АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Древне Вавилонское государство

ПЛАН

 

 

 

Введение

 

 

Глава 1. Становление древневавилонского государства

  • Предпосылки образования Древневавилонского государства
  • Образование древневавилонского царства

 

 

Глава 2 Развитие древневавилонского государства

 2.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ

        2.2  ХОЗЯЙСТВО И БЫТ

        2.3 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

 

 

Заключение

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В XVIII веке до н. э. Двуречье достигло значительного хозяйственного и политического подъема. Была усовершенствована техника сооружения ирригационной сети и широко распространились водоподъемные механизмы, служившие для орошения высоких поле”; появился усовершенствованный плуг; среди домашних животных появилась лошадь. Значительно развиваются ремесла, особенно металлургия бронзы: стали применяться бронзовые сер­пы. а разнообразные бронзовые орудия ремесленников облегчали обработку камня и дерева. Расширяется товарное производство и торговые связи как в пределах самой Вавилонии, так и с соседними странами: Эламом, Сирией, Ассирией и другими.

Развитие товарного производства приводило к укреплению частной собственности на землю и содействовало развитию рабовладения. Однако частная собственность еще оставалась огра­ниченной (например, отсутствовала “свобода завещания), а раб­ство носило патриархальный характер (раб мог иметь свое иму­щество и жениться на свободной женщине.

Крупные хозяйства царя, храмов и родовой знати, характер­ные для раннего периода истории Двуречья, теперь или вовсе исчезли, или значительно сократились. Типичной формой хозяйства становится мелкое или среднее хозяйство, основанное на эксплуатации небольшого числа рабов. Патриархальные формы зависимости свободных исчезают, если не считать кабального рабства; исчезают и большие отряды гурушей.

Расслоение в среде общинников подрывает прочность сосед­ской общины, которая сохраняет в основном свои права на ирри­гационные сооружения, однако патриархальная семейная общи­на продолжает оставаться основной хозяйственной ячейкой. Имущественная дифференциация, усугубляемая ростовщичеством и тяжелым налоговым гнетом, приводила к выделению из общин широких прослоек неимущих; одни из них находили свое место в царском хозяйстве в качестве арендаторов или становились во­инами, другие не могли обеспечить себе прожиточного минимума и превращались в кабальных рабов. Хаммурапи пытался несколько ограничить произвол богатых тамкаров: кабальное рабство было ограничено трехгодичным сроком, ростовщику было запрещено вторгаться в дом должника и силой отбирать у него долг, тамкар карался высоким штрафом за обман своего помощника и т. п. Все эти мероприятия имели целью укрепить единство класса свободных и сплотить различные прослойки свободных против рабов. Однако эти мероприятия не имели успеха: из переписки эпохи Древневавилонского царства мы узнаем о случаях нарушения тамкарами постановлений законов Хаммурапи, и в частности о присвоении ими неотчуждаемы” наделов царских арендаторов и воинов. Древневавилонскому обществу было присуще, таким образом, противоречие не только меж­ду свободными и рабами, но и между различными группировками среди свободных.

Древневавилонское государство также явилось первым государством, при раскопках которого были найдены яркие свидетельства законодательства, применявшееся в этом государстве.

 

 

Глава 1. Становление древневавилонского государства

 

     1.1 Предпосылки образования Древневавилонского государства

 

Возникновению и возвышению Вавилона, который почти на два предстоящих тысячелетия станет одним из крупнейших центров древней цивилизации, предшествовал целый ряд политических событий в Месопотамии, сплетенных в замысловатый узел.

Под ударами скотоводов-амореев пало централизованное государство — царство Шумера и Аккада, созданное  III династией Ура. Не преминули воспользоваться легкой добычей и эламиты, обрушившиеся на южную Месопо­тамию. На территории Двуречья снова возникло множество мелких и средних царств, около двух столетий боровшихся между собой.

В результате вторжения и завоевания территории Шу­мера и Аккада аморейскими племенами образовались два самостоятельных царства. Исин стал столицей нового государства на севере, в Аккаде, Ларса — центром основанного бореями после ухода эламитов царства на юге. Вновь созданные государства претендовали на роль преемника державы и династии Ура, поэтому представители обеих династий называли себя “царями Шумера и Аккада”.

