АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Избирательная система в РК

содержание

 

 

введение

 

 

Глава 1. Понятие ИЗБИРАТЕЛЬНго ПРАВа и избирательного процесса в РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

глава 2.  Виды избирательных систем

 

Глава 3. Особенности выборов Президента РК, депутатов Парламента РК, депутатов местных представительных органов

 

 

 

заключение

 

список использованной литературы

 

введение

 

Согласно Конституции РК., Президент страны является главой государства, высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Избирался согласно Конституции 1995г. сроком на пять лет, после принятия Парламентом РК в 1998г. дополнений и изменений в Конституцию срок полномочий Президента Республики определен в семь лет, одно и то же лицо не может быть избрано более двух раз подряд. С  согласия Парламента назначает на должность Премьер-министра определяет структуру и формирует Правительство, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы республики, утверждает государственные программы, подписывает представленные Сенатом законы. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами государства, образует Совет Безопасности, Высший  Судебный Совет. Издает указы и распоряжения, имеющие силу законов, а в некоторых случаях  издает законы.

Исходя из столь значительных требований к президенту, система выборов должна быть на высоком уровне. Это прямая зависимость касается не только президентских выборов но и выборов депутатов в Мажилис, парламент.

Последние выборы президента РК.  показали высокий уровень избирательной системы.

Президент Республики Казахстан, избранный в соответствии с законодательством Республики Казахстан, действующим на момент вступления Конституции в силу. Приобретает установленные ею полномочия Президента Республики Казахстан и осуществляет их в течение срока, установленного решением, принятым на республиканском референдуме 29 апреля 1995 года. С согласия Президента Республики Казахстан настоящий срок полномочий Президента Республики  может быть сокращен постановлением Парламента Республики, принятым на совместном заседании его палат большинством голосов от общего числа депутатов каждой из палат. В таком случае Мажилис Парламента в течение одного месяца назначает выборы Президента Республики Казахстан. Президент Республики, избранный по итогам этих выборов, принести присягу в течение одного месяца со дня опубликования итогов выборов и осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента Республики, избранного на очередных президентских выборах, которые должны быть проведены после семи лет в первое воскресенье декабря.

 

Глава 1. Понятие ИЗБИРАТЕЛЬНго ПРАВа и избирательного процесса в РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Избирательная система — это установленный Конституци­ей и законами порядок, механизм проведения выборов на ос­нове норм, закрепляющих принципы осуществления выборов, право граждан избирать и быть избранными, устанавливающих ответственность депутатов и других выборных лиц за свою дея­тельность перед их избирателями, определяющих порядок орга­низации и проведения выборов и регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти, осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами и иными избираемыми ими лицами.

Избирательное право представляет совокупность юридичес­ких норм, закрепляющих право граждан избирать и быть из­бранными в органы государственной власти. Избирательное право рассматривается как совокупность конституционно-пра­вовых норм, регулирующих общественные отношения по по­воду и в связи с проведением выборов. Согласно Конституци­онному Закону «О выборах в Республике Казахстан» избира­тельное право Казахстана регулирует отношения, возникаю­щие при подготовке и проведении выборов Президента, депу­татов Сената и Мажилиса, маслихатов и членов органов мест­ного самоуправления, а также устанавливает гарантии, обес­печивающие свободу волеизъявления граждан республики. Являясь составной частью действующего права Казахстана, ее основополагающей отрасли — конституционного права, изби­рательное право образует самостоятельный институт и регу­лирует общественные отношения, определяющие демократи­ческий характер государства. Избирательные права Республи­ки Казахстан базируются на принципах, закрепленных в Кон­ституции и Конституционном Законе «О выборах в Республи­ке Казахстан», отражающих основополагающие начала, выра­жающие сущность избирательной системы и обеспечивающие избирательный процесс. Избирательное право выступает не только как институт, объективно существующий в качестве от­расли права, но икак субъективное право гражданина — субъек­та конституционно-правовых отношений. В этом смысле раз­личают активное (право избирать) и пассивное (право быть из­бранным) избирательное право граждан. Демократичными мо­гут быть только такие выборы, в которых право участвовать имеют все без исключения граждане. Поэтому важным явля­ется принцип всеобщности выборов. Всеобщее активное изби­рательное право — право граждан участвовать в голосовании при достижении 18-летнего возраста независимо от происхож­дения, социального, должностного и имущественного положе­ния, пола, расы, национальности, языка, отношения к рели­гии, убеждений, места жительства или любых иных обстоя­тельств. Пассивное избирательное право — это право быть из­бранным Президентом, депутатом Парламента, маслихата или членом органа местного самоуправления с соблюдением огра­ничений, установленных Конституцией и выборным законо­дательством. Так, не могут быть зарегистрированы кандидата­ми на выборные должности лица, имеющие не погашенную ил и не снятую судимость, а также в течение года наказанные су­дом за совершение умышленного административного право­нарушения. Не подлежат регистрации граждане в течение года привлекавшиеся к дисциплинарной ответственности за корруп­ционное правонарушение. В выборах не участвуют лица, при­знанные судом недееспособными, а также лица, содержащие­ся в местах лишения свободы по приговору суда.

