АЛТЫНОРДА
Блог Назиры Нуртазиной

[:ru]Может ли Казахстан стать «Ноевым Ковчегом» для спасения рода человеческого?[:]

[:ru]

(вдохновляясь образом корабля, морской стихии  и темой спасения в Священном Коране и Обращении Елбасы Н.А. Назарбаева)

 

 

  1. Аяты Корана о плавающих по морям, верующих и неверующих.

 

«Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают  приобщать сотоварищей…» (Коран, 29:65)

«Аллах – Тот, Кто подчинил вам море, чтобы корабли плыли по нему по Его воле и чтобы вы искали Его милость. Быть может, вы будете  благодарны» (Коран, 45:12)

«Ему принадлежат плывущие по морю с поднятыми парусами корабли, подобные горам» (Коран, 55:24)

 

В своем недавнем обращении к народу в связи с пандемией Первый Президент РК Н.А. Назарбаев упомянул известную казахскую пословицу «Кемедегінің жаны бір» (букв. « У плывущих на одном корабле – душа одна»,  т.е. одна участь). Многие наши пословицы  и поговорки восходят к хадисам Пророка или аятам Священного Корана, поэтому на самом деле  встречаются и у других  мусульманских  народов Востока. В связи с этим представляется уместным  прокомментировать данное изречение, полное глубокого религиозного смысла.

На первый взгляд,  для казахов, чьи предки испокон веков обитали в континентальной части Евразии, а именно в Великой Степи образ корабля и моря должен показаться непривычным. Образ корабля более близок, например, древним народам Аравийского полуострова и Восточного Средиземноморья.  Однако это лишний раз доказывает мусульманскую идентичность казахов и подрывает миф об их якобы «долгоиграющем»  шаманизме, иллюстрирует наши давние связи со странами мусульманского Востока, в том числе знание географии, фауны и этнографии арабских стран, Персии, Индии (почему в казахском  фольклоре, сказках можно найти упоминания даже слонов, обезъян, попугаев и других диковинных животных и птиц). 

В то же время ясно, что распространение поговорки «Кемеге түскеннің жаны бір» (или «Кемедегінің жаны бір») преимущественно связано с популярными аятами Священного Корана. Замечено, что аяты (стихи) с упоминанием корабля и моря в Коране звучат часто. Поэтому в памяти наших предков оказались прочно запечатлены легендарный гигантский корабль Нуха (Ной), который он изготовил перед Всемирным потопом. Редко кто из казахских поэтов и мыслителей обошел тему «Нухтың кемесі» (Ноев ковчег) – насколько глубоко казахи (вернее, еще средневековые тюрки) были впечатлены этим библейско-кораническим мифом. Также одним из ярких преданий является история древнего пророка Йунуса (Йона в Ветхом завете), который согласно Корану, по воле Всевышнего за свое нетерпение угодил в чрево большой рыбы (предположительно был кит) в результате кораблекрушения, и долго там просидел, раскаиваясь и произнося молитву «Нет бога, кроме Тебя!Пречист Ты!Поистине, я был из «залимов» (т.е. несправедливый, притеснитель)», пока не был таким же чудом спасен Всевышним.

Издавна наши предки как и все мусульмане во всех уголках земли слышали такие поучительные  аяты Корана, как «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают  приобщать сотоварищей…» ( 29:65), «Аллах – Тот, Кто подчинил вам море, чтобы корабли плыли по нему по Его воле и чтобы вы искали Его милость. Быть может, вы будете  благодарны» (45:12), «Ему принадлежат плывущие по морю с поднятыми парусами корабли, подобные горам» (55:24) и др. В них Всевышний (а Коран, как известно есть «прямая речь» Аллаха) предостерегает своих слуг от непослушания, дерзости, нарушения обещания, переменчивости и слабости веры (иман).

