АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Закон спроса и предложения.

План

 

 

 

 

Введение………………………….………………………….……………………3

 

 

ГЛАВА 1. Закон спроса, кривая спроса. Неценовые ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС……………………………………..……………………5

 

ГЛАВА 2. Закон  ПРЕДЛОЖЕНИя, кривая предложения. Неценовые ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИе НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ……………..…8

 

ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Рыночное равновесие………….….……………………………………………………….13

 

 

Заключение……………………………..………………………………….……19

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….…..20

 

 

 

 

 

Введение

 

Становление экономической науки как самостоятельной области знания часто связывают с выходом в 1776 г. книги Адама Смита “Богатство народов”, хотя завершилось оно лишь спустя еще столетие. До этого экономические проблемы рассматривались в рамках недифференцированного общего знания. Они обсуждались в сочинениях философов, юристов, богословов и, конечно, политиков. Одной из наиболее важных среди них на протяжении веков считалась проблема экономической ценности и цены. Первым “претендентом” на роль основы  для соизмерения благ, ценности и цены была человеческая потребность. Великий философ древности, ученый-энциклопедист Аристотель писал: “Поэтому все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставимо…. Поистине такой мерой является потребность, которая все связывает вместе… и, словно замена потребности, по общему уговору появилась монета”. Средневековые комментаторы Аристотеля обогатили учение великого мыслителя рядом новых положений. Прежде всего была сделана попытка разделить понятия ценности и цены. Если ценность блага определяется потребностью, как считал французский философ Жан Буридан, то цена зависит от потребности и средств покупателя. Бедняк нуждается в хлебе больше, чем богач, но ему нечем оплатить  его. Значит, и рыночную цену определяют не потребности всех индивидуумов, но лишь тех из них, кто может подкрепить свои потребности деньгами, т.е. платежеспособные потребности, или спрос. Но наиболее важное дополнение к учению Аристотеля было сделано крупнейшими философами средневековья.

Наряду с потребностью они назвали второй (по порядку, но не по значимости) источник ценности и цены – труд и расходы. Без справедливого возмещения труда и расходов общество, основанное на разделении труда, не могло бы существовать. Таким образом, была установлена зависимость рыночных цен, с одной стороны, от спроса, определяемого потребностями и денежными средствами покупателей, и, с другой – от предложения, опре6деляемого трудом и расходами, хотя соотношение этих “ценообразующих факторов”, роль каждого из них в формировании цен долгое время оставались неисследованными. Одни авторы преувеличивали значение спроса, особенно полезности, другие —  значение издержек, особенно труда. Проблема спроса и предложения как факторов, определяющих рыночную цену, получила принципиальное разрешение в 1890 г. в работе А. Маршалла “Принципы политической экономии”: “Мы могли бы с равным основанием, — писал он, — спорить о том, регулируется ли стоимость (ценность) полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц. Действительно, когда одно лезвие удерживается в неподвижном состоянии, а резание осуществляется движением другого лезвия, мы можем, как следует не подумав, утверждать, что резание производит второе, однако такое утверждение не является совершенно точным и оправдать его можно лишь претензией на простую популярность, а не строго научным описанием совершаемого процесса”.

 

ГЛАВА 1. Закон спроса, кривая спроса. Неценовые ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС

 

Под спросом в экономической науке понимают желание иметь что-либо плюс готовность и способность заплатить за это «что-то» определенную сумму денег. Если сформулировать идею бо­лее точно, спрос — это то количество товара, которое люди го­товы купить на рынке по данной цене в определенный проме­жуток времени.

Поскольку спрос и цену определяют разные факторы, их целе­сообразно разделить на две группы: (1) цены и (2) условия спроса.

Цены (при неизменных условиях спроса)

Как правило, спрос на товар тем больше, чем ниже цена. Это происходит потому, что если вы приобрели какое-то число единиц товара, ваша потребность уже частично удовлетворена, и поэто­му вы купите дополнительные единицы того же товара только по более низкой цене. Это совпадает с тем, что каждый из нас видит ежедневно. «Зимняя распродажа, цены снижены», — за­зывают нас витрины магазинов: ведь их владельцы хотят изба­виться от запасов одежды.

