[:ru]
32, 28, 27, 26, 22 – это количество участников банковского рейтинга Forbes Kazakhstan последние пять лет. Налицо неуклонный тренд на сокращение БВУ и консолидацию рынка. Причем нельзя сказать, что «ужатие» всегда происходило за счет мелких игроков – порой уходили довольно крупные «фигуры». И, судя по всему, это еще не предел. Антироссийские санкции Запада уже косвенно затронули казахстанский банковский сектор. С апреля начался отток средств вкладчиков из «дочек» российских банков на счета других БВУ. БЦК оперативно купил ДБ Альфа-Банк, который теперь будет работать под брендом ЕСО Center Bank.
Народный банк Казахстана приобрел часть кредитного портфеля ДБ Сбербанк. Возможно, частями пойдет «по рукам» ВТБ (Казахстан). При этом приходилось слышать от экспертов мнение, что лучше было бы не «утяжелять» уже действующих игроков за счет ухода «россиян», а образовать нового серьезного, что повысило бы конкуренцию и в конечном итоге пошло бы на пользу общему развитию и качеству сервиса. Думается, мнение, не лишенное оснований, с учетом того, что уровень обслуживания в ряде банков, при их размерах и хороших показателях, оставляет желать лучшего, как и технологическая оснащенность. Кто-то до сих пор переваривает предыдущие поглощения. У кого-то до сих пор огромные живые очереди в отделениях. У третьих архаичные онлайн-сервисы. Здесь, на мой взгляд, уместно сравнение с большой страной с позитивными вроде бы макроэкономическими показателями – если только не знать о реальной жизни ее населения.
Что уж говорить, если в начале четвертого десятка лет развития банковской системы, некогда считавшейся самой продвинутой на постсоветском пространстве, граждане вновь обсуждают, что, возможно, лучше хранить сбережения под матрацем или в сейфовой ячейке. Причины очевидны. В тех самых российских «дочках» зависло около 9 млрд тенге денег казахстанцев. Я сам еле смог вытащить валютный депозит из одного такого института. Сначала пришлось выслушать жалобное «вы же знаете, какая сейчас сложная ситуация из-за санкций», отвергнуть «заманчивое» предложение получить искомую сумму не в валюте депозита, а в тенге и, наконец, просьбу удовлетвориться малой толикой с неясной перспективой возвращения остального. Признаюсь, решить проблему помогла лишь принадлежность к СМИ – деньги отдали на следующий день. Иным знакомым повезло меньше. В какой-то момент сложности с выдачей инвалюты возникли у всех банков – пока не наладили доставку, которая раньше шла через Россию.
В целом позитивно воспринимаемая политическая трансформация в стране сопровождается и тектоническими сдвигами в экономической среде, с «подвисанием» ранее казавшихся незыблемыми персон, что также не прибавляет людям уверенности в стабильном будущем некоторых фининститутов. Следует учитывать и достаточно свежую память о внезапной кончине весьма вроде бы благополучных и прогрессивных банков. Прибавьте к этому разгул инфляции в Казахстане и в мире, легко сжирающей накопления в любой валюте, не замечая текущих процентных ставок, что вызывает поиск более эффективных путей их сохранения, нежели депозиты.
Вот навскидку перечень проблем, которые незримо маячат над внешне благостным пейзажем классических банков. А там уже на подходе ловкие и голодные «молодые волки» – финтехи, готовые предложить лучшую альтернативу банковским услугам. Так что нас ждет увлекательный и драматичный отрезок времени в финансах, подобный тому, что переживает глобальная автоиндустрия, где традиционные игроки пытаются быть мобильными, чтобы выдержать атаку дерзких новичков.
Удивительные изменения происходят повсюду, пусть не всегда они вызываемы позитивными процессами. Так, еще несколько лет назад выходящий на русском языке (до того, как мы не стали выпускать и казахскую версию) журнал Forbes Kazakhstan был лишь третьим по счету русскоязычным изданием под этим брендом – после российского и украинского. Сначала перестала выпускаться на русском франшиза в Украине (и теперь вряд ли появится вновь), а недавно редакция Forbes Russia объявила, что приостанавливает печать. Многие международные бренды ушли или перестали размещать рекламу в России, а в этих условиях выпуск журнала убыточен. Таким образом, Казахстан становится единственной страной, где выходит Forbes на русском.
[:]