ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ
Глава 2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ
Глава 2. КАЗАХСТАНСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение.
Территория Франции была заселена с древнейших времен (вероятно, 1 млн. лет назад). В древности Францию населяли галлы (кельты), отсюда ее древнее название — Галлия. К середине 1 в. до н.э. завоевана Римом, с конца 5 в. до н.э. — основная часть Франкского государства. На рубеже 19-20 вв. Французский капитализм вступил в стадию империализма. В 1949 Франция стала членом НАТО, в 1957 ЕЭС. Франция подписала Женевские соглашения 1954 по Индокитаю. В 1958 принята конституция пятой республики, расширившая права исполнительной власти в ущерб законодательной. Президентом стал де Голль. К 1960 в обстановке распада колониальной системы империализма завоевала независимость большая часть французских колоний в Африке, в 1962 — Алжир. Стремясь укрепить международные позиции и обеспечить внешнеполитическую самостоятельность, Франция вышла из военной организации НАТО (1966), активизировала сотрудничество с СССР и другими социалистическими странами.
Франция — республика. Действует конституция, одобренная референдумом 28 сентября 1958 г. (с изменениями). Установленный конституцией 1958 г. строй именуется Пятой республикой. По этой конституции главой государства является президент, избираемый сроком на 7 лет всеобщим и прямым голосованием по мажоритарной системе (в 2 тура). Он назначает премьер-министра и членов правительства, председательствует в Совете Министров, руководит вооруженными силами. Президент наделен также правом роспуска национального собрания.
Высший законодательный орган — парламент, состоящий из 2 палат -Национального собрания (577 депутатов, из них 555 от метрополии, 22 — от заморских департаментов и территорий), избираемого сроком на 5 лет всеобщим и тайным голосованием (последние выборы были в 1993 г.) и сената (321 сенатор за сроком полномочий каждого — 9 лет), избираемого на основе косвенного голосования (коллегия выборщиков состоит из депутатов Национального собрания, генеральных и муниципальных советников).
В административном отношении территория Франции разделена на 96 департаментов, включая Париж (отдельный департамент), департаменты на коммуны; департаменты созданы на территории исторических провинций.
Площадь владений Франции составляла (1977) 127 тыс. кв. км с населением около 2,6 млн. человек, в их составе (на 1 июля 1976): 5 заморских департаментов (Гваделупа и Мартиника — в Вест-Индии, Гвиана — в Южной Америке, Реюньон -в Индийском океане, острова Сен-Пьер и Микелон) и 5 заморских территорий (Новая Каледония, Французская Полинезия, Французские южно-антарктические территории, острова Майотт, Уоллис- Футуна). Новые Гебриды — совместное Франко-английское владение.
Тема курсовой работы интересна потому, что Франция как страна является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного влияния, что является довольно характерным для развитых стран. Также в экономике Франции есть масса особенностей, исследование которых могло бы помочь и нашей стране. Таким образом, будут рассмотрены некоторые общие положения в экономике страны, а также выделены некоторые особенности ее развития.
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ
Характерной особенностью Франции в 90-е годы стало замедление темпов развития. Это связано с состоянием потребительского спроса, меньшей активностью корпораций и ослаблением общеэкономической конъюнктуры в соседних странах. Необходимо было принять меры по ограничению бюджетного дефицита, поэтому прирост ВВП в 1998 г. составил 1,5% против 2,2% в 1997 г. В 1 полугодии 1998 г. был отмечен очень скромный рост ВВП -всего на 0,8%. Однако 2 половина года охарактеризовалась постепенным ускорением экономического развития в основном в результате улучшения экономического положения в Европе и, как следствие, увеличением объема экспорта французских предприятий. К концу года темпы роста ВВП в среднегодовом исчислении достигли 2,1%. По мнению экспертов французского правительства, улучшение ситуации на рынке основных валют и, в частности, изменение курса доллара по отношению к европейским валютам начали оказывать благоприятное воздействие на развитие инвестиционной деятельности и торговли в Европе.
Таблица 1
Динамика основных показателей французской экономики
|
|
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
|
|
|
(в % к предыдущему году) |
|
||
|
ВВП |
2,8 |
2,2 |
1,5 |
|
потребление населения |
1,4 |
1,7 |
2,1 |
||
Инвестиции |
1,3 |
2,6 |
-0,6 |
||
Импорт |
6,7 |
5,3 |
2,2 |
||
Экспорт |
6,0 |
6,0 |
3,6 -/ ,w |
||
Перемены на финансовых рынках оказали большее, чем ожидалось, воздействие на рост личного потребления населения. Так, в 3 полугодии 1998 г. он составил 1,5% против снижения потребления во 2 половине 1997 г. на 0.3%. Рост потребления в 1998 г. происходил при снижении покупательной способности населения. В результате уменьшения процентных ставок несколько сократилась среднегодовая норма сбережений. В 1997 т. она была па самом высоком за последние 10 лет уровне — 14,3% доходов населения. В 1 половине 1998 г. этот показатель снизился до 12,6 %.
