план
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ
- Сущность и значение валютной системы
- Квалификация валютной системы
ГЛАВА 2. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА КАЗАХСТАНА
2.1 Становление валютной системы Республики Казахстан
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Вся история денежных доктрин показывает, что и их появление и борьба определялись, как правило, конкретными практическими задачами, ответа на которые требовало развитие хозяйственных отношений. Своей практической ориентированностью, теснейшей связью с наиболее насущными текущими потребностями хозяйства денежная теория выделяется среди других политэкономических дисциплин. Как подчеркивал английский экономист Дж. Хикс, «денежная теория менее абстрактна, чем большинство других экономических теорий; она не может избежать связи с реальностью, которая часто утрачивается в других теориях» . Эту особенность денежной теории отмечают и другие авторы. Показательно, что большинство наиболее заметных теоретических работ по проблемам денег появлялось как раз в переломные моменты развития денежно-кредитной системы, перестройки платежного механизма, резких изменений покупательной силы денег, кредитно-банковских кризисов и т. п. «Денежные теории,—замечает Хикс,—выросли из монетарных потрясений». Современные проблемы экономической стабилизации, стоящие перед нашей Республикой, выдвигают на первый план стабилизацию национальной валюты. Этому вопросу и посвящена настоящая работа.
Кризис плановой хозяйственной системы в нашей стране, проявляющийся в спаде производства, несбалансированности, диспропорциональности экономики, низком уровне производительности труда и качества продукции, привел к необходимости перехода к новым экономическим отношениям – рыночной экономике.
Переход на новые производственные отношения, структурная перестройка экономики привели к глубокому экономическому кризису – падению производства, росту цен и развертыванию инфляции.
Исторически инфляция в экономике Казахстана возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако, она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья. С этого момента инфляционный процесс стал быстро нарастать, что привело к обострению экономических и социальных противоречий.
Поэтому среди проблем, требующих немедленного решения в период перехода к рынку, одно из важнейших мест занимает задача сокращения темпов инфляции и стабилизации денежного обращения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Сущность и значение валютной системы
По определению А.П.Румянцева и Н.С.Румянцевой, «валютная система (ВС) – это форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленных национальным законодательством и международными соглашениями».
Существуют три разновидности валютной системы: национальная, европейская и мировая валютные системы.
Национальная валютная система Казахстана находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. Однако ее контуры и основные тенденции выявились достаточно определенно. Национальная валютная система Казахстана формируется с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна взяла курс на интеграцию в мировое хозяйство и вступила в МВФ.
Основой валютной системы Казахстана является тенге, введенный в обращение в 1996 году и заменивший рубль. Тем самым было завершено обособление национальной денежной и валютной системы Казахстана от денежной и валютной системы республик бывшего СССР.
Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение – это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового рынка.
Денежная система – устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. Она сформировалась в XVI – XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического производства, а также централизованного государства и национального рынка. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического производства денежная система претерпевала существенные изменения.
В зависимости от вида обращаемых денег (деньги как товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, или деньги как знак стоимости) можно выделить два основных типа систем денежного обращения:
1) системы обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и (или) серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл;
2) системы бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные (казначейские векселя) либо кредитные деньги1.
Исторически сформировались такие разновидности систем обращения металлических денег как биметаллизм и монометаллизм. Биметаллизм, базирующийся на использовании в качестве денег двух металлов – золота и серебра, существовал в ряде стран Западной Европы в XVI-XIX вв. Но в конце XIX в. обесценение серебра, вызванное изменением условий его производства, привело к резкому изменению соотношения стоимости серебра и золота, в результате чего золотые монеты были вытеснены из обращения. В итоге избыток серебряных монет вызвал прекращение их чеканки. В результате биметаллизм уступил место монометаллизму, когда в качестве денежного материала стал использоваться лишь один металл – золото, а бумажные и кредитные деньги свободно обменивались на этот металл. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. положил конец эпохе монометаллизма.
С 30-х гг. XX в. в западных странах постепенно формируется система неразменных кредитных денег. К ее отличительным чертам следует отнести: господствующее положение кредитных денег; демонетизацию золота, т.е. уход его из обращения; отказ от обмена банкнот на золото и отмена их золотого содержания; усиление эмиссии денег в целях кредитования частного предпринимательства и государства; государственное регулирование денежного обращения.
Современные денежные системы, несмотря на свои особенности, имеют много общих черт. Они включают следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, являющихся законным платежным средством, систему эмиссии денег и государственный аппарат регулирования денежного обращения.
Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Она, как правило, делится на мелкие пропорциональные части. В большинстве стран действует десятичная система деления (1 доллар США равен 100 центам, 1 английский фунт стерлингов равен 10 пенсам).
Масштаб цен – как выбор денежной единицы страны и как средство выражения стоимости товара через весовое содержание денежного металла в этой выбранной единице. Это определение масштаба цен утратило свое экономическое значения, поскольку кредитные деньги не имеют собственной стоимости и не могут быть выразителем стоимости других товаров.
Виды денег, являющихся законными платежными средствами, — прежде всего это кредитные деньги и в первую очередь банкноты, разменная монета, а также бумажные деньги.
Эмиссионная система – законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков.
Выпуск как бумажных, так и кредитных денег оказался в современных условиях монополизирован государством. Центральный банк, находящийся в собственности государства, иногда пытается компенсировать нехватку денежных накоплений путем увеличения денежной массы, эмиссии избыточных знаков стоимости. Однако нарушение основополагающего принципа денежной системы – соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота ведет к инфляционному процессу. В связи с эти одной из характерных черт современных денежных систем является усиление государственного регулирования денежного обращения.
Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег , денежного обращения. Денежное обращение — это движение денег , опосредствляющее оборот товаров и услуг . Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового рынка.
В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно государством. К важнейшим компонентам денежной системы относятся:
1) национальная денежная единица, в которой выражаются цены товаров и услуг;
2) система кредитных и бумажных денег, различных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте;
3) система эмиссии денег, т. е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;
4) государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.
В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить два основных типа систем денежного обращения:
1) системы обращения металлических денег , когда в обращении находятся полноценные золотые и (или) серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл (в монетах или слитках);
2) системы обращения кредитных или бумажных денег, которые не могут быть обменяны на золото, а само золото вытеснено из обращения.
Выпуск как бумажных так и кредитных денег оказался в современных условиях монополизирован государством. Центральный банк, находящийся в собственности государства, иногда пытается компенсировать нехватку денежных накоплений путем увеличения денежной массы, эмиссии избыточных знаков стоимости1. Денежная масса — это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами (см. рисунок).
Рис 1. Структура денежной массы
Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства — бумажные деньги и мелкую разменочную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т. п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т. е. безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.
Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п. Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название “квази-деньги”. Квази-деньги представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения.
Экономисты называют квази-деньги ликвидными активами. Под ликвидностью какого-либо имущества или активов понимается их легко реализуемость, возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Следовательно, самым ликвидным видом активов являются деньги. К высоко ликвидным видам имущества относятся золото, другие драгоценные металлы, драгоценные камни, нефть, произведения искусства. Меньшей ликвидностью обладают здания, оборудование.
В структуре денежной массы выделяют такие совокупные компоненты, или, как их еще называют, денежные агрегаты, как М1, М2, М3, L, группирующие различные платежные и расчетные средства по степени их ликвидности, причем каждый их последующий агрегат включает в себя предыдущий.
М1 — это деньги в узком смысле слова, которые еще называют “деньгами для сделок”, и они включают в себя наличные деньги (бумажные деньги и монеты), обращающиеся вне банков, а также деньги на текущих счетах (счетах “до востребования”) в банках. Нужно заметить, что депозиты на текущих счетах выполняют все функции денег и могут быть спокойно превращены в наличные.
М2 — это деньги в более широком смысле слова, которые включают в себя все компоненты М1 + деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих банков, депозиты со специализированных финансовых институтов. Владельцы срочных вкладов получают более высокий процент по сравнению с владельцами текущих вкладов, но они не могут изъять эти вклады ранее определенного условием вклада срока. Поэтому денежные средства на срочных и сберегательных счетах нельзя непосредственно использовать как покупательное и платежное средство, хотя потенциально они могут быть использованы для расчетов. Замечу, что различие между М1 и М2 заключаются в том, что в состав М2 включены квази-деньги, которые, по крайней мере, затруднительно использовать для сделок, нелегко перевести в наличные.
Следующий агрегат М3 включает в себя М2 + крупные срочные вклады и суммы контрактов по перепродаже ценных бумаг.
Агрегат L состоит из М3 и коммерческих бумаг с определенными видами краткосрочных ценных бумаг.
