НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ……………………………………………………..2
ОПРЕДЕЛЕНИЯ…………………………………………………………………….3
СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ…………………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………..5
1 ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………….………7
1.1 Характеристика игрового метода …………..………………………………..7
1.2 Особенности применения игрового метода при обучении двигательному действию…….……………………………………………………………………..…8
1.3 Роль игрового метода в организации учебно-тренировочного процесса детей младшего школьного возраста…………………………………………………..10
1.4 Применение игрового метода в обучении плаванию младшего школьного возраста……………………………………………………………………………….13
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………24
2.1 Методы исследования………………………………………………………….24
2.2 Организация исследования…………………………………………………….25
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….……………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………35
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящей диссертации использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание.
Общие требования и правила составления.
Закон Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 228-V «О физической культуре и спорте».
Отраслевая Программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2011-2015 гг.
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Быстрота как двигательное качество определяется способностью человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.
Выносливость – это способность человека длительно выполнять какую-либо работу без снижения ее эффективности и противостоять утомлению.
Гибкость – это способность достигать необходимой амплитуды движений за счет напряжения соответствующих собственных мышц (рывки, махи, наклоны).
Сила – это способность к преодолению внешнего сопротивления или противодействие ему за счет мышечного напряжения.
Слайз – резанный удар справа( защитный)
Система спортивной подготовки — это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство в ориентированных на достижение определенной цели.
Топспин – удар по отскочившему мячу с вращением.
Функции контроля называется — процесс, направленный на обеспечение совпадение отдельных показателей с плановым заданием, т.е. координация действий всех элементов этой системы по достижению цели .
Психологическая подготовка – воспитание средств идеологического воздействия, лекции, диспуты, личный пример тренера. Воспитание волевых качеств в процессе физической, теоретической, технической, тактической и игровой подготовки.
Тактическая подготовка – процесс направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности.
Теоретическая подготовка – вооружить системой знаний в области ФК и спорта, тренировки волейболистов. Умения спортсмена самостоятельно применять приобретенные знания на практике.
Функциональная подготовленность – уровень развития биологических резервов организма, достигнутый в процессе физической подготовки, позволяющий эффективно адаптироваться к физическим нагрузкам.
СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
УТП – учебно-тренировочный процесс
ОФП – общая физическая подготовка
СФП – специальная физическая подготовка
МПК – максимальное потребления кислорода
PWC170 – физическая работоспособность при пульсе 170 уд/мин
ЧСС – частота сердечных сокращений
ФК – физическая культура
АД – артериальное давление
у.е. – условные единицы
мм.рт.ст. – миллиметр ртутного столба
кгм – килограммометр
уд/мин – удары сердца в минуту
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Плавание является жизненно важным прикладным навыком, поэтому обучение ему начинают в младшем школьном возрасте. Умение держаться на воде, плавать сохраняет человеку жизнь и помогает чувствовать себя уверенней в окружении водной среды. Поэтому набор в ДЮСШ по плаванию осуществляется начиная с 6 — 7-летнего возраста.
Методические разработки современных специалистов в области плавания содержат необходимые сведения о планировании, структуре, методике начального обучения плаванию. Большое внимание уделяется последовательности обучения плавательным навыкам, описанию задач, решаемых во всех частях отдельного занятия. Хотя в теории и методике физического воспитания большое значение уделяют игровому методу обучения, в программах начального обучения плаванию, используемых в ДЮСШ, а также во многих учебниках и учебных пособиях по плаванию этому методу уделяется недостаточно внимания. Вышедшее в 2003 году учебное пособие по плаванию (автор Викулов А.Д.) включает главу, в которой описано более 200 вариантов проведения игр и эстафет на воде. Применение игрового метода на практике тормозится инертностью тренеров, нежеланием «сворачивать с накатанной колеи», отсутствием понимания необходимости эмоционального наполнения занятий. Вместо игр и эстафет, которые рекомендуется использовать в заключительной части занятия, детям дается просто свободное плавание, они предоставлены сами себе. Между тем игровой метод обеспечивает комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, способствует проявлению инициативы, творческих способностей, а присущий этому методу фактор удовольствия и эмоциональности, способствует формированию устойчивого интереса к занятиям.
Кроме этого, применение игрового метода в плавании позволяет избежать известного негативного явления — монотонности, которая нередко становится причиной прекращения занятий, как на ранней стадии обучения, так и на стадии спортивного совершенствования.
Поэтому, по нашему мнению, следует расширить применение игрового метода в процессе начального обучения плаванию детей. Игровой метод следует включить не только в заключительную, но и в основную часть занятия, а свободное плавание проводить организовано. Таким образом, изучение возможности применения игрового метода в группах начального обучения плаванию, на наш взгляд является актуальным, что и повлияло на выбор темы исследования.
Гипотеза: Если при занятии плаванием использовать функциональный контроль, то это позволит научно обоснованно управлять и дозировать нагрузки с учетом индивидуальных возможностей.
Объект исследования: группа начального обучения детей плаванию.
Цель работы — разработка методики начального обучения плаванию детей на основе использования игрового метода.
В работе были поставлены следующие задачи:
- В ходе изучения литературных источников рассмотреть использование игрового метода и основные требования ДЮСШ по плаванию в работе с группами начального обучения.
- Изучить опыт работы ведущих тренеров с группами начального обучения плаванию.
- Разработать методику начального обучения плаванию с использованием игрового метода обучения.
Методы исследования: игровой метод в процессе начального обучения плаванию.
Теоретическая значимость: Широкое применение игрового метода в основной части занятий в работе с группами начального обучения позволяет повысить эффективность усвоения плавательных навыков.
Практическая значимость: проведенного исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы тренерами по плаванию для повышения качества работы с группами начального обучения.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников. Общий объем курсовой работы составляет 36 страниц машинописного текста. В работе содержится 1 таблица и 8 рисунков. Список литературы включает 33 источников.
1 ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражает методические особенности игры, т.е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другими педагогически существенными признаками) от других методов воспитания.
Игровой метод в физическом воспитании характеризуют следующие черты:
Сюжетно-ролевая основа. Деятельность занимающихся организована на основе условного сюжета и самостоятельно-импровизированного выполнения ими тех или иных ролей.
Отсутствие жесткой регламентации действий, широкие возможности для проявления творческих начал. Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие линии поведения играющих; допускается возможность широкого выбора способов достижения игровых целей [1].
Моделирование эмоционально насыщенных межличностных и межгрупповых отношений. В большинстве игр воссоздаются довольно сложные ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения, как типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, так и типа соперничества, противоборства.
Особенности регулирования воздействующих факторов. Игровой метод не представляет возможностей для точной реализации заранее намеченной программы действий и нормирования их влияния на занимающихся. Это связано с такими особенностями игровой деятельности, как неизбежная быстротечная изменчивость реальных игровых ситуаций; это не значит, что педагогическое управление вообще исключается; оно усложняется и приобретает новые формы.
Исходя из характерных черт игрового метода, можно выявить задачи, поставленные перед ним. Это, во-первых, обеспечение повышенной заинтересованности занимающихся в двигательной деятельности; во-вторых, обеспечение меньшей психической утомляемости по сравнению с упражнениями монотонного характера; в-третьих, это обеспечение комплексного развития двигательных способностей; в-четвертых, совершенствование ранее освоенных двигательных действий и выработка умений ими пользоваться; и в-пятых, это выявление личностных особенностей занимающихся и эффективное воздействие на формирования нравственных, морально-волевых и интеллектуальных черт личности [2].
Так же игровой метод успешно применяется при развитии скоростных, силовых, координационных способностей и выносливости; воспитывает тактическое мышление и волевые качества. На практике игровой метод применяется на равнее с соревновательным методом.
1.2 Особенности применения игрового метода при обучении двигательному действию
В процессе формирования двигательного действия принято выделять три этапа: первый этап – этап начального разучивания; обучение на этом этапе направлено на формирования основ умения выполнять разучиваемое действие. Второй этап – этап углубленного разучивания, целью которого является формирование двигательного умения. Третий этап – этап закрепления и совершенствования, характеризуется формированием двигательного навыка, является конечной целью обучения двигательному действию [3].
