План
Введение
Глава 1. Содержание, сущность инвестиционной деятельности предприятия.
Глава 2. Особенности инвестиционной стратегии предприятия на современном этапе в Казахстане
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас, когда страна добилась относительной стабилизации макроэкономических показателей, важнейшей задачей становится осуществление мер по достижению экономического роста. Концепция экономического роста предполагает широкое привлечение иностранных капиталов, капиталов отечественного частного бизнеса в различные отрасли экономики. И государство обязано создавать благоприятные условия, чтобы инвестиции частных предприятий нашли приложение именно в нашей стране.
С точки зрения эффективности в данный момент наиболее предпочтительными являются прямые инвестиции зарубежных инвесторов и собственных предпринимателей в казахстанскую экономику вместо привлечения кредитов по государственной линии. Ведь очевидно, что последнее связано как с дальнейшим нарастанием внешнего долга республики, так использования и их возврата.
Акцент на накопление и инвестирование капиталов, включая привлечение иностранных инвестиций, позволяет решать сразу несколько важных для экономики проблем. В первую очередь это, безусловно, фактор интенсивного экономического роста, благодаря которому осваиваются передовые технологии, происходит насыщение рынков товарами отечественного производства, повышается конкурентоспособность экспортной продукции.
Сейчас же прямые инвестиции иностранных капиталов еще не оказывают существенного влияния на экономику. Несмотря на все усилия, она остается малопривлекательной для иностранных предпринимателей в плане прямых вложений. И это при том, что Казахстан имеет крупный рыночный потенциал, разнообразие природных ресурсов и стратегически выгодное местоположение, которые необходимо использовать, создав механизмы широкого, устойчивого притока финансов и технологий в производство.
Для привлечения инвесторов в экономику страны необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Создание благоприятного инвестиционного климата в стране — это целый комплекс различных мер: совершенствование законодательной базы по стимулированию и предоставлению льгот по налогам и таможенным тарифам, упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах, развитие рыночной инфраструктуры и валютного рынка, устойчивость банковской системы и многие другие факторы. Но вместе с тем главной чертой, характеризующей привлекательность страны для прямых вложений иностранных капиталов, является система экономических стимулов и льгот, предусмотренная законодательством страны. При прочих равных условиях потенциальные инвесторы отдают предпочтение стране, предоставляющей льготы в области налогообложения.
Также немаловажным фактором является предоставление потенциальным инвесторам гарантий. Это должно повысить мотивацию к инвестированию капиталов в нашу экономику. Гарантии обеспечивают инвесторам свободу конкуренции, то есть права по отношению к конкурентам; свободу предпринимательской деятельности, то есть права по отношению к государству. Наиболее важными гарантиями являются:
- неограничение прав утвержденного инвестора на распоряжение своей долей в уставном фонде, акциями хозяйственного товарищества, на свободный перевод капитала, прибылей или доходов, полученных в результате продажи долевого участия в уставном фонде или акций хозяйственного товарищества при условии уплаты налогов.
- запрет на создание государственных монополий, контролирующих сбыт или продажу товаров, производимых инвестором;
- неприменение мер контроля или регулирования цен при сбыте сырья или продаже товаров;
- беспрепятственное открытие счетов в национальной и иностранной валюте, проведение конвертации валюты и тенге;
- запрет государственным органам и должностным лицам на создание препятствий инвесторам в управлении принадлежащим им на праве собственности имущества;
- законодательная защита инвестиций, прибыли (дохода), дивидендов, прав и законных интересов инвесторов.
Инвесторы получают также значительную свободу на право пользования системой стимулирующих мер для реализации инвестиционных проектов. Во-первых, четко и однозначно определены льготы и преференции. Размеры их ставятся в прямую зависимость от объемов прямых инвестиций, приоритетности сектора экономики — возможности предпринимателей для инвестирования могут быть расширены. Во-вторых, государство предоставляет натурные гранты; на срок до 5 лет с момента заключения контракта понижаются ставки подоходного налога с юридических лиц, земельного налога и налога на имущество — до 100% основной ставки, а также на последующий период до 5 лет предусматривается понижение ставки подоходного налога с юридических лиц, земельного налога и налога на имущество в пределах не более 50% основной ставки; в-третьих, закон позволяет полное или частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами импорта оборудования, сырья и материалов, необходимых для реализации проекта.