В событиях, приведенных к образованию Старовави­лонского царства, принимали участие еще несколько госу­дарств, среди которых царство Эшнунна, расположенное к северо-востоку от Исина в долине реки Диялы и царство Мари на среднем течении Евфрата.[1]

Почти во всех государствах Двуречья утвердились амо­рейские династии, основателями которых стали вожди пле­мен завоевателей. С течением времени пришельцы ассими­лировались местным населением. Этому способствовал ряд обстоятельств. Например, в законах царя Исина для завое­вателей отсутствовали правовые привилегии по сравнению с местным населением Шумера и Аккада. Возможно, такое положение дел подтолкнуло амореев к восстанию, которое было подавлено Урнинуртой, преемником Липитиштара, и способствовало временному усилению позиций рабовла­дельческой знати Шумера и Аккада.

 

1.2 Образование древневавилонского царства.

 

После падения III династии Ура в Южном Двуречье утвердились амореи. Здесь сложилось два аморейских государства с центрами в Исине и Ларе. Любопытным памятником деятельности царской админи­страции Исиня являются составленные на шумерском языке законы царя Исина Липиташтара. Несколько севернее были рас­положены царства Мари и Эшнунна. Все эти государства вели между собой борьбу, пытаясь утвердить свою гегемонию в Юж­ном и Среднем Двуречье. Однако ни одно из них не смогло осу­ществить своих целей — объединение значительной части Дву­речья было проведено царями небольшого аморейского царства в Вавилоне, основанного в начале XIX века до я. э. Цари Вави­лона использовали выгодное географическое положение этого города, расположенного там, где сближаются Тигр и Евфрат, где, следовательно, сходятся основные торговые пути Передней Азии к тому же политическая обстановка благоприятствовала вавилон­ским царям: Мари и Эшнунна были ослаблены борьбой с усили­вавшимся Ашшуром, а Ларсе приходилось выдерживать натиск эламитов, пока там также не утвердилась эламитская династия (конец XIX века до н. э.).

Время существования древневавилонского царства (1894— 1595 годы до н. э.) составляет примечательную эпоху в истории Двуречья. В течение этих 300 лет южная его часть достигла  высокой ступени своего хозяйственного развития и политического влияния. В это время окончательно сложилась вавилонская на редкость и окончательно выработалась вавилонская культура. Она впитала в себя все предшествующие культурные достижения Двуречья. Вавилон, незначительный городок при первых аморийских царях, во времена вавилонской династии превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр, не терявший своего руководящего значения вплоть до эллинисти­ческой эпохи, несмотря на ряд катастроф и превратностей судьбы.

Объединение Двуречья под властью Вавилона происходило в течение столетней борьбы и завершилось только при царе Хаммурапи (1792—1750 годы до н. э.). Главной заботой первых .царей Вавилона была борьба с другими мелкими амо­рейскими князьками, захватившими некоторые крупные центры Аккада.

В середине XVIII века до н. э. объединение было завершено царем Хаммурапи. Сначала был завоеван Шумер — города Урук и Исин были присоединены к Вавилону. Однако юг Шумера оставался все еще под властью эламитян, в нем правил эламитянин Римсин. Власть Вавилона на севере тоже была непрочной, хотя союзником Хаммурапи был царь области Мари Зимрилим. Политическая обстановка сложилась для Хаммурапи не вполне благоприятно. В конце концов, одержав победу над царством Эшнунны и укрепив северные границы на З0 году своего цар­ствования, Хаммурапи на следующий год разбил Римсина и объединил весь юг. Опасаясь усиления Вавилона, Зимрилим не стал помогать Хаммурапи в его борьбе. Тогда Хаммурапи высту­пил в поход против Зимрилима, взял и разрушил город Мари.[2]

После завоевания Мари Хаммурапи прошел еще дальше на север и подчинил небольшое царство Ашшур.