Граждане Республики Казахстан участвуют в выборах, об­ладая равным избирательным правом. Все избиратели участву­ют в выборах Президента и депутатов всех уровней на равных основаниях, и каждый из них имеет один голос. Первый эле­мент равного избирательного права — наличие у каждого избирателя только одного голоса — обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список из­бирателей, кроме того, он голосует лично и для получения из­бирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирате­лей членом избирательной комиссии делается отметка о выда­че избирательного бюллетеня. Другой элемент равного изби­рательного права — участие в выборах на равных основаниях -обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем (например, орга­низуются примерно равные по количеству населения избира­тельные округа с учетом административного деления), а изби­рательные права всех граждан в равной мере охраняются зако­ном. При выборах членов органов местного самоуправления каждый избиратель имеет равные права и равное число голо­сов. Равное избирательное право означает, что и кандидаты имеют равные права на участие в выборах. Несоблюдение принципа равного избирательного права может повлечь недействи­тельность выборов. Так, постановлением действовавшего в тот период Конституционного Суда Казахстана от 6 марта 1995 года было установлено, что постановлением Центральной избира­тельной комиссии от 17 декабря 1993 года «Об образовании избирательных округов по выборам депутатов Верховного Со­вета Республики Казахстан» в городе Алматы было образова­но 13 избирательных округов, в том числе Абылайхановский округ № 12 в границах Советского района. В нарушение тре­бований части второй статьи 23 действовавшего тогда Кодекса Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» избирательные округа существенно различались по численно­сти избирателей. Так, в самом большом — Абылайхановском округе в списки избирателей было включено 90809 граждан.