Следует отметить, что в нашей стране до последнего времени денежные агрегаты не рассчитывались и не использовались. Теоретически это обосновывалось постулатами марксистской экономической науки, в соответствии с которыми считается недопустимым объединение квази-денег и наличных денег, ибо смешиваются совершенно разные категории — деньги, ценные бумаги, кредит.
Однако ясно, что между денежным рынком (движение краткосрочных ссуд), рынком инвестиций (обращение среднесрочного и долгосрочного ссудного капитала) и рынком ценных бумаг существует тесная взаимосвязь. Потенциально остатки на срочных счетах и ценные бумаги могут быть использованы для расчетов. Кроме того, владельцы срочных счетов имеют возможность переоформить их в счета до востребования. Доходы от ценных бумаг могут храниться на текущих счетах, так же, как денежные средства, вырученные от их продажи.
Безусловно, денежные агрегаты на практике играют позитивную роль как ориентиры денежной политики государства. С учетом стирания граней между наличным и безналичным оборотом в нашей стране следовало бы перейти к их активному использованию.
В настоящее время в Казахстане денежный агрегат М2 рассчитывается как сумма следующих показателей:
М2 = масса денег в обращении + сумма депозитов. В свою очередь, сумма депозитов равна средствам на счетах предприятий и вкладам населения в коммерческих банках плюс вклады населения в сбербанках (срочных и до востребования).[1]
Оценивая стоимость денег, невольно возникает вопрос: “Что придает 20-долларовой банкноте или 100-долларовому чековому счету именно эту стоимость?” Более или менее полный ответ на этот вопрос включает три момента.
- Приемлемость. Наличные и чековые вклады являются деньгами по той простой причине, что люди принимают их в качестве денег. В силу давно установившейся практики бизнеса наличность и чековые вклады выполняют основную функцию денег; они принимаются в качестве средства обращения. Допустим, вы меняете в магазине одежды купюру в 20 долларов на рубашку или блузку. Почему торговец принимает взамен этот кусок бумаги? Ответ прост: торговец принял бумажные деньги, потому что он уверен, что другие тоже будут готовы их принять в обмен на товары или услуги. Каждый из нас принимает деньги в обмен на что-то, поскольку уверен, что они в любой момент могут быть обменяны на реальные блага или услуги.
- Законное платежное средство. Наша уверенность в приемлемости бумажных денег отчасти основана на законе: государство объявило наличные деньги законным платежным средством. Это значит, что бумажные деньги должны приниматься при уплате долга, в противном случае кредитор теряет право на процент и на преследование должника в законном порядке за неуплату. Словом, приемлемость бумажных денег находит опору в том, что государство говорит: эти рубли или доллары — деньги. В нашей экономике бумажные деньги, по существу, являются декретивными деньгами (т. е. объявленные государством).
- Относительная редкость. На более фундаментальном уровне стоимость денег является, по существу, феноменом спроса и предложения. То есть стоимость денег определяется их редкостью по отношению к их полезности. Полезность денег состоит, разумеется, в их уникальной способности обмениваться на товары и услуги, как сегодня, так и в будущем. Спрос на деньги в экономике зависит, таким образом, от общего долларового объема сделок плюс количества денег, которое индивидуумы и предприятия хотят иметь в распоряжении для возможных сделок в будущем. При данном более или менее постоянном спросе на деньги, стоимость, или “покупательная стоимость”, денежной единицы будет определяться предложением денег.
Итак, приемлемость, относительная редкость и законность и дают, на мой взгляд, денежной банкноте определенную стоимость. Но всегда можно будет выделить еще несколько факторов, которые напрямую или косвенно влияют на стоимость денег. Аналогично и с функциями денег, которые мы рассмотрели выше: разные учёные выделяют различные функции денег.
1.2 Квалификация валютной системы
Валютная система является набором правил и законов, регулирующих деятельность центральных эмиссионных банков на валютных рынках. Цель этих правил состоит в облегчении процессов торговли таким образом, чтобы все участники получали максимально возможную пользу, обеспечивающую эффективность и процветание экономических систем, которые представляет торговля. Валютная система обеспечивает фундамент планирования торговых отношений, способствует искоренению валютных ограничений и протекционистских мер со стороны отдельных стран и их правительства.
В 70-х 80-х годах для валютной системы были характерны несбалансированность расчетов, усиление инфляции, обострение противоречий валютно-кредитных отношений.
Валютные курсы, выражающие цену денежной единицы одной страны в денежных единицах других стран, действуют в двух формах – фиксированной (с паритетами) и «плавающей». При этом фиксированные курсы подразделяются на реально фиксированные (характерны для золото монетарного стандарта) и на договорно-фиксированные (европейская валютная система). «Плавающие» валютные курсы устанавливаются под влиянием спроса и предложения и корректируются финансовыми органами.