Созданное таким образом древневавилонское царство .было централизованной деспотией. Единство и внутренняя прочность древневавилонского царства были достигнуты благодаря ряду новых условий.

Местная шумерская и аккадская знать, значительно ослаб­ленная уже при царях Ура, была уничтожена аморейскими и аламитскими завоевателями. Вавилонские цари имели дело уже только с аморейскими племенами и шумеро-аккадскими городски­ми и сельскими общинами, управление которыми могло быть легко организовано путем создания административных областей или округов с царскими сановниками во главе.

Наконец, Аккад, сделавшийся еще при Саргоне основной земледельческой производящей областью, несравненно меньше пострадал от вторжений, чем шумерский юг. Аморейское вторже­ние носило характер постепенного просачивания. Население Аккада было для амореев не чужим, а родственным, говорило на понятном языке, почитало тех же богов, в значительной мере со­храняло сходные черты быта и обычаи. Опустошенный и обезлюдев­ший Шумер оказался в полной зависимости от Аккада в экономиче­ском отношении. Усилению политического значения Вавилона способствовал также расцвет его экономики, обусловленный исключительно благоприятными природными условиями и географиче­ским положением города.

Далее, вавилонские цари могли опереться и опирались иатот административный и политический опыт, какой выработался при царях Щдияаетии Ура и при царях Исина и Ларсы. В особенности это заметно в праве. Так, в своде законов Хаммурапи повторяется почти без изменения ряд статей законов Липиташтара, в документах купли-продажи и в долговых актах-“охраняются шумерские термины и формулы. Но вместе с тем в законах Хаммурапи отразилось появление ряда новых институтов.

В это время создается новая идеология для оправдания деспо­тического государства. Сложился новый культ общегосударствен­ного бога царя богов Мардука. Мардук был богом города Вави­лона, одним из ряда местных городских богов. При содействии жрецов Мардука были составлены новые мифы об этом боге; к ним были присоединены в переработанном виде некоторые древние шумерские сказания. Таким образом, местный вавилонский бог Мардук был превращен в верховного бога.

 

 Глава 2 Развитие древневавилонского государства.

 

   2.1 Экономический подъем.

 

Уже в начале II тысячелетия до н. э. Двуречье, самый высокоразвитый регион того времени, вступило в период бронзового века. Известны даже случаи применения же­лезных орудий труда. Систематическое использование ме­талла способствовало росту производительности труда в земледелии, которое сохраняло первостепенное значение в экономике региона.

Использовались мотыга, приспособления для боронова­ния, серпы. Орудия труда в сельском хозяйстве продолжа­ли совершенствоваться. Возможно, именно во времена Старо-Вавилонского царства стал широко применяться плуг усложненной конструкции. Он был оснащен специальной воронкой, куда засыпалось зерно, и трубкой, через которую семена попадали в борозду. Правда, по некоторым сведени­ям, такой плуг знали еще при III династии Ура. При вспашке использовалась тягловая сила быков. Сре­ди домашних животных наряду с ослами, ишаками, мулами начинает появляться лошадь.

Высокая урожайность земледелия определялась не толь­ко исключительным плодородием аллювиальной почвы, но и развитой ирригационной системой. Короткий зимний период дождей с небольшим количеством осадков, очень высокая температура воздуха в летние месяцы, а также несовпадение периода разлива рек со временем посадки обусловили исключительно важное значение искусственно­го орошения. У рек Тигра и Евфрата брали свое начало главные полноводные каналы, от которых ответвлялись все более и более мелкие, пока влага не попадала непосредственно на поля. Необходимый уровень воды в системе поддерживался благодаря наличию ряда плотин. Воду в высокие районы, куда она не достигала во время подъема рек, поднимали при помощи специальных приспособлений, более усовершенствованных по сравнению с шумерским временем. Правда, эти водоподъемные сооружения, скорее всего, оставались весьма несложными в техническом отно­шении и требовали значительных затрат физического труда человека.

