АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Внешняя политика южной и северной Кореи

 

ПЛАН

 

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСтория раздела кореи. роль оон……………………………8

1.1. противостояние между югом и севером…………….……9

 

Глава 2. Две кореи их политика…………………………………….…..11

2.1. КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ

       РЕСПУБЛИКА……………………………………………………………11

2.2. РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ……………………………………………….….12

 

ГЛАВА 3.  Проблема объединения………………………………….……17

 

 

 

Заключение……………………………………………………………………..26

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..31

 

 

 

Введение

 

КОРЕЯ (кор. Чосон, букв — страна утренней свежести), страна в Вост. Азии, на Корейском п-ове (включая острова). 220,8 тыс. км2. Население ок. 67 млн. человек (1993), 99% — корейцы. Официальный язык — корейский. Верующие — буддисты, конфуцианцы, христиане (главным образом на юге). Северную часть полуострова и прилегающую часть материка занимает Корейская Народно-Демократическая Республика, южную часть полуострова — Республика Корея.

Актуальность темы исследования. В современное время, когда США играет роль мирового жандарма, считая возможным  не прислушиваться ни к ООН ни к ЕС. Одержав фатовую победу над Ираком, США вполне может взяться за Северную Корею. Когда в этом регионе микроскопическими шагами начинает налаживаться взаимоотношения, США своей грубой политикой и вмешательством не исключая военное, может нарушить это хрупкое равновесие. На данном этапе истории  проблема международных отношений Северной и Южной Кореи очень актуальна. 

Выявляемые при этом закономерности, помимо важного значения в теоретическом плане, имеют несомненную практическую значимость, служат дополнительным аргументом в пользу необходимости дальнейшего углубления изучения проблемы существования двух Корей и возможного воссоединения. А так же предотвращения не только локальных военных конфликтов на Дальнем Востоке, но так же и ядерной войны, а за ней и третьей мировой.

Практика свидетельствует, что в обществах, социально и политически структурированных, с развитыми демократическими традициями и публичной политикой, к которым относится большая часть стран Западной и Центральной Европы, превалирующее влияние на политическое действие оказывают, как правило, общенародные и социальные групповые интересы и только потом — партийные и личные. В Северной Корее все иначе. Личность правителя всегда оказывает немалое влияние на судьбу страны – с этим, пожалуй, не решится спорить даже самый убеждённый сторонник исторического детерминизма. В особой степени относится это к диктатурам, особенно таким, в которых власть правителя практически не ограничена ни традицией, ни влиянием сильных зарубежных «покровителей», ни каким-то, пускай и слабым, общественным мнением. Одним из примеров такой диктатуры является Северная Корея – государство, во главе 46 (а фактически – 49) лет стоял один и тот же человек – «Великий Вождь, Солнце нации, Маршал Могучей Республики» Ким Ир Сен. Он возглавил это государство в момент его создания, и, судя по всему, «Могучая Республика» ненадолго переживёт своего бессменного руководителя

Вышеизложенное определило цель исследования — в настоящее время, официальная историография Корейской Народно-Демократической Республики лишь отдалённо напоминает ту научную традицию, которая была основана на принципах марксистского исторического материализма и считалась ортодоксальной для всех стран бывшего социалистического лагеря. По своей сути, изучение истории в КНДР уже давно превратилось из научной дисциплины в целенаправленное собирание и упорядочение мифов политически полезных для передаваемого по наследству руководства страны. Естественно, что подобное занятие основано, скорее, на идеалистическом понимании устройства мира, нежели чем на материалистических принципах классовой борьбы и экономической целесообразности. Пропагандируемые в современных учебниках истории и научных журналах легенды о праотце Кореи — Тангуне (сыне медведицы и небесного божества), чудесной тройной радуге, регулярно возникающей над тем местом, где якобы родился нынешний руководитель государства Ким Чен-ир, равно как и многие другие фантастические сюжеты говорят о том, что связь с марксистской материалистической традицией изучения истории в Северной Корее оказалась, утеряна, выявить их специфику исторического развития и факторы, оказывающие, что есть два фактора, подталкивающие две Кореи к продолжению контактов. Первый из них – голод в КНДР. С момента распада СССР, то есть с начала системного кризиса на севере Кореи (прекратилась советская помощь и торговля), там от голода погибло, как считают эксперты, около 100 тысяч человек. Сейчас, по данным специализированных организаций ООН, работающих в Пхеньяне, запасы продовольствия в этой стране с 23-миллионным населением могут резко снизиться уже в этом месяце, притом, что существующих ресурсов гуманитарной помощи в такой ситуации хватит лишь до июля. Правда, в прошлом году в это же время ситуация была еще хуже, тогда нехватку продовольствия оценивали в 2,2 миллиона тонн, сейчас — лишь в 1,5 миллиона. Второй же фактор в пользу диалога – это предстоящий, согласно конституции, через год уход президента Южной Кореи со своего поста. Так что Ким Дэ Чжуну, если он хочет успеха своей партии на предстоящих президентских выборах, нужен успех в решении основной проблемы страны  проблемы Севера и Юга. 

Но эти же факторы стимулировали межкорейский диалог и раньше. Собственно, можно было бы сказать, что сближение двух половинок когда-то единого государства шло со скоростью курьерского поезда — с учетом всех особенностей ситуации в обеих Кореях, особенно на Севере. Южнокорейские эксперты, признавая, что фактическое воссоединение страны – дело нескольких десятилетий, уверенно говорили при этом о намечавшемся процессе экономической интеграции двух стран. И все шло бы хорошо и дальше, если бы не полный отказ новой американской администрации от корейской политики предыдущего президента. Как известно, Джордж Буш несколько месяцев переосмыслял курс Клинтона (что и ввело Пхеньян в переговорный паралич), а затем предложил КНДР начать переговоры «без всяких условий», то есть с нуля. 

Дело здесь даже не в новых подходах США, а в твердом, традиционном, уже полувековом убеждении северокорейского руководства в полной, стопроцентной зависимости Сеула от Вашингтона. В результате северный Ким при малейшем признаке ухудшения отношений с США захлопнул двери перед Кимом южным. И от последнего потребовались немалые усилия, чтобы убедить северян в том, что две Кореи могут хоть о чем-то говорить без оглядки на США. 

Видимо, суть нынешнего момента – и суть замысла Ким Дэ Чжуна – именно в том, чтобы межкорейский диалог, пусть ограниченный, стал бы возможным даже при обструкционистской позиции Вашингтона. Хотя нет сомнений, что южнокорейцы постараются продолжить воспитывать и администрацию Буша, поскольку без участия США — страны, которая держит на Корейском полуострове 38 тысяч солдат – представить себе урегулирование довольно сложно. Осуществить анализ путей и методов.

В этой связи в работе поставлены  следующие основные задачи:

  • исследовать процесс становления двух корейских государств;
  • показать эволюцию подходов к формированию внешней политики двух государств;
  • проанализировать тенденции к объединению и возможности предотвращения локальных военных конфликтов.

Объект  исследования курсовой работы внешняя политика двух корейских государств. Согласие Пхеньяна на разговор, на первый взгляд, выглядит странно, если вспомнить, что Ким Чен Ир заявил, что его армия имеет все возможности «стереть США с лица Земли», поскольку США – «не единственная страна, у которой есть ракеты». Но люди, знакомые с политическим стилем северокорейского руководства, с самого начала понимали, что Пхеньян настроен на диалог, и как раз неожиданный накал антиамериканских речений это лишь подтверждал. Дело в том, что пхеньянское руководство по соображениям престижа не могло позволить себе начать переговоры с США, не ответив Джорджу Бушу по полной программе за все его прежние обвинения и обиды. Но устным ответом дело и ограничилось. Стирание США с лица Земли в повестке дня не стоит, и это хорошо. 

Предмет исследования –После вывода оккупационных войск СССР и США (декабрь 1948 — июнь 1949) между КНДР и Республикой Корея вспыхнула война, в которой на стороне КНДР участвовали китайские военные формирования, а на стороне Республики Корея войска США и ряда других государств. После стабилизации фронта по 38-й параллели в 1953 было достигнуто перемирие, по которому между КНДР и Республикой Корея была образована демилитаризованная зона шириной в 4 км. В КНДР укрепился однопартийный режим Трудовой партии Кореи, провозгласившей строительство «социализма корейского типа». С кон. 1980-х гг. усилились разносторонние контакты с Республикой Корея с целью достижения мирного объединения Кореи. В феврале 1992 подписано соглашение о примирении, ненападении, обмене и сотрудничестве между Севером и Югом. Республика Корея, 98,5 тыс. км. Население 44 млн. человек (1993). Столица — Сеул. Административно-территориальное деление: 9 провинций и 5 городов центрального подчинения. Глава государства — президент. Законодательный орган — однопалатное Национальное собрание.

После окончания войны с КНДР Республика Корея в 1953 подписала с США договор о совместной обороне (вступил в силу в 1954). Период 1960-1980-х гг. характеризовался военной формой правления. Длительному периоду военного правления в стране был положен конец в 1992, когда к власти пришло гражданское правительство, провозгласившее курс на проведение широких реформ и достижение воссоединения с КНДР.

Хронологические рамки работы охватывают период с конца второй мировой войны по современный период.  В августе 1945 г. Корея к северу от 38-й параллели была освобождена Советской Армией от японцев. Московское совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (декабрь 1945 г.), имея в виду возрождение Кореи как единого, независимого, демократического государства, высказалось за сформирование временного центрального корейского правительства и учредило совместную комиссию из представителей командования советских и американских войск  (войска США были введены в южную часть Кореи в соответствии с союзническими соглашениями в Ялте и Потсдаме; это произошло в сентябре 1945 г., уже после подписания акта о капитуляции Японии, в связи, с чем они по существу не принимали участия в военных действиях против японцев на территории Кореи). Однако США сорвали работу советско-американских комиссий и в сентябре 1947 г. незаконно передали корейский вопрос на обсуждение ООН, где им удалось навязать решение о проведении выборов под наблюдением комиссии ООН. В мае 1948 г. в Южной Корее были проведены сепаратные выборы, и 15 июля 1948 г. провозглашена Республика Корея со столицей в Сеуле.