Золотой стандарт введен в 1821 году, когда Британская империя сделала фунт стерлингов конвертируемым в золото. Вскоре и США сделали то же самое и с американским долларом. Наибольшей силы золотой стандарт достиг в период с 1880 по 1914 год и исчез в 1971 году, когда Государственное Казначейство США отменило практику купли-продажи золота по фиксированной цене.
Введение золотого стандарта требует от каждой страны-участницы конвертировать свою валюту в золото (равно как осуществлять и обратную процедуру) по фиксированному курсу. Например, стоимость доллара может быть установлена равной 1/20 унции золота, а стоимость фунта стерлингов – как ј унции золота. Обменный валютный курс, определенный с помощью пересчета золотого содержания представляет золотой паритет для каждой валюты. В этом пример паритет обменного курса между долларом и фунтом стерлингов устанавливается на уровень 5 долларов за один фунт стерлингов, что эквивалентно, 0,2 фунта стерлингов за один доллар. В 19 веке золото обращалось на внутренних рынках в виде монет и служило формой резервов коммерческих банков, обеспечивающих вклады до востребования.
Золотой стандарт, господствовавший в 19-начале 20 века имел ряд преимуществ в обеспечении стабильности, как во внутренней, так и во внешней экономической политики. Транснациональные потоки золота стабилизировали обменные валютные курсы и создавали благоприятные условия для роста и развития международной торговли. В это же самое время стабильный обменный валютный курс, слабо подверженный вероятным колебаниям, вызванными к жизни обширным комплексом причин, обеспечивает стабильности уровня цен во внутренней экономической системе. Какая-либо страна, ввергнутая в инфляционные процессы, вскоре испытывала отток золота, что вело к сокращению обращающейся внутри страны денежной массы, игравшее в этот период позитивную роль в рассматриваемой экономической системе. Если в экономике какой-либо страны имеют место дефляционные процессы, то приток золота и последующее расширение денежной массы стабилизируют уровень цен.
Однако золотой стандарт имел и некоторые недостатки. Золотой стандарт установил зависимость денежной массы, обращающейся в мировой экономике, от добычи и производства золота. Открытие новых месторождений золота и увеличение его добычи приводило в этих условиях к транснациональной инфляции. Наоборот, если производство золота отставало от роста реального объема производства, наблюдалось всеобщее снижение уровня цен.
Более неблагоприятным явилось то обстоятельство, что в условиях господства золотого стандарта оказывается невозможным проведение независимой денежно-кредитной политики, направленной на решение внутренних проблем. В военное время, например, существование золотого стандарта, препятствовало широко распространенным методам финансирования военных действий, что включало выпуск бумажных денег и равнозначную практику монетизации государственного долга посредством продаж новых выпусков ценных бумаг центральному эмиссионному банку страны. Любая страна, которая пыталась финансировать военные расходы путем эмиссии денег, поддерживая пи этом их конвертируемость в золото, моментально становилась свидетелем того, как ее золотые запасы исчезали за рубежом. По этой причине США отказались от практики золотого стандарта во время Гражданской войны, а европейские державы отказались от него во время Первой Мировой войны. Другие страны также отходили от практики золотого стандарта.
После Первой Мировой войны попытки восстановить золотой стандарт не увенчались долговременным и продолжительным успехом. После того, как международная валютная система перенесла во время великой депрессии и Второй Мировой войны ряд жестких испытаний, настало время использовать другие основы, обеспечивающие ее функционирование.
В 1944 году, незадолго до окончания Второй Мировой войны, основные участники процесса международной торговли встретились на конференции в местечке Бреттно-Вудсс, штат Нью-Гэмпшир, США, чтобы прийти к соглашению о будущей международной валютной системе. На этой конференции был основан Международный Валютный Фонд (МВФ) для внедрения и руководства валютной системой. Офис МВФ располагается в городе Вашингтон, федеральный округ Колумбия, США.
