АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Чем опасны «яжматери» для своих детей — гиперопека и давление[:]

[:ru]

Чрезмерная опека может крайне негативно сказаться на дальнейшей жизни и карьере ребенка, считает психолог Ольга Мустафина.

В 21 веке на смену строгих методов советского воспитания пришли «мамочки-наседки» с гиперопекой. Познав суровые реалии жизни, родители стараются всячески уберечь от них свое чадо. Казалось бы, что в этом плохого? В самой опеке ничего, а вот чрезмерная может разрушить все мечты о светлом будущем ребенка и его успешной карьере, говорит психолог Ольга Мустафина.

Что такое гиперопека

— Гиперопека, – говорит Ольга Мустафина, – это забота со знаком минус. Родитель буквально душит ребенка своей любовью, что не дает последнему свободы ни в мыслях, ни в действиях.

Например: первые шаги, которые так и не были сделаны самостоятельно, потому что дети могут пораниться или упасть; желание помочь на кухне, которое так и не осуществилось, потому что, опять же, можно пораниться или испачкаться.

В результате,

взрослея, ребенок решает: зачем нужно учиться чему-то новому, когда есть родители, которые все сделают за тебя

В этом и заключается проблема.

Как считает психолог, дети познают этот мир, учатся на своих ошибках и делают выводы. И если лишить их этой возможности, в критический момент может начаться паника. Потому что в голове не сформировался алгоритм действий, а «живая подсказка» в виде близкого человека не всегда под рукой.

Здесь, как ни странно, дело в предубеждениях родителей.

«Гиперопекуны – это люди, которые хотят доказать, что воспитание их ребенка  нельзя доверить никому, кроме них. Родителям кажется, что они знают все и таким образом выстраивают полную зависимость ребенка от своей опеки, пытаясь получить признание, которого, скорее всего, сами не получили в детстве», — говорит Ольга Мустафина.

Еще один мотив «наседок» – страх за физическое здоровье своего чада. Отсюда пристальный контроль за каждым шагом, длинный список запретов и тревога на грани истерики по любому незначительному поводу. Истинная же причина такого поведения гораздо глубже.

«Если провести транзактный анализ эго-состояний такого родителя (родитель, взрослый, ребенок), можно увидеть, что он сам нуждается в защите. Через реального ребенка он пытается помочь своему внутреннему ребенку, который когда-то пострадал от реального родителя», — объясняет Ольга.

Сигнал SOS

Проблема не всегда всплывает сразу, но чем дольше ее игнорировать, тем хуже результат. Первыми внимание на тревожные сигналы обращают психологи, к которым по разным причинам попадают дети. В основном это несвойственная возрасту тревожность, избегание риска, неуверенность в себе. Родители сами не понимают, в чем их ошибка, ведь они заботятся о ребенке, предоставляя все условия для комфортной жизни.

«Бывает, что психологи сталкиваются с проблемой опеки на запущенной стадии, когда дети уже выросли. Таким трудно начинать что-то новое, браться за незнакомое дело или менять профессию. Сложности возникают и в личной жизни», — делится опытом психолог.

Взрослые дети боятся уйти из-под родительского крыла и начать жить самостоятельно. Всю жизнь они проводят «в скорлупе», закрываясь от проблем, а когда приходит время выходить наружу, им просто страшно сделать шаг без указания старших.

Терпение и труд

Решение проблемы есть, но идти к нему придется очень долго.

Чтобы предотвратить развитие семейных конфликтов и понимать эмоциональную обстановку в семье, Ольга Мустафина рекомендует общаться с психологом несколько раз в год.

По мнению эксперта, это даст возможность вовремя замечать какие-то сдвиги и анализировать их. Не стоит забывать и об эмоциональной грамотности. И родители, и дети должны научиться управлять своими эмоциями и правильно реагировать на ту или иную ситуацию.

«Немало времени должно пройти перед тем, как родитель осознает свою ошибку, примет ее и изменит свое поведение в нужном ключе. Работа психолога заключается в том, чтобы направить родителя на путь положительной заботы и критики. Именно это оптимальный вариант для гармоничного развития ребенка», — подытоживает психолог.

[:]