ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ КАЗАХОВ В 20-х- 60-х гг. ХIХ в.
Вопросы:
- Колониальные мероприятия России в период завоевания Казахстана.
- Изменения в хозяйственной жизни казахов в 20-50-х гг.
- Изменения социальной структуры казахского общества.
- Начало русского образования в Казахстане.
5.Казахская культура в период национально-освободительной войны.
- Колониальные мероприятия России в период завоевания Казахстана.
Административные реформы 1822-1824 гг. во многом остались на бумаге. Перед колониальным аппаратом стояла задача провести в жизнь положение уставов, подчинить казахские аулы русским властям. Для этого в степи был проведен целый ряд мероприятий, направленных на ограничение политической независимости казахов.
Вся казахская степь была поделена на два ведомства — Оренбургских и Сибирских казахов. В 1825 г. область Оренбургских казахов была поделена на три части, во главе которой стояли правители-султаны, назначаемые русским правительством. Условно казахов разделили на прилинейных и степных, независимых. В 1831 г. среди прилинейного населения стали организовываться административные единицы для регулирования учета населения и сбора податей — дистанция.
Дистанционные начальники обязаны были выполнять все предписания и распоряжения султана-правителя. Пограничной комиссии, военного губернатора и линейного начальника, а также извещать линейные власти о “злонамереных слухах и намерениях подданных” казахов, пресекать выступления против русских властей.
Дистанции делились на старшинства. И дистанционные начальники и старшины назначались Оренбургской администрацией. Эта система была введена для того, чтобы без особых издержек управлять казахской степью.
С 1831 г. по 1841 г. была открыта 31 дистанция, в основном вдоль пограничной линии. Со строительством Новой линии и отступлении армии Кенесары на юг было организовано еще 4 дистанции. К 1850 г. на всех землях Младшего жуза насчи тывалось 57 дистанций. Однако дистанционная система немогла полностью контролировать казахов. В Младшем жузе, кроме 241 официального правителя, было 107 неофициальных, не признававших власти России. С целью вовлечь родоправителей в систему административного управления было создано промежуточное звено — институт управляющих — посредников между султанами-правителями и дистанционными начальниками.
В 1844 г. было принято “Положение об управлении Оренбургскими киргизами”. Разделение на части и дистанции оставалось без изменения, однако были введены должности попечителей — русских чиновников, контролировавших действия казахской администрации. Полностью была ликвидирована самостоятельность казахских аулов, а административные единицы стали строиться без учета родоплеменного деления казахов. Это положение просуществовало в Младшем жузе во 1868 г.
В Среднем жузе система колониального управления также претерпела ряд изменений. В 1822 г. Сибирь была разделена на Западную и Восточную. В Западную часть вошли Тобольская, Томская губернии и Омская область. К последней были причислены и казахские земли Среднего жуза.
Казахские земли составили восемь “внешних округов” Омской области и назывались “областью сибирских киргиз”. Кроме того, казахи кочевали на землях “внутренних округов” — Омского, Петропавловского, Семипалатинского и Усть-Каменогорского, а также Бийском, Барнаульском, Колыванском, Тюкалинском округах Томской губернии и Ишимском, Курганском округах Тобольской губернии. В 1824 г. казахам принявшим подданство России, запретили кочевать вне приделов империи, затем жителям округов было запрещено покидать пределы округа без письменного разрешения окружного приказа. Таким образом, Омская администрация хотела проводить закрепощение казахского населения. Однако, освободительная война под руководством султана Саржана, а позднее Кенесары оставило положение указов невыполнеными.
Неудачи в колониальной войне побудили русское правительство ввести “Положение об отдельном управлении сибирскими киргизами” в 1838 г. Омская область была упразднена, внутренние округа переданы российским губерниям: Петропавловск к Тобольской; Усть-Каменогорский и Семипалатинский к Томской. Казахам, жившим вдоль Ертиса, было приказано освободить эти земли и приписаться к внешним округам. С 1843 г. казахам, жившим в Томской и Тобольской губерниях, запрещалось кочевать здесь без особого билета, вадаваемого приказами внешних округов.
