АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Инвестиционная политика предприятия

План

 

Введение

 

Глава 1. Содержание, сущность инвестиционной деятельности предприятия.

 

Глава 2. Особенности инвестиционной стратегии предприятия на современном этапе в Казахстане

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сейчас, когда страна до­билась относительной стаби­лизации макроэкономических показателей, важнейшей за­дачей становится осуществле­ние мер по достижению эко­номического роста. Концепция экономического роста пред­полагает широкое привлече­ние иностранных капиталов, капиталов отечественного частного бизнеса в различные отрасли экономики. И госу­дарство обязано создавать благоприятные условия, чтобы инвестиции частных предприятий нашли приложение именно в нашей стране.

С точки зрения эффектив­ности в данный момент наибо­лее предпочтительными явля­ются прямые инвестиции за­рубежных инвесторов и соб­ственных предпринимателей в казахстанскую экономику вместо привлечения кредитов по государственной линии. Ведь очевидно, что последнее связано как с дальнейшим на­растанием внешнего долга республики, так использова­ния и их возврата.

Акцент на накопление и инвестирование капиталов, включая привлечение инос­транных инвестиций, позволя­ет решать сразу несколько важных для экономики про­блем. В первую очередь это, безусловно, фактор интенсив­ного экономического роста, благодаря которому осваиваются передовые технологии, происходит насыщение рын­ков товарами отечественного производства, повышается конкурентоспособность эк­спортной продукции.

Сейчас же прямые инвес­тиции иностранных капиталов еще не оказывают существен­ного влияния на экономику. Несмотря на все усилия, она остается малопривлекательной для иностранных предприни­мателей в плане прямых вло­жений. И это при том, что Ка­захстан имеет крупный рыноч­ный потенциал, разнообразие природных ресурсов и страте­гически выгодное местополо­жение, которые необходимо использовать, создав механиз­мы широкого, устойчивого при­тока финансов и технологий в производство.

Для привлечения инвесторов в экономику страны необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Создание благоприятного инвестиционного климата в стране — это целый комплекс различных мер: совершенство­вание законодательной базы по стимулированию и предос­тавлению льгот по налогам и таможенным тарифам, упорядочение принятия управлен­ческих решений в государ­ственных органах, развитие рыночной инфраструктуры и валютного рынка, устойчивость банковской системы и многие другие факторы. Но вместе с тем главной чертой, характе­ризующей привлекательность страны для прямых вложений иностранных капиталов, явля­ется система экономических стимулов и льгот, предусмот­ренная законодательством страны. При прочих равных условиях потенциальные ин­весторы отдают предпочтение стране, предоставляющей льготы в области налогообло­жения.

Также немаловажным фактором является предоставление  потенциальным инвесторам гарантий. Это должно повысить мотивацию к инвес­тированию капиталов в нашу экономику. Гарантии обеспе­чивают инвесторам свободу конкуренции, то есть права по отношению к конкурентам; свободу предпринимательской деятельности, то есть права по отношению к государству. Наиболее важными гарантия­ми являются:

  • неограничение прав ут­вержденного инвестора на рас­поряжение своей долей в ус­тавном фонде, акциями хозяй­ственного товарищества, на свободный перевод капитала, прибылей или доходов, полу­ченных в результате продажи долевого участия в уставном фонде или акций хозяйствен­ного товарищества при ус­ловии уплаты налогов.
  • запрет на создание государственных монополий, кон­тролирующих сбыт или прода­жу товаров, производимых ин­вестором;
  • неприменение мер кон­троля или регулирования цен при сбыте сырья или продаже товаров;
  • беспрепятственное открытие счетов в национальной и иностранной валюте, прове­дение конвертации валюты и тенге;
  • запрет государственным органам и должностным ли­цам на создание препятствий инвесторам в управлении при­надлежащим им на праве соб­ственности имущества;
  • законодательная защита инвестиций, прибыли (дохода), дивидендов, прав и законных интересов инвесторов.

Инвесторы получают также значительную свободу на пра­во пользования системой сти­мулирующих мер для реализа­ции инвестиционных проектов. Во-первых, четко и однознач­но определены льготы и пре­ференции. Размеры их ставят­ся в прямую зависимость от объемов прямых инвестиций, приоритетности сектора эко­номики — возможности пред­принимателей для инвестиро­вания могут быть расширены. Во-вторых, государство пре­доставляет натурные гранты; на срок до 5 лет с момента заключения контракта понижа­ются ставки подоходного на­лога с юридических лиц, зе­мельного налога и налога на имущество — до 100% основ­ной ставки, а также на после­дующий период до 5 лет пре­дусматривается понижение ставки подоходного налога с юридических лиц, земельного налога и налога на имущество в пределах не более 50% ос­новной ставки; в-третьих, за­кон позволяет полное или час­тичное освобождение от об­ложения таможенными пош­линами импорта оборудова­ния, сырья и материалов, не­обходимых для реализации проекта.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Содержание, сущность инвестиционной деятельности предприятия.

