К.И.Сатпаев (1899-1964)
В истории казахского народа и Казахстана академик Каныш Имантаевич Сатпаев был не только феноменальным провидцем тайн земных недр, выдающимся ученым-геологом и организатором науки, а прежде всего крупнейшим для своего времени мыслителем и естествоиспытателем. Большой общественный и государственный деятель, тонкий политик, внесший свой вклад в цивилизованное индустриальное развитие Казахстана, он был неформальным лидером общества.
Каныш Имантаевич Сатпаев родился 12 апреля 1899 года в Павлодарском уезде Семипалатинской области (ныне поселок Тендик Баянаульского района Павлодарской области).
Доктор геолого-минералогических наук (1942), профессор (1950), первый директор Института геологии казахского филиала Академии наук СССР (1941-1964), заместитель Председателя этого филиала (1942-1946), академик Академии наук СССР (1946), организатор и первый президент АН КазССР (1946), лауреат Государственной (1942) и Ленинской (1958) премий, К.И.Сатпаев был всесторонне развитым ученым – человеком, который мог стать и замечательным писателем, и историком, и вдумчивым педагогом, и математиком. По этому поводу Мухтар Ауэзов говорил: “Большая особенность Каныша заключалась в том, что он и с химиком, и с биологом, и с физиком, и с медиком да и с историком и филологом может разговаривать на их научном языке”.
На выбор профессии юноши повлиял профессор из Томска Михаил Антонович Усов, приехавший в 1921 году лечиться в Баянаул. Он разбудил в К. И. Сатпаеве желание исследовать недра родной земли, отдать их Родине и людям. Позже академик К. И. Сатпаев напишет: «Мне выпала великая честь поднимать социалистическую индустрию…, создавать передовую науку в Казахстане».
В 1926 году К.И.Сатпаев успешно окончил Томский технологический институт и, став первым казахом с дипломом горного инженера-геолога, был направлен в распоряжение Центрального Совета народного хозяйства.
К. И. Сатпаев возглавил геологический отдел треста «Атбасцветмет». На его долю выпала серьезная задача — проведение первых стационарных геологоразведочных работ по планомерному выявлению запасов полезных ископаемых в Жезказган-Улутауском районе. В отличие от англичан и Геологического Комитета при СНК, которые оценивали запасы Жезказгана как скромные, Сатпаев был убежден в огромных запасах руд в этом регионе.
В 1932 году К. И. Сатпаев публикует первую научную монографию “Джезказганский медно-рудный район и его минеральные ресурсы”. К тому времени было установлено, что в рудах Жезказгана более 2 млн. тонн меди, а не 60 тыс. тонн, о которых говорили английские специалисты и сотрудники из Геологического комитета при СНК. Это было доказательством научного предвидения К. И. Сатпаева.
В 1934 году на сессии Академии наук СССР К. И. Сатпаев выступает с докладом «Медь, уголь, железные, марганцевые руды и другие полезные ископаемые Джезказган-Улутауского района», в котором всесторонне обосновывает богатые перспективы Жезказганского месторождения и всего района. Ученые Москвы во главе с В. А. Обручевым убедились в безусловной победе молодого ученого.
К 1937 году разведанные запасы меди позволили назвать Жезказган крупнейшим месторождением меди в мире и обосновать строительство здесь горнорудного предприятия. 13 февраля 1938 года вышел Приказ Наркомтяжпрома о строительстве Жезказганского горно-металлургического комбината.
В своей многоплановой деятельности Каныш Имантаевич не ограничивался лишь геологоразведочными работами, он вел и широкую многоплановую работу по всем направлениям геологической науки.
В 1941 году К. И. Сатпаев назначается директором Геологического института Казахского филиала академии наук СССР, а через год он становится руководителем этого подразделения — будущей Академии наук Республики.