В 50-х гг., после поражения казахов, сложились условия для дальнейшего колониального порабощения Казахстана. Были приняты новые законы: “Положение Сибирского комитета о распространении на казахов сибирского ведомства общих законов Российской империи” от 1854 г., “Положение о порядке избрания старших султанов в киргизской степи” от 1855 г., “Положение о значении кандидатов на должности старших султанов во внешних округах Киргизской степи” от 1856 г.
Этими законами царское правительство пыталось подчинить казахов русскому управлению, покончить с антиколониальным движением.
В 1854 г. область сибирских казахов была разделена на две части: Кокрепктинский и Аягузский внешние округа. Семипалатинский край и земли по правому беригу Ертиса были выделены в Семипалатинскую область.
С проникновением русской армии в Жетису здесь также стали организовываться колониальные учреждения. В 1848 г. было создано Приставство Большой Орды, подчиненное Сападно-Сибирскому генерал-губернатору. В 1856 г. был образован Алатауский округ с центром в Верном.
Таким образом, в след за русскими войсками в казахскую степь приходили чиновники колониального аппарата. К началу 60-х гг. ХIХ в. все казахские земли были подчинены русской администрации. Административные реформы 20-50-х гг. создали условия для проведения изменений в хозяйственной и социальной жизни казахов.
- Изменения в хозяйственной жизни казахов в 20-50-х гг.
Колониальные меры привели к изменению хозяйственной жизни в казахской степи. Строительство укрепленных линий и крепостей в глубине степи нарушили традиционные маршруты кочевий. Занятие скотоводством, особенно близ пограничной линии, стало небезопасным. В период Отечественной войны 1812 г. в Россию было отправлено большое количество скота, что привело к значительному сокращению его поголовья в степи. В первой четверти ХIХ в. казахское кочевое хозяйство переживало явный кризис. Он усугублялся отчуждением лучших земель в пользу казачества. Из-за дифицита зимних пастбищ многие казахские хозяйства стали переходить к стойловому содержанию скота. В связи с этим они стали заниматься сенокошением. Отдельные жайляу стали использоваться как сенокосы.
В некоторых районах появились рыболовство, добыча соли для продаж на рынке. Казахи-бедняки, ранее занимавшиеся рыбной ловлей лишь для удовлетворения потребностей своей семьи, стали ловить рыбу для продажи. Так, в 1841 г. только по реке Торгаю, рыболовством занималось 200 семей, вылавливавших до 2 тыс. пудов рыбы. Всего в Младшем жузе в 40-х гг. продавалось в среднем в год до 6,5 тыс. пудов рыбы. В середине ХIХ в. рыболовство достигло значительного развития на озере Зайсан и в мелких реках впадавших в него.
Добыча соли производилась на степных соленых озерах. В середине ХIХ в. казахи восточной части Младшего жуза продавали в среднем ежегодно более 2 тыс. пудов соли.
В связи с тем, что на местных рынках вырос спрос на пушнину, казахи в большей мере, чем в предшествующие времена, занимались охотой на лисиц, корсаков и зайцев.
Российская колониальная администрация не была заинтересована в развитии казахского землепашества поэтому в Положении 1844 г. указывалось, что казахов надо оставлять предпочтительно в кочевом состоянии и препятствовать их занятию земледелием. С запрещением пользоваться землями вдоль Жаика, Ертиса, Тобола, Есиля. Казахские земледельцы не могли орошать свои пашни водой этих рек.
Зачастую казахские пашни отдавались переселенцам. Так, в 40-х гг. пашни казахов, живших в низовьях Сырдарьи, были переданы казачьим переселенцам. Последние, не имея опыта поливного земледелия, портили ирригационные системы, собирали с полей один-два урожая, а затем отбирали у казахов новые земли. Так, проникновение русских властей вело к разрушению традиционного казахского земледелия. Это позволяло превратить Казахстан в рынок сбыта российского зерна и источник получения дешевого мяса.
