СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Экономическое содержание налога на имущество
- Эволюция развития налогообложения имущества
Глава 2. Роль налога на имущество в формировании местных бюджетов в Республике Казахстан
2.1. Роль налога на имущество в бюджете Республики Казахстан и перспективы его развития
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Существование государства невозможно без денежных средств, поступающих в виде налогов и сборов в доходную часть его бюджета. Для налогоплательщиков уплата налогов является не только обязанностью, но и необходимостью. Каждое государство формирует налоговую систему, включающую в себя совокупность налогов различного вида, правила их сбора. По каждому виду налога определяется объект и субъект налогообложения, порядок и сроки уплаты, льготы.
В условиях рыночной экономики налоги являются одним из основных регуляторов, который государство использует в качестве средства воздействия как на экономические, так и на социальные процессы, происходящие в обществе. Налоги и налоговая система — это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики Казахстана.
Одним из самых старых и распространённых видов налогов является налог на имущество. Он относится к прямым налогам и является одним из источников местного бюджета Республики Казахстан. Повсеместность его использования заключается в том, что объектом налогообложения обычно является недвижимость, которая удобна для исчисления налога. Существует также такое его немаловажное преимущество как невозможность сокрытия объекта налогообложения. Жизнь и деятельность людей связана с жилищем, производственными зданиями, сооружениями, офисами, что позволяет обеспечить масштабность налогообложения, стабильность поступления денежных средств в бюджет. Платят этот налог юридические и физические лица, имеющие облагаемое имущество на праве собственности, доверительного управления, хозяйственного или оперативного управления имуществом. Данный налог уплачивается по установленным ставкам от остаточной стоимости основных фондов. Налог на имущество является всеобщим налогом, так как, пожалуй, имеет самое большое число налогоплательщиков, чем все остальные налоги. Однако механизм его исчисления вызывает немало вопросов у налогоплательщиков. В этом и заключается актуальность выбранной темы.
Глава 1. Экономическое содержание налога на
имущество
- Эволюция развития налогообложения имущества.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой Системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса [1 стр. 5.].
Характерной особенностью налоговых поступлений государству является их последующее обезличенное использование для разнообразных общественных нужд. В этом налоги отличаются от различных обязательных целевых взносов, отчислений, платежей, устанавливаемых как государством, так и другими властными органами; сюда относятся строго целевые отчисления на социальное страхование, взносы и отчисления в специальные фонды, в том числе и внебюджетные, исчисляемые в определенном, долгосрочном размере от себестоимости продукции, работ и услуг, от прибыли (дохода), фонда оплаты труда, амортизации и других источников.
Сущность налогов проявляется в их функциях.
Исторически первой является фискальная функция налогов, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов.
Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия этой функции определяются долей налогов в валовом национальном продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода. В последние годы для Казахстана характерен низкий удельный вес налоговых и приравненных к ним платежей, что объясняется их недостаточной собираемостью — уклонением от налогообложения.
Третья функция налогов — регулирующая — возникает с раширением экономической деятельности государства. Оно целенаправленно воздействует на развитие народного хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используются выбор форм налогов, изменение ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления; их применение эффективно при стимулировании научно-технического прогресса. Налоговые регуляторы весьма действенны и способны обеспечить необходимый результат во взаимодействии с другими экономическими рычагами.
Государство проводит налоговую политику — систему мероприятий в области налогов — в соответствии с выработанной финансовой политикой в зависимости от социально-экономических и других целей и задач общества каждого конкретного периода его развития.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество (налог на прибыль, на имущество, на землю, подоходный).
Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальными облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования: к реальным прямым налогам относятся: земельный, поимущественный, промысловый, на денежный капитал. В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика, например, семейное положение; к ним относятся: подоходный налог, налог с наследств и дарений, подушный и др.
Косвенные налоги взимаются опосредованно — через цены товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству.
По признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение.
В зависимости от органа, взимающего и распоряжающегося налогом, различаются государственные и местные налоги.
По экономическим признакам объекта различаются налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения; во втором случае — это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.[2 стр. 212].
Налоговая система включает в себя следующие элементы:
Налогоплательщик — лицо, которое по закону должно уплачивать налог.
Носитель налога — тот, кто фактически несет налоговое бремя. Ценовой механизм позволяет лицу, вносящему налог в бюджет, перекладывать часть его на другое лицо.
Объект налога — то, что облагается налогом. Основными источниками налоговых поступлений являются доходы, товары, капитал.
Различают налоги на доходы юридических и физических лиц.
Налогами на капитал являются следующие налоги: на наследство, на дарение, на имущество, на землю, на недвижимость, на продажу ценных бумаг.
