АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Итоги процесса суверенизацией Казахстана

 

 

 

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Казахский Национальный Педагогический Университет

                        им. Абая

Факультет Международных отношений

      кафедра прикладной и теоретической политологий

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Доклад

 

на тему: Итоги процесса суверенизацией Казахстана

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса

р/о политологии

Монатаев Даурен

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат п. наук,

и. о доцента  

Курмангали. А.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Алматы.2006

 

 

                                                         План

Введение ……………………………………………………………………….2

1.Суверенитет во всеобщем пониманий ……………………………………..5

2.Приобретение Казахстаном суверенитета …………………………………7

3.15- летний опыт и его будущее ……………………………………………..9

Выводы …………………………………………………………………………11

Список литературы ……………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

По моему мнению, актуальность темы в том что:

Казахстан — молодое государство, признанное мировым сообществом, в том числе такими державами как США и странами Европы. Но также Казахстан — это государство, имеющее свою древнюю многовековую историю.

Один из первых камней в фундамент независимости Казахстана, как и всех остальных нынешних, новых независимых государств, заложили декабрьские, события 1986 года в Алматы. Они всколыхнули весь бывший Советский Союз. Гласность, провозглашенная в 1985 году, разбудила в народах чувство уважения к своей истории, своим традициям. В людях проснулся протест против обезличивания народов и народностей, проживающих совместно на одном большом евразийском континенте.
          16 декабря мы отмечаем один из главных государственных праздников нашей страны — День независимости. Этот праздник заставляет нас вновь и вновь возвращаться к истокам нашей государственности, пройденным этапам становления и развития нашей страны.

 А цель доклада состоит в истории: ведь 15 лет движения по пути независимости по меркам истории срок небольшой, но он вместил в себя события огромного значения.
В короткий срок суверенная республика стала полноправным членом международного сообщества, в том числе ООН и других неправительственных организаций, а также установив тесные связи с развитыми странами Европы и Америки. А в ближайшем времени Казахстан стремится возглавить ОБСЕ, который в свою очередь поднимет авторитет Казахстана на мировой арене. И всему этому способствовали политическая стабильность, межнациональное согласие, решимость Президента страны Н.А.Назарбаева активно проводить курс на рыночные реформы и демократизацию страны. Гражданский мир и согласие — главное достояние, которое всегда отличало нашу республику и служило мощным гарантом реализации программ социально-экономического развития. Декабрьские события 1986 года стали в истории Казахстана началом становления независимого государства, поворотным моментом народной судьбы. Чем дальше в прошлое уходит декабрь 1986 года, тем более значительными становятся события и последствия тех дней.

События в Алматы были не только первым и во многом неожиданным явлением, но и своеобразным рубежом. Рушился с таким трудом созданный идеологизированный миф о бесконфликтном развитии социалистических наций. Полетели устои и подпорки мифа о некой новой исторической общности — «советский народ».

Структура доклада состоит из ведения, трех глав, выводов, и списка литературы. Объем доклада состоит из 13 страниц компьютерного текста.
         Декабрьские события в Алматы эхом отозвались во многих бывших советских республиках. Сохранить в такой обстановке политическую стабильность в стране, не допустить столкновений на межнациональной почве — стало архиважной задачей для только что избранного Президента Н.А.Назарбаева. В те годы немалую поддержку в сохранении мира и стабильности в стране оказали представители всех наций и народностей.
         В знак глубокого уважения к воле и мужеству молодых казахстанцев именно 16 декабря в 1991 году Президент страны подписал «Закон о независимости», принятый парламентом страны и огласил его в тот же день на площади Республики в Алматы.

Как известно, Казахстан, находясь в составе Союза ССР, фактически не обладал государственным суверенитетом. Реальное осуществление Казахстаном своего государственного суверенитета берет свое начало с документа огромной исторической значимости — Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, принятой Верховным Советом Республики 25 октября 1990 года. Историческое значение Декларации о государственном суверенитете состоит, прежде всего, в том, что она придала реальное содержание государственному суверенитету республики, обозначила собственную государственность Казахстана, имеющего многовековую историю, культуру и сложившиеся государственно-правовые традиции. В этой связи необходимость принятия Декларации о государственном суверенитете была продиктована целями закрепления и гарантирования, суверенных прав Казахской ССР во всех сферах жизнедеятельности общества, обеспечения полноценного политического, социально-экономического и духовного развития народа Казахстана.