50 лет назад, на заре 25 июня 1950 года, северокорейская коммунистическая армия, до зубов вооруженная танками и артиллерией производства СССР, напала на позиции Юга, не имевшие в тот момент ни одного танка или полевого орудия. Уже 28 июня войска Севера оккупировали Сеул и затем стремительно продолжали двигаться дальше на юг. Южнокорейское правительство в спешке переехало сначала в Тэчжон, затем в Тэгу и, в конце концов, разместилось в Пусане. Дальше бежать было некуда — кругом было море.

Многочисленные источники, ставшие достоянием общественности в последнее время, подтверждают непопулярную в учебниках истории советских времен версию активной поддержки Советским Союзом и Китаем коммунистического Севера во время Корейской войны. Как известно, после окончания второй мировой войны и капитуляции Японии, север Кореи был оккупирован советской Красной Армией, в то время как юг заняли американские войска.

Фактически, корейский полуостров 40-50-х годов стал главным полем идеологического противостояния великих держав, колыбелью «холодной войны», отзвуки которой слышны до сих пор.

Перемирие наступило только через 2 года, в течение которых сосредоточившиеся по обе стороны 38-й параллели враждебные войска вели затяжные бои по всей линии фронта, четко обозначившейся и почти не изменявшейся в этот период. Начавшиеся летом 1951, по предложению советского делегата на сессии ООН Якова Малика, переговоры о заключении перемирия, продолжались более двух лет по нескольким причинам.

Главным камнем преткновения стал вопрос об установлении демилитаризованной зоны вдоль линии фронта. Позиции сторон различались также по обмену военнопленными и непосредственному осуществлению перемирия, а также по ряду других вопросов. Помехой в заключении перемирия была также позиция правительства и общественности Южной Кореи, не желавших допустить перемирия без одновременного объединения всей нации. Однако в то время об объединении не могло быть и речи.

Соглашение о временном перемирии было подписано 27 июля 1953 года, так и не став мирным договором и по сей день. Обе стороны отошли на 2 км от позиций друг друга, создав демилитаризованную зону под совместным контролем. Так, впервые разделенная по 38-й параллели в 45-м году Корея вторично размежевалась на два государства с противоположными идеологиями, приобретя лишь четырехкилометровую общую демилитаризованную зону под названием Панмунчжом.

В работе была использована широкая источниковая база. Первая фундаментальная работа по новейшей истории страны — «История борьбы корейского народа за свободу» вышла в 1949 году. «История» представляла образец традиционного марксистского подхода к изучению истории страны с позиций классовой борьбы и экономического анализа. В это же время увидела свет и работа Ли Чхон-вона «Новая история Кореи».[1]  Начавшиеся уже в 1953 году первые политические чистки в Северной Корее, к 1958-му году превратились в массовые погромы, нацеленные в первую очередь против «чужой» (пришедшей с Юга, из СССР или Китая) корейской интеллигенции. В этих условиях историография КНДР, в основном состоявшая из историков-марксистов бывшей «Социально-экономической школы», не могла не получить смертельный удар. Именно с этого момента, традиция марксистской материалистической историографии в Северной Корее начала быстро угасать. К руководству Отделением истории в создавшейся в октябре 1955 года Академии Наук КНДР пришла молодёжь — Ким Сок-хён, Пак Си-хён, Чон Сок-там и др. Несмотря на тот факт, что все они также были выходцами с Юга, все они принадлежали к «Позитивистской школе» националистической историографии и вполне соответствовали требованиям, поставленным перед ними новой националистической идеологии Чучхе. Начиная с 1959 года стремительными темпами началось переписывание истории Кореи в пользу правящего клана Ким Ир Сена и его «партизанской» группировки в ТПК. 

 

 

ГЛАВА 1.  ИСтория раздела кореи. роль оон.

 

Страна в Восточной Азии, занимает Корейский п-ов, прилегающую к нему часть материка и около 3,5 тыс. прибрежных островов. Территория- 220,8 тыс. км2 . Население — свыше 60 млн., в основном корейцы.

Корея – страна с древней историей. В годы русско-японской войны 1904-05 гг. она была оккупирована Японией, которая в 1910 г. аннексировала её, превратив в свой аграрно-сырьевой придаток и плацдарм для дальнейшей экспансии в Восточной Азии. В августе 1945 г. Корея к северу от 38-й параллели была освобождена Советской Армией от японцев. Московское совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (декабрь 1945 г.), имея в виду возрождение Кореи как единого, независимого, демократического государства, высказалось за сформирование временного центрального корейского правительства и учредило совместную комиссию из представителей командования советских и американских войск  (войска США были введены в южную часть Кореи в соответствии с союзническими соглашениями в Ялте и Потсдаме; это произошло в сентябре 1945 г., уже после подписания акта о капитуляции Японии, в связи с чем они по существу не принимали участия в военных действиях против японцев на территории Кореи). Однако США сорвали работу советско-американских комиссий и в сентябре 1947 г. незаконно передали корейский вопрос на обсуждение ООН, где им удалось навязать решение о проведении выборов под наблюдением комиссии ООН. В мае 1948 г. в Южной Корее были проведены сепаратные выборы, и 15 июля 1948 г. провозглашена Республика Корея со столицей в Сеуле.

В Северной Корее советская администрация создавала режим, опиравшийся на вышедших из подполья и вернувшихся из эмиграции коммунистов, а также на привезенных сюда советских  корейцев. Образованный в феврале 1946 г. Временный Народный комитет Северной Кореи возглавил коммунист Ким Ир Сен. Возобновила свою деятельность компартия, она объединилась с Новой народной партией в Трудовую партию Северной Кореи (ТПСК). В 1946-1947 гг. на основе закона об аграрной реформе конфискованная у японцев и корейских помещиков земля, а также часть Церковно-монастырских владений были распределены между безземельными и малоземельными крестьянами. Национализация без выкупа собственности японцев и значительной части корейской буржуазии привела к созданию государственного сектора, во владении которого оказалось 80 % средств производства. Таким образом, в Северной Корее стали создаваться политические и экономические структуры по советскому образцу.

В Южной Корее американские оккупационные власти образовали гражданскую администрацию, находившуюся под их контролем. Противоречия между СССР и США, противоположность целей, которые они преследовали в Корее, не позволили осуществить решения Московской конференции и выработать формулу создания единого корейского государства. В мае 1948 г. под наблюдением комиссии ООН по «корейскому вопросу» на территории Южной Кореи состоялись выборы в Национальное собрание, и 15 августа была провозглашена Республика Корея. Ее президентом стал корейский эмигрант Ли Сын Ман, вернувшийся из США, где он жил с 1919 г.

В ответ на раскольнические действия США и внутренней реакции прогрессивные силы Севера и Юга провели в августе 1948 г. обще- корейские выборы в Верховное народное собрание (ВНС) Кореи (на Юге выборы проходили нелегально, в форме сбора подписей). 1-я сессия ВНС, проходившая в Пхеньяне, провозгласила Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР). Главой правительства, претендовавшего на то, что его полномочия распространяются на всю страну, стал Ким Ир Сен.

Советский Союз первым (1948) установил с КНДР дипломатические отношения и к концу 1948 г. эвакуировал с её территории свои войска.

 

1.1. противостояние между югом и севером.

 

Отношения между двумя государствами складывались весьма напряженно. Руководство КНДР заявило о необходимости «объединения и полной независимости родины», Ли Сын Ман – «о походе на Север». На 38-й параллели неоднократно происходили вооруженные столкновения, а 25 июня 1950 г. начались военные действия. Войска КНДР через три дня заняли Сеул и углубились далеко на юг. Совет безопасности ООН признал агрессором КНДР и решил направить в Корею войска ООН. 15 сентября 50-тысячный десант войск США высадился в районе Инчхона, в глубоком тылу армий КНДР. Вслед за тем войска ООН, главной частью, которых были силы США, перешли в контрнаступление и, заняв большую часть территории КНДР, вышли к границам КНР.

Война между двумя корейскими государствами была одновременно противоборством между СССР, который действовал совместно с КНР, и США. В октябре 1950 г. границу КНДР перешли части китайских «народных добровольцев», в боевых операциях принимала участие советская авиация. СССР снабжал армию КНДР и «народных добровольцев» оружием и боеприпасами. В результате начатого ими контрнаступления к концу года войска ООН были отброшены к 38-й параллели, где фронт и стабилизировался. После длительных переговоров 27 июля 1953 г.  было подписано соглашение о перемирии.

Рубежом между двумя корейскими государствами осталась 38-я параллель. Состояние перемирия сохраняется и по сей день.

Война нанесла огромный ущерб Корее – многие города лежали в развалинах, погибло около 9 млн. человек. Потери китайских  «народных добровольцев» составили около 1 млн. убитыми и ранеными. США потеряли 54 тыс. убитыми и 103 тыс. ранеными.