ГЛАВА 2. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА КАЗАХСТАНА
2.1 Становление валютной системы Республики Казахстан
10 декабря 1991 г. открывается VII сессия Верховного Совета. 16 декабря на ней Верховный Совет принимает конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан». В нем провозглашается: «Статья 1. Республика Казахстан — независимое, демократическое и правовое государство. Оно обладает всей полнотой власти на своей территории .и проводит внутреннюю и внешнюю политику. Статья 2. Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми, государствами на принципах международного права статья 8. Республика Казахстан открыта для признания ее государственной независимости другими государствами. Статья 4. На всей территории Республики Казахстан действует Конституция и законы РК, а также признанные ею нормы международного права»
Однако до конца 1996 г. Казахстан находился в рублевой зоне. Развитие денежной системы Казахстана можно выделить в три этапа:
Первый этап: 1992 -конец 1996 гг. Начавшаяся либерализация цен и не насыщенность внутреннего рынка товарами народного потребления привели к шоковому взлету цен: до 3061% в 1992 г. и 2265% в 1996 г. Вслед за неудержимым ростом цен последовала и некое филируемая денежная эмиссия, осуществлявшаяся сразу двенадцатью центральными банками рублевой
В 1992 г. объем денежной эмиссии в форме наличных денег и прямых кредитов под отрицательный реальный процент увеличился в 17 раз. Денежное предложение концентрировалось в сфере валютных спекуляций и не попадало в производственную сферу. Выбывание капитала из этой сферы привело к сокращению платежного оборота и обесцениванию оборотных средств предприятий. Плохой менеджмент и неумение управлять активами в условиях высокой инфляции способствовали дальнейшему обострению кризиса неплатежей.
В условиях высокой инфляции отсутствовала заинтересованность предприятий и правительства в сокращении кредиторской задолженности. После «скачка» неплатежей наблюдалось ускорение роста цен, обесценивавшее накопленные долги.
Второй этап[2] начался с момента введения национальной валюты -конец 1996 г. — 1998 г. и характеризуется осуществлением в стране жесткой денежно-кредитной политики, направленной на подавление инфляции путем сокращения денежного предложения. Результатом такой монетарной политики стали: ухудшение финансового состояния предприятий, снижение рентабельности, увеличение числа неплатежеспособных предприятий, сокращение масштабов производства.
В 1997 г. Минфин совместно с HDK приступил к выпуску ГКО, доходность которых была огромной: в 1997 г. она составила 190,3% (ГКО-3);
в 1998 г. по ГКО-3 доходность равнялась 76,3%, по ГКО-6 — 48,9%. Реальная доходность операций на рынке ГКО была намного выше рентабельности выпуска продукции в производственной сфере. К тому же сфере производства были присущи высокие риски, связанные с неопределенностью отношений собственности, сокращением спроса и дальнейшим усугублением неплатежей. Следствием этого явились мощный пере ток капитала из реального сектора экономики в финансовый, дальнейшая демонетизация реального сектора и платежный кризис. На конец 1997 г. кредиторская задолженность составила 148,7 млрд. тенге (в том числе просроченная — 51,99 млрд. тенге, или 35%), а на конец 1998 г. — 634,9 млрд. тенге (в том числе просроченная — 368,2 млрд. тенге, или 58%).2
УКАЗОМ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1996 г. N 1399 «О введении национальной валюты Республики Казахстан » было положено начало денежной реформы.
Согласно этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 29 октября 1996 г. постановляю:
- Ввести в обращение на территории Республики Казахстан с 08.00 часов (время местное) 15 ноября 1996 г. национальную валюту Республики Казахстан — тенге.
- Тенге обязательны к приему на территории Республики Казахстан во все виды платежей всеми физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, а также банками для зачисления во вклады и на счета без всяких ограничений.»
Следующим законодательным актом явился ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН « О денежной системе Республики Казахстан» от 15 декабря 1996г.
Настоящий Закон устанавливает правовые основы и формы организации денежного обращения, включающей в себя официальную денежную единицу, порядок чеканки монет и эмиссии денежных знаков, организацию и регулирование денежного обращения.
Развитие денежной системы РК происходило на фоне тяжелейшего экономического кризиса, отличительными чертами которого в первую очередь являются инфляция и т. н. «кризис неплатежей».
Специфическая острота кризиса состоит в том, что, во-первых, он оказывает сдерживающее воздействие на покупательное развитие национальной экономики; во-вторых, тесно переплетается с бюджетным кризисом, поражая финансовую систему страны; в-третьих, вызывая социальную напряженность в обществе, представляет собой фактор социально-политической дестабилизации. Поэтому на всех уровнях управления необходимо пристальное внимание к изучению и поиску путей решения проблемы неплатежей в республике.
