АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Есть ли положительный эффект от коронавируса?[:]

[:ru]

Все мудрецы говорили, что страдание – учитель человечества. А еще вспоминается русская поговорка «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Так уж устроен человек, особенно представитель нашего материалистического, падшего общества, что ему понадобился такой сильнейший удар (или пинок под зад), называемый коронавирусной инфекцией, чтобы он хоть немножко образумился, начал ценить жизнь, осознавать, насколько хрупко само существование рода  Homo sapiens.

Ведь оказалось, что несмотря на свое гордое имя, Человек по сути так и остался простым, жалким смертным, трепещущем перед лицом грозных заболеваний, земных и космических катастроф. С такого ракурса понимаешь, что не очень-то многое изменилось в жизни человечества третьего тысячелетия от Р.Х. по сравнению с эпохой каменного века, когда люди с дубинками, одетые в шкуры, были совершенно беспомощны перед лицом природной стихии, вызовов дикой природы.  

В Nasa сказали о неожиданном «положительном эффекте коронавируса» (хотя употреблять слово «положительный» в отношении сеющей повсюду смерть грозной инфекции, может быть, и не совсем этично). Имелось в виду то, что из-за остановки предприятий значительно улучшилась экологическая ситуация в Ухане и во всем Китае, что благоприятно и для всей планеты.

Многие безбожники из-за коронавируса вспомнили Бога и стали лихорадочно каяться и молиться, что также весьма неплохо. Мы также думаем логически, что эпидемия новой болезни  на основе большого сдвига в общественном сознании может объективно стать способом интеграции и стабильности общества.  Как говорится, нет худа без добра.

К примеру, всякие митинги и уличные шествия, драки в Казахстане, как и везде станут редкими и маловероятными, т.к. люди будут вынуждены жить под угрозой заражения смертоносной инфекцией. Ведь из любого митинга, т.е. массового скопления людей, где кричат, эмоционально разговаривают, глубоко дышат и широко открывают рты (на то и антиправительственный митинг), эти «демократы» рискуют вернуться домой зараженными…

Коронавирус «воспитывает» нас в плане межэтнического и гражданского согласия. Уже сейчас редко кто замечает русских, казахов, дунган, уйгур… и т.д., и т.п., зато все интересуются лишь двумя категориями членов общества (граждан): «заразившимися» (или находящимися на карантине), и остальными, т.е. «здоровыми». Конечно, можно наблюдать и крайности. На примере событий в Украине (Новые Санжары) или восточно-казахстанском Зайсане можно замечать такую грань человеческой «звериной» природы, когда приготовившись к биологическому самовыживанию,  охваченные страхом и невежеством, люди начинают ненавидеть любого индивида, несущего потенциальную угрозу их здоровью и безопасности – независимо от их родства или гражданства.  

В целом, объективно-позитивный эффект от угрозы COVID-19 может быть то, что силой обстоятельств все более абстрагируясь от этнической принадлежности, языка, религии, социального статуса все эти по сути жалкие и неблагодарные твари и рабы Божьи, начнут наконец-то инстинктивно ощущать свое фундаментальное единство, и усиливать сплоченность; с другой стороны – понимать глупость и  никчемность этнических, сословных и других амбиций прошлого.

Когда-то А.Левшин, знаток истории казахов, писал (а он, в свою очередь, опирался на устную традицию казахов), что страшное джунгарское нашествие 1723-25 гг. протрезвило этот народ, когда он быстро позабыл о распрях, трайбализме и сплотился перед лицом общего врага.

Также, например, слыша, как в Иране повально заразились высшие чиновники, депутаты,  или то, что на круизном лайнере в Японии вирус не щадил ни богачей, ни знаменитостей, наша грешная «элита» наверняка  тоже всполошилась, дрожа и бледнея. А ведь и бежать-то по привычке уже некуда и нет смысла, ибо чума везде, она настигла и Париж, и Лондон.   

Наконец, если бы не COVID-19, то интеллигенция и власть так и продолжали бы игнорировать задачу изучения и совершенствования культуры повседневности, нравов, санитарной культуры, реального  просвещения народа. А теперь в Казахстане, кажется, уже спускаются с розовых облаков «Вечного Тюркского Эля» на грешную казахскую землю.

Публично обсуждается вопрос о вреде рукопожатий и поцелуев при встрече. Доктор медицинских наук, профессор Т. Шарманов в своем видеообращении критикует привычку здороваться за руку, превознося древний казахский этикет, «салем беру» – приветствовать, прикладывая правую руку к сердцу и слегка кланяясь.  Хотя можно было бы давно, не дожидаясь вирусов, обучать родной народ азам истинного национального этикета, а также санитарным нормам.

Есть надежда, что фактор коронавируса (дай Бог, не сам вирус, а именно дамоклов меч пандемии) будет в целом содействовать оздоровлению нравов, воспитанию скромности и сдержанности, отучив массы казахов от любви к понтам, расточительству, пьяным гулянкам. «Пир среди чумы» сейчас никому не нужен. Наверняка будет крах «той-бизнеса». Могущественному Богу ничего не стоит – насылая страх перед коронавирусом – в одночасье сдунуть всю эту «оцыганившуюся», разжиревшую толпу певцов и певичек. Да, словно корова языком слижет – так быстро они исчезнут в тумане…

 

 

Н. Нуртазина

[:]