В послевоенный период КНДР неоднократно обращалась к Югу с предложениями объединить страну мирным демократическим путём, но сеульский режим отвергал все инициативы КНДР. Лишь в 1972 г. состоялись первые контакты и 4 июля 1972 г. было согласовано Совместное заявление Севера и Юга, в котором определены общие принципы объединения Кореи. Осенью 1985 г. впервые за 40 лет между Севером и Югом был осуществлён обмен художественными коллективами и группами «посещения родных мест» под эгидой обществ Красного Креста КНДР и Южной Кореи. В последующие годы КНДР выдвинула ряд новых предложений, в т. ч. «о создании «Демократической конфедеративной республики Корё» при сохранении существующих в обеих частях страны политических систем (октябрь 1980 г.), о проведении трёхсторонних переговоров между КНДР, США И Южной Кореей (январь 1984 г.), о проведении межпарламентских переговоров для выработки декларации о ненападении (апрель 1985 г.), о превращении Корейского п-ова в безъядерную, мирную зону (июнь 1986 г.), о проведении военно-политических переговоров на высоком уровне (декабрь 1986 г.), о поэтапном сокращении в 1988-91 гг. армий Севера и Юга до 100 тыс. человек каждая при одновременном поэтапном выводе из Южной Кореи американских войск (июль 1987 г.)».[2] В ноябре 1990 г. было подтверждено предложение об объединении Кореи путем создания конфедерации и высказана идея созыва консультативного совещания представителей властей, лидеров политических партий Севера и Юга с участием их высших руководителей. В июне 1990 г. КНДР выступила с инициативой «о смягчении напряженности на Корейском полуострове и обеспечении мирной ситуации для объединения родины», предусматривающей ряд новых мер по созданию атмосферы доверия между Севером и Югом и поэтапному осуществлению разоружения в Корее. В том же году в Сеуле (сентябрь и декабрь) и в Пхеньяне (октябрь) состоялись 3 раунда переговоров между премьером Административного совета КНДР и премьер-министром Южной Кореи, посвященных вопросам снижения напряженности на Корейском полуострове и перспективам объединения страны, — первые со времени раскола Кореи контакты на таком высоком уровне.

В 1973 г. ХХVIII сессия ГА ООН санкционировала роспуск «Комиссии ООН по восстановлению и объединению Кореи». В том же году КНДР был предоставлен статус официального наблюдателя при ООН. В 1975 г. ХХХ сессия  ГА ООН одобрила проект резолюции, который призывает упразднить «командование войсками ООН», вывести все иностранные войска, дислоцированные в Южной Корее под флагом ООН, заменить соглашение о перемирии мирным договором и принять действенные меры по разрядке напряженности между Севером и Югом Кореи и обеспечению мира. Однако США, их союзники и южнокорейские власти игнорируют эту резолюцию

 

 

Глава 2.   Две кореи их политика

 

2.1. КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

В 1945-48 гг. в Северной Корее под руководством Трудовой партии Кореи (ТПК) были осуществлены земельная реформа, национализация промышленности, транспорта, связи, банков, внешней торговли, провозглашены равноправие женщин, демократизация образования и восстановлен производственный потенциал, разрушенный японскими оккупантами накануне капитуляции. Страна вступила в период постепенного перехода к социализму, прерванный, однако, войной 1950 – 1953 гг. В послевоенный период КНДР, опираясь на экономическое сотрудничество с СССР и другими социалистическими странами, не только залечила тяжелые раны войны, но и создала прочный фундамент национальной экономики. Одновременно началось осуществление идей «чучхе», выдвинутых Ким Ир Сеном. Их суть состоит в том, что человек – «это «хозяин», который «решает все», но разобраться в том, что правильно, а что неправильно, и самостоятельно выполнить роль «хозяина» человек может только тогда, когда он овладеет учением Ким Ир Сена, которого в КНДР называют «великим вождем», «гениальным мыслителем и теоретиком». В духе преданности ему ведется воспитание населения. Все жители страны носят на груди значок с изображением Ким Ир Сена».[3]

Политический курс, основанный на идеях «чучхе», заключается в решении всех задач революции и социалистического строительства «самостоятельно, в соответствии с условиями страны, при опоре на собственные силы». Для того чтобы, как говорит Ким Ир Сен, «построить коммунистический рай на земле», необходимо осуществить три революции – идеологическую, техническую и культурную. Высокими темпами развивается тяжелая промышленность, особенно машиностроение. Сельское хозяйство переводится на промышленную основу. Однако республике хронически не хватает энергии и сырья, потребительских товаров. Слабая эффективность чрезмерно централизованной экономики обусловливает сохранение уравнительного, нормированного распределения промышленных товаров и продуктов питания. Школьники и студенты бесплатно получают одежду, обувь, белье, рабочие и члены сельскохозяйственных кооперативов – одежду. Как признает руководство КНДР, «народ живет не так хорошо, как люди европейских стран», но при этом средства массовой информации постоянно убеждают население в том, что благодаря мудрости «великого вождя» оно счастливо, а трудности объясняют угрозой внешнего врага – США. На поддержание военного потенциала КНДР затрачивает 30 % бюджетных расходов.

В КНДР сохраняется авторитарная бюрократическая система. Вся полнота власти принадлежит Ким Ир Сену, который занимает пост президента и генерального секретаря правящей Трудовой партии Кореи. Для обеспечения преемственности курса предполагается постепенная передача власти по наследству его сыну Ким Чен Иру (род. в 1942 г.), которого именуют «любимым руководителем», «великим мыслителем и теоретиком».

На IV съезде ТПК в сентябре 1961 г. отмечалось, что в 1958 г. в стране были «завершены социалистические преобразования в городе и деревне».[4] V съезд ТПК в ноябре 1970 г. констатировал, что КНДР «превратилась в социалистическое индустриальное государство». Победу социализма законодательно закрепила Социалистическая конституция КНДР (27 декабря 1972 г.). VI съезд ТПК в октябре 1980 г. выдвинул задачу «создания прочной материально-технической базы, соответствующей обществу полностью победившего социализма, и резкого подъема материального и культурного уровня жизни народа».

КНДР имеет дипломатические отношения более чем со 100 странами мира.

 

2.2. РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ.

 

 Сеул и Пусан. Население — 44,5 млн. (1994 г.); корейцы, а также ок. 30 тыс. китайцев, лица др. националь­ностей. Официальный язык — корей­ский. Религия — буддизм, конфуциан­ство, англикане, часть населения при­держивается традиционных верований. Денежная единица — вона РК.

Имеет дипломатические отноше­ния с Российской Федерацией (установ­лены с ссср 30.1Х 1990 г.). В ноябре 1992 г. подписан Договор об основах отношений между РК и Российской Фе­дерацией. Ведущим военно-политичес­ким союзником и экономическим парт­нером РК остаются Соединенные Шта­ты. Стороны имеют взаимные обяза­тельства в сфере безопасности в соот­ветствии с «договором о совместной обороне» от 1954 г. и высказали наме­рение идти по пути укрепления воен­но-политического партнерства и в 90-е   гг. В настоящее время на Юге Кореи находится 37 тыс. американских воен­нослужащих. Вместе с тем отношения между двумя странами осложняются сохранением антиамериканских на­строений в Юж. Корее, торговыми проти­воречиями. Вместе с США одним из ведущих торгово-экономических партне­ров РК является Япония. Основные  пробле­мы в двусторонних отношениях связа­ны с последствиями колониального господства Японии в Корее, трениями в торговой сфере.

15.УШ 1948 г. была провозглашена Республика Корея. В течение четырех десятилетий в РК сохранялся дикта­торский режим. Сначала его олицетво­рял Ли Сын Ман (свергнут в апреле 1960 г.), затем Пак Чжон Хи (убит в октябре 1979 г.). В 1980—87 гг. прези­дентское кресло занимал Чон Ду Хван. Проведенный в октябре 1987 г. общенациональный референдум утвердил новую конституцию, которая вступила в силу 25.11 1988 г. Конституция ввела прямые президентские выборы вместо многоступенчатых, расширила права парламента, ограничила полномочия президента и сократила срок его пре­бывания на посту с 7 до 5 лет, закрепи­ла свободу печати, право на создание — профсоюзов и проведение собраний, демонстраций. Под давлением оппози­ции в конституцию включено положе­ние о нежелательности участия армии в политике.

За годы, прошедшие со времени краха военной диктатуры (1992 г.), в РК проводились либерально-демократи­ческие реформы. Деятельность оппози­ции ограничивается рамками парла­мента. В последнее время наблюдаются сокращение масштабов забастовочного движения и спад студенческих выступ­лений, традиционно являвшихся наи­более взрывоопасными. Леворадикальные группировки, продолжающие ан­типравительственные выступления, ма­лочисленны и не представляют собой угрозы для внутриполитической ста­бильности. Развитию этих тенденций способствует увеличение прослойки среднего класса, смещение обществен­ных настроений от «реформ к стабиль­ности» и в целом к консерватизму.[5]

Основу внешней политики Южной Кореи составляет тесное всестороннее сотрудничество с США, которые отводят ей роль важного военно-стратегического плацдарма в Азии. 1 октября 1953 г. Вашингтон подписал с Сеулом «договор о совместной обороне», узаконивший пребывание в Южной Корее американских войск. В 1965-73 гг. Сеул был главным партнером США в их войне во Вьетнаме. В настоящее время на территории Южной  Кореи размещены свыше 40 тыс. американских военнослужащих.

Южная Корея имеет прочные политические и экономические связи с Японией, Западной Европой. Страна поддерживает дипломатические отношения со 140 государствами мира, причем около 80 из них имеют дипломатические отношения и с КНДР. Она является членом свыше 50 международных организаций, имеет бюро постоянного наблюдения при ООН.

