ПЛАН
Введение
глава 1. Понятие и значение финансового права как отросли права
Глава 2. Методы правового регулирования, используемые в финансовом праве
Глава 3. Система финансового права: структура, характеристика
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Финансовое право является одной из отраслей системы права Казахстана и играет немаловажную роль в регулировании отношений данной сферы отношений. Финансовое право РК, как впрочем, и других государств, оперирует своей терминологией, методами осуществления деятельности в своей сфере. Одним из таких немаловажных терминов является понятие финансового контроля, а также его разновидностей.
В данной работе в первую очередь раскрывается само понятие «финансового права», плавно переходя к его видам.
При рассмотрении видов финансового контроля мы немного затронули вопрос о соотношении формы и вида финансового контроля. Классификация финансового контроля имеет различные основания, но следует обратить внимание на тот факт, что любая классификация имеет относительный характер и поэтому носит переменчивый характер. Сегодня, допустим, данная классификация подходит к реалиям времени, а завтра она окажется абсолютно негодной. Поэтому к рассмотрению данной проблемы надо подходить критически.
глава 1. Понятие и значение финансового права как отросли права
Финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, т.е. в процессе формирования государством денежной системы страны и обеспечения ее нормального функционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов.
Финансовое право является тем инструментом, с помощью которого государство осуществляет свою финансовую деятельность. Поэтому сфера финансового права совпадает со сферой финансовой деятельности и наоборот.
Предметом финансового права выступает особая группа общественных отношений, именуемых финансовыми.
Их характеризует следующее.
Эти отношения являются денежными либо связаны с деньгами. Те отношения, которые опосредуют процессы формирования и расходования государственных денежных фондов, т.е. выражают движение конкретных денег либо от плательщика в тот или иной государственный фонд или из фонда к получателю, именуют финансово-материальными.
Отношения, которые возникают в процессе формирования финансовой системы и системы финансовых учреждений государства (органов управления финансами), относятся к финансово-организационным.
Данные отношения обусловлены существованием государства и являются продуктом его деятельности. Государство является обязательным их субъектом, деньги движутся либо к нему, приобретая форму государственной собственности, либо от него, теряя эту форму.
Материальные финансовые отношения опосредуют одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряженное с встречным движением стоимости в товарной форме. В отличие от товарно-денежных отношений, опосредующих акты «Товар — деньги» и «Деньги — товар», т.е. выражающих обмен денежной формы стоимости на товарную, они являются чисто денежными — обмена на товар не происходит, сделок купли-продажи не производится.
Финансовые отношения носят распределительный характер, всегда существуют лишь в правовой форме — это их характерная особенность.
Под методами правового регулирования понимаются способы воздействия государства на поведение участников финансового отношения посредством определения их прав и обязанностей.
Императивныйметод (его еще называют односторонне-властным) характеризуется жесткостью и тщательностью регулирования государством поведения субъектов финансового отношения. Осуществляется он посредством издания правовых актов, где детально регламентируются их права и обязанности. Субъектам остается лишь выполнять эти предписания, их внутренняя воля подавляется принудительной силой государства. Простор выбора собственного варианта поведения либо полностью отсутствует, либо весьма ограничен.
Диспозитивный метод (его называют договорным) более мягок в воздействии на поведение субъектов общественного отношения, он не столь конкретен и устанавливает лишь общие рамки их поведения. Все остальное решается самими участниками отношения путем переговоров и согласования. В итоге возникает договорная форма общественного отношения.
Выбор метода правового регулирования предопределяется методом финансовой деятельности государства. Так, если оно собирает деньги путем принудительного и безвозвратного их изъятия у плательщика, то используется императивный метод, основанный на жестком принуждении.
Однако государство в процессе своей финансовой деятельности проявляет определенную гибкость и добывает себе деньги не только силой, но и с помощью воздействия на интересы плательщика, в результате чего он отдает деньги государству добровольно. Отсюда и существование таких методов финансовой деятельности государства, как добровольно-безвозвратное и добровольно-возвратное привлечение денежных средств. Здесь применяется диспозитивный метод правового регулирования.
При применении государством диспозитивного метода правового регулирования права и обязанности субъектов финансового отношения регулируются не только соответствующим нормативным актом, но и в дополнение к нему — финансовым договором, заключаемым этими субъектами.
Под системой финансового права понимается организационное строение этой отрасли права. Финансовое право, подобно другим отраслям права, состоит из Общей и Особенной частей.