Он в 2-3 раза превосходил по численности избирателей неко­торые другие округа города, например, Ауэзовский № 7 , в котором зарегистрировано 29925 избирателей, Айнабулакский № 10 с 43795 избирателями. По мнению Конституционного Суда, подобные диспропорции в численности избирателей при­вели к нарушению принципа равного представительства граж­дан в Верховном Совете. Создание избирательных округов, не равных в столь значительной степени по численности избира­телей, не обеспечивало установленное Конституцией равенство граждан при их участии в выборах депутатов Верховного Со­вета как в качестве избирателей, так и кандидатов в депутаты. Приоритет был отдан не обеспечению прав граждан, на что ориентировало указание закона об образовании округов, как правило, с равной численностью избирателей, а соображени­ям целесообразности. В результате были нарушены принципы избирательного права, закрепленные в Кодексе о выборах. Не были соблюдены и требования части второй положения «Пер­вого» основ конституционного строя, и статьи 1 Конституции о равенстве прав всех граждан, в том числе независимо от их места жительства, что препятствовало реализации закреплен­ного в статье 14 Конституции права граждан участвовать как непосредственно, так и через своих представителей в управле­нии государственными делами. Кроме того, Конституционный Суд выявил, что постановлением Центризбиркома от i февра­ля 1994 года № 37 было принято письмо «Об организации и порядке голосования, подведения результатов голосования по выборам депутатов Верховного Совета по государственному списку и результатов выборов депутатов Верховного Совета по территориальным избирательным округам 7 марта 1994 года», направленное окружным и участковым избирательным комис­сиям. В данном нормативном документе содержалось, в част­ности, следующее разъяснение: «…в бюллетене избиратель может оставить фамилии всех кандидатов в депутаты. В этом случае, при подсчете голосов, каждому кандидату отдается по одному голосу». Такое разъяснение предоставило возможность каждому избирателю в одномандатном округе отдать за балло­тирующихся кандидатов в депутаты не один голос, как это пре­дусматривалось статьей 111 Конституции, а несколько, вплоть до количества, равного числу кандидатов, внесенных в изби­рательный бюллетень. В результате во многих округах, где бал­лотировалось несколько кандидатов, количество голосов, от­данных «за» кандидатов в депутаты, значительно превышало количество избирателей, участвовавших в голосовании. Например, только по городу Алматы: в Абылайхановском округе № 12 приняли участие в голосовании 58567 избирателей, а по­дано голосов «за» — 84384; в Аксайском № 1 соответственно -40614 и 73704; в Алатауском № 2 — 35571 и 62530. Таким обра­зом, по мнению суда, введенная Центризбиркомом методика подсчета голосов не только повлекла массовое нарушение кон­ституционного принципа «один избиратель — один голос», но и могла исказить итоги выборов, и, по существу, изменила ус­тановленную Кодексом о выборах избирательную систему. Признанные нарушения Конституции республики имели мес­то на территории всей Республики Казахстан и в равной мере затрагивали конституционные права всех составляющих элек­торат граждан. Изложенные доводы были положены в основу решения Конституционного Суда о признании нелигитимными выборов депутатов Верховного Совета Республики Казах­стан. Правовым следствием Постановления Конституционно­го Суда от 6 марта 1995 года явились неконституционность пол­номочий Верховного Совета и необходимость досрочных вы­боров в состав высшего представительного органа.

 

 

глава 2.  Виды избирательных систем

 

Партийная система не существует изолированно и складывается в результате действия множества факторов. М. Дюверже различает факторы, специфичные для каждой страны и общие всем странам. В число первых он включает традиции и историю страны, ее экономическую и социальную структуру, религиозные верования. Этнический состав и т.д. Среди общих факторов французский политолог считает наиболее важным избирательный режим, который, по его мнению, оказывает решающее влияние на количество и размеры партий, образование  партийных коалиций, размеры представительства партий в парламенте, типы межпартийных отношений и др.

Избирательная система – это совокупность правил и приемов для формирования государственных представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов путем проведения выборов среди пользующегося правом голоса электората.

Существует два основных принципа, лежащие в основе большинства демократических избирательных систем – это мажоритарный (принцип большинства) и пропорциональный принципы. Мажоритарные системы делятся на системы абсолютного большинства, где для победы на выборах необходимо набрать более 50% голосов, и системы относительного большинства, где для победы достаточно набрать большее в сравнении с другими кандидатами число голосов. Причем практикуются выборы как в один тур, когда победитель определяется сразу, так и в два тура, когда проводятся повторные выборы между двумя набравшими наибольшее количество голосов кандидатами. Как правило, мажоритарная система основывается на одномандатных округах. Пропорциональное представительство означает, что мандаты распределяются пропорционально числу полученных голосов и базируются на много мандатных округах, посылающих в парламент нескольких представителей. Если такому округу дано право на десять мест в парламенте, то каждая партия предлагает избирателям список из десяти кандидатов. Каждый избиратель выбирает один такой список и партия получает места пропорционально полученным голосам. Если партия набрала 60% голосов в десяти мандатном округе. То она пошлет в парламент шестерых первых по списку кандидатов.

М. Дюверже в Книге «Политические партии», анализируя влияние избирательной системы на партийную, сформулировал следующие три закона:

Пропорциональная система выборов ведет к партийной системе с многочисленными партиями, обладающими достаточно жесткой внутренней структурой, гибкими, стабильными и независимыми друг от друга.