Искусственное орошение во многом определяло уровень жизни населения. Хаммурапи прекрасно понимал это и гор­дился тем, что благодаря развитию ирригации “напоил и накормил” жителей страны. Как уже отмечалось, именно по приказу царя был вырыт канал, принесший “изобилие воды Шумеру и Аккаду”. Огромное значение эксплуатации и содержанию ирригационной системы уделялось в законо­дательстве. Ряд документов свидетельствует о постоянном внимании властей к данному вопросу. Местные чиновники несли даже материальную ответственность за обеспечение влагой арендованных участков царской земли. Если причи­ной невысокого урожая признавалось плохое орошение, то чиновник обязывался выплатить за арендатора недостаю­щую часть арендной платы.[3]

Во II тысячелетии до н. э. на полях Вавилонии возде­лывали не только зерновые культуры. Очевидно, что во времена Хаммурапи активно развивается садовое хозяйство с различными сортами фруктовых деревьев. Обширные пространства засаживались финиковой пальмой.

Наличие богатых пастбищ, под которые использовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства. 

Картина хозяйственной жизни Вавилона будет не пол­ной, если не вспомнить про лесное хозяйство, которым руководил главный лесничий. Отдельные “лесные участки” находились в ведении его подчиненных, которые отвечали за сохранность лесов — источника очень ценных строитель­ных материалов.

Активно развивается ремесло. Совершенствование ремесел стимулировало активизацию роста научных знаний.

Объединение под властью Вавилона земель Месопота­мии способствовало расширению торговли, как внешней, так и внутренней. Абсолютно закономерно, что продукты зем­левладения в аграрной стране становились объектами куп­ли-продажи. Среди немногочисленных сельскохозяйствен­ных товаров, о которых имеются документальные свидетельства, называются следующие: хлеб, масло, финики, шерсть. В начале II тысячелетия до н. э. функции денег последовательно выполняет серебро, благодаря чему по сохранившимся документам возможно проследить соотно­шение цен на товары. Известны случаи, когда наниматель, наряду с традиционной натуральной оплатой, рассчитывался серебром и с работниками, проработавшими в его хозяйстве долгое время.

Торговцы, тамкары, по-прежнему считались агентами царя. Правда, в их распоряжении теперь находились по­мощники, сопровождающие караваны и занимающиеся роз­ничной торговлей.

 

 

2.2 Хозяйство и быт.

 

К вопросам описания быта, жилища, характерных для Двуречья рассматриваемого периода, весьма оригинально подошли авторы фундаментального труда — “История древнего Востока. Нарождение древнейших классовых об­ществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. ч. I. Месопотамия” (М., 1983).

Согласно названному источнику, жилище горожан пред­ставляло собой неправильной формы в зависимости от уже существующей застройки двухэтажные дома, выходившие на проулки глухими стенами, нижняя часть которых выкла­дывалась обожженным кирпичом, что предохраняло строе­ние от размыва. Внутренние стены и вторые этажи строи­лись из кирпича-сырца. Под потолком делались небольшие окошки-отдушины. Свет в такие жилища попадал практиче­ски через дверной проем. Крыши были плоскими. Самым ценным имуществом считались деревянные двери и пото­лочные балки, которые в случае перемены места жительства владелец забирал с собой.

Планировка предполагала определенные обязательные части. В жилище более или менее состоятельного человека дверца с улицы вела в сени, где стоял кувшин с водой для омовения ног и хранился хозяйственный инвентарь, а отту­да, наискосок от уличной, другая дверь вела во внутренний дворик площадью метров двадцать: он, как и сени, по возможности был мощен обожженным кирпичом, на двери у выхода из сеней во двор могли укреплять апотропей (оберегал от злого духа) — фигурка демона; в середине дво­рика могло находиться углубление — бассейн. На уровне второго этажа по внутренней стене дома, обращенной во дворик, тянулась деревянная галерейка (обыкновенно не кругом, а только с одной стороны). Со двора мог быть ход в людскую — помещение для рабов с глинобитной общей лежанкой, в кухню с врытым в землю очагом (здесь же хранились и каменные зернотерки) и в кладовку. В по­давляющем большинстве домов, однако, ни помещения для рабов, ни кухни не было (очаги для стряпни устраивались во дворе). Однако в любом доме напротив выхода из сеней обязательно располагалась дверь в парадную горницу; она могла быть различной длины, в зависимости от возможно­стей владельцев дома, но во всех домах имела стандарт­ную ширину — 2 м (4 локтя), так как здесь, по-видимому, после обрядового семейного или родового пиршенства впо­валку укладывали спать гостей. Лишь в очень редких домах при горнице устраивали кладовку для постельных вещей (скорее всего циновок и паласов) и умывальную. Через горницу был проход во второй, меньший двор, недоступный посторонним; часть его, по-видимому, имела крытый навес, и здесь находился домашний алтарь; в этом же дворике по возможности хоронили умерших членов семейства…[4]

