[:ru]
Скажу честно: не знала и не хочу знать, кто такая Молдир Ауелбекова. Но сейчас мы поняли, что это, так сказать, фифочка и «звездочка» местного масштаба. Говорят, в Казнете был шум по поводу того, что данная певица с недавних пор стала носить хиджаб и взяла новое имя Айша (кстати, это может стать темой нашего следующего разговора). А вскоре Молдир появилась уже на сцене в хиджабе и ….якобы в казахском платье! Вот об этой, якобы «этнической изюминке» и «патриотизме» будет наш комментарий.
Итак, в демонстрируемом роскошном наряде певицы о «казахскости» (Kazakhness) пытаются громко кричать два элемента:во-первых, грубый орнамент типа «кошкар муйиз» (которого на самом деле никогда не было на одежде древних казахов и казашек); во-вторых, то ли цыганская, то ли испанская сногшибательная юбка, т.е.расклешенная донельзя и с сотнями огромных оборок и воланов! Однако такое «карнавальное платье цыганки» сама М. Ауельбекова и ее поклонники в социальных сетях не стыдясь называли и продолжают называть «казахским».
Что стоит вообще за всем этим? Такая ли уж это мелочь жизни, как может показаться на первый взгляд? Какие коллективные ментальные проблемы, хронический манкуртизм кроются за данным кейсом, данной конкретно случившейся ситуацией вокруг имиджа певицы? Конечно, молодая певица по большому счету не виновата; все что мы хотим сейчас сказать – это скорее не вина, а беда массы казахов, а проблему надо решать на государственном уровне, на уровне Министерства культуры и спорта РК.
Итак, эта болезненная тема казахского национального костюма. Кто и когда наконец остановит этот (идущий с советской эпохи) беспредел артистов и модельеров по искажению нашей традиционной одежды, этот махровый манкуртизм, наше «боратство» в понимании и рекламе в мире собственной национальной одежды?!!!
В современном мире, где визуальное восприятие стоит на первом месте, национальный костюм – это серьезный маркер, формирующий в сознании миллионов людей исторический имидж того или иного этноса. С национальной одеждой, с каждым ее элементом нельзя обращаться слишком вольно и как вздумается (даже в случае создания стилизованных образцов), революционно и цинично меняя традицию покроя, общий силуэт, особенности цветовой гаммы. Тем более если за «улучшение» принимаются люди, начисто лишенные как эстетического вкуса, так и не знающие историю и культурное наследие.
Да, этот пародийный наряд – расклешенные платья из капрона с бесконечными оборками и широченными рукавами начали свое победное шествие по советскому Казахстану после фильма «Кыз Жибек», костюмы к которому придумала (!) художница Г. Исмаилова. Казахской научной этнографии известно только платье «кос етек» (где всего одна скромная оборка!), да и то это была мода, пришедшая с татарами в конце XIX века. В целом, казашки во всех регионах страны издавна носили обычные для Востока туникообразные платья свободного покроя и не знали никакого клеша и воланов.
Не надо «цыганизировать» наш костюм, если хотим продвигать в мире достойный имидж нашей культуры и традиции, положительный и исторический достоверный визуальный образ наших предков. Для того, чтобы начать соотечественникам уважать национальный костюм многого знать и делать не надо: достаточно лишь элементарно поинтересоваться музейными экспонатами, полистать нужные книги и альбомы, посмотреть зарисовки путешественников, также сохранившиеся исторические фотографии казахов и казашек, спросить у этнографов и историков.
А что мы видим в СМИ и соцсетях вот уже 30 лет?! Эти осточертевшие огромные перья птицы-совы на остроконечных шлемообразных головных уборах девушек позорят Казахстан на весь мир. Самое главное, ведь такой «дикарский» головной убор, также огромные женские лисьи малахаи никто в Казахской Степи никогда не носил! Казахи говорили «бір шоқ үкі» (пучок совиного пуха), и не более. Такой нежный пучок могли пришить к тюбетейке ребенка и девочки от «сглаза». А что еще любопытно, данный аксессуар был даже не обязательным, и многие семьи вовсе не использовали перья. Тем более со временем все меньше людей стали верить в талисманы и обереги; далее, такое украшение оказывалось трудным и затратным, экологически нецелесообразным (убивать редкую священную птицу ради перьев). Поэтому нам известны исторические фотографии казашек нач. ХХ в. в красивых круглых шапочках-тюбетейках без такого архаического аксессуара, как птичьи перья.