Администрация Ро Дэ У активизировала проведение так называемой «северной политики», направленной на установление отношений с государствами Восточной Европы. В 1989-90 гг. Южная Корея установила дипломатические отношения с Венгрией (февраль 1989 г.), Польшей, Югославией (ноябрь 1989 г.), Чехословакией, Болгарией и Румынией (март 1990 г.); отношения были установлены также с Монголией. В ноябре 1989 г. был осуществлен первый визит Ро Дэ У в Восточную Европу (Венгрия). В апреле 1989 г. в Сеуле было открыто представительство Торгово-промышленной палаты СССР, а в июле того же года в Москве – представительство Корейской ассоциации содействия развитию торговли. 30 сентября 1990 г. установлены  дипломатические отношения между СССР и Республикой  Корея. В декабре того же года президент страны Ро Дэ У посетил Советский Союз с официальным визитом.

Южная Корея исходит из концепции «двух Корей», выступает за «перекрестное признание» Севера и Юга Кореи и их одновременное вступление в ООН.  В сентябре 1989 г. президент Ро Дэ У выдвинул идею образования «корейского сообщества» в качестве промежуточного шага для воссоединения Севера и Юга в «объединенную демократическую республику».[6]

Наряду с привлечением иностранных инвестиций, начиная с 80-х годов, экономическая политика Южной Кореи была направлена на привлечение из-за рубежа современных технологий. Хотя в силу различных причин объёмы заимствований в области технологий были не столь значительны, как в сферах заёмных средств и прямых капиталовложений, её роль в переводе южнокорейской экономики на современные рельсы и в приобщении страны к достижениям НТР была тем не менее, достаточно высока.

Для широкого внедрения современных технологических процессов необходимо было, и приобретать соответствующую технику.

Среди закупаемой техники, непосредственно не связанной с производственными процессами, преобладающее место занимали транспортное оборудование и подвижной состав, электроприборы и аппаратуру. Помимо указанного Южная Корея была вынуждена приобретать и машинное  оборудование, непосредственно используемое в производственных процессах. Как правило, закупки станков и агрегатов сопровождались приобретением прав на использование технологических процессов. Потребность в них увеличивалась с каждым годом. Соответственно росли и отчисления на оплату, как самой техники, так и технологии «know how». Всего за 1962-1982гг. между Южной Кореей и развитыми капиталистическими странами была зафиксирована 2281 сделка на приобретение технических «know how» на общую сумму 681 млн.$, что составило 47,7% суммы прямых инвестиций за тот же период.

Причём львиная доля сделок, связанных с приобретением оборудования и связанных с ним «know how», заключалась с японскими бизнесменами (56,4%),хотя к сотрудничеству с южнокорейскими фирмами на этом поприще они приступили на 4 года позже, чем американские и прочие деловые круги.

Доминирующим был и удельный вес Японии в суммах южнокорейских отчислений за используемую технику и технологии. Всего за 10 лет (1967-1977) японские предприниматели получили 52 млн.$ (59%), тогда как за 15-летний срок (1962-1977) Америке и Западной Германии досталось 24,3 млн.$ (27,7%) и 4,4 млн. $ (5%).

Рассмотрев в целом положение с заимствованием извне современной технологии на длительном отрезке времени, проследим теперь динамику этого процесса.

Заимствование иностранной техники и технологии распадается на три периода. В течение первого периода (1962-1966) число сделок и их стоимость выражались минимальными величинами. Это объяснялось с одной стороны, ограниченностью задач, а с другой стороны — нестабильностью политической обстановки в Южной Корее и отчасти проистекающим отсюда неверием деловых кругов из развитых капиталистических стран, что их оборудование и технологии попадут в надёжные руки. Во время второго периода Южная Корея по-настоящему приступила к реализации программы индустриализации. Создание абсолютно новых для страны отраслей производства обусловило резкое возрастание потребностей в современной технологии, что привело к обильному притоку зарубежных  «know how».[7]

В течение второго периода наблюдается быстрый рост как числа заключённых сделок (в 9,6 раза), так и сумм корейских отчислений за заимствованную технику и технологию (в 35,5 раза). Очевидное превосходство второй из названных цифр является свидетельством того, что в Южную Корею стали поступать сложная техника и дорогая технология.

Характерные черты третьего периода (1977-1988) относятся к «новой стадии индустриализации», основные задачи которой сводились к тому, чтобы осуществить постепенный переход от производства трудоёмкого к производству капиталоёмкому и техноёмкому.

Выполнение кардинальных задач завершающей стадии индустриализации упиралось в проблему заимствования и внедрения новейшей техники и передовой технологии.

Постепенно правительство делало всё большую ставку на привлечение самых совершенных технологий. Президент настаивал на том, чтобы все частные фирмы в обязательном порядке обменивались имеющимися в их распоряжении зарубежными технологиями. В свою очередь Министерство торговли и промышленности объявило, что оно будет поощрять внедрение мелкими и средними фирмами новых зарубежных технологий. Система поощрения вступила в силу с 1984 года и в первую очередь распространилась на фирмы, занятые выпуском электронных изделий. Был создан фонд финансовой и технической помощи предприятиям, которые отважатся развёртывать деятельность на престижном, но пока неизведанном поприще электроники. В 1988 году сумма фонда  составляла 400 миллионов долларов.

С 12 августа 1983 года Министерство финансов обязало банки интенсивно поддерживать частные фирмы, которые обратятся за займами в целях внедрения иностранных технологий. Специальные займы поддержки предоставлялись на пятилетний срок, при двухгодичном льготном периоде, из расчёта 10% годовых.

В свете изложенных данных, целесообразно выделить очередной, четвёртый период, который характеризуется заметным креном в сторону США и ведущих стран Западной Европы в области заимствования технологий. Подобный крен можно объяснить тем, что США и Западная Европа, не видя в Южной Корее потенциального конкурента, поставляли самые современные технологии, тогда как Япония, обеспокоенная быстрыми темпами развития соседа, поставляла в Корею далеко не самые современные технологии.

Довольно многочисленные сделки по передаче «know how» в 1983 году делились на три категории. Задачи сделок первой категории: освоить с помощью зарубежной технологии выпуск какого-либо вида продукции, не изготовлявшегося ранее в Корее, с целью монополизировать их производство и сбыт на внутреннем рынке.

Вторую категорию составляют сделки, в которых корейские фирмы ставили перед собой задачи, связанные с расширением экспорта, — освоить собственный выпуск новых высококачественных изделий и выйти с ними на внешний рынок.

Сделки третьей категории, в которых с корейской стороны участвовали лишь крупнейшие фирмы, преследовали цель поднять отдельные отрасли отечественной промышленности на качественно новую ступень. Примером такой сделки может служить техническое соглашение между корейской фирмой «Sumsung», американской компанией «Micron technology», и с японской корпорацией «Sharp». По условиям соглашения корейская сторона заручилась правом экспортировать в США кристаллики для запоминающих устройств. Для этого недалеко от Сеула был построен завод для изготовления полупроводников. За первые пять лет эксплуатации завода, сумма экспорта составила 650 млн.$. Почуяв, что дело, начатое этими фирмами приносит огромную прибыль, к производству полупроводников подключились такие фирмы, как «Daewoo» и «Gold Star».[8]

Оснащение южнокорейской промышленности новыми видами оборудования происходила по разным каналам. Промышленное оборудование поступало и по линии коммерческих займов, но отнюдь не всегда вместе с ними предоставлялась технологическая помощь, поэтому забота о подготовке соответствующих технических кадров ложилась на плечи корейцев.

Иная картина складывалась при передаче «know how». В соответствии с техническими соглашениями зарубежная фирма брала на себя обязательства либо направить в Южную Корею технических консультантов, либо подготовить местных специалистов. В подготовке местных кадров и состояла особая ценность зарубежной технологической помощи, при условии, если она находилась на уровне последних достижений НТР.

Как отмечалось выше, что по суммарной стоимости заимствование технологий не шло ни в какое сравнение, ни с прямыми инвестициями, ни тем более с коммерческими займами. Однако, уступая им в указанном плане, иностранная технологическая помощь во многих случаях приносила более позитивные результаты, а иногда и более быструю отдачу, нежели коммерческие займы и прямые инвестиции. Вот почему в последнее время Южная Корея стала уделять повышенное внимание заимствованию передовой технологии и привлечению в смешанные предприятия прямых инвестиций, если иностранные капиталовложения сулят ей повышение технического уровня отечественной промышленности.

 

 

ГЛАВА 3.  Проблема объединения

 

Мирное объединение Южной и Северной Кореи воспринимается всеми без исключения корейцами как величайшее общенациональное чаяние. Весьма примечательно, что власти как Южной, так и Северной Кореи в общеполитических декларациях безоговорочно признают необходимость дипломатических усилий для скорейшего достижения общегосударственного единства. Однако, к сожалению, обе стороны все еще не могут договориться о том, как это сделать. Поскольку Север и Юг слишком долгое время находились во враждебном противостоянии друг другу, они не в состоянии быстро изменить свои позиции и вследствие этого им не легко прийти к компромиссу и консенсусу. Объясняется это также тем, что стороны принадлежат к противоположным политико-идеологическим системам — коммунистической и капиталистической.

Во времена враждебного противостояния Соединенных Штатов и Советского Союза, губительной «холодной войны» взаимная нетерпимость сторон достигла предельного накала, сохраняется она, к несчастью, во многом и в постконфронтационной мировой ситуации.

Политика СССР при М. Горбачеве, а затем и России при Б. Ельцине в отношении Южной Кореи существенно обновилась и обрела нейтрально-дружественный характер. И Китай, сохранив элементы оппозиционности к Сеулу, стал также более нейтральным. Это способствовало разрядке напряженности на Корейском полуострове, создало благоприятные условия для практического решения вопроса об объединении разделенной нации. При этом, разумеется, трудно переоценить значение установления и развития нормальных отношений между Москвой и Сеулом, что, как справедливо отметил профессор Хан Сан Чжо из Университета Коре, является важным фактором сдерживания милитаристских тенденций в межгосударственных отношениях стран региона, фактором, благоприятно воздействующим на развитие межкорейского диалога.