Общая часть включает следующие институты:
- финансовое устройство,
- правовые основы денежной системы,
- управление финансами,
- финансовое планирование,
- финансовый контроль.
Каждый из этих институтов реализуется через институты Особенной части. Так, финансовое планирование включает бюджетное планирование, банковское, планирование финансов государственных предприятий и организаций и т.д.; финансовый контроль — бюджетный, банковский, ведомственный и т.д.
Особенная часть состоит из следующих разделов:
- бюджетное право,
- правовое регулирование внебюджетных фондов (если таковое существует в финансовой системе),
- финансово-банковское право,
- финансово-страховое право,
- финансово-хозяйственное право.
глава 2. Методы правового регулирования, используемые в финансовом праве
Финансовая деятельность всегда выступает как планомерно организуемая деятельность. Такой характер этой деятельности является следствием самой природы экономических финансовых отношений, при которых движение денежной формы стоимости не сопряжено со встречным движением стоимости в товарном виде, т.е. где деньги существуют как бы сами по себе. Вместе с тем государство, добывая деньги, всегда прикидывает, сколько их и на что потратить, т.е. осуществляет планирование финансов.
Финансовое планирование как вид финансовой деятельности — это процесс составления, рассмотрения, утверждения и организации исполнения финансовых планов. Объектом финансового планирования всегда выступает тот или иной денежный фонд. Поскольку каждый фонд состоит из приходной и расходной частей, то планирование охватывает собой как формирование денежного фонда, так и его расходование в форме распределения. В этом смысле любой финансовый план представляет собой смету доходов и расходов соответствующего фонда.
Процесс финансового планирования включает несколько стадий: составление проекта финансового плана; рассмотрение, утверждение; организацию исполнения финансового плана и контроль за исполнением; подведение итогов выполнения финансового плана.
Отрезок времени, охватывающий все стадии финансового планирования от составления проекта финансового плана до утверждения отчета о его исполнении, называется финансовым периодом.
Финансовый год — это отрезок времени, в течение которого исполняется финансовый план. Финансовый год обычно приурочивается к периоду исполнения бюджета. Во многих странах он равняется календарному году, т.е. с 1 января по 31 декабря включительно. Однако в некоторых государствах вследствие различий во времени проведения парламентских сессий, исторических традиций и др. причин финансовый год может начинаться в другие сроки. Так, в Великобритании, Японии, Канаде, Индии финансовый год начинается с 1 апреля, в Швеции, Норвегии, Пакистане — с 1 июля, в США — с 1 октября.
Принципы финансового планирования во многом зависят от типа государства и той финансовой политики, которую оно проводит. В демократических странах руководствуются следующими принципами:
- гласность и публичность финансового планирования, особенно на таких его стадиях, как утверждение финансового плана;
- верховенство представительных органов власти в утверждении финансового плана, по крайней мере — в части общегосударственных денежных фондов;
- контроль представительных органов государства за исполнением любых финансовых планов, независисмо от того, кем они утверждены (представительными или исполнительными органами);
- строгая законодательная регламентация всех стадий финансового планирования;
- научность, обоснованность и достоверность финансового планирования (к чему, впрочем, стремятся любые режимы — как демократические, так и тоталитарные);
- детализированность финансового планирования, максимальное сближение показателей акта об утверждении финансового плана с фактическими реалиями этого плана;
- парламентский контроль за эмиссией денежных знаков и за такими методами добывания государством денежных средств, как внутренние и внешние государственные займы.
Юридической формой осуществления финансового планирования являются планово-финансовые акты. Эти акты являются особой разновидностью финансово-правовых актов, посредством которых происходит утверждение финансовых планов, в силу чего они приобретают свойство обязательного к исполнению предписания.
Планово-финансовые акты обладают всеми признаками юридического акта: порождают определенные правовые последствия, регулируют общественные отношения, выступают в качестве юридического факта, лежащего в основе возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, наделяют их участников правами и обязанностями. Исполнение планово-финансовых актов обеспечивается принудительной силой государства, неисполнение является основанием для привлечения к установленной законодательством ответственности.
Совокупность правовых норм, устанавливающих основные правила разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и заключения финансовых планов, формирует институт «финансовое планирование».
Финансовый контроль является важнейшим направлением финансовой деятельности государства.