Первый этап обучения.
Целью первого этапа обучения, как уже было сказано, является формирование умения выполнять основу двигательного действия. Задачи заключаются в создании представления о двигательном действии и установки на их освоение; восстановлении предыдущего опыта двигательных действий, близких по техники к вновь изучаемому; разучивании основы техники нового двигательного действия и проверки и оценки основы двигательного действия.
Какова же роль игрового метода на этом этапе? Очевидно, что для непосредственного изучения двигательного действия игровой метод применять нецелесообразно, так как у занимающихся еще не сформирована основа двигательного действия и применение данного метода может только повредить процессу обучения, поскольку игровой метод предполагает достаточно высокий эмоциональный фон, который может мешать сосредоточиться над поставленной преподавателем задачей. Кроме того, игровой метод позволяет проявлять занимающимся индивидуальность и творческое мышление, что так же будет мешать формированию основы двигательного действия [ 4].
Но, необходимо помнить, что в связи с тем что при освоении новых двигательных координаций происходит быстрое утомление нервной системы, не следует на начальном этапе обучения длительно работать над двигательными действиями. Необходимо давать организму паузу, которая позволит ему отдохнуть и восстановить работоспособность. В данном пункте может довольно успешно применятся игровой метод: проведение подвижной игры, действия в которой абсолютно не связаны с изучаемым двигательным действием [5].
Использование игрового метода возможно так же при восстановлении предыдущего опыта двигательных действий, близких по техники к вновь изучаемому, то есть выполнение действий в игровой форме (в процессе подвижной игры, эстафеты и т.д.)
Игровой метод может успешно применяться на последнее стадии данного этапа – стадии проверки и оценки основы двигательного действия. То есть, результат обучения может быть проверен не простыми упражнениями или тестами, а в форме подвижной игры, которая требует владения основой техники того или ионного двигательного действия. Конечно, такой способ проверки подходит не для всех движений, но в большинстве случаев возможно подобрать такую игру, которая будет отвечать поставленным требованиям.
В целом же на первом этапе обучения задачей игрового метода является обеспечение повышенной заинтересованности занимающихся в двигательной деятельности, повышение их эмоционального состояния и снижение психической утомляемости [ 6,7,8,9].
Второй этап обучения.
Целевая установка на втором этапе разучивания двигательного действия – завершить его формирование в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его этом качестве как в деталях, так и в целом.
На втором этапе двигательное умение постепенно начинает переходить в двигательный навык; по мере углубленного разучивания действия на первый план все больше выдвигаются задачи дальнейшего совершенствования его уже в качестве двигательного навыка.
Возрастает удельный вес методов, требующих самостоятельного углубленного осмысливания действия в единстве с уточнением представлений о нем и поиском вариантов решения двигательной задачи. Таким образом, появляется возможность все большего внедрения игрового метода в процесс обучения. Здесь он может использоваться не только как средство улучшения эмоционального состояния занимающихся, но и как средство изучения техники двигательного действия. При помощи игрового метода можно достаточно успешно решить задачу обучения основным вариантам техники и выявление индивидуальных особенностей владения техникой. В игре занимающиеся проявляют свою индивидуальность и на основе этого у них формируются детали техники, в сочетании с действиями преподавателя, устраняющего ошибки, эти детали превращаются в индивидуальную технику каждого. Игровой метод способствует формированию двигательного умения, по средствам подвижных игр с использованием специальных упражнений; его огромный плюс заключается в том, что он позволяет мотивировать занимающихся и снизить нагрузку на нервную систему. В процессе игры, дети, сами того не замечая, выполняют данной двигательное действие, добавляя немного «от себя», таким образом развивая индивидуальные детали техники. Но при этом необходимо обращать пристальное внимание на устранение ошибок и соблюдения основ техники.
Третий этап обучения.
На третьем этапе реализуется конечная цель обучения действию, т.е. достигается итоговый целевой результат, намеченный в пределах относительно завершенного цикла обучения отдельно взятому действию; происходит формирование двигательного навыка [10]. (Матвеев Л.П., 1991г.).
Одним из ведущих методов обучения на данном этапе является игровой и соревновательный метод. Они способны решать практически все задачи, поставленные перед данным этапом: продолжается формирование индивидуальных деталей техники – эту задачу позволяют решать подвижные игры и творческие задания, требующие от занимающихся проявления индивидуальности. Совершенствование техники в условиях повышенной эмоциональной и психической напряженности на тренировки возможно только при помощи игрового метода – различных эстафет и игр, требующих выполнения упражнения с давлением груза ответственности за личный или командный результат.
1.3 Роль игрового метода в организации учебно-тренировочного процесса детей младшего школьного возраста
В учебно-тренировочном процессе, особенно в группах начальной подготовки игровой метод физического воспитания применяется главным образом в форме подвижных игр. Подвижные игры следует подбирать такие, которые воспитывают у учеников высокие морально-волевые качества и укрепляют здоровье, оказывают содействие правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных навыков и умений. Недопустимо в процессе игры унижать человеческое достоинство, допускать грубость. Таким образом, подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры [ 11]. Организованное проведение игры во многом зависит от того, как дети усвоили ее правила. В процессе игр у детей формируются понятие о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо ознакомлен с педагогическими задачами (воспитательным, оздоровительным и образовательными), которые решаются во время игры, с анатомо-физическими и психологическими особенностями учеников, с методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий. Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон: они доступные детям разных возрастных групп. Наибольшая близость той или другой игры определенному возрасту предопределяется степенью ее доступности.
Важное условие успешности игровой деятельности — понимание содержания и правил игры. Объяснение их можно дополнить показом отдельных приемов и действий [ 12]. Обучение детей целесообразно начинать с простых, некомандных игр, потом перейти к переходным и завершить сложными — командными. К более сложным играм следует переходить своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности в изученных раньше. Это поможет закрепить привычки и умения. Для решения определенных задач, поставленных перед игрой, необходимо провести подготовку. Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их возрастные особенности, развитие и физическую подготовленность.
При отборе игры необходимо придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложному. Для этого, чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав (бег, прыжки, метание и т.п.). Отбор игры зависит и от места проведения. В большом зале или на площадке целесообразно проводить игры с большой подвижностью (с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр и т.п.). При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря [13,14]. Если игроки стоят и ждут долго в очередях на необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре, которая приводит к нарушению дисциплины. Таким образом, эффективность проведения игры зависит от адекватности решения таких организационных факторов: умение доходчиво и интересно объяснить игру; размещение игроков во время ее проведения; определение ведущих; распределение на команды; определение помощников и судий; руководства процессом игры; дозирование нагрузки в игре; окончание игры;
Перед объяснением учеников следует разместить в исходное положение, из которого они будут начинать игру. Объясняя, учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его место. При объяснении и проведении игры учитель может стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его хорошо видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ можно сопровождать показом отдельных сложных движений. Особое внимание игроков надо свернуть на правила игры. Если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки понимают ее правила. Существует несколько способов определения ведущего, а применяют их в зависимости от условий занятий, характера игры и количества игроков
[ 15].
В командных играх и эстафетах соревнуются между собою две и больше команды, а распределение игроков на команды может осуществляться учителем одним из следующих способов:
— с помощью расчетов;
— фигурной маршировкой;
— по указанию руководителя;
— по выбору капитанов, которые поочередно добирают себе игроков;
Все способы распределения на команды надо вводить соответственно характеру и условий проведения игры, а также состава игроков. В сложных играх с большим количеством игроков необходимо привлекать судий – помощников, они считают очки или время, наблюдают за порядком и состоянием места для игры. Помощники и судьи назначаются из учеников, освобожденных по состоянию здоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности, для которых физическая нагрузка данной игры противопоказана. Если таких учеников нет, то помощников и судий назначают из числа игроков [ 16].
Руководство игрой, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только это может обеспечить достижение запланированного педагогического результата. Руководство игрой включает несколько обязательных элементов: наблюдение за действиями учеников, игроков; устранение ошибок; показ правильных и коллективных приемов; прекращение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам; регулирование нагрузок; стимулирование необходимого уровня эмоциональной активности на протяжении всей игры [ 17].
Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и творческой инициативы игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя как лучшее действовать в того или другого случая. Важно своевременно исправлять ошибки. Лучшее это делать во время специального перерыва. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, применяют специальные упражнения, которые в отдельности анализируют ту или другую ситуацию. Ответственным моментом в руководстве подвижными играми является дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников, необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность и характер нагрузки. Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенное на игру; изменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки; корректировать вес и количество игровых предметов, усложнять или упрощать правила игры, вводить кратковременные паузы для отдыха или анализа ошибок [ 18,19].
Окончание игры может быть своевременным (если игроки получили достаточные физические и эмоциональные нагрузки). После окончания игры необходимо подвести итоги. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки и отрицательные и положительные моменты в их поведении. Желательно отметить лучших ведущих игроков, капитанов и судей [ 20].
Подвижные игры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников она может быть включена во все части тренировки. Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, которые оказывают воздействие на сосредоточенность и внимание учеников. Характерными видами движений для этих игр является ходьба и бег. Основная часть — игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большей подвижности. Игры в основной части должны оказывать содействие изучению и усовершенствованию техники выполнение тех или других движений. Заключительная часть — игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией. Всестороннего воспитания и гармонического развития учеников можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижными играми [ 21].
1.4 Применение игрового метода в обучении плаванию младшего школьного возраста
В развитии двигательной деятельности младшего школьного возраста игровому методу принадлежит ведущая роль.
В системе физического воспитания игровой метод используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры [22].
Основными методическими особенностями игрового метода являются:
- игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
- наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
- широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
- соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
- присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся [23].
Игры в воде широко используются в обучении плаванию. Игровой метод является основным в дошкольном и одним из основных в младшем школьном возрасте.
Игры бывают командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные.
К командным играм относятся игры, в которых участники делятся на команды, и действия каждого игрока, его энергия и умения направлены на достижение успеха коллектива. Командные игры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего школьного возраста. Сюда относятся почти все игры: «Мяч своему тренеру, «Водное поло» и др., а также командные эстафеты [ 24,25].
Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников. После окончания игры он объявляет результаты, называет победителей и проигравших и обязательно отмечает участников, проявивших себя с лучшей стороны.
Некомандные игры проводятся без разделения участников на команды. В них каждый играющий самостоятельно решает поставленную перед ним задачу.
Игры, основанные на определенной тематике, относятся к сюжетным. Игры с сюжетом — основной учебный материал на уроках по плаванию для детей младшего школьного возраста. Их обычно включают после того как дети освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам [26].
Бессюжетные игры строятся на выполнении участниками в соревновательной форме предлагаемых упражнений. Наиболее успешно эти игры применяются при начальном обучении плаванию, когда урок проводится в игровой форме.
Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частей урока, в течение 10-15 мин. Выбор игры зависит от задач урока, глубины и температуры воды, количества, возраста и подготовленности занимающихся.
В каждой игре должны участвовать все занимающиеся. В игру необходимо включать только упражнения, известные детям. В прохладной воде нужно проводить игры с движениями, выполняемыми в быстром темпе.
Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Весь урок может проходить в игровой форме.
В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр.
При подборе игр и их проведении необходимо учитывать:
1) возраст занимающихся;
2) уровень плавательной и общефизической подготовки;
3) эмоциональное воздействие на играющих;
4) условия проведения;
5) педагогическую направленность игры (как средство начального обучения, совершенствования технике плавание, физических качеств, развлечений и отдыха после монотонной работы и др.).
Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая других.
Игры, направленные на ознакомление со свойствами воды
Морской бой
Играющие стоят на дне, вода не выше груди. Одной рукой можно держаться за борт или за преподавателя.По команде дети одной рукой ударяют по воде так, чтобы брызги летели вперед, как можно дальше. Брызги должны лететь не соседу в лицо, а в свободное пространство. Победитель определяется по количеству брызг и дальности их полета.
Правила: не закрывать глаза и не толкать соседей.
Хождение по дну
Дети стоят по росту, впереди самый маленький. Уровень воды по пояс или по грудь.
— «ходьба по скале»: дети идут друг за другом, перебирая руками по борту;
— «ледокол»: то же, выставив одну руку вперед;
— «лодочка на веслах»: то же, помогая гребковыми движениями руками;
— «на парусе»: то же, идя на носочках и бесшумно.
Правила: внимательно слушать и четко выполнять указания преподавателя.
Варианты: по мере освоения указанных заданий можно добавлять более сложные элементы — с опусканием лица в воду, передвижения прыжками, ходьба спиной вперед.
Кто выше
Дети стоят на дне, уровень воды по пояс. По команде надо присесть, погрузившись до подбородка, и оттолкнуться ногами от дна, подпрыгнув как можно выше. Можно усложнить игру, если перед прыжком опускаться под воду с головой.
Правила: выпрыгивать вертикально вверх. Побеждает тот, кто выше прыгнет.
Буря в море
Дети располагаются в колонну по одному в определенном месте водоема. По команде «Начинается буря» все разбегаются в разных направлениях — «убегают от волн». По команде «Буря утихла» игроки занимают исходное положение.
Эстафета с бегущей игрушкой
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по лёгкой резиновой игрушке. По команде дети начинают эстафету. Взяв игрушку и положив перед собой, игрок должен дуть на неё, чтобы она передвигалась вперед, а сам ребёнок осторожно плывет (или идет) за игрушкой. Пройдя заданную дистанцию, игрок подгоняет игрушку к следующему участнику и уходит в конец строя.
Правила: нельзя дотрагиваться до игрушки. Побеждает команда, первой закончившая эстафету. При объяснении игры надо подчеркнуть, что выигрывает тот, кто не только приплыл первым, но и выполнил все обозначенные правила.
Игры, направленные на обучение погружению и всплытию
Поплавок
Дети стоят на дне бассейна, глубина воды по пояс. Надо сделать глубокий вдох и выполнять упражнение на задержанном вдохе. Одну ногу оторвать от дна и подтянуть колено к груди, руки обхватывают голени, голова убрана в колени — положение группировки. Оторвать вторую ногу от дна и прижать к груди, руки обхватывают обе ноги, нос убран в колени. При отрывании от дна второй ноги ребенок сначала может погрузиться ко дну, но если вдох сделан глубокий, то через 1–2 секунды он всплывет так, что округлая спина будет плавать на поверхности воды. Не изменяя положения, ребята считают до 5-10 (в зависимости от подготовки), а затем встают на дно.
Правила: в воде открывать глаза. Не отпускать колени раньше времени.
Кто быстрее спрячется под воду
Дети стоят на дне бассейна. По команде руководителя дети делают небольшой вдох, приседают и погружаются под воду, начиная медленно выдыхать, при этом опускаясь на дно. Просчитав до 5-10 (в зависимости от подготовки), встают.
Правила: нельзя толкать соседних игроков, в воде глаза должны быть открыты.
Пройди под мостом
Дети стоят на дне бассейна друг за другом, на поверхности воды плавает пенопластовая доска (или несколько). Играющие должны пройти по длине бассейна, подныривая под досками. Задевший доску получает штрафное очко. Выигрывают те, кто набрал наименьшее количество штрафных очков.
Правила: если участник во время выполнения упражнения сдвинет доску в сторону, он должен её поправить.
Конкурс поплавков
Дети стоят на дне бассейна, участники делятся на две команды. По команде руководителя вся команда выполняет упражнение «поплавок», а руководитель считает до 15.
Правила: игрок, продержавшийся на воде в указанном положении до счета 5, — получает одно очко; до счета 10 — два очка; до счета 15 — три очка. Затем упражнение выполняет вторая команда. Для подсчета очков следует выделить двух занимающихся из числа не участвующих в игре. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Водолазы
Дети стоят на дне бассейна, руководитель кидает на дно небольшие яркие предметы по количеству участников одной команды (или чуть больше: на 2–4 предмета). По сигналу «водолазы», участники первой команды, ныряют вместе (или по очереди) и достают предметы за определенное количество времени (1–3 минуты в зависимости от подготовленности). Руководитель считает найденные предметы. Затем «водолазами» становится вторая команда.