В 1837 г. в Младшем жузе была введена кибиточная подать, по 1 руб. 50 коп.серебром в год с каждой кибитки. От уплаты подати освобождались должностные — старшины, султаны, находившиеся на службе у пограничного начальства и муллы. Подать взималась в одинаковой мере и с бая, и с бедняка не имеющего скота.
Кроме того, существовали многочисленные сборы, повинности, штрафы и т.п.
Введение новой системы налогов и повинностей в казахской степи привело к возростанию роли денежного обращения. Налоги вносились в казну деньгами. Рост спроса на скот и продукты скотоводства приводили к тому, что казахское скотоводческое хозяйство, прежде всего байское, постепенно начало приспосабливаться к требованиям рынка. Не только скотоводство, но и другие отрасли хозяйства приобретали товарный характер. Возросла роль Казахстана также как рынок сбыта русского хлеба и промышленных товаров. В 1851 г. был разрешен безпошлинный ввоз хлеба в казахскую степь. Из Казахстана вывозились в основном продукты животноводства. Торговля между Россией и Казахстаном особенно возросла в годы континентальной блокады и во время Отечественной войны.Царское правительство покрови-тельствовало русским купцам и предпринимателям в развитии торговли с Казахстаном. В Оренбурге, Троицке, Уральске и др. городах увеличивались размеры обмена. Одновременно развивалась торговля на форпостах и казачьих станицах. В первой половине ХIХ в. из Казахстана ежегодно вывозилось скота в среднем на сумму 3 — 3,5 млн. руб. Большую роль в развитии торговли в степи сыграли сезонные ярмарки. В 1832 г. была открыта первая ярмарка в Букеевской орде, оборот которой составил 2 млн. руб. Открылись также Новоузенская, Черноярская, Семипалатинская, Кояндинская и т.д. Они были связаны с крупными российскими ярмарками. Деятельное участие в торговле принимали казахские баи. Они брали у русских купцов на комиссию товары, которые затем продавали одноауьчанам.
После введения в 1837 г. кибиточной подати казахи стремились продавать привезенные на ярмарку скот и сырье за деньги, чтобы внести подать. Часть денег оставалось в Казахстане и находилось во внутреннем обращении.
Т.о. в первой половине ХIХ в. в Казахстане развиваются товарно-денежные отношения и товарное производство. Многие казахские хозяйства приспосабливаются к потребностям рынка. Эти изменения привели к разложению натурального хозяйства казахов. Казахстан со своими природными богатствами и экономическим потенциалом постепенно стал превращаться в сырьевой придаток новых капиталистических отношений.
- Изменения социальной структуры казахского общества
Изменения в политическом устройстве и в хозяйственной жизни казахского общества привели к определенным изменениям в его социальной структуре. Серьезные изменения потерпел султанат; распавшийся на две части. Часть султанов перешли на службу русскому колониальному аппарату и стали, фактически, чиновниками российской администрации. В то же время, султаны, не занимавшие должностей, лишались всех привилегий и сливались с рядовыми общинниками. Это повлекло за собой распад структуры казахского общества с его разделением на два сословия — аксуек и карасуек.
В связи с кризисом кочевого хозяйства в первой половине ХIX в. султаны и родоправители, состоящие на службе России, начали захватывать лучшие зимние пастбища в личную собственность. Это вызывало борьбу рядовых кочевников за свои права на земли, за сохранение общинного землевладения. Казахи пытались насильно возвратить пастбища, что вызывало репрессии со стороны колониального аппарата. Так, верхушка казахского общества стоящая на русской службе, постепенно превращалась в крупных землевладельцев.