Можно составить таблицу и в ней показать, сколько яиц захо­тел бы купить обычный человек по разным ценам. Если яйца стоят очень дорого, потребитель будет по мере возможности заменять их другими продуктами питания; если яйца дешевы, их могут поку­пать даже впрок. Сложив рыночный спрос всех покупателей яиц по различным ценам за данный период времени, мы получим таб­лицу рыночного спроса (market demand schedule

Известно одно исключение из этого закона, получившее название парадокса Гиффена. Английский экономист Роберт Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого возросла, существенно увеличился. Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос. Однако, подобная ситуация представляет единственно возможное исключение из общего закона спроса.

Может случиться так, что домашние хозяйки предъявят спрос на большее количество яиц и при данной цене. Иными слова­ми, сам график спроса может измениться. Допустим, фермеры объединились и провели рекламную кампанию, в которой рас­сказывается о том, какие вкусные блюда можно приготовить из яиц. В результате потребители предъявят спрос на большее ко­личество яиц по каждой возможной цене (табл. 1).

Факторы спроса

Если нанести данные этой таблицы спроса на тот же рис. 1, то кривая D1 пройдет правее кривой D. Если условия изменились бы и спрос снизился, то, очевидно, новая кривая спроса прошла бы относительно первоначальной левее.

Таким образом, на графике показана зависимость величины спроса (1) от цены товара и (2) от условий спроса. Цена опреде­ляет общий вид кривой спроса — кривая опускается слева на­право. Условия спроса определяют расположение кривой спроса на координатной плоскости: увеличение спроса сдвигает ее

 

Рис. 2. Линия спроса.

 

Рис. 3. Изменение объема спроса и сдвиг линии спроса.

 

       P                                                             P

              D                                                           D1                     D2

 

       P1                                                            P1   

 

 

       P2                                                                                             P2

 

                                          D                                                 D1                             D2

      O

                  Q1               Q2           Q                     О      Q1          Q2        Q3           Q4      Q

 

впра­во, уменьшение — влево. Для большей ясности изменения спроса, вызванные изменением цены, впредь будем называть расширени­ем (extension) или сокращением (contraction) спроса, а изменения, связанные с новыми условиями спроса, — увеличением (increase) или уменьшением (decrease) спроса.

Таблица 1.

Увеличение спроса

 

Цена за одно яйцо, пенсы

Величина спроса, тыс. яиц

12

10

8

6

4

2

12

20

25

30

37

49

 

Условия спроса могут измениться в краткосрочной перспек­тиве под воздействием некоторых явлений.

1) ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕН ДРУГИХ ПРОДУКТОВ

Фактически все продукты конкурируют друг с другом за наши ограниченные доходы, поэтому все товары и услуги в некоторой степени могут заменять друг друга. Когда цены других продуктов падают, рассматриваемый нами товар становится относительно более дорогим, и, следовательно, спрос на него сокращается. На­против, когда цены других продуктов растут, анализируемый товар становится сравнительно дешевым, и спрос на него расширяется. Влияние цены другого товара на спрос на данный товар про­является более отчетливо, если оба эти продукта — близкие за­менители друг друга, или, как говорят экономисты, субституты (substitute). Предположим, что жареные помидоры на завтрак — это хорошая замена яичнице. Поэтому если цена на помидоры снизится, многие домашние хозяйки охотно предпочтут их яй­цам. В результате, хотя первоначальная цена на яйца не увеличилась, спрос на них падает. Точно так же, если товары допол­няют (complement) друг друга, то изменение цены одного из них существенно сказывается на спросе на другой. Например, сни­жение цен на автомобили приведет не только к росту продаж автомобилей, но и к расширению спроса на бензин и автопо­крышки.

2) ИЗМЕНЕНИЯ ВКУСОВ И МОДЫ

Умелая рекламная кампания увеличивает спрос на яйца, а, ска­жем, слух о том, что яйца — причина инфекционного заболева­ния, его снижает.

3) ОЖИДАНИЯ БУДУЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ ЦЕН ИЛИ ПОЯВЛЕНИЕ

ДЕФИЦИТА

Опасение, что на следующей неделе цена на яйца может значи­тельно подняться, подтолкнет людей закупить яйца впрок, и как результат спрос на яйца возрастет.

4) ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Введение налога с продаж на яйца увеличит цену яиц и приве­дет к уменьшению спроса; введение дотации окажет противопо­ложный эффект.

В долгосрочной перспективе условия спроса также могут из­мениться под воздействием ряда явлений.

5) ИЗМЕНЕНИЕ РЕАЛЬНОГО ДОХОДА

Если у всех покупателей реальные доходы (то есть денежные до­ходы, скорректированные на рост уровня цен) выросли, то люди могут позволить себе увеличить потребление яиц, и спрос на них скорее всего вырастет. Но, возможно, теперь люди смогут позво­лить себе на завтрак грибы, то есть этот продукт заменит яйца, ставшие теперь менее востребованным или престижным товаром (inferior good).

6) ВЫРАВНИВАНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ДОХОДОВ

Материальные ценности страны могут быть распределены так, что в ней окажется лишь несколько очень богатых людей, а все остальные будут очень бедны. Если в прошлом многие бедные люди не могли позволить себе есть яйца, то меньший разброс в величине доходов будет способствовать росту спроса на этот продукт.

7) ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ И СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ

Дополнительное количество людей, выходящих на рынок со свои­ми доходами, увеличивает спрос, особенно если яйца занимают в их диете прочную позицию.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Закон  ПРЕДЛОЖЕНИя, кривая предложения. Неценовые ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИе НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Предложение (англ. – supply) – это готовность фирм, изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров по данной цене. Цена и количество товара здесь изменяются и взаимодействуют однонаправленно: повышение цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. И наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынки. Важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. Чем выше эти доходы, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке. В то же время рыночное отношение предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по экономии или переориентации ресурсов, изменению технологий, корректировке объемов выпуска товаров.

Рассмотрим характеристику предложения более детально.

По трактовке западных экономистов объем предложения – это количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время, т.е.:

Предложение – это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженною в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.

Объем и структура предложения характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции потребляется в производстве.

К товарному предложению относятся все товары, находящиеся на рынке, включая товары в пути. Оно формируется за счет объема и структуры товарной продукции производства, товарных запасов и импорта. На него оказывают влияние возмещение естественной убыли в торговле, расходы на уценку и снижение цен.

В каждый момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели и привезли на рынок много товара, другие – мало. Одни из них затратили на производство меньше средств и производства труда. У других затраты  на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковыми бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличить предложение (при наличии конкурентов).

Объем предложения у каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, придержат часть его на складе. Если цена будет высокой, то они предложат рынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются максимально увеличить предложение товаров, попробуют сбыть даже бракованные изделия.

Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства – производственных затрат, которые многие экономисты определяют как важнейший фактор, воздействующий на предложение. Производитель, если на него не оказывается экономического давления, действует, соблюдая свои собственные интересы, т.е. стремится максимизировать получаемую им прибыль (разницу между выручкой от реализации и затратами на производство). Это означает, что производитель всякий раз выбирает такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. На первый взгляд кажется, что уменьшение объема производства ведет к увеличению выручки (валового дохода). Но оказывается, что каждая фирма имеет пределы своего роста. Рост фирмы и, следовательно, предложения на рынке за этими пределами ведет к увеличению издержек производства, например, таких, как транспортные расходы, затраты на управление производством и реализацию продукции из-за возросших трудностей и т.д.

Цены ресурсов непосредственно воздействуют на издержки производства и через них – на объем предложения. Но величина затрат на ресурсы в экономическом смысле не тождественна сумме денежных издержек производства. Ресурсы, как правило, имеют несколько возможных сфер применения, поэтому экономист стремится учесть все альтернативные способы применения ресурсов. Например, фермер, который арендует участок земли, сталкивается с вопросом: что на этой земле выращивать – яблоки или пшеницу? Известно, что один гектар земли, отведенный под яблоки, приносит доход в два раза больше, чем тот же гектар, отведенный под пшеницу. Нетрудно догадаться, какой выбор сделает фермер. Но если он все же выбрал пшеницу, то в его издержки включается вся сумма упущенного им дохода от возможного использования этой земли под яблоки. Таким образом, в качестве затрат на ресурс должна учитываться и денежная выручка от наиболее выгодного использования ресурса.