 

Одной из важнейших предпосылок экономического, возрождения Казахстана являются стабилизация и рост производства во всех отрас­лях, но прежде всего — в промышленности. Однако нужен рост только конкурентного производства, которое, используя достижения научно-технического прогресса, может удовлетворять производственные по­требности в товарах, получать ресурсы как для расширенного производ­ства, так и для развития непроизводственной сферы, а также способно избежать банкротства, выжить в конкурентной борьбе за покупателя и источники инвестиций. В рыночном экономическом механизме управ­ления предприятиями необходима система управления конкурентоспо­собностью, которая бы учитывала интересы инвесторов, производите­лей и потребителей. Информация о конкурентоспособности нужна в практике предпринимательства и менеджмента при решении вопросов инвестирования, маркетинга, банкротства, санации предприятий и т.п.

Таким образом, составной частью системы управления конкуренто­способностью производства с целью осуществления эффективной дея­тельности предприятий должна стать оценка инвестиционной активно­сти и привлекательности.

Инвестиционная активность включает:

  • комплекс работ по созданию инвестиционных проектов (бизнес-планов, идей и т.п.), установлению контактов с потенциальными инве­сторами;
  • взаимодействие с республиканскими и местными властями, отрас­левыми объединениями;
  • поиск и распространение информации об инвестиционной страте­гии предприятий.

На практике значительная группа казахстанских предприятий во­обще не осуществляла инвестиции, другие приобретали оборудование н проводили реконструкцию производства, третьи вкладывали средства и оборотный капитал, строительство жилья и другие объекты социальной сферы. В целом лишь малой доле предприятий удалось реализовать свою инвестиционную активность, треть их продолжает работу в непро­изводственной сфере.

Под инвестиционной привлекательностью следует понимать га­рантированное, надежное и своевременное достижение целей инвестор на базе экономических результатов деятельности данного инвестируе­мого производства. Инвестиционная привлекательность предопределя­ется комплексом разнообразных факторов, состав и роль которых могут изменяться в зависимости от контингента инвесторов, преследующих разные цели, и от производственно-технических особенностей инвести­руемого производства, качества его экономического развития в про­шлом, в настоящем и будущем.

Отсюда возникает необходимость оценки инвестиционной привле­кательности. Возможная в этой связи информация нужна и инвесторам для формирования приоритетной инвестиционной стратегии, и заемщи­кам (производителям) для маркетингового поиска своей «рыночной ниши», для надежного технико-экономического обоснования предприни­мательского проекта будущего производства. Также она нужна для раз­работки и своевременной реализации текущих и перспективных планов совершенствования существующего производства в том направлении, которое ведет к получению экономических результатов, привлекатель­ных для инвесторов и гарантирующих достижение их целей.

Разработка инвестиционной политики, адекватной целям государст­венной экономической программы, является центральной задачей регу­лирования и управления народным хозяйством Казахстана.

Для стабилизации и оживления инвестиционной активности пред­приятий казахстанской промышленности необходимо, в частности, осу­ществить их структурную перестройку, диверсификацию, повысить тех­нический, организационный и экономический уровни развития, что тре­бует крупных инвестиций. Изыскать их в нужные сроки и достаточном объеме за счет собственных финансовых источников большинство предприятий не может. Возникает проблема поиска инвестора, для ко­торого инвестирование в виде долгосрочных займов, приобретения ак­ций и т.п. должно стать привлекательным.

При оценке инвестиционной привлекательности необходимо учи­тывать специфику казахстанского рынка, для которого характерны:

  • нестабильность;
  • отсутствие тесной зависимости между эффективностью использо­вания ресурсов предприятия и его финансовыми показателями (в част­ности прибылью), которые улучшаются прежде всего за счет завышения цен в условиях монополизма, слабой конкуренции, несовершенной нор­мативно-правовой системы;
  • отсутствие достоверной и сравнимой информации о финансовое положении предприятий из-за частых изменений условий хозяйствования, методологии учета и отчетности;
  • практически полное отсутствие в доступной официальной стати­стической информации     среднеотраслевых     показателей (производственных и финансовых), необходимых для сравнительной оценки предприятий;
  • отсутствие производственного учета и практики формирования внутрипроизводственной информации для нужд менеджеров;
  • частое отсутствие систематизированных и достоверных сведений с конъюнктуре рынка, о тенденциях ее изменения и т.п.

