[:ru]
Такого мнения придерживается постоянный автор Forbes, экономист Мурат Темирханов
17 марта Минэкономики презентовало пакет срочных экономических мер по поддержке бизнеса и экономики Казахстана. Судя по всему, они еще должны быть согласованы с главой государства. Данные меры разочаровали. В них нет правильного фокуса и в целом они будут мало эффективны.
У предложенных экономических мер нет фокуса
Пандемия коронавируса – это довольно необычный кризис. Карантинные и другие меры, связанные коронавирусом, напрямую бьют по определенным видам бизнеса, однако некоторые направления от него только выигрывают. Тем не менее самое большое влияние этого кризиса на экономику Казахстана идет стандартным для нас путем – через падение цен на нефть.
Поэтому государственные антикризисные экономические меры должны быть разделены на два направления:
- Меры поддержки для бизнеса и населения, чей доход пострадал из-за карантинных и прочих мер, связанных коронавирусом. Это единовременные меры, связанные с особенностями кризиса.
- Меры поддержки всего населения и роста экономики Казахстана в целом в связи с негативным влиянием падения цен на нефть. Эти меры должны проводиться в рамках стандартной контрциклической фискальной политики, которой до сих пор нет в Казахстане.
Также важно проверять, будут ли антикризисные экономические меры улучшать или ухудшать конкуренцию и рыночные механизмы в экономике в целом или в отдельной отрасли. Если мера ухудшает ситуацию, она должна быть отвергнута.
К сожалению, предложенные меры не были разделены на эти направления. В результате главные задачи размыты и трудны для понимания.
Зачем опять расширять льготное государственное кредитование?
В качестве первой антикризисной меры была предложена интеграция госпрограммы «Экономики простых вещей» с госпрограммой «Дорожная карта бизнеса — 2025» и в целом расширение государственного льготного кредитования бизнеса. С моей точки зрения, это неправильная антикризисная мера.
Прежде всего, она не является антикризисной. В банковской системе в настоящее время наблюдается большой избыток ликвидности, которую можно направить на кредитование бизнеса. Такая мера по расширению льготного государственного финансирования не поможет увеличить размер кредитования бизнеса для стимулирования роста экономики Казахстана.
Бизнес, который сможет получить новые льготные кредиты, просто заменит дорогие банковские кредиты на дешевые государственные. При этом доля льготных кредитов будет все равно очень небольшой в общем объёме всего кредитного портфеля банковской системы. Зачем тратить государственные усилия и деньги, если такие меры не помогут росту экономики, а дополнительный доход получит лишь небольшой и непонятный круг «счастливчиков»?
Также государственное финансирование экономики по льготным ставкам разрушает рыночные механизмы и конкуренцию в финансовой системе и в экономике в целом. МВФ, Всемирный банк и ОЭСР в каждом отчете по экономике Казахстана рекомендуют свернуть все госпрограммы льготного финансирования.
Помимо этого, государственное финансирование экономики по льготным ставкам однозначно мешает Нацбанку в проведении адекватной монетарной политики. А это в свою очередь сдерживает рыночное развитие и рост экономики.
Инвестиции в инфраструктуру – хорошая мера, но…
Судя по всему, Миннацэкономики планирует выделить дополнительные 400 млрд тенге на госпрограмму «Дорожная карта занятости» с целью обеспечения занятости и решения наиболее актуальных вопросов развития инфраструктуры в регионах.
Увеличение госфинансирования строительства инфраструктуры — одна из стандартных мер контрциклической фискальной политики для поддержки экономики в случае падения цен на нефть. Однако МНЭ должно было показать расчеты на уровне консолидированного госбюджета (с учетом падения нефтяных доходов и Нацфонда и перераспределения других расходов госбюджета), чтобы понять, почему была выбрана именно эта сумма. Сейчас трудно сказать, насколько адекватна эта цифра.
Также неправильно поставлена цель по реализации проектов – «обеспечение максимальной занятости». Прежде всего финансировать надо инфраструктурные проекты, которые дают мультипликативный эффект на всю экономику и способствуют расширению и эффективности частного бизнеса. Падение цен на нефть – это стандартный стрессовый сценарий для Казахстана. Правительство должно было лишь вытащить стандартный план действий в таких случаях.
Упрощённый механизм предоставления госгарантий – тоже неплохая мера, но…
В качестве антикризисной меры МНЭ собирается упростить механизм государственной гарантии банковских кредитов для малого и среднего бизнеса.
В развитых странах предоставление государственных гарантий для кредитов бизнесу считается неплохим инструментом для стимулирования кредитования только тогда, когда рыночный финансовый сектор не кредитует какие-либо виды бизнеса в определённых обстоятельствах (в случаях «провалов» рынка). Однако считается, что предоставление госгарантии в обычных рыночных условиях приводит к нарушению рыночных механизмов и приводит к коррупции.
