[:ru]
Предметом продолжительного спора стали 96 соток, расположенных на «барахолке»
Практически любой спор за землю в Алматы облекается в оболочку рейдерского захвата. «Потерпевшая» сторона декламирует о несправедливости, обвиняя, как правило, чиновников и судебную систему.
Вот и экс-арендаторы рынка «Рахат» заявляют о беззаконии, а юрист Бакытжан Базарбек, вызвавшийся им помочь, говорит как раз-таки о «латентном» рейдерстве.
«Рахат» расположен на знаменитой алматинской «барахолке». Еще в 2018 году акимат отказал ТОО «ТКМ» в продлении аренды земли, где и располагается рынок. Это 96 соток.
Впоследствии участок был передан другой компании – «Almaty CPS».
Так вот, одна из учредительниц «TKM» Жамиля Туленова заявила, что передача данной территории «Almaty CPS» прошла с нарушением земельного закона, а именно не учитывалось преимущественное право, согласно которому «аренда должна оставаться за добросовестным арендатором».
Давайте попытаемся разобраться с законностью. Начнем с того, что «ТКМ» проиграл суды всех инстанций – вплоть до Верховного.
В период с 2019 по 2021 гг. прошли 5 судебных процессов, по итогам которых были приняты решения в пользу ТОО «Almaty CPS» и акимата Алматы о законности выделения земельного участка.
Однако ТОО «TKM», игнорируя решения суда, до сих пор осуществляет свою, получается, незаконную предпринимательскую деятельность, собирая при этом аренду с предпринимателей. Стоит отметить, что в определении суда четко сказано, что «управляющая компания, использует в своих личных целях простых предпринимателей рынка, создает социальную напряженность, осуществляет незаконную деятельность, сдавая в субаренду земельный участок, не принадлежащий компании».
Продолжим о действиях «добросовестного арендатора».
В открытых источниках указано, что ТОО «ТКМ» в самые лучшие годы уплатило в бюджет в качестве налогов 8-10 млн тенге. Повторюсь, это максимальные показатели трех лет (2015-2017). В остальные же годы сумма варьировалась от 1.1 до 3.1 млн тенге (2010-2014, 2018). Это, напоминаю, арендаторы достаточно крупного рынка, расположенного на «барахолке» — с невероятным потоком людей.
Не секрет, что долгие годы на «барахолке» правил теневой бизнес. Никаких кассовых аппаратов, торговля чуть ли не с земли – с соответствующими санитарными условиями. Наверняка каждый алматинец хоть раз, но уж точно ходил по бесконечным рядам железных контейнеров, пытался примерить обувь, стоя на картонке, или брюки, пока продавец «заботливо» прикрывает куском занавески.
Торговому хаосу объявил войну еще Ахметжан Есимов – аким Алматы с 2008 по 2015 гг. В те годы он сразу обозначил: рынки, находящиеся на «красной линии» будут перенесены на другие территории, а те, что не выполняют нормы пожарной и санитарной безопасности, а также замеченные в нарушении правопорядка и миграционного режима и вовсе будут закрыты.
Более того, Есимов обещал рассекретить имена людей, которые мешают наведению порядка на рынках города, если «они не прекратят подстрекать через СМИ». Похоже, с годами ситуация в этом смысле не сильно изменилась.
Программа модернизации рынков с удвоенной энергией была продолжена уже в 2015.
«Алатау», «Ялян», «Байсат», «Акбулак», «Олжа» и многие другие встали на цивилизованные рельсы. Не обошлось, разумеется, без сопротивления: шутка ли, терять «теневые» миллионы.
Одними из тех, кто проигнорировал требования акимата, были руководители «Рахата». Там все оставалось так, как было 20 лет назад – железные контейнеры, валяющийся повсюду мусор, хаотичная торговля на земле и антисанитария.
«Базарная» торговля начиналась с порога – у входа тут и там на самодельных деревянных прилавках была разложена самая разная продукция – обувь, фрукты, бижутерия, сваленная в кучу одежда и разный ширпотреб. У кого-то в роли лотка – обычные картонки или пластмассовые ящики. Доказательством тому служат вот эти фотографии:
Теперь зададимся вопросом: можно ли назвать подобное «добросовестной арендой»?