ГЛАВА 1. Содержание, сущность инвестиционной деятельности предприятия.
Одной из важнейших предпосылок экономического, возрождения Казахстана являются стабилизация и рост производства во всех отраслях, но прежде всего — в промышленности. Однако нужен рост только конкурентного производства, которое, используя достижения научно-технического прогресса, может удовлетворять производственные потребности в товарах, получать ресурсы как для расширенного производства, так и для развития непроизводственной сферы, а также способно избежать банкротства, выжить в конкурентной борьбе за покупателя и источники инвестиций. В рыночном экономическом механизме управления предприятиями необходима система управления конкурентоспособностью, которая бы учитывала интересы инвесторов, производителей и потребителей. Информация о конкурентоспособности нужна в практике предпринимательства и менеджмента при решении вопросов инвестирования, маркетинга, банкротства, санации предприятий и т.п.
Таким образом, составной частью системы управления конкурентоспособностью производства с целью осуществления эффективной деятельности предприятий должна стать оценка инвестиционной активности и привлекательности.
Инвестиционная активность включает:
- комплекс работ по созданию инвестиционных проектов (бизнес-планов, идей и т.п.), установлению контактов с потенциальными инвесторами;
- взаимодействие с республиканскими и местными властями, отраслевыми объединениями;
- поиск и распространение информации об инвестиционной стратегии предприятий.
На практике значительная группа казахстанских предприятий вообще не осуществляла инвестиции, другие приобретали оборудование н проводили реконструкцию производства, третьи вкладывали средства и оборотный капитал, строительство жилья и другие объекты социальной сферы. В целом лишь малой доле предприятий удалось реализовать свою инвестиционную активность, треть их продолжает работу в непроизводственной сфере.
Под инвестиционной привлекательностью следует понимать гарантированное, надежное и своевременное достижение целей инвестор на базе экономических результатов деятельности данного инвестируемого производства. Инвестиционная привлекательность предопределяется комплексом разнообразных факторов, состав и роль которых могут изменяться в зависимости от контингента инвесторов, преследующих разные цели, и от производственно-технических особенностей инвестируемого производства, качества его экономического развития в прошлом, в настоящем и будущем.
Отсюда возникает необходимость оценки инвестиционной привлекательности. Возможная в этой связи информация нужна и инвесторам для формирования приоритетной инвестиционной стратегии, и заемщикам (производителям) для маркетингового поиска своей «рыночной ниши», для надежного технико-экономического обоснования предпринимательского проекта будущего производства. Также она нужна для разработки и своевременной реализации текущих и перспективных планов совершенствования существующего производства в том направлении, которое ведет к получению экономических результатов, привлекательных для инвесторов и гарантирующих достижение их целей.
Разработка инвестиционной политики, адекватной целям государственной экономической программы, является центральной задачей регулирования и управления народным хозяйством Казахстана.
Для стабилизации и оживления инвестиционной активности предприятий казахстанской промышленности необходимо, в частности, осуществить их структурную перестройку, диверсификацию, повысить технический, организационный и экономический уровни развития, что требует крупных инвестиций. Изыскать их в нужные сроки и достаточном объеме за счет собственных финансовых источников большинство предприятий не может. Возникает проблема поиска инвестора, для которого инвестирование в виде долгосрочных займов, приобретения акций и т.п. должно стать привлекательным.
При оценке инвестиционной привлекательности необходимо учитывать специфику казахстанского рынка, для которого характерны:
- нестабильность;
- отсутствие тесной зависимости между эффективностью использования ресурсов предприятия и его финансовыми показателями (в частности прибылью), которые улучшаются прежде всего за счет завышения цен в условиях монополизма, слабой конкуренции, несовершенной нормативно-правовой системы;
- отсутствие достоверной и сравнимой информации о финансовое положении предприятий из-за частых изменений условий хозяйствования, методологии учета и отчетности;
- практически полное отсутствие в доступной официальной статистической информации среднеотраслевых показателей (производственных и финансовых), необходимых для сравнительной оценки предприятий;
- отсутствие производственного учета и практики формирования внутрипроизводственной информации для нужд менеджеров;
- частое отсутствие систематизированных и достоверных сведений с конъюнктуре рынка, о тенденциях ее изменения и т.п.
