Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Казахский Национально Технический Университет им. К.И. Сатпаева
Кафедра: Министерства Образования
Реферат
Восстание под руководством Исатая Тайманова
Выполнил: ст-т группы ГРб-04-7р
Нурабаев М.Б.
Проверил: препод.
Мурат К.М.
План
- Введение
- Причины восстания
- Начало и ход восстания
- Последствия восстания
- Литература
Введение
Освободительная борьба народных масс в 1833 — 1838 гг., кульминацией которой явилось крестьянское восстание, в период своего подъема имело антиханскую и антиколониальную направленность. Она выходила за рамки борьбы за землю, хотя этот момент был определяющим в ее социально-экономических мотивах.
Причины восстания. Со второй четверти XIX в в Букеевском ханстве нарастало экономическое давление на трудовое население аулов, круто ломался ряд важных сторон сложившегося веками общественного уклада. Воспитывавшийся в доме астраханского губернатора, Жангир-хан вернулся в степь с «аристократически-цивилизаторсками» планами перестройки общественного бытия и политической структуры в ханстве, начиная от некоторых обрядных обычаев, кончая земельными отношениями, налоговой политикой и ханским двором. На основе отсталого полукочевого казахского общества он задумал создать региональное, своеобразное «просвещенное» ханство, послушное в равной степени ханской и политике царского престола. Однако кочевые и полукочевые общины не были готовы к восприятию этих ханских «нововведений».
Политика проводимая с большим упорством ханской властью с односторонней опорой на местные органы царской администрации и на часть, в основном, состоявшей на службе царской власти крупной и средней местной знати, привело к резкому усилению ханского и колониального гнета, к массовой узурпации аульно-общинных земель знатью. Как следствие этого, она вела к серьезному расстройству хозяйственной жизни, к падению экономического потенциала аульных коллективов, к заметному умножению числа обедневших и бедняцких хозяйств, к резкому падению авторитета и влияния ханской власти, к стремлению изменить существующие порядки.
В такой обстановке произошло восстание масс казахских шаруа-скотоводов, основательно потрясшее ханство, особенно в 1836-1837 гг. Народно-освободительное движение первоначально охватило южные районы ханства, примыкавшие к побережью Каспийского моря. Здесь находились удобные, богатые пастбищные угодья. Они являлись владениями князя Юсупова и графа Безбородко. Сюда устремлялись, в основном, безземельные и малоземельные кочевые общины, выбитые из жизненной колеи общинники, надеявшиеся приобрести пастбища на сносных арендных условиях или наняться рабочими на рыбные промыслы. Со временем население здесь оказалось столь плотным, а власть ханских агентов и сборщиков налогов сверх «казенных» управляющих столь разорительной, что земельная теснота и поборы на этом участке были более острыми и значительными, чем в других районах ханства. Только на землях упомянутых владельцев (около 300 тыс. десятин) к середине 30-х годов кочевало более одной трети населения орды, около 7 тыс. кибиток. На зиму сюда перегонялось множество скота, доходившее до 200 тыс. лошадей и более полумиллиона голов баранов, в большей части принадлежавших богатым султанам и биям.
Освободительное движение, возглавленное Исатаем Таймановым и Махамбетом Утемисовым, прошло в своем развитии три этапа. Первый этап включает 1833-1836 гг. и характеризуется как период подготовки к вооруженному восстанию. Второй этап начинается с выступления повстанцев против хана (начало 1837 г.) и продолжается до их поражения — середины ноября 1837 г. Третий этап охватывает период с момента перехода небольшой группы повстанцев во главе с Исатаем и Махамбетом на левобережье Урала (середина декабря 1837 г.), передислокация сил для новой битвы и окончательное поражение в бою близ р. Акбулак (середина июля 1838 г.).
Недовольство масс шаруа и многих аульных старшин политикой и управлением хана быстро нарастало. Поводом для его вспышки послужило назначение Жангиром в 1833 году своего тестя Караулхожи Бабажанова правителем родовыми подразделениями, занимавшими своими кочевьями побережье Каспийского моря. Этот акт хана был расценен многими на местах как полное игнорирование их интересов и воли аульных общин и как вызов брошенный им. Нового управляющего знали как жестокого угнетателя рядовых кочевников, как крупного поставщика-торговца и сторонника силового управления. Он также был известен как один из ближайших и ревностных проводников и исполнителей новой ханской политики. Имело значение и то обстоятельство, что по установившимся народным взглядам он, имея свое происхождение из ходжей, не был правомочен управлять казахскими родами. Групповые прошения и предупреждения, направленные хану кануне и после принятия им решения о назначении Бабажанова, оставались без внимания. Доведенные до отчаяния народные массы начали открытое антиханское движение.