Налоговая ставка — величина налога на единицу налогообложения. В зависимости от характера взимания налоговых ставок различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки.
Таким образом, налог на имущество является прямым и реальным налогом на капитал.
Рассмотрим основные виды реальных, прямых налогов и краткую историю их развития.
Реальные налоги — прямые налоги, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, дом, фабрика, ценные бумаги). К ним относятся поземельный налог, подомовый налог, промысловый налог и налог на ценные бумаги (акции, облигации, закладные листы ипотечных банков). Наибольшее распространение они получили в 1-й половине 19 века, особенно во Франции (где они существовали до 1917 года). [ 3 стр. 502].
В основе реальных налогов лежали внешние признаки:
размер земельного участка (при поземельном налоге), количество окон, дверей, печей, размер строения (при подомовом налоге), число рабочих и количество станков (при промысловом налоге). Обложение производилось по среднему доходу, определяемому на основе кадастра. Фактический доход, который объект приносил владельцу, не учитывался. В связи с тем, что кадастровые работы проводились редко, ставки реальных налогов быстро устаревали. Это обеспечивало льготное обложение крупных землевладельцев, домовладельцев и предпринимателей. Всей тяжестью реальные налоги ложились на мелких собственников — крестьян и ремесленников, поскольку не применялся необлагаемый минимум, не учитывалась задолженность налогоплательщика, его семейное положение. Малая фискальная эффективность реальных налогов и разорение под их воздействием мелких собственников привели к тому, что по мере развития капитализма они постепенно заменялись личными налогами — подоходным налогом, поимущественным налогом.
В современных условиях сохранились лишь отд. элементы реального обложения а системе местных налогов за исключением налога на ценные бумаги. Например, в Великобритании главным видом местного обложения выступает местный налог, взимаемый с недвижимости — земли, домов, торгово-промышленных зданий. При этом действительными плательщиками обычно выступают не собственники, а арендаторы и квартиросъемщики — в подавляющем большинстве физические лица. Налог взимается с оценочной стоимости недвижимости за вычетом определенных видов расходов (например, на ремонт). В ФРГ функционирует подомовый налог (поступающий в бюджеты земель), поземельный и промысловый налоги (закрепленные за бюджетами общин).
Реальные налоги функционируют в развивающихся странах, однако их фискальное значение невелико.
Налог с владельцев строений был введен в СССР с 1 июля 1981 года Положением о местных налогах взамен действовавшего ранее налога со строений. Налог взимался с кооперативов, предприятий, организаций и учреждений за любые строения, находящиеся в их собственности или переданные им в пользование. Налог уплачивался в размере: 0,5% стоимости строений — за строения жилищного фонда кооперативов, предприятий, учреждений, организаций и иностранных юридических лиц и 1 % стоимости строений — за остальные строения. исчисляют суммы Кооперативы, предприятия, организации и учреждения сумму налога исчисляли сами исходя из балансовой стоимости строений; исчисление налога с других плательщиков производили финансовые отделы исполнительных органов. [ 3 стр. 486].
От данного налога были освобождены: колхозы, производственные объединения и предприятия в сельском хозяйстве, а также инвалиды Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г. и другие инвалиды, приравненные к ним; члены семей пенсионеров — собственники строений, если они проживают в этих строениях совместно с пенсионером и при этом в семье не имеется других доходов, кроме пенсии, стипендии, доходов от личного подсобного хозяйства, от сдачи внаем помещений; члены старательских артелей по добыче и переработке золота, платины, олова и других редких металлов, а также совместно проживающие с ними члены семей. Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, лицам, награжденным орденами Славы трех степеней, и членам их семей предоставлялась скидка в размере 50 % с суммы исчисленного налога.
Налог предприятиями уплачивался равными долями в 4 срока (к 15 февраля, 15 мая, 15 августа, 15 ноября); другие плательщики уплачивали налог равными долями в 2 срока (к 15 июня и 15 августа). Поступающие суммы налога зачислялись в доходы местных бюджетов.
Налог с наследств и дарений — налог с движимого в недвижимого имущества физического или юридического лица, переходящего от одного собственника к другому по праву наследования либо передаваемого в виде дара.
В некоторых капиталистических странах (США, Великобритания) действуют два налога — налог с наследств и налог с дарений, в других (в ФРГ) — единый налог с наследств и дарений. Налогом облагается либо стоимость всего наследства и дарения (США), либо доля каждого получателя имущества (ФРГ, Франция). Ставки налога прогрессивные, построены по сложной прогрессии; их размер зависит от рыночной стоимости имущества, а иногда и степени родства наследодателя н наследника.