Современные условия требуют новых подходов к управлению финансовыми ресурсами предприятий, адекватного рыночным отношениям и приближенного к стандартам учета, отчетности и анализа, принятых в мировой практике. Грамотно управлять свободным, самостоятельным предприятием гораздо сложнее, чем предприятием, работавшим в условиях административной системы. Это проявляется, прежде всего, в отмене безвозмездной государственной поддержки предприятий, в изменении кредитной системы, в увеличении заинтересованности поставщиков и потребителей продукции, акционеров, банков, налоговых органов в стабильной работе предприятий и устойчивости их финансового положения. Таким образом, деятельность предприятий должна быть направлена, прежде всего, на создание финансовых ресурсов для развития производства, обеспечения роста рентабельности, привлекательности для инвесторов, иными словами, на повышение его эффективности.
Однако с переходом Казахстана к рыночной экономике для предприятий республики стало характерно наличие разных форм собственности, определение же способов повышения эффективности предприятия любой формы собственности базируется на анализе его инвестиционной активности, привлекательности и финансового состояния. Это, естественно, сказывается на формировании системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятий, включая оценку инвестиционной активности и привлекательности. Представляет большой интерес разработанная и используемая в западных фирмах система финансовых показателей, которая позволяет определить круг сведений, особенно важный с точки зрения оперативного принятия управленческих решений, и дает возможность глубже оценить тенденции изменения финансовых показателей под влиянием различных факторов. На сегодняшний день в Казахстане еще не существует оптимальной системы показателей оценки деятельности предприятий, и в основном применяются методики, разработанные казахстанскими учеными.
Изучение практики казахстанских предприятий, экономической литературы и международного опыта показало, что используемые в республике методы анализа деятельности предприятий предполагают слишком большое количество коэффициентов, которые не носят системного характера. Применительно к сегодняшним хозяйственным условиям достаточно использовать только часть предлагаемых показателей, в частности, те, которые могли бы стать основой для принятия управленческих решений. При этом необходимо соблюдать логику оценки инвестиционной привлекательности, которую целесообразно проводить в последовательности, указанной на рисунке 1.
Рис 1. Последовательность оценки инвестиционной привлекательности предприятия.
Таким образом, в первую очередь необходимо рассчитать показатели платежеспособности, то есть выявить наличие у предприятия средств на погашение долгов. Во вторую очередь следует определить финансовую устойчивость, а именно: насколько высока степень независимости предприятия после возмещения заемных средств. И, наконец, в-третьих, необходимо определить инвестиционную привлекательность предприятия, то есть нужно решить вопрос о целесообразности инвестирования средств в данное производство.
Под платежеспособностью предприятия понимают его готовность погасить краткосрочную задолженность своими средствами. Платежеспособность — это важнейший показатель, характеризующий финансовое положение предприятия. Оценка платежеспособности производится по данным баланса на основе характеристики ликвидности оборотных активов, то есть времени, которое необходимо для превращения их в денежную наличность.
Важная роль в инвестиционной стратегии отводится разработке направлений, усиливающих положительное воздействие как внешних, так и внутренних условий на деятельность предприятия. А именно, с одной стороны, инвестиции могут быть вложены:
в развитие смежных предприятий и предприятий отрасли, с которыми инвесторы поддерживают кооперативные связи;
- в виде долевого участия предприятий в совместные проекты в форме прямого кредитования объектов или за счет деятельности на рынке ценных бумаг;
- в социальную инфраструктуру, а также в факторы производства общего и узкоспециализированного характера, без развития которых предприятие не сможет получить конкурентного преимуществами ни внутри страны, ни за ее пределами и т.п.
С другой стороны, инвестиционная деятельность должна быть направлена на совершенствование профиля предприятия, в частности, на:
- развитие его стратегического потенциала за, счет приращения тех или иных ресурсов;
- создание необходимых товарно-материальных запасов в объеме обеспечивающем конкурентный статус предприятия, что означает определение наиболее предпочтительных форм воспроизводства. Также инвестиционная стратегия предприятия предполагает формирование инвестиционного портфеля, то есть совокупности ценных бумаг, принадлежащих предприятию.
