АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Внешняя торговая политика Казахстана в 90годы

ПЛАН

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

 

ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ

 

ГЛАВА 3.  НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ

3.1 ПРОЧИЕ НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В системе мирохозяйственных связей ведущее место занимает международная торговля, так как она охватывает практически все виды международного разделения труда и связывает все страны мира в единое целое.

Внешняя торговля представляет собой куплю-продажу товаров и услуг между продавцами (производителями), покупателями (потребителями) и посредниками, находящимися в разных странах. Как система институтов, включающая в себя 3-х вышеназванных агентов, внешняя торговля способствует товаропродвижению отечественных товаров на внешние рынки. Все агенты, участвующие в купле-продаже, представляют собой весьма подвижную структуру, находящуюся во взаимосвязи и взаимообусловленности. На ранних этапах развития международного обмена его институциональная структура исчерпывалась 3 агентами. Сегодня же она расширилась элементами инфраструктуры, которые юридически и экономически обособились и стали выступать в качестве самостоятельных агентов на внешнем рынке. Сюда относится складская система, транспорт, банковская система, информация и др. Поэтому современная трактовка понятия «внешняя торговля» гораздо шире. Помимо обмена товарами, в нее включается обмен услугами и правами интеллектуальной собственности. В балансе торговли учитываются также доходы or иностранных инвестиций, идущие на кредитование торговли, которые рассматриваются как своего рода плата за пользование капиталом. В связи с этим содержание внешней торговли сегодня не исчерпывается товаропродвижением, она включает в себя и оборот капитала, функционирующего в сфере купли-продажи, а также услуги, передачу информации и прав интеллектуальной собственности.

В теории торговли, в отличие от политэкономии, товар важен не как продукт производства, а как объект спроса и предложения, так как основным предметом изучения является сфера международного обращения и ее обратное влияние на процесс производства. Поэтому товар рассматривается здесь в большей степени с позиции целей обращения и частично потребления.

В современной внешней торговле от сделок купли-продажи товаров обособилась реализация услуг. Торговля услугами является относительно сложной формой международной торговли, так как здесь участвуют несколько субъектов: потребитель, производитель и организатор услуг. Потребитель услуг непосредственно приобретает или получает услугу ; им может выступать индивид, семья, группа людей, экспортеры и т.п. Производитель услуг фактически выполняет работу или доставляет услугу потребителю; в этой роли могут выступать государство, добровольные ассоциации граждан, фирмы и т.д. Организатор услуг подбирает производителя потребителю и наоборот или выбирает производителя, который будет обслуживать потребителя. Организатором чаще всего выступает государство и его органы.

 

 

 

Глава 1. Внешнеторговая политика

 

Внешнеторговая политика — это государственное регулирование экспортных к импортных операций. При выработке внешнеторговой политики государства решают центральную проблему международной торговли: что выбрать для обеспечения экономического развития -свободу торговли или протекционизм? Теории торговли ответили на этот вопрос: свободный обмен позволяет более  максимально использовать экономический потенциал каждой страны, увеличивает экономическую выгоду и способствует росту национального богатства. Поэтому концепция свободной торговли является преобладающей в торговой политике стран.

В реализации концепции свободной торговли значительная роль отводится государству, которое обеспечивает открытый и эффективный торговый процесс посредством:

— повышения оперативности в разработке и реализации внешнеторговой политики;

обеспечения  повседневного  государственного  контроля  за международным обменом хозяйствующих субъектов страны;

— совершенствования управления государством, являющимся своего рода крупным предприятием, которое, как и другие субъекты, приобретает и продает товары и услуги;

— создания благоприятных условий для развития международного обмена.

Для стран переходной экономики реализация концепции свободной торговли имеет ряд особенностей, заключающихся в :

— постоянном расширении прав участников во внешнеэкономической деятельности, в т.ч. и во внешней торговле;

— опережении либерализации внешней торговли от институциональных и структурных преобразований в экономике, приводящей к ослаблению государственного регулирования и контроля;

— формировании правового механизма, регулирующего внешнюю торговлю, отвечающего международным принципам и правилам.

При разработке торговой политики любое государство ориентируется на приоритет национальных интересов, обеспечение экономической безопасности страны, либерализацию и устранение торговых барьеров на пути международного обмена. Осуществление такой торговой политики нашло свое отражение в:

— уменьшении значимости традиционных мер протекционистской защиты внутреннего рынка, особенно количественных ограничений;

— совершенствовании механизма гибкой защиты внутреннего рынка за счет применения нетарифных средств;

— наличии аграрного протекционизма;

— дальнейшей либерализации торговли на основе принципов и правил международной   торговли,   закрепленных   в   Соглашениях   и Договоренностях ГАТТ/ВТО.