Современные условия требуют новых подходов к управлению фи­нансовыми ресурсами предприятий, адекватного рыночным отношени­ям и приближенного к стандартам учета, отчетности и анализа, приня­тых в мировой практике. Грамотно управлять свободным, самостоя­тельным предприятием гораздо сложнее, чем предприятием, работав­шим в условиях административной системы. Это проявляется, прежде всего, в отмене безвозмездной государственной поддержки предприятий, в изменении кредитной системы, в увеличении заинтересованности по­ставщиков и потребителей продукции, акционеров, банков, налоговых органов в стабильной работе предприятий и устойчивости их финансо­вого положения. Таким образом, деятельность предприятий должна быть направлена, прежде всего, на создание финансовых ресурсов для развития производства, обеспечения роста рентабельности, привлека­тельности для инвесторов, иными словами, на повышение его эффек­тивности.

Однако с переходом Казахстана к рыночной экономике для пред­приятий республики стало характерно наличие разных форм собствен­ности, определение же способов повышения эффективности предпри­ятия любой формы собственности базируется на анализе его инвестици­онной активности, привлекательности и финансового состояния.  Это, естественно, сказывается на формировании системы показателей, харак­теризующих хозяйственную деятельность предприятий, включая оценку инвестиционной активности и привлекательности. Представляет большой интерес разработанная и используемая в западных фирмах система финансовых показателей, которая позволяет определить круг сведений, особенно важный с точки зрения оперативного принятия управленче­ских решений, и дает возможность глубже оценить тенденции измене­ния финансовых показателей под влиянием различных факторов. На сегодняшний день в Казахстане еще не существует оптимальной систе­мы показателей оценки деятельности предприятий, и в основном приме­няются методики, разработанные казахстанскими учеными.

Изучение практики казахстанских предприятий, экономической литературы и международного опыта показало, что используемые в рес­публике методы анализа деятельности предприятий предполагают слишком большое количество коэффициентов, которые не носят сис­темного характера. Применительно к сегодняшним хозяйственным ус­ловиям достаточно использовать только часть предлагаемых показате­лей, в частности, те, которые могли бы стать основой для принятия управленческих решений. При этом необходимо соблюдать логику оценки инвестиционной привлекательности, которую целесообразно проводить в последовательности, указанной на рисунке 1.

Рис 1. Последовательность оценки инвестиционной привлекательности предприятия.

Таким образом, в первую очередь необходимо рассчитать показате­ли платежеспособности, то есть выявить наличие у предприятия средств на погашение долгов. Во вторую очередь следует определить финансовую устойчивость, а именно: насколько высока степень незави­симости предприятия после возмещения заемных средств. И, наконец, в-третьих, необходимо определить инвестиционную привлекательность предприятия, то есть нужно решить вопрос о целесообразности инве­стирования средств в данное производство.

Под платежеспособностью предприятия понимают его готов­ность погасить краткосрочную задолженность своими средствами. Платежеспособность — это важнейший показатель, характеризующий финан­совое положение предприятия. Оценка платежеспособности произво­дится по данным баланса на основе характеристики ликвидности обо­ротных активов, то есть времени, которое необходимо для превращения их в денежную наличность.

Важная роль в инвестиционной стратегии отводится разработке на­правлений, усиливающих положительное воздействие как внешних, так и внутренних условий на деятельность предприятия. А именно, с одной стороны, инвестиции могут быть вложены:

 в развитие смежных предприятий и предприятий отрасли, с кото­рыми инвесторы поддерживают кооперативные связи;

  • в виде долевого участия предприятий в совместные проекты в форме прямого кредитования объектов или за счет деятельности на рынке ценных бумаг;
  • в социальную инфраструктуру, а также в факторы производства общего и узкоспециализированного характера, без развития кото­рых предприятие не сможет получить конкурентного преимуще­ствами ни внутри страны, ни за ее пределами и т.п.

С другой стороны, инвестиционная деятельность должна быть на­правлена на совершенствование профиля предприятия, в частности, на:

  • развитие его стратегического потенциала за, счет приращения тех или иных ресурсов;
  • создание необходимых товарно-материальных запасов в объеме обеспечивающем конкурентный статус предприятия, что означает определение наиболее предпочтительных форм воспроизводства. Также инвестиционная стратегия предприятия предполагает фор­мирование инвестиционного портфеля, то есть совокупности ценных бумаг, принадлежащих предприятию.