Кризис неплатежей, начавшийся в 1999 г., проходит в условиях макроэкономической стабилизации, прекращения спада производства и роста ВВП. Этот кризис связан с острым дефицитом оборотных средств, со все возрастающим разрывом между сокращающимися доходами предприятий и увеличившимися расходами на производство, снижением ликвидности, удорожанием оборотного капитала и стремлением предприятий перенести на покупателей растущие издержки пользования вынужденным коммерческим кредитом.
Если в начале 90-х гг. преобладающей была задолженность предприятий друг другу, то в настоящий момент просроченные платежи все больше связаны с задолженностью предприятий бюджету. В конце 2000 г. и в 2001 г. в связи с увеличением дисбаланса между доходами и расходами предприятий, а также ограничением использования банковского кредита из-за высоких процентных ставок неплатежи по налогам превращаются не в источник средств, направляемых на покрытие текущих расходов, а в своеобразный инвестиционный и социальный кредит, функционирующий в условиях неразвитого рынка капиталов, избыточной социальной инфраструктуры, налоговой перегрузки экономики- С 01.01.97 г. по 01.01.99 г. задолженность по платежам в бюджет выросла с 87,4 млрд. тенге до 165,7 млрд. тенге, или на 89,7%, в то время как задолженность по поставкам за товары и услуги за этот же период — на 53,9%. Быстрый рост задолженности предприятий по платежам в бюджет обусловлен не только обострением кризиса ликвидности, но и несбалансированностью отношений между предприятиями и государством в виде чрезмерной налоговой нагрузки на производителей.
В декабре 1997 г. Верховным Советом РК был принят закон «Об иностранных инвестициях», которым гарантировалась свобода денежных переводов, связан4ных с иностранными инвестициями, при условии уплаты налогов и осуществления других обязательных платежей. Иностранным инвесторам было предоставлено право использования иностранной валюты не только для выплаты заработной платы работникам, но и для расчетов с контрагентами и реинвестирования валюту в РК.
В январе 1998 г. Указом Президента РК «О мерах по укреплению и развитию валютного рынка РК на 1998 г.» была запрещена розничная торговля за иностранную валюту и отменено действие ранее выданных лицензий. Однако исключения все же оставались: торговля (выполнение работ, оказание услуг), включая продажу билетов иностранным гражданам в транзитных зонах аэропортов и морских портов, а также на железнодорожном и воздушном транспорте, участвующем в международных перевозках пассажиров.
В 1998 г. в Казахстане был изменен порядок предоставления экспортерам отсрочки по внесению таможенных платежей. Отсрочка по уплате таможенных пошлин на срок до 3-х месяцев с даты отгрузки под гарантии уполномоченных банков была обусловлена налоговым кредитом с взиманием процентов по официальной ставке рефинансирования Нацбанка РК. В результате был поставлен заслон скрытому субсидированию предприятий-экспортеров за счет государства.
В условиях кризиса неплатежей и финансовой слабости большинства предприятий остро встал вопрос о платежной дисциплине. Некоторые предприятия незаконно уклонялись от уплаты налогов государству в ущерб платежам по заработной плате, бюджету и поставщикам. В этих условиях государство обязало все государственные предприятия и акционерные общества, контрольный пакет акций которых находился в руках государства, перевести расчетный, валютный и другие свои счета на комплексное обслуживание в один банк по собственному выбору.
Заметное влияние на развитие валютного рынка оказал запрет с 20 июля 1998 года бартерных операций со всеми видами продукции всем экономическим субъектам; за исключением товаропроизводителей из стран СНГ. Это привело к росту эффективности внешнеторговых операций и увеличило предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке республики.
Достигнутый уровень развития внутреннего валютного рынка и относительная стабильность обменного курса тенге позволили Нацбанку Казахстана предпринять дальнейшие шаги по либерализации валютных операций. Так, с 16 ноября 1998 года Нацбанком Казахстана были сняты существовавшие ранее ограничения, связанные с предоплатой контрактов по импорту товаров и услуг в размере, превышающем 30 % от суммы контракта, а также с режимом ведения счетов нерезидентов в тенге уполномоченными банками республики в части свободы конвертации и покупки иностранной валюты на внутреннем рынке Республики Казахстан.