В СССР с 29 января 1926 года тоже взимался налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Налогом облагалась вся стоимость наследства или дарения по резко прогрессивной шкале ставок, которые колебались от 1 до 90 % в зависимости от стоимости имущества. В 1943 году налог был отменен. В современных условиях за удостоверение завещаний, договоров дарений автомобилей и мотоциклов, за выдачу свидетельств о праве на наследство взимается государственная пошлина.
Подать — простейшая форма прямого налога, взимаемого в равных суммах независимо от размера дохода или имущества. Получила широкое распространение в период феодализма. В Германии поголовный налог, введенный в 14 веке, носил название подати. Во Франции податной характер имели налоги на окна и двери. В России первоначально податью облагалась земля (Посошное обложение), двор (Подворный налог). Существовали также стрелецкая подать — сбор на содержание войска и подать на выкуп пленных. Взимание высокой подати с земли приводило к значительному сокрытию земельных участков, продаже земель монастырям, уходу крестьян с земли, что резко снижало ее фискальное значение. В дальнейшем царское правительство в интересах увеличения доходов ввело подушную подать (Подушный налог), которая взималась с каждой мужской души, включая детей и стариков. С развитием капиталистических отношений подать стала постепенно вытесняться поимущественным, подоходными и другими прямыми налогами. [3 стр. 490]
Подворный налог — вид прямого обложения в царской России, объектом которого был двор. Был введен вместо посошного обложения указом в 1679 году. Взимался на основании данных подворной переписи. С переходом, на подворное обложение значительно расширился круг налогоплательщиков за счет людей («задворных» и «деловых»), обслуживавших хозяйство феодала, но живших особыми дворами и имевших свое хозяйство. Введение подворного налога означало усиление феодальной эксплуатации, так как учитывалась не только рента с земли, но и доход от труда работника. Общая сумма налога определялась правительством, а крестьянская община и посад раскладывали ее между дворами, при этом основная тяжесть налога падала на крестьянские и посадские низы. В 1724 году налог был заменен подушной податью, на Украине и в Белоруссии он сохранялся до 2-й половины 18 века. В СССР в 1922-23 (до введения единого сельскохозяйственного налога) взимался денежный подворный налог. [3 стр. 493]
Подомовый налог — один из видов прямого обложения, объектом которого являются жилые дома и другие постройки (конторские, складские, торговые помещения). Подомовый налог возник в период раннего средневековья. Формы его весьма разнообразны. Первоначально он взимался с жилых домов по внешним признакам: по числу печей или печных труб, затем по числу окон и дверей, а также комнат. С развитием товарно-денежных отношений и созданием более гибких форм налогообложения подомовый налог в сельской местности был заменен поземельным налогом. В городах и поселках городского типа по мере того, как все большие размеры принимала купля и продажа домов, сдача помещения внаем, ставки налога стали устанавливаться со стоимости строений или приносимого ими дохода. При этом учитывались характер строения и место его расположения. Постепенно подомовый налог принял формы поимущественного налога и подоходного налога.
В России подомовый налог был введен в городах в 1863 в форме налога с недвижимого имущества. Обложению подлежали жилые дома, фабрики, заводы, театры, бани и строения с принадлежащими к ним постройками.
В современных условиях подомовый налог применяется многих развивающихся странах. [3 стр. 491]
Подоходно-поимущественный налог — вид прямого налога, устанавливаемого на доходы и имущество физических и юридических лиц. В СССР он был введен 16 ноября 1922 года. Hалогом облагались доходы отдельных лиц и частных акционерных обществ от торговой и прочей деятельности, владения зданиями и другим имуществом, занятий свободными профессии а также суммы, превышающие установленный размер вознаграждений за работу в учреждениях и на предприятиях. С целью увеличить обложение капиталистических элементов взимался налог дополнительно с имущества (кроме предметов домашней обстановки и домашнего обихода), не используемого в производстве — строения, экипажи, драгоценные металлы, камни, инвентарь. В 1923 году налог был объединен с рядом других налогов (общегражданским, трудгужналогом, квартирным и налогом с лиц, нанимающих домашнюю прислугу). Подоходно-поимущественный налог устанавливался в виде основного (классного) и дополнительного ( прогрессивного). Плательщики первого в зависимости от источника доходов делились на категории и группы. Для каждой гpуппы устанавливался твердый оклад налога, налогооблагаемый минимум, дифференцированный по поясам местности. Дополнительный налог исчислялся по прогрессивным ставкам с совокупного дохода (за вычетом основного налога) превышавшего установленный минимум. Все лица вносившие налог по совокупности доходов (кроме рабочих и служащих), сверх налога на доход уплачивали налог с имущества личного пользования, не являвшегося предметом их промысла, по особой ступенчатой шкале. Обложение имущества постепенно утратило свое значение, и в 1924 году налог был преобразован в подоходный налог. [3 стр. 490]
Подушный налог (подушная подать) — один из видов прямых налогов, взимаемый с каждого физического лица в одинаковых размерах независимо от величины дохода и имущества. Налог известен с древнейших времен (в 12 в. до н. э. существовал в Китае). В средние века получил распространение в Великобритании, Германии, Франции и некоторых других государствах. [3 стр. 491]