Из первого, не священного, дворика на галерейку вела лестница, а под лестницей всегда находилось еще одно нужное помещение. Нечистот не оставляли в доме, их старались вывести дренажными трубами на улицу…

На втором этаже находились собственно жилые помеще­ния, но о них мы знаем меньше всего: почти ни один раско­панный дом не сохранился до уровня второго этажа. По-видимому, надстройка (ругбум) почти всегда была меньше по площади, чем первый этаж; для размещения взрослых и детей обычно семье хватало, думается, одной-двух гор­ниц, площадью 18-30 кв. м, имея в виду семью средней состоятельности…

Наряду с описанным типом дома существовал и другой, меньшего размера; в нем сени занимали всю ширину по­стройки, а из узкого дворика дверь вела в крошечную парадную горницу и оттуда на такой же маленький задний, священный двор; галерейка имелась только наверху, над входом в горницу. Похоже, что в домах подобного типа было не более одной горенки на втором этаже. Видимо, такой тип домов возник в результате раздела первоначаль­ного семейного жилища”.

 

2.3 Социальная структура общества.

 

Нет сомнения в том, что Законы Хаммурапи отстаивали интересы рабовладельцев, защищали их от “строптивого” раба. В средней древневавилонской семье могло быть от двух до пяти рабов. Значительно реже их число доходило до нескольких десятков. Частноправовые документы свидетельствуют, что рабы могли продаваться, обмениваться, их передавали по наследству, дарили, одним словом, полностью распоряжались их жизнью по своему усмотрению, не учитывая при этом их семейного положения. Средняя цена раба составляла 150—250 г. серебра, что равнялось наемной плате за вола.

В рассмотренном выше случае с обрушившимся домом, если жертвой становился раб, то строитель должен был выплатить хозяину возмещение ущерба за убитого раба. Компенсация владельцу назначалась и при нанесении физических повреждений рабу. Собственнику убитого раба виновный в смерти отдавал другого раба.

Закон всячески защищал интересы рабовладельца, имевшего право обратиться к властям с просьбой вернуть убежавшего раба и наказать вора, которому угрожала смертная казнь. Если убегал нанятый раб, то материальная ответственность возлагалась на его временного хозяина. Виновные в укрывательстве беглого раба наказывались самым строгим образом, им грозила смертная казнь.[5]

Как становится ясным из Законов Хаммурапи, рабы обычно имели клеймо, сообщавшее о принадлежности тому или иному владельцу. Изменение или уничтожение этого отличительного знака также считалось тяжким преступле­нием. О рабском положении человека могли свидетельство­вать также особая стрижка, проткнутые уши, табличка на груди.

В Древнем Вавилоне существовало несколько источни­ков пополнения рабской силы. В первую очередь, это многочисленные непрекращающиеся войны. Менее значи­мыми были внутренние источники. Свободный человек мог быть обращен в рабство за ряд преступлений, например, за нарушение правил содержания системы ирригации. Не исключалась и самопродажа в рабство. Следует заметить, что превращение в рабов свободных граждан, как мы увидим дальше, противоречило интересам самого государства. В зависимости от владельца рабы делились на государственных, храмовых, частновладельческих и рабов, принад­лежащих мушкену.