Первым этапом инвестиционной стратегии является анализ рынка, в результате которого предприятия получают информацию, касающуюся:
1) состояния рынка, его наполнения и ликвидности, легкости или затруднительности привлечения инвестиций, динамики процентной ставки и курсовой стоимости ценных бумаг при условии наличия у предприятия инвестиционного портфеля;
2) наличия законодательных льгот и ограничений;
3) общеэкономических факторов (уровень инфляции и т.д.);
4) уровня платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
Следующий этап инвестиционной стратегии предприятия включает:
1) определение целей стратегии (на основе изучения рынка и анализа производственных потребностей);
2) разработку текущей программы (исходя из целей разрабатывается программа, предусматривающая этапы её реализации);
3) планирование в рамках заданных целей (на основе прогнозных данных, а также применения прогрессивных методов, нормативов и норм, балансовых расчетов разрабатываются кратко-, средне-, долгосрочные планы);
4) выяснение и анализ проблем (на основе экономической оценки доходов от вложений проводятся выявление и анализ существующих проблем, решение которых обеспечит всем потенциальным инвесторам реальный прирост стоимости капитала);
5) принятие и практическую реализацию решений (грамотная организация, корректирующие и контролирующие действия способствуют реализации стратегических решений и позволяют избежать ошибок, следствием которых могла бы стать невозможность осуществления инвестиционной стратегии).
Таким образом, при формировании инвестиционной стратегии особое внимание должно быть уделено поддержанию на соответствующем уровне гибкости производства, так как жесткий производственный профиль предприятия в условиях динамичного рынка может в определенный момент привести к несостоятельности (банкротству) предприятия. Разработка инвестиционной стратегии обеспечит достижение поставленных целей, достаточно высокую доходность вложений и минимальные риски.
Глава 2. Особенности инвестиционной стратегии предприятий на современном этапе в Казахстане.
Сложившиеся экономические условия в Казахстане и его регионах пока еще не содержат реальных предпосылок для самоактивизации инвестиционных процессов. Не создан устойчивый экономический интерес к развитию производственного потенциала, нет механизма аккумулирования инвестиционных ресурсов для производственного сектора, не обеспечено рациональное распределение инвестиций между центром и областями, не сформированы инвестиционные институты, способные организовать эффективный инвестиционный процесс и межотраслевой перелив капитала на территории региона. Все это диктует необходимость создания механизма реализации инвестиционной политики, способного реанимировать инвестиционный процесс в стране.
Механизм стимулирования инвестиционной активности должен включать всю совокупность инструментов налогового, бюджетного и финансово-кредитного регулирования, способствовать увеличению финансовых средств, необходимых для инвестирования экономики, создавать условия для предпочтения инвестирования производства расходам на посредническую, коммерческую и другого рода деятельность спекулятивного характера. В условиях формирования рыночных отношений этот механизм должен согласовывать интересы иерархических уровней и хозяйствующих субъектов различных форм собственности и включать несколько блоков:
- экономические рычаги и организационные меры, способствующие рациональному распределению и эффективному использованию централизованных капитальных вложений (из государственного и местного бюджетов);
- экономический механизм закрепления финансовой базы инвестиционной деятельности на региональном уровне;
- экономические методы, способствующие росту собственных накоплений предприятий и организаций;
- экономический механизм стимулирования инвестиционной активности частных предпринимателей;
- инструменты задействования накоплений населения на цели инвестирования экономики;
- меры по привлечению прямых и заемных иностранных инвестиций; .
- содействие развитию рынка ценных бумаг и других рыночных источников финансирования капитальных вложений.
Помимо общих принципов управления и организационной структуры система управления включает цели и задачи управления, систему методов, исполнительные экономические и организационные механизмы, законодательно оформленные правила и условия выполнения. Функции управления можно разделить на основные и обеспечивающие. К основным функциям управления можно отнести задающую, координирующую, регулирующую и контрольную. К обеспечивающим — информационную, экспертно-аналитическую, нормативно-методическую.
Важным элементом характеристики механизма управления инвестиционной деятельностью предприятий является соотношение между государственным регулированием и саморегулирующими возможностями рыночной экономики. Очевидно, что каждому этапу переходного периода должно быть свойственно иное соотношение.