Этот инструмент идеально подходит для государственной помощи бизнесу, чей доход пострадал из-за карантинных и прочих мер, связанных коронавирусом. ЕС принял решение использовать именно этот инструмент, чтобы пострадавший бизнес мог взять дополнительные банковские кредиты на оборотный капитал или реструктуризировать свои старые кредиты, чтобы преодолеть кризис.
С этой точки зрения, в Казахстане необходимо свернуть такой инструмент для стимулирования кредитования МСБ в обычных условиях и использовать его только в случаях «провалов» рынка или как антикризисную меру.
Слабые налоговые стимулы для отдельных категорий МСБ
Судя по объяснениям главы МНЭ, для поддержки крупных объектов торговли, кинотеатров, театров, выставок, спортивных объектов планируется предоставить налоговые стимулы. В частности, освободить от налога на имущество для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на один год, приостановить начисление пени по налоговой задолженности в течение одного квартала и перенести сроки подачи налоговой отчетности и расчетов на третий квартал.
Трудно понять, коснется ли это всего бизнеса, чей доход пострадал из-за карантинных и прочих мер, связанных коронавирусом. В любом случае предложенные стимулы очень небольшие и вряд ли окажут ощутимую помощь пострадавшим компаниям. Для более ощутимой помощи в таком случае скорее нужно давать не налоговые льготы, а вернуть часть налогов, выплаченных в бюджет ранее. Такая помощь прежде всего будет означать государственную поддержку добросовестным налогоплательщикам.
Например, в качестве помощи от государства можно вернуть пострадавшему бизнесу все оплаченные ранее налоги за каждый месяц простоя (включая ИПН для передачи сотрудникам компании). То есть по результатам 2019 года можно определить, сколько компания платила всех налогов государству в среднем за месяц. Затем за каждый месяц простоя или неполной работы (из-за карантина) государство безвозвратно возвращает такую сумму. Такой подход не будет нарушать рыночные отношения в экономике, будет понятен и прозрачен рынку и будет стимулировать бизнес платить налоги в будущем.
Также с точки зрения помощи бизнесу, чей доход пострадал из-за карантинных и прочих мер, трудно понять предложения МНЭ по дополнительным налоговым стимулам для агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство, а также направления бизнеса по продаже продуктов и медикаментов только выигрывают от ситуации с коронавирусом.
Нужны дополнительные антикризисные меры
Фискальная политика
Чтобы на данном этапе рассмотреть все эффективные меры поддержки роста экономики в связи с падением цен на нефть, сначала надо понять, какие принципы контрциклической фискальной политики правительство собирается использовать в будущем. Меры, эффективные при одном бюджетном правиле, могут быть неэффективными при другом. Поэтому правительству необходимо срочно разработать и утвердить четкую, прозрачную и эффективную контрциклическую политику.
К сожалению, на сегодня в бюджетное законодательство до сих не заложено контрциклическое использование средств Нацфонда, что приводит к необоснованному росту госрасходов в период благоприятных цен на нефть и отсутствию четких правил использования фонда в период кризисных явлений или низких цен на углеводороды.
Хуже того, отсутствие четких контрциклических бюджетных правил по использованию Нацфонда, а также недостаточное исполнение правительством своих собственных фискальных планов приводят к постоянно высокой инфляции в Казахстане и значительно ухудшают возможности проведения монетарной и курсовой политики Нацбанком.
Монетарная политика
Ошибкой был резкий рост базовой ставки Нацбанком 10 марта с 9,25% до 12,00% и сохранение этой ставки 16 марта. Базовую ставку нужно немедленно вернуть на старый уровень – 9,00% (рост базовой ставки с 9,00% до 9,25% в сентябре 2019 был ошибкой). Без этого все остальные антикризисные меры будут плохо работать.
Для возврата доверия к национальной валюте и монетарной политике Нацбанка нужно внедрить официальную политику управляемого плавающего курса тенге, согласно которой курс тенге будет привязан к корзине с индексом цены на нефть и ключевых для Казахстана иностранных валют (доллар США и российский рубль). При этом в корзине нефть должна играть главную роль. Без этого все остальные антикризисные меры также будут плохо работать.
Общие меры стимулирования экономики
В качестве меры по поддержке роста экономики в связи с падением цен на нефть (контрциклическая фискальная политика) предлагаю пойти по пути Гонконга. Для этого нужно выплатить каждому гражданину Казахстана (включая детей) по 30-50 тыс. тенге единовременно. Эта мера должна поддержать население с низкими доходами, стимулировать местное потребление, а также поддержать рост экономики.
Также неплохой мерой для поддержки роста экономики в связи с падением цен на нефть (контрциклическая фискальная политика) является временное снижение налоговых ставок для всего бизнеса и всего населения на время кризиса. Однако все подобные меры и нужно рассматривать в комплексе с другими, поскольку их влияние на дефицит госбюджета и на быстрое снижение Нацфонда будет очень большим.
[:]