Современная торговая политика стран развивается в двух направлениях.

  1. Всемерного содействия экспорту на основе либерализации торговли.
  2. Регулирования импорта путем усиления протекционизма.

В реальной действительности торговая политика стран есть сочетание обоих направлений. Приоритет того или иного направления определяется уровнем развития конкурентной борьбы и состоянием национальной экономики. В условиях повышения конкуренции или слабой экономики начинает преобладать второе направление, так как любое государство в своей внешнеэкономической деятельности руководствуется прежде всего национальными экономическими интересами.

Внешнеторговая политика государства во многом определяется состоянием конкуренции, которая, в свою очередь, зависит от товарной структуры внешней торговли. Например, наименьшего протекционизма требуют рынки базовых ресурсов, так как конкуренция привозного сырья не представляет опасности (наличие отечественных ресурсов, и они обычно  дешевле).  Наиболее  чувствительны  к  международной конкуренции отечественные производители готовых изделий. Поэтому более всего нуждаются в защите государства производства готовой продукции.

Протекционизм. На ранних этапах развития национальной экономики приоритетным является политика протекционизма. Протекционизм — это экономическая политика государства, заключающая в целенаправленной защите внутреннего рынка от поступления импортных товаров. Она осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений   импорта.    Основными    средствами   реализации протекционистской политики являются таможенные и не таможенные барьеры.

Сегодня политика протекционизма получила новый толчок для использования, чему способствовал экономический рост развивающихся стран, особенно новых индустриальных стран, которые стали использовать протекционизм для защиты новых зарождающихся отраслей, мотивируя это тем, что вновь создаваемая промышленность не может на равных выдержать конкурентную борьбу с развитыми странами. Не последнюю роль в пользу протекционизма сыграли программы достижения экономической независимости, которая   увязывалась с ликвидацией положения развивающихся стран как поставщиков продукции с низким уровнем передела.

Во всех доводах в пользу введения политики протекционизма страна руководствуется его преимуществами, к которым относятся:

— создание благоприятных условий для развития новых зарождающихся производств, а также отечественных отраслей, не выдерживающих международную конкуренцию;

— увеличение занятости за счет роста совокупного спроса;

— укрепление экономической независимости;

— активизация инвестиционной деятельности, а следовательно, увеличение притока иностранного капитала в национальную экономику;

— экономическая безопасность;

— увеличение доходов бюджета;

— содействие развитию экспорта и др.

При выборе политики протекционизма правительства исходят, как правило, из двух положений:

— протекционизм обеспечит больше пользы, чем вреда, для развития национальной экономики;

— это наиболее эффективное средство для достижения независимости по сравнению с таможенной защитой.

Основным аргументом для ликвидации протекционизма являются его недостатки, к которым относятся:

— ограничение свободы торговли;

— уничтожение духа конкуренции;

— развитие различных привилегий для отечественных производителей, что при определенных условиях способствует развитию кризиса национальной экономики;

— сужение возможностей потребления, когда потребитель вынужден покупать то, что предлагает ему национальная экономика и др.

Считается, что протекционизм — это временная и вынужденная мера. Если политика протекционизма осуществляется продолжительное время, как это случилось в СССР, то результатом этого являются низкая конкурентоспособность товаров, дефицит, кризис промышленного производства и т.д.

Интеграционные процессы, происходящие в мировом хозяйстве, вызывают  необходимость  ликвидации  протекционизма.   Однако экономические кризисы, поражающие ту или иную страну, заставляют государства применять политику протекционизма. В последние годы развитые  страны  стали  прибегать  к  политике  «селективного протекционизма», заключающейся в защите не всего внутреннего производства, а отдельных отраслей. При его применении в отношении других стран развитые страны используют принцип избирательности.

Свобода торговли. Идея свободной торговли основывается на ликвидации каких-либо барьеров на ее пути. Аргументы в пользу свободной торговли основаны на ее экономических преимуществах, к которым относятся:

— углубление специализации в соответствии с естественными условиями развития каждой страны;

— возможность    более    полного использования сравнительных преимуществ;

— развитие конкуренции и рынков;

— расширение потребления;

— снижение издержек;

— ускорение развития национальной экономики и др.

