[:ru]
Или о том, как Казаху наконец надо идентифицироваться со своим подлинным аристократическим «я», перестав обезъяничать
«Коэн написал: «настоящий Казахстан – прекрасная страна с современным гордым обществом, противоположным версии Бората». Думаю, этого будет вполне достаточно для снятия всех возникающих вопросов к Коэну» (мнение одного из интернет-пользователей).
После недавнего кошмара с выходом «Борат-2», фактов надругательства над казахстанским флагом и пр., суть морального состояния Казаха можно передать через такой образ: на прилично одетого, идущего горделивой походкой человека кто-то специально вылил ведро помоев. Какой должна быть нормальная реакция? Реакция адекватного, уважающегося себя мужчины, свободного гражданина, не раба или изгоя? Разумеется, как следует наказать своего виновника: дать по морде, привлечь к юридической ответственности.
Издревле у многих народов был довольно суровый, но справедливый принцип юриспруденции и морали «талион», правило «симметричного» возмездия, «око за око, зуб за зуб», когда мера наказания должны точно соответствовать причиненному вреду от совершенного преступления. В то же время по форме наказание могло быть по взаимному согласию сторон заменено соответствующей денежной компенсацией. В мусульманском шариате такой принцип «симметричного» возмездия называется «кысас», к нему прибегали и казахские судьи-бии, которые нередко практиковали уплату «кун» (плата за убийство, оскорбление и пр.).
А может ли быть такое, что пострадавший не может наказать виновника? По тем или иным причинам, в силу юридически бесправного статуса, своей физической немощи и т.п. Да, может. И тогда реакция несправедливо пострадавшего, но имеющего чувство собственного достоинства человека должна быть минимум следующей: он молча отойдет в сторону и погрузится в собственное горе, на какое-то время уйдет «в себя», шокированный как фактом оскорбления, так и тем обстоятельством, что он не может достойно ответить обидчику.
Читайте на нашем авторском канале https://boosty.to/serikmaleyev :
Серик Малеев. Армения – Казахстан. Так себя союзники не ведут
Айгерим Малеева. Про Бората, ватников и комплекс великой страны.
Серик Малеев. Борат 2. И безмерная радость и ликование казахстанской ваты
Как уберут Путина
При этом далее, возможно, он, подобно герою известного романа Александра Дюма бедному моряку Эдмону Дантесу будет с Богом в душе обдумывать свой мудрый план расследования и справедливой мести и ждать часа Х, когда он предстанет перед врагами в ином образе – богатого и эксцентричного графа Монте-Кристо, который станет для стародавних клеветников орудием Божьего Правосудия…
А вот еще вспомнился один впечатляющий эпизод из документального фильма о жизни пингвинов в Антарктиде. У самки пингвина на ее глазах умер (замерз) детеныш, и в тот момент, когда ей пришло осознание случившегося факта и необратимости горя, Мать-Пингвиниха смиренно и то же время величественно подняла свою голову с длинным клювом вверх, прямо в небо (словно обратившись к Богу), и на какое-то мгновение Птица замерла в этой гордой позе скорби и молчания.
И здесь мы хотим сказать: порой даже звери и птицы ведут себя более достойно и благородно, нежели многие современные казахи. В данном случае речь идет о реакции на поражение, горе или унижение. А что наши казахи? Судорожным движением, быстро, по-лакейски вытерев от помоев и дерьма Саши Коэна свое, давно разучившееся краснеть лицо (с бегающими глазами), даже элементарно не подумав о тайм-ауте для обдумывания и катарсиса (после всей этой грязной, тяжелой истории), т.е. как ни в чем не бывало они тут же начали суетиться, пыхтеть и сопеть, громко крякать и кудахтать на «актуальную» тему: как нам умно и хитро спасти подмоченную репутацию «независимой» Республики.
Кстати, в казахской традиции глупую реакцию человека, попавшего в неловкую ситуацию комментировали насмешливой фразой: «Ұялған тек тұрмас» («смущенный, чтобы скрыть смущение, будет суетиться»). Здесь имеется в виду именно слабый, глупый человек, который, сконфузившись, сразу впадает в заискивающую суетливость, начнет нечленораздельно мычать и бормотать что-то, лихорадочно искать в уме некие слова оправдания, порой извиваться в словах,
также он будет нервно крутить усы, смущенно теребить пуговицы, края своей одежды и пр. Смотрится все это, конечно, весьма жалко и достойно презрения. И всегда было известно, что так ведут себя плебеи и глупцы!