Технический прогресс приводит к снижению затрат на производство и последующему увеличению объема предложения. Государство, осуществляя законодательную деятельность, устанавливает правила проведения экономических агентов, взимает налоги с производителей. Налоговая политика разрабатывается не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью оказать то или иное влияние на производство товаров (в некоторых случаях выплачиваются дотации). Государство занимается регулированием цен и стандартизацией товаров. Иногда оно прямо вмешивается в процессы производства и обмена.

На микроуровне говорят об индивидуальном предложении (отдельных производителей на частном, отдельном рынке), на макроуровне – о совокупном предложении – реальном объеме производства, который может быть получен всеми товаропроизводителями при различных уровнях цен.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Легко заметить, что приведенная ниже таблица показывает положительную, или прямую связь между ценой и количеством предлагаемого продукта.

 

Таб. Предложение кукурузы индивидуальным производителем

 

Цена за бушель (дол.)

Величина предложения в неделю

5

60

4

50

3

35

2

20

1

5

 

С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Он просто показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низким ценам. Почему? Это в основном также диктуется здравым смыслом.

Напомним, что цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель оказываясь в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой товар к продаже на рынке.

Между ценой и величиной предложения существует прямая связь: она имеет место на рынке, где складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно также отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсцисс (Q) служит для обозначения количества товара, доставленного на рынок, а ось ординат означает движение цены (Р) в ситуации, когда при цене 5 долларов за единицу товара предложение товара составит 18 изделий, при цене 4 доллара – 16, 3 доллара – 12, 2 доллара – 7 и при 1долларе ни одного изделия, график предложения получит форму кривой предложения (рис.4).

Кривая предложения – это кривая, показывающая, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Кривая предложения представляет собой плавно изогнутую и поднимающуюся кверху кривую. Она иллюстрирует зависимость между рыночными ценами и количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. Эту зависимость Антуан Огюстен Курно описал математически в виде формулы

S = f (P)

Где S – предложение;

F – функция, и назвал ее законом изменения предложения.

Суть изменения предложения состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ

На кривую предложения все возрастающую роль оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и изменять предложение товара. Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов и труда, кривая предложения более крутая.

Предложение является функцией всех факторов, определяющих его изменение:

S = f (P, Pr, K, T, N, B)

Где Pr – цены ресурсов; K – характер применяемой технологий; T – налоги и субсидий; N – количество продавцов; B – прочие факторы.

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Аналогично спросу необходимо различать изменение предложения и изменение объема предложения. Объем предложения имеется тогда, когда изменяется только цена товара. Изменение предложения происходит, когда меняются другие факторы, которые раньше принимались за постоянные. Предположим, что используется новая технология, которая позволяет при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо, в положение S1S1. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара. Так, при цене P1-Q2>Q1, а при цене P2-Q3>Q2 (рис.5).

Если увеличиваются налоги, растут издержки потребления. Кривая предложения смещается влево в положение S2S2. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит меньшее количество товара (Q).

На графике кривой предложения (рис.4) отражено изменение величины предложения под воздействием только лишь динамики цен. Но не учтено, что на величину предложения товаров на рынке влияют и другие обстоятельства:

А) изменение цен на факторы производства. Товары предлагаются на рынке по определенным ценам, которые отражают цены затраченных в производстве факторов (труда и средств производства). Если по каким-то причинам увеличиваются цены на эти факторы, то издержки производства продукции возрастают, расходы фирмы повышаются. А это влечет за собой создание меньшего количества изделий. И наоборот, когда уменьшаются цены на факторы производства, то уменьшаются издержки производства, возрастает выпуск продукции;

Б) технический прогресс и производительность труда. Совершенствование техники, технологии производства и организации работы ведет к сокращению издержек на изготовление единицы продукции. Это позволяет увеличить выпуск товаров;

В) погодные условия. Этот фактор оказывает большое влияние на сельскохозяйственное производство. Колебание погодных условий может оказать благоприятное или неблагоприятное воздействие на издержки сельскохозяйственного труда и на сбор урожая в растениеводстве.