Казахстанским импортерам нет больше нужды обращаться в Нацбанк республики за получением разрешения на проведение вышеупомянутых предоплата. В то же время новая ситуация предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню самих импортеров в плане их способности к выбору надежных иностранных партнеров и оптимальных методов платежей, а также к обеспечению правовой защищенности своих интересов в случае нарушения иностранными партнерами своих обязательств. С другой стороны нужно отметить, что ранее существовавшее разрешение на предоплату в размере свыше 30 % от суммы контракта , сыграло свою положительную роль: повысилось качество заключаемых контрактов в смысле более четкого определения прав и обязанностей экспортеров и импортеров, особенно в части условий поставки продукции. По количеству обращений в Нацбанк Казахстана можно сделать вывод о том, что казахстанские импортеры стали лучше знать нормативные документы, а уполномоченные банки — лучше выполнять свои функции органов валютного регулирования, призванных следить за соблюдением правил валютных операций.
Суть ограничений; связанных с режимом ведения счетов нерезидентов в тенге уполномоченными банками республики сводилась к тому, что средства в тенге на текущих счетах иностранных юридических и физических лиц не могли быть переведены в свободно-конвертируемую валюту. Теперь такие ограничения сняты. Это означает, что иностранные юридические и физические лица получили право без ограничений конвертировать полученные в республике тенге в свободно-конвертируемую валюту.
Упразднив вышеназванные ограничения, Казахстан сделал еще один шаг вперед в направлении либерализации своего валютного рынка и установления правил проведения валютных операций, принятых в развитых государствах. Наряду с этим, тенге — национальная валюта Республики Казахстан — в полной мере стала удовлетворять условиям статьи 8 Соглашения с МВФ . Все это отвечает общему духу реформ, проводимых в стране, и будет способствовать дальнейшему развитию валютного рынка Казахстана, сделает еще более привлекательной национальную валюту для иностранных компаний и банков.
Негативная динамика характерна и для показателя, отражающего удельный вес просроченной кредиторской задолженности в ее общей сумме. Так, если на 1 января 1998 г. ее доля составила 35,0%, то на 1 января 2001 г. она увеличилась до 52,0%, в том числе:
- в промышленности — с 27,6% до5%;
- в сельском хозяйстве — с 44,0% до 86,9%;
- строительстве — с 45,9% до 78,2%;
- на транспорте наблюдается незначительное уменьшение — с 71,6% до 71,1%.
В 2000-2001 гг. не равновесие доходов и расходов достигло такого уровня, что механизм платежей перестал справляться с его балансированием. Это нашло свое выражение в начавшемся снижении в промышленности нормы доходности (рентабельности): с 15,7% в 1999 г. до 11,3% в 2001 г.
В 1998-2001 гг. цены выросли примерно в 30 раз, а количество наличных и безналичных денег в обращении (М2) увеличилось в 3 раза. Рост денежной массы отставал от роста ВВП. В 1998 г. отношение М2 к ВВП составляло 13%, а в 2001 г. -9,5%, в. 2000 г. — 9,6%. В странах со средним уровнем доходов, к числу которых относится Казахстан, этот показатель составляет в среднем 40%, а в странах с высоким уровнем дохода — свыше 60%.
Критерием не равновесия и недостаточного предложения денег служит и падение ликвидности предприятий. Вытеснение денежных средств из активов предприятий (их доля в оборотных активах предприятий В 2001 г. составила 2,5%, а на 01.10.99 г. — 3.8%) привело к сокращению их платежеспособности.
Увеличение неплатежей расширяет потенциальный спрос на денежные ресурсы, необходимые для восстановления ликвидности предприятий. Проблема дополнительного денежного спроса обостряется в связи с необходимостью погашения задолженности по оплате труда и недоимкам в бюджет. Размер этой задолженности превысил объем денежных ресурсов промышленных предприятий в 1999 г. соответственно в 1,2 и 5 раз.
В результате денежного дефицита в сфере обращения значительных размеров достигли различные «заменители* денег (векселя, налоговые освобождения, товарные кредиты и т. д.) и бартерные операции между предприятиями. При помощи бартера осуществляется взаимный зачет части дебиторской и кредиторской задолженности, поэтому рост неплатежей расширяет сферу бартера, натурального обмена (оплаты приобретаемых товаров встречными поставками продукции).
За годы реформ произошло стремительное разрушение производственного потенциала в большинстве отраслей экономики, прекращение во многих случаях не только их расширенного воспроизводства, но и простого. Общий объем инвестиций в основной капитал за 1991-1999 гг. сократился в 10 раз, результатом этого стало резкое падение объемов производства в отдельных отраслях экономики. Следствием кризиса неплатежей стало расстройство финансовой системы.