Очевидно, что политика свободной торговли способствует устранению недостатков протекционизма.

Свободная торговля обеспечивает рост потребления и способствует более эффективному использованию всех факторов производства и сравнительных преимуществ страны. Поэтому государства стремятся к установлению режима свободной торговли между странами. Основным средством перехода от протекционизма к режиму свободной торговли является либерализация. Либерализация — это процесс сокращения ограничений на пути международного обмена. На практике этот процесс представляет собой снижение тарифных и нетарифных барьеров, осуществляемых на многосторонней, региональной и двухсторонней основах с учетом национальных интересов и состояния экономики. Такой подход позволяет провести либерализацию в сочетании с комплексом мер, направленных на приспособление отечественной экономики к свободной торговле и конкуренцию с зарубежной продукцией.

Важное значение приобретает либерализация внешней торговли для стран переходной экономики, так как она способствует решению следующих задач:

— достижению макроэкономической стабилизации;

— структурной перестройке национальной экономики соответственно имеющимся сравнительным преимуществам страны;

— выравнивает внутренние цены с мировыми;

— повышает конкурентоспособность внутреннего рынка, что дает стране более активно использовать преимущества международного разделения труда, специализации и кооперирования производства.

Решение этих задач возможно на основе достижения целей либерализации, которыми являются:

— реализация экономической самостоятельности хозяйствующих единиц и создание сильного частного сектора за счет уменьшения масштабов вмешательства государства в их ВЭД;

— установление связей между внутренними и мировыми ценами. Это дает возможность получать хозяйствующим единицам через внутренние цены сигналы для эффективного распределения ресурсов, а также возможность выявления сравнительных преимуществ страны;

— более эффективное включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внутреннем рынке;

— ускорение экономических преобразований, происходящих в национальной экономике;

— открытие новых рынков для отечественных производителей и др.

 

Глава 2. Таможенные тарифы

 

Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.

Таможенный тариф — это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможен ной границы государства.

 

 рис1.Механизм действия импортных тарифов

Рассмотрим механизм действия импортных пошлин. Допустим, что в какой-либо стране А осуществляются производство и потребление какого-либо товара, например яблок. На рис. 1 линия S обозначает предложение яблок, линия О — спрос, Р0 — цена внутреннего   рынка (цена равновесия). При этой цене произведенное и потребленное количество яблок будет равно Q0. Эта ситуация может возникнуть в автаркической экономике. Предположим, что страна А открыла свои таможенные границы при мировой цене на яблоки, равной Рw. Поскольку эта цена ниже внутренней, то цены на внутреннем рынке упадут, производство яблок в стране А сократится с Q0 до Q1,-а потребление возрастет с О0 до Q2. Потребление при сокращении производства будет расти за счет импорта, величина которого равна (Q2- Q1,).

Защищая интересы национальных производителей яблок, правительство страны А вводит импортную пошлину (Т). Допустим, что страна А достаточно мала и поэтому не может повлиять на мировую цену яблок. На яблоки устанавливается новая цена, равная Рt, тогда Т= Рt- Рw. В результате внутреннее производство возрастет с Q1, до Q3 Это объясняется тем, что вследствие установления импортной пошлины растут цены на иностранную продукцию (в нашем при мере — яблоки). Национальные производители продают идентичную продукцию (того же сорта, с теми же качественными характеристиками), поэтому они считают возможным и выгодным для себя поднять цены на свою продукцию. Естественно, что это повышение цен может и не совпадать с повышением цен на импортный товар, но логика поведения национальных производителей позволяет предположить полное совпадение этих цен в нашем примере. Вследствие этого некоторые из производителей, считавших для себя невыгодным производство и реализацию яблок по цене Рw , в новых условиях будут реализовывать их на рынке по более приемлемой для них цене Pt.

В связи с ростом цен на яблоки их потребление в стране А сократится с Q2 до Q4, что в свою очередь приведет к сокращению импорта. Во-первых, увеличивается внутреннее производство. Эффект может быть различным в зависимости от наклона (эластичности) кривой внутреннего предложения. Во-вторых, сокращается внутреннее потребление. Объем этого сокращения также может быть различным в зависимости от наклона (эластичности) кривой внутреннего спроса. Следовательно, введение импортной пошлины может иметь различный эффект для различных товаров.

Рассмотрим теперь, какое влияние оказывают последствия введения импортной пошлины на потребителей, производителей, правительство и страну в целом, т. е. на благосостояние (рис. 2 ).

