АЛТЫНОРДА
Блог Назиры НуртазинойНовости Казахстана

[:ru]О вечной дружбе казахов и кыргызов. И вечной боли общих утрат в эпоху социальных катаклизмов (1916-1938)[:]

[:ru]

В эти дни, накануне Дня памяти жертв политических репрессий в Алматы проходит международная научно-практическая конференция «Қазақ және қырғыз халықтарының үркіншілік  кезеңдердегі  өзара көмек тарихынан», 27-28 мая  2022г.). Мероприятие организовано Музеем памяти жертв политических репрессий(открыт под Алматы, п. Жаналык, несколько лет назад), директор которого известный в республике ученый-энтузиаст, патриот, книгоиздатель, доктор филологических наук Гарифолла Анес на протяжении нескольких десятилетий ведет огромную неустанную  работу по исследованию, изданию наследия «Алаш», духовного наследия казахов, реабилитации жертв репрессий и увековечению их памяти.

Не так давно в Бишкеке встречались первые руководители Казахстана и Кыргызстана К. Токаев и С. Жапаров, был открыт памятник Абаю в столице КР. И вот, символично, что теперь началась конференция «Қазақ және қырғыз халықтарының үркіншілік  кезеңдердегі  өзара көмек тарихынан» («Из истории взаимопомощи казахского и кыргызского народа в периоды катаклизмов»).  По случаю Дня памяти и траура по жертвам сталинизма 31 мая, в Казахстан приехали известные ученые из самой близкой нам соседней братской страны. В работе конференции участвуют историки, руководители архивов РК и КР,  потомки жертв политических репрессий.

Слово «үркіншілік» характерно больше для киргизского языка (Восстание 1916 года они называют Уркун), хотя знакомо и казахам, переводится слово как паника и массовое хаотичное бегство, можно сказать, трагическая дестабилизация и катаклизм. Действительно, началом череды трагических событий в истории всей Центральной Азии стали события восстания 1916 года. И фактически до смерти Сталина (1953 г.) наша история – это сплошные кровавые события, смертельный голод, расстрелы, беженцы и т.д. При  этом  уркуншилик было общей бедой казахов и кыргызов.

…И коснулись эти страшные события почти каждой семьи, рода. И тяжелым эхом воспоминаний отдаются в наших мыслях и чувствах.  Даже мои предки, кочевники  из крайнего востока Казахстана, которые не были в самом эпицентре и очагах восстаний и даже Голодомора, тем не менее хлебнули горя сполна: прадед по матери Калмакбай Ыбрайым-улы с большим семейством  и родичами из-за царского Указа 1916 г. о «реквизиции» (словно речь идет о скотине) казахов на войну  и начавшегося «уркун» (а еще есть слово-синоним «дурбелең» — паника, переполох), поскольку его сыновья по возрасту подлежали мобилизации, оказались на территории Китая, Джунгарии.  При этом, не зная местность, забрели в пески (вероятно окраины пустыни Гоби), потеряли весь скот. Испытав такие  невзгоды, они умерли в чужих краях, и только два сына (в том числе отец моей матери) вернулись в 1917 г. на родину.  

Также и дедушка по отцу, ему тогда было 29 лет, поскольку подлежал «реквизиции» на Первую мировую войну, со своими братьями тоже был вынужден спасаться на территории Китая в 1916 г. Их род тоже обеднел вследствие хаотичных скитаний и лишений. Тем не менее, рассказывали, что, радуясь вести о падении самодержавия в феврале 1917 г. и долгожданной встрече с Родиной, они, упав на колени, плакали и целовали родную землю – казахскую землю, где они родились, где лежат могилы их предков…. Но не тут-то было!  Оказалось, что при царизме были лишь «цветочки», а «ягодки» – впереди. Так, избежавший «реквизиции» мой дедушка Нуртаза с женой Рым Аманкызы умерли в преддверии  Голодомора, начале 1932 г. – от недоедания, холода, отсутствия теплой одежды и постоянных стрессов. Единственный выживший сын их, мой отец, был отдан в открывшийся тогда детский дом, в стенах которого какой-то малый процент детей чудом выжили, когда кругом бушевал голод. 