Первым этапом инвестиционной стратегии является анализ рын­ка, в результате которого предприятия получают информацию, касающуюся:

1) состояния рынка, его наполнения и ликвидности, легкости или затруднительности привлечения инвестиций, динамики процент­ной ставки и курсовой стоимости ценных бумаг при условии на­личия у предприятия инвестиционного портфеля;

2) наличия законодательных льгот и ограничений;

3) общеэкономических факторов (уровень инфляции и т.д.);

4) уровня платежеспособности и финансовой устойчивости пред­приятия.

Следующий этап инвестиционной стратегии предприятия включает:

1) определение целей стратегии (на основе изучения рынка и анали­за производственных потребностей);

2) разработку текущей программы (исходя из целей разрабатывает­ся программа, предусматривающая этапы её реализации);

3) планирование в рамках заданных целей (на основе прогнозных данных, а также применения прогрессивных методов, нормативов и норм, балансовых расчетов разрабатываются кратко-, средне-, долгосрочные планы);

4) выяснение и анализ проблем (на основе экономической оценки доходов от вложений проводятся выявление и анализ сущест­вующих проблем, решение которых обеспечит всем потенциаль­ным инвесторам реальный прирост стоимости капитала);

5) принятие и практическую реализацию решений (грамотная орга­низация, корректирующие и контролирующие действия способст­вуют реализации стратегических решений и позволяют избежать ошибок, следствием которых могла бы стать невозможность осу­ществления инвестиционной стратегии).

Таким образом, при формировании инвестиционной стратегии осо­бое внимание должно быть уделено поддержанию на соответствующем уровне гибкости производства, так как жесткий производственный про­филь предприятия в условиях динамичного рынка может в определен­ный момент привести к несостоятельности (банкротству) предприятия. Разработка инвестиционной стратегии обеспечит достижение постав­ленных целей, достаточно высокую доходность вложений и минималь­ные риски.

 

Глава 2. Особенности инвестиционной стратегии предприятий на современном этапе в Казахстане.

 

Сложившиеся экономические условия в Казахстане и его регионах пока еще не содержат реальных предпосылок для самоактивизации ин­вестиционных процессов. Не создан устойчивый экономический интерес к развитию производственного потенциала, нет механизма аккумулиро­вания инвестиционных ресурсов для производственного сектора, не обеспечено рациональное распределение инвестиций между центром и областями, не сформированы инвестиционные институты, способные организовать эффективный инвестиционный процесс и межотраслевой перелив капитала на территории региона. Все это диктует необходи­мость создания механизма реализации инвестиционной политики, спо­собного реанимировать инвестиционный процесс в стране.

Механизм стимулирования инвестиционной активности должен включать всю совокупность инструментов налогового, бюджетного и финансово-кредитного регулирования, способствовать увеличению фи­нансовых средств, необходимых для инвестирования экономики, созда­вать условия для предпочтения инвестирования производства расходам на посредническую, коммерческую и другого рода деятельность спеку­лятивного характера. В условиях формирования рыночных отношений этот механизм должен согласовывать интересы иерархических уровней и хозяйствующих субъектов различных форм собственности и включать несколько блоков:

  • экономические рычаги и организационные меры, способствую­щие рациональному распределению и эффективному использова­нию централизованных капитальных вложений (из государствен­ного и местного бюджетов);
  • экономический механизм закрепления финансовой базы инвести­ционной деятельности на региональном уровне;
  • экономические методы, способствующие росту собственных на­коплений предприятий и организаций;
  • экономический механизм стимулирования инвестиционной ак­тивности частных предпринимателей;
  • инструменты задействования накоплений населения на цели ин­вестирования экономики;
  • меры по привлечению прямых и заемных иностранных инвести­ций; .
  • содействие развитию рынка ценных бумаг и других рыночных ис­точников финансирования капитальных вложений.

Помимо общих принципов управления и организационной структу­ры система управления включает цели и задачи управления, систему методов, исполнительные экономические и организационные механизмы, законодательно оформленные правила и условия выполнения. Функции управления можно разделить на основные и обеспечивающие. К основным функциям управления можно отнести задающую, координи­рующую, регулирующую и контрольную. К обеспечивающим — инфор­мационную, экспертно-аналитическую, нормативно-методическую.

Важным элементом характеристики механизма управления инве­стиционной деятельностью предприятий является соотношение между государственным регулированием и саморегулирующими возможностя­ми рыночной экономики. Очевидно, что каждому этапу переходного периода должно быть свойственно иное соотношение.