Потребители должны платить большую цену за яблоки, что означает потерю дополнительной выгоды потребителей, равной площади ниже кривой спроса, которая находится между двумя линиями цен: Sа + Sb + Sс + Sd. Внутренние производители, увеличив цену за свои яблоки, получают дополнительную выгоду. Дополнительная выгода производителей, т. е. площадь выше кривой предложения, которая находится между двумя линиями цен, равна Sa. Правительство, установившее импортную пошлину, также выигрывает. Выигрыш равен произведению ставки пошлины на объем импорта после введения этого тарифа, т. е. Sc. Поскольку правительство не тратит всю полученную сумму на содержание таможенников, то определенная ее часть перераспределяется между секторами экономики, т. е. имеет место рост благосостояния страны в целом. Таким образом, потери потребителей, равные Sа + Sb + Sс + Sd, частично компенсируются выигрышем производителей, равным Sа, и выигрышем государства, равным Sс. Величина S (b + d) не компенсируется ничем. Это так называемая «цена мертвого веса» (dеаdweight сost) тарифа. Величина Sb представляет собой производственную «цену мертвого веса» тарифа, т. е. стоимость ресурсов, которые были затрачены на увеличение внутреннего выпуска от Q1 до Q3 вместо их более эффективного использования в других на правлениях при условии свободной торговли.

 

 

На рис. 2,b площадь, равная а, разделена на две части. Часть площади, обозначенная а1  представляет собой  дополнительную выгоду производителей от реализации по цене Pt в условиях действия им портной пошлины такого объема товаров (в нашем примере — яблок), который был бы продан и в условиях свободной торговли (только по ценам Рw). Кроме того, как уже отмечалось, введение им портной пошлины приводит и к росту объема внутреннего производства с Q1, до Q3 Доходы от продажи этого дополни тельного количества товара равны: (Q3– Q1)Рt, или, как обозначено на схеме, они составляют: Sа2+ Sb + Sс. Дополнительная выгода производителей, полученная вследствие расширения производства после введения импортной пошлины, равна Sа2, а стоимость ресурсов, требуемых для этого расширения производства, — S(b + е). Если бы импортная пошлина не была введена, то это же количество яблок могло бы быть куплено на мировом рынке по цене, равной Sе. Следовательно, стоимость ресурсов, направленных на расширение внутреннего (более дорогого по сравнению с мировым) производства яблок, а не на закупку дополнительного количества более дешевых яблок на мировом рынке или на использование в других секторах экономики, равна Sb.

Площадь d — это «цена мертвого веса» тарифа для потребителя. Эта величина представляет собой потери потребителей вследствие изменения спроса на менее желаемые, но более дешевые заменители яблок. Так, до введения пошлины потребители покупали количество товара, равное Q4, а после введения пошлины — Q2 Потери потребителей составили: Sа + Sb + +Sс, поскольку количество яблок, которое они сейчас покупают, обходится им дороже. Кроме этого, они теряют Sd, так как их потребление яблок снизилось.

Таким образом, введение импортных таможенных пошлин, с одной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой — защите национальных товаропроизводителей. Степень защиты (протекции) различна по различным товарам. К тому же она не всегда так очевидна, поскольку большинство товаров производится с использованием сырья и полуфабрикатов, на которые также могут устанавливаться пошлины. В этой связи необходимо рассмотреть фактический уровень протекции.

Предположим, что цена костюма на внутреннем рынке при свободной торговле составляет 150 дол., из которых 100 дол. — стоимость ткани, а 50 дол. — добавленная стоимость. Допустим, что правительство устанавливает импортную таможенную пошлину на костюмы в размере 20%. Цена на костюмы повышается на 30 дол. и составляет 180 дол. Добавленная стоимость для внутренних производителей возрастет с 50 до 80 дол. В результате возрастут доходы и будет стимулироваться дальнейшее национальное производство костюмов. Добавленная стоимость иностранных производителей останется на прежнем уровне.

Фактический уровень протекции. Определяется по следующей формуле:

 
   

где Д — внутренняя добавленная стоимость при свободной торговле;

Д’ — внутренняя добавленная стоимость после введения импортной пошлины.

В примере Ф == 60%.

Далее предположим, что правительство вводит вторую пошлину — на ткань, величина которой составляет 10%. В этом случае за счет увеличения цены ткани внутренняя добавленная стоимость производителей костюмов составит уже 70 дол, а фактический уровень протекции — 40%.