Особенно далеко этот процес зашел в Букеевском ханстве. Уже в 1828 г. хан Жангир начал раздавать лучшие пастбища, как зимние, так и летние, в частную собственность. Землями наделялись главным образом султаны, наиболее влиятельные бии и старшины, лояльные к России. Сам хан закрепил за собой 400 тыс. дес. земли, где были посажены его слуги с хозяйствами. Формировалось и мелкое крестьянское землевладение. Границы земель отмечались вехами, колышками. Владельцам земли выдавались свидетельства “қуаликнаме”, официальные бумаги “наме-қағаз” или разрешения “рұқсат-наме”, которые юридически узаконивали право частной собственности.
Разложение основной социальной ячейки — кочевой общины было связано также с развитием торговли и ростущим проникновением товарно-денежных отношений. В связи с этим, видную роль в казахском обществе стала играть новая социальная группа — баи. Раньше словом “бай” казахи называли любого богатого человека. Однако к середине XIX в. баи стали общественной группой, тесно связанной с развитием торговли и денежных ростовщических операций. Баи занимались караванной торговлей с русскими городами, давали деньги под проценты. Многие стали практиковать найм работников для своего хозяйства.
Социальная дифференциация и массовое обезземеливание казахов привели к образованию других общественных групп — қонсы и байгус. Қонсы — бедняки, потерявшие скот и вынужденные за небольшую плату обслуживать хозяйства богатых казахов. Они кочевали вместе с аулом хозяина, пасли его скот, выполняли всевозможные мелкие работы, получая за это средства передвижения при кочевках.
Самую пауперизированную часть казахского общества составляли байгусы — обедневшая часть казахов, в поисках заработка уходившие к прилинейным казакам на рыболовные и соляные промыслы, золотодобывающие рудники. Байгусы за ничтожную плату нанимались к зажиточным казахам, пасли их скот, пахали землю, выполняли различные домашние работы.
В 1844 г. в Центральном Казахстане был построен Благодатно-Стефановский медеплавильный завод, где работали в основном казахи-байгусы. Большинство рабочих Александровского серебро-свинцового, Николаевского, Богословского плавильного заводов также составляли казахи.
При найме представители заводов заключали с казахами кабальные договоры, они содержались как крепостные крестьяне. Рабочий день длился с восхода до заката солнца. Бытовые условия были исключительно тяжелыми. Заработная плата казахов была в несколько раз ниже чем у русских. Как только байгусы накапливали средства для покупки скота, они уходили в степь.
В XIX в. резко упала роль такой социальной группы, как туленгуты. Раньше туленгуты были военными слугами хана и султанов, однако с упадком казахской государственности их положение изменилось. Часть их превращалась в полу-крепостных работников в султанских хозяйствах, часть сливалась с остальными казахами, образовывая целые туленгутские рода.
Исчезающей социальной группой казахского общества были кулы-рабы. Устав 1822 г. запрещал казахам приобретаь новых рабов, а в 1859 г. генерал-губернатор Западной Сибири взял подписку от султанов и богатых казахов с обязательством предоставить свободу всем находящимся у них рабам. Упадок Казахского государства и прекращение внешних войн закрыло единственный источник приобретения рабов и к 60-м гг. XIX в. этот институт перестал существовать, а потомки кулов смещались с остальными казахами.
Т.о. в 20-60-е гг. XIX в. казахское общество претерпевает значительные изменения. Нарастает социальная диффиренциация, появляются новые общественные группы — баи, богатые землевладельцы, часть казахов разоряется. Появление частной собственности на землю ведет к кризису общинного землевладения, проникновению в Казахстан феодальных порядков.
- Начало русского образования в Казахстане
Культура Казахстана начала XIX в. характеризовалась началом проникновения русской культуры и в первую очередь русского образования, школ с обучением на русском языке. Организация школ была вызвана, с одной стороны, стремлением к грамотности местного русского населения, с другой необходимость царскому правительству готовить людей для своего административного аппарата в Казахстане.
Уже в конце ХVIII в. началась организация “гарнизонных школ” в прилинейных районах. В 1789 г. в Омске открылась “азиатская школа”, готовившая переводчиков и писарей для местной администрации, в 1813 г. — военное училище, преобразованное в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус.