Что касается Северной Кореи, то она смогла достичь лишь ограниченного прогресса в улучшении отношений с США и Японией. Атмосферу доверия между Пхеньяном и Соединенными Штатами отравляли опасения Вашингтона, что Северная Корея тайно разрабатывает ядерное оружие. По этой же причине Пхеньян не добился существенного успеха на японском направлении. То, что Северной Корее не удается достичь радикальных сдвигов на пути к полной нормализации отношений с Соединенными Штатами и Японией, заметно осложняет перспективы объединения корейской нации. Внешнеполитические потенции Пхеньяна существенно ограничиваются излишне жесткой привязкой к политической доктрине «чучхе», хотя в последнее время отмечается некоторое отступление от нее, о чем свидетельствует временное северокорейско-американское соглашение по ядерному вопросу.

Каковы же глобальные условия и предпосылки многоэтапного и постепенного объединения Корейского полуострова? Для этого представляется чрезвычайно важным рассмотреть вопрос о том, какие стратегические интересы преследует каждая из великих держав в деле восстановления целостности Кореи. Нельзя отрицать того факта, что США, Россия, Япония и Китай оказывают огромное влияние на перспективы объединения полуострова, создавая для этого благоприятный или, напротив, неблагоприятный международный фон). Думается также, что, проведя сравнительный анализ геостратегических интересов каждой из четырех великих держав, следует выявить как конструктивные, так и деструктивные черты в их политике, с тем, чтобы определить факторы, тормозящие решение вопроса о воссоединении Кореи, и ослабить или нейтрализовать их влияние на этот процесс.

Представляется, что объединение Южной и Северной Кореи может значительно изменить степень политического влияния США на Корейском полуострове. Невозможно отрицать, что Вашингтон в настоящее время продолжает оказывать огромное политическое воздействие на Южную Корею. Объясняется это тем, что эта страна имеет довольно тесные политические, экономические, военные и иные связи с Соединенными Штатами. Более того, Южная Корея находится в сильнейшей структурной зависимости от них как в экономической, так и в военной области. Можно предположить, что и после объединения Кореи Вашингтон будет стремиться не только сохранить, но и упрочить свое политическое влияние на полуострове.

Для США Южная Корея является, прежде всего, важным экономическим партнером. Так, в 1994 году на их долю приходилось около 21,1 процента южнокорейского импорта (для сравнения: на долю Китая — 5,3 процента, Германии — 5, Саудовской Аравии — 3,7, Японии — 24,8 процента). Это свидетельствует о том, что Южная Корея представляет собой емкий рынок сбыта для американского экспорта. С другой стороны, объединение Кореи, как полагают в Вашингтоне, даст возможность расширить американские экспортные рынки за счет Северной Кореи, с которой в настоящее время США не имеют развитых торговых отношений. Поскольку ныне экономика Северной Кореи остро нуждается в привлечении иностранного капитала и новейших технологий, она обладает большой привлекательностью для американских инвесторов. А развитый экономический потенциал Южной Кореи может служить серьезным гарантом безопасности для иностранных капиталовложений в северной части полуострова. Таким образом, с экономической точки зрения, США в целом могут положительно реагировать на перспективу грядущего объединения Кореи.

Южная Корея очень важна для США и в военно-стратегическом отношении. Известно, что для поддержания военного баланса с Севером ей приходится тратить значительную часть своего бюджета на оборону, на приобретение оружия. При этом все основные типы стратегического оружия и образцы новейшей технологии республика получает почти целиком из Соединенных Штатов. Она импортировала (в основном из США) оружия в 1989 году на 1,11 миллиарда долларов, в 1990 -546 миллионов, 1991 — 304, 1992 -395, 1993 — 513 миллионов долларов, а всего за 1989-1993 годы — на два миллиарда 870 миллионов долларов. В этой связи представляется, что объединение Кореи приведет к значительному сокращению в регионе спроса на американское оружие, сужению рынка его сбыта, что, безусловно, противоречит интересам военно-промышленного комплекса США.

Следует также учитывать, что Южная Корея очень важна как военно-стратегический аванпост Соединенных Штатов на Дальнем Востоке, позволявший в недавнем прошлом противостоять здесь Советскому Союзу и Китаю. В связи с тем, что новую Россию США не считают своим потенциальным противником, геополитическое значение Южной Кореи для Вашингтона несколько снизилось. Вместе с тем, поскольку Китай, несмотря на осуществляемые либеральные хозяйственные реформы, продолжает оставаться коммунистической державой, американцы, по-видимому, все же будут признавать определенную военно-стратегическую значимость Корейского полуострова для реализации целей своей политики в Восточной Азии. Итак, объединение Корейского полуострова может иметь для Соединенных Штатов как позитивные, так и негативные последствия.

Объединение Юга и Севера окажет заметное влияние на позиции Китая в Корее, которая всегда занимала важное место во внешнеполитических приоритетах Пекина. В последние два-три года у Пекина и Сеула наметились схожие позиции по таким вопросам, как использование режима ВТО, либерализация внешнеэкономических связей, постепенное продвижение по пути интеграции национальной экономики в мировую. Вместе с тем, очевидно, что для Китая доминирующая роль Юга в объединенной Корее будет означать ослабление его политического влияния на Севере. Китай является ныне единственной великой державой, активно поддерживающей северокорейский режим, попавший в еще большую дипломатическую изоляцию после распада СССР. Свои тесные связи с Северной Кореей в политической, экономической, военной и других областях он по-прежнему строит на основе «социалистического интернационализма».[9] Ясно, что до тех пор, пока в самом Китае не изменится радикально общественная система, он до конца будет верным другом и политико-идеологическим союзником северокорейского режима.

Следует подчеркнуть, что КНДР многим обязана Китаю. На КНР приходится значительная часть внешнеторгового оборота и научно-технических связей КНДР. Пекин оказал ей существенное техническое содействие, значительную финансовую помощь, посредничает в установлении контактов северокорейских организаций с западными фирмами и т.д. Видимо, и в дальнейшем Пхеньян и Пекин будут рассматривать взаимное сотрудничество как приоритетное. Все это позволяет сказать, что Китай объективно заинтересован в длительном сохранении сосуществования двух режимов на Корейском полуострове и что он довольно холодно относится к перспективе их объединения, при котором лидирующая роль будет за Югом. Тем не менее, Пекин в целом положительно воспринял отстаиваемую Северной Кореей идею общенационального объединения на основе некоей конфедерации по принципу «одно государство — две системы». Здесь он усматривает свою экономическую выгоду. Он проявляет заинтересованность в развитии сотрудничества не только с Северной, но и с Южной Кореей и поэтому установил дипломатические отношения с Сеулом. Следовательно, у Пекина есть надежда получать дивиденды от развития тесных экономических связей и с объединенной Кореей. В этом случае КНР сможет даже освободиться от бремени огромной экономической помощи северокорейскому режиму.

Что же касается военного аспекта, то думается, что Северная Корея не представляет для Китая слишком весомой стратегической ценности. Поскольку Китай заинтересован в развитии и сохранении нормальных отношений с Соединенными Штатами, то бывшее стратегическое значение Северной Кореи как фактора ограничения американских и японских устремлений в регионе в известной мере утрачивает свою прежнюю силу. Если также принять во внимание, что на вооружении северо-корейской армии находится главным образом российское, а не китайское оружие, можно понять сдержанное отношение Пекина к вопросам оборонного сотрудничества с КНДР. Это наводит на мысль, что у Китая есть в целом немало серьезных аргументов в пользу мирного объединения Кореи.

Для Китая в перспективе весьма важным представляется и то обстоятельство, что объединенной Корее предстоит стать довольно мощным в военном отношении государством, которое сможет играть роль региональной силы, сдерживающей экспансию Японии. Не секрет, что Китай проявляет серьезную озабоченность по поводу больших возможностей Японии создать в короткие сроки весомый военный потенциал вплоть до оснащения вооруженных сил ядерным оружием. Обладающая развитой экономикой и передовой технологией Япония может при желании стать крупной военной державой, способной угрожать и Китаю. Стало быть, с военно-политической точки зрения, Китай существенно выиграет от объединения Южной и Северной Кореи.

Что же касается интересов Японии в вопросе объединения Кореи, то они носят также весьма противоречивый характер.

В нынешней ситуации Южная Корея представляет собой важную сферу приложения «избыточного» капитала бывшей метрополии. К концу 70-х годов на долю Японии приходилось примерно 60 процентов совокупных прямых иностранных инвестиций. Общая сумма японских займов Сеулу с 1965 по 1981 год составила 4,4 миллиарда долларов, а с 1982 по 1986 год к ней прибавилось еще 4 миллиарда долларов. Именно иностранные, в первую очередь японские, инвестиции создали финансовую и технологическую основу неоиндустриального прорыва Республики Кореи в мировую экономику. В свете этого не удивительно, что Япония весьма сдержанно относится к объединению Южной и Северной Кореи. Объясняется это и тем, что единая Корея будет органически соединять известные достоинства Южной Кореи в капиталах и технологии с преимуществами Северной Кореи в богатых природных ресурсах. В результате суммарный экономический потенциал Кореи может сильно возрасти, и она станет еще более серьезным конкурентом для Японии. Следовательно, последняя заинтересована в длительном сохранении раскола корейской нации.