К примеру, можно привести современный тафсир (комментарий) Э.Кулиева к аяту 65: «Всевышний поведал о том, что многобожники начинают искренне поклоняться одному Аллаху, когда оказываются в трудном положении. Если многобожники находятся на корабле посреди моря, то стоит морю забушевать, как ими обуревает страх перед смертью. И вот тогда они забывают о своих божествах и начинают искренне взывать к одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей. Когда же буря стихает, они забывают об Аллахе, которого они молили о спасении, и начинают поклоняться ложным божествам, которые не способны помочь им в трудную минуту и избавить их от несчастий. Что же мешает им обращаться с мольбой к одному Аллаху в горе и радости, в периоды испытаний и благоденствия? Если бы они поступали таким образом, то стали бы истинными правоверными, которые получат вознаграждение своего Господа и спасутся от Его наказания. Но нет, они предпочитают исповедовать многобожие даже после того, как Господь облагодетельствовал их и спас от верной гибели. Они отказываются возблагодарить Аллаха за ниспосланные им щедроты и грешат в ответ на Божью милость. Но в результате они лишь получают возможность насладиться короткой мирской жизнью, подобно скотине, которая заботится только о том, как набить свой желудок и удовлетворить свою страсть. Пройдет немного времени, и им придется расстаться с мирской жизнью и отправиться в Последнюю жизнь, где их ожидают великая печаль и мучительное наказание».

Также до нас дошло такое изречение пророка Мухаммада (мир ему), хадис из сборника Бухари «Представьте в своем воображении людей на одном корабле, часть из которых находится на нижней части, а другая часть на верхней части. Пассажиры нижней части корабля в целях решения проблемы воды решили проломить дыру на корабле. Если пассажиры верхней части корабля не будут препятствовать этому, то все вместе пойдут ко дну; если же не допустят подобного, то все вместе спасутся».

  1. Назарбаев – богоданный кормчий (капитан), а Токаев – первый штурман?

 

«Хан қисайса – бәрі оңбас»

/«Если хан заупрямится –

все пойдет наперекосяк»

(из афоризмов мудрецов Великой Степи)

 

Итак, хорошая пословица: «У плывущих на корабле — душа одна». Лидер нации (Елбасы) не стал комментировать и разъяснять глубокий смысл изречения. Принималось во внимание то, что большинство казахов и так понимают. Хотя, заметим, понимают весьма поверхностно, в данном случае типа, что «всем нам теперь некуда деваться, опасность пандемии уравняла всех, все мы «скованные одной цепью, связанные одной целью», одной судьбой в этот трудный час, поэтому, дескать, не надо разделяться, препираться».

Но тут возникает наиважнейший вопрос: а кто капитан корабля? С кем у нас тем паче сейчас – одна общая душа и общая цель спасения? Человечеством накоплен тысячелетний опыт поведения в открытом море, во время длительных путешествиях через моря и океаны. На кораблях издавна старались соблюдать строгий морской этикет, в основе чего были положены принципы благожелательности, самодисциплины, взаимовыручки, чистоты.  Известно много морских примет и обрядов, система табу.  «На судне команда полагается на Бога и на капитана», «судьба моряка зависит от капитана», «женщина на корабле – к беде» (но ребенок – к удаче) и т.п.

И вот, самое главное: каков кормчий (капитан), такова будет и конечная судьба пассажиров судна. Команда и все пассажиры, оказавшиеся на корабле, молятся за капитана и беспрекословно ему подчиняются (конечно, на период плавания). Кстати, все приметы, официальные и негласные правила и рекомендации в отношении морского судна относятся и к суднам воздушным. Как на море, так и на небе. Ибо человек – существо, «рожденное ползать» (ходить), а не летать и плавать, и у него поэтому больше страха перед стихиями воды и воздуха.

В современной истории известна одна страшная авиакатастрофа в 2009 г., это был рейс Рио-де-Жанейро – Париж, который выполнял авиакомпания Air France. Погибли все, кто находился на авиалайнере, а их было 228 человек. При этом обращает внимание такой факт, который выяснили при изучении катастрофы: когда самолет начал уже падать, экипаж никак не мог достучаться до командира, который …уединился в каюте и занимался сексом со стюардессой, пока пилоты не выломали дверь и  не ворвались вовнутрь.