Однако этого было недостаточно для роста промышленного производства. Несмотря на то, что в 1 полугодии 1998 г. значительно улучшились финансовые условия для инвестирования (была снижена средняя стоимость инвестиционных кредитов на 1,5 пункта по сравнению со 2 полугодием; кроме того, снижение рыночных процентных ставок повысило доходность инвестиций), предприятия не воспользовались этими преимуществами. Они продолжали снижать уровень запасов, по-видимому из-за ожидания падения цен, и объем инвестиций сократился на 0,7%.
В 1999 г., по ожиданиям правительственных экономистов, во Франции должен был начаться процесс оживления экономики благодаря расширению капиталовложений. Предполагалось, что ВВП увеличится на 2,8%. Что касается проблемы занятости, то в 1998 г. предполагалось создать 150 000 новых рабочих мест (то есть уровень безработицы > 12 %), а в 1999 г. — 215 000 по сравнению со 141000 в 1997 г.
Успешное претворение в жизнь прогнозов экономического развития Франции зависит от динамики трех важнейших факторов:
- от конъюнктурной ситуации в мире:
- от инвестиционной деятельности,
- от потребления
Нефтяная промышленность. В 1998 г. во Франции результат экономической деятельности составил 48 — 49 млрд, фр. В отрасль входят более 120 предприятий. Количество персонала, работающего на них, составляет 44,5 тысяч человек. Нефтяная промышленность проводит большую работу по установке нефтяного оборудования за рубежом. Оборот этих мероприятий в 1998 г. составил 24 — 25 млрд. фр. Французские фирмы получили 25% оборота в Африке и 22% в Северном море. В Северной Америке французские фирмы практически не представлены, они связывают свои надежды с Южной Америкой. Они начали проведение некоторых работ в Мексике.
Сфера услуг. Сфера услуг представляет собой важнейшую по значению отрасль экономики Франции; на нее приходится более половины ВВП и свыше 69% всех занятых. Услуги — наиболее динамично развивающаяся и единственная отрасль французской экономики, где занятость продолжает расти. Крупными подотраслями сферы услуг являются туризм, связь, транспорт, банковское и страховое дело.
За последние 30 лет укрепились позиции сферы обслуживания в городах Франции. В абсолютных показателях сократилось число рабочих мест в производстве и увеличилось на предприятиях сферы обслуживания. Непроизводственная сфера расширилась, разнообразилась и укрепилась. Однако технически и финансово услуги сконцентрированы неравномерно. Предприятия сферы обслуживания имеют тенденцию к развитию в центральных районах городов, больших городах и городах-спутниках. Непроизводственный сектор сегодня один из самых активных в перестройке городского хозяйства крупных центров индустриальных стран. В 1990 г. предприятия, оказывающие услуги другим предприятиям, группировали в среднем 6% активного населения, Париж – 13%, Канны, Ницца, Лион — 11%. Чем больше город, тем более важное место в занятости населения занимают услуги предприятиям: различные службы помощи, технологических и информационных советов, службы изучения. Локализация услуг предприятиям зависит от уровня развития других служб города, региональной специфики.
Сельское хозяйство — одно из важнейших направлений международной специализации — реализует на внешнем рынке более 1/3 производимой продукции. В 1999 г. продукция агропромышленного комплекса составила 15% экспорта и менее 10% импорта. По объему сельскохозяйственного экспорта страна отстает только от США, занимая первое место в Западной Европе. Главные торговые партнеры Франции — страны ЕС (около 65% всего оборота), особенно ближайшие соседи – Германия, Италия, Испания, Бельгия, Великобритания, Люксембург, а также США и Япония. Развиваются внешнеторговые отношения со странами Азии. Промышленная продукция занимает основную часть внешнеторгового оборота Франции В 1999 г. на промышленную продукцию гражданского назначения приходилось 82% экспорта и 81% импорта. Помимо упомянутых товаров Франция является крупным поставщиком автомобилей, электротехнического оборудования, а также лекарств, медикаментов и парфюмерно-косметической продукции. Во Французском импорте преобладают энергоносители, продукция цветной металлургии, продукция электронной промышленности, целлюлозно-бумажные товары, бытовые приборы, ткани и одежда, лесоматериалы и мебель.