Несмотря на исключительно подневольное положение, рабам представлялась трудноосуществимая возможность изменить свой социальный статус. Еще при III династии Ура раб в судебном порядке имел право оспаривать свое рабское положение. Сохранялась такая возможность и во времена Хаммурапи. Правда, прежде чем решиться на такой шаг человеку следовало серьезно подумать о послед­ствиях: в случае проигрыша зазнавшегося раба ожидали большие неприятности. Рабам разрешалось создавать се­мью со свободными женщинами, при этом и сами жены и дети от этого брака оставались свободными. Сын рабыни, если на то была воля хозяина, мог стать его наследником. Указанные моменты скорее свидетельствуют не об опреде­ленных правах подневольной части населения, а о привиле­гированном положении свободных людей.

Свободные граждане в Древневавилонском царстве не составляли единого класса. Они делились на полноправ­ных, так называемых “мужей” или “сыновей мужей”, с од­ной стороны, и неполноправных, с другой. За последними утвердился уже упоминаемый при рассмотрении законов Эшнунны термин мушкену (“покорный”, “склоняющийся ниц”). По поводу значения этого термина у современных ученых нет единого мнения. Высказывались предположе­ния, что так называли жителей покоренных Вавилоном территорий и городов. Возможно, это были представители кочевых племен, различные пришельцы.

Некоторые историки считают, что мушкену не являлись свободными, а составляли особую социальную категорию. По-видимому, это слишком категорично: хотя, как свиде­тельствуют исторические источники, на социальной лестни­це мушкену действительно занимали более низкое положе­ние по сравнению с полноправными гражданами. Наиболее вероятной представляется точка зрения, что мушкену — социальная категория, представители которой утратили связь с общиной и не являлись собственниками наделов земли, а получали их в пользование как вознаграждение за выполнение определенной царской службы. Таким образом, это были царские служащие, занимавшие в государ­стве самое низкое положение.

О неравноправии мушкену со свободными мужчинами говорит, например, такой факт: если виновный в нанесении телесных повреждений “мужу” карался по принципу талиона, то пострадавшему мушкену в той же ситуации выплачивался только штраф. При этом лечение мушкену оценивалось вдвое меньше чем лечение “мужа”.[6]

С другой стороны, мушкену мог владеть имуществом. которое охранялось законом наравне с дворцовым и храмовым, и рабов, за похищение которых преступнику, как и в других случаях, угрожала смертная казнь.

Безусловно, и среди полноправных граждан, свободных общинников, глав патриархальных семей существовали различия, прежде всего экономические. Одни, наиболее зажиточные, подчиняли своему влиянию экономически слабых, механизмом для этого являлось весьма распространенное ростовщичество и долговая кабала. Взаимоотношениям между богатыми и обедневшими общинниками Законы Хаммурапи уделили достаточно большое внимание. Про­цессу расслоения общины, а в дальнейшем и ее постепенному разрушению, безусловно, способствовала возможность членов общины распоряжаться собственностью по своему усмотрению, многие земли переходили в семейное владение. Они могли продавать свои земельные наделы, сдавать их в аренду, передавать по наследству.

Не способствовало укреплению общины и то, что руко­водство ее деятельностью теперь возлагалось на царских чиновников, которые отнюдь не защищали самих общинни­ков, как прежде это делали выборные авторитетные старей­шины. С другой стороны, “местность”, т. е. община, по-прежнему несла ответственность за преступления своих членов, которых властям не удалось поймать.

Отдельную социальную категорию в Древнем Вавилоне составляли воины, от которых в значительной степени зависела мощь государственной власти. Жизнь воина складывалась отнюдь не просто: в любом из боевых походов, которые следовали один за другим, его могли ранить, убить, захватить в плен. За отказ от участия в боевых действиях ему грозила смертная казнь, даже если он на свое место нанимал другого человека. Всегда по первому приказу царя воин должен был быть готов нести государ­ственную службу с оружием в руках. Заинтересованность государства в поддержании боеспособной армии и соответ­ственно в благосостоянии этой категории граждан отрази­лась в наделении их особыми правами.