Также Жамиля Туленова указала на тот факт, что десятки продавцов рынка останутся без работы. Видимо, руководитель беспокоится о простых людях… Стоп! А как же условия, в которых годами (некоторые, по ее же словам, с 25-летним стажем) приходилось работать преимущественно женщинам? Разве не это истинный показатель отношения к торговцам?
Так за что же они борются – за права людей или возможность дальнейшего обогащения «теневыми» деньгами? Кто мешал «Рахату» создать нормальные условия для торговли и обеспечить прозрачность финансовых потоков?
Доводы о защите простых работяг разбиваются учредителем «Almaty CPS» Жумагали Амирбековым. Ранее он сказал следующее:
«Предпринимателям рынка хочу сказать, что мы готовы поддержать вас и берем на себя обязательства о переселении и об оплате определенного периода аренды в соседних торговых центрах на период проектирования и строительства (фабрики). Это наши конкретные обязательства, которые мы берем перед вами.
Еще раз хочу сказать, что эксплуатируемые инсинуации о нашей связи с экс-акимом Алматы Бауыржаном Байбеком и его родственниками — это все обман, клевета и глупая попытка политического давления на суды, создание социального напряжения и формирования определенного общественного мнения».
Об этом, к слову, было заявлено официально на совещании под председательством руководителя Управления предпринимательства и инвестиций. Проект строительства мебельной фабрики был пересмотрен: 1 этаж и частично второй (под складские помещения) предполагается выделить именно предпринимателям рынка «Рахат» — это без малого 171 место. Разумеется, торговые помещения планируется отделить от производственных цехов – в полном соответствии со строительными нормами.
Да, это неминуемо приведет к увеличению стоимости проекта – с 3 до 4.5 млрд тенге, но на эти колоссальные затраты в «Almaty CPS» готовы идти осознанно. Иначе, чем бы они отличались от предыдущих арендаторов, так и не создавших цивилизованных условий торговли.
«Все алматинцы могли видеть, что на этом участке полный бардак, стоят какие-то железные халабуды и полная антисанитария. Решением земельной комиссии нам был выделен земельный участок в аренду сроком на 4 года и 11 месяцев, то есть это не один человек решал, а целая комиссия. Наш инвестпроект был детально рассмотрен и просчитан на всех уровнях. Это современное, технологичное производство, которое будет давать конкурентоспособный продукт. Наша компания планирует создать 490 постоянных рабочих мест. Ежегодно мы планируем платить в бюджет в виде налогов порядка 55 млн тенге
В целом, за все 20 лет эксплуатации городской земли данная компания не сделала ничего. Посмотрите сами в каких условиях приходится работать людям. Это сложно даже рынком назвать. Просто поставили контейнеры и берут аренду. Полная антисанитария и пренебрежение нормами безопасности. Элементарно нет нормальных туалетов. Зимой непонятно как обогревается, создавая пожароопасную ситуацию и риск для жизни людей. Это просто издевательство над продавцами и покупателями. Разве это допустимо в 21 веке в таком городе как Алматы?», — заключил Жумагали Амирбеков.
Жамиля Туленова и Бакытжан Базарбек свои «громкие» заявления сделали на площадке Казахстанского международного бюро по правам человека. Иронично получается: будто бы у отдельных персон есть право игнорировать требования по созданию элементарных человеческих условий, будто они вольны заниматься «теневым» бизнесом – в «лучших» традициях 90-х.
Быть может Казахстанскому международному бюро по правам человека все же стоит обратить внимание на права простых смертных – тех самых торговцев?
И последнее. Не зря говорят: конец хорошему приходит неожиданно. Вот и модернизация рынков в Алматы была остановлена. Непонятным остается отчего – то ли из-за пандемии, либо вмешались те самые всесильные оппоненты прогресса, о которых говорил еще Есимов. Им в «тени» оставаться гораздо выгоднее.
[:]