Государственное регулирование экономики осуществляется в двух взаимосвязанных формах, а именно — в форме законодательства и в форме программ. Законодательство, с одной стороны, устанавливает нужные государству «правила игры» для всех участников управления с учетом политики в той или иной области, с другой — отражает льготные условия для участников конкретных программ по приоритетным проблемам. Программы и проекты позволяют реализовывать все функции управления применительно к важнейшим задачам развития как на стадии разработки, так и в процессе их выполнения. Являясь основными регуляторами, законы и программы занимают разное место в системе управления.
Особенности механизма управления в настоящее время определяются переходным периодом к рыночным отношениям, который в свою очередь требует необходимости использования методов и механизмов; характерных как для рыночной системы, основанной на частной собственности и относительно свободных ценах, так и для планово-распределительной экономики, основанной на общественной собственности. С этой точки зрения можно говорить, что работающий в настоящее время механизм управления находится в стадии формирования и объективно еще не может давать ожидаемого эффекта.
Бюджетная политика представляет собой основной механизм государственного регулирования экономики, так как использование большинства экономических рычагов так или иначе связано с бюджетом. Предоставление централизованных капитальных вложений (из государственного и местного бюджетов) должно стать скорее исключением, чем правилом. Основным критерием выделения централизованных капитальных вложений должно стать единство учета эффективности инвестиционных проектов с приоритетами структурной политики. Выделение централизованных инвестиций без учета этого критерия на основе субъективных решений органов власти может привести к неэффективному распылению и без того скудных государственных средств и, как следствие, — к росту незавершенного производства на местах. Из-за невозможности вкладывать достаточно средств в развитие приоритетных, но капиталоемких отраслей и производств, помимо программного, предполагается осуществлять так называемое «точечное» финансирование, т.е. финансирование конкретных объектов и предприятий, имеющих особо важное значение.
Налоговая политика. В условиях товарно-денежных отношений механизмы налоговой политики являются важнейшим инструментом бюджетной политики, реализуя как распределительную, так и стимулирующую стратегию государства. Налоговая политика является основным источником аккумуляции денежных средств в государстве.
Для создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Казахстан необходим целый комплекс различных мер: совершенствование законодательной базы по стимулированию и предоставлению льгот, по налогам и таможенным тарифам; упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах, развитие рыночной инфраструктуры и валютного рынка, устойчивость банковской системы и др. Но главной чертой, характеризующей привлекательность страны для прямых инвестиций, является наличие льгот в области налогообложения. Следствием этого явился Закон о внесении изменений и дополнений в Указ Президента РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Была усовершенствована правовая база для кардинального изменения инвестиционного климата в РК. В законе были учтены замечания и предложения Международного центра по налогам и инвестициям по улучшению инвестиционного климата в РК.
В целях установления благоприятного инвестиционного климата в 1 налоговый кодекс введен ряд стимулов следующего характера:
- установлены нормы, при которых инвестор имеет право на вычет суммы отчислений в Фонд ликвидации последствий разработки месторождений;
- отнесены на вычеты расходы по собственному строительству для производственных целей;
- увеличены предельные нормы амортизации для оборудования, используемого при добыче и переработке ископаемых;
- увеличен перенос убытков для недропользователей с 5 до 7 лет.
Финансово-кредитная политика государства включает методы финансового маневрирования Национального Банка РК, который в настоящее время занимает ключевые позиции в реализации экономической политики государства. Банковская система включает сеть коммерческих банков. Выполняя функции расчетов и аккумулируя денежные средства, банки являются институтом, определяющим стратегию и тактику кредитной политики, которая в свою очередь выступает в нормально функционирующей рыночной экономике основным регулятором.
Регулирование ставок ссудного процента и норм обязательных банковских резервов обеспечивает влияние на уровень инфляции, динамику цен, курс национальной валюты, экспорт и импорт капитала и продукции. Путем регулирования ссудного процента и предоставления льготных кредитов в рыночных условиях осуществляется перелив инвестиций в приоритетные отрасли и сферы и, таким образом, обеспечивается реструктуризация экономики. Поскольку краткосрочный банковский кредит не может решить проблем инвестирования производства для обеспечения перелива капитала из торгово-посреднической сферы в отрасли материального производства, необходимо повысить процентные ставки под краткосрочные кредиты и резко снизить их под долгосрочные. Для развития долгосрочного кредитования целесообразно внедрение и широкое использование новой его формы — залогового кредитования.