В России подушный налог, введенный Петром I вместо подворного налога, стал взиматься с 1724 года после проведенной переписи населения со всех душ мужского пола, включая стариков и детей. С конца 18 века налог становится главным доходом. Постепенно путем исключения из обложения зажиточных слоев населения он превратился в чисто крестьянский налог, сбор которого вела крестьянская община, а поступление в полной сумме гарантировалось круговой порукой (вся община отвечала за платежи каждого ее члена, не выплаченная налоговая сумма одним крестьянским двором раскладывалась на остальные). Тяжесть обложения приводила к крупным недоимкам. К неплательщикам правительство применяло жесткие меры, вплоть до изъятия имущества за долги. Все это приводило к разорению крестьян, вызывая сильное недовольство. Во многих случаях кулачество вносило подати за разоряющихся крестьян, которые вынуждены были отрабатывать эти суммы у кулаков, что усиливало закабаление беднейшего крестьянства. Подушный налог был отменен в большинстве губерний Европейской части России в 1887 году, в Сибири — в 1899 году.
В современных условиях подушный налог существует в некоторых промышленно развитых капиталистических странах, например в Японии, Франции (как особый налог в системе местного обложения), я в ряде развивающихся стран (как государственный налог).
Подымный налог — древнейшая форма прямого реального подомового обложения. Размер налога исчислялся в зависимости от количества печей и труб в хозяйстве. Обложение «по дыму» известно с давних времен. Еще поляне платили хазарам «от дыма по мечу». В более поздние времена в России подымные налоги собирались в казну в селах, слободах и посадах. При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до 17 века (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала 20 века. [3 стр. 492]
Поимущественный налог — вид прямого обложения, взимаемый с движимого и недвижимого имущества (земля, леса, дома, промышленные и торговые предприятия, ценные бумаги). Объектом обложения является стоимость имущества, субъектом – физические или юридические лица.
В период феодализма налогом облагалось имущество ремесленников, крестьян. Господствующие классы (дворянство, духовенство и др.) от уплаты налога освобождались. На ранней стадии развития капитализма поимущественный налог взимался с отдельных видов имущества в системе реальных налогов, которыми облагалось главным образом недвижимое имущество по внешним признакам и твердым нормам доходности с применением кадастра. [3 стр. 493]
В эпоху империализма на смену реальным налогам приходят личные налоги и в первую очередь подоходные налоги. Поимущественный налог приобрел характер прямого личного налога. При его взимании, в отличие от реальных налогов, учитываются необлагаемый минимум, налоговые льготы; оценка имущества производится по налоговой декларации налог применяется в ФРГ, США, Великобритании, Японии и других государствах, преимущественно в системе местного обложения. Однако его фискальное значение невелико.
В отношении эволюции налогообложения имущества можно заметить следующее: невозможно рассматривать налог на имущество и его развитие необходимо рассматривать вместе с другими налогами.
Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством.
25 декабря 1991 года Законом Верховного Совета Республики Казахстан была впервые образована налоговая система нашего суверенного и независимого государства. Надо отметить, что произошло это практически сразу после получения Казахстаном статуса независимого государства, 16 декабря 1991 года. В данной налоговой системе насчитывалось 43 налога, подразделяемые на общегосударственные, общеобязательные и местные. Таким образом налоговая система была трехзвенной и громоздкой. Отсутствовали нормативные законодательные акты по налогообложению, не существовало принципов налогообложения недропользователей и международного налогообложения. [4 стр. 35]
Таким образом, налоговое право Республики Казахстан до 1995 года состояло из множества законов, регулирующих те или иные аспекты налогообложения. С 1 июля 1995 года вступил в действие «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года, утвердивший новую систему налогов и сборов в Республике Казахстан и заменивший прежнюю громоздкую и постоянно изменяющуюся систему налогообложения. Основными положительными отличиями новой системы были: сокращение количества налогов, в основном в виде их обобщения, в результате чего вместо 43 налогов действовало только 11; переход на двухзвенную систему – общегосударственные и местные налоги; введение нормативных законодательных актов; появление принципов международного налогообложения. [5 стр. 8]
В целях создания благоприятного инвестиционного климата с 1 января 1997 года в Закон вносятся дополнения, регулирующие вопросы налогообложения предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
Закон разграничивает обязательные платежи на общегосударственные налоги и местные налоги и сборы. К первым относятся: подоходной налог с юридических и физических лиц, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на операции с ценными бумагами, специальные платежи и налоги недропользователей. Ко второй группе относятся: земельный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства, сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц, сборы за право занятия отдельными видами деятельности, сборы с аукционных продаж.