Мажоритарная система голосования в два тура ведет к системе многочисленных стабильных партий, занимающих гибкие позиции и стремящихся к взаимным контактам и компромиссам.

Мажоритарная система голосования в один тур порождает двух партийность.

М. Дюверже подчеркивал, что выведенные им три социологических закона носят общий характер, так как они условны и несовершенны и не могут учесть всего влияния избирательного режима на партийную систему. Он отмечал, что и партийная система влияет на установление избирательного режима: бипартизм способствует мажоритарной одно-туровой избирательной системе, существование же партий, склонных к союзам, ее отвергает; склонность к союзам партий противоречит пропорциональной избирательной системе и т.д. «У конечном счете, — пишет М. Дюверже, — партийная система и система выборов суть две действительности нерасторжимо связанные и порой даже трудно разделяемые в анализе».

 

Глава 3. Особенности выборов Президента РК, депутатов Парламента РК, депутатов местных представительных органов

 

Выборы Президента страны всегда важное политическое событие в жизни государства. Так, в соответствии с решением Парламента Республики Казахстан в Казахстане 10 января 1999 года состоялись первые альтернативные, демократические вы­боры Президента Республики Казахстан. Центризбирком со­общил, что в голосовании приняли участие 86 % всех избира­телей республики. В результате Н.Назарбаеву отдали свои го­лоса 81,75 %, Г. Касымову — 4,72, Э. Габбасову — 0,78. С. Аб-дильдину — 12,08 % избирателей. Таким образом, абсолютным большинством голосов Н.Назарбаев избран Президентом рес­публики сроком на семь лет. В условиях транзитного обще­ства, каковым является суверенный Казахстан, одной из ос­новных ценностей является стабильность политической сис­темы и устойчивое развитие социально-экономической сферы, обеспечиваемые практической деятельностью Главы государ­ства. Прошедшие выборы Президента Республики Казахстан, а затем и депутатов Парламента продемонстрировали возрос­шую активность избирателей и углубление демократических процессов в республике.

Выборы в Парламент Республики Казахстан предоставля­ют уникальный шанс для политически активных граждан, же­лающих выдвинуть свою кандидатуру на пост депутата Парла­мента и реализовать свое конституционное право быть избран­ным. Депутатом Сената может быть гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, дос­тигший тридцати лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на терри­тории соответствующей области, города республиканского зна­чения либо столицы республики не менее трех лет, а также обладающий активным избирательным правом в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Конституции. Как ранее указывалось, активное избирательное право — это право граждан республи­ки участвовать в голосовании на выборах по достижении во­семнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхожде­ния, социального, должностного и имущественного положе­ния, пола, расы, национальности, языка, отношения к рели­гии, убеждений, места жительства или любых иных обстоя­тельств. Выдвижение кандидатов в депутаты Сената начинает­ся со дня, следующего за днем назначения выборов, и закан­чивается за месяц до дня проведения выборов. Выдвижение проводится на сессиях маслихатов всех уровней, а также путем самовыдвижения. Решение о выдвижении кандидата в депута­ты Сената принимается большинством голосов от общего чис­ла депутатов соответствующего маслихата. Самовыдвижение кандидатов в депутаты Сената производится гражданами пу­тем подачи в соответствующую территориальную избиратель­ную комиссию заявления о намерении баллотироваться кан­дидатом в депутаты Сената по данной административно-терри­ториальной единице. Кандидат в депутаты Сената может имен, до пяти доверенных лиц. Кандидат в депутаты Сената должен быть поддержан не менее чем десятью процентами голосов от общего числа выборщиков, представляющих все маслихаты области, маслихат города республиканского значения или сто­лицы республики, но не более чем пятьюдесятью процентами голосов выборщиков от одного маслихата. Поддержка выбор­щиков удостоверяется сбором подписей. При этом каждый из выборщиков вправе отдать свой голос в поддержку только одного из кандидатов в депутаты Сената. Регистрация канди­датов в депутаты Сената осуществляется соответствующими территориальными избирательными комиссиями и начинается не позднее чем за сорок дней, а заканчивается не позднее чем за двадцать дней до дня выборов. Для регистрации кандидатов в Парламент и в маслихаты обязательным является предостав­ление биографических данных кандидата и медицинской справ­ки о состоянии психического здоровья.