Таможенная политика. Система лицензирования импорта-экспорта является в настоящее время одним из наиболее действенных рычагов воздействия государства на производителей, однако основным препятствием проведения последовательной таможенной политики является отсутствие четких подходов к целям и задачам развития.
Ценовая политика. Возможности воздействия на экономические процессы с помощью ценовой политики в настоящее время достаточно велики, так как в сфере государственного регулирования находятся цены на энергоносители, транспортные тарифы, а также цены на продукцию, закупаемую для федеральных нужд. Политика в области цен тесно переплетается с налоговым механизмом.
Денежно-эмиссионная политика. Политика в данной области является одним из проявлений бюджетной политики и является финансовым методом макрорегулирования. К финансовым методам макрорегулирования часто относят и валютную политику.
Внешнеэкономическая политика. Важным направлением стимулирования внутреннего рынка может выступать внешнеэкономическая политика. Она решает следующие задачи: регулирование внешней торговли, обслуживание внешней задолженности и привлечение внешнего финансирования, привлечение иностранных инвестиций.
В условиях кризиса при ограниченных возможностях стоимостных методов регулирования существенно возрастает роль организационных и нормативных методов. Сюда можно отнести: методы формирования рыночной институциональной инфраструктуры, проведение приватизации и развитие различных организационных форм торгов и конкурсов.
Задачи формирования затратного рыночного механизма регулируются в рамках антимонопольной политики и поддержки предпринимательства.
Важной функцией государственного управления является контроль за соблюдением законодательно установленных нормативов. Выполнение данной функции осуществляется с помощью системы административных взысканий, таких как штрафы, отмена льгот, снятие средств со счетов в безусловном порядке и т.д. С этой точки зрения нормативные требования законодательства всех уровней являются важнейшим условием управляемости. Задача заключается в действенных системах контроля за их выполнением.
На региональном уровне важно закрепление финансовой базы инвестиционной деятельности в виде долгосрочных стабильных нормативов. Например, в США функционирует весьма сложная и развитая система взаимодействия федеральных, штатных и местных органов власти в области инвестиций. Выделение централизованных средств из федерального бюджета на цели инвестирования носит строго программно-целевой характер и используется на строительство ЛЭП, автодорог, аэропортов, содействие жилищному строительству, коммунальному хозяйству и др. Соотношение средств федерального бюджета и местных источников во всех инвестициях штатов и территорий в 70-е годы составило 37:63, а в настоящее время изменилось в сторону сокращения централизованных инвестиций и составляет 23:77.
Переход на программные методы управления в первую очередь связан с ликвидацией организационной системы, основанной на планово-распределительных методах управления. Являясь по своей сути прогрессивными, программные методы на начальном этапе реформы еще не могут дать необходимого эффекта. Это связано с эклектичностью переходного периода, имеющего два противоположных системообразующих признака. Это — свободные цены как признак рыночной экономики и общественная собственность как признак социалистической системы.
Исходя из этого можно говорить, что по мере развития рыночных отношений эффективность использования программных методов должна возрастать.
Основной формой программного управления выступают целевые комплексные программы. Принципы их разработки базируются на понятиях и принципах программно-целевого планирования.
Наиболее важными из них являются:
- целенаправленность — целевая ориентация программ на обеспечение конечных результатов;
- системность — разработка совокупности мер, необходимых для реализации программы (организационно-экономических, законодательных, политических, административных, технологических и т.д.) во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом. Программы, ориентированные на реализацию целевых установок развития страны в целом должны иметь в общественной системе статус наибольшего благоприятствования;
- комплексность — имеется в виду, что разработка отдельных увязанных между собой элементов программной структуры, обеспе чивающих достижение более частных целей (подцелей), должна осуществляться в соответствии с основной (генеральной) целью той или иной программы;
- обеспеченность — состоит в том, что все мероприятия, предусмотренные в программе, должны быть обеспечены различными видами необходимых для ее реализации ресурсов: финансовых, информационных, материальных, трудовых;
- приоритетность — иначе говоря, отдается предпочтение приоритетным задачам, исходя из общей концепции развития;
- экономическая безопасность разрабатываемых мероприятий;
- согласованность — речь идет о согласованности государственных и региональных интересов и задач;
- своевременность достижения требуемого конечного результата в установленные сроки.