Государственное регулирование экономики осуществляется в двух взаимосвязанных формах, а именно — в форме законодательства и в форме программ. Законодательство, с одной стороны, устанавливает нужные государству «правила игры» для всех участников управления с учетом политики в той или иной области, с другой — отражает льготные условия для участников конкретных программ по приоритетным про­блемам. Программы и проекты позволяют реализовывать все функции управления применительно к важнейшим задачам развития как на ста­дии разработки, так и в процессе их выполнения. Являясь основными регуляторами, законы и программы занимают разное место в системе управления.

Особенности механизма управления в настоящее время определяются переходным периодом к рыночным отношениям, который в свою очередь требует необходимости использования методов и механизмов; характерных как для рыночной системы, основанной на частной собст­венности и относительно свободных ценах, так и для планово-распределительной экономики, основанной на общественной собствен­ности. С этой точки зрения можно говорить, что работающий в настоя­щее время механизм управления находится в стадии формирования и объективно еще не может давать ожидаемого эффекта.

Бюджетная политика представляет собой основной механизм го­сударственного регулирования экономики, так как использование боль­шинства экономических рычагов так или иначе связано с бюджетом. Предоставление централизованных капитальных вложений (из государственного и местного бюджетов) должно стать скорее исключением, чем правилом. Основным критерием выделения централизованных капи­тальных вложений должно стать единство учета эффективности инве­стиционных проектов с приоритетами структурной политики. Выделе­ние централизованных инвестиций без учета этого критерия на основе субъективных решений органов власти может привести к неэффектив­ному распылению и без того скудных государственных средств и, как следствие, — к росту незавершенного производства на местах. Из-за не­возможности вкладывать достаточно средств в развитие приоритетных, но капиталоемких отраслей и производств, помимо программного, предполагается осуществлять так называемое «точечное» финансирова­ние, т.е. финансирование конкретных объектов и предприятий, имею­щих особо важное значение.

Налоговая политика. В условиях товарно-денежных отношений механизмы налоговой политики являются важнейшим инструментом бюд­жетной политики, реализуя как распределительную, так и стимулирую­щую стратегию государства. Налоговая политика является основным источником аккумуляции денежных средств в государстве.

Для создания благоприятного инвестиционного климата в Респуб­лике Казахстан необходим целый комплекс различных мер: совершенст­вование законодательной базы по стимулированию и предоставлению льгот, по налогам и таможенным тарифам; упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах, развитие рыноч­ной инфраструктуры и валютного рынка, устойчивость банковской сис­темы и др. Но главной чертой, характеризующей привлекательность страны для прямых инвестиций, является наличие льгот в области нало­гообложения. Следствием этого явился Закон о внесении изменений и дополнений в Указ Президента РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Была усовершенствована правовая база для карди­нального изменения инвестиционного климата в РК. В законе были уч­тены замечания и предложения Международного центра по налогам и инвестициям по улучшению инвестиционного климата в РК.

В целях установления благоприятного инвестиционного климата в 1 налоговый кодекс введен ряд стимулов следующего характера:

  • установлены нормы, при которых инвестор имеет право на вычет суммы отчислений в Фонд ликвидации последствий разработки месторождений;
  • отнесены на вычеты расходы по собственному строительству для производственных целей;
  • увеличены предельные нормы амортизации для оборудования, используемого при добыче и переработке ископаемых;
  • увеличен перенос убытков для недропользователей с 5 до 7 лет.

Финансово-кредитная политика государства включает методы фи­нансового маневрирования Национального Банка РК, который в на­стоящее время занимает ключевые позиции в реализации экономиче­ской политики государства. Банковская система включает сеть коммер­ческих банков. Выполняя функции расчетов и аккумулируя денежные средства, банки являются институтом, определяющим стратегию и так­тику кредитной политики, которая в свою очередь выступает в нормаль­но функционирующей рыночной экономике основным регулятором.

Регулирование ставок ссудного процента и норм обязательных бан­ковских резервов обеспечивает влияние на уровень инфляции, динамику цен, курс национальной валюты, экспорт и импорт капитала и продук­ции. Путем регулирования ссудного процента и предоставления льгот­ных кредитов в рыночных условиях осуществляется перелив инвестиций в приоритетные отрасли и сферы и, таким образом, обеспечивается ре­структуризация экономики. Поскольку краткосрочный банковский кре­дит не может решить проблем инвестирования производства для обес­печения перелива капитала из торгово-посреднической сферы в отрасли материального производства, необходимо повысить процентные ставки под краткосрочные кредиты и резко снизить их под долгосрочные. Для развития долгосрочного кредитования целесообразно внедрение и ши­рокое использование новой его формы — залогового кредитования.