Когда-то в древней казахской культуре были соответствующие знания и аристократический этикет, следуя которым, даже попав в неприятную ситуацию, человек мог и даже был обязан сохранять самообладание и вести себя более достойно. Заметим, что воины-номады были людьми серьезными, если не сказать хмурыми и суровыми, также немногословными; многословие стало привычкой народа в эпоху колониальной зависимости от России.
Известно, что порой глубокомысленное молчание производит больше впечатления и вызывает уважение окружающих, нежели неуместное краснобайство, демагогия, политическая трескотня. Не зря существует понятие «искусство молчания». Мы не умеем красиво и загадочно молчать, как это делает, например, Китай. Также не гоняется за «понтами» и имиджем Япония. Она просто творит свою цивилизацию, и плоды этой цивилизации и творчества и есть ее имидж. Даже наша соседняя Туркмения часто отмалчивается по поводу нелестных высказываний в свой адрес, т.к. живет по принципу «собаки лают, а туркменский караван идет». И они во многом правы. Уже и Россия решила теперь особо не суетиться по поводу того, чтобы «не ударить в грязь лицом перед Западом и миром».
Да, можно и нужно было единожды «дать по морде» и подать в международный суд на этот расистский фильм «Борат». А затем забыть все, быть выше этого дерьма. Как учили предки, «Акымакпен акымак болма» (Не водись с дураком, чтобы не одуреть самому). Но если такой рыцарский поступок тебе сейчас не под силу, ибо кишка тонка и дух слаб, то хотя бы пока просто ПОМОЛЧИ, Казах!
Вместо этого особенно чинуши, горе-менеджеры, помешанные на коммерциализации всего и вся разные «болашаковцы» — все вместе начали теперь нести пургу и трескотню по поводу того, как исправить имидж страны. Их «гениальный подход» заключается, оказывается, в том, чтобы сначала провоцировать молодежь на глупый хэштег в соцсетях#WhereBoratLives, когда они начинают из кожи вон лезть, доказывая, что мы – не та «страна Бората».
Такое, знаете, выкаблучивание и обезъяничание одновременно что ли… А еще это звучит и выглядит как жалобная просьба овечки, и потому достойна презрения. Типа, «вот, посмотрите, пожалуйста, просим, ради Бога, миленькие, люди добрые во всем мире, на нашу обворожительную природу Казахстана, на наших людей… а вот наша столица, а вот наши казахские красавицы…Одарите взглядом, господа, дядя Сэм, тетя Милли, люди добрые, посмотрите, Бога ради.. А это – наши настоящие лошади, настоящие блюда и т.д.…и подтекст такой или постскриптум: пожалуйста, очень просим, не смейтесь над нами и не клевещите на нас. Премного благодарны вам. Искренне преданные вам, вечно толерантные, ваши казахи».
Одумайтесь, раскройте шире глаза и посмотрите на это трезво, на это блеяние больной овцы. Плебейско-лакейское самооправдание, самоуничижение с демонстрацией национальной слабости и беспринципности, от чего мир может еще больше смеяться над казахами. Тем более, мы такое «уже проходили», в случае с «Боратом-1», когда начавшиеся после нее дорогостоящие имидж-кампании не дали нам самого главного, как показывает теперь практика и жизнь.
Проблема «Бората» – это проблема не столько имиджа Казахстана в прагматическом, коммерческом ключе, а сколько и прежде всего – имиджа в смысле морального «образа нации», как синонима чести и достоинства, репутации страны как таковой. Предки еще говорили «Бүлінгеннен бүлдіргі алма» (смысл, вытекающий из религиозно-магического миропонимания: запрет даже приближаться и тем более искать сиюминутную выгоду в чем-то разрушенном, исковерканном, испорченном, запретном и т.д., каким бы оно не казалось заманчивым).
А некие «светлые головы» предлагают якобы «хитроумно», «по-еврейски» использовать данную «антирекламу» (которая якобы тоже реклама) для наших целей, и наперекор мудрому девизу предков «бүлінгеннен бүлдіргі алма» искать выгоду для Казахстана в «говне» Бората, в клубах едкого дыма и оставленном им смердящем запахе… Все это – белиберда и изначально провальная для страны идея.