В трудных условиях военного времени свою кипучую деятельность К. И. Сатпаев направил на организацию работы для защиты страны от фашизма. Осенью 1943 года за заслуги в развитии науки и большие научные достижения К. И. Сатпаев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. В эти годы он особое внимание уделял ходу проектирования и строительства Казахстанской Магнитки, Балхаша и Атасуйского горнорудного комбината.
В июне 1946 года К. И. Сатпаев был избран первым Президентом Академии наук Казахстана. В октябре этого же года он был избран действительным академиком Академии наук СССР.
Академия наук Казахстана создавала большую науку с необходимыми подразделениями и институтами, определялись пути развития экономики и культуры, интенсивного использования богатейших минерально-сырьевых природных ресурсов республики. Огромную организаторскую деятельность по управлению наукой и заботу об индустриальном развитии Казахстана К. И. Сатпаев сочетает с оказанием практической помощи промышленным комплексам. По его инициативе проводились выездные сессии Академии наук в крупнейших промышленных регионах республики — Усть-Каменогорске, Атырау, Караганде, Жезказгане, Кустанае. Были открыты новые академические институты: ядерной физики, математики и механики, гидрогеологии и гидрофизики, химии нефти и природных солей, химико-металлургический, горно-металлургический, ихтиологии и рыбного хозяйства, экспериментальной биологии, экономики, философии и права, литературы и искусства, языкознания. Энциклопедическая образованность позволяла Президенту принимать личное участие в создании этих центров большой науки.
Молодая Академия наук Казахстана росла и развивалась. Формировались научные кадры. К. И. Сатпаев всемерно поддерживал и растил талантливую молодежь. Он лично руководил комплексным изучением природных ресурсов полуострова Мангышлак, исследованиями новых месторождений угля, нефти, газа, руд черной металлургии, активно поддерживал строительство канала Иртыш-Караганда.
Диапазон интересов академика К. И. Сатпаева был необычайно широк и выходил за рамки естественных наук. Он был большим знатоком казахской истории, литературы, культуры, этнографии, музыки и фольклора, общеизвестны его археологические изыскания на территории Центрального Казахстана, труды по педагогике и литературе. Он первым оценил значение романа М. О. Ауэзова «Путь Абая», передал 25 народных песен собирателю фольклора А. Затаевичу, оставил множество работ о театре, искусстве, культуре, по воспитанию молодежи.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что К. И. Сатпаев в первую очередь был и остается крупнейшим ученым в области геологической науки. Он создал и возглавил школу металлогении в Казахстане. Разработанный им комплексный подход формационного металлогенического анализа стал основополагающим для геологической науки и практики. Глава всей науки Казахстана был заслуженно признан прежде всего главой казахстанской школы геологов, одним из создателей науки о металлогении. Он оставил после себя большую плеяду ученых, воспитал целую школу металлогенистов Казахстана.
В 1958 году за разработку методологической основы и составление прогнозных металлогенических карт Центрального Казахстана, не имевших аналога в мировой геологической практике, группа казахстанских ученых-геологов во главе с академиком К. И. Сатпаевым была удостоена Ленинской премии. Эта работа показала роль казахстанских ученых и школы К. И. Сатпаева всему миру.
Много сил и энергии отдавал академик К. И. Сатпаев становлению и развитию международных связей Казахстана, укреплению и углублению сотрудничества казахских ученых с учеными России, Украины, Таджикистана, Узбекистана, Грузии, Киргизии. Признанием заслуг К. И. Сатпаева в этой сфере стали избрание его членом Президиума АН СССР и почетным членом Академии наук Таджикистана.
Выдающийся ученый страны, он представлял казахстанскую науку и за рубежом. Так, в 1947 г. он в составе делегации Верховного Совета СССР посетил Англию, где достойно представлял ученых страны. Как член советской парламентской группы был принят Уинстоном Черчиллем, премьер-министром Англии Эттли. В 1958 г. К. И. Сатпаев в составе представительной делегации побывал в Китае, где принял участие в работе геологической конференции КНР. Он был награжден четырьмя орденами Ленина и орденом Великой Отечественной войны, избирался депутатом Верховного Совета СССР и Казахской ССР.