Привилегиям и обязанностям воинов посвящался целый ряд статей Законов Хаммурапи — с 26-й по 41-ю. Из кодекса становилось ясно, что воин за службу получал от царя земельный надел, который в случае гибели воина передавали по наследству совершеннолетнему сыну. Если на руках у вдовы оставался малолетний сын, то она имела право на треть надела для воспитания будущего воина.

Имущество и земля воина, в соответствии с законом, не могли становиться объектом купли продажи или обмена. Купивший надел или скот воина терпел напрасные матери­альные убытки. Все возвращалось владельцу. И за долги поле, сад и дом не могли быть отняты у воина, кроме тех случаев, когда имущество было приобретено им на собст­венные средства. Воинский надел не разрешалось использо­вать даже для выкупа самого хозяина, попавшего в плен. Расходы торговому агенту, совершившему выкуп в другом государстве, возмещал храм или само царское хозяйство.

Всеми перечисленными мерами государство стремилось обеспечить себя профессиональной армией необходимой численности.

Наряду с мушкену — низшей категорией царских лю­дей — в зависимости от царя находились куда более состоя­тельные люди средней и высшей категории: работники дворцового хозяйства, члены администрации, жрицы и дру­гие. Эти категории также не являлись собственниками земельных наделов, которые в любой момент по желанию царя могли быть переданы другому лицу.

Однако постепенно, благодаря тому, что наследник ча­сто оставался на должности отца, земельный участок все более закреплялся в собственности семьи и ее главы. Пред­ставителям высшей категории разрешалось продавать свою землю вместе с передачей должности. Кроме того, царские служащие могли покупать общинные земли. Сохранились сведения и о хозяйственной деятельности жриц, которые попали в кате­горию царских слуг после 1768 г. до н. э., когда царь под­чинил храм своей власти. Они покупали в собственность земли, сады, дома, сдавали их внаем, занимались ростовщичеством, торговали. В отличие от других женщин, жрицы имели практически те же имущественные права, что и муж­чины.[7]

Идеологи древневавилонского общества утверждали, что царь получает власть из рук самих богов. Практически царская власть ничем не ограничивалась, бразды правления всех сфер жизни общества находились в руках представителей правящей династии. Руководство осуществлялось через сложный бюрократический аппарат во главе с наместниками царя, управлявшими отдельными областями и городами.

На имя царя приходило большое количество самых разнообразных жалоб. Однако сам царь не принимал реше­ния, а направлял дело на рассмотрение в соответствующий орган.

От царского имени, хотя и автоматически, объявля­лось помилование пойманному любовнику, при условии, что муж виновной прощал измену. Как свидетельствуют документы, царь собственноручно решал некоторые вопро­сы, связанные, в частности, с функционированием иррига­ционной системы.

Царская казна формировалась не только из доходов, приносимых царским хозяйством, практически в полном распоряжении царя находилось и храмовое хозяйство. Как первое, так и второе функционировало благодаря много­численному отряду рабов, постоянно пополнявшемуся бла­годаря естественному приросту и непрекращающемуся при­току военнопленных.

Со всей страны стекались в Вавилон различные налоги и специальные подати. Росту благосостояния царской дина­стии способствовало и развитие обмена и торговли, которые находились под контролем государства. Тем более, что объединение в одном государстве огромных территорий Месопотамии оказало благоприятное воздействие на разви­тие торговых отношений.

Охарактеризовав в общих чертах слои Вавилона времен I Вавилонской династии, следует сказать несколько слов про организацию и жизнедеятельность важнейшей единицы общества — семьи.

Семейные отношения в Древнем Вавилоне интерпрети­руются по-разному: от откровенной идеализации до призна­ния существования домашнего рабства. С одной стороны, положение замужней женщины нельзя считать абсолютно бесправным. Жена в отдельных случаях сохраняла право распоряжаться имуществом, взятым в качестве приданого, принадлежали ей и подарки, сделанные мужем, и личные вещи. Она не отвечала за долги мужа, сделанные им до вступления в брак. В случае смерти супруга жена распоря­жалась семейным имуществом до достижения детьми совер­шеннолетия. Если умерший супруг был дворцовым рабом, вдове — свободной женщине — полагалась лишь половина имущества, но дети свободной не становились рабами.[8]

Брачные договоры допускали возможность продажи же­ны в рабство, если она отказывалась от мужа, вела себя недостойно или была расточительна. Если супруга оказыва­лась бесплодной, муж имел право сожительствовать с рабы­ней, дети от которой могли стать наследниками.

