминает Лайман. «В данный момент, у меня совсем нет работы».
Они решили создать боевик, избегая клише, присущих данного жанру, и даже хотели убить Борна в конце (стоит ли говорить, что к тому времени Деймон еще не подписал контракт на участие в сиквеле?). «В киношколе тебя учат, что в третьем акте каждого боевика должен появиться заложник». – рассказывает Лайман. – «У него даже есть имя WIJ (Woman In Jeopardy — «Женщина в опасности»). На нашем первом собрании я заявил: «Не знаю, какая концовка будет у этого фильма, но я вам обещаю – никаких женщин в опасности».
Пришлось отстаивать это решение с боем. Продюсеры не одобряли режиссерский ход Лаймана. «Один из них работал над фильмом «В осаде 2: Темная территория» со Стивеном Сигалом в главной роли.
Каждый раз, когда я озвучивал решение, которое шло в разрез с принятыми канонами, он начинал истошно кричать на меня. Компании Universal все не нравилось. А автор сценария даже попросил Гильдию сценаристов исключить его из титров, потому что ему было стыдно быть частью этого так называемого «позора».
В итоге, это напряжение сказалось на рабочем процессе. Уже будучи на съемках в Париже они никак не могли придумать концовку. У Лаймана уже не осталось сил бороться. «Мы сидели у Мэтта в квартире, как раз напротив отеля Ritz. И я сказал: «Мэтт, нам придется вставить заложника». Я был полностью разбит. Надо отдать должное Мэтту, он не упрекнул меня «ты же обещал!». Напротив, он вдохновил меня вернуться на ринг, и как режиссер, я не мог просить большего. Это как во время гонки – я помахал флагом, и он вступил в игру. “Ты сможешь Даг. Не сдавайся!”. Он стал моим партнером во время съемочного процесса. Он помог этому фильму выйти в свет таким, каким мы его видели с самого начала».
В ночь премьеры, режиссер и его главный герой поставили на кон все, что у них было. «Никто не верил в успех этого фильма. Я поругался с главой студии так, что она заявила, что сделает все возможное, чтобы ноги моей не было в кинобизнесе. У нас не было запасного плана действий,» — рассказывает Лайман. – «Та премьера была поворотным пунктом в моей карьере».
Вопреки всему, фильм «Идентификация Борна»(2002) получил и коммерческий успех и одобрение критиков, а Деймон вернулся на экраны в сиквеле «Превосходство Борна» (2004), а затем и в третей части «Ультиматум Борна», которая вышла в 2007 году. Все эти три фильма о Борне собрали 1 миллиард долларов кассовых сборов, а герой Деймона стал американской альтернативой Джеймсу Бонду. «Борн более реальный персонаж, чем Бонд», — не соглашается Мэтт с этим сравнением. – «Просто задумайтесь: Бонд — герой 60-х с ценностями той эпохи. Он предвзято относится к женщинам, хлещет мартини, убивает людей, а затем шутит по этому поводу. Все это настолько устарело, что даже целая серия фильмов пародий, например, про Остина Пауэрса выросла на этой концепции. Если сейчас мы разморозим парня из прошлого с похожими ценностями, то в нашем мире он будет выглядеть как минимум глупо. Джейсон Борн же — герой нашего времени. Он – личность, противостоящая системе, он не верит устоявшимся институтам власти. Он любил одну единственную женщину, и когда ее не стало, он перестал искать».
Деймон не участвовал в четвертом фильме о Борне «Наследие Борна» (2012). На главную роль взяли Джереми Реннера, но уже не в роли Борна. Но этим летом Джейсон Борн вернется на экраны, под чутким руководством режиссера Пола Гринграсса, который уже снял две из четырех частей. По словам режиссера, идея собрать команду вновь принадлежит именно Деймону: «Он сказал, что нам чертовски повезло, ведь у нас есть зритель, который с нетерпением ждет продолжения этой истории. Давайте дадим им то, чего они хотят».