Необходимо отметить высокую концентрацию внешней торговли Франции в руках небольшого числа крупнейших компаний. 50% французского экспорта и импорта осуществляют соответственно 25 и 500 фирм. В то же время 70% французских компаний, участвующих во внешней торговле, обеспечивают всего лишь 1% ее оборота. 20 первых французских экспортеров контролируют 21 % вывоза из страны, а 20 крупнейших импортеров — 18% ввоза.
Размер государственного долга к началу 1999 г, достиг 3538 млрд. фр. Таким образом, за три года (с 1996 г. по 1999 г.) государственный долг увеличился на 1000 млрд. фр. Золотовалютные резервы Франции в конце апреля 1999 г. составляли 318939 млн. фр,, в том числе золото на сумму $59528 млн. фр., валютные резервы — 85940 млн. фр., резервы в ЭКЮ 54628 млн. фр., активы в МВФ — 18850 млн. фр.
Хотя Франция считается страной с высоким уровнем концентрации производства и капитала, мелкий и средний бизнес играет здесь существенную роль. В 1996 г. во французской экономике было зарегистрировано 2866.6 тыс. мелких и 32,3 тыс. средних предприятий. Большинство из указанных предприятий сосредоточено в торговле и сфере услуг. В промышленности Франции насчитывается 31,3 тыс. мелких и средних предприятий (95% всех промышленных фирм). На их долю приходится 42,5% продаж всей промышленной продукции, 50,8% занятых, 33,3% капиталовложений и 26,9% экспортных продаж. Эффективность многих французских мелких и средних предприятий обеспечивается узкой специализацией их деятельности, выпуском
продукции малыми сепиями, ограниченным ассортиментом производимых изделий, а также их способностью быстро реагировать на изменения в производстве и на рынке. Вместе с тем мелкие и средние фирмы сталкиваются с большими трудностями: с постоянной нехваткой собственных и заемных средств, конъюнктурными колебаниями экономики, конкуренцией со стороны других фирм, плохим знанием рынка и недостатками управления предприятием. В результате — огромное число банкротств (в 1997 г. около 40 тыс. фирм исчезли), причем 15% предприятий разоряются уже после первого года жизни, а 50% — после трех лет существования. Но вместе с тем появляется еще большее количество новых фирм, так что ежегодно их число увеличивается более чем на 10%. В лом постоянном встречном потоке проявляется неустойчивость мелкого бизнеса. Но далеко не все мелкие и средние предприятия работают па свободный рынок, многие из них связаны с крупными компаниями субподрядными соглашениями и действуют по заказам и спецификациям этих фирм. Во Франции 40% мелких и средних фирм являются субподрядчиками.
Большое внимание во Франции уделяется экспорту. В 1996 г. все промышленные фирмы страны продали затграницу продукцию обрабатывающих отраслей на сумму 630 млрд. фр., или около ¼ промышленного национального экспорта. Однако 16% мелких промышленных предприятий или экспортируют очень незначительную часть своей продукции (ниже 5%), или совсем не занимаются подобной деятельностью. Французское правительство постоянно осуществляет меры по стимулированию экспортного производства, особенно в отношении мелких и средних фирм. Создаются специальные фонды содействия экспортному производству, из которых выделяются среднесрочные и долгосрочные кредиты на льготных условиях при достижении этими фирмами определенного размера экспорта.
Основной экономической единицей во Франции является фирма, под которой подразумевается юридически самостоятельная организация, образованная для производства товаров и оказания услуг с коммерческой целью. На 1 января 1997г. во Франции насчитывалось более 2,9 млн. фирм (33,4 тыс. промышленных). По юридической форме фирмы делятся на частные компании с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Наибольшее распространение во Франции получили частные фирмы: их число в 1997 г. составляло 1,8 млн. (61% от общего числа компаний). Особенно широкое развитие они получили в сфере услуг (695 тыс.) и торговле (436 тыс.). На втором месте по распространенности стоят общества с ограниченной ответственностью (420 тыс.). Число акционерных обществ на тот период составило 129,5 тыс.
В 90-е годы развитие биржевой торговли на Западе характеризуется рядом новых направлений. Роль товарных бирж в мировой экономике изменилась и сводится теперь к обслуживанию торговли. Современный тип товарной биржи — это фьючерсная биржа. Биржи реального товара во Франции занимаются в основном разработкой типовых контрактов и сбором информации о рынках. Торговые операции на ней практически не проводятся. Таким образом, фьючерсная торговля стала господствующей формой биржевой торговли. Современные международные товарные биржи превратились в крупные финансовые центры.