Таможенная политика. Система лицензирования импорта-экспорта является в настоящее время одним из наиболее действенных рычагов воздействия государства на производителей, однако основным препят­ствием проведения последовательной таможенной политики является отсутствие четких подходов к целям и задачам развития.

Ценовая политика. Возможности воздействия на экономические процессы с помощью ценовой политики в настоящее время достаточно велики, так как в сфере государственного регулирования находятся цены на энергоносители, транспортные тарифы, а также цены на продукцию, закупаемую для федеральных нужд. Политика в области цен тесно пере­плетается с налоговым механизмом.

Денежно-эмиссионная политика. Политика в данной области явля­ется одним из проявлений бюджетной политики и является финансовым методом макрорегулирования. К финансовым методам макрорегулиро­вания часто относят и валютную политику.

Внешнеэкономическая политика. Важным направлением стимули­рования внутреннего рынка может выступать внешнеэкономическая политика. Она решает следующие задачи: регулирование внешней тор­говли, обслуживание внешней задолженности и привлечение внешнего финансирования, привлечение иностранных инвестиций.

В условиях кризиса при ограниченных возможностях стоимостных методов регулирования существенно возрастает роль организационных и нормативных методов. Сюда можно отнести: методы формирования рыночной институциональной инфраструктуры, проведение приватиза­ции и развитие различных организационных форм торгов и конкурсов.

Задачи формирования затратного рыночного механизма регулиру­ются в рамках антимонопольной политики и поддержки предпринима­тельства.

Важной функцией государственного управления является контроль за соблюдением законодательно установленных нормативов. Выполне­ние данной функции осуществляется с помощью системы администра­тивных взысканий, таких как штрафы, отмена льгот, снятие средств со счетов в безусловном порядке и т.д. С этой точки зрения нормативные требования законодательства всех уровней являются важнейшим усло­вием управляемости. Задача заключается в действенных системах кон­троля за их выполнением.

На региональном уровне важно закрепление финансовой базы инве­стиционной деятельности в виде долгосрочных стабильных нормативов. Например, в США функционирует весьма сложная и развитая система взаимодействия федеральных, штатных и местных органов власти в об­ласти инвестиций. Выделение централизованных средств из федераль­ного бюджета на цели инвестирования носит строго программно-целевой характер и используется на строительство ЛЭП, автодорог, аэ­ропортов, содействие жилищному строительству, коммунальному хо­зяйству и др. Соотношение средств федерального бюджета и местных источников во всех инвестициях штатов и территорий в 70-е годы соста­вило 37:63, а в настоящее время изменилось в сторону сокращения цен­трализованных инвестиций и составляет 23:77.

Переход на программные методы управления в первую очередь свя­зан с ликвидацией организационной системы, основанной на планово-распределительных методах управления. Являясь по своей сути про­грессивными, программные методы на начальном этапе реформы еще не могут дать необходимого эффекта. Это связано с эклектичностью переходного периода, имеющего два противоположных системообразующих признака. Это — свободные цены как признак рыночной эконо­мики и общественная собственность как признак социалистической сис­темы.

Исходя из этого можно говорить, что по мере развития рыночных отношений эффективность использования программных методов долж­на возрастать.

Основной формой программного управления выступают целевые комплексные программы. Принципы их разработки базируются на поня­тиях и принципах программно-целевого планирования.

Наиболее важными из них являются:

  • целенаправленность — целевая ориентация программ на обеспече­ние конечных результатов;
  • системность — разработка совокупности мер, необходимых для реализации программы (организационно-экономических, законо­дательных, политических, административных, технологических и т.д.) во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом. Про­граммы, ориентированные на реализацию целевых установок раз­вития страны в целом должны иметь в общественной системе ста­тус наибольшего благоприятствования;
  • комплексность — имеется в виду, что разработка отдельных увя­занных между собой элементов программной структуры, обеспе чивающих достижение более частных целей (подцелей), должна осуществляться в соответствии с основной (генеральной) целью той или иной программы;
  • обеспеченность — состоит в том, что все мероприятия, преду­смотренные в программе, должны быть обеспечены различными видами необходимых для ее реализации ресурсов: финансовых, информационных, материальных, трудовых;
  • приоритетность — иначе говоря, отдается предпочтение приори­тетным задачам, исходя из общей концепции развития;
  • экономическая безопасность разрабатываемых мероприятий;
  • согласованность — речь идет о согласованности государственных и региональных интересов и задач;
  • своевременность достижения требуемого конечного результата в установленные сроки.