Даже у монголов, любых других народов Азии во время праздничных выступлениях артистов мы видим весьма изящные девичьи и женские шапочки, которые отражают как традиционные эстетические представления, так и рациональные пропорции. Если даже следовать элементарной логике и здравому смыслу, встает такой вопрос: как в таком нелепом «казахском» платье с волочащимся по полу подолом, как от Молдир Ауелбековой, также в огромных меховых шапках с торчащими перьями, чапанах oversize и «арктических» тымаках (под палящим казахским солнцем?) наши кочевники – женщины, мужчины, дети, подростки – могли вообще быстро передвигаться, бегать, играть, скакать на лошади, выполнять хозяйственные работы и чувствовать при этом себя комфортно?!
Конечно, это совершеннейший абсурд! И до сих пор красующийся в интернете, рекламируемый в СМИ, нашими артистами, нашими дипломатическими представительствами во всех странах так называемый казахский костюм – это чья-то болезненная фантасмагория, гротеск, т.е. искаженный и низведенный до комически-уродливого стиля странный продукт. Одежды и головных уборов такого фасона и такого дизайна у наших предков – вполне адекватного, приобщенного к исламу, культурного сообщества гордых и амбициозных номадов-завоевателей, древних жителей респектабельной Центральной Азии – никогда не было и не могло быть! Такой ужасный, клоунско-папуасский образ Казаха предкам даже не мог присниться в самом страшном сне!!!
Не исключено, что в истоках советской фальсификации казахского этнокостюма могли лежать не только наивные заблуждения или капризы отдельных хореографов и костюмеров. Это могло быть тонкой идеологической установкой «культуртрегеров», нацеленной на то, чтобы руками самого народа сделать одежду его предков – важную часть культурной традиции, непривлекательной, жалкой и смешной, искусно создавая клоунский имидж «калбита» (не секрет, что это было оскорбительным прозвищем казахов во времена СССР). Отсюда негласная установка: побольше нелепостей и несуразицы, побольше рисовать и клеить на одежде огромные аппликации – узор «кошкар муйиз» и пр.
Антиимидж казахского народа в аспекте визуализации этнокостюма издавна и до сегодняшнего дня формируется теми или иными силами с помощью такого приема, как изобилие на костюме и головном уборе всевозможных мехов и даже невыделанных шкур зверей (?!). Опять все это, конечно, является чистейшей воды «масонской» выдумкой. Нашу страну называют «солнечный Казахстан», и самым любимым временем года у казахов были лето и ранняя осень, когда на джайляу (летовках) отмечались все празднества и тризны, поэтому самой нарядной и любимой одеждой казахов являются летние варианты – легкие чапаны и камзолы (шелковые, атласные, парчовые, из сатина и льна и пр.), головной убор «тюбетейка», а вовсе не тымаки и малахаи.
И даже зимой в северных регионах казахи носили шубы («ичик») мехом не наружу, а внутрь, т.е. меха сверху обшивались дорогими плотными тканями. И это понятно: ведь казахи относились к разряду цивилизованных народов Азии, а не людей первобытного общества или северных, сибирских племен тайги и тундры!
Итак, до сих пор по незнанию и бессознательно рекламируемый в культурно-информационном пространстве РК и всего мира национальный костюм девушки-казашки имеет мало общего с подлинным прекрасным одеянием гордой жительницы Великой Степи. Юная казашка в детстве только на макушке носила миниатюрную шапочку (вышитые золотом круглые «такия» с драгоценными камнями), из-под которой были видны множество ее черных косичек. В холодное время года дочь казаха надевала слегка утепленную маленькую норковую шапочку («борик»), оттороченную мехом норки или ондатры (но ни в коем случае не пушистым мехом лисы и песца). При этом поверх «такия» и «борик» если, к примеру, стало ветрено и дождливо, или совершаются религиозные обряды, также по мере взросления казахские девушки могли повязывать и цветные платки и различные шали.
На уровне сооответствующих министерств и ведомств, посольств и т.д. необходимо серьезно заняться самокритикой, а затем и коррекцией визуального имиджа казахской культуры, в том числе и прежде всего этнокостюма в СМИ, соцсетях, с экранов ТВ, с переориентацией работы всех учреждений культуры, дизайнеров-костюмеров, всех, кто так или иначе причастен к созданию, продаже, распространению национальной одежды. Необходимо осознать, что казахский национальный костюм – это не мелочь, это вопрос чести и достоинства нации, имиджа страны и памяти предков. Главная наша задача – вытеснить и искоренить «комедийные» чапаны и калпаки, «шлемы» с перьями, «испанские» платья и пр., вместо этого начать производство и рекламу внутри и за пределами Казахстана подлинных образцов костюма казахов-кочевников, созданных на основе исторических прототипов (не только дорогие, эксклюзивные, но и, разумеется, бюджетные варианты различных видов национальной одежды, в том числе для детей).
Автор: ГАЙНИЖАМАЛ
Новости Казахстана. Алтын Орда
[:]