В последние годы наблюдается тенденция к слиянию товарных, валютных и фондовых бирж. Свидетельством этого является практически завершившийся переход от биржевых сделок с реальным товаром к сделкам с фьючерсными контрактами, крайне низкая (менее 1 %) доля поставки реального товара через механизм фьючерсной биржи, осуществляемый в 80 — 90-е годы переход от товарных фьючерсов к финансовым (фьючерсные контракты на валюты). Биржа MAT1F во Франции является важнейшей мировой фьючерсной биржей и лидером по числу проданных в последние годы контрактов. В 1 половине 90-х годов объем торговли на этой бирже превышал 25 млн контрактов в год
Основополагающей тенденцией развития товарной биржи стал переход от товарных фьючерсов к финансовым. Темпы роста торговли финансовыми фьючерсами на протяжении двух десятилетий сохранялись на очень высоком уровне — 20-30%. При сохранении нынешних темпов увеличения биржевого оборота по сделкам финансового типа французская товарная биржа уже через несколько лет станет одним из наиболее важных звеньев мирового финансового рынка. Раньше роль первичного рынка играл товарный рынок, теперь она переходит к финансовому рынку. В настоящее время на финансовые фьючерсы приходится 60% общего оборота сделок на товарной бирже.
В последние годы произошли изменения в методах торга на французской товарной бирже. Возник новый способ ведения биржевой торговли – электронный.
В настоящее время фьючерсные и опционные контракты рассматриваются как важные инструменты управления финансовым риском, предназначение которых состоит в защите от неблагоприятных колебаний цеп. В последние годы биржевая стратегия защиты от неблагоприятных колебаний цен, то есть «хеджирование», изменилась. В 80-90 годы «чистое» хеджирование на практике используется редко, чаше хеджевая сделка преследует не только цель страхования рисков, но и получения дополнительных финансовых средств. Весьма активно развивается в настоящее время торговля опционами. В последние годы 60% прироста мирового оборота биржевой торговли фьючерсами и опционами (в 1994 г. — 886,4 млн. контрактов) приходится именно на сделки с опционами.
Кредитно-финансовая система Франции управляется законом от 20 июня 1984 г. Все кредитные учреждения страны (более 35 тыс.) включены в единую структуру. Исключение составляют Государственное казначейство. Банк Франции и Специализированный финансовый институт почтовой службы Франции Основным институтом в кредитно-финансовой системе Франции являются банки.
В настоящее время во Франции насчитывается более 370 коммерческих и инвестиционных банков с общим числом занятых более 250 тыс. По закону от 1984 года все они были объединены в Ассоциацию французских банков. В это число входят 35 крупных национализированных банков, а также около 120 их филиалов, 74 французских частных банка и 151 частный банк, контролируемый иностранным капиталом.
Инвестиционные банки являются специальными организациями, предназначенными для помощи предприятиям в финансировании их вложений и способными осуществлять долгосрочные и среднесрочные операции.
Глава 2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ
Во внешней экономической сфере Франции наиболее важную роль играют министерство внешней торговли, министерство экономики, финансов и бюджета, а также отдельные подразделения некоторых других министерств. В соответствии с декретом от 18 июля 1988 г. на министра внешней торговли возлагается подготовка решений правительства по вопросам внешнеторговой политики Франции, а также принятие мер, необходимых для стимулирования ее внешнеэкономической деятельности на зарубежных рынках и развития экспортно-импортных операций.
В этих целях министр внешней торговли изучает совместно с другими министерствами (в частности, с министерством промышленности) меры, направленные на развитие экспорта; участвует в выработке решений по вопросам внутренней политики в области экономики, промышленности, сельского хозяйства и услуг, а также по проблемам внешней политики, если эти решения влияют на внешнеэкономические отношения. Он участвует в подготовке и проведении международных экономических и коммерческих переговоров (многосторонних и двусторонних).
Для осуществления своих функций министр внешней торговли использует Управление внешнеэкономических связей министерства экономики, финансов и бюджета. Вместе с министром экономики, финансов и бюджета министр внешней торговли назначает должностных лиц в подразделения, отвечающие за внешнеэкономическую экспансию Франции за границей, а также утверждает региональных директоров внешней торговли. Оба министра также подписывают документы по вопросам организации служб, ответственных за внешнюю торговлю. Для решения принципиальных вопросов внешнеторговой политики декретом от 6 марта 1989 г. во Франции создан межведомственный орган — Стратегический комитет по внешней торговле с участием ответственных представителей всех министерств и ведомств, связанных с внешнеэкономической деятельностью. На комитет возлагается оценка финансовых программ, отраслевой экспортной политики, а также определение общих тенденций по внешнеторговой политике. При министре внешней торговли действует Центр наблюдения и прогнозирования. Его задачей является консультирование министра по вопросам эволюции экономической ситуации, развития основных мировых рынков и роли на них Франции. Центр также принимает участие в определении целей и разработке средств стратегической политики страны в области внешнеторговых обменов с другими государствами.