Следовательно, на степень защиты одной отрасли влияют таможенные пошлины и по товарам других отраслей.

Таможенные пошлины классифицируются по следующим критериям.

/. Направление движения товара

В зависимости от направления движения товаров различаются импортные, экспортные и транзитные пошлины. Наиболее часто встречаются импортные пошлины, которые применяются для защи­ты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных или политических целей. Значительно реже применяются экспортные пошлины, которые препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки. Обычно это происходит в тех случаях, когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях. Очень редко применяются транзитные пошлины.

  1. Способ установления пошлины

В соответствии со способом установления различаются адвалорные, специфические и комбинированные пошлины. В мировой торговой практике наиболее распространены адвалорные пошлины, которые устанавливаются в процентах от цены товара.

В этой связи особое значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Средний уровень ставок адвалорных пошлин относительно невысокий (около 6 %). Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товаров.

Специфические таможенные пошлины устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения.

В зависимости от способа установления пошлин может быть достигнут разный результат.

Наример. Предположим, что цена единицы товара составляет 100 дол. В этом случае при установлении адвалорной пошлины в размере 20% от цены товара или специфической пошлины в размере 20 дол. за единицу будет достигнут одинаковый эффект. Если цена товара упала до 50 дол. за единицу, то в зависимости от способа установления пошлины произойдет следующее:

а) процентное соотношение адвалорной пошлины и цены товара не изменится, но уменьшится абсолютная величина взимаемой пошлины до 10 дол.;

б) абсолютная величина специфической пошлины сохранится без изменений, но увеличится до 40% соотношение между ставкой пошлины и ценой товара.

Понятно, что установление специфических пошлин в условиях ухудшающейся конъюнктуры более выгодно государству и невыгодно импортерам.

Комбинированные (смешанные) пошлины устанавливаются двумя способами, отмеченными выше. Например, в США пошлина на каждый импортируемый разделочный нож составляет 5 центов за 1 шт. плюс 8,4% от стоимости.

  1. Ставка пошлины

Каждое государство автономно устанавливает максимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают первую колонку таможенного тарифа, на основании законодательных актов или административных распоряжений исполнительной власти без согласования с другими странами. В соответствии с двусторонними и многосторонними договорами устанавливаются минимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают вторую колонку таможенного тарифа. Эти пошлины иногда называют конвенциональными (договорными). Третью колонку занимают обычно ставки преференциальных пошлин, величина которых ниже ставок второй колонки.

Таможенный тариф построен следующим образом:

  • товары, происходящие из стран, пользующихся в торговле той или иной страной режимом наиболее благоприятствуемой нации, пропускаются на территорию с уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам Импортного таможенного тарифа ;
  • к товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются базовые ставки импортных таможенных пошлин, уменьшенные на 25%;
  • товары, происходящие из наименее развитых стран, пропускаются на территорию страны беспошлинно;
  • товары, происходящие из стран, не пользующихся в торговле режимом наиболее благоприятствуемой нации, пропускаются на территорию с уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам Импортного таможенного тарифа, увеличенным в два раза.
  1. Направление действия пошлин

В соответствии с направлением действия различаются преференциальные и дискриминационные пошлины. Преференциальные пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной.

Уровень дискриминационных пошлин выше ставок первой колонки. Среди дискриминационных пошлин можно выделить ответные, компенсационные, антидемпинговые.

Ответные пошлины являются реакцией на определенные действия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.

Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экспортерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.

Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенсационных пошлин. Они устанавливаются с целью противодействия демпингу, для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным.

 

  1. Экономический характер

В зависимости от экономических целей и результатов выделяются фискальные, протекционистские и экспансионистские пошлины.

Фискальные пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не производятся (тропические товары в Европе). Фискальные пошлины не могут расти безгранично, так как доход государства в данном случае определяется как произведение тарифной ставки на объем торговли данным товаром. Следовательно, всегда приходится искать оптимальную ставку пошлины.

Протекционистские пошлины устанавливаются для того, чтобы защитить национальную промышленность от более конкурентоспособной иностранной продукции. Они обычно применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей. Длительное применение протекционистских пошлин может привести к застою в производстве, поскольку из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.

Высокие импортные пошлины при установлении монопольных цен на внутреннем рынке могут иметь экспансионистский характер, так как они способствуют демпингу и экспорту капитала.