На начальном этапе переходного периода есть ограничения, существенно сдерживающие распространение данной методологии как дох управления крупными инвестиционными проектами, так и управление комплексными программами. К ним относятся: общий спад производства и неустойчивое функционирование экономики; резкое сокращение государственных инвестиций и спад инвестиционной активности; высокий уровень инфляции; недостаточная развитость кредитно-финансовой и банковской систем, сдерживающая оборот инвестиций и капиталов; отсутствие надежной системы обеспечения гарантий и льгот для инвесторов, в том числе иностранных.
Методы управления проектами — проверенный инструмент реализации инвестиционных проектов необходимого качества в установленные сроки в рамках принятого бюджета.
Помимо идеологии программного управления к предпосылкам перехода на методы управления инвестиционными проектами можно отнести:
- ликвидацию планово-распределительной системы, основанной на принудительном и волевом администрировании, начало формирования правовой системы регулирования;
- постепенный переход к рыночным отношениям и становление различных форм собственности;
- проведение приватизации государственной собственности;
- определенное движение в направлении демонополизации производителей и разного рода подрядных организаций, в частности, в инвестиционной сфере, подрядной деятельности, научных исследованиях, проектировании и т.д.;
- отмену государственной монополии в области внешней торговли;
- формирование рынка инвестиционных проектов, недвижимости (незавершенное строительство), ценных бумаг, подрядных и других работ;
- процесс децентрализации управления и постепенную передачу определенных функций на места;
- процесс образования новых организационных форм управления рыночного характера;
- создание инвестиционных компаний, инжиниринговых и консалтинговых фирм, предлагающих свои услуги в области экономической, управленческой, информационной поддержки реализации проектов;
- появление в инвестиционной сфере первых проектно-ориентированных структур, создаваемых как на основе государственных предприятий, так и вновь организованных фирм;
- определенные изменения в психологии управленцев;
- развитие компьютерных программ, сетей и электронной почты;
- активное привлечение к реализации инвестиционных проектов иностранных подрядчиков и инвесторов, которые уже сегодня широко используют методы управления проектами;
- создание новых рыночных структур, работающих с проектами (инвестиционные фонды, финансовые компании, коммерческие банки и др.), которые строят свою работу на проектной основе.
Немаловажным при решении о возможности инвестирования является также оценка эффективности капитальных вложений. С целью оценки эффективности вложений на основе сопоставления затрат на проект и результатов его реализации используется концепция проектного анализа (анализ инвестиционных проектов).
Проектным анализом называется процесс анализа доходности капитального проекта. Иными словами, это сопоставление затрат на капитальный проект и выгод, которые будут получены от этого проекта. А так как выгоды от любого инвестиционного (капитального) проекта и затраты на него обычно многочисленны и не всегда легко вычисляемы, то определение доходности превращается в длительный анализ всех стадий и аспектов инвестиционного проекта. В результате проектный анализ стал концепцией, которая кладется в основу инвестиционных проектов в странах с рыночной экономикой. В концепции проектного анализа сложился свой подход к стадиям проекта и аспектам его анализа.
По мере подготовки и реализации инвестиционный проект проходит «жизненный цикл», состоящий из различных стадий. Границы между ними не всегда четки, но, тем не менее, можно выделить шесть таких стадий (иногда их насчитывают восемь):
1,2. Предидентификация и идентификация проекта (эти две стадии часто объединяют). На этих стадиях вначале рождается сама идея, а затем подготавливаются основные детали проекта, он проходит предварительное обоснование и сравнивается с набросками других проектов, признается заслуживающим детальной разработки. Иначе говоря, это стадия предварительного технико-экономического обоснования.
- Разработка проекта. На этой стадии, которую можно назвать стадией подготовки технико-экономического обоснования, осуществляется детальная проработка всех аспектов, призванных обосновать выгодность проекта.
- Оценка (экспертиза) проекта. Подготовленный проект изучается и обсуждается руководством фирмы, независимыми экспертами, потенциальными кредиторами и т. д,
- Принятие проекта (переговоры по проекту). На этой стадии руководство всех уровней и кредиторы принимают окончательное решение по проекту, а так как у самой фирмы обычно имеются альтернативные возможности для использования экономических ресурсов или же у кредиторов имеются предложения о финансировании других проектов, то эта стадия может оказаться не такой короткой, как кажется на первый взгляд.