На начальном этапе переходного периода есть ограничения, суще­ственно сдерживающие распространение данной методологии как дох управления крупными инвестиционными проектами, так и управление комплексными программами. К ним относятся: общий спад производства и неустойчивое функционирование экономики; резкое сокращение государственных инвестиций и спад инвестиционной активности; высо­кий уровень инфляции; недостаточная развитость кредитно-финансовой и банковской систем, сдерживающая оборот инвестиций и капиталов; отсутствие надежной системы обеспечения гарантий и льгот для инве­сторов, в том числе иностранных.

Методы управления проектами — проверенный инструмент реализа­ции инвестиционных проектов необходимого качества в установленные сроки в рамках принятого бюджета.

Помимо идеологии программного управления к предпосылкам пе­рехода на методы управления инвестиционными проектами можно отнести:

  • ликвидацию планово-распределительной системы, основанной на принудительном и волевом администрировании, начало форми­рования правовой системы регулирования;
  • постепенный переход к рыночным отношениям и становление различных форм собственности;
  • проведение приватизации государственной собственности;
  • определенное движение в направлении демонополизации произ­водителей и разного рода подрядных организаций, в частности, в инвестиционной сфере, подрядной деятельности, научных иссле­дованиях, проектировании и т.д.;
  • отмену государственной монополии в области внешней торговли;
  • формирование рынка инвестиционных проектов, недвижимости (незавершенное строительство), ценных бумаг, подрядных и дру­гих работ;
  • процесс децентрализации управления и постепенную передачу определенных функций на места;
  • процесс образования новых организационных форм управления рыночного характера;
  • создание инвестиционных компаний, инжиниринговых и консалтинговых фирм, предлагающих свои услуги в области экономи­ческой, управленческой, информационной поддержки реализации проектов;
  • появление в инвестиционной  сфере  первых  проектно-ориентированных структур, создаваемых как на основе государ­ственных предприятий, так и вновь организованных фирм;
  • определенные изменения в психологии управленцев;
  • развитие компьютерных программ, сетей и электронной почты;
  • активное привлечение к реализации инвестиционных проектов иностранных подрядчиков и инвесторов, которые уже сегодня широко используют методы управления проектами;
  • создание новых рыночных структур, работающих с проектами (инвестиционные фонды, финансовые компании, коммерческие банки и др.), которые строят свою работу на проектной основе.

Немаловажным при решении о возможности инвестирования является также оценка эффективности капитальных вложений. С целью оценки эффективности вложений на основе сопоставления затрат на проект и результатов его реализации используется концепция проектного анализа (анализ инвестиционных проектов).

Проектным анализом называется процесс анализа доходности ка­питального проекта. Иными словами, это сопоставление затрат на капи­тальный проект и выгод, которые будут получены от этого проекта. А так как выгоды от любого инвестиционного (капитального) проекта и затраты на него обычно многочисленны и не всегда легко вычисляемы, то определение доходности превращается в длительный анализ всех ста­дий и аспектов инвестиционного проекта. В результате проектный ана­лиз стал концепцией, которая кладется в основу инвестиционных проек­тов в странах с рыночной экономикой. В концепции проектного анализа сложился свой подход к стадиям проекта и аспектам его анализа.

По мере подготовки и реализации инвестиционный проект проходит «жизненный цикл», состоящий из различных стадий. Границы между ними не всегда четки, но, тем не менее, можно выделить шесть таких ста­дий (иногда их насчитывают восемь):

1,2. Предидентификация и идентификация проекта (эти две стадии часто объединяют). На этих стадиях вначале рождается сама идея, а за­тем подготавливаются основные детали проекта, он проходит предвари­тельное обоснование и сравнивается с набросками других проектов, признается заслуживающим детальной разработки. Иначе говоря, это стадия предварительного технико-экономического обоснования.

  1. Разработка проекта. На этой стадии, которую можно назвать ста­дией подготовки технико-экономического обоснования, осуществляется детальная проработка всех аспектов, призванных обосновать выгод­ность проекта.
  2. Оценка (экспертиза) проекта. Подготовленный проект изучается и обсуждается руководством фирмы, независимыми экспертами, потен­циальными кредиторами и т. д,
  3. Принятие проекта (переговоры по проекту). На этой стадии руко­водство всех уровней и кредиторы принимают окончательное решение по проекту, а так как у самой фирмы обычно имеются альтернативные возможности для использования экономических ресурсов или же у кре­диторов имеются предложения о финансировании других проектов, то эта стадия может оказаться не такой короткой, как кажется на первый взгляд.
  4. Реализация проекта. Здесь главное — это контроль и наблюдение за реализацией проекта, с тем, чтобы его выполнение не отклонялось от графика, и одновременное внесение оперативных изменений в проект, если они действительно необходимы.