В рамках дипломатических представительств Франции за рубежом вопросами внешней торговли занимаются подчиненные Управлению внешнеэкономических связей более 190 отделений (постов) экономической экспансии за границей, возглавляемых торговыми советниками и атташе. В настоящее время они существуют при 130 посольствах Франции в зарубежных государствах. В задачи отделений входит информационное обеспечение и оказание поддержки французским предприятиям и фирмам в стране их пребывания. Они собирают необходимую экономическую и коммерческую информацию и направляют ее в управление, в другие заинтересованные министерства, организации, и прежде всего во Французский центр внешней торговли. В стране своего пребывания сотрудники постов оказывают помощь Французским предприятиям и фирмам в подыскании клиентов, в организации встреч в государственных учреждениях и дают соответствующие консультации по интересующим их вопросам.
Из других подразделений министерства экономики, финансов и бюджета только Генеральная дирекция таможен и косвенных налогов занимается исключительно регулированием вопросов внешнеэкономической деятельности. Она активно участвует в выработке внешнеторговой политики Франции. В компетенцию Генеральной дирекции входит организация и руководство разветвленной сетью таможенных учреждений, обеспечение контроля за соблюдением порядка ввоза и вывоза товаров и валюты, за выполнением экспортерами и импортерами норм в отношении качества товаров, за соблюдением ими правил по вопросам промышленной собственности. Генеральная дирекция ведет разработку таможенных правил и тарифов, осуществляет контроль за их правильным применением, участвует в переговорах по упрощению таможенных процедур и административных Формальностей.
Дирекция казны министерства экономики, финансов и бюджета призвана разрабатывать международную валютно-финансовую политику Франции. Она изучает вопросы государственного кредитования внешней торговли, финансовой помощи развивающимся странам. Дирекция участвует в формировании кредитной политики страны, в регулировании порядка осуществления иностранных инвестиций в ее экономику и французских инвестиций за границей, в проведении контроля за валютным обменом. Она осуществляет валютно-финансовую политику в тесном взаимодействии с основным институтом ее реализации — Банком Франции, который, в частности, управляет золотыми и валютными резервами страны.
В регулировании внешнеэкономических связей Франции активное участие принимает и министерство иностранных дел. МИД не дублирует соответствующие службы министерства внешней торговли, министерства экономики, финансов и бюджета, а, наоборот, работает с ними в тесном контакте, создавая для развития экспортно-импортных операций соответствующую внешнеполитическую основу. При формировании единой внешней стратегии страны министерство учитывает положение дел в торгово-экономнческой области и дает соответствующие политические ориентировки участвующим во внешнеторговой деятельности министерствам и их службам. Основным инструментом МИД для реализации названных задач является входящая в его состав Дирекция по экономическим и финансовым связям. Она участвует в подготовке и проведении двух- и многосторонних переговоров, имеющих целью подписание торгово-экономических договоров, в разработке нормативного регулирования в рассматриваемой области, следит за развитием хозяйственных отношений Франции с зарубежными странами.
Некоторые французские отраслевые министерства также вносят свой вклад в регулирование внешнеэкономической деятельности. Такие министерства имеют в своем составе соответствующую службу. Среди них можно выделить Генеральную дирекцию энергетики и сырья и Генеральную дирекцию промышленности министерства промышленности. Дирекцию производства и обменов и Генеральную дирекцию пищевых продуктов министерства сельского хозяйства и леса, а также Генеральную дирекцию телеграфной связи министерства связи и космоса.
Министр внешней торговли имеет право привлекать для выполнения поставленных перед ним задач указанные подразделения министерства экономики, финансов и бюджета, МИД и отраслевых министерств. Через подчиненное ему Управление внешнеэкономических связей министр внешней торговли координирует их деятельность.
Импортная процедура. При импорте товаров во Франции могут применяться два основных режима: общий и особый.
Во Франции существует государственный режим, запрещающий и ограничивающий ввоз и вывоз отдельных товаров. При импорте товаров во Францию таможенные формальности проводятся путем осуществления трех видов процедур:
- нормальная (заполняется таможенная декларация — ЕАД. При этом товары, направляемые одному получателю от отправителя, должны быть вписаны в одну декларацию на сумму не более 250 тыс. фр. (таможенная оценка));
- упрощенная;
- ускоренная (срочная);
Упрощенный и ускоренный режим применяется при получении почтовых посылок и почтовых отправлений.