- Реализация проекта. Здесь главное — это контроль и наблюдение за реализацией проекта, с тем, чтобы его выполнение не отклонялось от графика, и одновременное внесение оперативных изменений в проект, если они действительно необходимы.
7, 8. Эксплуатация проекта и оценка его результатов. На этих последних стадиях (часто объединяемых в одну) не только получают выгоды от введенного в строй объекта, но и неоднократно сравнивают полученные результаты с планировавшимися. Это нужно и для анализа выявляющихся отклонений, и для приобретения опыта для подготовки новых проектов. Последняя стадия обычно самая продолжительная, так как проект начинает наконец-то работать и приносить выгоду.
Заключение
Ключевым фактором, определяющим возможность стабилизации и последующего экономического роста, является высокая инвестиционная активность. Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили правовое, финансово-экономическое и социальное положение основного звена народного хозяйства — предприятия (организации), его статус в системе хозяйственного и гражданского оборота. Вместо преобладавших ранее во всех отраслях экономики предприятий (организаций), основанных на государственной собственности, возникли и функционируют миллионы предприятий (организаций), базирующихся на частной, смешанной, акционерной собственности. Все это повлияло на изменение механизма управления и организации инвестиционной деятельности как основы экономического роста, на повышение конкурентоспособности организаций и экономики в целом.
Одновременно с развитием рыночных отношений в практике хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности широкое распространение получили финансовые инвестиции. Появляется все больше акционерных обществ; государство, банки, предприятия все чаще используют долговые ценные бумаги как способ привлечения свободных денежных капиталов. Развивается рынок производных ценных бумаг — фьючерсных контрактов, закладных.
В эту трудную эпоху перемен Казахстану необходимо определить какую стратегию выбрать для своего развития. В настоящее время необходимо определить нужно ли привлекать инвестиции и если да, то на каких условиях.
На мой взгляд, для того, чтобы привлечь потенциальных инвесторов на казахстанский рынок необходимо в первую очередь снизить налоги, т.к. в настоящее время в Казахстане слишком высокая совокупная норма налогообложения. Также я считаю, что необходимо ввести стимулирующие льготы именно на инвестирования в сфере обрабатывающей промышленности, т.к. в настоящее время основная масса инвестиций приходится на добывающую отрасль, в связи с чем происходит «разбазаривание» национальных природных ресурсов и «выкачивание» денег из экономики страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиций» — апрель 1998.
- Закон Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях», декабрь 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 15.10.95 г.. 15.07.96 г. 02.06.97г 11.07.97 г, 16.07.97 г.).
- Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об иностранных инвестициях» от 16 июня 1998 г. — Каз. правда, 18 июля 1998 г.
- Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание страны народу Казахстана Каз. правда, 11 октября 1998 г.
- Алимбаев А. и др. Инвестиционный процесс как социально-экономическая система/ Алимбаев А.. Жуманова Б., Садыкова А.// Транзитная экономика. — 1999.-№ 1.
- Алыбаев С.А. «Перспективы интеграции Казахстана в мировую экономику»
- Атамкулов Б., Исенов М. Свет и тени инвестиционной политики// Аль-Пари. — 1999.-№ 1,-с. 32-37
- Байтелекова Б. «Иностранные инвестиции в Республики Казахстан»/Деловая неделя № 11, 1998.
- Инвестиции в основной капитал// Статистическое обозрение Казахстана. — 1999.-№ — 4.-с. 11-13.
- Отраслевой и региональный аспекты привлечения иностранных инвестиций в экономику Казахстана. Г. Балахметова. Аль-Пари, № 6, 2000г.
- Финансы. Учебник. Мельников В.Д., Ильясов К.К., Алматы, 1998г.
- Программа государственных инвестиций РК на 2000-2002 годы.
- Внешнеэкономическая деятельность Республики Казахстан. Статистический сборник. Агентство Республики Казахстан по статистике, Алматы, 2002.
- Финансы, денежное обращение и кредит. Под редакцией В.К. Сенчагова, М.: «Проспект», 1999г.
- Финансы. Под редакцией Дробозиной Л.А., М. 1999 г.
- Финансы. Под ред. В.М. Родионовой. М., 1995 г.