 

 

 

Глава 3. Нетарифные барьеры

 

Среди неэкономических средств заметное место занимают нетарифные барьеры, представляющие собой меры, регулирующие внешнюю торговлю, но выходящие за пределы тарифных мер.

Нетарифные барьеры подразделяются на три группы:

1) меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;

2) меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т. п.;

3) прочие меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие которых зачастую приводит именно к этому результату.

Существует также распространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия. Все нетарифные барьеры подразделяются на семь категорий:

паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры предпринимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие;

меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины);

финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли;

количественное регулирование, т. е. установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров;

автоматическое лицензирование, т. е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков;

государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами;

технические барьеры, т. е. контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в том числе качества и безопасности.

Квоты и лицензии

 

Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты, равной 0, имеет место эмбарго, т. е. запрет на импорт или экспорт. Квота может быть установлена на уровне выше, чем возможен импорт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара. Рассмотрим механизм действия импортных квот (рис. 3). Как известно, линия S обозначает предложение товара местными производителями (например, автомобилей), линия D — местный спрос, Рw — мировая цена. При свободной торговле данная страна импортировала бы количество автомобилей, равное Q2 — Q1,. Предположим, что правительство по инициативе заинтересованных фирм вводит квоту, которая ограничивает ввоз автомобилей до количества, равного Qq – Q1. Но местное производство и импорт в пределах установленной квоты не удовлетворят местный спрос при цене Рw. Естественно, что в результате этого должны повыситься цены на автомобили до Рq , а спрос на них по новой цене должен быть удовлетворен местным производством плюс импортируемые автомобили в рамках этой квоты, что показано на рис. 3 сдвигом линии S на S+ О.

Таким образом, последствия введения квоты на импорт и влияние ее на благосостояние страны аналогичны последствиям введения импортной пошлины. Действительно, площадь a представляет собой дополнительную выгоду местных производителей, полученную от введения квоты и последующего повышения цен. В то же время эта площадь означает потерянную дополнительную выгоду потребителей (по тем же причинам). Потери потребителей также составляют: b + а + с. Площади b и d имеют такие же значения, как и площади b и d при введении импортных пошлин, т. е. они показывают, во что обходится обществу введение в данном случае квоты на импорт, т. е. его чистые потери.

В отличие от введения импортной пошлины площадь прямоугольника с при введении квот обозначает квотную ренту, т. е. прибыль, которую получает тот, кто обладает правом ввоза импортных товаров в страну и продажи этих товаров на защищенном квотами рынке. Величина этой ренты определяется площадью с. Поскольку Qq – Q1 = Q3 – Q4 площадь с равна произведению количества ввозимого квотируемого товара на разницу между новой ценой Рq и старой Рw .

Если разрешения на ввоз квотируемого товара продаются правительством на аукционе, то эту ренту получает государство. Если квоты распределяются каким-либо иным способом, то вполне вероятно, что эту квотную ренту получат те, кто находится ближе всех к этому процессу.

При экспорте квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей (дискриминационный характер). Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.

Существуют квоты глобальные, устанавливаемые на импорт определенного товара из всех или из группы стран, и сезонные. Например, в США с помощью квот регулируется импорт некоторых сортов сыра, шоколада, хлопка, орехов, мороженого, кофе, стали и др.

Одной из разновидностей квот являются соглашения о добровольном ограничении экспорта, которые распространяются на продукцию в основном отраслей, находящихся в кризисном положении. «Добровольность» в этом случае относительна, так как подобные соглашения подписываются под нажимом импортеров. Объем экспорта устанавливается по отдельным видам товара на определенный период. К началу 90-х гг. около 10% импорта промышленно развитых стран охватывалось соглашениями о «добровольном» ограничении экспорта.

Другой разновидностью квот являются так называемые тарифные квоты. В пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины. Например, в США подобными мерами регулируется импорт молока, рыбы, картофеля и некоторых типов мотоциклов.

Квоты обычно распределяются на основе лицензий, которые представляют собой в данном случае разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством через специальные уполномоченные ведомства на проведение внешнеторговых операций с включенными в соответствующие списки товарами.

Основными видами лицензий являются:

а) автоматическая, или генеральная, лицензия, по которой разрешается беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в соответствующий список, в течение определенного периода;

б) неавтоматическая, или разовая, лицензия, по которой разрешается импорт либо экспорт определенного товара с указанием его количества, стоимости, страны происхождения или назначения, а в ряде случаев и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен экспорт или импорт.