Велики заслуги академика Сатпаева перед отечественной и мировой наукой, перед Казахстаном.
Первое свершение современники назвали подвигом всей жизни К.И: Сатпаева. Благодаря его поискам «Улутау-Жезказганский регион… признан одной из трех уникальных медных провинций мира. Край стал притягательным для десятков тысяч людей, сюда пришла современная индустрия» (В.С. Коптев-Дворников).
Каныш Имантаевич создал и возглавил Институт геологических наук — теоретический штаб по руководству геологическими экспедициями Казахстана и Средней Азии. Сюда отовсюду приезжали за советами и новыми идеями.
Академик Сатпаев стал основателем Национальной академии наук, он был ее первым президентом. Создавая многоотраслевые институты филиала АН СССР, Каныш Имантаевич добился, чтобы в 1944 году было принято постановление правительства о создании АН Казахской ССР. Казахстанские ученые сделали немало выдающихся открытий, и этими научными победами мы опять-таки обязаны К.И. Сатпаеву.
В начале 1942 года в столицу республики поступила шифрованная телеграмма за подписью председателя Государственного комитета обороны И.В. Сталина. Требовалось срочно найти крупное месторождение марганца — необходимого компонента для выплавки броневой стали. Собрали специалистов, попросили на следующий день прийти с предложениями.
Наутро собрались вновь. И К.И. Сатпаев сказал, что руда есть, и ее много, а залегает она в местечке Жезды, что в 45 километрах от Жезказгана.
Проверили рудные образцы дотоле неизвестного месторождения, и началась круглосуточная работа. Тысячи людей трудились на строительных площадках, здесь сконцентрировали много техники. Напряжение нарастало. Каждый день в Государственный комитет обороны поступали, словно с фронта, сводки от строителей Жезды. Через тридцать восемь дней казахстанцы отгрузили первые тонны драгоценной марганцевой руды. За три месяца построили железную дорогу, рудник и рабочий поселок.
Магнитка смогла увеличить производство высококачественного стального проката в три раза. Это было равнозначно выигранному крупному сражению. Добыча марганцевой руды в восточных районах возросла в десять раз, когда ввели в строй Жездинский рудник. Остальные районы страны могли дать лишь 15 процентов руды. Семь из каждых десяти тонн марганцевой руды в годы войны было получено на этом месторождении. Лишь вместе взятые рудники Венгрии, Чехословакии и Румынии могли поставлять фашистской Германии такое количество высококачественного сырья. Жезды и сейчас отгружает в страны СНГ тысячи тонн отличной ферромарганцевой руды. Нужно ли напоминать также, что треть всей меди для фронта дал Казахстан, как и свинец для девяти пуль из десяти.
Миллионы и миллионы гильз для пуль и снарядов работали на победу, потому что по предложению К.И. Сатпаева жезказганская руда ежедневно отгружалась на Балхашский медеплавильный завод. Незабвенна преданность патриота родной стране. После победы К.И. Сатпаев награжден орденом Отечественной войны II степени…
Достижения в металлогении, составление под руководством Сатпаева «Прогнозных карт Центрального Казахстана», были отмеченны Ленинской премией 1958 года.
По точности прогнозируемых месторождений сатпаевские карты остаются непревзойденными. До последних дней Каныш Имантаевич продолжал творчески развивать и совершенствовать методику прогнозно-металлогенических обобщений. Необходимо было знать не только, где и как искать полезные ископаемые, но и как, когда формировались рудробразования. Точные прогнозы позволяли геологам экономить массу времени и средств.
К.И. Сатпаев открыл закономерности рудоотложений в раннем палеозое. Настала очередь изучения более древних эпох. В некоторых предположениях казахский ученый вплотную подошел к выводам о происхождении Земли и Космоса, аналогичным гипотезам великого русского ученого В.И. Вернадского.