Во всех этих школах, кроме русских, обучались и дети казахской знати. Как отмечалось в указах, школы должны были “способствовать сближению азиатов с русскими, внушать первым любовь и доверие к русскому правительству и доставлять краю просвещенных детей”.
Царское правительство ставило перед этими школами русификаторские цели — подготовку кадров для своего колониального аппарата.
Учебный план школ был довольно обширным. На “азиатском отделении” Оренбургского кадетского корпуса, например, преподавались кроме военных дисциплин русский язык, история, география, математика, минералогия, зоология, ботаника, лесоводство и несколько восточных языков.
В 1841 г. была организована школа в Ханской ставке, в которую также главным образом принимались дети казахской знати. В 1850 г. при Оренбургской пограничной комиссии открылась школа, которая, как говорилось в ее уставе, готовила “способных людей к занятию по пограничному управлению, мест письмоводителей при султанах-правителях и дистаночных начальников в Орде, а также исправлению и других должностей, на которые исключительно назначаются киргизы”. Школа была семилетней. В программе ее предусматривалось изучение русского и татарского языков, география, арифметика, мусульманского вероучения, составление деловых бумаг на русском и татарском языках.
Все эти учебные заведения несмотря на колонизаторские цели, которые ставились перед ними царской администрацией, и очень небольшой контингент учащихся — детей русских чиновников и казахской аристократической верхушки, все же способствовали распространению русской грамотности в крае.
В середине XIX в. заметную роль в культурной жизни Казахстана и России начинает играть зарождающаяся национальная интеллигенция, получавшая образование в русских учебных заведениях. Одним из выдающихся представителей национальной интеллигенции являлся Ч.Ч. Валиханов.
Ч.Ч.Валиханов родился в ноябре 1835 г. в местечке Кунтемес, на территории современного Урицкого района Кустанайской области, в семье старшего султана Аман-Кара-гайского окружного приказа Чингиза Валиева.
В 1847 г. 12 летний Ч.Ч.Валиханов был определен на учебу в Омский кадетский корпус, считавшийся тогда лучшим заведением Сибири, где в совершенстве овладел русским языком, получил обширные знания. По окончании кадетского корпуса в 1853 г. был назначен на службу при генерал-губернаторе Западной Сибири Г.Х.Гасфорте. На формирование мировозрения и взглядов Ч.Ч.Валиханова оказали глубокое воздействие специфические условия предреформенной России, стоявшей накануне отмены крепостного права.
В 1854-57 гг. Ч.Ч.Валиханов принимает активное участие в экспедициях по Южному Казахстану и Киргизии. В 1855 г. путешествует по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю. Изучает развалины древних городов, наскальные рисунки, каменные изваяния, записывает предания, песни и сказки казахского народа. В 1856-57 гг. Ч.Ч.Валиханов участвует в военно-научных экспедициях по Кыргызстану, где впервые записал основную часть кыргызского эпоса “Манас”.
Дальнейшей направленности научной деятельности Ч.Ч.Валиханова способствовало знакомство с П.П.Семеновым-Тян-Шанским, выразившим восхищение ученым-казахом. В 1857 г. по рекомендации П.П.Семенова-Тян-Шанского Ч.Ч. Валиханов был избран в члены РГО.
Расцвет научной и просветительской деятельности Ч.Ч.Валиханова относится к концу 50-х началу 60-х гг. XIX в. В 1858-59 гг. он совершил свое самое увлекательное и опасное путешествие в Восточный Туркестан.
В конце 1859 г. Ч.Ч.Валиханов приехал в Сакт-Петербург, где ученые встретили его как отважного путешественника и исследователя. По поручению военно-ученого комитета генерального штаба он составил карты Средней и Центральной Азии, под его редакцией были подготовлены “Карта пространства между озером Балхаш и хребтом Алатау”, “Карта к отчету о результатах экспедиции к озеру Иссык-Куль”, “Карта Западного края Китайской империи” и другие. Он составил материалы по географии и этнологии Казахстана и Средней Азии, выступил с докладами в ИРГО.