3.1 Прочие нетарифные барьеры

Политика той или иной страны в области ценообразования может быть направлена на поддержание внутренних цен на относительно высоком уровне и в относительно стабильном состоянии по сравнению с условиями мирового рынка, например на поддержание определенного уровня доходов производителей того или иного товара. Пошлины в данном случае не являются адекватным инструментом, так как внутренние цены изменяются в зависимости от изменений мировых цен. Для того, чтобы избежать этого, применяют •компенсационные (уравнительные) сборы, величина которых равна разнице между относительно низкой ценой данного товара за границей и его относительно высокой ценой на внутреннем рынке. Компенсационные сборы могут использоваться вместо пошлин или вместе с ними. Для них характерна почти автоматическая изменяемость. Если внутренние цены постоянны, а мировые цены изменяются, то и компенсационные сборы изменяются на величину изменения мировых цен, но в обратном направлении. Этим они отличаются от пошлин, которые являются постоянными во время их действия. Кроме того, если мировые цены стабильны, то от величины применяемых пошлин зависит внутренняя цена, а при применении компенсационных сборов их величина зависит от внутренней цены, т. е. в первом случае внутренняя цена является функцией пошлин, а во втором случае компенсационный сбор — функцией внутренней цены. Почти автоматическая изменяемость компенсационных сборов делает их трудным барьером для проникновения иностранных товаров на внутренний рынок.

Импортные депозиты — это взносы определенной суммы на специальный счет в некоторой пропорции к стоимости импорта. Через определенное время эти суммы возвращаются (без процентов). В результате у импортеров возникают дополнительные затраты, так как им обычно приходится брать кредит для депозитов. Стремление компенсировать дополнительные затраты приводит к росту цен на импортируемые товары, а в конечном счете — к сокращению спроса и, соответственно, импорта. Чаще всего импортные депозиты применяются для улучшения ситуации в платежном балансе посредством сокращения импорта, например в конце 60-х гг. подобная система применялась в Великобритании.

Охрана здоровья и окружающей среды не является барьером в международной торговле, но косвенно может использоваться в этих целях, когда к импортируемым товарам применяются особые технические требования, что влечет дополнительные затраты, связанные с изменением технологии и получением соответствующего сертификата качества.

К дополнительным платежам относятся различные административные, таможенные, гербовые, статистические, пограничные сборы, которые, так же как и пошлины, способствуют ограничению импор­та. Они применяются в тех случаях, когда использование пошлин политически невыгодно, и устанавливаются автономно в отличие от пошлин, которые в основном являются договорными.

В развитых странах принято, что налоги должны применяться так, чтобы они были нейтральными по отношению к внешней торговле, т. е. импортируемые товары должны облагаться внутренними налогами, так же как и национальная продукция. Однако на практике это условие выполняется далеко не всегда. Но даже если условие нейтральности внутренних налогов по отношению к внешней торговле выполняется, возникает проблема двойного налогообложения (при экспорте и при импорте), т. е. конкурентоспособность данного товара снижается. Общепринято, что взимаются налоги только в стране-импортере, а налогообложение не может быть больше, чем налогообложение аналогичных национальных товаров. Но в то же время экспортные товары не могут быть освобождены от налогов в боль­шей степени, чем если бы они направлялись на внутренний рынок. Эта проблема осложняется еще и тем, что возвращаются только косвенные налоги, а прямые не возвращаются.

Государство может устанавливать валютные ограничения, т. е. определять способ использования валюты (принудительная продажа валюты государству и т. п.), а также обязывать получать разрешения на оплату в валюте. Последствия те же, что и при количественных ограничениях. Способом «обхода» являются клиринговые соглашения, встречная торговля.

Могут применяться и иные нетарифные ограничения внешней торговли, например государственная монополия внешней торговли, требование обязательного использования отечественного сырья, в результате чего сокращается спрос на импортное сырье и др.