Данные факторы сказываются на величине предложения товаров на рынке, а тем самым и на уровне рыночной цены. Динамика цены наглядно представлена на графике изменения предложения (рис.6).

Начальная позиция на рисунке 6 отражается в следующих параметрах. Кривая спроса D1-D2 не изменяется. Исходная величина предложения Q1. В этом случае образуются равновесная точка T1 и равновесная цена P1.

Когда величина предложения возрастает (Q1-Q2), тогда кривая предложения смещается вправо: от S1-S2 до S3-S4. Точка равновесия сдвигается вправо и вниз (T1-T2). Тогда рыночная цена снижается с Р1 до Р2.

Если же величина предложения уменьшается, то для этого случая в качестве исходного момента можно принять кривую предложения S3-S4. Свертывание предложения (Q2-Q1) скажется на перемещении кривой предложения влево, от S3-S4 к S1-S2. Равновесная точка сдвинется влево и вверх (от Т2 к Т1). В итоге рыночная цена возрастет с Р2 до Р1.

Выходит, что при прочих равных условиях увеличение предложения со стороны производителей, продавцов вызывает снижение рыночной цены, а его свертывание – подъем цены.

Нам, наконец, стало ясно, как изменяется рыночная цена под воздействием спроса и предложения. Основные варианты соотношения спроса и предложения, от которых зависит уровень цены, я проанализирую в следующей главе.

 

 

ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Рыночное равновесие

 

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 2.1. а DD – линия спроса, SS – линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты – цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD  и SS, которым соответствуют объем QE   и цена    PE. Их называют соответственно  равновесным объемом (QE = QD = QS)  и равновесной ценой (PE = PD = PS).

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE , рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются  эффективные стимулы и изменению сложившейся ситуации.

Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, P1. При такой цене объем спроса составит, очевидно, QD1, тогда как объем предложения – QS1.

 

Избыток предложения

 

 Рис. 2.1. Равновесие.  а – по Вальрасу.

 

     P

                    D                     S

    P1

 
   

 

 

       PE                                               E

 
   

 

 

 

 

Избыток спроса

 

       P2    

 

          D                                           S                     

 

     O

                    QS2  QD1  QE    QS1  QD2          Q

 

В этом случае избыток предложения (QS1 – QD1) ,будет оказывать понижающее давление на цену P1. Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне Р2, объем спроса QD2 окажется выше объема предложения QS2.  Здесь избыток спроса (QD2  — QS2), будет оказывать повышающее давление на цену Р2. В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором – через конкуренцию покупателей. Заметим, что одно и то же  лицо может выступить как покупатель при цене Р2 и как продавец того же товара при цене Р61.

Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Вальрасу. Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса  над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.

    P

 Рис. 2.1. Равновесие.  б – по Маршаллу.

 

             D                                        S

   PD1

   PS2

 

                                      E

   PE

 

   PD2 

   PS1

 

          S                                              D

 

 
   

 

 

      O             Q1                  QE             Q2            Q  

 

Равновесие по Маршаллу иллюстрирует рис 2.1 b. Если объем предложения ниже равновесного уровня QE, цена спроса выше цены предложения, например при Q1    PD1>PS1 , что побуждает продавцов увеличить объем предложения. Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например при Q PS2. > PD2, что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения  — PS = PD  = PE .

Различию в этих подходах мы обязаны “обратным” расположением осей координат на графиках спроса и предложения. Маршалл оперировал прежде всего понятиями “цена спроса” и “цена предложения”, поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид:

                                                 PD = PD (Q ) ,

                                                 PS = PS  (Q ) ,

А условием равновесия являлось равенство:

                                           PD  (Q)  = PS  (Q).

Объемы спроса и предложения, как независимые переменные, откладывались по оси абцисс.

Вальрас же  сосредоточил внимание на объемах спроса и предложения при данных ценах. Поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид:

                                            QD    = QD   (P)

                                            QS    = QS    (P),

А условием равновесия являлось равенство:

                                            QD (P)  = QS (P).