В нынешней ситуации Южная Корея, являясь важным рынком сбыта для японского экспорта, серьезно страдает от нестабильности своей торговли, что свидетельствует о ее большой зависимости от бывшей метрополии. Отрицательное сальдо баланса Южной Кореи в торговле с Японией начало особенно нарастать с 1974 года, достигая ежегодно нескольких миллиардов долларов. В течение 1986-1989 годов сальдо общего торгового баланса Южной Кореи было положительным и составляло 19,2 миллиарда долларов. Однако за тот же четырехлетний период дефицит ее торговли с Японией достиг 18,6 миллиарда долларов. Таким образом, Сеулу приходилось перекачивать в Японию основную массу валюты, заработанной нелегкими усилиями на мировом рынке. Дефицит продолжал расти и в последующие годы. 

Северная же Корея — один из основных поставщиков промышленного сырья для Японии, Так, Япония импортирует оттуда в значительных количествах железную руду, цинк, магнезит, антрацит, графит, вольфрам, драгоценные металлы. Покупая различные ценные природные металлы и минералы в Северной Корее, Япония обрабатывает их, затем реэкспортирует частично в Южную Корею, зарабатывая на этом огромные прибыли. Япония заинтересована в сохранении такой структуры неравноправных экономических связей, и объединение Кореи не сулит ей больших радостей.

С военно-стратегической точки зрения ситуация представляется иначе. Военная мощь единой Кореи не рассматривается в Японии как возможная угроза ее безопасности. Нет никаких признаков того, что Корея, особенно в условиях функционирования японо-американского союза, вступит в вооруженную конфронтацию с бывшей метрополией. Этот вывод подтверждается и тем, что Япония, во-первых, сама обладает значительным, все растущим оборонительным потенциалом. Во-вторых, объединенная Корея, несомненно, вынуждена будет понизить уровень своей военной мощи, ограничить себя минимальными потребностями самозащиты, поскольку без демилитаризации экономики немыслима общенациональная модернизация хозяйства. Следовательно, курс на постепенное объединение Кореи отвечает национальным интересам Японии.

Альтернатива этому процессу, то есть продолжение конфронтации на полуострове, несет прямую угрозу Японии. По словам известного японского политолога Я. Накасоне, «в случае возникновения военного столкновения между Югом и Севером Кореи из страны хлынут миллионы беженцев. Прежде всего, перед Республикой Кореей, а также перед Японией встанет неразрешимая проблема устройства переселенцев… Есть все основания считать, учитывая напряжение, существующее ныне на Корейском полуострове, что при определенных обстоятельствах нарастание хаоса приведет к военному столкновению между Югом и Севером».[10]

Итак, как видно из вышеизложенного анализа; стратегические интересы четырех великих держав в вопросе объединения Кореи сложным образом пересекаются в политике, экономике и военной области.

Если сложившийся между ними (хотя нестабильный и меняющийся) баланс сил будет действовать в целом в направлении повышения уровня региональной и глобальной безопасности, то он может содействовать мирному урегулированию на Корейском полуострове. Вместе с тем противоречия и соперничество между этими державами, если они будут осложняться проявлениями опасных рецидивов «холодной войны», отнюдь не создадут благоприятного международного климата для восстановления общегосударственной целостности корейской нации. В такой геополитической ситуации особую актуальность приобретает межкорейский диалог, то есть способность и готовность самих корейцев активно продвигаться по пути восстановления единого общенационального государства.

В соответствии с волей всего корейского народа, стремящегося к мирному объединению нации, Президент республики Корея и Председатель Национального комитета обороны КНДР Ким Чен Ир провели историческую встречу на высшем уровне и переговоры в Пхеньяне с 13 по 15 июня 2000.

Лидеры Севера и Юга, отдавая отчет в том, что встреча на высшем уровне и переговоры руководителей имеют огромное значение в установлении взаимопонимания, развитии межкорейских отношений и реализации мирного объединения заявили о следующем:

  1. Север и Юг согласились решить вопрос об объединении самостоятельно и путем совместных усилий корейского народа, являющихся хозяевами страны.
  2. Касательно вопроса об объединении, стороны пришли к выводу, что концепция  Юга о  создании конфедерации и предложение Севера о создании свободной формы федерации имеют много общего. Юг и Север договорились развивать процесс объединения в данном направлении.
  3. Юг и Север согласились безотлагательно решать гуманитарные вопросы, такие как воссоединение разрозненных семей и вопрос о северокорейских коммунистах, отбывающих сроки в тюрьмах Южной Кореи и не изменивших своих убеждений. Взаимный обмен визитами членов разрозненных семей и родственников, запланировано начать 15 августа — Национальный день освобождения от японского ига.
  4. Юг и Север договорились объединить усилия по построению взаимного доверия путем сбалансированного развития национальной экономики, развивая экономическое сотрудничество и стимулируя взаимодействие и обмены в областях: культуре, спорте, здравоохранении, защите окружающей среды и других.
  5. Юг и Север согласились вести диалог между соответствующими правительственными структурами в ближайшее время для ускоренного выполнения вышеуказанных договоренностей.

Президент РК Ким Дэ Джун радушно пригласил Председателя Национального комитета обороны Ким Чен Ира КНДР Ким Чен Ира посетить Сеул. Приглашение было принято, сроки визита Ким Чен Ира будут уточнены дополнительно.

Считается, что есть два фактора, подталкивающие две Кореи к продолжению контактов. Первый из них – голод в КНДР. С момента распада СССР, то есть с начала системного кризиса на севере Кореи (прекратилась советская помощь и торговля), там от голода погибло, как считают эксперты, около 100 тысяч человек. Сейчас, по данным специализированных организаций ООН, работающих в Пхеньяне, запасы продовольствия в этой стране с 23-миллионным населением могут резко снизиться, притом, что существующих ресурсов гуманитарной помощи в такой ситуации хватит лишь до июля. Правда, в прошлом году в это же время ситуация была еще хуже, тогда нехватку продовольствия оценивали в 2,2 миллиона тонн, сейчас — лишь в 1,5 миллиона. Второй же фактор в пользу диалога – это предстоящий, согласно конституции, через год уход президента Южной Кореи со своего поста. Так что Ким Дэ Чжуну, если он хочет успеха своей партии на предстоящих президентских выборах, нужен успех в решении основной проблемы страны – проблемы Севера и Юга. 

Но эти же факторы стимулировали межкорейский диалог и раньше. Собственно, можно было бы сказать, что сближение двух половинок когда-то единого государства шло со скоростью курьерского поезда — с учетом всех особенностей ситуации в обеих Кореях, особенно на Севере. Южнокорейские эксперты, признавая, что фактическое воссоединение страны – дело нескольких десятилетий, уверенно говорили при этом о намечавшемся процессе экономической интеграции двух стран. И все шло бы хорошо и дальше, если бы не полный отказ новой американской администрации от корейской политики предыдущего президента. Как известно, Джордж Буш несколько месяцев переосмыслял курс Клинтона (что и ввело Пхеньян в переговорный паралич), а затем предложил КНДР начать переговоры «без всяких условий»[11], то есть с нуля. 

Дело здесь даже не в новых подходах США, а в твердом, традиционном, уже полувековом убеждении северокорейского руководства в полной, стопроцентной зависимости Сеула от Вашингтона. В результате северный Ким при малейшем признаке ухудшения отношений с США захлопнул двери перед Кимом южным. И от последнего потребовались немалые усилия, чтобы убедить северян в том, что две Кореи могут хоть о чем-то говорить без оглядки на США. 

Видимо, суть нынешнего момента – и суть замысла Ким Дэ Чжуна – именно в том, чтобы межкорейский диалог, пусть ограниченный, стал бы возможным даже при обструкционистской позиции Вашингтона. Хотя нет сомнений, что южнокорейцы постараются продолжить воспитывать и администрацию Буша, поскольку без участия США — страны, которая держит на Корейском полуострове 38 тысяч солдат – представить себе урегулирование довольно сложно. 

Согласие Пхеньяна на разговор, на первый взгляд, выглядит странно, если вспомнить, что Ким Чен Ир заявил лишь на позапрошлой неделе, что его армия имеет все возможности «стереть США с лица Земли», поскольку США – «не единственная страна, у которой есть ракеты». Но люди, знакомые с политическим стилем северокорейского руководства, с самого начала понимали, что Пхеньян настроен на диалог, и как раз неожиданный накал антиамериканских речений это лишь подтверждал. Дело в том, что пхеньянское руководство по соображениям престижа не могло позволить себе начать переговоры с США, не ответив Джорджу Бушу по полной программе за все его прежние обвинения и обиды. Но устным ответом дело и ограничилось. Стирание США в лица Земли в повестке дня не стоит, и это хорошо. 

Гораздо хуже то, что администрация Буша после долгой паузы в корейском вопросе переходит, похоже, к действительно новой – и откровенно разрушительной – политике по отношению к Пхеньяну, той политике, которую предлагал Пентагон вопреки мнению госдепартамента. Так, недавно Буш заявил в конгрессе, что больше не может считать, что КНДР выполняет соглашение 1994 года. Соглашение это предполагает, что Пхеньян получает от США нефть и строит две атомных электростанции, если Пхеньян не ведет разработки ядерного оружия. Сделка эта, между прочим, означала одно из тяжелейших поражений российской внешней политики начала 90-х: отказ тогдашней российской дипломатии от традиционного партнера, КНДР, привел к тому, что российский Минатом лишился на Корейском полуострове потенциальных контрактов, а Москва потеряла всякое влияние на Пхеньян. 