В целом налоговая система Республики Казахстан проходила путь своего развития через следующие основные принципы:
- Обеспечение государства финансовыми ресурсами
- Создание условий для регулирования хозяйства страны в целом
- Сглаживание возникающего в процессе рыночных отношений неравенства уровня доходов населения
- Создание условий для развития малого, среднего бизнеса и индивидуального предпринимательства
- Максимальное упрощение налоговой системы
В целях реализации этих принципов было сделано все возможное: налоговая система упростилась, сократилось количество действующих налогов.
Глава 2. Роль налога на имущество в формировании местных бюджетов.
2.1. Роль налога на имущество в бюджете Республики Казахстан и дальнейшие перспективы его развития.
Рассмотрим состав государственного и местного бюджетов за последние годы, опираясь на статистические данные. Если рассматривать государственный бюджет Республики Казахстан за несколько лет в плане его формирования и роли в его составе налога на имущество, то можно отметить следующее:
В 1995 году общие доходы государственного бюджета составили 219395 млн. тенге, из них налоговые поступления составили 159836 млн. тенге, то есть 72.9 % от общего дохода. В составе налоговых поступлений доля налога на имущество составила 1872 млн. тенге или 1.2 %.
В 1996 году доходы государственного бюджета составили 242961 млн. тенге, из них налоговые поступления составили 178124 млн. тенге, — 73.3 % от общего дохода. В составе налоговых поступлений доля налога на имущество составила 5902 млн. тенге или 3.3 %.
В 1997 году общие доходы государственного бюджета составили 279719 млн. тенге, в том числе налоговые поступления — 204127 млн. тенге, то есть 73 % от общего дохода бюджета. Доля налога на имущество составила 13068 млн. тенге или 6.4 %.
В 2002 году общие доходы государственного бюджета составили 309547 млн. тенге, из них налоговые поступления составили 215620 млн. тенге, — 69.7 % от общего дохода. Доля налога на имущество в составе налоговых поступлений составила 14625 млн. тенге или 6.8 %. Поступления в местный бюджет в 2002 году составили 151489 млн. тенге, из них 97569 млн. тенге (64.4%) – налоговые поступления.
За первый квартал 2003 года доходы государственного бюджета составили 76328 млн. тенге, из них налоговые поступления — 50969 млн. тенге, — 66.8 % от общего дохода. Доля налога на имущество в составе налоговых поступлений составила 3445 млн. тенге или 6.8 %. Общие доходы местного бюджета за первый квартал 2003 года составили 26388 млн. тенге, из них 21448 млн. тенге (81.28%) – налоговые поступления. [10 стр. 342]
По состоянию на 01.10.2003 года общие поступления в государственный бюджет составили 261571 млн. тенге, из них доходы бюджета – 259808 млн. тенге, в том числе налоговые поступления 214584 млн. тенге или 82.6 % от общего дохода государственного бюджета. Доля налога на собственность в составе налоговых поступлений составила 18590 млн. тенге или 8.66 %. [11 стр. 41].
Поступления в местный бюджет составили 139969 млн. тенге, из них доходы местного бюджета – 123408 млн. тенге, из них налоговые поступления составили 114995 млн. тенге или 93.18 % от общего дохода местного бюджета.
Таким образом, можно сделать вывод что с 1995 по 2003 год доля налога на имущество (собственность) в составе налоговых поступлений государственного бюджета увеличивается. В 1995 году она составляла всего 1.2 % а в 2003 году – 8.66 %. Сумма поступлений налога на имущество увеличивается, а значит, увеличивается и налогооблагаемая база – имущественный и жилищный фонд юридических и физических лиц. Налог на имущество приобретает все большее значение как составляющая часть налоговых поступлений местного и государственного бюджета.
В этом плане хотелось бы сказать немного о дальнейших направлениях развития налога на имущество в рамках общего экономического состояния Республики Казахстан.
Реформирование бюджетно-налоговой системы в Казахстане проводится в крайне сложных условиях экономического спада, инфляции, кризиса государственных финансов и огромного бюджетного дефицита. Поэтому не случайно на первое место поставлена задача поиска путей замедления и последовательного сокращения дефицита бюджета, прежде всего за счет сокращения его расходных статей, в частности, снижения производственных инвестиций, не связанных с производством товаров народного потребления, сокращения расходов на оборону и управление, прекращения выплат необоснованных дотаций и субсидий государственным предприятиям, их активной приватизации и проведения разумной социальной политики. Одновременно необходимо провести реформу и системы налогообложения с тем, чтобы, с одной стороны, увеличить поступление в бюджет, и, с другой стороны, не создавать новые антистимулы для развития предпринимательской активности.