Кто же имел силы и здоровье, и элементарный запас продуктов (продпаек) уходили в соседний Китай. И снова горемычные казахи востока страны (правда уже не «откочевники», а самые настоящие пешие беженцы) бросились в сторону «спасительного» Китая, еле живыми добравшись до Чугучака (Шауешек). И в этой веренице беженцев с котомками на плечах, которые угрюмо шли по тропам, по хребту Тарбагатая была, к примеру, 6-летняя беленькая девочка Нурзия с большими черными испуганными глазами и носиком-кпопкой, которая 15 дней подряд, кушая только «талкан» (пшено),  телепалась рядом с отцом и матерью, ничего не понимая, куда и зачем они идут, и кто виноват. А это была моя мама, это были ее родители и родичи…. казахи, пережившие черный  1932 г…. Как можно такое забыть??! И зачем после этого циничные сказки об «имперском» периоде и советской идиллии?!

По словам Г. Анеса, в Кыргызстане  проблематика Уркун 1916 г. и другие важные темы изучаются лучше, чем у нас, выпущены ценные книги. Хотя для обеих республик остается актуальной проблема полного рассекречивания архивов советского периода (специалисты жаловались, что хотя по международным  нормам любые документы 90-100-летней давности полагается полностью рассекретить; помимо этого даже  государства этого, т.е. СССР давно уже нет, но соответствующие органы и инстанции и Казахстана,  и Кыргызстана почему-то все еще не дают доступ к ряду фондов,  действуя с оглядкой, по принципу «как бы чего ни вышло» (т.е. это следует понимать как страх перед тенью бывшей кровавой империи ).

Конференция открылась приветствеными словами и содержательными докладами Директора Института истории и этнологии КН МОН РК З.Е Кабульдинова, Г. Анеса, также гостей из Кыргызстана. Несомненно, данное мероприятие относится к разряду нужных народу, служащих благородному делу воспитания нации инициатив, в частности, увековечения памяти жертв многих трагических событий, общих для Казахстана и Кыргызстана: восстания 1916 г., революционного террора 20-х гг, Голодомора 30-х гг., в целом, осмыслению уроков казахско-кыргызских отношений, пониманию глубоких корней дружбы наших народов и стран.

Впечатлила и вдохновила собравшихся речь ученого из Кыргызстана, доктора, профессора, бывшего экс-спикера Парламента Кыргызской Республики Зайнидина Курманова. В своем выступлении оратор говорил о ярких фактах взаимопонимания и взаимопомощи двух народов, которые всегда в трудный час понимали и чувствовали друг друга как родные братья: так, не все знают, что Киргизия, сама маленькая бедная автономная республика, в годы Ашаршылык-Голодомора 1931-33 гг. приютила и накормила сотни тысяч беженцев, казахов, которые были вынуждены спасаться бегством из эпицентра Голодомора, чем стал голощекинский Казахстан. Главным образом это были  беженцы из близлежащих областей, пограничных с Киргизией: современные Жамбылская, Алматинская области, хотя были и выходцы из северных, восточных регионов, даже Караганды.

И был в этой связи озвучен малоизвестный нам факт о том, что такая помощь казахам стала возможной благодаря гуманистической, патриотической позиции и деятельности одного из руководителей кыргызского народа Жусупа Абдрахманова (1901-1938). Занимавший пост Председателя Совнаркома Киргизской АССР, казалось бы, всего лишь исполнительной ветви власти, он фактически пошел на рискованные шаги, независимо от Центра он решительно встал на точку зрения помощи прибывавшим в республику голодающим казахам(хотя была и другая точка зрения). Кстати, этот человек во многом вел даже в условиях тоталитарного режима несколько разумный и самостоятельный курс, например, благодаря тому, что он не стал перевыполнять план хлебозаготовок и мясозаготовок,  Киргизия избежала катастрофы массового голода. За такие «пантюркистские» тенденции Жусупа (Юсупа) Абдрахманова вскоре и расстреляли сталинисты вместе со многими цветами кыргызскойнации (останки лидера ныне перезахоронены в мемориальном комплексе Ата Бейит в Бишкеке).

В целом, выступление профессора Зайнидина Карпековича Курманова было интересным, насыщенным; ученый оперировал реальными фактами, проводил удачные параллели, и самое главное, чувствовалась большая искренность, любовь к своему народу и казахско-кыргызскому сообществу Алаш, вечная боль за общую трагедию, за каждую потерянную тогда человеческую жизнь. Оказалось, что среди предков кырзызского деятеля – манапы, известные люди народа, участники партии «Алаш». Да, как говорят у нас, «асылдың сынығы» (осколок драгоценного камня)….Кыргызские ученые намерены посетить Музей памяти жертв политических репрессий в Талгаре, также презентовать свои новые книги.

 

Назира Нуртазина,

доктор исторических наук

(Алматы)

Altyn-Orda.kz

 

 

 

 

[:]