Экспортная процедура. Во Франции по экспортным операциям существуют ограничения, связанные с вывозом наркотиков, фильмов ужасов, товаров, подрывающих нравственные принципов. При экспорте товаров из страны заполняется единый административный документ типа EX I, а при его возвращении обратно в страну — ЕХ II. Для товаров, не запрещенных и не ограниченных к вывозу из Франции, необходимо только наличие ЕАД, а для продуктов, изделий, запрещенных или ограниченных к экспорту, требуется наличие экспортной лицензии 02, выдаваемой СОФИКО.
Таможенный тариф. Одним из главных инструментов регулирования импорта товаров во Франции является единый таможенный тариф (ЕТТ), который применяется в торговых отношениях стран-участниц ЕС с третьими государствами с 1 июля 1968 г.
Важная особенность таможенной ситуации во Франции состоит в том, что если товар, завезенный на ее территорию или территорию любой другой страны-участницы ЕС, то, пройдя таможенные формальности, он может беспошлинно обращаться внутри Сообщества. Действие этого положения является важным условием, облегчающим сбыт продукции не только на Французском рынке, но и на рынках остальных стран группировки.
Нетарифные ограничения. Наряду с таможенным тарифом ЕС, защищающим хозяйство стран-участниц от внешней конкуренции, широко и регулярно применяются нетарифные средства ограничения импорта, в том числе и во Франции. Помимо единого таможенного тарифа Франция использует такие ограничения ввоза товаров, как контингентирование импорта, контроль над ввозом, антидемпинговые процедуры, импортные налоги, соглашения о «добровольном» ограничении импорта, аттестации продукции, административные и санитарные формальности
Внешняя торговля Франции.
Экономика Франции глубоко встроена в мировое хозяйство. Французским компаниям в 80-е гг. удалось несколько увеличить свою долю в мировом экспорте (6,5%) и сократить в импорте. Внешняя торговля выступает серьезным фактором экономического роста. На экспорт идет около 1/5 ее конечного продукта 1970 г. — 19,4%). По объему экспорта Франция уступает в Западной Европе только ФРГ. Структура французского экспорта имеет определенные особенности. В нем более высокий удельный вес имеют сельскохозяйственные товары и сырье — 20%. В настоящее время ликвидирующие позиции во внешней торговле страны занимают машины и оборудование (43% экспорта и 39% импорта). Наибольший удельный вес в этой группе мировой торговли занимает гражданская авиатехника, электротехническое оборудование и комплектное оборудование для строительства крупных промышленных объектов, различные виды вооружения. В 80-е гг. позиции Франции в торговле многими видами машиностроительной продукции заметно ослабли. Снизилась доля в мировом экспорте легковых автомобилей, конторского оборудования и вычислительной техники, специального промышленного оборудования, станков, электроприборов. Это в значительной мере определяется особенностями отраслевой структуры хозяйства и характером ее специализации в международном разделении труда, а также снижением конкурентоспособности промышленности. В тоже время по экспорту авиационной техники, локомотивов, вагонов она занимает второе место; автомобилей, химических товаров- третье место; в экспорте военной техники и оружия Франция удерживает второе место в мире после США. Тремя главными статьями экспорта вооружения являются военные корабли, самолеты и армейское вооружение.
В 1996 г. объем внешней торговли Франции возрос. Экспорт увеличился на 9% до 1302,4 млрд. фр. (около 380,8 млрд. н.м.), импорт на 10% до 1267,7 млрд. фр. Активное сальдо внешнеторгового баланса увеличилось с 34,7 до 39,3 млрд. фр. В 1997 г. ожидался рост инвестиций на 14%. В 1996 г. французский импорт из стран Европейского союза увеличился на 12% до 751,6 млрд. фр. Особенно возрос объем торговли с Испанией. Импорт из этой страны увеличился на 23% до 77 млрд. фр., экспорт в Испанию — на 17% до 91,3 млрд. фр. Импорт из Германии увеличился на 11% до 225 млрд. фр., экспорт — на 8% до 221,2 млрд. фр.
Импорт из стран ОЭСР без Европейского союза возрос на 9% до 261,5 млрд. фр., экспорт — на 9% до 227,2 млрд. фр. Экспорт Франции в Японию увеличился в 1994 г. на 10% до 25,4 млрд. фр. Экспорт в новые промышленные страны юго-восточной Азии, включая Китай, возрос на 20% до 68 млрд фр., импорт на 7% до 70,3 млрд. фр.
По объему сельскохозяйственного экспорта Франция отстает только от США. На внешних рынках реализуется свыше 1/3 производимой продукции. В аграрном экспорте преобладают «массовые» продукты — пшеница, ячмень, кукуруза, молочные продукты. Доля продуктов высокой степени обработки — кондитерских, мясных изделий, шоколада, консервов — ниже, чем в других ведущих странах.
Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно производство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд — к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины).