Регистрация кандидата в депутаты Сената, выдвинутого от маслихата, осуществляется при наличии следующих докумен­тов:

1) решения областного, городского или районного масли­хата о выдвижении кандидата в депутаты;

2) заявления о согласии баллотироваться кандидатом в де­путаты;

3) протокола соответственно областной или городской (го­рода республиканского значения и столицы республики) из­бирательной комиссии о результатах проверки подписей вы­борщиков в поддержку кандидата;

4) документа, подтверждающего внесение кандидатом из­бирательного взноса.

Регистрация кандидата в депутаты Сената в случае его са­мовыдвижения осуществляется при наличии следующих документов:

1) заявления гражданина о намерении баллотироваться кан­дидатом в депутаты;

2) протокола соответствующей избирательной комиссии о результатах проверки подписей выборщиков в поддержку кан­дидата;

3) документа, подтверждающего внесение кандидатом из­бирательного взноса.

Отказ в регистрации кандидата или отмена решения о реги­страции могут быть обжалованы в семидневный срок в Цент­ральную избирательную комиссию или в суд, соответственно выдвинувшим его маслихатом (маслихатами) или лично кан­дидатом. При этом жалоба рассматривается в семидневный срок со дня ее подачи. Итоги выборов депутатов Сената в целом по республике устанавливаются Центральной избирательной ко­миссией не позднее чем в семидневный срок со дня проведе­ния выборов.

Избранным на выборах депутата Сената считается канди­дат:

1) набравший более пятидесяти процентов голосов выбор­щиков, принявших участие в голосовании;

2) набравший при повторном голосовании большее число голосов выборщиков по сравнению с другим кандидатом;

3) набравший при повторном голосовании при баллотиров­ке единственного кандидата более пятидесяти процентов голо­сов выборщиков, принявших участие в голосовании.

Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики Казахстан, обладающий активным избирательным правом и достигший двадцатипятилетнего возраста. Кандидат в депута­ты Мажилиса может иметь до семи доверенных лиц. Право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса принадлежит республиканским и местным общественным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке, а также граж­данам — путем самовыдвижения. Общественное объединение может выдвигать в каждом избирательном округе только од­ного кандидата в депутаты Мажилиса. Политические партии вправе включать в партийные списки лиц, не являющихся чле­нами данной политической партии. Лицо, включенное в партий­ный список для избрания в депутаты Мажилиса по территории единого общенационального избирательного округа, не впра­ве выдвигаться по территориальным избирательным округам. Политические партии самостоятельно определяют порядок размещения лиц в партийном списке. Партийным список пред­ставляется в Центральную избирательную комиссию предста­вителем политической партии одновременно с выпиской из протокола высшего органа политической партии о выдвиже­нии партийного списка. Полномочия представителя должны быть подтверждены соответствующими документами. Само­выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса производится гражданами путем подачи в соответствующую окружную из­бирательную комиссию заявления о намерении баллотировать­ся кандидатом в депутаты Мажилиса по данному территори­альному избирательному округу. Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса начинается за шестьдесят дней и заканчи­вается за сорок дней до выборов. Регистрация кандидатов в депутаты осуществляется окружными избирательными комис­сиями и начинается за два месяца до дня выборов, и заканчи­вается за один месяц до дня выборов. Регистрация кандидата, выдвинутого от общественного объединения, производится при наличии следующих документов:

1) выписки из протокола заседания высшего органа обще­ственного объединения по выдвижению кандидата по соот- ветствующему избирательному округу, с приложением копии документа о регистрации данного общественного объединения соответственно в Министерстве юстиции республики, в облас­тном, городском (города республиканского значения, столи­цы республики) управлении юстиции;

2) заявления гражданина о согласии баллотироваться кан­дидатом в депутаты по данному избирательному округу от вы­двинувшего его общественного объединения;

3) документа, подтверждающего внесение кандидатом из­бирательного взноса.