К сожалению, эволюция налоговой системы в Казахстане, как и во всем бывшем СССР, шла долгое время в направлении, обратном эволюции в остальном цивилизованном мире. Прямые налоговые связи предприятий с бюджетом, существовавшие в 20-х годах, были заменены неформальным, ненормированным распределением прибыли, многообразное и гибкое обложение оборота сменилось гипертрофированным акцизом, налоговые и иные изъятия сосредоточились во взаимоотношениях предприятий с бюджетом, что свидетельствует о слабом развитии личных доходов граждан. Мировая практика построения налоговой системы шла совершенно иным путем: во-первых, косвенные налоги эволюционировали к единому, равномерно распределяемому налогу на добавленную стоимость; во-вторых, сложилось единообразное обложение корпораций; в-третьих, все большую роль в налогообложении играют личные доходы граждан. При проведении налоговой реформы в Казахстане следует внимательно изучить мировой опыт в этой области и сообразовывать наши изменения в налоговой сфере с основными тенденциями мировой налоговой практики.
Налоги влияют как на эффективность, так и на распределение дохода. В последние годы воздействие на эффективность стало основным аспектом налоговой политики, в связи с чем экономисты и политики изучают эффект стимулирования поведения частных лиц и предприятий. В области налоговой политики это означает, в первую очередь, вопрос, каким образом население реагирует на различные уровни предельных ставок налогов.
Налоги являются одним из основных источников государственного бюджета, поэтому очень важно разработать четкую и более совершенную систему, которая бы позволяла обеспечивать бюджет необходимыми средствами и в то же время, давала бы возможность развиваться экономике Казахстана, малому, среднему бизнесу и предпринимательству.
В экономике Казахстана на этапе перехода к рынку многие предприятия ведущих отраслей длительное время бездействуют или работают с большими сбоями.
Они допускают большие убытки в осуществлении своей предпринимательско-коммерческой и финансовой деятельности, что затрудняет формирование доходов госбюджета и вызывает секвестирование ряда его расходов.
Достаточно сказать, что предприятия и организации страны за 2002 год допустили убытки почти на 92 млрд. тенге, в т.ч. по промышленности горно-добывающей — 16,5, обрабатывающей — 23,5, производству электроэнергии, газа и воды — 42,6, сельскому хозяйству — 23,6 млн. тенге. А прибыль получена лишь в отраслях строительства 928, транспорта и связи — 4656, торговли и общественного питания -188, образования -142, здравоохранения — 11, а также от социальных и персональных услуг — 69 млн. тенге. [12 стр. 92]
По Казахстану в целом прибыль, примерно, на 63,3 млн. тенге получили лишь 3088 предприятий, составляющих в их общей численности 40,5% .
При современной сложившейся экономической конъюнктуре обеспечить снижение налогового бремени невозможно. Существенное снижение налогов возможно только тогда, когда будет преодолен рост государственных расходов и они будут стабильно зафиксированы хотя бы на сегодняшнем достаточно высоком уровне при возрастающем объеме валового национального продукта.
Необходимо упорядочить и логически систематизировать все виды налогов с тем, чтобы совокупная сумма налоговых отчислений не превышала 35 % прибыли и не спускалась ниже 25 %.
Доля налогов в ВВП Казахстана составляет 16,6%, для сравнения: в России – 33.3%, в Украине – 29%.
Кризисная ситуация в экономике Казахстана, обусловливает необходимость пополнения госбюджета. Но при этом нельзя превышать объективный предел роста налогов, что в конечном счете ведет к сокращению налоговых поступлений из-за массовых нарушений налогового законодательства и к снижению заинтересованности в расходовании прибыли и активности в производственном секторе. Высокие ставки налогов влекут за собой снижение объемов производства, падение производительности труда, а также сокрытие доходов и прибыли. В этой связи особенно важно обеспечить устойчивость налоговых ставок на достаточно долгий период, чтобы предприятия могли осуществлять перспективное прогнозирование своей деятельности, производить инвестирование не только собственной хозяйственной деятельности, но и перспективных производственных программ и направлений.
Дальнейшие перспективы развития налога на имущество можно проанализировать в свете последних изменений и дополнений в налоговом законодательстве. Рассмотрим все последние изменения по налогу на имущество и проанализируем в каком направлении изменяется наше налоговое законодательство.