Борн возвращается после 12 лет скитания, скрываясь от тех, кто хочет его смерти. Он находит Ники (Джулия Стайлс), которая так же как и он одинока. При помощи хакеров ей удается достать секретные материалы о теневой деятельности ЦРУ. Они начинают работать вместе и тут разворачивается классическая погоня в стиле Бонда/Борна, которая охватывает весь мир от Греции до Лас-Вегаса, где нашего героя преследуют на автомобиле по подземной канализационной магистрали, которая проходит через весь город.
Деймон смеется: «Классика жанра! Где еще могут преследовать американского героя, как не в канализации Лас-Вегаса?».
Даг Лайман, будучи уже исполнительным продюсером, относит фильмы о Джеймсе Борне к такой категории боевиков, которые они когда-то старались избегать в далеком 2002 году. «Теперь мы часть этой системы». – говорит он. – «Мэтт – звезда мирового масштаба, и весь сюжет поглотил экшн. Но Мэтт блестяще претворил это в жизнь. Он и есть герой своего времени».
Так и есть. Жизнь Деймона радикально переменилась как в личном, так и в профессионально плане со времен первого фильма о Борне. Он стал лидером и такая роль ему очень к лицу. В «Марсианине» он растит картошку на Марсе и ест собственные фекалии. В «Элизиуме» он умудряется перехитрить компьютерную систему, и этим самым спасает планету. «Главное, заставить своего героя делать так, как ты поступил бы сам, будь у тебя на раздумья совсем немного времени». Почесывая живот, он поворачивается в сторону и кивает воображаемому ребенку: «Видишь, малыш? Этот Клинт Иствуд знает, что делает! Твой старик поступил бы так же!».
Как и все настоящие герои, Мэтт Деймон – очень скромный парень. Он не бахвалится и не бьет себя в грудь. Он лишь делает то, что сделал бы любой в экстремальной ситуации. И он всегда остается самим собой, он – Мэтт Деймон.
Как говорит Лайман: «Актеры всегда наделяют частью себя всех своих персонажей. Они никогда полностью не перевоплощаются». И за этим добродушным образом мы все же можем разглядеть, как его улыбка победителя становится напряженной. Мы видим в его взгляде, как его гарвардский ум спешит решить все проблемы этого мира, и не важно учился он в Гарварде или нет. Это же Деймон. Он со всем справится.
Но в тоже время, Деймон может оставить свою шляпу героя дома в любое время, когда пожелает. За всю эру Борна, он каждый раз удивлял нас снова и снова. В «Отступниках» (2006) он использует свою миловидность, совершая гнусные дела. В «Информаторе»(2009) его обаяние обманывает не только зрителя, но даже ФБР, затягивая его в трясины лжи и иллюзий. А в телефильме «За канделябрами» (2013) мы наблюдаем, как он ходит с важным видом и крутит роман с Либераче.
Все это делает абсолютно нелепой шумиху вокруг его высказываний относительно гей актеров. Заявив, что некоторые актеры, могли бы стать более востребованными, если бы не выносили свою личную жизнь напоказ, Деймон тем самым дал повод прессе обвинить его в том, что именно из-за таких как он, геям гораздо труднее открыто говорить о своей сексуально ориентации. Чего уж говорить о других фальшивых скандалах, где Деймона выставляют в неприглядном образе расиста. Когда я затрагиваю эти темы в нашем разговоре, Мэтт не вздыхает и не стонет. Он все это воспринимает серьезно, возможно даже слишком близко к сердцу. Но он – сын своей матери, человека со стойкими либеральными ценностями и ярого сторонника Хиллари Клинтон. Он просто отвечает: «Я все это понимаю. Мы живем в определенной медиасреде. Такие моменты задевают меня, но впредь я буду знать, что мне следует быть более осторожным в своих высказываниях».