Поэтому Независимость очень высоко ценим народом Казахстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суверенитет во всеобщем пониманий:                                                                 Суверенитет (по французский souveraiete- верховная власть)- исключительное верховенство, совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе. Суверенитет государства предполагает его полную независимость. Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим. Государство без суверенитета является не государством, а колонией либо составной частью другого государства. Носителем суверенитета (сувереном) может быть или народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство и главу государства (президента республики или монарха в конституционных монархиях) или монарх-самодержец в силу «божественного права и завоевания».                                                                        Суверенитет это долгая и трудная дорога к независимости, Казахстан в этом смысле не стал исключением. Необходимость постижения смысла Дня Независимости диктует, с одной стороны, более чем пятивековой глубиной и многогранностью истории становления и развития казахской государственности. С другой – необходимостью созидания сегодня будущего Казахстана, определения его устремлений и возможности. Однако и сегодня в казахстанском обществе нет единого подхода к оценке нашей независимости. Причем характерны в этом отношении мнения известных казахстанских обществоведов. Так, накануне пятой годовщины независимости Республики Казахстан доктор философских наук Алдан Аимбетов в издаваемой  им же газете «Казахстанская правда» писал: “Независимость Казахстана свалилось с неба”.[1] Еще раньше подобную мысль, но тоньше высказал академик Салык Зиманов:                                 “…Распад Союза ССР и образования на его развалинах независимых государств произошли внезапно, не дав им подготовиться и осознать в полной мере происходящее ”.[2]

То есть как бы неожиданно, бессознательно Казахстан стал независимым. Получается, “советская империя ” распалась закономерно, а Казахстан получил независимость случайно. В двусмысленность подобных суждений, по-видимому, еще долгое время будет нас посещать, пока Казахстан не войдет в полосу своего устойчивого поступательного экономического и социального развития и пока все казахстанцы это не почувствуют на себе. В результате распада СССР Казахстан остался один на один с собственными многосложными проблемами. Вероятно, случись этот геополитический сдвиг в независимость позже, Казахстан был бы в полной мере готов уверенно шагать на своих ногах и собственным путем. Первый и основной вопрос теории нового независимого государства – это  вопрос о том, почему есть это, а никакое другое государство там, где оно есть?                                  Территория Республики Казахстан в своей юридической (признанной сопредельным государствами и международным сообществом) природе есть соответствие фактического наличного территориального владения этого государства естественному праву казахской нации на самоопределение в процессе исторического и необходимого распределения географической среды между обитающим в этой части Земли этническими коллективами Человечества. «Казахстан в современные границах исторически был территорией этнического рассленеия племен, составивших позднее казахскую нацию и Казахское ханство. В последней четверти 17 века казахи практически контролировали всю территорию современного Казахстана».[3]

 

 

 

 

 

 