Произошло резкое сокращение денежной массы в экономике и увеличение не денежных форм расчетов:
бартерного обмена, различных денежных суррогатов, необеспеченных векселей, всякого рода талонов и натуральных выплат заработной платы и т. п. Натурализация хозяйства под влиянием жесткой финансово-бюджетной политики сама по себе становится фактором финансового кризиса, так как сокращает объем финансовых ресурсов. Кроме того, в цепочках взаимозачетов исчезают доходы, сокращаются налоговые поступления.
Заключение
Как известно, программа действий до 2005 года была впервые озвучена Премьером Токаевым в парламенте 12 ноября 2002 года. В ней правительство обязалось обеспечить ежегодный рост ВВП в реальном выражении на 3-4%, снизить уровень инфляции в годовом исчислении до 4% в 2005 году, последовательно снижать дефицит республиканского бюджета с 3% от ВВП в 2003 году до 1,2% в 2005 году, что и следовало наблюдать. В программе дополнительно учтен меморандум об экономической политике правительства и Национального банка на период до 31 декабря 2005 года, а также все поручения, высказанные главой государства 10 ноября текущего года на церемонии принесения присяги вновь назначенными членами правительства. На заседании были отмечены ключевые отличительные моменты настоящего проекта программы от предыдущего. В денежно-кредитной сфере предполагаются: поддержка политики эффективного обменного курса тенге;
регулирование официальных ставок и ставок рефинансирования банков второго уровня; создание условий для дальнейшего роста кредитования банками реального сектора экономики, укрепления доверия к банкам со стороны населения; увеличение сбережений населения через внедрение механизма коллективного страхования депозитов. В области бюджетной политики — увеличение периода бюджетного планирования до 5 лет с внедрением бюджетного программирования. Планируются также бюджетная децентрализация и постепенный переход к среднесрочным стабильным фискальным нормативам во взаимоотношениях между центром и регионами; проведение мер по обеспечению управления процессом заимствований местными исполнительными органами с использованием инструментов имитирования. В области налоговой политики -придание налогу с юридических лиц более стимулирующего характера по отношению к бизнесу; усиление справедливости и равенства при взимании подоходного налога с физических лиц; увеличение поступлений от подакцизной продукции; разработка строгой амортизационной политики. В области инвестиционной политики — приоритетное инвестирование в разработку новых и передовых технологий; обеспечение функционирования рынка ценных бумаг как эффективного механизма мобилизации и перераспределения внутренних сбережений и средств потенциальных иностранных инвесторов. В области внешнеторговой политики осуществление развития финансовой, транспортной и информационной инфраструктур внешней торговли; формирование механизмов кредитования и страхования экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью; разработка процедур по предотвращению поступления на рынок Казахстана импорта, наносящего ущерб казахстанскому товаропроизводителю.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Л.Л.Любимов, И.В.Липсиц «Основы экономики», Москва «Просвещение», 1997 г.
- Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю «Экономикс» т.1. Баку, «Азербайджан», 1992 г.
- Максимова В.Ф., Шишов А.Л. «Теория рыночной экономики» т.1. ч.2., Москва, Соминтэк, 1992г.
- «Деньги и кредит» 12/1998г. Изд. «Финансы и статистика».
- Эдвин Дж.долан «Деньги, банки и денежно-кредитная политика». Санкт-Петербург «Санкт-Петербург Оркестр» 1997г.
- «Деньги, кредит, банки». Справочное пособие. Под редакцией Г.И. Кравцовой, 1997г.
- Долан Э., Линсдей Д. Макроэкономика. С.-Пб.: «Литера плюс», 1997.
- Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В
- Т.1. Баку, «Азербайджан», 1992.
- Рыночная экономика: Учебник. В 3 т. Т.1. Теория рыночной экономики. Часть 2. Максимова В.Ф., Шишов А.Л. Макроэкономика. М.: СОМИНТЭК, 1992.
- Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. М.: «Вазар-Ферро», 1997.
1 Л.Л.Любимов, И.В.Липсиц «Основы экономики», Москва «Просвещение», 1997 г.
1 3. Максимова В.Ф., Шишов А.Л. «Теория рыночной экономики» т.1. ч.2., Москва, Соминтэк, 1992г.
Эдвин Дж.долан «Деньги, банки и денежно-кредитная политика». Санкт-Петербург «Санкт-Петербург Оркестр» 1997г.
[2] Елемисова А. Мировой опыт рынка и становления рыночной системы хозяйствования в Республике Казахстан. — Алматы, 1997