Законы Хаммурапи защищали интересы и других чле­нов семьи. Все дети, независимо от пола, могли стать на­следниками родительского имущества, хотя в первую оче­редь учитывались интересы старшего сына. Полноправны­ми владельцами семейной собственности дети становились после смерти главы семьи, хотя если они брали на себя обязательство содержать обессилевшего отца, то могли вступить во владение и при его жизни. Если по каким либо причинам отец хотел лишить своего сына, не имевшего вины перед законом, наследства, то сын мог рассчитывать на защиту суда. Законы Хаммурапи защищали семью и с других сторон. Похищение малолетнего сына грозило преступнику смертной казнью.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вавилон — это греческое наименование семитского го­рода Бабилима, что обозначает “Врата Господни”. Город располагался в Северной части Двуречья, там, где сближа­ется Евфрат с Тигром, к юго-западу от современного Багда­да. Он являлся столицей не только Древнего, но и Нового Вавилонского царства, сложившегося тысячелетием позже. В 538 г. до. н. э. Вавилон был завоеван персами.

Благодаря археологическим раскопкам, которые велись с 1899 года, на территории Вавилона обнаружены город­ские укрепления, царский дворец, храмовые сооружения, в частности комплекс бога Мардука, и жилой квартал.

Моя работа освещает вопросы жизни и деятельности правителя Хаммурапи.

За более чем сорокалетний период правления талантли­вому и удачливому политику Хаммурапи удалось объеди­нить под своей властью основную часть долин Тигра и Евфрата и создать мощное централизованное государство, первое в полном смысле этого слова в Западной Азии — так называемое Старовавилонское царство. Вавилон прочно занимает положение нового центра Двуречья.

Рабовладельческое государство, стоявшее на страже интересов господствующего класса, представляло собой деспотию — безграничную власть царя, который управлял страной через многочис­ленных чиновников и судей.

В настоящее время на территории государства Вавилон находится Ирак, это единственное что объединяет эти два государства, но это уже другая тема.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М.,1948
  2. Грозный Б. Доисторические судьбы древней Азии./ВДИ, № 3 М., 1940
  3. Дъяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хетского царства/ВДИ, 1952, № 3 – 4
  4. Дъяконов И.М. общественный и государственный строй древнего Двуречья М., 1959
  5. Дъяконов И.М. История древнего мира. М.,1962
  6. Никольский М.Н Община в Древнем Двуречье. М., 1938
  7. Никольский М.Н Рабство в Древнем Двуречье./ ВДИ 1938 №1
  8. Никольский М.Н К вопросу о ренте-налоге в Древнем Двуречье. /ВДИ 1939 № 2
  9. Струве В.В. История Древнего Востока. Изд. 2, М.,1941
  10. Струве В. В. Книга для чтения по истории Древнего Востока М., 1951
  11. Снегирев И.Л. Древний Восток. М., 1964
  12. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л.,1935
  13. “Хрестоматия по истории древнего мира”, т.1 Древний Восток./под ред. Струве. В.В. М., 1950
  14. Черниловский А.И. История государства и права. М., 1993
  15. Черниловский А.И. Хрестоматия по истории государства и права. М., 1993

 

[1] Грозный Б. Доисторические судьбы древней Азии./ВДИ, № 3 М., 1940 с. 54

[2] Струве В.В. История Древнего Востока.  Изд. 2, М.,1941 с.564

[3] Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л.,1935 с. 465

[4] Никольский М.Н Община в Древнем Двуречье. М., 1938 с.261

[5] Никольский М.Н Рабство в Древнем Двуречье./ ВДИ 1938 №1 с 49

[6] Там же с. 51

[7] Черниловский А.И. История государства и права. М., 1993 с. 141

[8] Струве В.В. История Древнего Востока.  Изд. 2, М.,1941 с.454