Абай( Ибрахим Кунанбаев, 1845-1904) как подданный Российской империи и просвещённый человек, притом в совершенстве владевший русским ( государственным ) языком, также местным казахским и восточными языками , как знаток местной жизни и уникальный, одаренный выходец из коренного народа «области Сибирских киргизов» ( как иногда именовали тогда северо- восточные области современного Казахстана), также , что немаловажно , человек толерантный , политически лояльный к России , готовый и желающий стать социальным медиатором в диалоге Империи и Казахской Степи, казалось бы —-такая личность полностью заслуживала настоящего внимания и обьективной оценки тогдашних русских властей, так ведь?!
Именно в том смысле, что казах Ибрахим Кунанбаевич (сын человека , служившего государству в должности ага-султана, затем волостного, имевшего военный чин хорунжего , незаурядного и харизматичного Кунанбая Оскенбаева) был как никто другой достоин занять какую-нибудь высокую государственную должность, реально помогая в управлении родным краем, своим любимым народом , быть его представителем перед Его Императорским Высочеством, царем Николаем II , Ак патша ( как называли царя казахи).. К примеру, почему Абая (еще раз повторяем — политически вполне благонадёжного, владевшего русским языком в совершенстве и самостоятельно изучившего русскую культуру, книголюба и т.д,) не назначили тогда губернатором Семипалатинской области в составе Степного ( Западно Сибирского ) генерал-губернаторства, или хотя бы — начальником уезда этой области и края, резидентом которой он являлся?!! .
Но как мы знаем , этого не произошло, Российские власти не предложили ему никакой нормальной должности , не использовали богатый потенциал великого казаха в государственной службе, и в целом , «губернатор-казах» тогда вообще звучало нонсенсом и утопией. Почему ? Дело в том, что царская колониальная система управления национальными окраинами в середине XIX в-1917 гг. была основана на: 1) открытой дискриминации по религиозному и языковому принципу , как «лицо магометанского вероисповедания» (а не православного, государствообразующего вероисповедания) и как «киргиз» ( то есть казах, а не славянин) Абай не мог , не имел никакого юридического права занимать должность выше (!) волостного управителя («болыс»), то есть самого низшего звена колониальной администрации(должность ага-султана была упразднена, хотя и она была марионеточной). А выборы волостных были заведомо показушными , чтобы только выкачивать энергию народа и стравливать казахов между собой, как школа коррупции и механизм сбора государственных податей . И никакой власти не было в руках волостных- казахов. Абай когда-то избирался на короткое время «болысом», но сразу добровольно ушёл, так как понял ,что это всего лишь игра … 2) система управления Казахстаном, как и « Русским Туркестаном» была военно- оккупационной по характеру ( обычно этот момент почему-то не раскрывается в наших учебниках истории, слегка затушёвывается ) , например: если во внутренней России было разделение госслужбы на гражданскую, военную и духовную (хотя они часто между собой пересекались и совмещались), то Казахстан управлялся при жизни Абая и до 1917 г. чисто по военному образцу, здесь были расположены четыре казачьих войска и немало регулярной армии (крепости и гарнизоны) Так что специфика была в том, что губернаторами областей и округов в нашем регионе могли быть только военные люди, скажем так, « держиморды»: генералы и другие военные чины. Вот почему — если даже Абай захотел, и ему захотели бы помочь русские друзья ( а хорошие, добрые русские друзья у него были , мы это знаем ; хотя они сами страдали от этой политической системы , в основном это были ссыльные, осуждённые , гонимые за инакомыслие …) он все равно не мог быть губернатором 3) в-третьих , у Абая не было многих формальных документов и регалий в плане соответствия уровня и типа образования. В империи человек, имеющий традиционное мусульманское образование, каким бы умным он ни был, считался неполноценным и не соответствующим критериям госслужбы . ( хотя что уж говорить , царской России не угодил даже блестящий Чокан Валиханов — офицер , закончивший элитный кадетский корпус Сибири, говоривший свободно по французски и немецки, и совершивший во имя самодержавия свой подвиг — поездку в опасный Кашгар..мы имеем в виду то , что Чокан однажды попытался баллотироваться на ага-султана но Рука Империи остановила его, рассеяв в его молодой душе многие иллюзии , после чего он метался, впал в депрессию, заболел и умер в юрте кочевника в СемиречЬе ….