Северная Корея в последнее время не раз обвиняла США в том, что именно Америка не выполняет, затягивает реализацию соглашения от 1994 года, результат чего — тяжелейший энергетический голод в стране. Нынешний поворот событий подтверждает, что США, отказываясь от своих обязательств, попросту пытаются поставить КНДР в безвыходное положение. Это, вдобавок, действительно полный отход Вашингтона от политики прежней администрации хотя бы потому, что нынешняя американская политика ведется как бы через голову – и явно вопреки интересам – всех основных стран региона, заинтересованных в корейском урегулировании: Южной Кореи, Китая, России и Японии. Нельзя, конечно, исключать, что таким путем Буш подтолкнет КНДР к полной капитуляции. Вопрос в том, нужна ли эта самая мгновенная капитуляция соседним с КНДР государствам — ведь тогда им придется в срочном порядке брать на себя и оплачивать из кармана налогоплательщика управление политическим, экономическим и гуманитарным кризисом на полуострове. Это то, чего, прежде всего Сеул всеми силами пытался избежать, ведя дело к очень медленному и организованному процессу интеграции. 

Вообще, корейская политика Вашингтона выглядит куда более авантюрной и резкой, чем даже курс США в отношении Ирака, хотя в обоих случаях США делают вид, что способны действовать вопреки мнению всех остальных заинтересованных стран, союзных США или нет. Последнее относится и к России, стране, которая восстановила в последние два года свои позиции на Корейском полуострове благодаря тому, что президент Путин договорился с Ким Дэ Чжуном об участии РФ в процессе восстановления экономики КНДР. Речь идет о проекте создания железнодорожной магистрали от юга Кореи через Север и далее, через Россию, в Европу, и прочих планах развития КНДР с участием Сеула, Пекина и Москвы. Понятно, что размораживание межкорейского диалога означает и размораживание наших деловых перспектив, а резкие действия США могли бы привести к своего рода второму вытеснению России с этого рынка. 

Видимо, предстоят длительные и сложные многосторонние переговоры вокруг этого нового международного кризиса, конструируемого администрацией Буша буквально на ровном месте и сдерживаемого мягкой дипломатией Сеула. Трудно при этом представить себе, что Вашингтону удастся навязать свое мнение сразу нескольким странам, у каждой из которых есть свои экономические и политические интересы на Корейском полуострове. И еще труднее себе представить, что Америка сможет управлять сразу двумя одинаковыми по конструкции кризисами – вокруг Кореи и вокруг Ирака. 

 

 

 

 

Заключение

 

«Корейский полуостров не Балканский. Мы будем всеми возможными средствами защищаться от нападения извне».[12] Это предупреждение северокорейского Комитета по мирному объединению родины, сделанное в адрес США в начале лета, было воспринято в Москве не как очередной пропагандистский ход. Война — лишь экстремальный способ объединения двух корейских государств. Процесса, который, по информации «Эксперта», может начаться уже в ближайшие месяцы.

Многое говорит о том, что развязка почти полувекового противостояния севера и юга Кореи близка как никогда. После натовской операции на Балканах поле «высокого напряжения» в мировой политике переместилось на Корейский полуостров, почти поровну разделенный демилитаризованной зоной. Вокруг линии раздела сконцентрированы сегодня полмиллиона южно- и более 750 тысяч северокорейских солдат и масса военной техники. О вероятности военного исхода свидетельствуют не только недавняя перестрелка между катерами обеих сторон в Желтом море или скандал вокруг секретной поставки из Казахстана 40 истребителей МиГ-21 в КНДР. Вокруг Корейского полуострова нарастает дипломатическая активность великих держав, напоминающая маневры вокруг таких проблемных точек, как Ирак и Югославия. Китай, США, Япония и Евросоюз выстраивают различные комбинации объединения, отстаивая наиболее устраивающие их схемы.

Не стоит в стороне и Россия. На ноябрь намечен визит в Пхеньян министра иностранных дел РФ Игоря Иванова, во время которого должна быть подписана новая версия договора о дружбе между РФ и КНДР. Но главной темой переговоров неизбежно должны стать перспективы и конкретные варианты воссоединения Кореи. От исхода этого процесса во многом зависит будущее Восточной Азии.

Час воссоединения Кореи близится по многим причинам. Одна из них — вероятный экономический коллапс КНДР. Стандарт дневного рациона питания северного корейца сегодня не превышает 150-300 грамм риса или кукурузы, причем половина потребляемого в стране продовольствия поступает из-за границы в виде гуманитарной помощи. По данным британского журнала The Economist, производство промышленной продукции в КНДР по сравнению с 1990 годом сократилось примерно наполовину. Предприятия КНДР, выпускающие продукцию образца 50-60-х годов, работают на 20% мощности. Ресурсов для продолжительного автономного существования у республики почти не осталось. Север оказался перед выбором — либо сдача на приемлемых условиях богатому югу, либо война.

Вариант военного вторжения на юг популярен, прежде всего, среди северокорейских военных. «С военно-политической и экономической точек зрения сегодняшняя ситуация максимально благоприятствует вторжению армии КНДР на юг», — утверждает российский политолог Дмитрий Евстафьев.[13]

Миллионная армия — один из немногих эффективных государственных институтов КНДР (помимо трех служб безопасности). На поддержание ее боеспособности Пхеньян тратит около 6 миллиардов долларов в год, это примерно треть северокорейского ВВП. И хотя западные СМИ сообщают о нехватке топлива и боеприпасов, удар с Севера может оказаться вполне эффективным. Совсем недавно северокорейский МиГ-21, пересекший демилитаризованную зону, был засечен только на подлете к Сеулу. Южная столица находится в пределах досягаемости не только ракет северян, но и их дальнобойной артиллерии. По оценкам американских спецслужб, сделанным в середине 90-х годов, в случае конфликта могут погибнуть 50 тысяч американских военнослужащих и 500 тысяч южнокорейских солдат.

Однако политическое руководство КНДР, прежде всего сам лидер страны Ким Чан Ир, склоняется скорее к мирному варианту объединения. В феврале на совместном заседании в Пхеньяне представители правительства, партии и общественных организаций КНДР обратились к южнокорейской элите с предложением провести во второй половине года переговоры на высоком уровне. По сведениям «Эксперта», КНДР готова отказаться от выдвинутого ею принципа конфедеративного объединения по схеме «одна нация — одно государство — два правительства» в пользу более компромиссного варианта.

Шанс, что предложения Пхеньяна найдут отклик в Сеуле, достаточно велик. Речь идет не только о многих южнокорейских студентах — приверженцах идеи чучхе, но и о деловой элите Южной Кореи, сильно пострадавшей в результате затеянного западными компаниями послекризисного передела собственности, когда целые подразделения некогда могущественных чеболей уходят сегодня под контроль British Telecom, BASF, Hewlett-Packard, Volvo. Более того, иностранцы требуют изменить всю корпоративную культуру, сделать ее более «прозрачной», более «западной», отказаться от особенностей корейского менеджмента, основанного в основном на личных связях. Между тем у руководителей некоторых чеболей, например Daewoo и Hyundai, давно налажены тесные личные контакты с Ким Чен Иром. Только организованные Hyundai турпоездки в Северную Корею приносят корпорации более 150 миллионов долларов в год.

Южным корейцам вполне понятна националистическая философия чучхе. «Американцев ненавидят и на севере, и на юге. Причем на юге даже больше»[14], — сказал корреспонденту «Эксперта» российский журналист, много лет проработавший в Сеуле. Представление о Южной Корее как о государстве, стремящемся построить демократическое общество, далеко от действительности. Практически все время своего существования страна прожила под властью военных диктаторов, методы, правления которых мало отличались от приемов северных коллег, однако ни Ким Ир Сен, ни его сын Ким Чен Ир не были ставленниками США.

Перспектива самостоятельного мирного объединения двух Корей, однако, не устраивает американцев. Военный исход им тоже ни к чему. В любом случае шансы Вашингтона создать единую проамериканскую Корею невелики.

Между тем США нуждаются именно в едином корейском государстве. Встроив сильную, хотя и зависящую от США в финансовом отношении, Корею в треугольник Япония — Корея — Китай, Штаты создадут эффективный противовес усиливающейся Японии (корейцы искренне ненавидят японцев за беспрецедентно жестокую оккупацию их страны в 1910-1945 годы), претендующей на глобальную роль иены и занятой атомными исследованиями. С другой стороны, объединенная Корея в паре с Японией будет куда более весомым противовесом Китаю. Ведь сегодня, поставляя нефть и продовольствие (250 тысяч тонн в год) Пхеньяну, Пекин тем самым оказывает давление не только на Южную Корею, но и на США.

В последние годы США затратили массу усилий, чтобы претворить в жизнь собственный сценарий мирного объединения двух стран. В итоге южнокорейский президент Ким Дэ Чжун в отличие от своих не слишком доверявших США предшественников фактически полностью отдал переговоры с КНДР на откуп американцам. Форсируя их процесс, Вашингтон пошел на определенное сближение и с Пхеньяном. Как утверждают источники «Эксперта» в российских спецслужбах, США предложили КНДР весьма заманчивый вариант объединения — северная военно-политическая элита плюс южная экономическая элита. При этом американцы пытаются играть на противоречиях между военной верхушкой и Ким Чен Иром, опасающимся военного мятежа. За время пребывания у власти северокорейский лидер сменил 1023 из 1380 генералов армии КНДР.

В середине октября в США был опубликован доклад по поводу ситуации на Корейском полуострове, составленный командой специального советника президента по Корее и госсекретаря Уильяма Перри. «Доклад Перри дает совершенно новый для США взгляд на северокорейскую проблематику»[15], — считает директор 1-го департамента Азии МИД РФ Леонид Моисеев. Авторы документа настоятельно рекомендуют администрации коренным образом пересмотреть политику США по отношению к КНДР, так как «страна управляется теперь совершенно другим режимом». Гуманитарная катастрофа в Северной Корее, отмечают американские аналитики, изменила отношение к этой стране среди простых американцев. Конечной целью политики США на Корейском полуострове в докладе Перри названо «мирное объединение корейского народа».

