[:ru]
100 лет назад с приходом советской власти на территории Казахстана официально был введен запрет на калым. Исторический бюллетень, подтверждающий этот факт, нам решил продемонстрировать главный эксперт Государственного архива Алматы Олег Белоносов. Заинтересовавшись этим событием, корреспондент Tengrinews.kz решил подробнее узнать, почему калым отменили тогда, как наказывали нарушителей запрета, когда традиция снова открыто возродилась, и как сейчас выкупают невест.
Фото: Государственный архив Алматы, Олег Белоносов
«Калым мог называться по-разному, но так или иначе он существовал у многих народов на территории не только Центральной Азии, но и Российской империи, — рассуждает главный эксперт Государственного архива Алматы Олег Белоносов, демонстрируя нам очень важный документ — текст «Декрета об отмене калыма у киргиз» (в российских документах в 20-х годах прошлого столетия казахов называли киргизами — Прим. авт.). Этот бюллетень, — говорит наш собеседник, — мог не везде распространяться, так как были проблемы с печатью, рассылался он по волостным и губернским управлениям».
Фото: Государственный архив Алматы, Олег Белоносов
Зачем нужен был калым
«Декрет ЦИК и СНК Киргизской (Казахской) АССР об отмене калыма официально был принят 28 декабря 1920 года, — рассказывает доктор исторических наук, профессор Карагандинского университета имени академика Е. А. Букетова Зауреш Сактаганова. В документе выкуп невесты назвали «пережитком быта», и что это «унижает честь и достоинство невесты». Но в традиционных обществах так не думали. Калым здесь считался одним из социальных институтов, который регулировал отношения между двух семей, в том числе и некоторые имущественные вопросы.
Дело в том, что родители невесты готовили приданое, которое, помимо одежды, включало десятки голов скота, домашнюю семейную утварь, в богатых семьях — юрту, а это было очень затратно. Чтобы понять насколько, представьте, что у вас семеро дочерей, и у вас не самая богатая семья. Вы, как и любая мать, будете понимать, что вашей дочери нужно с чего-то начинать свой брак. С этой точки зрения калым представлял собой определенную компенсацию приданого, хотя часто размер приданого превышал размер калыма.
Фото: Турар Казангапов
Утром калым — вечером невеста, вечером калым — утром невеста
Что касается размера выкупа, то он был разным, в зависимости от условий, которые выдвигали родственники девушки, и финансового благополучия молодого мужчины. Калым («қалың мал») семья жениха выплачивала родителям невесты после сватовства, и уплата состояла из нескольких частей («ілу» — за воспитание дочери от 30 до 70 голов лошадей, «сүт ақы» — дары за «молоко матери» и др.). У бедняков выкуп мог составить 5-7 голов скота, у состоятельных — от 200 до 1000 голов лошадей, но без уплаты даже самая бедная семья замуж свою дочь не отдавала. В 19 веке даже существовала такая категория мужчин, которая называлась «сұр бойдақ» — «вечный холостяк», это были юноши, у кого не было за душой ни гроша».
«Вместе с калымом в те годы сосуществовало многоженство, поэтому порой богатые люди могли позволить себе иметь по две-три жены, а некоторые бедняки оставались холостыми, — продолжает эту мысль Олег Белоносов. Причина отмены калыма заключается не только в том, что советская власть стремилась раскрепостить женщину, но и в том, что не каждый человек мог позволить себе выкупить жену».
Фото: Государственный архив Алматы, Олег Белоносов
Казахская женщина была свободнее чем женщины соседних стран
«А какие были права у женщин до отмены калыма?» — спрашиваю наших экспертов.
«Если сравнить наше государство с другими странами Центральной Азии, то есть различия, там был оседлый образ жизни и крепко развивалась религия мусульманской направленности, казахстанские женщины в этом смысле были более свободны, они скакали на конях, даже без женского седла, паранджу не носили. Поэтому говорить о том, что женщины были сильно ущемлены, мы не можем, но прав у них, по сравнению с мужчинами, было меньше. Так, девушки не могли участвовать в курултаях или каких-то сходках», — говорит Олег Белоносов.
Зауреш Сактаганова также считает, что в кочевом обществе традиционно женщина всегда была более свободной, и приводит факты о женщинах-батырах (например, Айтолкын — дочь султана Абылая, Гаухар — супруга Кабанбай Батыра и др.), которые не только принимали участие в военных сражениях, но и стояли во главе военных подразделений. «Да, многоженство существовало, я не говорю о том, что женщина была равна в правах с мужчинами. Безусловно, был патриархат. Но говорить о том, что ее положение было такое же как, к примеру, положение женщины в Узбекистане, Туркменистане или Таджикистане, нельзя.
Фото: Турар Казангапов
За изнасилование была предусмотрена смертная казнь
А если мы возьмем «Жеті Жарғы» (свод законов обычного права казахов, принятый в Казахском ханстве при хане Тауке — Прим. авт.), то там даже существовали специальные статьи, которые защищали интересы женщин.
Так, за убийство женщины полагался кун (штраф в виде скота), правда он был в 2 раза меньше, чем за убийство мужчины. Если мужчина-всадник сбивал с ног беременную женщину, и она теряла ребенка, то он должен был выплатить ей определенное количество голов верблюдов. Человека, оскорбившего свою мать, сажали на корову лицом к хвосту, водили по аулу и стегали плетью. За изнасилование в традиционном казахском обществе была предусмотрена смертная казнь. Это преступление по своей тяжести приравнивалось к убийствам и грабежам. Но тут была оговорка. Если мужчина потом женился на девушке и выплачивал ее родителям калым за бесчестие, то ему удавалось избежать наказания.