7, 8. Эксплуатация проекта и оценка его результатов. На этих по­следних стадиях (часто объединяемых в одну) не только получают вы­годы от введенного в строй объекта, но и неоднократно сравнивают по­лученные результаты с планировавшимися. Это нужно и для анализа выявляющихся отклонений, и для приобретения опыта для подготовки новых проектов. Последняя стадия обычно самая продолжительная, так как проект начинает наконец-то работать и приносить выгоду.

 

Заключение

 

Ключевым фактором, определяющим возможность стабилизации и последующего экономического роста, является высокая инвестици­онная активность. Осуществляемые в Казахстане экономические ре­формы существенно изменили правовое, финансово-экономическое и социальное положение основного звена народного хозяйства — предпри­ятия (организации), его статус в системе хозяйственного и граждан­ского оборота. Вместо преобладавших ранее во всех отраслях эконо­мики предприятий (организаций), основанных на государственной соб­ственности, возникли и функционируют миллионы предприятий (организаций), базирующихся на частной, смешанной, акционерной соб­ственности. Все это повлияло на изменение механизма управления и организации инвестиционной деятельности как основы экономического роста, на повышение конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Одновременно с развитием рыночных отношений в практике хо­зяйственной деятельности предприятий всех форм собственности широкое распространение получили финансовые инвестиции. Появля­ется все больше акционерных обществ; государство, банки, предпри­ятия все чаще используют долговые ценные бумаги как способ привле­чения свободных денежных капиталов. Развивается рынок производных ценных бумаг — фьючерсных контрактов, закладных.

  В эту трудную эпоху перемен Казахстану необходимо определить какую стратегию выбрать для своего развития. В настоящее время необходимо определить нужно ли привлекать инвестиции и если да, то на каких условиях.

  На мой взгляд, для того, чтобы привлечь потенциальных инвесторов на казахстанский рынок необходимо в первую очередь снизить налоги, т.к. в настоящее время в Казахстане слишком высокая совокупная норма налогообложения. Также я считаю, что необходимо ввести стимулирующие льготы именно на инвестирования в сфере обрабатывающей промышленности, т.к. в настоящее время основная масса инвестиций приходится на добывающую отрасль, в связи с чем происходит «разбазаривание» национальных природных ресурсов и «выкачивание» денег из экономики страны.      

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиций» — апрель 1998.
  2. Закон Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях», декабрь 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 15.10.95 г.. 15.07.96 г. 02.06.97г 11.07.97 г, 16.07.97 г.).
  3. Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об ино­странных инвестициях» от 16 июня 1998 г. — Каз. правда, 18 июля 1998 г.
  4. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улуч­шение благосостояния всех казахстанцев. Послание страны народу Казахста­на Каз. правда, 11 октября 1998 г.
  5. Алимбаев А. и др. Инвестиционный процесс как социально-экономическая система/ Алимбаев А.. Жуманова Б., Садыкова А.// Транзитная экономика. — 1999.-№ 1.
  6. Алыбаев С.А. «Перспективы интеграции Казахстана в мировую экономику»
  7. Атамкулов Б., Исенов М. Свет и тени инвестиционной политики// Аль-Пари. — 1999.-№ 1,-с. 32-37
  8. Байтелекова Б. «Иностранные инвестиции в Республики Казахстан»/Деловая неделя № 11, 1998.
  9. Инвестиции в основной капитал// Статистическое обозрение Казах­стана. — 1999.-№ — 4.-с. 11-13.
  10. Отраслевой и региональный аспекты привлечения иностранных инвестиций в экономику Казахстана. Г. Балахметова. Аль-Пари, № 6, 2000г.
  11. Финансы. Учебник. Мельников В.Д., Ильясов К.К., Алматы, 1998г.
  12. Программа государственных инвестиций РК на 2000-2002 годы.
  13. Внешнеэкономическая дея­тельность Республики Казахстан. Статистический сборник. Агент­ство Республики Казахстан по статистике, Алматы, 2002.
  14. Финансы, денежное обращение и кредит. Под редакцией В.К. Сенчагова, М.: «Проспект», 1999г.
  15. Финансы. Под редакцией Дробозиной Л.А., М. 1999 г.
  16. Финансы. Под ред. В.М. Родионовой. М., 1995 г.