Правила: глаза в воде должны быть открыты, запрещается мешать команде, выполняющей задание, отнимать предметы и топить друг друга. Выигрывает команда, доставшая наибольшее количество предметов.
Сядь на дно
Дети стоят на дне бассейна, глубина воды по пояс. По команде руководителя участники пытаются сесть на дно, резко подняв ноги к поверхности воды. Руки в стороны, делают гребковые движения, помогая опускаться вниз.
Правила: упражнение выполняется на задержанном вдохе, нельзя толкать соседних игроков.
Кораллы
Дети стоят на дне бассейна, разделившись на две команды. На дно кидаются 20 тонущих предметов, 10 из них окрашено синим (или любым другим) цветом и 10 красным — эти предметы считаются кораллами. Две команды по сигналу руководителя ныряют на дно и достают свои предметы. Одна команда — синие, другая – красные. Команда, извлекшая со дна за одну попытку большее количество предметов своего цвета, побеждает.
Правила: нельзя толкать соперников, отнимать «кораллы», толкать друг друга. Команде, игрок которой ошибочно достал со дна предмет другого цвета, одно очко сбрасывается. Применять игру можно только с детьми, хорошо ориентирующимися в воде, и в прозрачной воде.
Буксир
Игра может проводиться только в условиях большого бассейна, на глубине около двух метров; с детьми, умеющими плавать при помощи ног.
Дети стоят спиной к борту на подводной ступени, в руках держат одинаковые небольшие пенопластовые игрушки. По команде руководящего «буксиры поплыли» дети должны двумя ногами сильно оттолкнуться от борта и поплыть вперед–вниз, интенсивно работая ногами кролем или брассом. Желательно достать дно бассейна. Опустившись на максимальную глубину, надо поднять руки с игрушкой вверх и ждать, пока не всплывешь на поверхность вслед за игрушкой [ 27].
Правила: игрок, доставший дно, получает одно очко. Выигрывает тот, кто набрал больше очков. Игрушка должна иметь соответствующую плавучесть, так, чтобы ее можно было утопить при активном плавании вниз, и чтобы она потом могла подняться наверх вместе с весом ребенка[ 28].
Охотники и утки
Играющие произвольно располагаются в ограниченном пространстве водоема (бассейна). По сигналу «Приближаются охотники» игроки погружаются с головой в воду и считают до пяти, после чего встают на ноги. По команде «Охотники ушли» участники произвольно передвигаются по водоему.
Правила: игрок, который раньше времени вынырнет из воды, получает штрафное очко. Побеждает тот, кто имеет наименьшее количество штрафных очков.
Игры, направленные на выработку навыка лежания на воде
Морская звездочка
Дети стоят на дне бассейна, глубина воды по пояс. Для выполнения упражнения надо сделать глубокий вдох, задержать дыхание, наклониться вперед так, чтобы живот и плечи легли на воду, руки в стороны, голова погружена в воду. Оторвать одну ногу от дна и поднять к поверхности воды, плавно поднять вторую ногу, ноги разведены в стороны. Лежать в таком положении от 5 до 15 счетов (секунд).
Правила: открывать под водой глаза; выигрывает тот, кто дольше пролежит на воде.
Буксировка
Дети стоят на дне бассейна, разделившись на пары. Один из игроков ложится на воду на грудь или спину, вытягивая руки вверх «стрелочкой» (прямые руки подняты вверх, на ладошке одной руки лежит тыльная сторона кисти другой руки, пальцы вместе и вытянуты, локти обеих рук соединены и находятся за головой), другой игрок берет его ладошки в одну руку и начинает идти по дну бассейна, двигаясь спиной вперед, сначала медленно, затем быстрее, таща за собой лежащего на воде. Правила: лежащий на воде ногами не работает.
Медуза
Дети стоят на дне бассейна, разделившись на пары. Один из игроков выполняет задание, другой смотрит и помогает. Сначала выполняется упражнение «поплавок», как только спина показалась на поверхности воды, наблюдающий постукивает по ней, после чего первый игрок отпускает колени, опускает расслабленные руки и ноги вниз (руки и ноги — это щупальца медузы). В таком положении ребенок находится на плаву до тех пор, пока может задерживать дыхание, затем надо встать на дно и выпрямиться. Потом игроки меняются местами.
Правила: руки и ноги («щупальца») расслаблены, голова в воде должна быть опущена вниз. Вариант: из положения «медуза» плавный переход в положение «морская звездочка».
Осьминог
Дети стоят на дне бассейна. Занимающиеся, приняв положение «медуза», начинают шевелить руками и ногами, как «щупальцами», постепенно стараясь поднять руки и ноги к поверхности воды, а затем возвратиться в исходное положение «медуза».
Правила: движения должны быть мягкими и плавными.
Кто сделает?
Дети стоят на дне бассейна. Сделав глубокий вдох, играющие ложатся спиной на воду, вытянув вверх руки и ноги, разведя их слегка в стороны. Лежать на воде надо не прогибаясь, слегка закинув голову назад. Иногда бывает так, что ноги медленно опускаются ко дну. Тогда следует предложить ребенку следующее: лечь на спину, приподнять таз к поверхности и кистями рук, находящимися возле бедер, проделывать круги, нажимая ладонями на воду сверху вниз.
Перевертыши
Дети стоят на дне бассейна. Игроки принимают положение «морской звездочки» на груди, лежат три счета, затем плавно сводят вместе руки и ноги; потом переворачиваются на спину, разводят руки и ноги и считают до трех; затем опять следует переворот на грудь и т. д., заданное количество раз.
Правила: нельзя задевать соседних игроков; побеждает тот, кто сможет перевернуться нужное количество раз, не вставая ногами на дно и сохраняя горизонтальное положение туловища.
Игры, направленные на выработку навыка скольжения
Стрела
Дети стоят на дне бассейна друг за другом. Первый игрок принимает положение «стрелочка» (прямые руки подняты вверх, на ладошке одной руки лежит тыльная сторона кисти другой руки, пальцы вместе и вытянуты, локти обеих рук соединены и находятся за головой; ноги вместе, носочки оттянуты) и ложится на воду на спину или на живот (на задержанном вдохе). Руководитель входит в воду, одной рукой берет игрока за ноги, другой поддерживает под живот (или под спину) и сильно толкает вперед.
Правила: нельзя отталкиваться от руки руководящего самому; лучшей оказывается «стрела», которая проскользит дальше всех. Варианты: дети сами смогут выталкивать друг друга в положении «стрелочка», также можно отталкиваться ногами от борта и скользить без движений.
Гонка катеров
Участники делятся на 2–4 команды, в руках все дети держат пенопластовые доски. Первые номера, держась за доски, работая ногами, плывут к своим ориентирам и обратно. Затем доску принимают вторые номера и т. д.
Правила: держать доску надо за ближний к себе край так, чтобы большой палец держал доску снизу, а остальные четыре пальца – сверху. Руки должны быть на ширине плеч. Побеждает команда, раньше других закончившая игру. Команды должны быть уравновешены по силам. Перед занятием на воде надо повторить движения ног в плавании в спортивном зале.
Варианты: для усложнения можно использовать сочетание работы ног с дыханием. Если при плавании кролем на груди две руки держат доску, то вдох делается вперед. Вдох надо делать очень быстро, руки при этом не сгибаются, а плечи не поднимаются, движение совершает только шея, которая поднимает голову над поверхностью воды. Вдох надо делать на один счет, а выдох на 4–6 счетов; также выдох можно делать на протяжении 6–10 движений ног. Это приучает детей к правильному соотношению времени вдоха и выдоха в плавании. Если упражнение выполняется, когда одна рук держит доску, а другая прижата к бедру, то вдох надо делать в сторону прижатой руки. Поворот головы осуществляется только за счет поворота шеи, плечи должны оставаться в горизонтальном положении и ни в коем случае не должны сопровождать движение головы.
Самый внимательный
Играющие лежат на поверхности воды на груди, держатся руками за борт бассейна и смотрят на преподавателя. Руководитель дает условный знак, а игроки должны выполнить соответствующие движения, например: руки в стороны — игроки делают одно плавательное движение кролем правой рукой и одно левой. Руководитель согнул ногу в колене — игроки поднимают ноги к поверхности воды и выполняют 10 плавательных движений способом брасс. Игроки команды могут выполнять любое плавательное движение ногами или руками. Не рекомендуется давать более 4 условных знаков. Необходимо следить за техникой движения [31].
