[:ru]
Приход талибов к власти в Афганистане, снова породил разговоры об экстремистской угрозе. Не стоит отрицать, что в Центральной Азии и на территории РФ у талибов немало почитателей. У нас свобода вероисповедания, согласно Конституции. Но, радикальные идеологии не считаются с Конституцией. Они отрицают законы, принципы светскости, национальные ценности и традиции. Да и их традиции близки к арабским.
Название тех же салафитов происходит от слова «сәләф». Означает «предок». Смысл идеологии в том, чтоб возродить религию предков, вернуть их традиции и обычаи. И речь идет не о казахских предках, а об арабских. Таких, как Ибн Таймия, и Абдель Ваххаб. Это арабы. Это не наши тюркские предки мыслители вроде Фараби, Яссауи, Абая, Шакарима. Цель салафитов возродить арабские традиции. Как подобная идеология овладела умами казахской молодежи? Салафитские миссионеры хотят распространить и популяризировать чуждые нам ценности. Внедрить в сознание молодых ложные установки и убеждения. Сбить их с пути, привлекая в арабские учебные заведения.
В 1990-х годах президент соседней Узбекской Республики Ислам Каримов приказал массово возвращать подобных миссионеров на родину.
Его приказ был подвергнут жесточайшей критике. Многие узбеки назвали это ограничением свободы слова, которая дана Конституцией.
Спустя время, стало ясно, что решение, нацеленное на укрепление национальной безопасности, оправдало себя. Сегодня угроза религиозного экстремизма в Узбекистане хоть и не полностью устранена, но значительно снизилась, и ситуация находится под контролем государства.
Я не то, чтобы советую Казахстану перенять опыт Узбекистана в этом вопросе. Но, в профилактике злокачественной идеологии лучше бороться не с ее последствиями, а с причинами. Важно наладить систематизацию сферы религиозной грамотности молодежи, фильтровать специалистов. Оставить лишь те религиозные учебные заведения, которые не противоречат казахским религиозным принципам. Самое главное это популяризировать нашу собственную, казахскую культуру.
Расул Жұмалы
Abai.kz
[:]