Финансовый контроль представляет собой организационную систему и включает следующие элементы: субъект контроля; объект; предмет; цели контроля; методы осуществления контроля.
Содержание каждого из перечисленных элементов финансового контроля можно раскрыть с помощью ответов на следующие вопросы: «Кто проверяет?» обозначит субъект контроля, «Кого проверяют?» — объект, «Что проверяется?» — предмет, «Для чего проверяется?» — цель, «Как проверяется?» — методы финансового контроля.
Таким образом, субъектами финансового контроля выступают непосредственно государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями в силу своего правового статуса, либо в некоторых случаях негосударственные субъекты, выступающие, однако, от имени и по поручению государства, чьи властные полномочия возникают на основе этого поручения, т.е. для проверяемого объекта они выступают в роли государственного контролера.
Объектами финансового контроля являются государственные органы, государственные юридические лица; негосударственные юридические лица; граждане. Негосударственные юридические лица и граждане выступают объектами финансового контроля главным образом с точки зрения выполнения ими своих материальных финансовых обязательств перед государством, в числе которых ведущее место занимают обязательства по уплате налога.
Предметом финансового контроля выступает поведение объектов этого контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как участников финансовой деятельности.
Целями финансового контроля являются выявление фактов нарушения финансового законодательства или некачественного исполнения участниками финансовой деятельности своих обязанностей; виновных и привлечение их к ответственности, а также устранение нарушений финансовой дисциплины.
Финансовая дисциплина — это строгое и точное соблюдение участниками финансовой деятельности своих обязанностей, вытекающих из предписаний государства.
В целом же назначением финансового контроля является защита финансовых интересов государства, которые, заметим, нельзя сводить к его интересам как собственника.
Под методами финансового контроля понимаются конкретные приемы и способы его осуществления.
Контроль — это всегда проверка или наблюдение с целью проверки. Осуществление контроля состоит из трех стадий: сбора информации; оценки информации; реагирования на собранную информацию.
В процессе сбора информации субъект контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте. Получив эти сведения, проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать вывод о характере поведения объекта контроля — законно оно или незаконно, правильно или неправильно и т.п. Вывод о характере поведения определяет форму реагирования — наказывать или поощрять, ругать или хвалить, принимать иные меры.
Одним из основных, наиболее эффективных методов финансового контроля является ревизия.
Ревизия — это проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений на предмет ее законности и целесообразности, основанная на изучении первичных документов и бухгалтерских записей. Обычно в процессе проведения ревизии наблюдается сочетание нескольких методов финансового контроля.
По полноте охвата ревизии бывают полные, когда проводится сплошная проверка комплексного характера, и частичные, когда проводится выборочная проверка по определенной тематике, например, проверяется расходование валютных средств.
По объекту проверки ревизии подразделяются на документальные, когда проверяется лишь документация, и фактические, когда в дополнение к исследованию документов проводится инвентаризация (просчитываются в натуре товарно-материальные ценности, проверяется наличие денег и ценных бумаг, проводятся контрольные замеры в строительстве и т.п.).
По организационному признаку ревизии делятся на плановые, которые проводятся по заранее утвержденному плану, и внеплановые. Как плановые, так и внеплановые ревизии для проверяемого объекта обычно носят характер внезапной проверки. К числу внеплановых относятся ревизии, проводимые по требованию судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих доверие жалоб и заявлений граждан, а также получения др. сигналов о злоупотреблениях, требующих немедленной проверки.
На основании всего сказанного выше финансовый контроль можно определить как действия государственных органов по проверке выполнения участниками финансовой деятельности своих финансовых обязанностей.
Совокупность правовых норм, регулирующих финансовый контроль, формирует собой институт, устанавливающий систему и компетенцию органов финансового контроля, а также порядок организации и проведения финансовых проверок.
Финансовый контроль должен осуществляться с соблюдением определенных принципов. Это всеобщность и универсальность, действенность и оперативность, конкретность и деловитость, постоянство и регулярность, достоверность и обоснованность, гласность и публичность, законность.
В зависимости от своей формы финансовый контроль подразделяется на непосредственный и опосредованный.
Форма непосредственного контроля характеризуется тем, что, во-первых, проверка ведется на самом объекте контроля (на предприятии, в учреждении, организации и т.д.); во-вторых, проверяющие лица изучают и анализируют первичную денежную документацию (счета, платежные поручения, ведомости начисления заработной платы и т.д.), производят перерасчет денег, товарно-материальных ценностей, требуют и принимают личные объяснения должностных лиц, материально ответственных работников проверяемого предприятия, (учреждения, организации). Эта форма финансового контроля имеет место при таких методах контроля, как ревизия, инвентаризация, и во всех других случаях, когда совершается проверка с так называемым «выездом на место».