Правила: игрок выполнивший нужное упражнение, получает одно очко, игрок, перепутавший упражнение, не получает очков. Руководитель может поощрить дополнительным очком за выполнение движения с правильной техникой. Выигрывают игроки с наибольшим количеством очков.
Варианты движений игроков:
— отпустить руки и сделать 10 глубоких выдохов в воду;
— выполнить 10 движений ногами (кролем или брассом) без сочетания с дыханием;
— выполнить 10 движений ногами в сочетании с дыханием (выдох в воду, а вдох вперед или в сторону);
— выполнять работу ног в сочетании с гребками кролем одной рукой (вторая держится за борт);
— поставить ноги на дно, руки убрать с борта, наклониться вперед так, чтобы живот лег на воду, голову опустить в воду и выполнить определенное количество движений руками кролем или брассом в сочетании с дыханием или без. В брассе вдох выполняется вперед, а в кроле — в сторону.
Мельница
По команде, играющие отталкиваются от борта бассейна и после непродолжительного скольжения на груди или на спине делают попеременные движения руками (как мельница), стараясь доплыть до определенной отметки. Побеждает тот, кто раньше других преодолеет заданное расстояние.
Правила: при движениях руками ноги должны быть выпрямлены, но не напряжены. При плавании на спине дыхание произвольное. Плавание на груди выполняется с задержкой дыхания. Предварительно, в зале, выполнить гимнастические упражнения, имитирующие плавательные движения рук. Необходимо следить за техникой движений, выполняемых детьми. Если детей обучает плаванию не специалист, то предварительно надо обязательно изучить технику плавания различными способами [ 32].
Кувырок
Играющие плывут кролем на груди, при помощи ног, руки вытянуты вперед.
По сигналу (свисток) играющие должны развести руки в стороны-вниз, сгруппироваться, сделать кувырок вперед, выйти на поверхность воды и продолжать плавание в прежнем направлении.
Правила: глаза в воде не закрывать, соседей не толкать.
Пароход
Играющий принимает положение на груди, ноги работают кролем, руки вращаются под грудью, подражая круговому движению лопастей колесного парохода. Упражнение можно выполнять на перегонки, а можно на выявление самого «техничного парохода», т.е. такого, который будет правильно работать и руками и ногами.
Удержи доску
Игроки ложатся животом на пенопластовые доски. По команде дети плывут любым способом (удобнее всего ноги – кролем, а руки – брассом или кролем) наперегонки на определенное расстояние, стараясь удержаться на доске.
Правила: если игра проводится как эстафета, при падении с доски игрок обязан сразу лечь на нее обратно. Выигрывает та команда, которая быстрее проплывет нужную дистанцию.
Хрустальные шары
Дети стоят на дне у борта бассейна. На расстоянии двух метров от них на воде находятся плавающие предметы (мячи, игрушки, пенопластовые доски и др.) — это «хрустальные шары». Оттолкнувшись от борта, ребёнок скользит под водой, выполняя движения ногами кролем. «Хрустальный шар» не разобьется, если играющий проплыл под ним, на задев его.
Правила: глаза в воде должны быть открытыми. Ребёнок, «разбивший шар» получает штрафное очко. Выигрывают те, кто набрал наименьшее количество штрафных очков.
Борьба за мяч
Игроки находятся на глубокой части бассейна. Площадь игрового поля небольшая и огорожена натянутыми дорожками (веревочными канатами с пластмассовыми кольцами) чтобы уставший игрок мог отдохнуть, взявшись за борт или за дорожку. Играющие делятся на две команды; надевают шапочки разного цвета. Руководитель бросает мяч на середину бассейна. Игроки каждой команды стараются завладеть мячом. Игроки, захватившие мяч, перебрасываются им между собой. Другая команда старается перехватить мяч.
Правила: нельзя вырывать мяч из рук противника, топить и хватать друг друга. Руководитель должен уравновесить силы команд, так как при явном преимуществе одной из них интерес к игре быстро ослабеет.
Варианты: руководитель может задать любой способ передвижения в воде.
Гусеница
Участники разбиваются на пары, второй участник берет первого за щиколотки (оба ребёнка лежат на воде). По команде «гусеницы» отправляются в путь. Первый игрок работает руками, а второй ногами. Способ плавания может быть любой, например: оба игрока плывут одним стилем (лучше всего плыть кролем на спине или животе, так как при движении ногами брассом движения получаются рывковые, и пары могут распадаться).
Правила: нельзя отпускать ноги первого игрока, игрок, работающий руками, должен держать ноги вместе и не делать ими никаких движений. Держать ноги партнера можно только за голеностопные суставы, а не за пальцы или пятки. Выигрывает пара, первой дошедшая до оговоренного места и не совершившая нарушений правил.
Соревнования с яйцом
Играющие становятся в ряд на расстоянии двух-трех метров друг от друга. На расстоянии одного метра перед собой кладут яйцо, содержимое из которого предварительно удалено, отверстие заделано замазкой (вместо яйца можно использовать шар для настольного тенниса). По сигналу соревнующиеся плывут к финишной линии, гоня впереди себя яйцо и не задевая его руками (разрешается дуть, гнать волной и т.д.). Выигрывает тот, кто первый доплывет до финиша.
Варианты: можно выполнять в качестве эстафеты.
Игры, направленные на овладение простейшими прыжками
Скатывание в воду
Занимающиеся располагаются на борту бассейна. Играющий ложится животом на доску, расположенную на бортике бассейна и, напрягаясь, принимает исходное положение для скольжения на груди (стрелочка).
Руководитель берет в руки задний край доски и приподнимает его до тех пор, пока ребенок не соскользнет с доски в воду. Доска должна быть гладкой; поднимать доску надо медленно, без рывков.
Спрыгни в воду (Спад в воду)
Дети сидят на борту, поставив ноги пятками на сливной канал. Глубина воды не менее 2 м. По команде дети делают руки «стрелочкой», наклоняются к бедрам и плавно тянутся кончиками пальцев к воде. Когда тело начнет падать вниз, надо выпрямить ноги, оттолкнувшись от борта. Следить, чтобы дети прыгали не вертикально вниз, а тянулись вперед.
Варианты: то же, но дети сидят на бортике на одном колене, на корточках.
Каскад
Играющие стоят в шеренге на бортике бассейна, на расстоянии метра друг от друга. Глубина воды не менее 2 м. По команде играющие один за другим выполняют соскок ногами вниз или какой-нибудь другой прыжок.
Правила: руководитель должен подавать команду для следующего игрока, только убедившись, что предыдущий игрок вышел из зоны прыжков и не нуждается в помощи. Объяснить детям, что для того чтобы не уходить глубоко под воду, надо сразу после погружения в нее начинать работать руками и ногами и всплывать наверх. Ноги должны совершать движения кролем или брассом, руки из положения наверху делают гребок вниз к бедрам, ладошки направлены во время гребка на дно и совершают отталкивание от воды. При гребке руки согнуты в локтях и движение происходит перед грудью, при этом локти разведены в стороны, а кисти почти соприкасаются.
Кто дальше
Игра происходит в форме соревнования и состоит из трех частей (может быть больше частей):
- Прыжок вниз головой со скольжением на максимальную дистанцию; место выхода рук из воды в момент поднятия головы для вдоха – конец скольжения;
- Прыжок вниз головой на дальность полета (отличается по месту соприкосновения рук с водой);
- Прыжки вниз ногами на дальность полета.
Победителя определяют следующим образом: за первое место — 1 очко, за втрое — 2 и т. д. После окончания игры очки суммируются. Выигрывает игрок с наименьшим количеством очков. Игра проводится с небольшим количеством игроков из-за сложности подсчета очков.