«В последние месяцы активизировалась дипломатическая работа северных корейцев с США на уровне замминистров иностранных дел, — говорит Леонид Моисеев. — Ожидается, что в скором времени уровень контактов будет повышен». Уже готовится визит в Вашингтон первого замминистра иностранных дел КНДР, в ходе которого США могут пойти на отмену экономического эмбарго Северной Кореи.

По информации источников в российских спецслужбах, после объединения американцы намерены существенно усилить экономическое значение Корейского полуострова. Прежде всего, имеется в виду выведение транспортного коридора «Восток-Запад» в корейскую специальную экономическую зону Инчхон на западном побережье полуострова (Япония хотела бы, чтобы для этой цели использовался строящийся российский порт Зарубино). Инчхон, расположенный на побережье Желтого моря восточный терминал коридора, станет центром притяжения для всего северо-востока Китая. СЭЗ должна стать одним из нескольких внешних по отношению к КНР центров, которые должны «растянуть» Китай в разные стороны, став инструментом влияния США на региональные китайские элиты.

Определенные круги в Вашингтоне не исключают проведения военной операции для объединения Кореи под своим контролем. Недавно утвержденный в Пентагоне Оперативный план N5027-98 предполагает, что в случае усиления «военной активности» КНДР американские войска могут нанести превентивный удар. Согласно этому документу, решение об атаке имеет право принять командующий группировкой ВС США на Тихом океане. При этом план предполагает «послевоенное оккупационное правление».

Опыт подобных военно-политических кампаний у американцев есть. Психологический портрет цепляющегося за власть Ким Чен Ира вполне позволяет им рассчитывать на реакции, аналогичные поведению Слободана Милошевича. И все же план N5027-98 — скорее фактор политического давления на Пхеньян. Но, как ни парадоксально, он играет на руку и Ким Чен Иру: «любимый руководитель» теперь может более аргументировано обосновывать свою «миролюбивую политику», сдерживая амбиции своих генералов.

Сценарий принудительного объединения Кореи нежелателен для США еще и потому, что, применив военную силу в регионе, Америка подтолкнет к подобным действиям и Китай, давно стремящийся всеми доступными способами вернуть под свой контроль Тайвань.

Тем не менее, полностью исключать балканский сценарий не стоит. Сейчас Вашингтон вынужден спешить. Перегретая американская экономика нуждается в подпитке в виде новых рынков, которые бы привели к увеличению прибылей и притоку ликвидности, поддержав курс акций на Нью-Йоркской бирже. А единая Корея представляет собой не просто очень перспективное приложение для американского капитала, но и плацдарм для проникновения на северо-восток Китая.

У формальных союзников США, японцев и европейцев, собственные взгляды на корейскую проблему. Япония заинтересована, чтобы существующая ситуация сохранилась сколь возможно долго. Это позволяет ей играть на противоречиях между Китаем и США. Неудивительно, что японцы регулярно подкармливают КНДР гуманитарной помощью, стараясь не допустить обострения обстановки. Японский премьер Кейдзо Обути, побывавший в октябре в Сеуле, по всей видимости, призывал Южную Корею к осторожности в вопросах возможного объединения.

Если Корея не объединится, Япония останется экономически и технологически доминирующей страной Восточной Азии, возглавляющей процесс региональной экономической интеграции. Чтобы не допустить доминирования Китая, Вашингтон волей-неволей обречен, поддерживать региональные амбиции Японии. И тенденция к увеличению зависимости экономик стран региона от иены в последнее время становится все более заметной.

По своим резонам к сохранению status quo тяготеет и Китай. «Представим себе объединение Кореи, — рассуждает работавший в Сеуле российский журналист. — Через несколько лет в Азии появится вторая Япония, причем с ядерными амбициями и мощными вооруженными силами. Потом она начнет утверждать свои интересы силой в прилегающих регионах. Еще через пару лет это почти что война. Вот что такое объединенная Корея».[16]

Самая беспроигрышная позиция в этой ситуации у Евросоюза. На первый взгляд, в дела на Корейском полуострове он не лезет. В переговорах по межкорейскому урегулированию участвует четверка Пхеньян — Сеул — Вашингтон — Пекин, к которой иногда подключаются Токио и Москва. Тем не менее, регулярные переговоры между двумя Кореями были возобновлены именно в Берлине. Евросоюз выкупил для себя участие в Организации содействия развитию энергетики Кореи (KEDO), контролирующей развитие атомной программы КНДР. Участие в KEDO европейцы используют как механизм для проведения полуофициальных, но чрезвычайно важных консультаций с руководством КНДР. В то же время азиатские события, если они будут разворачиваться по военному сценарию, могут оказаться решающим фактором в вялотекущей конкуренции между долларом и евро. Участие в полномасштабной и кровопролитной войне на Корейском полуострове (Вашингтон имеет союзнические обязательства перед Сеулом) резко снизит привлекательность США для иностранных инвесторов. Да и обострение отношений США и Китая вряд ли огорчит Европу.

 

 

 

сПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Работы общетеоретического характера

 

  1. Назарбаев Н. А. Казахстан 2030, Алматы, 1997.-37с.
  2. Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге 21 века, Алматы, 1998.288с.
  3. Назарбаев Н. А. В потоке истории, Алматы, 2000 .-293с.

 

Монографии

  1. Ким Юн Дук, магистр политических наук (Республика Корея). Коллекция лучших диссертаций, 2000
  2. Азиатская библиотека, 16 июня 2000
  3. Интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в РК Афанасьевым  Е.В. февраль 2001
  4. Ли Чхон-вон. «Чосон кындэса» [Новая история Кореи ]. Пхеньян, 194(?).
  5. Ким Ир Сен. ‘»Ричжо силлог»-ыль кучхуль хальтте тэхаё’ [О спасении «Личжо силлок»] (8 Июля 1950), «Ким Ильсон чончип» [Избранные работы]. Пхеньян, Издательство Трудовой Партии Кореи, 1995.
  6. Ли Чхон-вон. «Чосон минчжок хэбан ундон-е иссосо-ый чогук кванбокхве-ый ёкхаль» [Роль Общества возрождения родины в Корейском национально-освободительном движении]. Пхеньян, Изд. Трудовой Партии Кореи, 1957.
  7. Пэк Нам-ун. Чогук Тхонир-ый Киль [Путь к объединению родины] «Сурённим-ый пхумсогесо» [В объятиях Вождя]. Пхеньян, Инмин чхульпханса, 1970.
  8. Хван Чжан-ёп. «Нанын ёкса-ый чилли-рыль поатта» [Я видел правду истории]. Сеул, Хануль, 1999
  9. Геннадий Чародеев. Известия, 17 февраля 2001 
  10. Петров Леонид. Серверcom, 1999 
  11. Петров Леонид.«Сеульский Вестник», №47б 1-30 июня 2000 
  12. Приложение к Коммерсант-власть, 29 февраля 2000 года
  13. Дмитрий Косырев. Аналитический канал «Восточная политика», апрель 2002  
  14. Геннадий Чародеев. Известия, 17 февраля 2001 
  15. Гафуров Н. История Кореи, в 2-х т. М., 1973 г.
  16. Корея. Справочник государственной службы информации республики Корея для зарубежных стран. 1994 г.
  17. Asian NICs. W., 1987; Major Statistics of Korean Economy. 1996, 9. 1.
  18. В.И. Шипаева «Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства», Мир, Москва, 1994
  19. В.К. Ломакин «Мировая экономика», Финансы, М, 1998.
  20. Дак Ву Нам «Опыт экономического развития Республики Корея в условиях рыночной системы», 1993.

[1] Ли Чхон-вон. «Чосон кындэса»  [Новая история Кореи ]. Пхеньян, 194(?).

[2] Азиатская библиотека, 16 июня 2000

 

[3] Ли Чхон-вон. «Чосон минчжок хэбан ундон-е иссосо-ый чогук кванбокхве-ый ёкхаль» [Роль Общества возрождения родины в Корейском национально-освободительном движении]. Пхеньян, Изд. Трудовой Партии Кореи, 1957.

 

[4] Ли Чхон-вон. «Чосон минчжок хэбан ундон-е иссосо-ый чогук кванбокхве-ый ёкхаль» [Роль Общества возрождения родины в Корейском национально-освободительном движении]. Пхеньян, Изд. Трудовой Партии Кореи, 1957. стр.35

[5] Дмитрий Косырев. Аналитический канал «Восточная политика», апрель 2002  стр.89

 

[6] Пэк Нам-ун. Чогук Тхонир-ый Киль [Путь к объединению родины] «Сурённим-ый пхумсогесо» [В объятиях Вождя]. Пхеньян, Инмин чхульпханса, 1970.

 

[7] Дак Ву Нам «Опыт экономического развития Республики Корея в условиях рыночной  системы», 1993.с.5

[8] Дак Ву Нам «Опыт экономического развития Республики Корея в условиях рыночной  системы», 1993.с18

[9] Приложение к Коммерсант-власть, 29 февраля 2000 года стр.123

 

[10] Дак Ву Нам «Опыт экономического развития Республики Корея в условиях рыночной  системы», 1993.

[11] Дмитрий Косырев. Аналитический канал «Восточная политика», апрель 2002  стр.54

[12] Дмитрий Косырев. Аналитический канал «Восточная политика», апрель 2002  стр.87

[13] Интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в РК Афанасьевым   Е.В. февраль 2001

[14] Геннадий Чародеев. Известия, 17 февраля 2001 

[15] Петров Леонид.«Сеульский Вестник», №47б 1-30 июня 2000 

[16] Геннадий Чародеев. Известия, 17 февраля 2001