С 1 апреля 2003 г. освобождаются от уплаты земельного налога и налога на имущество государственные предприятия:
- основным видом деятельности которых является осуществление театрально-зрелищных и (или) концертных мероприятий, оказание услуг по хранению историко-культурных ценностей, в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов, в области спорта (п. 3/2-3 статьи 123 и п. 1/2-3 статьи 134);
- основные видом деятельности которых является выполнение работ (оказание услуг) в области науки и библиотечного обслуживания (п. 3/2-1 статьи 123 и п. 1/2-1 статьи 134);
- осуществляющее функции в области государственной аттестации научных кадров (п. 3/2-2 статьи 123 и п. 1/2-2 статьи 134).
При этом государственные предприятия не освобождаются от указанных налогов при передаче земли или имущества в пользование или аренду.
- Освобождаются от налога на имущество военнослужащие по имуществу, не используемому в предпринимательской деятельности (п. 2-1 статьи 134).
- С 1 января 2003 г. не облагаются земельным налогом и налогом на имущество организации, осуществляющие деятельность, связанную с оказанием медицинской помощи (за исключением косметологических услуг) и (или) образовательных услуг в сфере детского дошкольного, среднего, среднеспециального и высшего образования, имеющие соответствующие лицензии на право ведения данных видов деятельности, но при условии, что доходы от такой деятельности составляют не менее 50% в объеме совокупного годового дохода.
- С 1 января 2003 г. не облагаются земельным налогом и налогом на имущество исправительные учреждения.
- С 1 апреля 2003 г. плательщиками налога на имущество являются представительства иностранных юридических лиц, не занимающиеся предпринимательской деятельностью (статьи 131 и 132 Налогового кодекса). Указанные представительства теперь должны вести учет амортизируемых активов и начислять их износ в соответствии с требованиями казахстанских бухгалтерских стандартов с тем, чтобы правильно рассчитать налог на имущество, подлежащий уплате в бюджет (см. «Налогоплательщик» № 5, стр. 13).
- Внесено изменение, согласно которому для исчисления налога на имущество основными средствами являются материальные активы сроком службы более 1 года независимо от их стоимости. Напомним, что ранее облагаемыми налогом на имущество основными средствами были активы стоимостью свыше 40 месячных расчетных показателей (МРП) и сроком службы более 1 года. Таким образом, если до указанных изменений налогоплательщик имел возможность сразу списывать на расходы долгосрочные материальные активы стоимостью ниже 40 МРП, т. к. это не вело к нарушению налогового законодательства, то с 1 апреля 2003 г. для правильного исчисления налога на имущество такие активы должны отражаться как основные средства и на них должна начисляться бухгалтерская амортизация. Поскольку в налоговом учете материальные активы стоимостью ниже 40 МРП при передаче в эксплуатацию сразу относятся на вычет, то в бухгалтерском учете такие активы рекомендуется отражать на отдельных субсчетах.
- Таким образом, налогом на имущество облагаются амортизируемые в бухгалтерском учете активы сроком службы более 1 года (за исключением транспортных средств).
- Не относятся к амортизируемым активам, а значит не подлежат обложению налогом на имущество земельные участки, вода, недра и другие природные ресурсы (кроме прав пользования указанными ресурсами), товарно-материальные ценности, ценные бумаги.
- Налогоплательщики, заключившие контракт с Агенством РК по инвестициям, для получение стандартных льгот по налогу на имущество должны представить в налоговый орган по месту регистрации нотариально заверенную копию контракта с приложением бухгалтерского баланса и расшифровки по амортизируемым активам по состоянию на дату заключения контракта. При этом следует иметь в виду, что при расторжении контракта взыскивается не только неуплаченная сумма налога, но и сумма пени за каждый день неуплаты.
Таким образом, можно сказать, что изменяется и совершенствуется система исчисления налога на имущество, преимущественно в сторону увеличения налогооблагаемой базы и, следовательно, увеличения сумы налога.
В данное время идет разработка нового Налогового Кодекса Республики Казахстан, который должен полностью соответствовать стратегии, которую ведет в настоящее время наше развивающееся государство.
Заключение
Налог на имущество с юридических и физических лиц относится к реальным налогам. В современных условиях сохранились лишь отдельные элементы реального обложения в системе местных налогов.
С 1995 по 2003 год доля налога на имущество (собственность) в составе налоговых поступлений общего государственного бюджета увеличивается. В 1995 году она составляла всего 1.2 % а в 2003 году – 8.66 %. Сумма поступлений налога на имущество увеличивается, а значит, увеличивается и налогооблагаемая база – имущественный и жилищный фонд юридических и физических лиц. Налог на имущество приобретает все большее значение как составляющая часть налоговых поступлений местного и государственного бюджета.
