АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Коронавирус: почему всё так плохо в Казахстане? Три П. Нурбулат Куанышев.[:]

[:ru]

Изначальный ответ Казахстана против коронавирусной инфекции был очень эффективным и своевременным. Это отмечали в ВОЗ, об этом говорили в других странах. Нас ставили в качестве примера того, как нужно бороться с вирусом. И ведь Казахстан действительно выбрал правильную модель поведения. Наше государство училось на ошибках других стран — Италии и Эквадора. Кроме того, Казахстан перенимал все современные методы борьбы с распространением КВИ из Южной Кореи. Ещё в марте в крупных городах Республики, где было зафиксировано большое количество больных, можно было пройти мобильный скрининг, не выходя из машины. Не каждая страна могла подобным похвастаться. Благодаря таким технологиям было спасено тысяча жизней. Всё шло хорошо. Даже лучше, чем предполагалось. И что в итоге? Почему сейчас Казахстан на первом месте по скорости распространения КВИ?

Первая причина — это потеря бдительности.

 

Население Казахстана сильно расслабилось после того, как карантин прекратился. Очень многие не верили в коронавирус и строили теории заговора. Кто-то говорил, что КВИ выдумка властей, чтобы под шумок сделать свои грязные дела. Кто-то искренне верил, что вирус придумал Билл Гейтс, чтобы массово чипировать людей. Другие же считали, что COVID-19 — это мера по улучшению экологии планеты. Но это лишь одни из немногих версий. На самом деле, их было в разы больше.

В месенджерах началось настоящее безумие. Одна за другой стали распространяться фейковые рассылки, призванные подорвать веру казахстанцев в коронавирусную инфекцию. Из-за этого люди стали нарушать социальную дистанцию. Кто-то больше не видел необходимости в ношении масок. Ведь какая-то женщина из Мангыстау (образно говоря), сказала, что маски не нужны. И вирус придумали фармацевты, чтобы навариться с продаж.

В первый день снятия ограничений бары, кафе и рестораны были заполнены людьми. Они ломились в них так, будто никогда не видели. Никто тогда и не думал о соблюдении мер предосторожности.

 

Но нельзя в этом винить только лишь народ.

Итак, вторая причина — провокаторы.

 

Назовём так группу людей, у которых есть свой круг почитателей, слепо верующих в каждое их слово. Именно провокаторы не гнушались убеждать других в том, в чём сами не были уверены. Например, Лидер инициативной группы по созданию Демократической партии в Казахстане, Жанболат Мамай всячески критиковал действия властей в период ЧП.

Он заявлял следующее:

“Власти в полной мере воспользовались чрезвычайным положением для принятия антидемократических законов. Ведь закон о мирных собраниях прямо противоречит демократическим принципам. К примеру, одно из положений закона гласит, что митинги могут проводиться только в специально отведенных местах. Комитет ООН сделал заявление в связи с инициативой правозащитника Евгения Жовтиса.”

Кроме того, он призывал население Казахстана к митингу, за что был арестован.

Политолог Дастан Кадыржанов заявлял, что чрезвычайное положение — это модель несвободного общественного договора. Эта модель закрывает конституционные свободы и политическое пространство. С ЧП получат девиденты те, кто обладает властью. У них есть прекрасная возможность сделать всё, что душа пожелает, без народа и оппонентов.

С ним соглашался и общественный деятель Евгений Жовтис.

Тем не менее, ни Дастан Кадыржанов, ни Евгений Жовтис не распространяли фейки о коронавирусе, и в какой-то мере даже боролись с ними.

Но согласитесь, когда из уст таких уважаемых людей звучит, что коронавирус выгоден власти, поневоле начинаешь задумываться над этим. И хоть они и не имели в виду, что КВИ выдумка, люди стали трактовать их слова иначе.

Как итог, население Казахстана не только перестало доверять правительству, но и стало несерьёзно относиться к COVID-19.

Поэтому в такие нелегкие времена очень важно подбирать правильные слова. Ведь ты несешь ответственность не только за себя, но и за тех, кто тебе верит. Важно помнить, что ЧП лишь временно. Подобная норма встречается в подавляющем большинстве зарубежных конституций. Ограничения прав и свобод личности являются как следствием, так и необходимой характеристикой  чрезвычайного положения. Их цель заключается в устранении, сведении к минимуму его нежелательных последствий.

И последняя причина, которая заслуживает отдельного упоминания, это поминки и тои.

Фотография взята с сайта inbusiness.kz

К сожалению, в период эпидемии казахстанцы не отказались от сложившихся традиций, и продолжили проводить торжества и поминки.
По словам активиста Марата Токашбаева “Нашим людям сложно оставаться дома и не выразить соболезнования. Они, как и прежде, считают долгом пойти на похороны и бросить горсть земли на могилу усопшего. Но при нынешней ситуации это непозволительно. Сколько людей могут заразиться на похоронах, где будет один зараженный коронавирусом? Выхода нет, поэтому надо смириться с этим.

Лично я не смог сходить на поминки близкого родственника. Можно было пойти, несмотря на вирус, но важно помнить, что, ограничивая себя, вы защищаете не только себя, но и окружающих. Это моральная ответственность каждого.”

Также он добавляет:

“Сформировавшийся у нас формат тоев не имеет ничего общего с традицией казахского народа. Казахи, пережившие во время Голода и Второй мировой войны много страданий и лишений, начали проводить торжества лишь 1965–1970-е годы. В те годы я был тамадой, одним из первых организаторов.

Я видел, как люди, пережившие Голод и видевшие бедность, стали накрывать богатые дастарханы. Лично я называю это «синдромом Голода». «Синдром Голода» коснулся не только казахских тоев, но и поминальных угощений. Столы ломятся от угощений — это же расточительство. Прийти на торжество не вовремя, а с опозданием стало «традицией».

Люди пытаются сделать что-то необычное. Доходит до того, что беташар проводят сначала дома, а затем отдельно устраивают большую свадьбу. Порой создается впечатление, что казахи сами устали уже от таких свадеб.

Эпидемия вряд ли закончится скоро. Если она затянется, то наша традиция проведения тоев, похоже, изменится. Возможно, мы поймем, что на свадьбу можно пригласить не 500, как прежде, а 100 человек. Время безрассудных свадеб прошло.”

Подытожим. Прежде чем перекладывать ответственность за быстрое распространение КВИ на правительство, мы должны осознать, что в этом виноват каждый из нас. Мы расслабились, дали слабину, и устали от ограничений. Нам хотелось развлечься, погулять, вкусно поесть. Мы соскучились по родственникам и стали приглашать их на дни рождения. Мы боялись осуждения со стороны близких, и поэтому ходили на поминки. Но всё это недопустимо в условиях эпидемии. И поэтому нужно сознательно отказаться от  устоявшихся обычаев. Ведь дальнейшее развитие ситуации зависит только от нас.

Нурбулат Куанышев

Новости Казахстана. Алтынорда.

 

 

 

 

[:]