В эпицентре общественного брожения и движения оказались аулы рода берш, кочевавшие на юге, во главе со старшиной Исатаем Таймановым, в последствии ставшим руководителем восстания. Он имел большой опыт управления народными массами, отличался смелостью и решительностью, обладал качествами военачальника. К нему с самого начала присоединился МАхамбет Утемисов, пламенный оратор, одаренный поэт-импровизатор, уже успевший завоевать к этому времени известность в народе не только красноречием, решительным характером и глубоким умом, но и защитой интересов рядовых кочевников. Таким образом, на заре формирования освободительного движения на юге ханства встретились два выдающихся деятеля — Исатай Тайманов и Махамбетом Утемисова.
Положение на юге ханства принимало серьезный оборот, весьма опасный для ханского режима и стоящих за ним колониальных властей. Чтобы упредить нежелательное для него нарастание событий, Жангир-хан прибегает к политике «пряника и кнута». Он пытается обласкать Исатая и Махамбета, приглашает их на важные собрания и съезды при ханском дворе, представляет царским чиновникам при посещении последними ханских детей. Одно время Махамбет был придворным певцом, воспитателем ханских детей, и Жангир имел намерение взять его в Петербург в составе своей свиты для посещения императорского двора. В 1834 г. Махамбет Утемисов назначается старшиной.
Однако все попытки ханской власти склонить Исатая Махамбета на свою сторону не дали желаемого результата, их антиханские настроениястановились более явными и глубокими. Тогда Жангир перешел к открытому преследованиюих и к насильственным мерам по отношению к ним. н добивается ореста Махамбета Утемисова. Его содержали в тюрьме при Калмыковской крепости с 15 июля 1829 года по сентябрь 1830 года «за агитацию и попытку оставления ханских владений» и переход на левобережье Урала. Готовило также задержание Исатая Тайманова. Назначение управляющим родов, занимавших побережье Каспийского моря Караухожи Бабажанова было произведено, в первую очередь, в отместку против неуступчивости и «своеволия» Исатая и Махамбета, чтобы добиться их изоляции и с целью постоянного контроля за ними. Новый управляющий свою деятельность начал с постановки вопроса перед ханом об «отречении» Исатая от должности управляющего родом берш и о переселении его и верных ему аулов на малоплодородные пастбищные участки. Одновременно хан Жангир просил Оренбургское губернаторство о принятии срочных мер для задержания Исатая Тайманова, Махамбета Утемисова и некоторых других их сподвижников, представляя их как «возмутителей» масс против официального порядка и политики царского правительства в степи. Вписьме к доверенным биям от 17 марта 1836 года хан писал, что Исатай и Махамбет «призывают население к неповиновению верховной власти. Они разгромили аулы старшин Карабекена и Жолана. Повелеваю вам схватить и доставить их в Ханскую ставку.»
Начиная с конца лета 1833 года, жизнь многих ауловюга изменилась. Вместо обычной кочевки аулами вдали друг от друга, родовые общины сходились кочевьями; на дорогах сновали гонцы и вестовые родовых отделений, спешившие с поручениями; устраивались сходы и советы, создавались оборонительные посты вокруг аулов против возможных наподений ханских сатрапов. Для этого «местного» периода развития освободительного движения были характерны следующие черты. Во-первых, население выражало резкое недовольство ханскими биями, управляющими родами в Прикаспийской зоне и требовало их смещения. Во-вторых, одновременно на местах шла активная работа по вовлечению в движение, направленное против политики хана и султанско-байской группировки, все новых и новых аульных общин. Происходила консолидация сил и создание вооруженных оплчений, объединяемых в единую организацию. В одном из писем в Оренбургскую пограничную комиссию в мае 1836 года хан Жангир характеризовал Исатая и Мзамбета как людей «совершенно вредных», и просил поймать их и «удалить из Орды навсегда». В-третьих, участились, особенно с начала 1836 года, нападения на аулы султанов и биев, разгромы их усадеб с захватом скота и земли. Исатай и Махамбет лично руководили несколькими такими рейдами. В-четвертых, многие подродовые и родовые общины в Прикаспийской зоне ханства стали открыто игнорировать власть ханских чиновников ипереходили под управление Исатая. Исатай и Махамбет на одном из народных сходов объявили, что будут управлять самостоятельно, без участия и оглядки на хана. В-пятых, освободительные и антиханскиенатроения распространялись на другие части орды. Освободительное движение охватило все ханство. Так постепенно образовалось два лагеря: ханский и освободительного движения.