так описал с возмущением его духовный кризис не кто-то иной , а русский учёный, близко знавший Чокана его друг и прекрасный человек Николай Ядринцев). Что касается Ибрагима Кунанбаева, то все что мог он предоставить властям, кроме паспорта российско-подданного, это был бы скромный «сертификат» (иджаза) от медресе Ахмед Риза — провинциального мусульманского учебного заведения региона. К слову, мы привыкли даже с исламской точки зрения говорить об этом медресе пренебрежительно как теологическом «колледже », тем более на окраине Казахстана. Однако это сложный , деликатный и запутанный вопрос, т.к. на самом деле «медресе» в те эпохи могли давать знания выше чем современный исламский университет; вспомним хотя бы медресе Галийа в Уфе, слово галиийа переводится высшее, и это был де факто университет. Далее, мусульманские учебные заведения тогда скрывали свой истинный статус, старались выглядеть как можно скромнее и не заявлять о себе громко в условиях антиисламской политики царизма, это тоже важно знать. На самом деле мы знаем, что медресе Ахмет Риза, где обучился Абай, было ответвлением системы мусульманских школ Поволжья образца великого татарского ученого- богослова и мыслителя Востока Шагабуддина Марджани( то есть уже во многом реформированных и эффективных). Следует также учитывать, что на всей территории Казахстана, в том числе регионе Семея, не прерывались полулегальные международные связи с зарубежными центрами ислама; привозили в хурджунах много литературы ездившие туда-сюда по торговым делам или в хадж местные татары, казахи , узбеки… В воспоминаниях учеников Абая есть такой момент, что Абай рассказывал им о реформе мусульманского образования и государства в Османской Турции ( откуда он это знал ?)
Если вернуться вновь к русскому фактору , то официальный язык империи и всю богатую русскую литературу и культуру Абай изучил самостоятельно, путём самообразования , через богатую библиотеку уездного города; он часто ездил в Семипалатинск, став завсегдатаем библиотек, книжных ларьков , научных обществ города ; заказывая через них книги , газеты и журналы ,покупая их и жадно читая все подряд ( его интересовала вся европейско- русская культура, равно как и мировые процессы ), увозя с собой в аул, отправляя из города через знакомых и родственников целые тюки с книгами (русской грамотой он овладел ещё в детстве , посещая параллельно с медресе классы русской начальной школы города Семипалатинска).
Но вот как мог Ибрагим мирза доказать, что приобретенные им различными способами и в силу особого дарования знания ( как по Востоку, так и Западу) во сто крат превосходят знания, которые имели и имеют ныне иные маститые доктора наук по филологии? Или уровень современных теологов и исламоведов с дипломами Аль-Азхара ? И тут важная ремарка : часто забывают о том, что в силу нашей драматической национальной истории большая часть литературного и религиозного наследия, рукописей Абая не дошла до нас , многое что он сочинял или писал было утеряно, и мы можем лишь догадываться . То, что известно нам из произведений Абая — это лишь малая , надводная часть айсберга Абая, лишь его верхушка..Такая вот досада .. По большому счёту мы не знаем великого Абая до конца . Но — как по капле воды из океана можно изучать состав океана — так и мы , потомки , слушая то, что нам досталось по воле Бога от Абая, удивляемся его таланту и мудрости и догадываемся какова же была его душа и океан творчества.. Поэтому никто не вправе выносить вердикт — был или не был он муджтахидом ( теологом высокого ранга), считался ли он философом или нет и тд. Вовсе не Советская идеология, но именно народная молва ( а она как раз всегда права, лучший барометр и критерий — это память народа !) дали основания для выводов о великом Абае, наряду с самими стихами и трактатами . Его поэзия превосходна и гениальна , это уже бесспорно.( Абая надо читать в оригинале, конечно,на казахском).
Да , нелегкая судьба была у нашего великого поэта и гения Хакима Абая . История доказала, что никакие должности и признания и не нужны были Абаю,- Человеку , которому от Всевышнего было суждено остаться в Истории как великий Учитель и Поэт Казахстана , и в конце концов прославиться на весь мир ! Пусть душа великого Ибрахима Кунанбайулы, Хаким Абая будет благословенной в Раю Фирдаус, и осеняет своим светом мудрости потомков. Аминь.