Регистрация кандидата в случае его самовыдвижения осу­ществляется при наличии следующих документов:

1) заявления гражданина о намерении баллотироваться кан­дидатом по данному избирательному округу;

2) документа, подтверждающего внесение кандидатом из­бирательного взноса.

Регистрация партийных списков по территории единого об­щенационального избирательного округа производится при наличии следующих документов:

1) выписки из протокола высшего органа политической партии о выдвижении партийного списка, с приложением ко­пии документа о регистрации политической партии в Мини­стерстве юстиции республики, а также документов, подтверж­дающих ее республиканский статус;

2) заявление гражданина о согласии быть включенным в партийный список;

3) биографических данных о каждом лице, включенном в партийный список;

4) медицинской справки о состоянии психического здоро­вья каждого лица, включенного в партийный список;

5) документа, подтверждающего внесение политической партией избирательного взноса.

К регистрации допускается только один список от одной политической партии с любым количеством включенных в него лиц. Отказ в регистрации или отмена решения о регистрации могут быть в семидневный срок обжалованы в Центральной избирательной комиссии или в суде. При этом Центральная избирательная комиссия или суд выносят по жалобе решение в семидневный срок со дня подачи жалобы. Итоги выборов депутатов Мажилиса в целом по республике устанавливаются Центральной избирательной комиссией в семидневный срок со дня проведения выборов.

Избранным на выборах депутата Мажилиса считается кан­дидат:

1) набравший более пятидесяти процентов голосов избира­телей, принявших участие в голосовании;

2) набравший при повторном голосовании большее число голосов избирателей по сравнению с другим кандидатом;

3) набравший при повторном голосовании при баллотиров­ке единственного кандидата более пятидесяти процентов голо­сов избирателей, принявших участие в голосовании.

«Кандидаты в депутаты Парламента до регистрации и после проверки их на соответствие предъявляемым Конституцией и Конституционным законом «О выборах в Республике Казах­стан» требованиям из личных средств вносят на счет Централь­ной избирательной комиссии в качестве депозита избиратель­ный взнос в 25-кратном размере установленной законодатель­ством минимальной заработной платы. Политические партии, выдвинувшие партийные списки по территории единого обще­национального избирательного округа, после проверки вклю­ченных в них лиц на соответствие требованиям, предъявляе­мым к ним Конституцией и Конституционным законом, вно­сят из средств политических партий на счет Центральной из­бирательной комиссии избирательный взнос в 50-кратном раз­мере установленной законодательством минимальной заработ­ной платы за каждое лицо, включенное в партийный список. Внесенный взнос возвращается кандидату или политической партии в случаях, если по итогам выборов кандидат был из­бран депутатом, а также если кандидат или политическая партия набрали не менее семи процентов голосов избирателей, при­нявших участие в голосовании. Во всех остальных случаях вне­сенный взнос возврату не подлежит и обращается в доход рес­публиканского бюджета.

Депутатом маслихата может быть избран гражданин Рес­публики Казахстан, достигший двадцатилетнего возраста и об­ладающий активным избирательным правом. Гражданин рес­публики может быть депутатом только одного маслихата. Выд­вижение кандидатов в депутаты маслихатов производится рес­публиканскими или местными общественными объединения­ми, зарегистрированными в установленном порядке, а также гражданами — путем самовыдвижения. Выдвижение кандида­тов в депутаты маслихата республиканскими или местными общественными объединениями производится их высшими органами с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Решение о выдвижении оформляется выпиской из протокола. Выдвижение кандидатов в депутаты маслихата гражданами производится в порядке са­мовыдвижения путем подачи в соответствующую окружную избирательную комиссию заявления о намерении баллотиро­ваться кандидатом в депутаты маслихата по данному террито­риальному избирательному округу. Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за три месяца и заканчивается за два ме­сяца до дня выборов. Кандидат в депутаты маслихата может иметь до трех доверенных лиц. Регистрация кандидатов в депу­таты осуществляется окружными избирательными комиссия­ми и начинается за два месяца до дня выборов, а заканчивается за 40 дней до дня выборов.