Основной социальной базой освободительного движения на всех этапах подготовки и проведения восстания были трудящиеся кочевники-шаруа. Многие участники движения принадлежали к бедным и бенейшим слоям населения. Сами руководители восстания Исатай и Махамбет, их взрослые дети и родственники, активно учавствовавшие в освободительном движении, имели скромные скотоводческие хозяйства, всецело обслуживаемые личным трудом и принадлежали к социальной группе шаруа.
Восстание, возглавляемое Исатаем, по своим движущим силам было крестьянским, что свидетельствовало о глубоком процессе социального расслоения, происходившего в орде. Крестьянский характер восстания во многом предопределил его направление, мотивы и идеологию.
Как всякое крестьянское движение, оно было стихийным в стадии размаха. К слабостям крестьянского движения вообще добавились специфические трудности, свойственные казахскому обществу, — это экономическая и политическая отсталость, традиционн-патриархальный и колониальный гнет, разбросанность населения по аулам, кочевой образ жизни. Все это сильносказывалось на всех этапах освободительного движения.
Начало и ход восстания. К весне 1837 года сложились соновные очаги вооруженного сопраимвления, выходящие за рамки защиты местных аульных интересов. Наиболее крупным из нмх была повстанческая группа, собранная под непосредственным Исатая и Мазамбета. В районах охваченных движением, ханское управление почти полностью было парализовано. Повстанцы сжигали дома, захватывали имущество у знати, угоняли скот с кочевок.
Хан Жангир со дня на день ждавший выступления повстанцев, просил пограничные власти выслать к нему дополнительные военные отряды, убеждая и торопя оренбургскую администрацию предпринять решительные акции против «мятежников». Создавшееся в ханстве положение серьезно тревожило и Оренбургское генерал-губернаторство. Правда царская администрация понимала,что силы были явно неравны и в любой момент при необходимости, она может подавить сопротивление и выступление казахских шаруа.Поэтому оренбургский губернатор, вначале проявлял сдержанность в удовлетворении просьб хана, все таки усилил свою агентурную деятельность в лагере повстанцев. Собранные сведения рисовали следующую картину: по данным от 11 июня 1837 года, старшины Исатай Тайманов и Жунс Жантелин в урочищах Кулбай и Коктобе «собрали до 500 вооруженных однородцев», немногим более чепез месяц в ауле Исатая «собрались до 1000 кибиток и 600 вооруженных киргиз». Число повстанцев в 1837 г. по сравнению с предыдущим годом выросло в 3-5 раз и доходило, если считать все группы, до 4-5 тыс. человек.
В начале августа 1837 г. оренбургский губернатор распорядился задержать руководителей восстания Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Когда этот план не удалось осуществить, было решено организовать ловушку и уговорить Исатая прибыть в Оренбург к губернатору для «выслушивания его претензий к хану. Исатай вначале согласился на приглошение губернатора, но затем отказался поехать к нему, заявив, что он сам берется защищать себя от претеснений.»
Крупные силы повстанцев несколькими группами во главе с Исатаем и Махамбеом постоянно передвигались, все больше приблежаясь к ханской ставке. По пути следования они громили аулы и имения ханских чиновников и знати, отбирали у них земли в ряде мест назанчали своих правителей в родовых подразделениях. В ходе движения повстанцы стремились усилить свое влияние на другие родовые общины, вербовать себе нывых сторонников. Демонстрируя решимость масс и силувыступления перед ханом, они хотели вынудить его пойти на реформы управления. 15-20 октября лагерьповстанцев уже находился в урочище Теректы-Кум, в 60 — 70 верстах от ханской сиавки, а 24 октября Исатай и Махамбет во главе повстанцев численностью, по одним данным, около1500 человек, а по другим сведениям — 2500 — 3000 человек, находились в 40 верстах от ханской ставки через 2-3 дня они развернули свои бивуаки в 4-8 верстах от нее. Осада длилась две недели.
В это время Оребургским губернатором осуществлялась операция по окружению повстанцев и их уничтожению. Выступили хорошо вооруженные регулярные и казачьи части, отдельные воинские подразделения из Кулагинской, Горской крепостей, Зеленовского форпоста, из Уральска и Астрахани. Из оенбурга выехал подполковник Геке для координации и руководства всей операцией против повстанцев. Из числа беженцев и туленгутов был организованный вооруженный отряд при хане, насчитывавший около 600 — 700 человек. Были усилены посты по всей Узеньской и Приуральской линиям, чтобы перекрыть повстанцампуть котступлению. Для руководителей повстанцев, которые стремились избежать столкновения с русской администрацией и, тем более, с вооруженными силами царского правительства было неожиданным появление воинских отрядов. После нескольких дней переписки вначале с ханом, а затем с подполковником Геке, прибывшим в ханскую ставку 30 октября, повстанцы сняли осаду ставки, чтобы избежать окружения и встречи с явно превосходящими, хорошо вооруженными корательными отрядами царского правительства. Однако им не удалось на долго оторваться от преследования карателей.