При этом длительное время в казахском обществе женщин было меньше, чем мужчин. Дело в том, что у казахов, в силу кочевого образа жизни, смертность среди детей была достаточно высокой, а поскольку доминировало патриархальное мышление, то в первую очередь выхаживали мальчиков».
Фото: Государственный архив Алматы, Олег Белоносов
«Что касается занятий женщины, то до прихода советской власти мужчина, как известно, мог иметь несколько жен, а это откладывало свой отпечаток, каждая из них занималась своим делом: кто-то занимался домом, кто-то детьми, — рассуждает Олег Белоносов. Важен был и образ жизни, поскольку семья кочевала с места на место, то на жене традиционно был быт, она была хранительницей домашнего очага«.
Зауреш Сактаганова добавляет, что переломный момент наступит только в конце 1920-х годов, тогда, когда кочевой образ жизни будет уничтожен. Женщина в этот период продолжит заниматься хозяйством, но процесс вовлечения ее в производство и общественный труд станет расти, а еще появится возможность получения образования, в том числе высшего.
Фото: Турар Казангапов
За выкуп будущей жены давали год тюрьмы
«Что происходило после того, как калым был отменен?»
«После того как был введен запрет на калым, в некоторых регионах традицию продолжали соблюдать тайно, — рассказывает Зауреш Сактаганова. Те, кто нарушал запрет, могли поплатиться свободой (лишение свободы для обеих сторон не свыше одного года — Прим. авт.), калымные скот и имущество при этом конфисковывали в пользу государства в двойном размере. Но лично я не встречала документы о том, что официально такие дела были заведены. При этом в северных районах понятие «калым» было изжито. Особенно это не приветствовалось среди тех, кто принадлежал к государственной элите. И лишь после того как Казахстан стал суверенным государством, и советские декреты утратили свою силу, эта традиция открыто возродилась. В наши дни родители невесты калым не всегда требуют, бывает, что сторона жениха предлагает «сүт ақы» — дары за молоко кормившей матери и своего рода компенсацию за приданое. Речь идет о суммах от 1000 долларов и более, в зависимости от статуса мужчины».
Фото: Турар Казангапов
Сколько платят за невесту сегодня
В социальных сетях не раз заводилась дискуссия на тему «современного калыма», там молодые девушки и замужние рассуждают о суммах, и о том, нужен ли он вообще, иногда дело доходит до жарких споров.
Вот некоторые цитаты: «Наверное, в меня сейчас полетят помидоры и скажут, что я мракобес, но мы и калым несли, и кудалык проводили, и свадьбу, ничего ужасного в этом не вижу, это всего лишь соблюдение красивой традиции». Или вот, например: «За келин свою заплатила, особо рьяно торговалась тетка снохи, просили 10 тысяч долларов, сторговались на 3 тысячах, но с условием без приданого». Еще одна невеста, за которую, по ее словам, частями заплатили 7 тысяч долларов, задается вопросом: «Почему калым это продажа? Это оценка зрелости претендуемого, как мужчина собрался создавать целую семью с потомством, если за душой ни гроша?»
С одной из девушек мы списались, сама она родом из Южно-Казахстанской области, замуж вышла за парня с северного региона. Говорит, что относится к этой традиции положительно, так как все делается на добровольной основе и сумма зависит от материального положения будущего мужа.
«Например, недавно у наших родственников была свадьба, там жених заплатил 400 тысяч тенге. Родственники моего жениха дали калым — 500 тысяч тенге. Хотя мои родители говорили, что им выкуп не важен, и главное, чтобы их дочь была счастлива, но его родители сказали, нет, это традиция, и нарушать ее мы не будем. Моя семья подготовила кит для каждого свата, это подарок в виде чапана и золота, еще добавила сверху миллион тенге и приданное: спальный гарнитур, холодильник, стиральную машину, посуду, микроволновку, пароварку и одежду».
Фото: Турар Казангапов
Еще одним мнением с нами поделилась незамужняя девушка. «Я студентка медицинского университета. О такой традиции как «калым» впервые узнала на первом курсе. В краях, откуда я родом, о нем никто не говорил. Так как в группе были одни девочки, конечно, мы всегда обсуждали тему замужества. По словам моих сокурсниц, размер выкупа сейчас минимум 500 тысяч тенге. Девушки из хороших семей и с образованием могут просить до 5 миллионов тенге. Моя подруга вышла замуж в прошлом году, ее калым составил 2 миллиона тенге.
Однажды я спросила: «Зачем нужен калым, в чем его особенность?» На что получила ответ: «Когда спросят за сколько «ушла» невеста и скажут за целых несколько миллионов тенге, это будет авторитетно для ее родственников». Лично я никак не отношусь к этой традиции. Ничего не имею против, но и не поощряю. Замуж только по любви и ради любви. От калыма больше или меньше я любить не стану».
Историк Зауреш Сактаганова говорит, что ее отношение к этой традиции двоякое.
«Оно отрицательное, когда требования выкупа препятствуют любви, созданию молодой семьи, создают конфликты в виде претензий: «мало заплатили» или подсчета «сколько вложились». И если говорить о возрождении калыма, как социального института, то думаю, что это анахронизм. Но при этом я считаю, что материальная помощь молодым, которые начинают жизнь самостоятельно, со стороны родителей лишней не будет».
https://tengrinews.kz/article/tyisyachu-loshadey-nevestu-100-let-nazad-territorii-1548/
[:]