Клоунада
Играющие встают на борту в шеренгу, на расстоянии одного метра друг от друга. По команде ведущего играющие выполняют прыжок в воду ногами вниз из различных исходных положений: стоя спиной к воде; с поворотом в воздухе на 180°; с разведением ног в стороны и последующим их выпрямлением перед входом в воду; с изображением животных и сказочных героев. После того, как все варианты прыжков будут освоены каждым играющим, можно выполнять их в парах. Ведущий оценивает изобретательность и артистизм каждой пары [33].
Распределение времени между разделами в методиках по обучению плаванию игровым методом выглядит примерно следующим образом[9]:
- упражнения по ознакомлению со свойствами воды — 10%;
- упражнения обучения погружению и всплытию — 5%;
- упражнения для выработки навыка лежания — 10%;
- упражнения для выработки навыка скольжения — 25%;
- упражнения, обучающие дыханию — 14%;
- упражнения, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения 30%;
- упражнения для обучения простейшими прыжками — 6%.
В среднем вся программа, основанная на игровом методе, рассчитана на 25-30 занятия по 30-45 минут. К этому времени ребенок должен научиться лежать на спине и на груди, скользить по воде после толчка от борта бассейна без работы ног, проплывать 25 м при помощи работы ног кролем на спине или кролем на груди, находиться некоторое время под водой без дыхания, прыгать с бортика бассейна.
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
В работе мы использовали следующие методы:
— изучение и анализ литературных источников, изучение документальных материалов;
— анкетирование;
- педaгoгические нaблюдения;
- педaгoгический aнaлиз и oценкa;
- метoды oценки физическoй пoдгoтoвленнoсти;
- педaгoгический эксперимент.
Aнaлиз литерaтурных дaнных включaл изучение нaучных исследoвaний и метoдических рaбoт пo вoпрoсaм: oсoбеннoсти применения игрового метода в учебно-тренировочном процессе обучения плаванию детей младшего школьного возраста.
Метод педагогического наблюдения представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом.
Был составлен план наблюдения, в который были внесены задачи, определен объект и содержание наблюдения, методика анализа собранного материала, продолжительность и время проведения наблюдения. Целью педагогического наблюдения в нашем исследовании было изучение работы тренеров по плаванию с группами начального обучения. В частности, необходимо было выяснить, насколько часто в своей работе тренеры используют игровой метод.
Объектом наблюдения выступили тренеры по плаванию. Содержание наблюдения — построение отдельного учебного занятия в группах начального обучения плаванию.
Применение метода педагогического тестирования позволяет определить состояние тренированности у занимающихся, уровень развития физических качеств, позволяет, в конечном итоге, судить об эффективности учебно-тренировочного процесса. Мы использовали этот метод для определения динамики развития результатов у занимающихся контрольной и экспериментальной групп в процессе начального обучения плаванию. Применялись следующие тесты: «торпеда», задержка дыхания, кроль на задержке дыхания.
Тест «торпеда» — преодолевание как можно большего расстояния после отталкивания от бортика с помощью работы ног кролем. Руки вытянуты вперед и соединены, лицо опущено в воду и не поднимается. Второй тест — задержка дыхания на вдохе. Выполнение теста производится с опусканием лица в воду. Третий тест — плавание способом кроль на задержке дыхания на максимально возможное расстояние.
Педагогический эксперимент — это специально организуемое исследование, проводимое с целью определения эффективности применения методов, средств, форм, приемов и нового содержания обучения и тренировки.
Эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, активную роль в котором должно играть проверяемое нововведение. Основным мотивом педагогического эксперимента является введение усовершенствований, повышающих качество учебно-тренировочного процесса.
В зависимости от направленности, можно выделить независимый и сравнительный эксперимент.
Независимый эксперимент проводится на основе изучения линейной цепи ряда экспериментальных групп без сравнения их с контрольными. При сравнительном эксперименте работа в одной группе проводится с применением новой методики, в другой — по общепринятой или иной, чем в экспериментальной группе. В этом случае ставится задача выявления наибольшей эффективности одной из методик.
В зависимости от схемы построения, эксперимент может быть прямым, перекрестным и многофакторным. Наиболее простым является прямой эксперимент, когда занятия в контрольных и экспериментальных группах проводятся параллельно и после проведения серий занятий определяется результативность изучаемых факторов.
В нашем исследовании был использован прямой сравнительный педагогический эксперимент, проводимый в уравниваемых условиях.
2.2 Организация исследования
Исследование проходило в 3 этапа.
На 1 этапе нами было проведено изучение и обобщение опыта их работы тренеров бассейна «Рахат» с группами начального обучения плаванию. Мы использовали метод анкетирования и метод педагогического наблюдения. Анкетирования проводилось по заранее составленному вопроснику. Основные направления исследования:
- Изучение формы организации занятия в зависимости от его целей и задач.
- Определение наиболее благоприятного возраста для начала целенаправленной тренировки в плавании.
- Выявление трудностей, с которыми сталкиваются тренеры в процессе работы с группами начальной подготовки.
- Получение организационных и методических рекомендаций, позволяющим начинающим тренерам оптимизировать процесс обучения плаванию.
Вначале исследований нами было проведено анкетирование 6 тренеров по плаванию. Каждое анкетирование проводилось на рабочем месте (в тренерской комнате или непосредственно на бортике бассейна) что, с точки зрения организации социологических исследований является наиболее удачным для получения достоверной информации. Полученные данные были внесены в карту анкеты и проанализированы. Наблюдение за работой тренеров проводилось в течение одного месяца, было непосредственным и открытым. По окончании наблюдения был составлен протокол.
Наблюдение за работой тренеров по плаванию на занятиях с группами начального обучения происходило в течение месяца, было непосредственным и открытым. Наблюдение велось 4 раза в неделю, продолжительность наблюдения составляла 3-4 часа.
На 2 этапе исследования были определены следующие направления в работе с группами начального обучения:
- При наборе детей следует учитывать не столько возраст, сколько уровень их физического развития.
- При отборе детей учитывать уровень усвоения двигательных навыков, приобретенных в процессе освоения водной среды, степень их готовности выполнять определенный объем нагрузки, а также степень сознательного отношения к плаванию.
- В основе занятия должен лежать игровой метод, как наиболее подходящий для работы с детьми.
- Целесообразно и полезно привлекать к обучению отстающих детей более подготовленных учеников.
Наряду с существующей программой начального обучения плаванию, применявшейся в бассейне «Рахат» была составлена экспериментальная методика обучения. При разработке методики мы основывались на анализе современных методик кроме этого, мы использовали данные, полученные после проведения 1 этапа исследования. Программа занятий рассчитана на 48 занятий (3 раза в неделю в течение 4- месяцев) продолжительностью 45 минут. Особенностью разработанной методики является применение игрового метода в основной части занятия. Широко применялись игры, способствующие закреплению навыков правильного дыхания и скольжения на воде («сомбреро», «винт», «торпеды и корабли», «гонки катеров»), закреплению умения держаться на воде («спутник», «пляж») обучающие нырянию и прыжкам в воду («прыгни в круг», «иллюминатор», «надводный цирк», «рыцарь», «пойманный мяч», «ныряльщики за жемчугом»), спортивные и «веселые» эстафеты («мяч за линию», эстафета с мячом, эстафета с нырянием, «гонка торпед»), плавание с препятствиями («цирк», «довези бревно», «хрустальные шары»). Занятия проходили с использованием соответствующего инвентаря.
Также нами были разработаны контрольные тесты, с помощью которых мы провели проверку эффективности разработанной методики.
На 3 этапе исследования мы начали применять разработанную методику на практике. Для проверки эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие дети 2008-2009 г.р., занимающиеся в бассейне «Рахат» в группах начального обучения плаванию. Первые 2 месяца обучение проходило по общей программе. Затем занимающимся было предложено выполнить 3 тестовых задания: «торпеда», задержка дыхания, плавание кролем на задержке дыхания.
К моменту проведения предварительного тестирования практически все занимающиеся освоили выполнение упражнений «торпеда», плавание кролем и на задержке дыхания. Поэтому в качестве тестов были выбраны именно эти упражнения.
В таблице 1 представлены результаты предварительного тестирования контрольной и экспериментальной групп.
