[:ru]
После смерти молодой писательницы Аягуль Мантай в казахстанском обществе заговорили о необходимости ввести уголовную ответственность за кибербуллинг. Близкие покойной считают, что именно травля в интернете стала причиной суицида. Корреспондент Азаттыка встретилась с семьей писательницы и записала людей, которых вызывают в полицию в связи с расследованием дела о самоубийстве.
Скромный дом с четырехскатной крышей, какие увидишь в любом казахстанском селе, прибранный двор с хозпостройками за оградой. Здесь, в родных стенах, которые она когда-то помогала возводить родителям, писательница Аягуль Мантай провела последние дни своей жизни. 29 июля ее бездыханное тело вытащили из петли. В социальных сетях написали, что талантливая девушка покончила с собой, не выдержав кибербуллинга.
«Аяш, моя Аяш, больше не увижу тебя», — плачет обессилевшая от горя мать Гульзагира Мантаева. Два последних дня Аягуль провела рядом с ней. Писательница приехала на малую родину, в село Байконыс Туркестанской области, после полудня 27 июля. Гульзагира рассказывает, что Аягуль выглядела уставшей. Избегала встреч с дальними родственниками, с которыми прежде была не прочь поговорить, но по-прежнему сильно тянулась к матери.
— [28 июля] я встала рано утром и сварила мясо. Месила тесто на летней кухне, когда заметила ее в дверях, — вспоминает мать. — Там летала оса. Я боялась, что оса может ее ужалить, и сказала ей не входить. «Мама, я ведь вами любуюсь», — ответила она.
Поздним вечером Гульзагира Мантаева видела дочь за ноутбуком. Попросила ее лечь пораньше, чтобы выспаться и отдохнуть. Аягуль объяснила, что ей нужно кое-что дописать.
Наутро, после омовения перед намазом, мать услышала небольшой шум за стеной. Подумала, что это кошка, «шикнула». В комнату вошла дочь.
— «Мама, это я», — сказала Аягуль. Я спросила, что она делает. «Жду вас. Я соскучилась по вам» — с этими словами она обняла меня и поцеловала в щеку, — рассказывает женщина.
Больше Аягуль не видели живой. Мать говорит, что после молитвы занялась домашними делами. Когда начала искать дочь, не нашла ее ни в комнате, ни на летней кухне. Звала, но никто не откликнулся. Потом увидела приоткрытую дверь сарая…
На крик и плач матери сбежались соседи. Люди вытащили тело из петли и занесли домой.
СДЕЛАВШАЯ СЕБЯ САМА
Аягуль Мантай была человеком из категории «селф-мейд» — сделала себя сама. Девушка из глубинки, учившаяся в сельской школе, поступила в именитый московский вуз — Российский университет дружбы народов. Известность ей принесли талант и старания, а не поддержка влиятельных знакомых. Таких людей в окружении Мантай никогда и не было. Ее семья жила скромно. Отец был учителем физкультуры, мать убирала в школе.
В литературных кругах об Аягуль Мантай заговорили после выхода в свет ее сборника «Дождливая весна» в 2009 году. На следующий год ее удостоили президентской стипендии в категории «Литература».
Читатели отмечали, что у молодой казахоязычной писательницы прекрасный слог, исключительное умение понимать психологию человека. Ей сулили большие перспективы. Но реализоваться на родине не получалось. Были проблемы с трудоустройством: она искала работу в редакциях и получала от ворот поворот. В одном из личных разговоров отказавший в приеме на работу главный редактор местного издания объяснил свое решение «бунтарским характером» Аягуль, заявив, что она, прими ее в штат, не стала бы «подчиняться». Содержание этой беседы она пересказала в интервью Азаттыку в 2018 году.
«Подчиняться и согласно кивать головой — это удел рабов, — говорила она в интервью. — Почему журналисты, творческие люди должны подчиняться? Если честно, я не понимаю этого».
Помыкавшись без работы на родине, Аягуль уехала в Россию. Несколько лет жила в Москве, но, как признавалась сама, чувствовала себя в этой стране чужой. В 2020-м вернулась в Казахстан. В последние месяцы жила в городе Ленгере, у сестры Тоты.
— Аягуль была очень чувствительной и ранимой. Таким в жизни приходится нелегко. Она пыталась работать над собой, формировала себя, — рассказывает Тоты Мантай.
Аягуль всегда опекала родных, говорит ее младшая сестра. Тоты вспоминает, что в тяжелые 1990-е, бывало, в семье на столе не было даже хлеба, ели отваренную в воде картошку. Но трудности лишь объединяли. Аягуль помогала младшим с учебой, поддерживала финансово, когда была возможность.
В 2018 году семья перенесла один тяжелый удар за другим. Сначала умер отец. Через два месяца в дорожной аварии погиб младший брат Аягуль. Туратбеку было всего 34 года.