В последнее десятилетие в экономике страны значительно возрос импортный компонент (21% ВВП), что связано с усилением международного разделения труда и изменением конкурентоспособности французских товаров. Наиболее высока доля импорта в производстве продукции машиностроения и химической промышленности (40-60%). Это в значительной мере связано с особенностями развития научно-технического потенциала страны и внедрением научных достижений в производство. Франция отстает от своих конкурентов по доле НИОКР в ВВП (3,3% в 1991 г., тогда как у ФРГ — 3,6%). Характерной чертой научно-исследовательской деятельности выступает ее военная направленность. Доля средств, направляемая на военные исследования, достигает 19% всех расходов на НИОКР, а ФРГ — около 5%.
Франция проводит исследования по широкому кругу тем. По целому ряду из них она занимает ведущие позиции — атомная энергетика, авиационная техника, оборудование связи, некоторые виды электроники промышленного назначения. По другим сильно отстает- информатика, электроника, биотехнология. В настоящее время на долю электронной, авиакосмической, автомобилестроительной промышленности, химической и фармацевтической приходится более 60% ассигнований на НИОКР в промышленности. В то же время в таких отраслях, как общее машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность и др. эти расходы незначительны. В машиностроении доля затрат на НИОКР значительно ниже, чем в других ведущих отраслях.
Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе выступает ФРГ, на которую приходится 16% экспорта и 20% импорта. На втором месте Италия (12%). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6,1% экспорта). Доля развивающихся стран в торговле страны сократилась, в том числе доля Африки с 13,3 до 7,4% за 80-е гг. Недостатком географической структуры внешней торговли является значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися рынками.
Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций. При этом в 80-е гг. произошло сокращение ее доли.
Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось 86,4% французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США — с 5,4% до 36,5%. В 80-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях — металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобритании.
В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в «третьем мире». В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок.
Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступают им.
Крупный приток иностранного капитала начался в 60-е гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта. Иностранный капитал сконцентрирован в ключевых, новейших отраслях промышленности, где он занимает нередко лидирующие позиции. Так, в нефтеперерабатывающей промышленности он контролирует 52% оборота отрасли, в химической — 55%, сельскохозяйственном машиностроении — 50%, производстве ЭВМ и средств информатики — 49%, точном приборостроении — 36%. Большинство иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых входят в число первых десяти фирм в отрасли. В производстве ЭВМ ведущее положение занимают американские «ИБМ» и «Хэниуэлл», в сельскохозяйственном машиностроении — «Интернэшнл Хавестер», «Катерпиллер», «Дир энд К°».
В обеспечении внешнеэкономической экспансии компаний на внешних рынках развивающихся стран важная роль отводится экономической помощи. За счет финансовой поддержки со стороны государства компании компенсируют свою слабость при освоении внешних рынков. По объему помощи Франция уступает только США и Японии, а по ее доли в ВВП превосходит все ведущие страны.
Несмотря на возрастание значения многосторонней помощи в связи с членством Франции в ЕС, приоритетное место остается за двухсторонней помощью. В условиях структурной перестройки экономики извивающихся стран и усиления процессов интернационализации производительных сил, увеличился объем технической помощи, которая стала важным средством обеспечения деятельности ТНК в обрабатывающих отраслях. Как и раньше, значительная часть помощи идет нa сооружение объектов инфраструктуры, но увеличивается доля аграрных и обрабатывающих отраслей.
Франция поддерживает достаточно устойчивые экономические отношения с Российской Федерацией. В экспорте основное место занимают машины и оборудование, химические и сельскохозяйственные продукты. Ввозит Франция из РФ топливо и сырьевые товары.
Торговый и платежный баланс Франции традиционно сводится с отрицательным сальдо. Дефицит образуется главным образом за счет минерального сырья, части химических и потребительских товаров, включая бытовую электронику. В последнее десятилетие ухудшилось сальдо торговли промышленными товарами. Крупные разрывы образуются в торговле с ФРГ и Японией.
Франция выступает как чистый импортер технологических достижений. Дефицит сделок по патентам и лицензиям в отдельные годы превышает половину отрицательного сальдо внешней торговли страны. В свою очередь, 73% всего дефицита технического обмена приходится на долю таких отраслей, как электроника, химия, информатика, 60% французских расходов на покупку патентов и лицензий идет в США.
В области внешнеэкономической политики приоритет отдается развитию экспорта импортозамещающих производств. Наряду с идеей «нового завоевания внутреннего рынка» выдвинута идея «нового завоевания западноевропейского рынка».