Таблица 1- Результаты предварительного тестирования
Тест |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Достоверность |
|
|
Х ± m |
Х ± m |
t |
t — табл |
«Торпеда», м |
5,0±0,4 |
4,9±0,3 |
0,98 |
2.10 |
Задержка дыхания, сек |
9,8±0,9 |
10,8±1,3 |
0,81 |
2.10 |
Кроль на задержке дыхания, м |
4,8±0,8 |
5,5±0,6 |
0,26 |
2.10 |
По результатам предварительных контрольных тестов испытуемые были разделены на 2, равные по уровню подготовленности группы, количеством по 16 человек в каждой. Из таблицы 1 видно, что различия в показателях тестов контрольной и экспериментальной групп не достоверны по методам математической статистики.
Первая группа (контрольная) продолжала заниматься по общей программе, во второй (экспериментальной) группе занятия проводились по разработанной нами методике. Занятия, продолжительностью 45 минут, проходили 3 раза в неделю. По окончании эксперимента были проведены контрольные тесты, которые предусматривали выполнение тех же 3-х упражнений.
2.3 Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. Поступление ребенка в школу связано с огромными изменениями во всех сферах его жизни. Эти изменения касаются в первую очередь структуры отношений и места ребенка в обществе. Меняется социальная ситуация развития, игровая деятельность все больше уступает место учебной, меняются мотивы познавательной активности младшего школьника, ребенок становится все больше существом социальным в том смысле, что теперь непосредственно включен в новый социальный институт – школу. Т.е. в школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. У ребенка появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте.
Изменения происходят на всех уровнях развития. Продолжается закрепление физического и психологического здоровья ребенка. Существенные изменения отмечаются во всех органах и тканях тела, продолжается формирование позвоночника. Особенно важно внимание к формированию осанки, поскольку впервые ребенок вынужден носить тяжелый портфель со школьными принадлежностями. Моторика руки ребенка несовершенна, так как не сформировалась костная система фаланг пальцев. Роль взрослых состоит в том, чтобы обращать внимание на эти немаловажные аспекты развития и помогать ребенку самостоятельно заботиться о своем здоровье [69].
Именно в младшем школьном возрасте ребенок переходит с одной стадии когнитивного развития (по Ж. Пиаже) на другую стадию конкретных операций.
Под психологической характеристикой понимаются те аспекты развития ребенка, которые влияют непосредственно на его состояния, процессы, свойства. Это не только характеристика познавательных процессов и мотивационной сферы, которая практически руководит поведением ребенка, но и характеристика ведущей деятельности, самосознания ребенка в этот период. Нам следует также кратко охарактеризовать дошкольный возраст и непосредственно момент перехода из дошкольного в младший школьный возраст, т.е. кризис 7 лет [70].
Итак, младший школьный возраст во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка: как он учится, с кем общается, какие мотивы сложились – все это характеризует ребенка как личность, которой в будущем предстоит кем-то стать.
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По окончании 1 этапа исследования результаты анкетирования тренеров были обработаны и получены следующие данные:
С точки зрения организации занятий, 4 тренера придерживаются соотношения 10-15 минут, приходящихся на подготовительную, основную и заключительную часть занятия соответственно вне зависимости от целей и задач урока. И только 2 тренера варьируют это соотношение в ту или иную сторону в зависимости от целей и задач. Это тренеры высшей категории, имеющие большой опыт работы.
В отношении заключительной части занятия, 2 тренера считают, что применять в это время различные игры и эстафеты нет необходимости (эмоциональный фон самостоятельного купания итак довольно высок). Это молодые тренеры, имеющие опыт работы 3 — 4 года. 4 тренера считают обязательным проводить заключительную часть урока в виде игр, «веселых» и спортивных эстафет (хотя и не исключают возможности «купания по желанию» в виде поощрения). Это, по их мнению, служит закреплению навыков, полученных в течение занятия, дает эмоциональную разрядку, снимает усталость, сохраняет хорошие впечатления о занятии. К тому же, игры и эстафеты обязательно должны включать разученные ранее элементы, при этом приветствуется активное участие тренера (особенно в играх). В то же время, проведенные наблюдения показывают, что на самом деле многие тренеры пренебрегают игровым методом обучения — увидеть организованную в конце занятия игру на воде удавалось не часто. Обычно все ограничивается предоставлением детей самим себе, так называемым «свободным плаванием». Получается что практически, только 30% из этих тренеров проводят игры и эстафеты хотя бы 1 раз в месяц. В этом случае, для таких мероприятий отводится занятие целиком. Например, один из тренеров, (имеющий 20-летний опыт работы только с группами начальной подготовки) регулярно проводит так называемые «веселые уроки». На этих уроках дети целиком посвящены играм, веселым эстафетам. Такие занятия, по мнению тренера, надолго запоминаются детьми, вносят разнообразие в привычный процесс обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что, понимая роль игрового обучения в теории, на практике многие тренеры его не используют.
В вопросе о возрасте обучения плаванию, мнения распределились следующим образом: 3 тренера говорят о том, что привести ребенка в бассейн можно в любом возрасте, начиная с грудного. Но, в этом случае, занятия должны быть направлены на ознакомление с водной средой, обучение простейшим навыкам дыхания, держания на воде. Занятия должны проходить в форме игр. Иначе к 9 — 10 годам ребенок попросту «устанет» от плавания. 3 тренера считают, что ребенка нужно начинать учить плавать в 8 — 9 лет, с тем, чтобы уже через 1 — 2 года он перешел в учебно-тренировочную группу. В этом случае, ребенок не успевает потерять интерес к плаванию.
Большинство тренеров (4 человек) сходятся во мнении, что занятия со спортивной направленностью следует начинать в возрасте 8 — 9 (девочки) и 10 — 11 лет (мальчики), что соотносится с общими положениями теории начального обучения плаванию. Для обоснования именно этого возраста, как наиболее благоприятного для начала целенаправленных занятий приводятся следующие суждения, сделанные на основе личного опыта:
- В этом возрасте у детей формируется осознанное отношение к своей деятельности, в частности, к занятиям плаванием. Они начинают выделять плавание, как особый вид спорта, мечтать о победах, достижениях.
- Сформированный к этому времени определенный и достаточный двигательный резерв, запас двигательных навыков, а также общий уровень физического развития позволяет проводить работу по закладыванию основ общей выносливости и техники плавания.
- Дети становятся более самостоятельными.
- 2 тренера считают, что занятия, направленные на общую выносливость нужно начинать раньше, а именно, в 8 лет. Умеренное равномерное плавание, по мнению одного тренера (имеющего 2 категорию), способствует закреплению навыков разученных спортивных способов. Другой тренер (имеющий высшую категорию) целиком и полностью руководствуется программой для ДЮСШ (ссылаясь на нее и при ответах на другие вопросы, предполагающие высказывания своей точки зрения). Говорит, что делает так, как написано в программе ДЮСШ.
- 2 тренера считают, что занятия со спортивной направленностью следует начинать еще раньше — с 7 — 8 лет. Причем, обосновать свои суждения они не смогли (ответы типа: «чем раньше — тем лучше»). Один из этих тренеров имеет небольшой опыт работы, другой — не имеет специального образования.
III. Основные трудности, с которыми сталкиваются тренеры в процессе работы с группами начальной подготовки можно выделить в следующие подгруппы:
- Трудности, связанные с комплектованием групп:
— неоднородность состава и большая текучесть групп.
— разный уровень физического развития детей, занимающихся в одной группе (в том числе, значительное количество детей с родовыми травмами).
— плохая посещаемость вследствие частых болезней.
- Организационные трудности.
— недостаток времени и места для занятий на воде и на суше.
— проблемы с организацией летнего спортивного лагеря.
- Трудности, связанные с обучением отдельным способам плавания (у тренеров с небольшим опытом работы).
- Несоответствие места занятия гигиеническим нормам.
- IV. Молодым тренерам предлагаются следующие рекомендации: не торопить процесс обучения ребенка, проводить обучение от легкого к трудному, то есть придерживаться основных педагогических принципов, таких как принципы последовательности и постепенности, систематичности, доступности и индивидуализации. Тренеры напоминают, что не нужно забывать о развитии у ребенка гибкости, координационных способностей, а также о том, что необходимо прививать детям любовь к избранному виду спорта.