Современная экономическая  теория оперирует функциями спроса и предложения по Вальрасу, а их графическими отображениями по Маршаллу. Это не влияет на результаты анализа взаимодействия спроса и предложения, за исключением некоторых моментов.

Экономические процессы протекают во времени. Описывающие их модели делятся на два класса: динамические и статические. Динамическими обычно называют модели, непосредственно учитывающие фактор времени. В этих моделях все переменные являются функциями времени, которое в силу этого само становится важной переменной.

Сравнительная статика рынка. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде.

В статических моделях фактор времени явно не учитывается. Они представляют собой как бы мгновенные “фотоснимки” динамических процессов. Сравнение таких мгновенных состояний называют методом сравнительной статики. При этом обычно сравниваются различные равновесные состояния рынка, тогда как сам процесс перехода от одного состояния к другому остается как бы “за кадром”.

Метод сравнительной статики можно проиллюстрировать анализом сдвига равновесия. Такой сдвиг показан на рис. 2.2., где линии спроса и предложения имеют “нормальный” (соответственно отрицательный и положительный) наклон. На рис. 2.2. а сдвиг линии спроса приводит к росту равновесной цены с P1  до P2 при  одновременном увеличении равновесных объемов с Q1 до Q2. На  рис.  2.2.,б сдвиг линии предложения влево ведет к повышению равновесной цены при одновременном сокращении равновесного объема. Комбинируя обе части рисунка, мы можем рассмотреть различные варианты сдвига равновесия в результате одновременного сдвига линии спроса и предложения.

 

(б)

 

(а)

 

         Р                                                            P   

 

                                 D2                     S                         D             S2

 
   

 

 

         Р2                                        E2                    P2                              E2

                 D1                                    D2                  S2        

                                                                                                                S1

 

        Р1                                 E1                                                  P1                                                         E 1

 

                  S            D1                                                                                                                  D     

                                                                                     S1

 

             О           Q1              Q2           Q          O            Q2            Q1             Q

 
 

Рис. 2.2. Сдвиг равновесия.

 

 

 

 

Хотя метод сравнительной статики не учитывает в явном виде фактор времени, косвенное его включение становится возможным посредством учета различий в скорости приспособления предложения к изменениям в спросе.

Для этого при использовании метода сравнительной статики принято различать три периода. Первый, в котором все факторы производства рассматриваются как постоянные, называют мгновенным периодом (синонимы: очень короткий, рыночный). Другой, в котором одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная, называют коротким периодом. Третий, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные, называют длительным периодом. Некоторые экономисты выделяют еще и четвертый, очень длительный (или “ вековой”) период, в течение которого может изменяться не только объем применяемых ресурсов и интенсивность их использования, но и характер применяемой технологии.

В мгновенном периоде продавец вообще лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы. Однако тот факт, что продавец обладает фиксированным количеством товара, не означает, что все это количество должно быть обязательно продано независимо от уровня цены. Многое зависит от природы данного товара. Если товар скоропортящийся и не подлежит хранению, линия предложения будет перпендикулярна оси абцисс. Как видно из рис 2.3 а , в этом случае равновесная цена определяется исключительно спросом, точнее, срвпадает с ценой спроса, тогда как объем продаж однозначно задан объемом предложения и не зависит от функции спроса.

       
 

(а)

 

 

(б)

 

 

 

 

            P                                                       P

                  D1             S

                                                                                   D1           S

           PE1                      E1                           PE1                            E1     

                    D0                                                                                            D0                                   D1

                                              D1

           PE0                      E0                           PE0                                            E0    

                   D2                                                     D2   

                                               D0                                                                                              D

           PE2                      E2                           PE2                                 E2

 

                                                D2                                          S                                         D2

 

       
       

 

 

             O                 QK             Q                  O                 QE2 QK              Q     

 

 
 

Рис. 2.3. Равновесие в мгновенном периоде.

а –товары, не подлежащие хранению; б – товары, подлежащие хранению.