Весной 1864 г. Ч.Ч.Валиханов принял участие в походе на Ташкент под предводительством генерала Черняева, но вскоре недовольный его действиями оставил отряд и вернулся в Алтын-Эмель в аул султана Тезека, где женился на его сестре Айсары.
Русские и западно-европейские востоковеды высоко оценили подвиг казахского ученого. Его работы после возвращения на Родину были переведены на немецкий, английский и французский языки. Неоспоримым свидетельством заслуг Ч.Ч.Валиханова стало избрание в возрасте 21 года членом РГО. Ч.Ч.Валиханов скончался в апреле 1865 г. в урочище Коген-Теган, недалеко от подножия Алтын-Эмельского хребта.
В конце XIX в. в Оренбургском крае жил и работал казахский этнолог Ходжа Мухаммед-Салык Бабажанов (1834-1893 гг.) уроженец Внутренней Орды. Окончил Оренбургский кадетский корпус в 1861 г., служил в Пограничной комиссии и вышел в отставку в 1862 г. Большей знаток этнологии казахского народа он постоянно следил за историко-этноло-гической литературой по казахской тематике. С 1860 г. он начал публиковать свои труды на страницах таких газет и журналов как “Северная пчела” (Cпб), “Сангт-Петербургские ведомости”, “Волга”, “Деятельность”, “Охота”, “Записки РГО”, “Туркестанская туземная газета” и т.д. Бабажанов в конце 50 гг. стал регулярно направлять в адрес РГО свои статьи, заметки, археологические и этнологические предметы. В 1861 г. Совет Общества по представлению Отделения этнографии избрал его своим членом-сотрудником, а еще через год наградил серебряной медалью. Бабажанов был первым казахом, получившим официальную награду за научные труды.
Первые казахские интеллигенты, получившие европейское образование, были выходцами из султанской верхушки, перешедшие на службу царизму. Они были горячими сторонниками русского просвещения и культуры, сближения казахского и русского народов, считали свой народ невежественным и отсталым.
5.Казахская культура в период национально-освободительной войны
Развитие казахской литературы в 20-х гг. XIX в. было тесно связанно с освободительной борьбой против колони-альной политики России.
В этот период получили дальнейшее развитие все жанры устной литературы. Возникли новые эпические песни, отражающие важные историческике события — борьбу казахов против набегов казачьих отрядов, кокандских и хивинских феодалов. Поэма “Батыр Нияз” посвящена подвигам казахских батыров, защищавших казахские степи от набегов кокандских и хивинских феодалов. О борьбе казахов против царского колониального гнета рассказывает поэма “Бекет батыр”. Поэма “Айман-Шолпан” также посвящена антиколониальной борьбе казахов под предводительством Есета Котибарова. Руководители национально-освободительной борьбы казахов 1837-1847 г. стали героями эпоса “Кенесары-Наурызбай”, очень популяр-ного среди народа.
Развитие казахской литературы связано с творчеством Махамбета Утемисова. Он родился в 1803 г. в кочевом ауле Букеевского ханства. Предки Махамбета были из рода керей Среднего жуза, его прадед Кулминияз в детском возрасте попал в плен к туркменам и был освобожден Жаубарсом из рода бериш. Махамбет учился в аульной начальной школе, с юношеских лет проявлял склонность к поэзии. Сремясь удержать талантливого акына в своих руках, хан Жангир посылает его со своим сыном на учебу в Оренбург. Но он не стал дворцовым поэтом, в 1829 г. за участие в волнениях казахов был заключен в тюрьму, где просидел два года. После побега из тюрьмы поэт присоединился к Исатаю Тайманову и стал одним из руководителей восстания казахов Букеевского ханства против России. Своими песнями Махамбет призывал к борьбе против колониальных и ханских властей. После гибили Исатая в 1838 г. Махамбета продолжает вооруженную борьбу. Он ведет переговоры с хивинским ханом о совместных действиях, рассылает письма казахским родоправителям, несколоко раз пытается пересечь пограничную линию, чтобы поднять на борьбу казахов Букеевского ханства. Несмотря на тяжелую болезнь (Махамбет страдал от опухоли тазовой кости), он продолжает активную политическую и литературную деятельность. В 1846 г. по приказу полковника Айчувакова Махамбет был схвачен и зверски убит. Русский писатель Е.П. Ковалевский, путешествовавший по казахской степи, отмечает его мужественный ум, красноречие Махамбета, знание русского языка. Поэзия Махамбета подняла казахскую литературу на новую ступень. Она означала дальнейшее сближение устной поэзии с письменной литературой.