Регистрация кандидата, выдвинутого от общественного объединения, производится при наличии следующих докумен­тов:

1)выписки из протокола заседания высшего органа обще­ственного объединения по выдвижению кандидата по соответ­ствующему избирательному округу с приложением копии до­кумента о регистрации данного общественного объединения соответственно в Министерстве юстиции республики, в облас­тном, городском (города республиканского значения, столи­цы республики) управлении юстиции;

2) заявления гражданина о согласии баллотироваться кан­дидатом в депутаты по данному избирательному окру гу от выд­винувшего его общественного объединения.

Регистрация кандидата в случае его самовыдвижения осу­ществляется при наличии заявления о намерении баллотиро­ваться кандидатом по данному избирательному округу. Отказ в регистрации кандидата или отмена решения о регистрации могут быть в семидневный срок обжалованы общественным объединением или самим кандидатом в территориальную из­бирательную комиссию или суд. При этом территориальная избирательная комиссия или суд выносят по жалобе решение в семидневный срок со дня подачи жалобы.

Не подлежит регистрации в качестве кандидата в депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихата лицо:

1) привлекавшееся в течение года перед регистрацией к дис­циплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения;

2) на которое в течение года перед регистрацией налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышлен­ное правонарушение;

3) имеющее судимость, которая ко времени регистрации не погашена или не снята в установленном законом порядке.

Существенным отличием выборов членов органов местно­го самоуправления от остальных является их проведение в мно­гомандатном избирательном округе — на территории сельских и городских местных сообществ, где компактно проживают группы населения. При этом каждый избиратель имеет не один, а несколько голосов по количеству мандатов, определяемых количественным составом органа местного самоуправления. Для избрания членом органов местного самоуправления граж­данин должен удовлетворять требованиям, установленным Законом Республики Казахстан «О местном самоуправлении в Республике Казахстан», а также обладать избирательным пра­вом в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Конституции и Конституционным законом о выборах. Право выдвижения кан­дидатов в члены органов местного самоуправления принадле­жит собраниям граждан, правомочным при наличии не менее пятидесяти граждан, обладающих избирательным правом и компактно проживающих в сельских и городских местных со­обществах, а также гражданам — путем самовыдвижения. Не может быть выдвинут кандидатом в члены органа местного самоуправления гражданин, не проживающий на территории данного сельского или городского местного сообщества. Ре­шение о выдвижении кандидатов в члены органов местного самоуправления принимается большинством голосов от числа присутствующих на собрании граждан, которое оформляется соответствующим протоколом. Выдвижение кандидатов начи­нается со дня, следующего за назначением выборов, и закан­чивается за четырнадцать дней до дня выборов.

Регистрация кандидата, выдвинутого собранием граждан, производится при наличии следующих документов:

1) протокола собрания граждан;

2) заявления гражданина о согласии баллотироваться кан­дидатом в члены органа местного самоуправления;

3) биографических данных о кандидате;

4) медицинской справки о состоянии психического здоро­вья.

Регистрация кандидата в случае его самовыдвижения осу­ществляется при наличии тех же документов, за исключением протокола собрания граждан. Регистрация кандидатов начи­нается за двадцать дней и заканчивается за пятнадцать дней до дня выборов. Отказ в регистрации кандидата или отмена реше­ния о его регистрации могут быть в трехдневный срок обжало- ваны собранием граждан или самим кандидатом в вышестоя­щую территориальную избирательную комиссию или в суд. При йтом территориальная избирательная комиссия или суд выносят по жалобе решение в трехдневный срок со дня подачи жалобы. Кандидат может иметь до трех доверенных лиц, ини­циативные группы не создаются. Предвыборные мероприятия и голосование проводятся по тем же правилам, что и другие выборы. Итоги выборов устанавливаются на заседании терри­ториальной избирательной комиссии на основании протоко­лов участковых избирательных комиссий не позднее чем в трех­дневный срок со дня проведения выборов. Об итогах выборов составляется протокол, подписываемый председателем и чле­нами территориальной комиссии. Избранными членами орга­нов местного самоуправления считаются в соответствии с име­ющимися мандатами кандидаты, набравшие большее количе­ство голосов избирателей, принявших участие в голосовании по сравнению с другими кандидатами. Соответствующая тер­риториальная избирательная комиссия по представлению уча­стковой избирательной комиссии или обращениям граждан может признать выборы членов органов местного самоуправ­ления недействительными, если в ходе выборов или при под­счете голосов, либо определении результатов выборов имели место нарушения закона, и отказать в регистрации членов ор­ганов местного самоуправления. При этом решение террито­риальной избирательной комиссии в течение пяти дней со дня его принятия может быть обжаловано кандидатами в суд, ко­торый в десятидневный срок принимает решение.