 

 

 

 

 

 

Если товар не подлежит порче и может быть сохранен, то линия предложения может быть представлена состоящей из двух сегментов: одного, имеющего положительный наклон, и второго, представленного вертикальным отрезком (рис 2.3b). При цене РE o продавец предложит к продаже весь фиксированный объем товара QK.. Точно также он поступит ив том случае, если цена превысит уровень РEo, например РE1. Однако при цене ниже РEo, например, РE, объем предложения составит QE2 , тогда как количество товара в размере QK — QE2 может быть сохранено до наступления более благоприятной конъюнктуры. Если же хранение избытка затруднено или связано с высокими затратами, не возмещаемыми ожидаемым повышением цены, соответствующее количество товара может быть распродано по бросовым ценам. В качестве примера можно указать на распродажу капусты накануне приближения заморозков.

В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но их использование, а значит, и объем продукции могут изменяться за счет изменения объема применения переменных факторов (число отработанных человеко-дней или человеко-часов, расхода сырья и материалов). Эти изменения, однако, не могут выходить за пределы технической производственной мощности.

 

            P                          D3             S     

       
   

Рис. 2.4. Равновесие в коротком периоде.

 

   
 

 

 

           PE3                                            E3

                                  D2                                             D3           

 

           PE2                                                                   E2

                            D1                                                    D   

 

 

           PE1                                 E1   

 

                           S                                 D1  

            O

                                           QE1      QK            Q      

 

В коротком периоде линия предложения ( рис 2.4.) также состоит из двух сегментов. Первый, имеющий положительный наклон, ограничен по оси абцисс точкой, соответствующей производственной мощности QK. Второй участок кривой предложения представлен вертикальным отрезком, что указывает на невозможность выйти в условиях короткого периода за пределы, ограниченные наличной производственной мощностью. Вплоть до этой границы равновесный объем и цена определяются пересечением линий спроса и предложения, а за ее пределами, как и в мгновенном периоде, цена определяется спросом, тогда как объем предложения – размером производственных мощностей.

Наконец, в длительном периоде производитель может не только варьировать интенсивность использования производственных мощностей, но и изменять их размеры, а значит, и масштабы производства.

На рис 2.5 представлены три ситуации, возможные в длительном периоде. В первом случае, когда изменение масштаба производства происходит при неизменных затратах, рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены. Во втором, когда изменение масштаба производства происходит при возрастающих затратах (скажем, за счет роста цен на

(в)

 

           
           

(б)

 

(а)

 

 

 

         P                                          P                                   P     D1

              D1              D2                                                      D2           S                       D2

        PE            E1      E2    S         PE2                                   E2         PE1                  E1

                                                           D1

                        D1           D2             PE1            E1        D2    PE2                       E2            

                                                                                                         D1 

                                                                       D1                                            D2           S  

 

           
           

 

 

           O      QE1    QE2           Q        O    QE1     QE2   Q       O     QE1    QE2       Q

 
 

Рис. 2.5. Равновесие в длительном периоде. а – при неизменных затратах; б – при возрастающих затратах; в – при снижающихся затратах.

 

 

 

 

 

 

используемые ресурсы), рост равновесного объема сопровождается и ростом равновесной цены. В третьем, когда изменение масштаба производства происходит при снижающихся затратах (скажем, за счет снижения цен на используемые ресурсы), рост равновесного объема сопровождается снижением равновесной цены.

       
   
   

Рис. 2.6. Переход от короткого к длительному периоду.

 

 

 

 

          P          D1        S0           

 

          P1                        E1             S1

 

          P2                                                        E2

 

                      D0                                      D1           

          P0                          E0      

 

                  S0   S1                      D0      

 

             O                 QK       Q2                  Q

 

На рис 2.6. показано приспособление предложения к изменившемуся спросу в длительном периоде. Здесь So  S o – линия предложения, а Do D o— линия спроса в коротком периоде. Как видим, спрос и предложение сбалансированы при цене Рo на уровне полного использования производственной мощности Q K.

Допустим, что спрос внезапно вырос и представлен теперь линией D1 D1 , лежащей правее линии Do Do   . Поскольку резерв мощности отсутствует, новое равновесие достигается исключительно за счет повышения цены до Р1 при сохранении, естественно, прежнего объема продаж QK. В длительном периоде масштаб производства увеличивается за счет ввода новых мощносей и линия предложения смещается в положение S1 S1 ( при возрастающих затратах). Новое равновесие достигается в точке Е2 при цене Р2 , более высокой, чем Рo , но ниже, чем Р1 , и объеме производства Q2 , большем, чем QK.