Своевременное, четкое поступление налогов в бюджет является одним из важных факторов устойчивости экономики, поэтому осуществление мер по укреплению и совершенствованию налоговой службы является безотлагательным. В связи с этим, в первую очередь необходимо выработать четкую правовую и нормативную базу налоговой системы.
По функционированию порядка исчисления можно заметить, что вероятность расхождений фактических сумм начисленного налога с предварительными очень высока, очень затруднителен сам расчет фактического налога, о чем свидетельствуют практические примеры, основанные на данных предприятий филиала АО «Намыс» «Кенкурал» и ОАО «Восток-цемент».
На суммах налога на имущество могут отражаться различные методы амортизации, применяемые налогоплательщиком. Так как при исчислении налога на имущество берется остаточная стоимость, рассчитанная по бухгалтерскому учету, то производственный и прямолиненйный методы начисления амортизации оказываются самыми выгодными и экономичными для плательщиков налога на имущество. При ведении бухгалтерского учета разрешается применение одного из четырех существующих методов амортизации, а также применение разных методов для разных групп основных средств.
Анализ налогового администрирования и усиления контроля за поступлением средств на данный налог Налоговым Комитетом Бостандыкского показывает что, в районе находятся 64031 приватизированных квартир налогооблагаемая база составляет 33778,1т.т., из указанного количества квартир 15526 владельцев имеют льготы на сумму 7380,1т.т. Таким образом, налогооблагаемая база составляет 26398,0 т.т.
Прогноз по поступлению налога на имущество с юридических лиц в 2003 году перевыполнен так как, при прогнозе 125993 т.т. фактически поступило 209293 т. т., что составляет 166,1 %. Темп роста за соответствующий период к факту прошлого года составляет 102.5 %. Количество налогоплательщиков на 01.01.99г. составило 2537; общая стоимость ОС на 01.01.99г. — 13884367,7 т.т.; среднегодовая стоимость поступивших ОС составляет 5274930,0 т.т.; среднегодовая стоимость выбывших ОС составляет 1445434,7 т.т. Соответственно, остаточная стоимость ОС на 01.01.г. составит 17713863.4 т.т. Одной из причин увеличения поступления налога на имущество с юридических лиц, является увеличение в 2003 году налогооблагаемой базы на сумму нематериальных активов, числящихся на балансе предприятий.
По налогу на имущество с физических лиц прогноз не выполнен — при прогнозе 38644 т. т., фактически поступило 33629т.т., что составляет 87,02 %
Основной причиной невыполнения прогноза и снижения поступлений к соответствующему периоду прошлого года является задержка предоставления оценочных ведомостей с БТИ, так по 1713 квартирам налоговым комитетом получена оценка только 13.12.99 г, в связи с чем соответственно были задержаны сроки предъявления извещений на сумму около 2 млн.тг.
В целях исполнения контроля за правильностью исчисления и своевременностью перечисления налога на имущество Налоговым Комитетом осуществляются документальные проверки. Документальная проверка должна производиться в целях установления достоверности отчетных данных, обеспечения правильности исчисления, полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, выявления и устранения разного рода ошибок. Основные особенности проведения проверки подробно описаны в работе, образцы документов приведены в приложениях.
Можно сказать, что поставленные в работе цели достигнуты, подробно освещены все существующие аспекты налога на имущество.
Список использованной литературы.
- Черник Д.Г.«Налоги» Москва Финансы и статистика год.
- Мельников В.Д., Ильясов К.К. «Финансы» – Алматы: изд. 2-е, переработанное и дополненное – Каржы-Каражат, 1997 год.
- Финансово-кредитный словарь, 2 издание, в 3 томах, II том / гл. редактор Гарбузов В.Ф. / Москва «Финансы и статистика» 1994 год.
- Карагусова Г. «Налоги: сущность и практика использования» Алматы, «Каржы-Каражат», 1994 г.
- Бахытжанова З.С. «Налогообложение иностранных юридических и физических лиц» Алматы, 1997 г.
- Худяков А.И. «Налоговая система Казахстана. Подоходный налог» Алматы, 1997 г.
- Худяков А.И. «Налоговое право Республики Казахстан» Алматы, «Каржы-Каражат» 2002 г.
- Порохов Е.В.«Права и обязанности налогоплательщика», Алматы, 2003 г.
- Сержантов К.А. «Налоги и налоговое планирование во внешнеэкономической деятельности» Алматы, 2003 г.
- Уваров В.Н., Худяков А.И., Подопригора Р.А. «Учебник. Административное право Республики Казахстан» Алматы, «Жеты Жаргы», 2002 г.