— Эта смерть сломила ее и оставила глубокую рану в сердце. В последние годы она почти перестала писать, — говорит Бану Ондасынова, подруга Аягуль.
«ОНА ЖИЛА В МИРЕ FACEBOOK’А, И ЭТОТ МИР СТАЛ ПРИЧИНОЙ ЕЕ СМЕРТИ»
«Человек — существо, крепкое как камень и одновременно нежное как цветок», — писала Айгуль Мантай в Facebook’е. В последние годы она практически не издавалась, в основном писала в социальной сети — в постах она делилась своими переживаниями, рассказывала о наблюдениях.
— Она писала, чтобы не сломаться. Потому что ее рассказы не публиковались в газетах. Нашла читателей в соцсети, — объясняет Тоты Мантай. — Она жила в мире Facebook’а, и этот мир стал причиной ее смерти.
По словам сестры, несколько месяцев назад Аягуль получила приглашение поучаствовать в обсуждении информационных проектов в акимате Шымкента и предложила чиновникам управления внутренней политики несколько идей, но однозначного ответа не поступило. Позже, продолжает Тоты Мантай, в частной переписке с главой управления Аягуль высказала критическое мнение об одной из передач, запущенных на телеканале, курируемом акиматом. Переписка, вероятно, оказалась в руках работающей над этой телепрограммой журналистки. Затем началось то, что близкие Аягуль называют травлей.
— [Журналист] Сауле [Абильдаханкызы] опубликовала пост в Facebook’е, но имя Аягуль не указала. Но комментаторы написали, что речь идет об Аягуль Мантай. Она сильно переживала. Она была нетерпима к ситуациям, когда задевали ее достоинство, не выдерживала, когда ее унижали. Она не пережила пересуды. Я не могу точно сказать, из-за каких именно слов это произошло, — говорит Тоты Мантай.
— Эта травля в Facebook’е будто подтолкнула человека, который и так стоял на краю пропасти, спрыгнуть в бездну, — считает Бану Ондасынова.
РАССЛЕДОВАНИЕ ПОСЛЕ САМОУБИЙСТВА
После смерти Аягуль Мантай полиция сообщила, что Жетысайский районный отдел полиции Туркестанской области начал расследование дела по статье 105 («Самоубийство») уголовного кодекса.
В социальных сетях десятки пользователей написали, что Аягуль стала жертвой кибербуллинга, некоторые призвали ввести в законодательство поправки, предусматривающие уголовную ответственность за травлю в интернете.
Журналистка Сауле Абильдаханкызы сейчас проходит в качестве свидетеля по уголовному делу. «Я не могу комментировать эту тему в связи с тем, что существует тайна следствия. Жду завершения расследования», — сказала она по телефону корреспонденту Азаттыка.
Руководитель управления внутренней политики акимата Шымкента Мади Манатбек написал в комментарии Азаттыку: «Делать выводы, не зная всех обстоятельств, всей ситуации — это нецивилизованно. Мне есть что сказать, но в поиске истины можно натолкнуться и на неприятные вещи. Придет время, всё уляжется, тогда всё прояснится. Если каждый будет думать только о себе и станет выкладывать всё, что у него есть, это может закончиться еще одной трагедией. Что бы вы ни написали, действуйте с умом. Не думайте, что за моими призывами к спокойствию стоит трусость, подлость. Я не хочу выходить за рамки норм казахской этики».
«ВЫТОЛКНУТАЯ» ОБЩЕСТВОМ
Близкие родственники Аягуль после проведения семидневных поминок готовятся к сороковинам.
Тоты Мантай переживает за состояние матери. Гульзагира Мантаева потеряла пятерых из семи детей. Трое умерли в детстве из-за болезней, три года назад она похоронила мужа и сына, теперь оплакивает дочь.
Тоты Мантай говорит, что семья не вмешивается в ход расследования уголовного дела и готова принять «любое решение».
Близкие писательницы сообщают, что у них нет планов переиздавать сборник Аягуль «Дождливая весна» и книгу «Возвращение к сердцу». «Ее труды оценит время», — считает Тоты. Родные говорят, что Аягуль мечтала написать психологический роман. Но работа не шла — из-за неустроенности и бытовых трудностей.
В некрологе после смерти Аягуль Мантай ее коллеги вспоминают ее как одаренного человека с тонкой душевной организацией и стремлением к справедливости. «Наше общество не принимает людей, которые говорят правду. Оно их выталкивает…» — поделился мыслями писатель-драматург Думан Рамазан.
В опубликованном в 2017 году рассказе «Чужак» Аягуль Мантай есть такие строчки: «Я боюсь почувствовать себя чужой в своей стране. Я бегу от этого чувства, бегу от самой себя…»
[:]