Приобретение Казахстаном суверенитета:                                                                          Так в большинстве своим и народы, их государственность независимыми в свое, выпавшее им время. Неопровержимы доказательства изначального стремления казахского народа к политическому самоопределению.  Идеи самоопределения в Казахстане  появилась по меньшей мере сразу после революции 1905 г. В России. А после февральской буржуазно – демократической революции 1917 г. В этнополитогезне казахов наблюдался сильнейший импульс национального самосознания. Последовала серьезная попытка создания новой казахской государственности со стороны конституционно – демократически настроенной национальной интеллигенции. Второй общекиргизский съезд в Оренбурге 5-13 декабря  1917 г. Постановил образовать территориально – национальную автономию «Алаш» в составе ряда областей и регионов с населением казахского происхождения, по признакам единой истории, культуры и языка. А чем была, как не национальным самоопределением казахов,  в средние века историческая откочевка ханов Джаныбека и Гирея, образовавших первое  Казахское ханств, численность населения которого вскоре (при хане Касыме) достигла уже миллиона человек.                                                                                             Надежда у Казахстанцев на улучшение возникла в середине 80-х годов.                 11 марта 1985года пост генерального секретаря ЦК КПСС занял Михаил Горбачев, с именем которого связана самая радикальная в истории СССР попытка реформирования. Курс на социально – экономическое преобразования, провозглашенный Горбачевым, с приходом его к руководству СССР, имел на отправном этапе такую же тенденцию, как и попытки его предшественников, стремившихся при восхождении к власти показать деятельными, демократическими реформаторами. Эта система социально-экономических и политических акции, направленных на реформирования общества, вошла в история как «перестройка». «Творцы перестройки» — Горбачев, Яковлев одним из основных моментов считали «окончательное решение национального вопроса  в том виде, каком он нам достался от прошлого». В качестве «полигона» реализации своих замыслов центр выбирает Казахстан, который, по их мнению, идеально подходил в качестве экспериментальной лабораторий по решению национального вопроса. Серьезную роль в этом сыграли как объективные факторы – традиционно сельскохозяйственный и сырьевой регион, так и субъективные – «планета ста языков». 16 декабря 1986года состоялся пятый пленум ЦК Компартии Казахстана, на повестке дня стоял один только организационный вопрос – смена политического деятеля, который возглавлял республику без малого четверть века, первого секретаря ЦК КП Казахстана Динмухаммеда Кунаева. И считавшимся в Казахстане очень авторитетным человеком, поддержуемый всеми Казахстанцами.                                                                                                                                  Новым руководителем Казахстана стал Геннадий Колбин, бывший до этого первым секретарем Ульяновского обкома партии и заслуживший доверия М.Горбачева активным проведением в своем  регионе анти алкогольной компаний. При этом никто из кремлевских советников вождя, ни он сам не анализировали ситуацию и не смогли прогнозировать реакцию граждан проявление у штурвала власти неизвестного человека. Кремлевские функционеры продолжали считать Казахстан своей вотчиной. Не был поставлен в известность о новом назначении даже ЦК Компартии Казахстана. Д. Кунаев и Н. Назарбаев узнали о новом назначении в месте со всеми Казахстанцами. 17 декабря с протестом против решения ЦК выступила не большая группа рабочей и учащейся молодежи г. Алматы. Демонстрация была мирной и носила политический характер, она не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов проживающих в Казахстане, ко второму дню, когда число демонстрантов достигло уже несколько тысяч, в основном учащейся молодежь, в Москве дали приказ подавить мирную демонстрацию, скрыть от мировой общественности первый в истории перестройки открытий социальный конфликт не удалось. Известные средства массовой информации Запада дали обзоры и анализы декабрьских событий в Алма-Ате, где осуждались действия властей, откровенно поперавшие элементарные гражданские права население вопреки провозглашенному курсу на демократию и гласность. Тогда руководством СССР была разыграно «национальная карта», декабрьское выступление было выставлено как националистическое, якобы организованное «коррумпированными кланами» и «подержанное несознательной частью молодежи». Но события, произошедшие в декабре 1986 года, были далеки от национализма. Они не были направлены против других народов так как при абсолютном преобладании казахской молодежи на площади не мало было украинцев, русских, немцев, уйгур и представителей других национальностей. [4Стр15] Титульная нация по праву исторической судьбы является и всегда будет этнико – политическим основанием государственной независимости Республики Казахстан. Этнико – политическое основание сообщает суверенитету Республики Казахстан органическое качество ее неподчиненности власти любого другого государства и означает неприкосновенность территориальной целостности и политической самостоятельности казахстанского народа во всех пространственных пределах страны.. О высоком авторитете Казахстана и его уважении  говорит и тот факт, что 16 декабря 1991 года был принят закон «О государственной независимости» Республики Казахстан» и в этот же день независимость Казахстана признала Турция, 20 декабря — Пакистан, 26-Венгрия. 31-ФРГ и Нидерланды.
28 января 1993 года была принята первая Конституция независимой Республики Казахстан.

 

 