 

Заключение

 

Существование множества партий ведет к появлению политической борьбы.

Политическая борьба — это одна из важнейших сторон политической жизни, заключающаяся во взаимодействии различных политических сил между собой во имя достижения определенных политических целей. Объектом этой борьбы в конечном счете являются отношения власти, поскольку ее цель — достижение прочных позиций в политической системе общества и реализация им его воли.

Формы политической борьбы разнообразны и зависят как от обстановки,  так и степени остроты взаимоотношений между субъектами. Высшим проявлением борьбы является гражданская война.

Мирный характер борьбы — парламентская деятельность.

По мере роста политической культуры и цивилизованности общества насильственные, а тем более вооруженные методы борьбы во все большей степени уступают в политике место ее мирным формам. Среди мирных форм политической борьбы растущую роль играет идейная борьба, борьба за умы и сердца людей, за их добровольный, сознательный выбор, борьба предвыборная и внутри парламентская. Эту борьбу возглавляют политические лидеры стоящие во главе партии.

В основном политическую борьбу выигрывают более развитые партии, отражающие интересы широких масс населения и различных социальных слоев общества.

Механизм власти имеет сложную, иерархическую структуру, в которой формальным первичным «субъектом» и источником власти выступает народ, передающий властные функции своему официальному представителю, т.е опосредующему их агенту — государству. Государство, в свою очередь, распределяет полномочия среди «носителей» по «горизонтали» (законодательная, исполнительная и судебная отрасли власти) и по «вертикали» (центральные, региональные и местные органы власти) с тем, чтобы управлять населением страны («объект» властвования) от имени всего общества («субъект» властвования). Однако в действительности реальным носителем власти, как правило, являются элита и бюрократия, т.е. чиновники и функционеры могущественной системы исполнительной власти, на разных ее уровнях и в разных стратах, а также различные группировки правящей элиты, между которыми распределяются «сферы» властных функций и полномочий и «зоны» контроля над ресурсами общества.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г с изменениями и дополнениями от 7 ноября 1998 г.
  2. Конституционный закон Республики Казахстан О выборах в Республике Казахстан от 28 сентября 1995 г. N 2464 (с изменениями, внесенными конституционными законами РК от 19 июня 1997 г. N 133-1; от 8 мая 1998 года N 222-1; от 6 ноября 1998 г.; от 6 мая 1999 г. N 375-1; от 28.06.99 г. N 407-1)
  3. Основы государства и права республики Казахстан. Под редакцией Сапаргалиева Г.С. А., 1997
  4. Государственная служба в Республике Казахстан. Сборник нормативных правовых актов . Тестовые вопросы. Под общ. ред. Турисбекова З.К. –Астана, ФОЛИАНТ, 2001
  5. Сапаргалиев Г. Конституционное право РК. – А., 1998 – 336с.
  6. Байшев Ж. «Конституционное право РК»: Учеб. –метод. Пособие – Алматы: Жеті жарға, 2001. – 392 с.
  7. Грацианский П.С. Политическая наука во Франции. Критические очерки. М., 1975.
  8. Машанов М. Избирательная система Республики Казахстан и ее влияние на политические процессы // Саясат-Политика. 1995. №5
  9. Назарбаев Н. А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алма-Ата, 1992.
  10. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики: Демократизация общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии// Казахстанская правда. 1998. 1 октября.
  11. Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под общей редакцией А.Н. Нысанбаева. Алматы: Акыл китабы, 1998.