Форма опосредованного контроля характеризуется, во-первых, тем, что субъект и объект контроля территориально разобщены, т.е. проверка носит заочный характер. Во-вторых, проверяющие лица имеют дело главным образом с отчетной или плановой документацией (финансовые планы, отчеты об их исполнении, справки, балансы, статистические и другие данные и т.п.).
По времени осуществления финансовый контроль разделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения какого-либо финансового мероприятия. В ходе этого контроля выясняется вопрос, будет ли предполагаемое действие законным и целесообразным. Такого рода контроль имеет место при обсуждении проектов всякого рода финансовых планов. Задача предварительного финансового контроля состоит в том, чтобы не допустить нарушения финансовой дисциплины или неэффективного использования государственных денежных средств. Поэтому иногда этот вид контроля называют превентивным, т.е. предупредительным.
Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе производства какого-либо финансового мероприятия. В ходе его выясняется вопрос, является ли производимая операция законной? Такой контроль характерен для ситуации, когда контролирующий орган одновременно выступает органом, участвующим в производстве финансовой операции. Задача текущего финансового контроля — пресечение нарушения финансовой дисциплины. Иногда этот вид контроля называют оперативным.
Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения финансового мероприятия. В ходе его выясняется вопрос, была ли финансовая операция законной, а если объектом контроля выступает государственное предприятие, — то и целесообразной.
Задача последующего финансового контроля — выявление фактов некачественного исполнения финансовых обязанностей и совершения финансовых правонарушений.
С позиции разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, взаимодействующие между собой с использованием системы сдержек и противовесов, финансовый контроль можно подразделять на контроль, осуществляемый органами:
- представительной власти;
- исполнительной власти;
- судебный контроль.
Исходя из субъектов, финансовый контроль подразделяется на специализированный и функциональный.
Специализированный контроль осуществляется специализированными финансовыми органами государства, например, Комитетом валютно-финансового контроля Министерства финансов, его налоговой службой, Национальным банком и т.п.
Функциональный контроль осуществляется теми государственными органами, для которых финансовая деятельность вообще и финансовый контроль, в частности, представляют лишь одно из направлений (функций) их деятельности.
Кроме того, финансовый контроль подразделяется на внутренний и внешний. При внутреннем субъект и объект контроля являются звеньями одной организационной системы, например, министерство проверяет финансовые операции подчиненного ему предприятия.
Внешний контроль осуществляется в отношении организационно неподчиненных объектов. Например, Министерство финансов проверяет предприятие, находящееся в ведении Министерства промышленности, либо частную организацию.
В зависимости от своей сферы финансовый контроль подразделяется на контроль за соблюдением правил денежного обращения; валютный контроль; бюджетный; налоговый; банковский; страховой; финансово-хозяйственный.
Из всех разделов Особенной части финансового права основным является «Бюджетное право».
Бюджетное право регулирует отношения, возникающие в процессе формирования и распределения государственных бюджетов.
Термин «бюджет» имееттри значения. В материальном смысле он обозначает фонд денежных средств, находящийся в распоряжении либо государства в целом, либо его отдельного административно-территориального (национально-территориального) образования. В экономическом смысле бюджет представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения бюджета как фонда денежных средств. В правовом смысле бюджет является утвержденным в установленном порядке в соответствующей юридической форме финансовым планом — росписью доходов и расходов либо государства в целом (если речь идет об общегосударственном бюджете), либо его отдельных образований (если речь идет о местных бюджетах).
Бюджетная система — совокупность бюджетов различных звеньев. В каждой стране существует общегосударственный бюджет (республиканский — в Казахстане, федеральный — в США, России, союзный — в бывшем СССР) и местные бюджеты, виды которых обычно соответствуют административно-территориальному устройству страны. В Казахстане к ним относятся областные, городские и районные бюджеты.
Бюджетное право включает следующие институты: бюджетное устройство; управление в области бюджета; бюджетное планирование; бюджетный контроль правового регулирования доходов, расходов бюджетов и займов.
Каждый из остальных разделов Особенной части финансового права состоит в свою очередь также из Общей и Особенной частей.