К сожалению, безвременная кончина не позволила ученому осуществить задуманное. На рабочем столе Каныша Имантаевича остались незавершенные записи: тезисы доклада на Делийском конгрессе геологов, планы лекций в Принстонском и Кембриджском университетах, последние строки, написанные рукою великого человека…
…Каныша Имантаевича запомнили благородным и скромным, интеллигентным и жизнерадостным. Высокий, красивый, обаятельный… Он был в центре внимания: депутат Верховных Советов, кавалер четырех орденов Ленина, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик… И хотя его жизненный путь не всегда был усыпан розами, ему пришлось изведать и несправедливые гонения, огорчения и невзгоды, он никогда не терял веры в себя, стойко боролся за правду.
Для новых поколений наследие К.И. Сатпаева не только его бессмертные дела, но и пример бескорыстного служения народу. В нынешнем столетии казахский народ прославили яркие, богато одаренные, разносторонне образованные личности, которые и возглавили его движение по пути прогресса: Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миржакуп Дулатов, Жусупбек Аймауытов, Мухтар Ауэзов и другие достойные люди. Судьбой им было предначертано везде и всюду быть первыми — в просвещении народа, в борьбе за национальную независимость. Жизнь многих из них оборвалась в самом цветущем возрасте, редко кто из них дожил до пятидесяти лет, да и жестокое время не позволило им в полную силу проявить свои природные дарования.
Но в итоге, к концу завершающегося века, эти могучие создатели нашей культуры и науки стали знаменем народа, его гордостью, его полномочными представителями во всем мире.
Академик АН КазССР А. Х. Маргулан написал о нем: “Рано оборвалась жизнь этого замечательного человека, светоча науки и разума, друга и товарища многих. Он был гордостью своего народа, жил и трудился во имя его процветания. Служение народу он считал высшим идеалом своей жизни…
Горячо любил народ Каныша Имантаевича. О нем рассказывают легенды, его имя воспевают акыны. И кончина его была горем для всей казахской земли.
И не только казахской. Братские народы разделили наше горе. Со всех концов Советского Союза шли в Алма-Ату в те скорбные дни телеграммы. Москва и Ленинград, Киев и Баку, Ереван и Тбилиси, Ташкент и Таллин, Рига и Вильнюс, Свердловск, Фрунзе, Новосибирск, Владивосток, Джезказган, Каражал, Рудный – все горевали о безвременно ушедшем Каныше. Скорбели о нем и известные ученые, и колхозники, и чабаны, и рабочие, и инженеры”.
Именем академика К. И. Сатпаева названы города в Карагандинской области, Институт геологических наук Академии наук РК, Жезказганский горно-металлургический комбинат, малая планета в созвездии Тельца, минерал, ледник и горная вершина Джунгарского Алатау, сорт цветов, улицы и школы в городах и поселках Республики Казахстан.
В настоящее время установлена премия АН РК его имени за выдающиеся достижения в области естественных наук, создан Международный Фонд К.И. Сатпаева.
Основные научные работы К.И. Сатпаева:
- Джезказганский меднорудный район и его минеральные ресурсы. Москва, Ленинград, 1932.
- Минеральные ресурсы Казахстана и их освоение за 20 лет. Алма-Ата, Москва, 1941.
- Успехи геологического изучения КазССР за 20 лет. Алма-Ата, Москва, 1941.
- Рудные месторождения Джезказганского района Казахской ССР. Алма-Ата, 1942.
- Комплексные металлогенические прогнозные карты Центрального Казахстана: принципы и методы составления, содержание и основные результаты внедрения в практику поисковых и разведочных работ. Алма-Ата, 1958.
- Избранные труды в 5-ти томах. Алма-Ата, 1967-1970.
Список литературы
- С. Ж. Даукеев «Выдающийся геолог и ученый
- Г. Батырбеков «Из когорты славных»
- М. Сарсеке «Семь великих свершений академика Сатпаева»
- Н.А. Назарбаев «Великий сын земли казахской»
- Сборник статей «Мир Сатпаева»/ Составители: Каменев Е.А. и др. -Алматы: Шартарап С,1999