Средний возраст имеет свои преимущества: уходящая молодость сменяется плодами накопленного опыта. Если последних больше, чем первых, только лучше. У него точно нет ностальгии по беспокойным юным годам. Теперь ему нетрудно смотреть фильмы со своим участием, напротив, его мастерство от этого только выигрывает. Будучи молодым актером, он как-то услышал, что Аль Пачино никогда не смотрит свои фильмы, и решил поступать так же.
«Я ходил на 25-летний показ «Крестного отца» в Сан-Франциско с участием Френсиса Фон Копполы. Это было потрясающе. Шерри Лэнсинг, которая в то время возглавляла студию Paramount, повернулась ко мне и спросила: «Ты когда-нибудь видел этот фильм на большом экране?» Я сказал: «Нет, только по телевизору.» А она отвечает мне: «Ну разве не удивительно?! Аль тоже не видел!». Аль Пачино сидел рядом со мной. Я воскликнул: «Вот это да!», а он рассмеялся: «Да. И такое в жизни бывает!».
Деймон научился смотреть на себя в кино, потому что в бытность не только актером, но и автором сценария, его часто приглашали разрешать разногласия между режиссерами и продюсерами. Ему приходилось просматривать весь отснятый материал и следить за работой монтажеров. Нил Бломкамп, режиссер «Элизиума», говорит, что у Деймона есть «режиссерское чутье, он видит картинку полностью». А его способность видеть в перспективе лишь добавляет ему ценности. «Первые несколько дублей он делает ровно в точности то, что я от него хочу. Он как машина. Я впервые встречаю актера с таким уровнем профессионализма».
Сейчас перед Деймоном открыты все пути. Как актер, он может играть в любом фильме, в каком пожелает. И видимо в недалеком будущем он сам скоро снимет собственный фильм.
У него уже имеется опыт работы в качестве продюсера: фильм «Земля Обетованная» (2012) не сделал больших кассовых сборов – «Этот фильм увидели только 4 человека, а я его посмотрел дважды», – говорит он, но ему понравился сам процесс. В этом году он стал продюсером великолепной картины «Манчестер у моря» (2016) с Кейси Аффлеком в главной роли.
Но для Деймона могут открыться двери в мир, не связанный с кинематографом, если он сам того захочет. Его связи, опыт и головокружительное обаяние могут вывести его далеко за рамки Голливуда. Так уже поступили и Джордж Клуни, и Анжелина Джоли, став влиятельными людьми, к чьему мнению прислушиваются.
– А не собираешься ли ты…?
– Уйти в политику? – он вопросительно приподнимет бровь.
– Ну да, к примеру.
– Нет. Я буду поддерживать Хиллари, и сделаю, все, что в моих силах, потому что альтернатива ей просто немыслима…
– А это могло бы стать отличной кульминацией истории дружбы Мэтта и Бэна. Бэн бы прекрасно смотрелся в Овальном кабинете.
– Он-то да. И он один из немногих, кого я знаю, кто достаточно умен, чтобы стать президентом. Но не я.
– Почему? Ты что-то скрываешь от общественности?
– Не в этом дело. Просто такая жизнь не для меня. Если честно, я не думаю, что подхожу для этой работы. Этот спорт требует полной отдачи. И я не хочу, чтобы полстраны меня ненавидело.
– Хотя бы потому что сейчас все от тебя без ума.
– Ну да. Я же хороший парень. Может, когда-нибудь стану вице-президентом.
На улице становится темно. Деймон приносит свои извинения, что ему нужно идти. Он спешит на ночные съемки «Уменьшения», на другом конце города его уже ждут гримеры. Он встает, жмет мне руку, а затем прощается с Крейгом, хозяином кофейни. Он выходит так же, как и зашел сюда пару часов назад – один, без помощника и водителя.
Записал Санджив Баттачарья
Фотограф Саймон Эмметт
Стилист Илария Урбинати
Впервые материал был опубликован в 2016 году.
[:]