На рассвете 15 ноября между отрядом Геке, состоявшим из 2 тыс. солдат и ханских людей, и повстанцами в районе урочища Тастюбе произошла короткая, но ожесточенная схватка, в которой повстанцы потеряли до 100 человек убитыми. Разбившись на мелкие группы, они рассеялись в разных направлениях. Попытки Исатая и Махамбета вновь собрать их не увенчались успехом. В дальнейшем действия карательных отрядов были нацелены на уничтожениу основной наибольшей группы повстанцев во главе с Исатаем и Махамбетом, но они, умело маневрируя в территориально ограниченной местности, навязывая противнику мелкие стычки фланговыми группами, смогли избежать открытого стокновения с преследовавшими их отрядами.
Исатай и Махамбет с небольшой группой наиболее стойких в борьбе за свободу сарбазов, потеряв надежду вести усиленную борьбу против хана и султанско-бийской знати, решили искать возможные пути перехода в Зауралье. Несмотря на плотную сеть воинскихпостов, раставленных по обеим сторонам Урала, им удалось в морозную и вьюжную ночь с 13 на 14 декабря 1837 года пробиться в близи Яманхалинского форпоста, уйти в просторы Зауральской степи.
Так завершилось крестьянское восстание в Букеевском ханстве. Но оно перекинулось на левобережье урала. Горстка повстанцев во главе с Исатаем, перейдя за Урал, не думала складывать оружие. Исатай и Махамбет развернули здесь деятельность по концентрации сил для решительной схватки с карательными отрядами царизма и местных феодалов. Им удалось к весне 1838 г. создать крупный повстанческий торяд, наводивший страх не только на султан-правителя Айшуакова и его сторонников, но и на самого Жангир-хана. Оренбургское генерал- губернаторсво направляло в степь все новые отряды для подавления движения Исатая Тайманова на территории Младшего жуза.
12 июля 1838 г. основная группа повстанцев численностью около 500 жигитов в районе междуречья Акбулак и Киул столкнулась с крупным объединенным карательным отрядом, которым командовал полковник Геке. В завязавшемся бою повстанцы проявили настоящий героизм и самопожертвование, но силы были слишком неравными и восставшие были разгромлены, а их руководитель Исатай Тайманов убит.
Овободительная борьба народных масс в 1833 — 1838 гг., кульминацией которой явилось крестьянское восстание, в период своего подъема имело антиханскую и антиколониальную направленность. Она выходила за рамки борьбы за землю, хотя этот момент был определяющим в ее социально-экономических мотивах.
Последствия восстания. После разгрома восстания началось жестокое преследование колониальными властями и ханской верхушкой его участников и сочувствовавших мирных аулов, которые мелкими группами пытались скрыться в степи, частью уходили в приарльские кочевья. Казачьи сотни и специальнные карательные отряды захватывали участников восстания, подвергали разгрому многие аулы.
Участников восстания наказывали палочными ударами, забивали до смерти, приговаривали к каторжным работам, направляли в арестантские роты, ссылали в Сибирь, конфисковывали имущество, отправляли на вечные поселения.
Ненависть народа к хану, султанам-правителям и их окружению, а также к колониальным властям оставалась еще долго после поражения восстания грозной силой, наводившей постоянный страх на тех, против кого она была направлена.
Крестьянское восстание под руководством Исатая Тайманова потерпело поражение. В тех конкретных исторических условиях оно не могло кончиться иначе не только потому, что за ханской властью и султанами-правителями стояла мощь царского правительства, но и потому, что крестьянское движение было локальным и ограниченным, не имело связи с освободительным движением в других частях, Казахстана, тем более происходило без связи с другими освободительными движениями в России. Однако смелость восставших достойна восхищения. Они подняли в крае знамя борьбы против угнетателей на новую степень и передали эстафету борьбы за социальную свободу новым поколениям.
Литература
- История Казахстана (с древнейших времен до наших дней. В 4-х томах)Т.2. Алматы. 1995 г.
- Кузембаев А., Абилев Е.А. История республики Казахстан. Алматы, 2000 г.
- Асфендияров С. История Казахстана (с древнейших времен) Алматы, 1993 г.
- Кан Г. История Казахстана. Алматы, 2002 г.