Под экспортными субсидиями  понимаются пособия, преимущественно в денежной форме, предоставляемые государством предприятиям для стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности их продукции на зарубежных рынках путем предоставления им возможности снижать экспортные цены без сокращения прибыли. Различают несколько видов субсидий:

1) прямые субсидии, непосредственно выплачиваемые государством экспортеру в трех формах:

  • выплата некоторой суммы в определенной пропорции к экспорту;
  • возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами, если первая выше;
  • финансирование государством некоторых затрат экспортера, например затрат на исследование внешних рынков, рекламу, транспорт и т. д.;

2) косвенные субсидии, предоставляемые в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им дополнительных доходов в иных сферах:

  • налоговые льготы государство может предоставлять различные льготы по налогу на прибыль, по подоходному налогу, по выплатам с заработной платы, исключать некоторые затраты из суммы, подлежащей налогообложению, разрешать ускоренную амортизацию, возвращать пошлины на импортное сырье при последующем экспорте продукции, произведенной из этого сырья;
  • государственное кредитование государство может предоставлять кредиты экспортерам на льготных условиях по процентам и срокам, кредиты заграничным государствам для закупки товаров на отечественном рынке, а также осуществлять государственное страхование экспортных кредитов по пониженным ставкам. В этом случае государство берет на себя риск неплатежа. Риски в данном случае бывают коммерческими и политическими (неполучение платежа от импортера, задержка поставки товара, изменение условий валютного и лицензионного контроля в стране-импортере, изменение курса валют, экспроприация, государственный переворот и т. д.). В ряде стран для этих целей созданы специальные учреждения, например в США — экспортно-импортный банк, в Великобритании — Департамент гарантий экспортных кредитов. К этой группе косвенных субсидий также относятся различного рода льготы, предоставляемые в кредитной сфере, особенно когда в стране имеют место определенные ограничения.

Прямые субсидии имеют слишком явный характер, что существенно повышает вероятность принятия странами-импортерами ответных мер. Поэтому обычно экспортерам предоставляются косвенные субсидии. Субсидии являются таким же существенным элементом протекционизма, как и пошлины, но если последние устанавливаются для защиты отечественной продукции на внутреннем рынке с целью расширения производства в импортозамещающем секторе экономики, то экспортные субсидии — на внешнем. При предоставлении экспортных субсидий увеличивается выпуск экспортных товаров в результате отвлечения ресурсов из отраслей, конкурирующих с импортом. Экономические потери возникают из-за того, что стоимость выпуска экспортной продукции превышает доход от экспортных продаж. Кроме того, поскольку при предоставлении экспортных субсидий увеличивается отток товаров с внутреннего рынка на внешний, внутренние цены на экспортные товары возрастают. Потребителям приходится также платить дополнительные налоги, которые требуются для финансирования экспортных субсидий. В то же время экспортные субсидии способствуют стабилизации внутреннего рынка и могут улучшить положение страны в международной торговле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Считается, что особое место во внешней торговле  нужно уделить  купле-продаже результатов интеллектуальной  собственности, которая предполагает торговлю результатами научно-технических исследований, и торговые аспекты прав интеллектуальной   собственности.   Внешняя   торговля   научно-техническими знаниями выступает в форме купли-продажи патентов, лицензий, товарных знаков, промышленных образцов, а также ноу-хау.

Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности получили ускоренное развитие во второй половине XIX века. Лидерами в этой форме международной торговли являются развитые страны. Рост международной торговли результатами интеллектуальной собственности есть отражение того, что сегодня любая отрасль народного хозяйства в той или иной мере связана с правами интеллектуальной собственности. Этому также способствовало то, что она становится решающим стимулом для инвестиций и создания хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Точного определения понятия «интеллектуальная собственность» в экономической теории пока не найдено. Однако принято, что интеллектуальная собственность понимает отношения, возникающие по поводу владения, распоряжения и пользования, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания,   фирменным   наименованиям   и   коммерческим обозначениям, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, литературной и художественной областях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Авдокушин Е. Международные экономические отношения. М., 1996.
  2. Арынов Е.М., Трофимов А.Е. Международные экономические организации и экономические союзы. Алматы. ИРК. 1996.
  3. Буглай В., Ливенцев Н. Международные экономические отношения. М.,1996.
  4. Казбеков Б. Внешнеэкономические отношения государства в переходный период: (Регулирование, проблемы, перспективы). Алматы, 1996.
  5. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях. Часть 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М. 1997.
  6. Линдерт П., Экономика мирохозяйственных связей. М. 1992.
  7. Международные экономические отношения, /под ред. В. Рыбалкина 1997.
  8. Международные экономические отношения / Под ред. Р. Хасбулатова. М.,1991.
  9. Папирян Г. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М., 1998.
  10. Сабденов О. Экономическая политика переходного периода на рубеже XXI века. Алматы, 1997.