Финансово-банковское право регулирует организацию банковского дела в стране, а также отношения по формированию и расходованию государственных банковских фондов и включает институты: банковское устройство; правовые основы государственного регулирования банковской деятельности; финансово-банковское планирование; финансово-банковский контроль, правовое регулирование формирования фондов государственных банков, организации банковских перечислений, расходования фондов государственных банков.
Финансово-страховое право регулирует организацию страхового дела в стране и отношения, возникающие в процессе государственного страхования.
Устройство страхового дела; правовые основы государственного регулирования страхового дела; финансово-страховое планирование; финансово-страховой надзор, правовое регулирование формирования фондов государственных страховых организаций; расходование фондов государственных страховых организаций; правовые основы государственного страхования — институты финансово-страхового права.
Финансово-хозяйственное право регулирует отношения, возникающие при формировании государственных децентрализованных фондов за счет собственных ресурсов той или иной отрасли, а также при распределении и организации использования этих фондов внутри данной отрасли.
К децентрализованным финансам относятся денежные фонды, находящиеся в распоряжении органов государственного управления, предприятий и учреждений.
Финансово-хозяйственное право включает институты: финансово-хозяйственное устройство, правовые основы государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности, финансово-хозяйственное планирование и финансово-хозяйственный контроль, правовое регулирование формирования децентрализованных финансов; правовое регулирование распределения децентрализованных финансов.
глава 3. Система финансового права: структура, характеристика
Институт Общей части финансового права «финансовое устройство» включает три взаимосвязанных друг с другом компонента: финансовую систему, финансовую структуру, финансовое регулирование.
Под финансовой системой понимается совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует определенный государственный денежный фонд. Поэтому в конечном счете финансовая система определяет виды денежных фондов и их назначение.
Финансовая структура представляет собой систему государственных органов, осуществляющих управление закрепленными за ними денежными фондами.
Финансовое регулирование — это организующее воздействие государства на финансовую систему с целью обеспечения ее нормального функционирования.
В целом же финансовое устройство выражает организационное строение финансов.
Весь этот механизм функционирует на правовой основе. Посредством юридических норм государство определяет как организационное строение финансовой системы, так формы и методы ее функционирования. Другими словами, финансовое устройство всегда имеет свое правовое оформление.
Поэтому с юридической точки зрения финансовое устройство является институтом Общей части финансового права, который устанавливает состав финансовой системы, определяет ее организационную структуру, обеспечивает взаимодействие составных частей этой системы.
Правовые основы денежной системы — следующий институт Общей части финансового права. Под денежной системой понимаются сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством организационные формы функционирования денег в стране.
Денежная система включает следующие элементы: денежную единицу; виды денежных знаков; порядок эмиссии денег; режим валюты; порядок денежного обращения. Кроме того, в зависимости от специфики страны и уровня используемого в ней государственного регулирования денежных отношений денежная система может содержать еще два элемента: официальный валютный курс (валютный паритет) и масштаб цен.
Денежная единица — это установленное законодательством обозначение денежного знака, которое служит для обозначения национальной валюты (тенге, рубль, доллар).
Виды денежных знаков — внутреннее строение национальной валюты (бумажные деньги — купюры, разменная монета, дробность знаков: 1 тенге = 100 тиынам, 1 доллар = 100 центам и т.д.).
Номиналы денежных знаков — число денежных единиц в каждом виде денежного знака, его достоинство.
Порядок эмиссии денег — установленный государством порядок выпуска в обращение дополнительных денежных знаков (в Казахстане, например, единственным эмитентом является Нацбанк).
Режим валюты. Режим валюты определяется установленными государством валютными ограничениями, которые действуют как в отношении своей национальной валюты, так и главным образом в отношении иностранных валют. В зависимости от режима валюты подразделяются на полностью обратимые (свободно конвертируемые); частично обратимые (частично конвертируемые); необратимые (неконвертируемые, замкнутые).
Валюта Республики Казахстан относится к числу частично
конвертируемых валют.
Валютная монополия — это исключительное право государства на совершение сделок с валютными ценностями. Объектами валютной монополии обычно являются:
- иностранная валюта;
- платежные документы и ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте;
- драгоценные металлы;
- природные драгоценные камни в сыром и обработанном
- виде.