Глава 3. КАЗАХСТАНСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Франция — один из значительных внешнеторговых партнеров Казахстана и член ЕС. Со странами Западной Европы КАЗАХСТАНОМ заключены политические договоры, декларирующие принципы уважения суверенитета и территориальной целостности, ненападения и невмешательства во внутренние дела друг друга, неприменения силы или угрозы силой, равенства и взаимной выгоды. Их практическая реализация находит свое отражение в пакете договоров межправительственного и межведомственного характеры по приоритетным направлениям.
Одним из таких направлений является развитие и укрепление внешнеэкономических связей. Создание в этой области договорно-правовой базы способствует значительному росту двусторонних торгово-экономических отношений. В первую очередь они важны со странами, участие которых в структурной перестройке экономики и развитии торгово-промышленного потенциала нашей страны является важным Так, ряд европейских стран предоставили Казахстану краткосрочные и долгосрочные кредиты под реализацию конкретных проектов. Подписаны и успешно реализуются соглашения по оказанию финансовой помощи Казахстану такими международными европейскими структурами, как ЕБРР, ЕЭС и т.д.
Из европейских стран наиболее успешно сотрудничество развивается с Великобританией, Германией, Францией, Нидерландами, Швейцарией. Абсолютный уровень внешнеторгового оборота с европейскими странами увеличился на 33,5% (в том числе экспорт — на 71,9 %) и составил более 1,9 млрд.долларов (см. приложение).
Наша страна последовательно создает правовой режим для инвестирования иностранных капиталовложений в экономику путем заключения международных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций. Подобные соглашения заключены с такими европейскими странами, как Великобритания, ФРГ, Испания, Италия, Польша, Румыния, Финляндия, Франция, Швейцария. Большая их часть уже вступила в силу.
Говоря о перспективах внешнеэкономических отношений Казахстана и ЕС, следуем учитывать то обстоятельство, что объем торговли между странами ЕС на 60% превышает уровень экспорта ЕС в остальные страны мира. Эта тенденция сохранится в ближайшем будущем в результате роста доходов и реформ внутреннего рынка. Она окажет воздействие не политику ЕС в отношении третьих стран.
Европейский союз является самым крупным партнеров Казахстана и других стран СНГ. Вместе с тем удельный вес государств СНГ и Восточной Европы сравнительно невысок в общем объеме торговли ЕС (8%) и, по оценкам специалистов, он вряд ли существенно возрастет в ближайшее время. Например, основной статьей импорта ЕС из Казахстана является минеральное сырье. Но эта продукция испытывает острую конкуренцию со стороны юго-восточных производителей и даже стран ЕС, а также России и Восточной Европы Реформы внутреннего рынка ЕС будут оказывать больший эффект на импорт в страны ЕС из Казахстана, чем на экспорт. Существенный рост импорта в государства-члены Евросоюза из Казахстана может быть обеспечен за счет новых товаров, которые будут производиться с помощью иностранных инвестиций и технологий. Торговый оборот по-прежнему будет отставать от масштабов капиталовложений в течение ряда лет. Общеизвестно, что одним из главных экономических плюсов Казахстана является наличие огромных запасов минерального сырья. Вопросы надежного и достаточного снабжения минеральным сырьем стали приоритетными для развитых промышленных стран Европейского союза, обладающих сравнительно небольшими его запасами. В этих странах проводится курс на создание стратегических запасов сырья при финансовой поддержке государства, а также осуществляются протекционистские меры (в том числе и более высокие иены на собственное сырье) для своей горнодобывающей промышленности.
Заключение
Таким образом, было получено довольно полное представление о работе экономики Франции и были замечены такие тенденции как: стремление Франции к концентрации и централизации капитала, его экспорту и импорту; интернационализация производства, сокращающееся воздействие государства на все уровни экономики, с помощью отмены валютного контроля, снижения налогов; импорт технологических новинок и другие. Экономическая политика правительства Франции может в какой то степени послужить и отечественной экономике, в частности в таком аспекте как поощрение мелкого бизнеса, на который во Франции тратится довольно много средств.
Список использованной литературы
- Токаев К. «Наша задача — содействовать развитию Казахстана как субъекту МП».\» Дипломатический курьер», 1998 г. № 1, с. 13
- Франция/Отв. Ред. В.Ю. Пресняков и Н.Е. Шулюкин. — М.: Междунар. отношения, — 176 с. — (Наши деловые партнеры).
- Экономическое положение Франции/ /БИКИ. — 1999. — №105. — с. 3
- Основные тенденции развития фондовых бирж во Франции/ /Реферативный журнал. — 1998. — №5. — с. 107-111.
- Хасбулатов “Мировая экономика”,1999
- Ежегодник, “Франция”, 1997
- Ломакин, Шитов “Мировая экономика”, 1998
- “Мировая экономика и международные отношения”, журналы №3,4-98