Видное место в казахской поэзии занимает Шернияз Жарлыгасов (1817-1881). Он родился в бедной семье в Уильской волости (Актюбинской области). Шернияз активно участвовал в восстании Исатая, после поражения скрывался в аулах и воспевал героические подвиги Махамбета и Исатая.
Заметный след в казахской литературе оставил талантливый поэт Суюнбай (1827-1896). Он родился в Жетису. Красноречивый и находчивый поэт был очень популярен среди казахов, в его произведениях часто чувствовались реальность жизни, думы и мечты казахского народа.
Замечательным поэтом первой половины XIX в. был Жанак Сагындыков (1770-1856) родившийся в Абралинском крае (на границе современной Карагандинской и Семипалатин-ской областей).Свои песни он сопровождал на кобызе. Жанак побывал во многих уголках казахского края, участвовал в айтысах с поэтами Тубеком и Орынбаем, распростронял среди казахов эпические поэмы. Именно ему мы обязаны за сохра-нение поэмы “Козы-Корпеш — Баян Сулу”.
В первой половине XIX в. в казахской степи жили и творили поэты Есет, Абыл, Жанкиса. Есет родился и вырос в конце XVIII — первой половине XIX в. в местечке Кызыл Кога (Гурьевская область), был известным бием и батыром, прославился стихотворениями на лирические и бытовые темы. Абыл (1777-1864) жил и умер в Мангыстау. Он был известен как поэт-импровизатор не только среди казахов, но и среди туркмен и каракалпаков. Он сохранил и передал следующим покалениям эпическую поэму “Сорок героев Ногайлы”.
Биография Жанкисы нам не известна. Знаем что родился в конце XVIII в. в Арке, а умер в пределах Кокандского ханства. До нас дошло стихотворное послание кокандскому хану, где Жанкиса жалуется на сборщиков налогов.
В первой половине XIX в. появилась группа талантливых композиторов, которые оказали огромное влияние на дальней-шее развитие казахского музыкального искусства. Видным деятелем казахской инструментальной музыки явился Даулеткерей Шигаев. Сын известного султана Шигая (опекун хана Жангира). Даулеткерей родился в богатом ауле в Букеев-ской Орды. Его творчество носит главным образом лирический характер. Высокой художественной вырозительностью отличаются кюи “Жигер”, “Коныр еки шек”.
Автором более 30 инструментальных произведений был выдающийся композитор — Курмангазы Сагырбаев (1806-1879). Он родился в местности Жидек в Букеевской орде, в семье бедного скотовода. Своими произведениями он значительно развил и обогатил казахскую инструментальную музыку. Особо популярны такие его произведения как “Кобик шашкан”, “Балбыраун”, “Сары-Арка”, “Кисен ашкан”.
Таким образом, культура казахского народа первой половины XIX в. преемственно связанна с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Вместе с тем новые явления в политическом, экономическом положении и социальной структуре казахского общества оказывали заметное влияние на развитие культуры.
В целом в 20-60-е гг. XIX в. во всех сферах жизни казахов происходят значительные изменения, связанные с активизацией колониальной политики России. Разрушаются традиционные отрасли хозяйства, социальные структуры, что привело к общему кризису казахского общества.