Кроме этого, высказывались пожелания: любить детей, жить их интересами, любить свое дело, следить за речью, быть трудолюбивым и добросовестным, налаживать контакты с родителями.
Таким образом, обобщая данные исследования можно сказать, что:
- Для начала целенаправленных занятий плаванием возраст ребенка не имеет решающего значения. Большое значение имеет форма организации занятий.
- Очень важно включать в уроки разнообразные игры и эстафеты. Игровой метод позволяет закреплять двигательные навыки, полученные в результате обучения. Закрепление навыков происходит эффективнее, так как этот метод предполагает создание высокого положительного эмоционального уровня занимающихся. Кроме того, игры и эстафеты целесообразно проводить не только в заключительной, но и в основной части занятия. В результате дети отвлекаются от однообразной монотонной работы. От таких уроков у них остаются яркие впечатления.
- Свободное плавание, то есть предоставление детей самим себе, препятствует закреплению только что разученных движений. Проработав над освоением какого-либо навыка основную часть урока, в заключительной части ребенок начинает играть с товарищами, забывает, чему учился только что и использует для передвижения в воде уже сформировавшиеся неправильные двигательные стереотипы. Как мы выяснили в результате исследования, многие тренеры пренебрегают использованием игрового метода и дают детям в конце каждого занятия плавать по желанию. Это, несомненно, является одним из отрицательных моментов, присутствующих в методике обучения у большого количества тренеров.
- Отбор в учебно-тренировочные группы должен производиться не только по оценке степени освоения ребенком того или иного двигательного навыка, не только по возрастным критериям. Следует судить и о степени готовности отдельного ученика к выполнению различных заданий. Нужно обращать внимание на то, насколько сознательно относится ученик к своей деятельности.
- Большинство тренеров работает, как говорится, по накатанной колее, из года в год, применяя одни и те же последовательности упражнений, используя одну и ту же схему урока. Наблюдается некоторая инертность в отношении внедрения новых методик обучения, привнесения новых приемов. Это является еще одним отрицательным моментом работы тренеров.
Изучение и сравнение результатов предварительного и итогового тестирования контрольной и экспериментальной групп (таблицы 2,3) позволяет сделать вывод о том, что к концу учебного года результаты возросли в каждом из тестов. Вместе с тем, результаты итогового тестирования экспериментальной группы значительно превосходят результаты итогового тестирования контрольной группы. В тесте «торпеда» прирост результатов у занимающимися контрольной группы составил 58%, прирост результатов у занимающихся экспериментальной группы — 118%. В тесте «задержка дыхания» прирост результатов контрольной группы равен 57%, экспериментальной группы — 79%. В тесте «кроль на задержке дыхания» прирост составил 100% и 123% соответственно. Как видно из таблицы 2, различия в результатах контрольной и экспериментальной групп в тестах «торпеда», «задержка дыхания» и «кроль на задержке дыхания» достоверны по методам математической статистики.
Таблица 2 — Результаты итогового тестирования
Тест |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Достоверность |
|
|
Х ± m |
Х ± m |
|
t — табл |
«Торпеда», м |
7,9±0,4 |
10,7±0,6 |
3,83 |
2.04 |
Задержка дыхания, сек |
15,4±0,8 |
19,4±1,2 |
2,87 |
2.04 |
Кроль без дыхания, м |
9,6±0,5 |
12,8±0,8 |
3,38 |
2.04 |
Таблица 3- Результаты тестов и их прирост в процентном соотношении
Тесты |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
|
результаты тестирований |
результаты тестирований |
||||
|
предварительное |
итоговое |
прирост, % |
предварительное |
итоговое |
прирост, % |
«Торпеда», м |
5,0 |
7,9 |
58 |
4,9 |
10,7 |
118 |
Задержка дыхания, сек |
9,8 |
15,4 |
57 |
10,8 |
19,4 |
79 |
Кроль на задержке дыхания, м |
4,8 |
9,6 |
100 |
5,5 |
12,8 |
123 |
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что методика обучения плаванию, применяемая в экспериментальной группе позволяет значительно повысить эффективность усвоения плавательных навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Анализ литературных источников и требований ДЮСШ по плаванию в работе с группами начальной подготовки показал, что они не содержат достаточной информации о применении игрового метода, как в основной, так и в заключительной части занятия.
- Установлено, что тренера регулярно не использует игровой метод в основной части занятия. Не все тренеры в полной мере используют методы, предусмотренные стандартной учебной программой.
- На основе анализа существующих методик и опыта тренеров была разработана методика обучения плаванию, особенностью которой является применение игрового метода в основной части занятия.
- Данные педагогического эксперимента показывают значительный прирост результатов у занимающихся экспериментальной группы. В тесте «торпеда» прирост результатов выше на 60% по сравнению с контрольной группой, в тесте «задержка дыхания» — на 22%, в тесте «кроль на задержке дыхания» — на 23%. Кроме того, обработка тестов с помощью методов математической статистики показала достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами в трех тестах из четырех. Это позволяет сделать вывод о том, что применение игрового метода в основной части занятий позволяет повысить эффективность усвоения плавательных навыков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физ. культуры. – М.: Просвещение, 1978. 2 Воронцов А.Р., Чеботарёва И.В., Соломатин В.Р. Методика многолетней подготовки юных пловцов: метод.рекомендации. – М.: ВНИИФК, 1990. 3 Карпеев А.Г. Направление и принципы изучения двигательных координации основных видов движений // Теория и практика физической культуры. – 1995. 4 Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991. 5 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 6 Волошин A.A. Игры на воде для уроков плавания с детьми младших возрастов // Плавание. Выпуск 1–ый / авт. книги А.А.Волошин Н.Б.Кулибаба. – М.: ФиС, 1982. 7 Спортивный словарь. – URL: http://www.sport-dic.ru (дата обращения: 14.05.2012) |
8 Большая медицинская энциклопедия. – URL:http://dic.academic.ru/contents.nsf/medic2 (дата обращения: 20.05.2012) |
9 Большая психологическая энциклопедия. URL:http://psychology.academic.ru (дата обращения: 16. 05.2012) |
10 Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе. – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. 11 Коссов А.И. Психомоторное развитие младших школьников. – М.: АкадемПресс, 2003. |
12 Аикин В.А. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: методические рекомендации. – Омск: ГИФК, 1988. |
13 Гужаловский А.А. Физическая культура в школьном возрасте // Основы теории и методики физической культуры /под ред. Гужаловского А.А. – М.: ФиС, 1986. |
14 Теория и методика спорта: Ч.1. — Учебные материалы / Под ред. Матвеева Л.П. – М.: ГЦОЛИФК, 1992. |
15 Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. – М.: Издательство Московского Университета, 1962. 16 Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. – 1990. 17 Каунсилмен Дж. Е. Спортивное плавание. – М.: ФиС, 1982. – 208 с.культуры. – 1997. |
18 Кожевникова И.Е. Развитие физических качеств в условиях водной среды у детей 10–11 лет: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.04.– Малаховка, – 1998. |
19 Большой энциклопедический словарь. URL:http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p (дата обращения: 14. 05.2012) |
20 Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Медгиз, 1947. 21 Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. – 1993. |
22 Лях В.И. Координационно–двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. – 1995. |
23 Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / ред. Фейгенберг И.М. – М.: ФиС, 1991. |
24 Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды / под ред. В.П. Зинченко. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. |
25 Бернштейн Н.А. Новые линии развития в физиологии и их соотношение с кибернетикой. – М.: Теория и практика физической культуры, 1996. – 52 с. |
26 Двейрина О.А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. 27 Боген М.М. Задачи обучения двигательным действиям // Теория и практика физической культуры. – 1981. |
28 Набатникова М.Я. Особенности комплексного педагогического контроля в системе подготовки юных спортсменов // Олимпийский резерв / Набатникова М.Я. – Киев: Спортикомитет, 1982. |
29 Назаренко Л.Д. Развитие двигательно–координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. – М.: Просвещение, 2001. |
30 Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. – М.: Терра–Спорт, 2000. |
31 Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. – М.: ФиС, 1975. |
32 Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. – М.: ФиС, 1971. |
33 Лях В.И. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте // Теория и практика физической культуры. – 1999. |