Валютный курс — соотношение национальной валюты с иностранной. Для свободно конвертируемых валют этот курс вырабатывается на основе рыночно определяемой покупательной способности денежных единиц. Для неконвертируемых валют он обычно устанавливается самим государством (в лице, как правило, центрального государственного банка) и называется «официальный валютный курс». Иногда применяется комбинированная схема: государство в законодательном порядке устанавливает официальный курс (в этом случае он именуется валютным паритетом), который является основой для определения валютного курса, обычно отклоняющегося от паритета.
В зависимости от того, какие деньги лежат в основе денежного обращения, различают два типа денежных систем:
- основанную на деньгах, роль которых выполняет денежный товар как всеобщий эквивалент стоимости (система металлического обращения). В настоящее время таких систем практически не существует;
- систему, основанную на деньгах как знаках стоимости (обращение бумажных денег).
Весовое количество драгоценного металла в денежной единице устанавливается с помощью такой категории, как масштаб цен.
Элементом денежной системы является устанавливаемый государством порядок денежного обращения. Денежное обращение — это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее обмен товаров, а также нетоварные платежи.
Правовые основы денежной системы — это институт Общей части финансового права, устанавливающий ее надлежащее функционирование в интересах общества и государства. Объектами регулирования данного института выступают три главных элемента:
- сама структура денежной системы;
- основы организации денежного обращения, включая организацию обращения ценных бумаг; валютное регулирование.
Основными формами денежного обращения являются движение наличных денег и движение безналичных денег. Основные виды денежного обращения: оплата товаров (работ, услуг); платежи в нетоварных операциях; выполнение финансовых обязательств.
Поскольку в современных условиях денежная система находится в исключительном ведении государства, оно в целях ее регулирования может использовать такие финансовые инструменты, как деноминация, девальвация и ревальвация.
Деноминация — денежная реформа, в результате которой происходит укрупнение национальной денежной единицы путем обмена старых денежных знаков на новые по установленному соотношению. В таком же соотношении изменяются цены товаров (услуг, работ), размеры заработной платы, пенсии, остатки денежных средств клиентов на счетах в банках, сберегательных кассах и в др. финансовых учреждениях, балансы предприятий, учреждений и организаций. Укрупнение денежной единицы происходит в соотношении, выраженном единицей с нулями (в 10, 100 и т.д. раз).
Девальвация — разновидность денежной реформы, заключающейся в уменьшении официального золотого содержания денежной единицы страны или в понижении ее официального курса по отношению к валютам других стран.
Ревальвация — повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.
Термин «управление финансами» употребляется в нескольких значениях. В первом значении он означает организующее воздействие уполномоченных на то государственных органов на поведение субъектов, осуществляющих финансовую деятельность; во втором — распоряжение денежными средствами, находящимися в собственности государства. В третьем значении
- термином «управление финансами» обозначается система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства от его имени либо от своего, но по поручению и в интересах государства. Эти органы одновременно будут органами управления финансами.
Термином «управление финансами» обозначается и институт финансового права, определяющий систему органов управления финансами и устанавливающий их компетенцию в данной области.
Систему органов управления финансами образуют:
- представительные органы государства (высший законодательный орган страны — Парламент и местные представительные органы);
- исполнительные органы государства, которые подразделяются на органы общей компетенции (например, Правительство) и органы отраслевой и функциональной компетенции (министерства и ведомства);
- специализированные финансовые органы государства — Министерство финансов, Государственное казначейство, Национальный банк, Налоговая инспекция, Государственный страховой надзор, Комитет валютно-финансового контроля и т.п.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что в настоящее время, когда Казахстан приобрёл статус независимого государства и, соответственно, обновляется и обновлялась нормативно-правовая база, регулирующая отношения, которые складываются на данный момент в обществе, потребовало и изменений в методах регулирования отношений, складывающихся в области финансового права. Данная работа явилась попыткой рассмотрения самого понятия контроля, как финансово-правовой категории, так и видов этого контроля.
А также соотношения таких схожих, казалось бы, по своему содержанию и таких разных по звучанию понятий формы и вида финансового контроля.
Список использованной литературы
- Конституция РК от 30 августа 1995 года.
- А. Худяков «Финансовое право РК» А., 1995 год.
- Горбунова О.М. «Финансовое право» М., 1996 год.
- Н.И. Химичева «Финансовое право» М., 1999 год
- Худяков А. «Основы финансового права» А., 1995 год
- Костюков А.Н. «Лекции по финансовому праву» М., 1997 год