В свете морального облика командира факт катастрофы не кажется случайным. Хотя всегда найдутся оговорки в пользу технических погрешностей, погодных условий и др. 

А ведь казалось бы: не так уж и давно, даже в нач. ХХ века в Европе, Америке большие корабли перед выходом в плавание освящали и крестили, давали им имена святых; а верующие и мужественные капитаны-христиане, возносили молитву Богу, святым покровителям (как Св.Никола). Не то, чтобы распускать себя и разводить на корабле разврат…    

Наши собственные предки, казахи-кочевники сказали о центральной роли политического лидера емко и лаконично: «Хан қисайса – бәрі оңбас». Можно перевести: «Если хан начнет самодурничать, то все пойдет вкривь и вкосьвсе будут несчастными».  Хан кочевников – это капитан, командир корабля «степных викингов».  Кстати, все государства в нашей истории – от тюркских каганатов до Казахского Ханства (Султаната) были по форме правления авторитарными и военными образованиями.

В действительности и на суше хватает экстремальности. Военные походы и кровавые сражения, жизнь в условиях высокой опасности из-за вражеского окружения или массовых эпидемий. Номады Великой Степи придавали большое значение поверьям, ритуалам, строгому соблюдению этики в условиях военного времени и даже повседневной жизни с постоянными перекочевками.

У казахов издавна считался серьезным вопрос, кто возглавит кочевку (көш), т.е. будет вести караван, кто даст первое «бата» (благословение). Например, есть такая пословица: «Қатын бастаған көш оңбас» («Если кочевку возглавит женщина – жди беды»). Нужно понять, что в духовных учениях (как суфизм) женщина символизирует природу и материальный мир, а мужчина – Дух, божественное. У кочевников-казахов женщина могла выйти на позиции лидера лишь в особо экстремальных условиях (на грани жизни и смерти), если не стало мужчин, либо мужчины стали трусливее и глупее женщины. Тогда начинало действовать правило: «На безрыбье и рак рыба». А еще Пророк сказал: «Одна праведная женщина лучше тысячи не совершающих благодеяний мужчин». И все же, это исключение из правила, чем норма и закон. 

О судьбоносной роли правителя-хана у казахов еще сказано: «Хан – халықтың қазығы» («Хан – опора народа»). Европеизированным казахам можно порекомендовать, пожалуй, Джеймса Фрэзера, его популярную работу «Золотая ветвь. Исследование магии и религии». В ней обобщен глобальный опыт человечества в области магии, духовных знаний древних. В разделе «Бремя верховной власти» объясняется отличие религиозно-мифологического взгляда на правителя от позднего, рационально-научного толкования. «Царь является точкой опоры, поддерживающей равновесие мира; малейшая неточность с его стороны может это равновесие нарушить» (здесь буквальное совпадение с советом казахских магов: «Хан қисайса – бәрі оңбас»).

Именно на вождя, лидера возлагалась древними народами ответственность за стихийные бедствия, войны и несчастья страны, равно как и связывались с ним эпоха прогресса и процветания. На самом деле древние тюрки давно открыли истину о «құт» – духовной энергии, благодати, харизмы, которым бывает наделен правитель, или же, наоборот, лишен его (также есть вариант: изначально благодать была, но ушла, фортуна отвернулась, құт «убегает»).

В свете моих научных и духовных интересов мне всегда был интересен и исключительно важен вопрос об отношении к Богу и духовности Первого Президента РК Н.А. Назарбаева, который все еще остается, образно говоря, Добрым Кормчим нашего независимого «Корабля KZ». К-Ж. Токаев больше похож на первого штурмана (Не думаем, что действующий Президент РК обидится, ведь он – ученик и «продукт Назарбаева»). Не в смысле видения Елбасы государственно-конфессиональных отношений, а именно личной веры. Хотя, безусловно, это очень деликатный, интимный вопрос. Кто-то из великих сказал, что три вещи всегда останутся тайной индивидуальной души, это – любовь («махаббат»), вера («иман») и смерть («ажал»)…

 

(окончание следует)

 

 

© Автор: Н. Нуртазина

 

[:]