Различие ситуаций равновесия, представленных на рис. 2.6., важно при оценке уровней цен на различных рынках. Например, высокие цены на легковые автомашины в России оказываются близкими к равновесным, если рассматривать их с точки зрения короткого периода, когда производственные мощности по выпуску их фиксированы, а коэффициент их использования высок. Однако они представляются защищенными с позиций длительного периода, в течение которого возможен рост мощностей, строительство новых предприятий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В 60 – 80 – х годах в условиях отсутствия реального рынка средств производства в СССР широкое распростанение получила концепция “цен плановой сбалансированности” (ЦПС). Суть ее заключалась в том, что с помощью некоторых расчетных процедур возможно имитировать рыночный процесс образования равновесных цен и объемов. Такую имитацию предполагалось осуществлять путем построения балансов производства и распределения новой техники и определения на основе этих балансов объемов производства и цен соответствующих изделий.

По идеологическим соображениям цены спроса были переименованы в “верхние пределы цены”, цены предложения – в их “нижние пределы”, общественный выигрыш был назван “народохозяйственным эффектом”, а излишки покупателей и продавцов – эффектами соответственно потребителей и производителей. Задача заключалась в том, чтобы определить цены, балансирующие производство и потребление данной продукции (ЦПС) и одновременно максимизирующие народнохозяйственный эффект от производства и применения новой техники.

Однако, попытки внедрить эту концепцию в практику не дали положительного результата. И не только в силу непоследовательности органов ценообразования, но и из – за принципиальной невозможности имитации рынка.

Причина неудачи заключалась в отсутствии у органов ценообразования информации о функциях спроса  и принципиальной возможности получить ее в приемлемые сроки. “Рынок, — писал Фридрих Хайек, — это единственно доступный способ получать информацию, позволяющую индивидам судить о сравнительных преимуществах того или иного употребления ресурсов, о которых у них имеется непосредственное знание… Рассеянность этого знания представляет собой его сущностную характеристику, и его невозможно собрать вместе и вручить властям, вменив им в обязанность создание продуманного порядка”.

Проблема спроса и предложения является основным фактором рыночной цены.

В работе показана зависимость рыночных цен, с одной стороны от спроса, определяемого потребностями и денежными средствами покупателей, и, с другой – от предложения, определяемого трудом и расходами.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Кэмпбелл Р. Макконнелл. Стенли Л. Брю (профессор экономики Тихоокеанского лютеранского университета)“ Экономикс” (Принцыпы, проблемы и политика). Тринадцатое издание, перевод с английского, (заслуженный профессор экономики в отставке Университета шт. Небраска). Издательство “Инфра – М”. Москва, 2000.
  2. В. М. Гальперина, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. “Микро – экономика” общая редакция. Санкт – Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт – Петербург, 1999.
  3. “Экономика предприятия” Под редакцией доктора экономических наук, профессора н. А. Сафронова. Изд. “Юристь”. Москва, 2000.
  4. Брю, Макконел «Экономикс» Нью Йорк, 13-е издание 2002 г.
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. — М.: Юристъ, 2001 г.
  6. Булатов Е.М. «Экономика» , Москва 1999г. стр.245
  7. Шишкин А.Н. «Экономическая Теория» Москва 1995, стр 323, т.1
  8. Камаева А.М. «Экономическая теория» Москва 1993, стр. 176
  9. Курманалиев Г.З. «Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике» Алматы 1999г., стр. 125
  10. Нургалиев А.Н. «Экономика Казахстан», Алматы 1998 год, стр. 153
  11. Чепурин, Киселева «Курс Экономической Теории», Москва 2000г., стр.324
  12. Статистический ежегодник Республики Казахстан. Агентство по статистике РК. — А.: 2003. с-103.
  13. Экономическое обозрение Национального Банка Республики Казахстан. Выпуск 2. // Официальное издание Национального Банка. ИА «Eсonomix Data», 2001.