Что касается опостылевшей рекламы Казахстана для иностранных туристов (в эпоху-то коронавируса?!), то спрашивается: по большому счету что дали эти 30-летние потуги, раболепие и
реверансы перед Западом «Welcome to Kazakhstan!» – с бездумной растратой миллиардов народных денег на рекламы, на «дутый» имидж, ЭКСПО и пр.? Итог таков, что Гора рекламы и имиджевой деятельности родила даже не добрую мышь, а Крысу нового «Бората»!
Нас поразила одна информация в СМИ, когда один молодой топ-менеджер из сферы туризма в своих «духовных прозрениях» договорился до того, что в рамках подобных рекламных кампаний он, оказывается, не исключает приглашение Саша Барон Коэна в Казахстан (?!!!), не скрывая свою надежду, что, возможно, он начнет снимать здесь свои другие, «хорошие» фильмы о нас. Поистине, диву даешься от извращенности сознания наших чиновников и якобы «продвинутой», обучившейся в западных университетах молодежи! С этой точки зрения рождаются большие сомнения в том, что в Казахстане возможно когда-либо претворение программы «Духовное возрождение» или истинное понимание и принятие великого Абая, о котором трубим везде.
Допускать рабское соглашательство с творцом антиказахского фейка, продажного актера, которого даже Трамп назвал «мерзавцем», после того, как он дважды (!) обливал грязью Казахстан… Задумываться о том, чтобы Коэна встретить как почетного гостя в белой казахской юрте (одарить дорогим чапаном, конечно же!)…. Все это, извините, уже высшая степень идиотизма и цинизма, бесхребетности, национального нигилизма и духовной (моральной) проституции! Такое святотатство аруахи (духи предков) не простят, и тогда ждите любые бунты и революции, не говоря о чуме и коронавирусе.
Кажется, и обыватели, большая часть «толерантных» (то бишь беспринципных) казахов самоуспокоилась, а может даже в душе растаяла от лживого комплимента Коэна о том, что «настоящий Казахстан – противоположен версии Бората». Как будто прозвучала похвала из уст святого или пророка, или великого ученого и уважаемого политика!
И не случайно вот, к примеру, первое попавшее мнение одного интернет-пользователя на русском языке: «Думаю этого будет вполне достаточно для снятия всех возникающих вопросов к Коэну». Данное замечание звучит как плевок и новое оскорбление: типа, казахам это слабое подобие извинения сойдет, этим «неандертальцам» этого вполне достаточно, чтобы даже далее подружиться с Коэном-Боратом.
Кстати, само по себе данное неожиданное «признание» весьма подозрительно, так что уже непонятно и неизвестно, кто из беглых баев или «баев-патриотов» заказывает и проплачивает этому уроду антиказахские или проказахские продукты и комментарии, а он, мерзавец, потирает ладони, помирает со смеху и все жиреет и богатеет…
В начале ХХ века наш талантливый поэт, просветитель-джадид, человек с кристальной душой и патриот Мир-Якуб Дулатов бросил клич на всю Великую Степь казахов: «Оян, Қазақ!» («Пробудись, Казах!»). Так назывался его знаменитый сборник гражданской поэзии. Однако вплоть до настоящего времени программу духовного, ментального возрождения нации нам не удается претворить в жизнь.
Сейчас ясно одно: казахи должны идти другим, своим Путем (и не надо за инаковость стыдиться и извиняться перед Западом или кем-то еще). А пути у Господа, как известно, самые разные и повороты национальной судьбы неисповедимы… Да, казахам надо идти свои путем – гордо, молча, не растрачивая силы и средства на глупое имиджмейкерство и рекламы, занимаясь конкретными делами, борьбой с пандемией! Казахам нужно просто стать самим собой – воинами-номадами в душе, гордыми и благородными мусульманами. Чтобы нас стали уважать в этом мире, где все более и более ценится верность национальному «я», идеалам чести, доблести и мужества, нежели обезъяничание и лисья дипломатия прошлого.
Гайнижамал
Новости Казахстана. Алтын Орда
[:]