15-летний опыт и его будущее:                                                                                           Что есть суверенитет Казахстана сегодня? Как социальный феномен, он есть и должен укрепляться прежде всего как государственно – правовая целостность казахстанского общества. Суверенитет есть сущность бытия государства и имеет доклассовое происхождение. Такая власть первоначально вызревала как суверенность в своих качествах централизованности и верховности. В естественно возникшем сообществе и их ассоциациях она проистекла из потребности людей осваивать и расширять свое жизненное пространство, производить на нем условия собственного воспроизводства, включая институционализацию силы для принудительного избавления от каннибализма и инцеста, для утверждения экзогамных отношений. Бытие  независимого Казахстана можно понимать по — разному. Либо это настоящее, консервирующее прошлое нации, либо это настоящее как начало будущего нации с правовым, социальным государством. конституционное оформление в Республике Казахстан получило именно второе, прогрессивное направление. Ведь идеальны и цель общества не могут идти вразрез с историческими тенденциями. С другой стороны, власть в государстве становятся действительно верховной, с качественно присущей ей стабильностью, когда она объединяет население, проживающее на территории своей потенциальной юрисдикции, в народ. Другой важнейший вопрос сегодня – это содержание и степень независимости. Независимость от кого и насколько? Ведь при любом уровне самодостаточности страны в современном целостном мире государства всегда будут взаимозависимы, хотя  и суверенны. Ибо нет абсолютной независимости государств, как не бывает и «полной» свободы человека: первые развиваются в мировом сообществе государств и солидарных наций, второй жить может не иначе как обществе. Однако не будем забывать, что существует критический предел экономического заимствования, превышение которого неминуемо влечет увеличение  политической зависимости государства и опасно повышает вероятность утраты суверенитета. Уязвимость огромного по территории государства нарастает и вследствие значительного снижения уровня плотности народонаселения, непропорциональности размещение трудовых ресурсов. «Стратегическая задача состоит в том, — указывает первый президент Н.А. Назарбаев,  — чтобы максимально использовать положительные стороны глобализации и нейтрализовать или свести на нет ее отрицательные последствия, которых может быт немало, особенно для развивающихся стран».[5] Поступательное развитие нашей государственности непрерывно. Это время устойчивого развития. Это время должно наполняться деятельностью казахстанцев по достижению относительно полной экономической самостоятельности и обороноспособности государства, превращению его из сырьевого, добывающего, в индустриальное,  в хозяйственной основе своей преимущественно самодостаточное  государство – экспортер. Это было неформальным признанием деловых качеств и политического веса руководителя нашей республики.                                                                                    В 2000 году Казахстан добился наивысшего за все годы независимости роста экономики. Внутренний валовой продукт увеличился на 9,6, а рост в промышленности составил 4.6%. Наполовину вырос товарооборот, на 70% — экспорт, впервые выполнены основные показатели бюджета, что позволило своевременно погасить долги по социальным выплатам, создать более 260 тысяч новых рабочих мест.
Это лишь первые результаты, позволившие дать казахстанцам надежду и уверенность в будущем, понимание, что отката к прошлому не будет. Но впереди большая работа. Ключевые ее направления — борьба с бедностью и безработицей. Главная цель — улучшить социальное положение большей части населения страны, чтобы каждый казахстанец реально ощутил результаты усилий по реализации основных принципов независимости Казахстана.

Выводы:                                                                                                                                         Сегодня у Казахстана сохраняется такая независимость, которая дает народу, каждому казахстанцу возможность определять течение собственной судьбы. И от нас зависит, каким будет наше Отечество.                                                     Ведь в советский период на территорию Казахстана фактически распространялся dominium publicum центральных партийно-государственных органов Союза ССР. До недавнего времени об этом свидетельствовало не только полноправия Казахской ССР в области освоения и распоряжения внутренними природными ресурсами, но даже такого суверенного права, как установление собственного областного административно-территориального деления республики. Это суверенное право республики странным образом в советской действительности (вплоть до 1957 года.) могло вовсе не быть логическим завершением, конституционно провозглашенного в середине 30-х годов, территориального верховенства Казахской ССР.[6 стр156]                    Поэтому, чтобы изучать становление государственности Казахстана, во внимание прежде всего следует брать аспекты как территориального основания государственности, так и исторического времени ее формирования и конкретные парадигмы цивилизационной ситуации. Отражением трансформаций властной организации и правовой системы страны является ее конституционная эволюция. Ключевым звеном в ней стал Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 г., открывший путь к утверждению суверенитета де-факто. Выживание и продолжение рода человеческого в любом этносообществе – заслуга не классов и классовых приторечий, которые вторичны и далеко не всегда непремеримы, а упорядочения социального многообразия единой, признаваемой всеми властью! Объективно государство как властная организация людей возникает задолго до оформления классов в их марксистско – ленинском понимании, но непременно на естественной этноладшафтной и этносоциальной основах. И нет никаких предпосылок отказывать, как это делали недавно советские историография и государствоведение, народам с особенной самоорганизацией и своеобразным соционормативными структурами (например, ханство и адатное право у казахов) в обладании государственностью и государством. Политические отношения, считаем, существуют с тех пори, как у людей появилась примитивные групповое интересы в распределении и перераспределении ресурсов жизненной энергии. Вовсе не исключение в этом отношении и страна Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1 Казахская правда. 1996. №6

  1. Зиманов С.З. Политическая ситуация в Центральной Азии проблемы и проблемы укрепления суверенитета Республики Казахстан. Бизнес и право. 1994. № 1.
  2. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алма-Ата Дауір.1992.
  3. Морозов А.А. Казахстан за годы независимости. Подобщ.ред. Султанова Б.К.Научно-популярное издание.- Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2005.- 236с.
  4. Назарбаев Н.А. концепция внешней политики требует адаптации к современным условиям. Казахстанская правда.2000 3 октября.
  5. Нысанбаев А.А Политология
  6. Правовая реформа в Казахстане 2001г. №4